18. Не ходите в Вефиль, Галгал и Вирсавию…

«Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы. Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирса-вию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто. Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле» (Ам. 5:4—6). Если мы будем внимательно исследовать свою жизнь, то увидим, что мы постоянно чего-то или кого-то ищем. Мы ищем работу, друзей, спутника жизни, хорошего врача. Ищем решения наболевших вопросов и ищем, где и что дешевле можно купить. Приехав в другой город, мы ищем нужный адрес, а в библиотеке — нужную книгу. Вся наша жизнь — это какой-то вечный поиск, но в то же время ограниченный рамками жизни человека. Причем уже сам глагол «искать» показывает, что для того, чтобы найти что-либо, нужно время и терпение. Ищут то, что не видно. Причем очень часто мы ищем в своей жизни что-либо или кого-либо, но так и не можем, порой, найти. Сегодня даже созданы специальные программы, типа «Жди меня», где люди при помощи последних средств связи пытаются найти друг друга, и мы видим с экранов

125телевизоров, какое счастье испытывают они, когда им это удается сделать. Но как все же мало этих счастливых встреч по сравнению с несчастливым нередко поиском. Очень многого искал и Израиль времен Амоса. Они тоже искали счастья, радости, мира, решения своих насущных проблем, новых развлечений. Они искали очень многого, они искали практически всего, кроме Бога. Кроме Бога, Который в отличие от всего того, что они так искали, никогда не скрывался от них. Бог не прячется от человека, а нам, людям, свойственно прятаться от Бога. Уже в Едемском саду люди спрятались от Бога. «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:8—12). Раньше, до грехопадения, Адам и Ева с радостью шли на встречу с Богом, но сделанный грех заставил их прятаться от Бога. Когда же их Бог нашел, то они вместо покаяния стали сваливать вину один на другого. Сегодня также наш мир предпочитает прятаться от Бога, причем самыми различными способами, начиная от полного Его отрицания и заканчивая, подобно Иуде, порой, самоубийством. Более того, люди предпочитают прятаться от Живого Бога, их более устраивает Бог, изображенный на иконе или в виде статуи. Их более устраивает абстрактный Бог, и здесь, своего рода, создается парадокс, когда люди, с одной стороны, просят о чем-либо Бога, а с другой — не желают, по большому счету, чтобы Он вошел в их жизнь и начал менять привычный для них уклад. Сегодня, к сожалению, во многих церквях, именующих себя христианскими, не осталось именно Живого Бога. Призывая Израиль взыскать Его, Господь в первую очередь дает им совет: «Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто» (Ам. 5:5). То есть в этих трех городах, говорит Господь, Его искать не нужно. Но почему употреблены именно два эти израильских места — Вефиль и Галгал и одно иудейское — Вирсавия? Это является, конечно, не случайным, ибо каждое из этих мест символизирует собой один из аспектов лжеслужения Богу. Вефиль, как мы уже видели, являлся и был центром государственной религии Израильского царства, образовавшейся путем слияния истины и лжи, где поклонение Богу было превращено в идолопоклонство и где, вопреки Божьему повелению не создавать изо-

126

бражения Бога (Втор. 4:15—16), такое изображение было

сделано на языческий манер. Таким образом, призывая не искать Вефиля, Бог предостерегает нас, чтобы мы не шли в государственную церковь, которая, с одной стороны, неотделима от самого государства, освящая все, что делается в нем, и выполняя любой его спецзаказ, а с другой стороны — образовалась в результате противоестественного смешения Божьих постановлений и заповедей с человеческими законами и преданиями. Примером духовного Вефиля для нас может служить папство времен средневековья, являвшее собой пример соединения политической и религиозной власти с жесткими аппаратами насилия, такими как инквизиция и рыцарские ордена, и одновременно являвшее собой в доктринальном плане соединение Библейских законов с языческим учением о бессмертии души, с поклонением изображениям, наличием права священников отпускать людям грехи и т. д. Господь через пророка Амоса призывает нас не искать такого Вефиля, более того, Он предсказывает, что Вефиль обратится в ничто. И действительно, от некогда богатого города, расположенного примерно в 15 км к северу от Иерусалима, не осталось ничего, кроме руин. Но это обращение «в ничто» имеет и духовное значение. Ведь Вефиль в переводе обозначает «Дом Бога», но вследствие своего идолопоклонства этот дом Божий был покинут Богом, он стал домом пустоты. Пророк Осия, говоря о том же Вефиле, называет его Беф-Авен (Осия 4:15; 5:8; 10:5), что означает «дом идолов» или «дом лжи»1. Итак, Господь нас призывает не идти в Вефиль, ставший домом лжи, домом идолов, домом, где нет Бога. Второе Господне предупреждение касается того, чтобы мы не ходили искать Его и в Галгале. Галгал представлял собой селение невдалеке от Иерихона. Галгал был первым местом, в котором израильтяне по переходе через Иордан расположились станом. И здесь же по Божьему повелению был воздвигнут особый памятник. «И вышел народ из Иордана в десятый день первого месяца и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона. И двенадцать камней, которые взяли они из Иордана, Иисус поставил в Галгале и сказал сынам Израилевым: когда спросят в последующее время сыны ваши отцов своих: «что значат эти камни?», скажите сынам вашим: «Израиль перешел чрез Иордан сей по суше», ибо Господь Бог ваш иссушил воды Иордана для вас, доколе вы не перешли его, так же, как Господь, Бог ваш, сделал с Чермным мо-

1 Толкование Ветхозаветных книг от книги Исайи по книгу Малахии. Под ред. П. Харчлаа. США, Коннектикут, Ашфорд, 1996. С. 405, 448.

127Сайт А. А. Опарина

рем, которое иссушил [Господь, Бог ваш,] перед нами, доколе мы не перешли его, дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, и дабы вы боялись Господа, Бога вашего, во все дни» (И. Нав. 4:19—24). Это был лишь памятный знак Божьего водительства народа, но ко времени Амоса это место превратилось в объект массового паломничества, один из центров суеверия, которое приписывало особую силу этим громадным камням. Сюда стекались тысячи людей для принесения жертв. Паломничество вообще было во вкусе израильских колен, устраивавших по своем прибытии в Галгал празднества. «Эти праздники соединялись с увеселениями; молодежь принимала в них горячее участие, так что трудно даже было отличить религиозные празднества от светских. Пилигримство являлось, как в средние века, одним из видов развлечения»1. Да, во дни средневековья пилигримство было для государственных церквей, как это ни страшно звучит, самым настоящим бизнесом, по примеру современного туризма. Играя на суеверии, а еще ужаснее, наивности и простоте людей, в средневековье составлялись многочисленные паломнические «туры», в большинстве своем к несуществующим или, еще более чаще, поддельным святыням. «Уже в IV веке Григорий Нисский и другие обращали внимание на худые стороны, связывавшиеся с распространенным обычаем паломничества к святым местам, и сильные жалобы подобного же рода время от времени продолжают встречаться и в этом периоде. Григорий Великий говорит Рустициане, одной придворной даме, что в то время, как она находилась в странствовании к Синаю, ее чувства пребывали в Константинополе, и выразил сомнение, чтобы святые предметы, виденные ею телесными глазами, произвели какое-либо впечатление на ее сердце. Но праздный дух, с которым часто предпринимались паломничества, был еще не главным связывавшимся с ними злом. Бонифаций писал архиепископу Кутберту, что из множества английских женщин, стекавшихся в Рим, только немногим удавалось избегнуть гибели своей добродетели, что редко можно найти город в Ломбардии или Франции, где бы не поселялась какая-нибудь обесчещенная английская монахиня или другая какая-либо паломница и своим худым поведением не бесчестила церкви своей родной страны. Другим вредным последствием паломничества было то, что из-за него епископы и аббаты часто в течение целых лет оставляли предоставленную им сферу деятельности, нанося большой ущерб религии и дисциплине среди вверенной их по-

печению паствы. Из Британии паломничество большею частью совершалось в Рим, где англичане, по соседству с Ватиканской базиликой, имели свой особый квартал, известный под саксонским названием Бург — Борго позднейшего времени. Некоторые паломники из Британии проникали даже в Святую Землю. Во Франции главным местом паломничества была гробница св. Мартина в Туре; но после восшествия на престол каролингской династии усилилось паломничество из этой страны в Рим… Иногда лица, оказавшиеся виновными в тяжком грехе, были осуждаемы, в виде покаяния, оставлять свою страну, или странствовать в течение известного времени, или предпринимать паломничество в какое-либо отдаленное место. Эти кающиеся были снабжаемы письмами от своих епископов, которые в одно и то же время объявляли о их виновности и испрашивали любви и снисхождения к ним со стороны христиан. Многие из них были обременены цепями и кольцами, впивавшимися в тело и причинявшими ужасные муки»1. Этот суеверный обычай, в основе которого лежит желание спастись своими силами и в основе которого лежит все тот же языческий принцип обожествления предметов и приписывания им особой чудодейственной силы, низводил и низводит религию Христа до уровня языческого идолопоклонства. Это паломничество являло собой не только суеверные черты, но и цвет крови, ибо апогеем паломничества стали крестовые походы, когда во имя и с именем Христа истреблялись целые города, когда Имя Бога не только бесславилось, но и вызывало проклятия у неверующих людей, которые судили о христианском Боге по крестоносцам. Папство же весьма поддерживало эти паломничества, которые приносили ему финансовые доходы, новые земли, истребляли неугодных ему людей, покоряли его власти православные церкви Востока и поддерживали фанатизм и суеверие масс, которые становились прекрасным объектом для манипулирования ими. Бог призывает нас через Амоса не ходить в Галгал, от которого сегодня не осталось и следа. Но Амос особо подчеркивает, что весь Галгал пойдет в плен, и это также весьма очень примечательное сравнение, ведь Галгал был тем местом, где израильтяне впервые вступили в обетованную землю. Он был символом как бы окончательного освобождения народа, получения им земли. И вот теперь тот же самый Галгал должен был пойти в плен, то есть стать символом «исхода израильтян из земли обетованной». Советует нам Господь не искать Его и в Вирсавии. В отличие от Вефиля и Галгала, Вирсавия

1 Ренан. Указ. соч. С. 227-228. 128

Робертсон. Указ. соч. Т. 1. С. 738-739.

129

лежала на территории Иудейского царства, и была во дни Амоса одним из центров служения поклонения на высотах. Эта ее популярность была обусловлена важными событиями, которые она играла в истории еврейского народа. Она была связана с именем Авраама (Быт. 21:33), Исаака (Быт. 26:32—33), деятельностью Самуила (1 Царств 8:2) и т. д. Вирсавия ассоциировалась в понятии народа со временем великих патриархов, и потому уже даже во дни разделенных царств израильский народ ходил в это отдаленное место, на территорию чужого для себя царства, чтобы прикоснуться к своим великим праотцам. Он подсознательно желал прикоснуться к их вере, получить от них силу. Путь в Вирсавию — это путь к святым, почившим патриархам, апостолам, подвижникам христианства, которых многие религии возвели в ранг святых, уверяя, что через их заслуги могут обрести спасение и живущие сегодня. Многие церкви их рисуют посредниками между Богом и человеком. Но в 1 Тим. 2:5 апостол Павел пишет: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус», а пророк Иезекииль добавляет: «Сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог. Или, если бы Я послал на эту землю лютых зверей, которые осиротили бы ее, и она по причине зверей сделалась пустою и непроходимою: то сии три мужа среди нее, — живу Я, говорит Господь Бог, — не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы, земля же сделалась бы пустынею. Или, если бы Я навел на ту землю меч и сказал: «меч, пройди по земле!», и стал истреблять на ней людей и скот, то сии три мужа среди нее, — живу Я, говорит Господь Бог, — не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они только спаслись бы. Или, если бы Я послал на ту землю моровую язву и излил на нее ярость Мою в кровопролитии, чтобы истребить на ней людей и скот: то Ной, Даниил и Иов среди нее, — живу Я, говорит Господь Бог, — не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души» (Иез. 14:13—20). Чужая вера, пусть и замечательных умерших людей, спасти не может. Мы можем брать с них пример, но спасти они нас не могут. Обращаясь к великому пророку Даниилу, Бог говорит: «А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан. 12:13). Великие пророки и апостолы сегодня спят, ожидая решения

130

своей участи в день Последнего суда, как и каждый смертный, а не находятся на небесах. Сегодня миллионы людей ищут Бога в Вефиле, Галгале и Вирсавии. Они ищут Его среди смеси истины и лжи, среди амулетов и святынь, среди почивших праведников. Но Бог призывает нас через Амоса, чтобы мы искали не амулетов, не святынь, не умерших, а взыскали Его, Живого Бога. Взыскали Его через исследование Библии, через молитву. Взыскали и нашли Того, Кто уже нашел нас, Кто не прячется от нас за тяжелыми дверями алтарей, в удаленных скитах и высоко в небесах. Бог сегодня находится рядом с нами, и Он ждет нас, желая даровать нам вечную жизнь. Христос говорит: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Матф. 18:11).