2. Учение Иисуса о Священном Писании

Если верить статье, которую я нашел на сайте Американской Гуманистической Ассоциации, я — введенный в заблуждение глупец. Автор статьи, президент одного из филиалов Американской Гуманистической Ассоциации, возможно, назвал бы меня распространителем лживых и деструктивных учений. В статье под названием «Несколько причин, почему гуманисты отрицают Библию», автор делает следующее смелое заявление: «Гуманисты отрицают то, что Библия является Словом Божьим. Они убеждены, что эта книга была написана всего лишь людьми в невежественное, суеверное и жестокое время. Они считают, что, поскольку авторы Библии жили в непросвещенные века, книга содержит много ошибок и вредных учений». (1)

Пожалуй, еще больше, чем данное заявление, беспокоит то, что даже некоторые христиане теряют веру в Писание. Многие христианские богословы придерживаются методологии, согласно которой «с помощью критического анализа можно определить, что в Библии правда, а что правдой быть не может» (2).

Писание, низведенное до мифа

Писание низведено до мифа. То, что читателю кажется маловероятным, отвергается. Многие отказались от библейской версии сотворения мира как ненаучной. Другие объясняют чудеса исходя из того, что они считают разумным. Некоторые из вас наверняка слышали рациональное объяснение насыщения Иисусом пяти тысяч человек (3). Тем, кто принимает такой подход к Священному Писанию, трудно поверить в то, что Иисус мог накормить пять тысяч человек, не считая женщин и детей, пятью хлебами и двумя рыбами. Они говорят, что на самом деле произошло следующее: у каждого с собой была еда, но никто не хотел делиться ею. Когда же юноша проявил готовность поделиться с Иисусом своим обедом, его поступок тронул сердца людей, и они начали делиться друг с другом своей едой. Разве это не чудо? Чудо любви!

Конечно, я считаю, что любовь — это действительно чудо. Но Библия повествует совершенно о другом событии. Народ не собирался чествовать юношу за его щедрость. Они хотели Иисуса сделать царем. Даже враги Иисуса не могли опровергнуть сверхъестественные знамения и чудеса, которые Он совершал. Однако сегодня многие стараются интерпретировать их по-своему или низвести до мифа. Они не верят в то, что свидетельство Писания истинно.

Итак, какова же истина о Писании, и как нам реагировать на подрыв доверия к нему? Если мы изберем современные взгляды в качестве основы своих убеждений, тогда у нас возникнут серьезные проблемы. Позвольте мне посоветовать вам внимательно посмотреть на учение Иисуса о Священном Писании.

Слово Божье

Иисус заявил, что Писание — это больше, чем полезное собрание религиозных идей. Это больше, чем слова людей о Боге. Писание — это вдохновенное Слово Божье. Когда Иисус был искушаем сатаной в пустыне, Он отвечал, цитируя Писание. Он сказал: « Написано: „не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»» (Мф. 4:4 цитирует Втор.8:3).

Как мы получили это Божественное Слово? Посредством устного и письменного свидетельства пророков. Это и есть радикальное учение Иисуса, которым он поделился со Своими учениками, один из которых позже записал: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:19-21).

Истории Ветхого Завета

Верою Иисус принял свидетельство Писания как Слова Божьего. Он, без сомнения, слышал историю молодого пророка Иеремии. Господь призвал Иеремию быть пророком, а он ответил: «О, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер. 1:6).

Но Господь сказал Иеремии: «Не говори: „я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя» (ст. 7,8). Тогда Бог коснулся уст молодого пророка и сказал: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (ст. 9).

Для Иисуса свидетельство пророков, таких как Иеремия, было гораздо большим, чем полезное религиозное наставление, — оно было Словом Божьим, переданным посредством человека. Многие неверующие и, к сожалению, даже некоторые христиане не считают первые главы Книги Бытие достоверными фактами, но Иисус воспринимал их как верное и надежное Слово Божье. Иисус сказал: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их?» (Мф. 19:4). Также Иисус говорил о крови праведного Авеля (Мф. 23:35) и о днях Ноя, когда он «вошел… в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» (Лк. 17:27).

Почему Иисус верил в то, что все эти события действительно произошли? Он не мог подтвердить их историческую достоверность с помощью человеческой логики или разума. Но Иисус верою принял Писание как надежное Слово Божье. Именно поэтому Он рассказывал историю Ионы, пробывшего во чреве кита три дня и три ночи, излагая ее как исторический факт. История Ионы может казаться абсурдной, это невообразимо с человеческой точки зрения. Но Иисус с верою принял ее как исторический факт, потому что она записана в Писании (Мф. 12:40).

Моисей и царь Давид

Ревизионисты и библейские минималисты утверждают, что таких библейских героев, как Моисей и царь Давид, никогда не существовало. Они просто были придуманы теми, кому это было выгодно с политической точки зрения. Иисус же верил в существование Моисея и царя Давида. Иисус говорил о Моисее, который вознес змея в пустыне (Ин. 3:14), Он также говорил о царе Давиде, цитируя слова из Пс. 110:1, которые он произнес «Духом Святым» (Мк. 12:36).

Иисус верил и учил, что Библия — это больше, чем слова человеческие о Боге. Священное Писание было и есть вдохновенным Словом Божьим, исполненным Его мудростью и силой. Пусть же и к нам можно было отнести слова апостола Павла, сказанные им о верующих греческого города Фессалоники: «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв курс от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих» (1 Фес. 2:13).

Защита от врага

Вторая важная истина о Писании, которой учил Иисус, заключается в том, что оно является защитой против сил зла. Когда Иисус находился в пустыне после крещения, Он отвечал на каждую атаку сатаны Словом Божьим. Искушаемый превратить камни в хлеб, Он сказал: « Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4, цитируя Втор. 8:3).

Когда сатана подстрекал Его испытать милосердие Божье, Иисус ответил: «Написано также: „не искушай Господа Бога твоего»» (Мф. 4:7, цитируя Втор. 6:16). И снова, когда сатана попытался уговорить Иисуса поклониться ему, обещая отдать Ему весь мир, Иисус ответил: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: „Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»» (Мф. 4:10, цитируя Втор. 6:13).

Как Иисус мог отвечать на каждое искушение Словом Божьим? Может, у Него в одежде был спрятан свиток или два? Нет. Но, поскольку Он верил, что Писание — это Слово Божье, Он хранил его в Своем сердце. Он посвящал время запоминанию и усвоению Слова Божьего. Когда же враг атаковал, у Иисуса была защита против него. Спаситель продемонстрировал на примере столкновений с сатаной истину Слова Божьего, записанную в Еф. 6:17: «Меч духовный, который есть Слово Божие».

Греческое существительное, переведенное как «слово» в Мф. 4:4 (4) и Еф. 6:17 (5), — это не распространенное logos. Это греческое существительное rhema, подразумевающее определенное слово или выражение. Когда сатана искушал Его, Иисус не доставал Библию или свиток, как какой-то магический амулет, и не повторял: «Библия, Библия, Библия». Нет, Иисус отвечал на искушения сатаны определенными словами из Священного Писания.

Итак, почему Писание является защитой от сатаны? Потому что он — лжец и обманщик, а Слово Божье — истина. Поэтому когда сатана приступает к вам и говорит: «Ты грешник. Ты неудачник. Просто сдайся и будь проклят», Слово Божье говорит истину: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). Истина Слова Божьего рассеивает его ложь.

Когда сатана угрожает вам и пытается запугать, Слово Божье говорит истину: «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:10).

Или когда сатана старается сломить вас, так как путь впереди кажется туманным, Слово Божье напоминает вам истину: «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Пс. 31:8).

Уроки защиты

Слово Божье — это оружие против злого врага. Я помню случай, произошедший со мной, когда мне было десять лет, который подтверждает это радикальное учение Иисуса. Я жил примерно в двух километров от Колледжа Ньюболд, небольшого христианского колледжа в Бенфильде, Англия. Был вечер пятницы, и я пошел на вечернее богослужение в церковь при колледже. Не помню, почему родители разрешили мне возвращаться домой самому. Это было опасно, хотя мы и жили не так далеко от колледжа, примерно в километре. По пути домой, когда я проходил мимо развалин старого здания, я услышал леденящий душу крик. Я очень испугался! Уже в десятилетнем возрасте я хорошо понимал, что это была попытка злых сил запугать меня. Но затем произошло нечто удивительное. Мне на память пришли слова псалма 22. Я выучил этот псалом еще ребенком и воспринимал эти слова не просто как слова Давида, но как Слова Божьи.

«Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться… Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (ст. 1 -4). Когда я повторял эти слова, Слово Божье стало для меня «мечом духовным» (Еф. 6:17). Господь подарил мне совершенный покой, потому что мой разум был сосредоточен на Нем (см. Ис. 26:3). Это обетование было истинным, когда пророк записал его, и оно истинно сегодня! Я понял в ту темную ночь больше сорока лет назад и много раз с тех пор, что Писание — действительно эффективное оружие против врага.

Несколько лет тому назад мне позвонили и попросили помолиться молитвой благословения в чьем-то доме. Как оказалось, женщина по имени Гленда недавно потеряла мужа, и, согласно суеверным представлениям, бытующим в ее культуре, отошедший дух ее мертвого мужа будет находиться в доме на протяжении сорока дней. Неделю спустя после смерти мужа Гленда начала слышать постукивания в той части дома, где умер ее муж. Хотя она и была образованной женщиной с докторской степенью в области диетологиии и компетентным специалистом, она не знала, как быть с этим сверхъестественным явлением. Когда я готовился к визиту в дом Гленды, я почувствовал побуждение взять с собой один из компакт-дисков моей жены с библейскими гимнами — «Родники спасения». Я предложил Гленде проигрывать этот диск в доме и запоминать тексты из Слова Божьего, которые звучали на диске. Буквально на следующее утро мне позвонила взволнованная Гленда:«Постукивания прекратились!» Сила Слова Божьего изгнала злого духа, тревожившего ее!

Иисус был Словом Божьим, ставшим плотью, и Его Слово — все еще защита против сатаны. Более того, я предполагаю, что сейчас мы нуждаемся в Слове Божьем как оружии против его уловок еще больше, чем когда бы то ни было ранее в истории мира. Мы живем в тревожное время, наблюдая исполнение пророчества Иоанна из Книги Откровение о том, что «к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени» (Откр. 12:12).

Один из лучших способов хранить Слово Божье в своем сердце — это песни с библейскими текстами. Мы с женой поем их на наших семейных богослужениях. Мы верим, так же как и Иисус, что Писание — это Слово Божье и защита от зла, и мы призываем вас найти в своем сердце место для Слова Божьего.

Свидетельство об Иисусе Христе

К сожалению, запоминая несколько важных отрывков из Священного Писания, можно не заметить их самую важную истину. Религиозные лидеры во времена Иисуса думали, что они могут обрести жизнь через познание Писания. Они стали экспертами в Писании. Но как это ни печально, в своем продолжительном поиске библейского знания они упустили саму цель Слова Божьего. Иисус сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5:39,40).

Какое смелое замечание! «Писания свидетельствуют о Мне!» Это третья важная истина Иисуса о Писании. Когда воскресший Иисус дал библейский урок двум ученикам, которых он встретил по дороге в Еммаус, Лука пишет, что,«начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27).

Цель чтения Библии состоит не просто в том, чтобы получить больше информации. И даже не в том, чтобы узнать больше об Иисусе. Сатана и ангелы, последовавшие за ним в его бунте, обладают большим количеством библейских знаний и информации об Иисусе. Многие из тех, кто не сможет попасть в Царство Божье, также хорошо проинформированы об Иисусе Христе. Однако Иисус говорит, что смысл изучения Писания состоит в личном познании Его.

Апостол Иоанн говорит о том, что он написал свое Евангелие именно с этой целью. «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:30,31). Мы читаем в Писании, что мы можем сделать . больше, чем просто узнать об Иисусе. Мы можем иметь личные отношения с Ним, познание Которого есть жизнь вечная (см. Ин. 17:3).

Иисус учил, что Писание является Словом Божьим, что это защита от врага и свидетельство о Нем. Мы можем никогда не получить ответы на все наши вопросы, но мы и не спасаемся ответами. Спасение приходит от познания Иисуса, нашего Спасителя и Господа. Имея личные, спасающие отношения с Ним, мы будем восприимчивы к радикальным учениям Иисуса и будем стремиться жить в гармонии со всем тем, чему Он учил.

(1 ) www.americanhumanist.org/humanism/thebible.htmL

(2) Эта Линнеманн «Историческая критика Библии: методология или идеология?», с. 88

(3) Это удивительное чудо записано во всех четырех Евангелиях: Мф.14:13-21; Мк. 6:35-44;Лк. 9:10-17;Ин.6:1-14.(4) «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).

(5) «Меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:17).

(6) Греческое существительное logos встречается в Евр. 4:12: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого».

(7) Гленда — это псевдоним.