5. Зверь и антихрист — часть 1

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день… зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2 Петра 1:19,20).

Библия объясняет саму себя! В ней можно найти истолкование всех символов, используемых в ее пророческих книгах.

Что это за власть небольшого рога в книге пророка Даниила? О каком антихристе идет речь в 1 и 2 Посланиях апостола Иоанна? Что такое власть зверя, упоминаемая в книге Откровение? Что за человек греха упоминается во 2 Послании апостола Павла Фессалоникийцам? В чем заключается образ зверя, которому Библия запрещает поклоняться? И что такое начертание зверя, насчет которого Бог так серьезно нас предупреждает, чтобы мы не приняли его?

Некоторые верующие отчаялись понять пророческие символы и связанные с ними события последнего времени из-за большого разнообразия в толкованиях, с которым они сталкиваются в современном христианстве.

Но такого не должно быть. Систематически исследуя пророческие книги Даниила и Откровения, мы получим все ответы на интересующие нас вопросы. И это очень важно! Людям необходимо понять сущность того нечестивого союза, который в скором времени возникнет на планете Земля, чтобы излить на нее свою ярость.

Разные школы истолкования пророчеств

В XVI веке углубленное исследование Священного Писания и истории позволило протестантским реформаторам увидеть в римско-католической папской системе пророчески предсказанную власть антихриста. Реформаторы также обнаружили, что документы и летописи, сохранившиеся со времен раннего христианства, подтверждают их открытие: ранее лидеры христианства приходили к аналогичным выводам.

Опубликовав свои взгляды, реформаторы вызвали волнение в рядах папства. Иезуитским священникам было поручено представить новое толкование истории развития христианства, которое бы отвратило от папства библейский пророческий перст.

Думаем, читателям будет интересно ознакомиться с кратким обзором основных школ истолкования пророчеств и с историей их проникновения в традиционное христианство.

Существуют историческая школа, футуризм, претеризм и идеализм:

• СТОРОННИКИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА считают, что в книгах Даниила и Откровения охватывается последовательность исторических событий, начиная со времени, когда пророк записывал свои видения, и до завершения земной истории — установления Божьего Царства на Земле. Этот метод опирается на факт последовательного и непрерывного развития истории.

• ФУТУРИСТЫ создают огромный пробел в хронологической последовательности пророчеств, относя большую часть событий, описанных в книгах Даниила и Откровения, к самому концу истории человечества. Сюда включены пророчества об антихристе и 1260 днях гонений. Футуристы считают большую часть эпохи развития христианства промежуточной эрой, неким таймаутом, на время которого не было дано библейских пророчеств.

• По теории ПРЕТЕРИСТОВ, большинство событий, описанных в книге Откровение, уже произошли в первом веке нашей эры.

• ИДЕАЛИСТЫ полагают, что в Откровении описывается история борьбы между добром и злом без всякого отношения к конкретным историческим событиям.

Согласно исторической школе, библейские пророчества были даны избранникам Божьим в виде поступательных параллельных видений. Каждое последующее пророческое видение позволяет по-новому взглянуть на прежнюю информацию, расширяя ее понимание. Через него либо добавляется новая информация, либо видение повторяется, но под другим углом зрения. Это именно то, что ангел-истолкователь сделал в книге пророка Даниила, в главах 2-й, 7-й и 8-й, которые мы с вами вскоре исследуем.

Исторический метод имеет наиболее длительную историю существования: он преобладал до V века нашей эры и затем был возрожден во времена протестантской Реформации, в XVI веке. Сторонники исторического метода отождествляли папство с властью небольшого рога из книги пророка Даниила, системой антихриста и зверем из книги Откровение.

Опираясь на исторический подход и отстаивая воззрения ранней христианской эпохи, протестантские реформаторы вызвали к жизни мощное движение против римско-католической церкви. Для противодействия этому два иезуитских священника предложили новые методы истолкования пророчеств — претеризм и футуризм.

Претеристское истолкование, разработанное иезуитским священником Луи де Альказаром (1554-1613 гг.), объявило антихристом римского императора Нерона. Альказар отнес пророчества книги Даниила к эпохе Маккавеев, а события, описанные в книге Откровение, — ко времени жизни апостола Иоанна. Иезуитский священник Франциско Рибера (1537-1591 гг.) разработал футуристскую школу истолкования пророчеств. Он произвольно, не опираясь на исторические факты, выделил из 9-й главы книги Даниила, содержащей пророчество о семидесяти седминах, последнюю неделю, или седмину, и поместил ее перед самым Вторым пришествием Христа. Он назвал ее последним семилетним периодом земной истории, когда произойдут ее решающие события.

Рибера отождествлял антихриста с личностью, с нечестивым правителем, который будет принят евреями и поможет им заново отстроить храм в Иерусалиме. Согласно данному истолкованию, этот нечестивый правитель в середине семилетнего периода нарушит договор, упразднит христианство и будет править миром 42 месяца. Это время будет годиной искушения, периодом великой скорби и гонений.

В 1950 году был издан комментарий на книгу Откровение, популяризировавший теорию Риберы. В то время в протестантизме все еще преобладали исторические взгляды, согласно которым антихристом считалось папство. Однако футуристское истолкование вскоре охватило почти весь протестантский мир.

Так, произведения Риберы оказали колоссальное влияние на толкования Дарби. Джон Нельсон Дарби, основатель общества «Плимутские Братья», разделил историю на семь больших периодов времени, или диспенсаций (теория диспенсационализма), и объявил, что Божественное правосудие по-разному распространялось на людей, живших в каждую из этих эпох. Согласно его учению, во время тысячелетнего царства евреи будут восстановлены в ранге народа Божьего и будут править всеми народами, живя по закону Моисея.

В свою очередь, К.И. Скоуфилд на основании произведений Дарби разработал свой комментарий. Когда «Библия Скоуфилда» и «Примечания Скоуфилда» утвердились в современных протестантских семинариях, влияние взглядов Риберы стало преобладающим. Подобно волне прилива, оно захлестнуло все наше поколение, захватив многих искренних христиан, которые не стали исследовать Писание, не пожелали самостоятельно разобраться в библейских пророчествах. В противовес тщетным попыткам истолкования пророчеств, не основанным на библейском тексте, апостол Иоанн обещает благословение тем, кто будет изучать книгу Откровение: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем» (Откровение 1:3). Но как обычный человек может разобраться в событиях, описанных на языке символов?

Прежде чем мы начнем более подробно исследовать эту книгу, позвольте мне сделать одно предварительное замечание. Для лучшего понимания этой пророческой книги о событиях последнего времени нужно понимать стилистико-композиционный прием, избранный апостолом Иоанном при ее написании. Книга Откровение написана с использованием приема под названием «хиазм», когда все события описываются два раза, причем во второй раз, от середины книги к ее концу, — в обратной последовательности. Иными словами, книга Откровение составлена по принципу зеркала.

Вот как действует этот принцип: пролог (1:1-8) является зеркальным отражением эпилога (22:8-17). Весть к семи церквам (1:10-3:22) зеркально отражает весть к Новому Иерусалиму (21:9-22:9). Весть, содержащаяся в семи печатях (2:1-8:1), отражает весть о тысячелетнем царстве (19:11-21:8), и так далее по всей книге.

Во всех христианских конфессиях общепризнанным является тот факт, что книга Даниила и книга Откровение пророчески описывают одни и те же события, связанные с определенными моментами мировой истории. Поэтому нам будет легче понять книгу Откровение, если мы вначале разберемся в параллельных пророчествах из книги Даниила.

Про эту небольшую библейскую книгу сказано, что она будет запечатана «до последнего времени» (Даниил 12:4). И действительно, значение символов книги пророка Даниила стало понятно богословам лишь начиная с XIX века.

Книга Даниила — это тот ключ, который откроет для нас многие символы книги Откровение. Давайте начнем наше увлекательное путешествие со 2-й и параллельных ей 7-й и 8-й глав книги Даниила.

Царства и символизирующие их звери в книге Даниила

Эти большие звери… означают, что четыре царя восстанут от земли» (Даниил 7:17).

Во второй главе книги Даниила Бог дает вавилонскому царю Навуходоносору пророческий сон о будущем мира и о событиях последних дней земной истории. «Есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни» (Даниил 2:28).

Во сне царь увидел большого истукана, сделанного из четырех разных по ценности металлов. Бог дал Даниилу истолкование сна царя. Оно объясняло историческую последовательность империй и государств, имеющих отношение к развитию и распространению через Слово Божье Божьей вести. Вначале описываются государства, связанные с историей древнего Израиля, а затем — с развитием общеевропейской истории.

Золотая голова истукана символически изображала царство самого Навуходоносора — Вавилонскую империю: «Ты — это золотая голова!» (Даниил 2:38). Это царство господствовало над значительной территорией тогдашнего цивилизованного мира с 605 по 538 годы до нашей эры.

Подобно тому, как золото, один из самых ценных благородных металлов, во 2-й главе книги Даниила символически изображало Вавилон, так царь зверей (лев) изображал его в Данииле 7:4. Это пример параллельного пророческого круга.

Следующей частью истукана из сна Навуходоносора была серебряная грудь (Даниил 2:32,39). Она символизировала Мидо-Персидскую империю, владевшую большой частью мира с 538 по 331 годы до нашей эры.

Другими символами этой империи служат медведь в Данииле 7:5 и двурогий овен в Данииле 8: «Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский» (Даниил 8:20).

Медные бедра истукана символизировали Грецию, которая правила с 331 по 168 годы до нашей эры.

Барс с четырьмя головами (Даниил 7:6) изображал четырех полководцев, поделивших Греческую империю после смерти Александра Македонского. Еще один символ Греции в книге Даниила — это козел с одним рогом: «А козел косматый — царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это — первый ее царь [Александр]» (Даниил 8:21).

Железные ноги истукана символизировали могущественную Римскую империю. Языческий Рим держал мир в железном кулаке со 168 года до н.э. по 476 год н.э.

Параллельно Рим изображен как «…зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее» (Даниил 7:23).

Ступни ног и десять пальцев на ногах истукана, частью из железа, а частью из глины (Даниил 2:33,42), символизировали десять изначальных монархий Западной Европы, которые стали преемницами языческой Римской империи. Никакому государству не удалось ниспровергнуть Рим, но когда Римская империя разрушилась изнутри, из нее выделилось десять меньших царств:

(1) англосаксы — современная Англия, (2) алеманы — Германия, (3) визиготы, или вестготы — Испания, (4) франки — Франция, (5) ломбарды — Италия, (6) бургунды — Швейцария, (7) свевы — Португалия, (8) герулы — искоренены, (9) остготы — искоренены и (10) вандалы — искоренены.

Позвольте попутно сообщить вам интереснейшую информацию. Согласно пророчеству книги Даниила, после Римской империи страны Европы никогда больше не будут находиться под единым правлением (Даниил 2:43). К этому пророчеству не прислушивались Карл Великий, Наполеон, Кайзер Вильгельм, Гитлер. Только подумайте, сколько войн, горя и бедствий можно было избежать, если бы эти правители признавали Библию и не пытались вопреки ей объединить Европу под своей властью!

Параллельно той части видения о большом истукане, где говорится о железно-глиняных пальцах (Даниил 2:41-43), символизировавших 10 государств Европы, в 7-й главе Даниил видел, как поднимается четвертый зверь с большими железными зубами и десятью рогами (Даниил 7:7).

Это еще один пример пророческого круга, когда информация подтверждается и дополняется новыми подробностями. Библия отождествляет десять рогов зверя с десятью царями, которые восстанут из руин языческого Рима (Даниил 7:24), -те самые десять монархий, которые мы только что рассмотрели. Ниже графически представлена параллельная информация из 2-й, 7-й и 8-й глав книги пророка Даниила, предсказывающих господство на мировой арене государств, обозначенных в левой колонке.

 

2-глава

7-глава

8-глава

Вавилон

Золотая голова

Лев

 

Мидо-Персия

Серебряная грудь

Медведь

Овен

Греция

Медные бёдра

Барс

Козёл

Рим

Железные голени

Зверь с железными зубами

 

Десять монархий

Ступни ног

Десять рогов

 

Власть небольшого рога из Даниила 7

Когда в 7-й главе Даниил рассматривал десять рогов на звере с железными зубами, его внимание внезапно привлек небольшой рог, который вышел посреди них. Приглашаю вас внимательно изучить отличительные признаки этого небольшого рога:

1. Небольшой рог появляется среди десяти рогов (государств Западной Европы).

«Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог» (Даниил 7:8).

2. Власть небольшого рога возникает позже десяти монархий и отлична от них.

«А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей» (Даниил 7:24).

3. Небольшой рог уничтожает три из десяти монархий, стирая их с карты мира.

«И три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним» (Даниил 7:8).4.У небольшого рога глаза человеческие и высокомерные уста.

«И вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Даниил 7:8).

5. Власть небольшого рога становится больше, чем у всех других государств.

«… и о другом вновь вышедшем, перед которым выпали три, -о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих» (Даниил 7:20).

6. Небольшой рог воинствует с народом Божьим.

«Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их» (Даниил 7:21).

7. Небольшой рог произносит высокомерные слова против Бога и намеревается отменить Его праздничные времена и закон.

«И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон» (Даниил 7:25).

8. Небольшой рог преследует святых на протяжении 1260 лет.

«И они [святые] преданы будут в руку его до времени, и времен, и полувремени» (Даниил 7:25).

Папский Рим (римско-католическая церковь) — единственная историческая сила, которая полностью соответствует этим восьми библейским описаниям небольшого рога.

Давайте более подробно рассмотрим перечисленные библейские признаки небольшого рога в контексте их исторического воплощения.

Признаки 1-2. История свидетельствует о том, что вскоре после распада Римской империи и возникновения из варварских племен десяти государств Западной Европы, папский Рим стал увеличивать свое влияние (IV-V век н.э.).

Признак 3. Папское правительство стерло с лица земли вандалов (454 год н.э.), герулов (493 год н.э.) и остготов (538 год н.э.). Этим объясняется, почему ни одна фамилия сегодня не может проследить свою генеалогию до этих племен. После низложения остготов через епископов Рима папская система необычайно усилилась.

Признак 4. Папская власть хулила Бога тем, что, как было документально показано в предыдущей главе, претендовала на права, принадлежащие исключительно Богу. Кроме того, она смешивала служение Богу с элементами язычества.

Признак 5. Папский Рим был одновременно религиозной и политической властью. Этим он отличался от возникших европейских монархий и благодаря этому стал сильнее и могущественнее их.

Признаки 6, 8. Исследование истории средневековья свидетельствует об ужасных преступлениях папского Рима против святых Всевышнего, верных последователей Бога и Его Слова. Историки подсчитали, что воздвигая гонения по религиозным мотивам, папство предало смерти от 50 до 75 миллионов душ человеческих.

Признак 7. В Данииле 7:25 сказано, что власть небольшого рога возмечтает изменить праздничные времена и закон. Материал, изложенный в предыдущей главе, не оставляет сомнений по поводу того, кто возмечтал изменить время в Законе Божьем. «Именно Католическая Церковь перенесла покой на воскресенье… Таким образом, соблюдение воскресного дня является знаком почитания, которое другие церкви воздают Католической Церкви, хотят они этого или нет» (Монсеньор Луис Сегус. Простая правда о современном протестантизме, с. 213).

На основании всего изложенного, руководители ранней Церкви и протестантской Реформации пришли к заключению, что властью небольшого рога из книги Откровение является католическая церковь. Протестанты, доверяющие историческому методу истолкования пророчеств, считают, что современное папство и по сей день остается этой властью.

Пожалуйста, не подумайте, что мы осуждаем христиан, посещающих католическую церковь. Вновь подчеркиваем то, что уже неоднократно говорили: у Бога есть Свой народ во всех церквах! Нас спасает не принадлежность к тому или иному вероисповеданию. Когда мы отдаем свою жизнь Христу, Он спасает каждого из нас. Мы с вами изучаем не отдельные личности, а религиозную систему, которую Библия описывает как подделку, подменяющую собой подлинник.

Пророчества Даниила и Откровения, о периодах, времени

Временной аспект Даниила 7:25 очень важен как дополнительный довод, подтверждающий, что речь в пророчестве о небольшом роге идет о папстве. Даниил говорит, что власть небольшого рога будет преследовать святых Всевышнего в течение времени, времен и полувремени (Даниил 7:25). Какова длительность этого периода?

Период гонений на церковь также описывается в книге Откровение и вновь обозначается в ней как время, времена и полвремени (Откровение 12:14), а также сорок два месяца (Откровение 13:5) и тысяча двести шестьдесят дней (Откровение 12:6).

Сопоставление по содержанию указанных текстов Даниила и Откровения подтверждает, что все они обозначают один и тот же промежуток времени. Дополнительные расчеты также свидетельствуют в пользу этого. Еврейский месяц был равен 30 дням. Это значит, что 42 месяца и 1260 дней — это один и тот же период времени. Отсюда можно сделать вывод, что понятие время в пророчествах равно одному году, или 360 дням, времена означают два года, или 720 дней, полвремени — это полгода, или 180 дней. Простое сложение 360, 720 и 180 также дает нам 1260 дней.

Таким образом, с помощью простых арифметических действий мы можем убедиться, что пророчества Даниила (Даниил 7:25) и Откровения (Откровение 12:14; 13:5; 12:6) указывают на один и тот же отрезок времени. Время, времена и полвремени равны сорока двум месяцам, или 1260 дням.

Время + времена + полвремени = 42 месяца = 1260 дней

Почему это важно понимать? В пророческих книгах много образного и иносказательного. Почти все, в том числе и время, представлено в виде символов. Со времен средневековья символический день в пророчествах истолковывается как равный буквальному году. Библия утверждает этот принцип — день за год — в книге Числа 14:34 и в книге пророка Иезекииля 4:6.

Один пророческий день равен одному буквальному году. Следовательно, 1260 дней в пророчестве равны 1260 буквальным годам.

Библейское пророчество — это историческая летопись, написанная до свершения событий. Пророчество сообщает нам о том, что должно произойти в истории, чего нам следует ожидать.

Давайте посмотрим, в самом ли деле власть небольшого рога «превозмогала святых Всевышнего» на протяжении 1260 лет.

В 538 году н.э., после искоренения остготов, папство достигло полноты своей власти. Прибавив к этой дате 1260 лет, мы получим 1798 год н.э.

Если временные пророчества о папстве верны, тогда история должна свидетельствовать, что в 1798 году власть понтификов была прервана. Была ли власти небольшого рога в действительности нанесена смертельная рана?

Да, была! И сделал это не кто иной, как Наполеон Бонапарт, который твердо решил сокрушить гражданско-политическую власть папства. Когда папа Пий VI отказался подчиниться его приказу, Наполеон направил в Рим одного из своих главных помощников, генерала Бертье, чтобы тот низложил папу с престола.

10 февраля 1798 года Бертье оттащил папу от алтаря, сорвал кольца с его пальцев и сделал его пленником. Затем он издал указ, упразднявший гражданскую власть римско-католической церкви и утвердивший папское государство как независимую республику под защитой французской армии. Низложенный папа умер в тюрьме.

«Папское государство, преобразованное в Римскую республику, было объявлено вечным союзником Франции, но подлинным хозяином Рима был французский генерал…. Территориальные владения духовенства и монахов были объявлены национальным достоянием, а их прежние владельцы брошены в темницу.

Папство было искоренено; не осталось и следа от его былого могущества, и ни одна из римско-католических держав не пошевелила пальцем, чтобы защитить его. У Вечного города не осталось принца, или понтифика; его епископ умирал на чужбине в темнице; и уже был объявлен указ, согласно которому никому не дозволялось занять его место» (Джордж Тревор. Рим после падения Западной империи, с. 440).

Половина Европы считала, что папство умерло. Смертельная рана, как и было предсказано в пророчестве Даниила о власти небольшого рога (Даниил 7:25) была нанесена ему в 1798 году. Но нам хорошо известно, что на этом история папства не закончилась.

Восстановление папского государства началось уже через несколько лет, в 1801 году. В 1929 году Муссолини окончательно залечил смертельную рану, подписав Латеранский Договор — политический документ, объявивший город Ватикан независимым государством на территории Рима. Этот документ гарантировал суверенитет Святому престолу — территории, на которую распространялась власть папы. Об этом также есть пророчество в книге Откровение (Откровение 13:3; 13:12).

Вот один из заголовков в газете «Сан-Франциско Кроникл» от 12 февраля 1929 года. В нем буквально используется терминология из 13 главы книги Откровение: «Муссолини и Гаспарри подписывают исторический римский пакт: многолетняя рана исцелена».

Далее мы подробно изучим информацию об этой смертельной ране, которая была нанесена папству, но затем затянулась, что было прямым исполнением библейского пророчества о звере в Откровении, 13-й главе.

Но прежде обратимся к известному пророчеству 9-й главы книги Даниила о семидесяти седминах. Обратите внимание, как резко историческое толкование 9-й главы книги Даниила отличается от футуристского. Помните, мы говорили о том, что футуристы принимают теорию иезуитского священника Риберы, которая отделяет семь заключительных лет от пророчества Даниила о семидесяти седминах, или неделях, и переносит их в самый конец всемирной истории.

В противовес этому толкованию, в нашем кратком обзоре мы рассмотрим исторический подход, присущий ранней Церкви и протестантским реформаторам. Согласно ему, предсказанные в пророчествах события разворачиваются последовательно и непрерывно.Даниил 9:24 — «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых».

Толкователи пророчеств, придерживающиеся исторического подхода, считают, что события Даниила 9:24 исполнились во время Первого пришествия Христа. Если применить принцип «день за год», то семьдесят седмин обозначают 490 буквальных лет.

Это время было определено или «отрезано» (дословный перевод с еврейского) от пророчества Даниила о 2300 пророческих днях (Даниил 8:14). Бог определил его как время благодати для еврейского народа, чтобы тот исполнил Божьи намерения, ради которых Бог призвал евреев и сделал их Своим народом. В это время Христос должен был быть помазан как Мессия — Спаситель, посланный Всевышним, которого иудеи должны были узнать, принять и возвеличить.

Даниил 9:25 — «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена».

Указ о восстановлении Иерусалима был издан в 457 году до н.э. (см. Даниил 9:25; Ездра 7:11-24). Семь пророческих недель, или седмин, равнялись 49 буквальным годам, в течение которых Иерусалим должен был быть восстановлен.

Как и было предсказано в пророчестве, восстановление города завершилось ровно через сорок девять лет, в 408 году до н.э. Чтобы понять, в какие трудные времена все это осуществлялось, смотрите главы 4-7 книги Неемии.

Теперь наш расчет времени становится особенно интересным, поскольку данное пророчество предсказывает Первое пришествие Христа Владыки. Если мы возьмем семь седмин и шестьдесят две седмины — семь начальных пророческих недель (49 буквальных лет) и прибавим к ним следующие 62 пророческие недели (434 буквальных года), то получим в сумме 483 года.

Таким образом, книга Даниила провозгласила, что Мессия явится через 483 года после выхода указа о восстановлении Иерусалима. Когда это, согласно данному пророчеству, должно было произойти?

Чтобы вычислить эту дату, мы должны вычесть указанные 483 года из 457 года до н.э. — даты указа о восстановлении Иерусалима. Применительно к датам до нашей эры ведется обратный отсчет времени — вот почему мы вычитаем. Данный расчет дает нам 26 год н.э. Мы должны принять во внимание, что «нулевого» года нашей эры не было. Чтобы компенсировать «нулевой» год, нужно прибавить один год к общей сумме. Это даст нам 27 год н.э.

Пришел ли Владыка Христос в назначенное пророчеством время?

Да, пришел! Во время крещения, которое состоялось в 27 году н.э., Иисус Христос был помазан Святым Духом (Луки 3:22), и с этого началось Его земное служение. Когда Он начал проповедовать, Он объявил: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божье: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марка 1:15).

Это поразительное пророчество о времени в Данииле 9:24 убедило сэра Исаака Ньютона, знаменитого физика, математика и философа семнадцатого века, открывшего закон всемирного тяготения, что Библия действительно является вдохновенным Словом Божьим.

Даниил 9:26,27 — «И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет… И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение».

Что означают эти пророческие тексты и каково было их исполнение в истории? В этих текстах Священного Писания изображена 70-я неделя, или седмина, рассматриваемого пророчества. Шестидесяти двум седминам предшествовали первые семь седмин, которые ушли на восстановление Иерусалима. По окончании полных 69 пророческих седмин, или недель (напоминаем, что каждая символическая седмина означает семь буквальных лет), в середине 70-й недели (через три с половиной года после начала служения) Иисус Христос был предан смерти на кресте. Там Он во искупление грехов человечества принесет окончательную жертву. Тем самым Он положил конец ветхозаветной системе жертвоприношений, указывавшей на Его будущую совершенную Жертву. Принесенная единожды за всех людей (Евреям 10:10), она положила конец Моисееву закону обрядов и церемоний. На протяжении многих веков они соблюдались для того, чтобы народ мог узнать Спасителя-Мессию, когда Он придет. Но, к сожалению, этого не произошло.

После того, как иудеи не признали в Христе Мессию, ученики продолжали проповедовать евреям в течение второй половины пророческой 70-й седмины. И лишь после того, как через три с половиной года после воскресения Христа, в Иерусалиме был побит камнями первый христианский мученик Стефан, Христос призвал апостола Павла, чтобы тот начал возвещать Евангелие и язычникам. Закончилось особое время, отпущенное евреям как народу для того, чтобы подлинно принять Бога и донести истину о Нем всему миру. И хотя на каждого отдельного человека, в том числе и еврея, Божья милость и прощение распространялись как всегда, завершилось время, когда народ, когда-то избранный Богом для особой миссии, еще имел возможность загладить свое беззаконие — отвержение истинного Бога небес.

От дней Павла и далее уже не нужно было непременно быть потомком Авраама по плоти, чтобы принадлежать к избранному народу Божьему.

Тем не менее в Библии, в Новом Завете, много говорится о современном духовном Израиле как народе, принадлежащем Богу (Римлянам 9; Галатам 3, 6). О ком идет речь?

Имя Израиль имеет духовное происхождение. Когда Иаков боролся с Богом в Пенуэле (Бытие 32:26), он, наконец, взмолился и сказал: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». До этого Иаков прожил жизнь под именем «хватающий за пяту», что является еврейской идиомой, означающей «мошенник», «плут», «обманщик». И действительно, он хитростью заполучил первородство своего брата Исава и совершил некоторые другие неблаговидные поступки. Так он, как и любой грешный человек, боролся с Богом. Но в ночь своего духовного борения в Пенуэле он смирился перед Ним, признал свою несостоятельность и немощь, покаялся в грехах и попросил о милости и прощении. И Бог в этот момент его подлинного обращения изменил духовную сущность Иакова и переименовал его. Он далему имя Израиль, что в буквальном переводе означает «князь Бога». Это первый случай употребления в Библии слова Израиль. Как мы видим, оно является не просто именем собственным, но носит духовный смысл.

И сегодня у Бога есть духовный Израиль — новый избранный народ. Апостол Петр обращаясь ко всем верующим, пишет: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы» (1 Петра 2:9,10).

Апостол Павел говорит: «Не все те израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: «в Исааке наречется тебе семя»» (Римлянам 9:6,7). В другом послании Павел добавляет: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Галатам 3:29).

Теперь все люди причисляются к народу Божьему на одном и том же основании — если принимают Иисуса Христа своим Господом и Спасителем.

Сыны Израиля получали неоднократные предупреждения от пророков, что для сохранения своего особого положения как избранного Богом народа и для сохранения святого града Иерусалима им необходимо возобновить правильные взаимоотношения с Богом.

В рассматриваемом пророчестве о семидесяти седминах через Своего вестника Даниила Бог провозгласил, что для восстановления своего правильного положения в глазах Божьих евреям отводится еще 490 лет.

Но они не откликнулись должным образом — не признали во Христе Мессию и отвергли Его и Его учение. Когда приблизилась середина последней 70-й седмины, Иисус Христос обратился к народу с горькими словами: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матфея 23:37,38).

Должны ли мы верить тому, что когда Бог постановил: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и для святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых»,- Он на самом деле имел в виду лишь шестьдесят девять седмин, как предположил Рибера?

Как можно убрать целую неделю из этой пророческой временной последовательности, поместить ее в конец истории земли, и продолжать именовать ее 70-й седминой?

По всем правилам логики и хронологии 70-я неделя должна была наступить сразу после 69-й. И исторические факты подтверждают непрерывность этой временной последовательности.

Тем не менее, футуристы истолковывают этот период как 69 недель плюс еще два тысячелетия или более, и только после этого, в канун Второго пришествия Иисуса Христа, наступление семидесятой недели. Сторонники исторического метода отвергают подобную трактовку как хитросплетенную басню и вымысел (2 Петра 1:16).

Протестантские богословы начиная с XVI и по начало XX века придерживались исторического метода истолкования пророчеств. И современные протестанты, по данным статистики, при исследовании Священного Писания часто прибегают к историческому методу. Следующий Библейский комментарий дает пример четкого исторического истолкования пророчества Даниила:

«Мессия должен был умереть… во искупление наших грехов, чтобы выкупить наши жизни… Он должен был утвердить завет со многими и положить начало эпохе нового завета… Он должен был утвердить завет Своим учением и чудесами, Своей смертью и воскресением, священнодействиями крещения и Вечери Господней…

Он должен был прекратить жертву и приношение. Принеся Себя в жертву однажды за всех грешников, Он положил конец всем левитским жертвам, вытеснил их и заменил их Собой; Прообраз пришел на смену образу» (Несокращенный комментарий Мэтью Генри, Даниил 9:27).

В противовес этому разумному объяснению, футуристское истолкование использует Даниила 9:27 для утверждения, будто перед Вторым пришествием Христа иерусалимский храм будет заново отстроен, жертвоприношения в нем возобновятся, антихрист утвердит завет с евреями, а затем нарушит его в середине пророческой недели.

Мало того, что нам предлагается оторвать 70-ю неделю от непрерывного периода времени и переместить ее в конец земной истории. Мы должны еще поверить в то, что Бог восстановит ветхозаветную систему жертвоприношений? Пожалуй, это слишком! Христос однажды принес Себя в жертву за всех. Не правильнее ли предположить, что после этого великого события Бог будет считать попранием крови Христовой любое принесение в жертву животных?

«То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божьего и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евреям 10:29)

Помните, мы говорили о том, что папство поручило Ф. Рибере отвести обвинительный пророческий перст от своей организации? Описываемое футуристское истолкование распространилось в христианской церкви лишь с середины 20-го века.

Если вы впервые занялись изучением пророческого слова и вам трудно понять все рассматриваемые вопросы, пожалуйста, не падайте духом. Исследование пророчеств во многом похоже на складывание мозаики. Если вы не видели образец полной картинки, которую вам предстоит собрать, то в первый раз вам будет очень трудно правильно сложить все части. Но стоит только взглянуть на картинку, которая должна в результате получиться, как уже будет намного легче собрать все части правильно.

В последующих главах вы увидите, как из отдельных фрагментов складывается стройная картина библейских пророчеств книг Даниила и Откровения. Когда у вас расширится поле зрения, вы обнаружите, как каждый новый обзор пророчеств проясняет общую картину и отдельные символические фрагменты пророческой головоломки складываются в стройное целое.

Но помните, что при складывании мозаики нужно пользоваться лишь теми фрагментами, которые находились в исходной упаковке. Иначе вы не сможете правильно составить картину. Подобно тому, как невозможно взять мозаику из коробки с изображением дерева и сложить из нее картинку, на которой изображен дом, точно так же нельзя подменять символы Библии человеческими домыслами. Для разгадки пророческих тайн необходимо пользоваться исключительно библейскими ключами.

Библия объясняет себя сама! Значение любого пророческого символа объясняется если не в этом же, то в другом месте Святого Слова. Бог не просит человека гадать, в чем состоит Его воля. Она ясно выражена в Библии — нужно лишь изучать ее во всей гармонии Священного Писания, во всем его широком контексте.