24. Беспечность небеспечных людей

«За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь; Бог Саваоф — имя Ему! Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля! Пройдите в Калне и посмотрите, оттуда перейдите в Емаф великий и спуститесь в Геф Филистимский: не лучше ли они сих царств? не обширнее ли пределы их пределов ваших? Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, — вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болез-нуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных. Клянется Господь Бог Самим Собою, и так говорит Господь Бог Саваоф: гнушаюсь высокомерием Иакова и ненавижу чертоги его, и предам город и все, что наполняет его. И будет: если в каком доме останется десять человек, то умрут и они, и возьмет их родственник их или сожигатель, чтобы вынести кости их из дома, и скажет находящемуся при доме: есть ли еще у тебя кто? Тот ответит: нет никого. И скажет сей: молчи! ибо нельзя упоминать имени Господня. Ибо вот, Господь даст повеление и поразит большие дома расселинами, а малые дома — трещинами. Бегают ли кони по скале? можно ли распахивать ее волами? Вы между тем суд превращаете в яд и плод правды в горечь; вы, которые восхищаетесь ничтожными вещами и говорите: «не своею ли силою мы приобрели себе могущество?» Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народ против вас, дом Израилев, и будут теснить вас от входа в Емаф до потока в пустыне» (Ам. 5:27; 6:1 — 14). Если мы посмотрим словарь Даля, то прочтем следующее определение и происхождение слова беспечность. Итак, беспечность образована от слова печаль, т. е. беспечность — это беззаботность, равнодушие, легкомыслие, отсутствие печали, горя, забот, опасений1. Прочитав это определение, наверное мало кто отнесет себя к беспечным людям. И действительно, у кого, особенно в наше тяжелое сегодня время, нет забот, печалей, горя? Кто сегодня не

1 Концерн Volkswagen изготовит для Бенедикта XVI новый «папамобиль». 10 мая 2005 г. NEWSru.com.

1 Даль В. Толковый словарь Великорусского языка. В 4 т. М.: Русский язык, 1978. Т. 1. С. 69.

170

171Сайт А. А. Опарина

имеет проблем, трудностей? Скорее, напротив, почти вся наша жизнь состоит из этих составляющих. Мы постоянно решаем какие-то проблемы, постоянно погружены в многочисленные заботы, да и жизнь приносит немало печалей. И вообще, это слово звучит более как оскорбление, издевка. Единственно к кому, как кажется людям, оно применимо — это к богатым мира сего. Но это тоже часто обывательская позиция, ибо, как известно, «богатые тоже плачут». И как свидетельствует статистика, число самоубийств приходится как раз более всего на высшие слои общества. Однако Амос употребляет именно это слово — беспечность, ставя его центральным в этой части своей речи, изложенной в шестой главе. Вначале, по первому стиху, вроде бы, кажется, что он относит его только к именитым, т. е. знатным народа, которые благоденствуют среди окружающего их богатства, но затем мы видим, что опустошения и суды за это коснутся всего народа, и история подтвердила это. Так неужели во дни Амоса жили настолько беспечные люди? В предыдущих главах мы видели как раз глубокий социальный кризис, поразивший в те дни израильское общество, которое постигли многочисленные проблемы, печали и заботы. Люди находились в поиске куска хлеба и потому вели явно не беспечную жизнь. Так почему же тогда пророк использует это, вроде бы, совсем неподходящее слово для определения состояния народа? Дело в том, что беспечность может быть не только материальная, но и духовная! И именно об этой беспечности говорит пророк. Недаром он связывает в данном случае понятие беспечности с надеждой на Сион, являвшийся символом духовного оплота народа, так как на этой горе располагался храм Богу. Он говорит, обращаясь к народу, что сам по себе храм не спасет их. Люди времен Амоса были заняты постоянным решением жизненных проблем. Причем одни — как добыть кусок хлеба и не умереть с голоду, а другие — как захватить еще больше земель и получить еще больший доход. И те, и другие не пребывали, вроде бы, в состоянии беспечности. Так и в наши дни миллионы людей ищут работу, мучаются вопросом, как прокормить семью, как дожить до очередной зарплаты или пенсии, как устроить детей в институт, где достать деньги на лекарства и операцию. Словом, проблемы, проблемы, проблемы… Но за всеми этими действительно важными проблемами, к сожалению, подавляющее большинство населения планеты остаются совершенно равнодушными к духовным проблемам, нуждам и запросам. Хотя в огромном проценте случаев именно они определяют причины наших материальных проблем. Но кого

172

сегодня особо заботит: читал ли он Библию сегодня, успел ли помолиться Богу, не сказал ли грубое слово, не потакал ли нечистым мыслям, глядя на красивую женщину или дорогую иномарку? Эти вопросы даже звучат несколько странно, «диковато» для большинства, не правда ли? Ведь, к сожалению, большинство вообще не читает Библию и не молится, а если и посещает церкви — то лишь в большие праздники. А при современной тяжелой жизни грубые слова стали фактически нормой общения. И единственным средством отдыха становится, порой, телевизор с его, как правило, полу- или полностью аморальными фильмами, которые как раз и разжигают, пусть и виртуально, похоть. Не имея возможности в реальной жизни вести красивую жизнь, иметь красивых женщин, роскошные машины и особняки, люди предпочитают хоть виртуально прикоснуться к этому манящему миру или просто переключиться от окружающей их рутины. Сегодня многие ищут решения своих проблем, места работы, учебы, но как мало сегодня ищут люди воли Божьей, желания услышать ее, желания читать Библию, ходить в церковь, жить по Закону Божьему. Сколько энергии мы тратим на все материальное и как мало, если не сказать — что практически ничего, мы тратим на поиск и познание духовных истин. Причем это относится даже в первую очередь не к неверующим людям, а к верующим, ибо апатия царствует сегодня в религиозном христианском мире и поразительно, что признают это все без исключения конфессии. Совершенное равнодушие к благовестию, успокоенность внешней формой служения сегодня стали проблемой и для тех, кто относит себя к Божьей церкви. Мы стали постепенно забывать, что христианство — это не внешний акт одного дня в неделю, когда мы идем в церковь, а это принцип всей жизни, это ежедневное дежурство на передовой борьбы добра и зла. Один из известных адвентистских пасторов и руководителей церкви XX века, претерпевший страшные преследования в годы атеизма, автор одной из самых известных христианских книг «Молитва матери» Михаил Семенович Зозулин в одном из своих интервью на вопрос по поводу его оценки современного состояния церкви замечает: «Меня беспокоит как общее духовное состояние Церкви, так и общины, где я состою членом. Посещая различные церкви, у меня сложилось впечатление, что некоторые из них превратились в «клубы по интересам», — не ощущается никакой тревоги, что идет Христос, а мы к этому далеко не готовы. Что значит ожидать Христа? Это значит приготовить себя и наш мир к Пришествию, ознакомить

173Сайт А. А. Опарина —

людей с истиной, сделать их «учениками», спасать людей и самому спастись. Вот этого и не ощущается, все свыклись с царящим в мире духом. Пасторы превратились в специалистов-профессионалов, они официально делают свою работу, отслужат утром в храме — и затем вся неделя в их распоряжении. Это меня очень тревожит. В книге «От сердца к сердцу» Р. Пирсона написано: «Служитель, не знающий, как бороться вместе с Богом за пробуждение и победу, но умеющий составлять удовлетворяющие слушателей проповеди, не имеет Божественного призвания для этого святого служения». Вот это я наблюдаю сегодня»1. Трудно не согласиться с этой оценкой беспечности, как за себя, так и за окружающий наш мир, о которой пишет пастор Зозулин. Каждый из верующих должен действительно осознать, что он на передовой великого противостояния добра и зла. Об этой проблеме духовной беспечности христиан в конце времени говорит и Библия. «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:15—17). Господь в этой книге дает нам и рецепт от этой духовной беспечности, самодовольства, самоуспокоенности. «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:18—20). Золото — это характер, глазная мазь — это Святой Дух, открывающий нам наши грехи, а белая одежда — праведность Христа. Ищем ли мы этого в своей жизни? Или продолжаем уповать на Сион, т. е. внешнюю принадлежность к церкви, внешнюю обрядовую сторону религии… Людей времен Амоса Господь призывал взглянуть на некогда мощные и богатые сиро-палестинские города — Калне, Емаф и Геф (Ам. 6:2), бывшие некогда столицами независимых царств, но со временем утратившие свое былое великолепие и славу, а затем и вовсе сокрушенные внешней агрессией. В свое время они были богаче Самарии, но теперь превратились в ничто. Перед нами же, современными

1 «Мне хочется, чтобы каждый ощутил беспокойство» // Адвентистский вестник. 2007. № 4 (54). С. 8.

174

людьми, лежат не только их примеры. Пред нашим взором примеры падения и самой Самарии, и фарисейской Иудеи, и погрязшей в пустых обрядах Византии. Страшные примеры крушения тех, кто считал себя светочами истины и полагавших, что сами храмы, сама их принадлежность к церкви спасет их. Но конец их был страшен. «И будет: если в каком доме останется десять человек, то умрут и они, и возьмет их родственник их или сожигатель, чтобы вынести кости их из дома, и скажет находящемуся при доме: есть ли еще у тебя кто? Тот ответит: нет никого. И скажет сей: молчи! ибо нельзя упоминать имени Господня» (Ам. 6:9—10). Евреи сожигали своих покойников только в случае их смерти от заразной болезни, чтобы она не распространялась далее. И зараза греха будет так сильна и отвратительна, что упоминание имени Бога в этом месте будет грехом. Уже слишком поздно будет молить Его о помиловании. Пророк говорит (Ам. 6:14), что поражение страны будет от входа в Емаф, т. е. с северной границы царства до потока в пустыне (или Мертвого моря — см. 4 Цар. 14:25), границы на юге, т. е. вся территория Израиля подвергнется суду и страшному вражескому нашествию, которое уничтожит и сокрушит этих духовно беспечных людей.