Библиотека soteria.ru
Формула жизни
Алексей Опарин
Дата публикации: 28.07.14 Просмотров: 10304 Все тексты автора Алексей Опарин
14. Васанские телицы
«Слушайте слово сие, телицы Васанские, которые на горе Са-марийской, вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих, говорящие господам своим: «подавай, и мы будем пить!»» (Ам. 4:1). Будучи пастухом, пророк делает образное, но очень меткое сравнение богатых самарийских женщин с телицами Васана. Ва-сан (в переводе — мягкий) представлял собой район, находившийся восточнее Генисаретского озера и славящийся своими тучными пастбищами, которые были в древности синонимами богатства, в связи с чем их упоминали и ветхозаветные пророки:
—
л. История. В кн. Византийские историки о падении Константинополя в 1453 году. СПб.: Алетейя, 2006. С. 99-101.
92
Иеремия 50:19, Михей 7:14. Другую славу Васана составляли стада откормленного скота и прекрасные его породы (Пс. 21:13; Ие-зек. 39:18). Откормленные телицы Васанские были хорошо известны на рынках Самарии, где имели большой спрос. Пасясь на тучных пастбищах Васана на берегах реки Ярмук, монотонно жуя жвачку, эти животные не испытывали ни в чем нужды. И вот именно с этими упитанными монотонно жующими коровами Амос сравнивает самарийских аристократок. Этих женщин и девушек, не могущих себе даже вообразить, а самое главное, и не желающих представить, что кто-то может умирать с голоду, в то время как они требуют от своих мужей принести им чашу с дорогим вином или новое экзотическое блюдо. Эти женщины, подобно телицам, были не способны видеть дальше своих низменных потребностей. Подобно телицам, они стремились лишь к материальным благам, а точнее, излишествам. При раскопках Самарии археологов поразило страшное социальное расслоение, имевшее место в этом городе. Богатейшие дома соседствовали с убогими лачугами. Ученых современности поразило, о чем мы уже упоминали, количество вина, потреблявшееся в столице Израиля, масса изделий из слоновой кости, украшавших дворцы, и… обилие косметических принадлежностей. Дело в том, что когда речь идет о парфюмерии, маникюре, педикюре, крашении волос и ресниц, то мы обычно представляем себе, что все это возникло сравнительно недавно, на протяжении последних двухсот лет. Однако это далеко не так. Древний мир знал даже многие секреты парфюмерии, которые неизвестны современным косметологам. «Текстильный город Беф-Асбея на юге Иудеи славился производством виссона — лучшего сорта беленого льна. 10 рубах из виссона упоминаются в одной из надписей Асархаддона — великого ассирийского царя. Хеврон и Кириаф-Сефер были крупными центрами красильной промышленности. Обнаруженные в этих местах при раскопках большие каменные чаши и устройства наподобие котлов со входными и сливными трубами использовались некогда для окраски тканей. В древнем Дебире была известна даже техника холодного окрашивания. «…Кто говорит: «построю себе дом обширный и горницы просторные, — говорится в Книге Пророка Иеремии (22:14), — и прорубает себе окна и обшивает кедром и красит красною краскою». Стены покрывали лаком или мозаичными плитками, обивали тканью. Кожаные и деревянные изделия красили в самые разнообразные цвета. Прекрасные женщины пользовались краской для губ, щек и век. «Как лента алая губы твои… как половинки гранатового яблока — ланиты твои под кудрями
93
твоими»; «и волосы на голове твоей как пурпур»; (Песнь Песней 4:3, 7:6), — восклицает сам царь Соломон в Песни Песней — одном из великолепнейших в мире произведений любовной лирики. Песнь Песней передает поэтическим языком свойственную израильтянам тягу к украшениям и даже сообщает некоторые секреты, при помощи которых израильские красавицы подчеркивали свою природную прелесть. Перечисленные здесь драгоценные благовония и предметы косметики, притирания и красители для волос до наших дней применяются в косметической промышленности Европы и других континентов. Благовония со сладким ароматом всегда пользовались большим спросом. Перечень ценных ароматических смол не исчерпывался ладаном, который был необходим как курение в храмовых ритуалах: ароматические смолы находили себе место и в повседневной жизни — для умащения одежды и волос, диванов и кроватей. «Коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими; спальню мою надушила смирною, алоем и корицею» (Притч. 7:16—17) — так повествуется об искусных уловках, на которые идут соблазнительницы. «Все одежды Твои, как смирна и алой, и касия», — говорится в похвале Богу из 44-го Псалма (стих 9). Современные ботаники исследовали сохранившиеся истории о древней парфюмерии, зачастую казавшиеся фантастическим вымыслом, и пришли к выводу, что упоминавшиеся в них ингредиенты духов и красителей действительно могли добывать в те давние времена из цветов, трав и сока кустарников. Многие из этих растений привозили из других стран, но некоторые растут в Палестине и по сей день. Из Индии доставляли кассию (Cinna-monum Cassia) — дерево с коричной корой — и каламус (Andro-pogon Aromaticus), который также называют имбирной травой. Через Индийский океан они попадали в Южную Аравию, а оттуда, караванами, — в страны Средиземноморья. Корица совершила за свою историю чуть ли не кругосветное путешествие: сперва ее вывезли из Китая в Персию, оттуда — в Индию, а там ее уже стали выращивать и экспортировать в Аравию. Фимиам (ладан) добывали из кустарника босвеллия. Родина этого растения, так же как и миррового дерева (Commiphora Myrrha), — Аравия и Сомали. Алоэ изначально произрастало на острове Сокотра в южной оконечности Красного моря, откуда и происходит его латинское название — Aloe Succotrina. Палестина является родиной и других ароматических смол — «халвана», который добывают из растения, похожего на петрушку (Исх. 30:34), «стакти» — из кустарника стиракс (Исх. 30:34), ладана — из каменной розы и др. Ботаникам удалось обнаружить все аромати-
94
ческие растения, упомянутые в Библии. Рецепты приготовления благовоний из этих растений археологи обнаруживают под развалинами стен, в остатках аристократических домов и царских дворцов. Советы специалистов по производству благовоний высоко ценились. Для смешивания ингредиентов применялись ступки с пестиками; их делали из слоновой кости, известняка, а порой и из дорогого алебастра. Духи хранили в маленьких бутылочках из обожженной глины. В более крупных сосудах и кувшинах держали благовония, разведенные оливковым маслом. Оливковое масло считалось полезным дли кожи и волос. «Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает» (Песнь Песней 1:12). Эти слова относятся к распространенному обычаю, по которому израильские женщины носили под одеждой маленький мешочек с миррой. Богатые израильтянки пользовались шпильками для волос, щипчиками для завивки и зеркалами. Эти предметы роскоши привозили с Нила, где супруги фараонов пользовались ими на протяжении многих веков. И как бы ни возмущались пророки, им так и не удалось изгнать из аристократических будуаров древние эквиваленты румян и туши для ресниц! Излюбленным предметом косметики израильских женщин была рыже-красная пудра — хна. Они красили ею волосы и ногти на пальцах рук и ног. Изумленные археологи обнаружили на руках и ногах египетских мумий сделанный из хны лак для ногтей. Современные лаборатории и фабрики по производству косметики продолжают пользоваться хной, несмотря на все новые достижения химической промышленности. Брови и ресницы древние модницы красили порошком ляпис-лазури, который придавал векам особый голубоватый оттенок. Для губной помады, окрашивавшей губы в соблазнительный карминно-красный цвет, применялся, как и в наши дни, порошок из сушеных насекомых. При виде изящных флаконов для духов, шкатулочек из слоновой кости, ступок и пестиков для смешивания благовоний, которые извлекают археологи из-под руин израильских городов, невольно приходит в голову: до чего же сурово звучали угрозы пророка Исайи в этом мире, столь высоко ценившем разнообразие цвета, косметики и парфюмерии! «И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос плешь, и вместо широкой епанчи узкое вретище, вместо красоты клеймо» (Ис. 3:23)» На приобретение всех этих благовоний, духов требовались колоссальные суммы. К примеру, один из сортов мирры стоил 50 динариев за
: Келлер. Указ. соч. С. 258-262.
95
1 фунт, а 1 кг ладана — 9 динариев, в то время как, к примеру, жалованье высокого чиновника Древнего Рима составляло 120 динариев в год, а жалованье легионера — 72 динария в год1. При этом самарийские аристократки не задумывались над теми путями, по которым их мужья получали такие деньги, которые могли бы покрывать покупку для них красок для ногтей, туши для глаз, благовоний, дорогих одежд. Пресыщенность всегда рождает вопиющее извращение, когда сильные мира сего не знают уже, куда девать деньги и чем можно развлечь себя. В то время как в Самарии умирали от голода люди, модницы времен Амоса тратили огромные суммы на покупку дорогих и ненужных вещей, не чувствуя, что со всех этих благовоний, драгоценных одежд стекают кровь и слезы тысяч людей. Наш современный мир не только не учел уроков древней Самарии, но превзошел ее в своем стремлении к мотовству, которое, впрочем, более свидетельствует не о богатстве, а просто — о духовной деградации. Мы специально сделали подборку самых дорогих вещей из различных сфер жизни человека, которые были приобретены в течение последнего полугода.
• Самый дорогой салат стоимостью 637 фунтов (около 1000 долларов) за порцию, представлен поваром Раймоном Бланом на Национальной неделе салатов. Салат под названием Sala-de Croustillante Terre et Мег венчает меню ресторана Le Manoir aux Quat Saisons в Оксфорде и состоит из самых дорогостоящих ингредиентов. Главный ингредиент — уникальная икра белуги Almas, ее отличительная особенность — белый цвет. Икру добывают из рыбы, которой более 100 лет, так как считается, что чем старше белуга, тем более нежный вкус у ее икринок. Икра эта чрезвычайно редкая и умопомрачительно дорогая. Расфасовывает ее лишь одна иранская фирма House Almas, причем в банки из чистого золота 24 карат — примерно 998 пробы (самое чистое золото в мире). Килограмм белой икры вековой белуги стоит свыше 23 тысяч долларов. До недавнего времени вкушать икру Almas было привилегией шаха, всем другим за попытку отведать икры отрубали правую руку. Помимо нее, в салате используются самые дорогие черные трюфели, особые виды лангустов и лобстеров, оливковое масло, листики молодого салата, красный румынский перец, уксус 30-летней выдержки и обыкновенная картошка.
1 Бретон Ж. Повседневная жизнь Аравии счастливой времен царицы Савской. М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2003. С. 97.
96
• Самая дорогая марка. Марку номинальной стоимостью в 1 франк, датируемую концом XIX века, приобрел на аукционе в Париже анонимный покупатель за 924 тыс. евро. Это самая дорогая марка в мире. На продажу был выставлен блок из четырех марок красного цвета с изображением римской богини плодородия Цереры, одна из голов которой оказалась перевернутой в результате брака при печати. Именно бракованная марка и оказалась самой дорогой.
• Самый дорогой в мире телефонный номер был продан на благотворительном аукционе в Катаре. За 1,5 миллиона фунтов счастливчик, пожелавший остаться неизвестным, приобрел номер 666-6666. Предыдущая подобная покупка была совершена в Китае, где номер 8888-8888 (у китайцев 8 означает богатство) был продан за 270 тысяч фунтов. А в России номер с одинаковыми четырьмя последними цифрами стоит от 5 до 10 тысяч долларов.
• Самое дорогое путешествие — полет на Международную космическую станцию. Американский бизнесмен Денис Тито и компьютерный магнат из ЮАР Марк Шаттлворт заплатили за этот тур каждый по $20 миллионов.
• Некая Йони Римм не пожалела $50 тысяч за поцелуй Шэ-рон Стоун. На благотворительном аукционе Стоун на виду у публики целовала Римм в течение минуты.
• На аукционе ebay одна девушка выставила на продажу собственную девственность. Всего было получено 17 заявок, самая высокая из которых достигла $10 миллионов.
• На том же аукционе был и другой забавный лот — призрак, замучивший своего хозяина. 84 заявки, из которых самая высокая — $99 миллионов. Правда, руководство сайта решило снять лот с продажи.
• Актриса Линдсей Лохан порой тратит на покупку одежды $100 тысяч в день. Однажды она успела потратить $20 тысяч за двадцать минут, что, впрочем, не спасло ее от того, что по итогам 2005 года она вошла в десятку самых безвкусно одетых людей. Так что платья стоимостью в миллион — еще не показатель вкуса.
• Самые дорогие ковбойские сапоги были проданы за $75 тысяч компанией Tres Outlaws. Зато на них была воспроизведена история всей Мексики, и инкрустированы они были золотыми и серебряными монетками разных эпох. Дизайнерская работа заняла 100 часов, ручная резка кожи — еще 300, красильные и дубильные работы — 200.
• Самые дорогие босоножки продавались в лондонском Наг-rod’s — по миллиону фунтов за пару. Их создал Stuart Weitzman из платиновой нити и 642 рубинов.
97Сайт А. А. Опарина —
• Самые дорогие джинсы стоят $10 тысяч — творение Escada, усыпанное кристаллами Swarovski. Чуть меньше — 4 тысячи, — джинсы Levi’s с платиновыми пуговицами. Впрочем, в свое время компания Levi Strauss купила на аукционе eabay джинсы собственного производства… 1880 года и выложила за это $46 532.
• Самые дорогие часы в мире, Vacheron Constantin, стоят $1,5 миллиона. Вторые по стоимости часы — Blancpain, $839 тысяч.
• Самым дорогим кольцом до недавнего времени считалось то, что Ричард Бертон подарил Элизабет Тэйлор, — в 2002 году его купили на аукционе за $80 тысяч. Но сегодня это уже не цена. Так, диадема, которую принцесса Маргарет надела в 1960-м во время королевского венчания, была продана за 926 тысяч фунтов. А обручальное кольцо Мелании Клаусе обошлось Трампу в $1,5 миллиона.
• Ешьте золото! Прямо-таки волшебные капсулы предлагает вашему вниманию дизайнер Тобиас Вонг. Что там новомодные ухищрения химиков-кулинаров — природа уже все продумала для вас, дорогие цари Мидасы. Капсулы выполнены из чистейшего 24-каратного золота! Стоимость одной капсулы ровно 275 долларов.
• Но Вонг в своей идее драгоценных пилюль не оригинален. Англичанин Тод Ноэн тоже дизайнер и не имеет к медицине никакого отношения, однако изобрел изящное лекарство от семейных ссор. Это не сверхдорогой курс психологической поддержки, нет. Ноэн рекомендует: все, что нужно для счастливой семейной жизни — съесть во время свадебной церемонии капсулы, покрытые золотом.
• Органичным дополнением к такому безумному обряду бракосочетания будет свадебный торт, покрытый кристаллами Swarovski. Верх абсурда: не съедобно, зато красиво. Кулинары из компании Tammy & Luke выложат на торте надпись или рисунок из кристаллов любого размера и цвета. Цена за один(!) кристалл — 150—200 долларов. Что только не сделаешь, чтобы свадьба запомнилась на всю жизнь?!
• В продолжение сладкой темы отметим, что Swarovski — еще полбеды. Как вам торт, покрытый настоящими бриллиантами? Мания величия или просто искусство? Так или иначе, торт можно купить… за $20 млн.
• Звездная пара Брэд Питт и Анджелина Джоли подарили своей новорожденной дочурке соску, покрытую драгоценными камнями. Соска состоит из 278 бриллиантов общим весом в три карата, при этом все камни инкрустированы в 14-каратное белое золото. Как и полагается детской соске, она имеет силиконовую насадку и подвижную ручку.
98
• Самая дорогая в мире тушь для ресниц и блеск для губ за 14 млн долларов создана специалистами компании Н. Couture Beauty. Для украшения туши было использовано 2500 этих драгоценных голубых камешков, емкость же для блеска дополнили 1200 розовыми «лучшими друзьями девушек». Флакончики сделаны из 18-каратного золота.
• Американская компания Asanti делает колесные диски, инкрустированные 26 тыс. бриллиантов и 1200 рубинами. Комплект стоит 2 миллиона долларов.
• Бутылка водки Diva, профильтрованной через алмазную крошку, стоит миллион долларов.
• Визитки от компании Mitsubishi Materials Corp изготовлены из золота 999-й пробы. Как отметили авторы новинки, эти визитки имеют стандартный размер, поэтому легко поместятся в специальном чехольчике для business card, а ее вес — менее 1 грамма. По некоторым данным, стоимость одной такой визитки — около 85 долларов.
• Экстравагантное приспособление — это платиновый вибратор для полового возбуждения. Производитель выпускает также вибраторы из золота. Цена невысока — всего около 500 долларов.
• Опрос фирмы Taubman Centers показал, что 90% кошко- и собаковладельцев планируют сделать своим питомцам новогодний или рождественский подарок. В числе наиболее фешенебельных подарков этого сезона: электронный переводчик с собачьего Bow-Lingual ($99,95), собачий одеколон Gramercy Park Dog Cologne (производитель — компания Ralph Lauren, стоимость $25), учебник йоги для собак Doga ($14,95), украшенная изысканным золотым орнаментом мисочка для кошачьей еды (производитель — компания Gucci, стоимость $1,220, собачья версия кормушки стоит $990), бархатная кроватка для кошки с монограммой владелицы ($49,95) и т. д.1 Вдумаемся, фактически обычный салат в 1000$, бракованная марка почти в 1 млн евро, 50 тыс. долларов за поцелуй актрисы, золотые капсулы в качестве еды, свадебный торт за несколько миллионов долларов, джинсы в 10 000 долларов. Можно не идти за столь экстравагантными вещами, а пройтись по некоторым столичным ресторанам
1 Ванчугов В. В. Зверские новости. 4.12.2003. «Российское образование», http:// www.humanities.edu.ru/db/msg/49484; Luxury-маразм: Самые абсурдные предметы роскоши. «Бизнес-Стиль», http://style.rbc.ru/; Самые дорогие и экстравагантные покупки. htrp://www.karta-m.ru/spravochnaya_inf/stati/dorogie_podarki. htm; 12 самых дорогих вещей 2003 года, http://www.newsru.com/.
99
и кафе. Помню, как в один из холодных дней во время пребыва-
ния в Москве мы зашли в кафе в ГУМе выпить горячего чая; налив нам чай, продавщица спокойно произнесла, сколько мы должны заплатить… Оказалось, что сумма двух чашек обычного чая стоила 360 рублей (больше 70 гривень). Нам как-то сразу расхотелось пить, и, поблагодарив, мы вышли из кафе. Цены же в фешенебельных ресторанах за тот же стаканчик чая измеряются в сотни долларов, а стоимость обыкновенного сока, той же «Сан-дорры» и «Джаффы», измеряется в цифрах, напоминающих телефонные номера. И в эти рестораны идут тысячи людей, современных Васанских телиц, готовых переплачивать в сотни раз за товар, который можно купить в любом магазине, с единственной целью — почувствовать и показать свою принадлежность к этому высшему обществу. Правда, непонятно, высшему… относительно чего? Поскольку ни ума, ни таланта там нет вовсе. Сегодня экраны телевизоров заполнены передачами, с каким-то непонятным упоением и восторгом повествующими о жизни этого высшего общества, «золотой» молодежи. Причем в них эти духовно опустошенные люди с плоскими шутками, неграмотной речью, но вопиющим бесстыдством выступают в качестве героев нашего времени, а их мнения и взгляды с жадностью впитывает современное поколение, не задумываясь при этом над тем, что эти современные Васанские телицы существуют за счет их же самих. Сегодня на земле в достаточном количестве питается лишь треть населения, ежеминутно умирают дети от нехватки еды, а их родители кончают жизнь самоубийством от отчаяния, вызванного невозможностью прокормить семью. В других случаях обезумевшие родители многодетных семей продают одного из своих детей «на органы», которые будут трансплантироваться, в том числе и для омоложения, этим Васанским телицам. Последние не чувствуют уже практически ничего, ибо в подавляющем проценте случаев их организм духовно и физически убит алкоголем, венерическими заболеваниями, наркотиками. Огромный процент тех, кто еще недавно сверкал в ресторанах и на презентациях, умирает с провалившимся носом и пергаментной кожей, а ожерелье из бриллиантов они сменяют на «ожерелье Венеры», представляющее собой проявление патологических образований на коже, опоясывающих шею и являющихся одним из признаков сифилиса. Этих людей, по большому счету, очень жаль, ибо они пресытились до того, что уже в жизни не видят никакого смысла. В той жизни, которую они вели и так хотели иметь. То есть — жизни материальной, жизни телиц, не испытывающих духовных потребностей, ибо они им не нужны, т. к. они… животные. И как страшно, когда человек превращается в живот-
ное, становясь Васанской телицей. Но еще страшнее происходит тогда, когда человек знал Бога, знал истину и добровольно, влекомый образом Васанских телиц, начал преображаться в их подобие. Как страшно, что сегодня этот образ становится популярным среди верующей молодежи, которая начинает стремиться подражать Васанским телицам, забывая о ниве Божьей и спеша на тучные луга Васана. «Мода растлевает разум и разъедает духовность нашего народа. Преданность моде проникает в церкви и разделяет наш народ с Богом больше, чем любая другая сила… На нас как на народе лежит ужасный грех, состоящий в том, что мы позволили членам нашей Церкви носить одежду, несовместимую с их верой. Мы должны немедленно очнуться и закрыть дверь для соблазнов моды. Если мы этого не сделаем, в наших церквах начнется нравственное разложение»1. Не являемся ли мы свидетелями этого уже происходящего нравственного разложения в наших церквах? Можно ли продолжать закрывать на это глаза? Если более ста лет назад вестница Господня писала, что Церкви «Больше напоминают театр, чем место поклонения Богу», то что она написала бы сегодня, увидев одежду многих из тех, кто приходит на собрания в дом Божий? Христос дважды очищал храм от тех, кто осквернял его своим непристойным поведением. В первый раз Он сказал им: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Иоан. 2:16). Спустя три года, когда осквернение не прекратилось, но увеличилось, Он употребил более крепкое выражение: «Вы сделали его вертепом разбойников» (Матф. 21:13). По причине несоответствующей одежды многих, приходящих сегодня в дом Божий, вестница Господня могла бы сказать: «Вы превратили его в стриптиз-клуб». К сожалению, это не только не осуждается, но, наоборот, нравится многим и оправдывается служителями церкви. В одной из публикаций, посвященной нынешнему состоянию церкви, было помещено печальное сообщение о том, что одна из посетительниц церкви испытала глубокое разочарование, когда случайно узнала, что ее весьма уважаемый пресвитер находит удовольствие в посещении стриптиз-клуба. Слово «стриптиз» заимствовано из английского и, согласно словарю иностранных слов, состоит из двух частей: первая — «стрип», что означает «раздеваться», и вторая — «тиз», что означает «дразнить». Этим словом обозначают эстрадные представления, во время которых участницы постепенно раздеваются донага. Зрители, жаждущие испытать похотливое возбуждение, находят удовольствие в созерцании этой картины. В стриптиз-клубе две группы участников.
1 Уайт Е. Свидетельство для церкви. Заокский: Источник жизни, 1998. Т. 4. С. 647-648.
100
101
Одна раздевается с целью дразнить воображение. Другая, наблюдая, испытывает от этого возбужденное удовольствие. Сатана озабочен тем, чтобы весь мир превратить в огромный стриптиз-клуб. В том числе и церкви народа Божия. Для него не имеет значения, будет ли это совершено моментально, за несколько часов или за один вечер, или для этого потребуется жизнь одного или нескольких поколений людей. Главное, чтобы была достигнута цель — привести общество к полному разврату. Для этого не обязательно сразу показывать полную наготу. Вначале можно сделать небольшие изменения в одежде, лишь бы таким путем достигнуть возбуждения в окружающих. Когда это малое изменение перестанет быть эффективным и будет рассматриваться как норма поведения, тогда можно постепенно идти дальше. Вестница Господня по поручению Бога предупреждала: «Любовь к одежде (имеется в виду несоответствующая одежда — А.О.) ставит под угрозу нравственное благополучие женщины и делает ее непохожей на женщин-христианок, которых отличают скромность и целомудрие. Броское, экстравагантное платье слишком часто пробуждает похоть в сердце той, на ком оно одето, и низменные страсти в сердце смотрящих на нее»1. Несмотря на такое определенное предостережение, одним (особенно среди молодежи) нравится дразнить, возбуждать, другим,— смотря, испытывать возбуждение. Сатана с настойчивостью и упорством достигает своей цели. Не сразу вошли в обиход глубоко декольтированные платья или платья с короткими рукавами и вообще без них. Не сразу мужчины осмелились появляться в общественном месте в футболках, с короткими рукавами, а тем более в коротких шортах. Не сразу вошли в моду мини-юбки, а плотные чулки были заменены прозрачными чулками телесного цвета, пока, наконец, не исчезли с ног женщины совсем. Платье с вырезом на животе, которое осмелилась однажды одеть первая бесстыдница, теперь заменено полностью обнаженной талией, и это стало «нормальной» одеждой всех модниц. Не сразу вошли в практику общественные пляжи, а тем более групповые совместные купанья церковной молодежи или общие пляжные встречи семейств пасторов. Не сразу вошли в интерьер культурного человека порнографические картины. Их можно было встретить разве только на обратной стороне игральных карт и то не у всех картежников. Теперь порнография стала вполне открытым явлением. В прошлом, если кому-нибудь приходилось случайно увидеть в альбоме своих друзей пляжную фотографию, то это приводило в смущение как хозяев, так и того, кто рассматривал аль-
1 Уайт Е. Указ. соч. Т. 4. С. 645.
102
бом. Теперь даже пасторы без всякого стеснения могут держать на своем рабочем столе памятную фотографию о проведенном «отдыхе», на которой запечатлена целая группа пасторов и их жен и детей в пляжных нарядах. Можно еще и еще приводить подобные примеры. Сатана за своей работой, и ему удается проводить ее успешно. Присмотритесь внимательно к истории жителей земли, как она описана в Библии и как она происходила в действительности, и вы увидите, что Бог всегда одевает людей, а сатана все время раздевает их. И Бог, и дьявол, поступая так, преследуют свою определенную цель. Бог желает сохранить разум и чувства человека чистыми и целомудренными, сатана — развратить и повергнуть в пагубу. Давайте вспомним примеры. Бог сотворил первых людей одетыми в одежды небесной славы. Сатана, как только ему удалось ввести людей в подчинение себе, раздел их, и они оказались нагими. Поскольку чувство стыда на то время еще не исчезло из сознания человека, Адам и Ева стали скрываться за ветвями деревьев и пытались прикрыть свою наготу смоковными листьями. Бог сделал им одежды кожаные. Сатана раздел Ноя, как только ему удалось помрачить его разум употреблением алкогольного напитка. Младший сын его испытывал удовольствие от такого зрелища и приглашал к этому других (Быт. 9,22). Пожалуй, это был первый стриптиз-клуб, устроенный сатаной. Бог побудил двух других сыновей Ноя положить конец этому зрелищу, но сатана продолжает его до настоящего времени в других самых разнообразных вариантах. Евангелист Лука сообщает о человеке, одержимом бесами, который в одежду не одевался. Но как только силой Иисуса ему был возвращен здравый ум, он почувствовал необходимость одеться (Лук. 8:27—35). Людей, совершающих церковное служение, Господь предупреждал: «Не всходи по ступням к жертвеннику Моему, чтобы не открылась при нем нагота твоя» (Исх. 20:26). Сегодня мы попадаем в стриптиз-клуб, когда наши молодые сестры в платьях с глубокими разрезами по ступеням поднимаются на сцену, где совершается торжественное или свадебное богослужение, чтобы принять участие в пении или поздравлении молодых. Славится ли Бог таким поведением или сатана торжествует победу? На что скорее похожи наши молитвенные дома в жаркие летние дни: на места благоговейного поклонения Богу или опять на те же самые стриптиз-клубы, где всегда достаточно пищи для удовлетворения алчного вожделенного взгляда тех, кто развращены в своих вкусах подобно Хаму? Не испытывает ли благочестивый человек желания, подобно Симу и Иафету, войти туда задом, чтобы не видеть множества этих полунагих тел? Находит ли Господь удовольствие присутствовать на таких собраниях и
103
благословляет ли их? Когда речь заходит о необходимости быть одетыми, некоторые, уступая этому требованию, впадают еще в одну крайность, направленную опять-таки на нарушение воли Божией. Здесь мы снова встречаем злой умысел сатаны. Они одеваются в одежду противоположного пола. Но Господь говорит, что для Него это мерзость (Втор. 22:5). В книге же Откровения Господом сделано недвусмысленное, но определенное заявление, что во врата небесного Иерусалима не войдет никто, преданный мерзости (Откр. 21:27). И несмотря на это, отдельные пасторы пытаются оправдывать своих жен и дочерей, а последние — пропагандировать такой стиль одежды среди сестер. Елена Уайт, по вдохновению Божию, предостерегала об опасности и последствиях таких взглядов: «В среде женщин все более увеличивается склонность — всей одеждой и видом уподобиться противоположному полу, но Господь считает это мерзостью… В этом стиле одежды нарушен Божий порядок и пренебрежены Его особые указания. Втор. 22,5: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие». Бог не желает, чтобы Его народ принял этот стиль одежды. Такая одежда по внешнему виду нескромна и вообще не подходит для смиренной женщины, именующей себя последовательницей Христа… Согласно плану Божьему, должно быть ясное различие между мужской и женской одеждой; и Бог считает этот вопрос достаточно важным, чтобы дать точные наставления по этому поводу; ибо если бы мужчины и женщины носили одинаковую одежду, это привело бы к замешательству и увеличению преступлений»1. В сатанинской драме издевательств над Сыном Божиим во время Его земной миссии последним было снятие с Него одежды: «И раздевши Его, надели на Него багряницу… и когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели на распятие» (Матф. 27:28—31). На Голгофе это глумление повторилось, когда воины, снявши с Него одежду, выставили Его наготу на обозрение присутствовавшей там толпе. «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий» (ст. 35). Как всегда, Отец небесный вмешался в возникшую ситуацию диавольского раздевания и скрыл телесную наготу Своего Сына под покровом неожиданно наступившей густой темноты. «И сделалась тьма по всей земле до часа девятого; и помрачилось солнце» (Луки 23:44). Так было расстроено Богом устроенное сатаной позорное зрелище. «И весь народ,
сошедшийся на зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» (ст. 48). Сатана продолжает свою работу. Его цель: весь мир, все общество превратить в огромный стриптиз-клуб, обнажить моральную и духовную наготу каждого на обозрение всех. К сожалению, люди не понимают этого. «Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как содомляне, не скрывают: горе душе их, ибо сами на себя навлекают зло» (Ис. 3,9). «Стыдятся ли они, делая мерзости? Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими» (Иер. 6:15). Сегодня Господь предостерегает Свой народ в этом вопросе: «Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не видели наготы его» (Откр. 16:15). Многие читают этот текст и не задумываются о том, что физическая нагота включена в это предостережение и тесно связана с наготой духовной. Они пытаются оправдать свой внешний вид видом диких африканских племен и считают, что Бог не обращает на это внимание. Бедный Лаоди-киец, задумайся, что к тебе обращены слова твоего любящего Господа: «Не знаешь, что ты жалок и наг… Советую тебе купить у Меня одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей» (Откр. 3:17—18). Спасенные не будут нагими: «Великое множество людей… в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7:9). Но прежде, чем мы будем облечены в эти славные одежды неба, нам нужно покончить с любовью к наготе здесь. Проверим себя, что больше интересует и удовлетворяет нас: находиться там, где святые серафимы в присутствии Бога закрывают крыльями тела свои (Ис. 6:2), или в обществе тех, кто находит удовольствие обнажать и созерцать «прекрасные формы человеческого тела», созданные Богом, но обнаженные для обозрения диаволом? Дом Божий или стриптиз-клуб? — реши этот вопрос сегодня. Это связано с твоей вечной участью. Бог одевает, а раздевает, сразу или постепенно, сатана; цель и результат — различны. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает, что посеет человек, то и пожнет, сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7—8)»1.
1 Уайт Е. Указ. соч. Т. 1. С. 457,460. 104
1 По материалам пасторского консультирования.
105Сайт А. А. Опарина