6. Зверь и антихрист — часть 2

Франциско Рибера, которому папство поручило заново переписать историческое истолкование библейских пророчеств, конечно же, наслаждался успехом своего учения, направленного против Реформации. И поныне оно распространяется подобно лесному пожару, поглощая умы все большего числа христиан. Идея о будущем нечестивом правителе, который придет как антихрист перед самым Вторым пришествием Христа, в настоящее время пропагандируется с кафедр христианских церквей, в популярной литературе и фильмах.

Но ведь духовные лидеры ранней Церкви и Реформации, исследуя Священное Писание, пришли к иному заключению! Что этому способствовало? В данной главе мы продолжим исследовать библейские доказательства того, что системой антихриста является папство.

Власть антихриста

Многие христиане полагают, что антихрист — это тот, кто против Христа, Его главный противник. Однако в греческом языке это слово имеет более широкий смысл и означает того, кто ставит себя «на место» Христа, присваивая себе Его полномочия.

В Библии всего четыре раза упоминается слово антихрист, и один раз говорится об антихристах. Давайте посмотрим, что можно узнать об антихристе из этих текстов.

Апостол Иоанн пишет о том, что в его дни уже появилось много антихристов, и говорит о том, что они придут изнутри церкви.

«Дети! …как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Иоанна 2:18,19).

Апостол также сообщает, что антихрист — это всякий, кто отрицает Отца и Сына. Это те, кто пытается обольстить нас ложными христианскими учениями.

«Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына … Это я написал вам об обольщающих вас» (1 Иоанна 2:22,26).

В ранней христианской Церкви дух антихриста уже действовал, обольщая людей по вопросу природы Христа и отрицая, что Он приходил во плоти.

«Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Иоанна 4:3).

«Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (2 Иоанна 1:7).

Этим завершается наш обзор тех немногих библейских текстов, в которых упоминается слово антихрист.

Но апостолы также писали о ложных руководителях церкви, которые появятся в будущем и будут вводить пагубные и богохульные ереси, чтобы отлучить братьев от любви к Божьей истине.

Апостол Петр предупреждал о разрушительных учениях, которые возникнут внутри церкви: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2 Петра 2:1-3).

Апостол Павел говорил пресвитерам церкви в Ефесе: «И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деяния 20:30). Павел также предупреждал Тимофея, что некоторые отвернутся от истины и будут внимать духам-обольстителям: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей» (2 Тимофею 4:3).

Последователи футуристской школы Риберы огромное внимание уделяют фразе апостола Павла «человек греха» (2 Фессалоникийцам 2:3). По их мнению, это антихрист, который будет править миром после тайного Второго пришествия Христа. Однако вот что говорится в Библии по этому поводу:

«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фессалоникийцам 2:1-4).

Библия говорит, что Христос вернется лишь после того, как откроется человек греха. Сначала должно произойти отпадение от истины — отступничество, которое позволит превознести человека греха выше Бога. И лишь после этого возвращается Христос!

Когда Павел говорил о человеке греха, имел ли он в виду отдельного человека или религиозную систему? В конкретном или обобщенном значении употреблял он этот термин?

Во-первых, нигде в Священном Писании, кроме приведенного текста, больше не говорится о каком бы то ни было конкретном человеке греха. Кроме того, для стиля апостола Павла характерна подобная конструкция, также в единственном числе, употребляемая в обобщенном значении, например: «Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тимофею 3:17). Имел ли Павел в виду, что Божий человек — это определенное лицо, единственный человек? Конечно, нет.

Напрашивается вывод о том, что термин человек греха в библейском тексте: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фессалоникийцам 2:1-4), — использован для обозначения не отдельной личности, а целой богохульной религиозной системы.

Давайте подведем итоги.

• Антихристы были уже во дни апостола Иоанна (1 Иоанна 2:18).

• Антихристы возникли в церкви, а это значит, что они кажутся христианами (1 Иоанна 2:19).

• Антихристы вводили пагубные ереси, которые так или иначе отрицали владычество Отца и Сына (1 Иоанна 2:22,26).

• Антихристы отрицали, что Христос пришел на землю в человеческой плоти (2 Иоанна 1:7).

• Превознося человека греха выше Бога, они установили систему ложного богопоклонения, породив того, кто узурпирует власть Бога в Его Церкви (2 Фессалоникийцам 2:3,4).

• Многие отпадают от истины, следуя за человеком греха, который должен открыться до возвращения Христа (2 Фессалоникийцам 2:3,4).

Зверь из Откровения 13

Священное Писание дает ясно понять, что книги Даниила и Откровения содержат параллельные пророчества. Давайте убедимся, что власть небольшого рога, описанная в 7-й главе книги Даниила, — это та же власть, которая в 13-й главе книги Откровение изображена как власть зверя.

«И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его — имена богохульные.

…и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем» (Откровение 13:1-3).

Этот зверь из Откровения 13 представляет собой комбинированный символ. Зверь имеет части тела четырех животных, описанных в 7-й главе книги Даниила. Интересно отметить, что в Откровении эти звери перечислены в порядке, противоположном тому, в котором они упоминаются в книге Даниила. Почему? Пророческое видение в книге Даниила заглядывает в будущее человеческой истории, тогда как видение, данное Иоанну и описанное в книге Откровение, обращает наши взоры в историческое прошлое.

Если мы сравним зверя в Откровении 13с описанием небольшого рога в книге Даниила, то увидим, что оба они ведут войну с народом Божьим на протяжении одного и того же периода в 1260 дней и уста обоих изрыгают страшные богохульства (Откровение 13:5-7; Даниила 7:21,24,25).

Зверь из 13-й главы книги Откровение выходит из моря. Нам не нужно гадать, что символизирует море, поскольку Библия объясняет, что многие воды — это «люди, и народы, и племена, и языки» (Откровение 17:15; см. также Исаия 17:12,13). Этот зверь выходит на густонаселенной территории, где проживают люди, говорящие на разных языках.

В книге Откровение 13:3 мы находим известное описание «смертельной раны» и исцеления этой раны: «И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?» (Откровение 13:3,4)

Как нам уже известно, история подтверждает, что папству была нанесена смертельная рана, когда в 1798 году была уничтожена его гражданская власть. Лишь в 1929 году папство полностью восстановило свои политические институты, и «смертельная рана» затянулась.

Ватикан стал независимым государством — церковно-политичес-кой властью. Сегодня правительства мира признают его суверенитет, направляют в него своих послов, которые представляют их интересы перед главой Ватикана — папой римским. Главы государств наносят Ватикану официальные визиты и принимают представителей Ватикана у себя.

Итак, в 13-й главе книги Откровение и в 7-й главе книги Даниила содержатся параллельные пророчества о той же самой религиозно-политической власти. Папство — единственная мировая держава, которая соответствует всем перечисленным опознавательным признакам. Библия и всемирная история указывают на то, что именно папство является властью небольшого рога, антихристом, а также зверем, выходящим из моря.

А кто такой дракон, дающий этому зверю свой престол и власть? Нам снова не нужно гадать, потому что Священное Писание раскрывает этот символ:

«И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дия-волом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Откровение 12:9).

В следующей главе мы подробнее рассмотрим все, что сказано в книге Откровение о ложной системе богопоклонения под названием тайна: Вавилон великий (Откровение 17:5), которая была изобретена великим драконом для обольщения, по возможности, всего мира, затем передана папству и воспринята другими религиозными системами. Но прежде давайте выявим ее основные характеристики.

Ложнал система поклонения

Библейские пророчества не осуждают членов римско-католической церкви, а также искренне верующих священников и руководителей этого вероисповедания.

В Откровении мы читаем о голосе с неба, который говорит, что народ Божий оказался в сетях духовного заблуждения и призывает его выйти из духовного Вавилона:

«Выйди от нее [вавилонской блудницы], народ мой, чтобы не участвовать тебе в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откровение 18:4).

Пророчество предсказывает грядущую участь папской системы, которая ей противится и превозносится «выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фессалоникийцам 2:4).

Мы с вами уже выявили немало причин, по которым папство отождествляется с властью небольшого рога, антихристом и зверем из 13-й главы книги Откровение. Тем не менее, мы добавим к этому перечню еще несколько пунктов, позволив папской системе самой дать ответы на поднимаемые Библией вопросы. То, что сейчас будет предложено вашему вниманию, основывается на цитировании католических источников.

Говорит ли папство «высокомерно», как это делал не-f большой рог из Даниила 7,8 и зверь из Откровения 13?

«Достоинство папы столь велико, и он до такой степени превознесен, что это уже не просто человек… Папа — это как бы Бог на земле, единственный Правитель верных детей Христа, царь царей, имеющий полноту власти, которому Всемогущий Бог доверил руководство не только земным, но и небесным царством» (Луций Феррари. Папа II, Промпта Библиотека, том 6, с. 25,29).

Еще одна цитата: «Папа — это не только представитель Иисуса Христа, но и Сам Христос, скрывающийся под покровом человеческого естества» (Католическое знамя, июль 1895 года). Вот некоторые другие католические титулы, воздающие папе высшие почести: «Господь Бог папа», «Святой Отец», «Глава Церкви» и «Правитель мира».О Характерно ли для папской системы богохульство в той ■ мере, в какой оно характерно для зверя и антихриста?

«Священник занимает место Самого Спасителя, когда… отпускает грехи. Эту великую власть, которую Иисус Христос получил от Своего вечного Отца, Он передал Своим священникам…

Евреи справедливо говорили: кто может прощать грехи, кроме одного Бога? То, что только Бог может совершать в силу Своего всемогущества, священник может сделать словами «Эго те абсолво а пеккатис туис» [Отпускаю тебе грехи твои]» (Альфонс де Лигурии. Достоинство и обязанности священника. — Бруклин, 1927, с. 34,35).

Согласно Библии, человек, который присваивает себе свойства Бога или претендует на Его власть, совершает богохульство (Марка 2:5,7). Прощение грехов — это воистину привилегия одного Бога!

Библия утверждает, что есть только Один посредник между Богом и человеком — Иисус Христос (1 Тимофею 2:5). Священники, отпускающие грехи в исповедальнях, ставят себя на место Бога.

Учение о том, что к Богу нужно обращаться через Деву Марию или святых, вводит новых посредников между Богом и человеком, что прямо противоречит Священному Писанию (Иоанна 14:6; Евреям 10:19-23). Эта традиция глубоко огорчает Бога (Марка 7:6-8), так как не позволяет человеку напрямую в молитве обращаться ко Христу как нашему единственному Первосвященнику и Ходатаю (Евреям 7:25-27).

Католическая догма пресуществления — еще один источник богохульства. Папство утверждает, будто во время евхаристии (причастия) священник превращает хлеб и вино в настоящие тело и кровь Иисуса Христа.

«Таким образом, священника можно, в известном смысле, назвать творцом своего Творца, поскольку, произнося слова освящения, он как бы творит Иисуса Христа в этом таинстве, вдыхая в Него сакральную жизнь и вознося Его как жертву на алтарь предвечного Отца… Власть священника, — говорит св. Бернардин Сьенский, — это власть Божественной личности; ибо пресуществление хлеба требует такой же власти и силы, как и сотворение мира…. Священник, — говорит св. Лоренс Юстиниан, — да приближается к алтарю как еще один Христос. По мнению св. Киприана, священник у алтаря совершаетслужение Самого Христа…» (Альфонс де Лигурии. Достоинство и обязанности священника. — Бруклин, 1927, с. 32,33,34).

Папство не только провозглашает священника «творцом своего Творца», но и пренебрегает библейским учением о том, что жертва Христа была принесена «один раз за всех». Библия ясно говорит, что Христос принес одну совершенную жертву и Ему не нужно приносить других жертв (Евреям 7:27; 10:10).

Иисус учил, что мы должны вкушать плоть Его и пить кровь Его, чтобы пребывать в Нем, ибо Он есть хлеб жизни (Иоанна 6:53-58). Но Он пояснил, что это духовные символы, и они должны восприниматься духовно (Иоанна 6:32-35; 15:1-5). Из контекста библейских высказываний о хлебе и плоде виноградной лозы (Иоанна 6:41-44, 48-51; Иоанна 15:1-5) как атрибутов Вечери Господней становится понятно, что причастие — это символическое богослужение, напоминающее участникам о жертвенной смерти и славном воскресении нашего Господа.

Отрицает ли папская система, что «Христос пришел во плоти»?

Католическое учение приписывает Марии, земной матери Христа, безгрешность. Все человечество рождается с унаследованной от Адама греховной природой. Если у Марии не было греховной природы, если она не была человеком, рожденным от земных родителей, тогда Иисус не мог прийти во плоти. Однако Священное Писание гласит, что Иисус пришел во плоти и что понимать это очень важно для того, чтобы мы могли принять Его как своего Спасителя. Он был во всем искушаем, как и мы, но не согрешил, и поэтому может искушаемым сострадать и помочь (Евреям 2:17,18; 4:15; 1 Иоанна 4:3; 2 Иоанна 1:7).

Филипп Шафф (1819-1893), немецко-американский протестантский историк церкви и богослов, следующим образом характеризует католическую доктрину о безгрешности Девы Марии, а также о непогрешимости папы:

«Безгрешность Девы Марии и личная непогрешимость папы — это характерные догмы современного романизма, которые должны предрешить окончательную участь этой системы. Обе они основаны на благочестивых домыслах и обмане; обе представляют собой утон-

о гченное идолопоклонство, наделяя чистую, скромную иудейскую женщину и смертного грешного человека Божественными свойствами.

Догмат о непорочном зачатии, освобождающий Деву Марию от греха и вины, извращает христианство, превращая его в «марианство»; догмат о непогрешимости папы, освобождающий римского епископа от заблуждений, превращает католичество в папство и низводит всю церковь до личности папы. Поклонение Христу фактически подменяется поклонением женщине, а поклонение небесному Богочеловеку — поклонением римскому богочеловеку» (Филипп Шафф. Символы веры христианского мира. — Нью-Йорк, 1919, том 2, с. 164).

Задумало ли папство «изменить праздничные времена и и закон»!

Папство не только изменило четвертую заповедь Закона Божьего о субботе — особом времени, освященном Самим Богом (Бытие 2:3). Оно также избавилось от второй заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исход 20:4,5).

Эта заповедь в католическом учении о Законе Божьем отсутствует. Для сохранения общего количества заповедей, папство разделило десятую заповедь закона о завистливых пожеланиях на две, превратив ее в девятую — о вожделении, и в десятую — о корыстолюбии.

О Как папство «по своим прихотям» ввело другие пагубные ереси?

Один из папских догматов, больше других возмущавший Мартина Лютера, родоначальника протестантской Реформации, заключался в продаже индульгенций — якобы для прощения грехов и примирения живых и умерших католиков с Богом.Протестанты-вальденсы решительно выступили против учения о чистилище, принятого католической церковью.

Существуют и многие другие учения, поддерживающие ложную систему поклонения.

С учетом всего того, что мы до сих пор изучили, становится понятным, почему такое множество исследователей Библии отождествляли и отождествляют папскую систему с библейским зверем и антихристом. Думаю, что, прочитав следующую главу, в которой мы рассматриваем вопрос о начертании зверя, вы еще нагляднее в этом убедитесь.