Библиотека soteria.ru
Поверженные алтари
Алексей Опарин
Дата публикации: 27.06.14 Просмотров: 6553 Все тексты автора Алексей Опарин
4. Беда: результат или причина?
Книга пророка Малахии в отличие от других библейских книг написана в очень необычной форме, форме диалога между пророком и израильским народом. Так, каждую их шести речей Малахия начинает со слов обвинения народа в отступничестве, затем следует, как бы, возражение на это самого народа, после чего пророк приводит доказательства в пользу своего обвинения. Это придает книге необычайную живость, позволяя читателю, как бы, участвовать в диалоге с пророком. Уже первые фразы вести, обращенной Малахией к народу, заставили людей прислушаться к словам этого молодого человека. «Пророческое слово Господа к Израилю через Малахию» (Мал. 1:1). Переведенное здесь как «пророческое слово» в еврейском оригинале обозначает понятие, что значит дословно бремя, тяжесть, огорчение (по-еврейски — масса). На протяжении почти всей ветхозаветной истории, вплоть до пророка Иеремии, этим словом обозначались лишь пророческие вести, обращенные против языческих народов, и только позднее им стали обозначать и вести, обращенные к Божьему народу. Таким образом, уже с первых слов своей проповеди Малахия возлагает бремя обличений на народ, отступивший от Бога. Фраза о том, что пророческое слово дано именно через Малахию, также примечательна. Ибо обыкновенно обличения и назидания произносили священники и старейшины народа, но здесь весть дана через Малахию, т. е. «Моего (Божьего) вестника», т. е. дана непосредственно от Самого Бога. Вместе с тем сама весть начинается не с обвинения, а с напоминания: «Я возлюбил вас, говорит Господь» (Мал. 1:2). Это не общие слова о любви к человечеству вообще, это личные слова о любви Бога к Израильскому народу. Сегодня, как никогда ранее, очень много в проповедях, теле- и радиопрограммах, книгах говорится о любви Божьей. Это самая популярная тема современного христианства, которую несут все без исключения конфессии. И это, с одной стороны, прекрасно, а с другой — создает две очень важные проблемы. Во-первых, сегодня, к сожалению, проповедуется этакая беспринципная «всепотакающая» любовь Бога к людям. Вы все можете делать, жить как угодно, падать сколько угодно — Бог все равно вас любит и примет, уверяет большинство проповедников большинства конфессий. Они уподобляют Бога родителям, которые слепо любят своих детей, потакая всем, даже их самым эгоистичным желаниям. Но истинная цель Бога — спасти и изменить человека, подготовить его характер к вечности, а не привести человека к погибели, сделав из него эгоиста. Во-вторых, проповедью о такой всепотакающей любви эти проповедники не говорят о Боге, как о Судье, уверяя, что Бог вообще никого не наказывает, а делает все это дьявол. Но суды над допотопным миром, Содомом и Гоморрой, Вавилоном — это Божьи суды, суды справедливые, суды над теми, кто сознательно отверг Его, поправ Десятисловный Закон. Но это именно Божьи суды. И в конце времени Бог будет судить людей и этот суд по Библии уже идет с 1844 года. Но дьявол очень не заинтересован, чтобы люди были готовы к суду, и потому он очень рад, когда широко проповедуется о том, что Бог никого не осудит и всех простит. В-третьих, такая широкая проповедь о Божьей любви привела к тому, что сегодня это великое понятие стало для огромного числа людей какой-то «шаблонной» фразой, за которой кроме красивых слов ничего не стоит. Это понятие ассоциируется для большинства людей с понятием любви Бога к человечеству, а не лично ко мне! Сегодня, пожалуй, все верующие скажут, что Бог любит человечество, но могут ли они сказать, что Бог любит конкретно их? Огромное количество проблем как раз возникает из-за того, что люди не уверены в том, что их, именно их, любит Бог. Не уверены, потому что не знают Бога лично, потому что не поклоняются Ему так, как говорится в Библии, не общаются так, как учит Писание. Каждый знает, как много в молодости значили для него слова: «Я люблю тебя». Они окрыляли, давали силы, вселяли уверенность, помогали переносить любое горе и испытание. В то же самое время как бывали мы опустошены, когда нам говорили: «Я не люблю тебя». И вот наш Небесный Отец сегодня уверяет нас через Малахию, что Он любит нас. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Заметим, чтобы не погиб всякий, каждый верующий, то есть и вы, и я, читатель. Бог очень любит лично каждого из нас, сочувствует нам, принимает нас такими, какие мы есть, дает силы для исправления характера и решения наших нужд и проблем. Но в ответ на это утверждение следует вопрос слушателей Малахии: «В чем явил Ты любовь к нам?» Ранее мы уже говорили о том, что во дни Малахии Иудея испытывала весьма сложное социально-экономическое положение, а главное те обетования, которые Бог обещал исполнить по их возвращении из Вавилона в Палестину, так и остались невыполненными. Сегодня также многие люди, в том числе и верующие, задают Богу, если не прямо, то в глубине души тот же вопрос: «Мы пришли к Тебе, приняли крещение, а проблемы у нас остались. Мало платят, не на что учиться, плохое отношение начальника на работе, недоразумения в семье. Где же исполнение Твоих обещаний?» Однако, если бы народ того времени или мы сами задумались, то мы бы увидели, что большинство бед нашей жизни являются результатом нашего неповиновения Богу. Беда — это не причина наших несчастий, это результат нашего неповиновения. Безусловно, бывают особые Божьи испытания (как, например, у Иова), которые Господь допускает в жизни человека, то ли для свидетельства веры другим людям (как в дни первоапостольской церкви), то ли для очищения. Но все же большинство проблем вызываем мы сами своей гордостью, эгоизмом, упрямством. И вот, отвечая на вопрос израильтян о том, в чем Бог явил к ним любовь, Сам Господь отвечает: «Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова» (Мал. 1: 2). «А Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни. Если Едом скажет: мы разорены, но мы восстановим разрушенное, то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда. И увидят это глаза ваши, и вы скажете: «возвеличился Господь над пределами Израиля!» (Мал. 1: 3-5). В этих словах Бог напоминает иудеям хорошо знакомую им историю из жизни древнего патриарха Исаака, у которого было два сына — старший Исав и младший Иаков; и если последний, несмотря на многие отрицательные стороны своего характера, шел за Богом, посвятив, в конечном счете, Ему свою жизнь, то Исав так и остался мирским человеком, не имевшим интереса к Истине и продавшим Божьи благословения за чечевичную похлебку. Причина Божьего предпочтения Иакова Исаву состоит не в предопределении, как учат некоторые церкви, а в отношении этих братьев к Богу, к Истине. Бог избирает Иакова, хотя по праву рождения, должен был быть избран Исав. Употребленное здесь слово «возненавидел» по отношению к Исаву для древних евреев имело не совсем то значение, которое мы вкладываем в него сегодня. В древности ненавидеть кого-либо означало не иметь с ним каких-либо отношений на основе любви. Бог проявил к ним Свою любовь на протяжении долгих столетий в течение почти 1400 лет (от Иакова до Малахии), ведя и храня их. Во-вторых, Он призывает направить их взоры на Юг и посмотреть, что стало с царством Исава — Эдомом. Как и Израиль, Эдом понес за свой грех Божий Суд в виде вражеских нашествий. Но если Израиль после вавилонского плена вернулся на свою землю и отстроил свои города, то земля Эдома и его народ постигла страшная участь, которую они, впрочем, избрали себе сами. И до сих пор остатки этого зловещего царства, Петра, столица которого, будто бы парила над землей, вселяют трепет в каждого, кто оказывался у кровавых ступеней Петры, к которым мы и отправимся в следующей главе.