Библиотека soteria.ru
Формула жизни
Алексей Опарин
Дата публикации: 28.07.14 Просмотров: 10303 Все тексты автора Алексей Опарин
16. Шкала проклятий
«Идите в Вефиль — и грешите, в Галгал — и умножайте преступления; приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня. Приносите в жертву благодарения квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них, ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог» (Ам. 4:4—5). Как и во дни пророка, так и в наши дни, к сожалению, большинство людей желают идти третьим путем — в Вефиль, исповедуя его культ, о котором мы говорили выше. Страшная особенность этого культа, подчеркнем это еще раз, кроется в том самообмане духовной успокоенности, который он внушает людям. Служить открыто дьяволу люди боятся, но и идти за Богом им также очень не хочется, ибо для этого им придется чем-то пожертвовать, и, в первую очередь, своим «Я». И потому намного удобнее Вефильский культ, представляющий из себя поклонение Богу согласно человеческим законам, установлениям и философиям. Пророк Амос иронично замечает: «Идите в Вефиль — и грешите, в Галгал — и умножайте преступления; приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня. Приносите в жертву благодарения квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них, ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог» (Ам. 4:4—5). Заметим очень важную деталь: он приравнивает ко греху, более того, к преступлению принесение жертв и десятин. Он называет грехом и преступлением то, что, вроде бы, установил Сам Бог. Но это именно преступление, ибо еще царь Соломон сказал: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость» (Притчи 28:9). Богу не нужны наши жертвы и десятины как своеобразный откуп от Него, как попытка обрядом и делами загладить беззаконие. Пророк говорит, что мы можем приносить десятины хоть через каждые три дня, но если они приносятся не от чистого сердца, а как дань, то они будут не благословением, а проклятием. Пророк обличает обрядовую сторону Вефильского культа, когда погрязшие в языческих философиях иудеи умудрялись еще и гордиться, и разглашать о своих добровольных приношениях. Кадя идолам,
115Сайт А. А. Опарина
прелюбодействуя, смешивая истину с ложью, они умудрялись считать себя святыми людьми. Своим лжеусердием они стремились показаться святыми в глазах людей. Более того, мы уже писали о том, что в те дни в Израиле происходил массовый захват земель бедняков богатыми, и вот с этих присвоенных земель, с урожая, собираемого с них, израильтяне отдавали Богу десятину. Отдавали десятину с того, что не принадлежало им, что они нагло захватили. Это были проклятые десятины. Живущий примерно в это время пророк Михей говорил: «„С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?» О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Михей 6:6—8). Но израильтяне забыли это. Подобное отступническое служение Богу является еще более страшным проклятием, чем языческие требища. Пророк Исайя по этому вопросу восклицает, сравнивая таких верующих с содомским населением. «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис. 1:10—20). Вдумаемся! Бог говорит, что Он ненавидит такое служение, такие субботы, такие пожертвования. Заметим, что
116
Он обращается к тем, кто считал себя Богоизбранным народом, но как среди них было мало тех, кто действительно принадлежал к нему не только по имени, но и по своему характеру, существу. Само по себе религиозное рвение не является доказательством истинности религии, веры. Более того, как показывает история, показное религиозное рвение часто служит компенсацией потери настоящей внутренней праведности. Через такое внешнее рвение происходит заглушение совести. Грешить, а затем в религиозной форме покаяться намного легче, чем распять плоть и отделиться от греха. Такое внешнее покаяние убаюкивает человека, приводя его к самоудовлетворению. Говоря о последнем времени, апостол Павел писал: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны… имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тим. 3:1, 2, 5). Не является ли наше сегодня служение Богу чем-то подобным? Мы привыкли говорить о проклятиях для неверующих, но не прокляты ли мы в своем так называемом служении? Апостол Павел пишет, что и причастие может стать благословением или осуждением (проклятием). «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:26—29). Израиль времен Амоса пожал проклятие от своего так называемого Богослужения. Пророк призывает израильтян вспомнить пророчества, данные Богом Моисею, пророчества, которые могли получить свое исполнение только при отступлении Израиля. Эти пророчества и их исполнение во дни Амоса можно обобщить в следующей таблице.
Наказание | Книга Второзаконие | Книга Амоса |
1 | 2 | 3 |
Голод | «Прокляты [будут] житницы твои и кладовые твои» (28:17). | «За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех селениях ваших; но вы не обратились ко Мне, говорит Господь» (4:6). |
117
1 | 2 | 3 |
Засуха | «Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь. И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом; вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, [доколе не погубит тебя и] доколе не будешь истреблен» (28:22-24). | «И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал. И сходились два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь» (4:7—8). |
Болезнь растений | «Проклят [будет] плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих» (28:18). | «Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба; множество садов ваших и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала гусеница, — и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь» (4:9). |
Нашествие саранчи | «Семян много вынесешь в поле, а соберешь мало, потому что поест их саранча» (28:38). | «Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба; множество садов ваших и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала гусеница, — и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь» (4:9). |
Эпидемии | «Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею. Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь» (28:21-22). | «Посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской, убивал мечом юношей ваших, отводя коней в плен, так что смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши; и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь» (4:10). |
1
Военное поражение
Опустошение земли
«Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли. И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их» (28:25—26).
«Сера и соль, пожарище — вся земля; не засевается и не произра-щает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей. И скажут все народы: за что Господь так поступил с сею землею? какая великая ярость гнева Его! И скажут: за то, что они оставили завет Господа Бога отцов своих, который Он поставил с ними, когда вывел их из земли Египетской, и пошли и стали служить иным богам и поклоняться им, богам, которых они не знали и которых Он не назначал им: за то возгорелся гнев Господа на землю сию, и навел Он на нее все проклятия [завета], написанные в сей книге [закона], и извергнул их Господь из земли их в гневе, ярости и великом негодовании, и поверг их на другую землю, как ныне видим» (29:23-28).____________
«Посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской, убивал мечом юношей ваших, отводя коней в плен, так что смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши; и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь» (4:10).
«Производил Я среди вас разрушения, как разрушил Бог Содом и Гоморру, и вы были выхвачены, как головня из огня, — и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь» (4:11).
118
119Сайт А. А. Опарина
Заметим, что наказания, обрушивавшиеся на Израиль, носят нарастающий характер, от голода к эпидемиям, военному нашествию и, наконец, к полному опустошению земли. И каждый раз, обращаясь к народу, Амос употребляет выражение: «Но вы…». Бог часто вынужден допускать в нашей жизни различные испытания, проблемы, чтобы остановить нас на нашем греховном пути. И если мы не останавливаемся, Он вынужден утяжелять это испытание. Но каждый раз Господь вынужден констатировать: «Но вы не обратились ко Мне». В 7 и 8 стихах 4 главы Амос подчеркивает: «И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал. И сходились два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь» (Ам. 4:7—8). То есть один город был поливаем дождем, а другой — нет. В этой неповсеместности дождя Израиль должен был увидеть действие Бога, как в свое время Гедеон увидел действие Бога, когда роса покрыла всю землю, кроме оставленной им на земле шерсти (Судей 6:36—40). Но Израиль, в отличие от Гедеона, не увидел этого, объясняя это все той же случайностью. Даже тогда, когда опустошение их земель напоминало опустошение Содома, они все равно шли своим греховным путем. И видя это, Амос призывает народ приготовиться к сретению своего Бога, к сретению Творца этого мира. Говоря о явлении Господнем, Моисей писал: «Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона» (Втор. 33:2). Да, для одних Бог откроется как Бог любви и милосердия, а для других — как огонь поядающий. «Ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор. 4:24). А как реагируем в своей жизни мы на те испытания, которые Бог допускает нам? Во-первых, воспринимаем ли мы их вообще как Божье предупреждение нам, как Его милость спасти нас, остановив на пути греха. Каемся ли мы тогда или в своем жестокосердии еще более коснеем во грехе? Те же условия проклятий, которые были даны Богом Моисею для Израиля, действуют сегодня и в наши дни. Их вступление в силу прямо пропорционально нашему отступлению от Бога. Хотим ли мы пожинать эти проклятия? Хотим ли, если они уже случились в нашей жизни, извлекать из них для себя уроки? Видим ли мы в знамениях в мире природы картины Великой борьбы добра и зла, умеем ли мы видеть руку Божью в особых знамениях, подобно Гедеону, или не видеть, подобно современникам Амоса? Чему нас учит эта шкала прокля-
120
тий Амоса, каждая из составляющих которой пропорциональна силе нашего греха и отступления? Эта шкала проклятий в нашем мире начинает уже зашкаливать, но все ее показатели — небывалый рост голодоморов, засух, болезней, эпидемий, войн — к сожалению, практически никого не учат в нашем мире и потому, как Израиль во дни Амоса, мы подходим к моменту сретения со своим Богом, Божьему суду.