5. Учение Иисуса о субботе

Что бы вы ответили, если бы я сказал вам: «Я решил отменить шестую заповедь»?

«Это нелепо!- возможно, ответили бы вы.- Ты не можешь так просто отменить одну из десяти заповедей».

А что если бы я сказал вам, что я — член большой и влиятельной группы людей, которая приняла такое решение? Вы скорее всего возразили бы: «Это не имеет никакого значения. Ни человек, ни даже группа людей не имеет власти изменить Божьи заповеди».

Вы были бы совершенно правы, и Иисус бы согласился с вами. Он всегда почитал заповеди Божьи. Он сказал: «Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15:10). Иисус также укорял религиозных лидеров Его дней: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф. 15:3).

Я уверен, что Иисус и сегодня сказал бы то же самое тем, кто желает заменить какую-либо из заповедей Божьих человеческими идеями или традициями.

Десять Заповедей

Бог дает следующее вступление к Десяти Заповедям:«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. 20:2).

• «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (стих 3).

• «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (стихи 4-6).

• «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (стих 7).

• «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (стихи 8-11).

• «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (стих 12).

• «Не убивай» (стих 13).

• «Не прелюбодействуй» (стих 14).

• «Не кради» (стих 15).

• «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (стих 16).

• «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (стих 17).

Я убежден, Бог хочет, чтобы мы чтили все десять заповедей, но интересно, что только одна из них начинается словом «помни». «Помни день субботний, чтобы святить его» (стих 8). Может ли быть так, что Богу было известно, что некто или некая группа людей будет претендовать на власть изменить одну из заповедей? Многие христиане утверждают, что соблюдать субботу больше нет необходимости. Они говорят, что заповедь о субботе больше не относится к христианам Нового Завета. Я уверен, что многие из них — очень искренние христиане. И они поднимают два вопроса о субботе, которые нам необходимо рассмотреть.

Два вопроса

Первый вопрос относится к наставлениям, которые Иисус дал Своим ученикам. Некоторые утверждают, что после Своего воскресения Иисус нигде отдельно не указывал на необходимость продолжать соблюдать седьмой день недели — субботу. Но, с другой стороны, можно сказать также, что после Своего воскресения Иисус нигде не говорил Своим ученикам перестать соблюдать субботу. Следовательно, принятие или отвержение субботы на основании того, чего Иисус не говорил, является очень слабым фундаментом.

Второй вопрос возникает в результате эпизода, когда Иисус цитировал заповеди. В предыдущей главе мы рассматривали историю богатого молодого начальника, записанную в Лк. 18:18-23. Некоторые утверждают, что в беседе с богатым юношей Иисус не упомянул четвертую заповедь наряду со всеми остальными. Следовательно, заключают они, «помнить» день субботний уже не нужно. В своей беседе с иудейским начальником Иисус сказал: «Знаешь заповеди: „не прелюбодействуй», „не убивай», „не кради», „не лжесвидетельствуй», „почитай отца твоего и матерь твою»» (стих 20).

Иисус процитировал седьмую, шестую, восьмую, девятую и пятую заповеди в такой очередности. Но можно ли считать этот текст доказательством того, что Иисус больше не ожидал от новозаветных христиан соблюдения заповеди о субботе? Вряд ли. Иисус действительно не цитирует четвертую заповедь, но Он также не цитирует:

• первую заповедь: «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим»;

• вторую заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения»;

• третью заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно»;

• десятую заповедь: «Не желай».

Если следовать той логике, что актуальными остаются только заповеди, упомянутые Иисусом, тогда нам нужно отказаться и от всех остальных, которые Иисус пропустил. Будет ли разумным утверждать, что ни одна из этих заповедей уже не обязательна? Напротив, Иисус Сам сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Итак, вопрос состоит в том, что мы должны знать о заповеди, которая начинается со слова «помни», и как Иисус относился к ней в Своей жизни?

Иисус и суббота

Каким образом Иисус учил о субботе? У нас не должно быть ни малейшего сомнения в том, что Иисус почитал субботу во время Своей земной жизни. Лука записал: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лк. 4:16). Иисус постоянно помнил четвертую заповедь о субботе. По Своему обыкновению каждую субботу Он отправлялся в синагогу. Того же Он также ожидал и от Своих последователей. Он ясно говорит об этом, когда произносит пророчество о разрушении Иерусалима: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (Мф. 24:20).Более того, Иисус желал помочь людям понять истинное значение субботы. Религиозные лидеры Его времени исказили субботу множеством человеческих правил и предписаний. Под тяжестью этих правил суббота стала бременем для людей, Иисус же желал по-новому открыть для них важность Божьего святого дня. Его радикальное учение о субботе также побуждает нас открыть для себя истинное значение этой великой заповеди Божьей.

Суббота для человека

Я нисколько не сомневаюсь в том, что иудейские лидеры во дни Иисуса имели благие намерения, когда составляли все эти дополнительные правила и предписания о том, как соблюдать субботу. Они хотели быть уверены в том, что суббота чтится должным образом. Но вместо сохранения субботы они превратили ее в то, чем она никогда не должна была стать согласно Божьему замыслу, — в тяжкое бремя. Когда фарисеи увидели, как ученики Иисуса срывали колосья на поле в субботу, они фактически заявили: «Они нарушают субботу. Это непозволительно! По нашим дополнениям к четвертой заповеди это преступление закона».

Иисус ответил: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Он говорил как власть имеющий, так как Он был «Господином и субботы» (стих 28). Апостол Иоанн, будучи движим Духом Святым, говорит нам, что все было создано Словом, тем же Словом, Которое «стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:2, 14). Предвечный Сын Божий, Слово, ставшее плотью в Иисусе из Назарета, установил субботу как заключительный акт Своей созидательной работы. «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:1-3).

Сын Человеческий создал субботу, благословил ее и освятил. Именно поэтому Он мог утверждать: «Посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:28). По словам Иисуса, Он создал субботу для человека. Бог желает, чтобы она была временем благословения, а не бременем.

На протяжении шести дней мы трудимся, и, если бы не благословение субботнего дня, многие из нас наверняка трудились бы все семь дней в неделю. Мы нуждаемся в субботе. Это не дополнительная обязанность, которая усложняет нашу и без того беспокойную жизнь. Это благословение! И вот ряд причин, которые указывают на это:

• Мы нуждаемся в субботе как времени благословения, чтобы вспомнить, кто есть мы и кто есть Бог.

• Мы нуждаемся в субботе, чтобы помнить о том, что наша жизнь — это больше, чем случайность во Вселенной.

• Мы нуждаемся в субботе, чтобы помнить, что в нашей жизни есть что-то еще, кроме зарабатывания денег.

• Мы нуждаемся в субботе, чтобы помнить о том, что в будущем нас ожидает нечто больше, чем пенсия.

Суббота — это благословение не только для нас. Это также время, когда мы позволяем Богу благословлять других через нас. Иисус сказал: «Итак, можно в субботы делать добро» (Мф. 12:12). Этот комментарий звучит странно, пока мы не узнаем, что фарисеи даже добрые дела и дела милосердия считали нарушением заповеди о субботе. Но Иисус сказал: «Нет, суббота для человека, и в субботу можно делать добро». Если вы видите кого-то в нужде, нет лучшего времени, чем субботний день, чтобы позволить Богу благословить этого человека через вас.

Помощь ближнему

Я вспоминаю субботу, когда я вернулся домой из церкви и увидел моего соседа Майкла Хенри, заглядывающего под капот своей машины. Это обычно признак того, что возникла проблема. Если машина не заводится, люди обычно смотрят под капот, даже если они понятия не имеют, что они ищут! Я позвал его: «Что случилось, Майкл?»

«А, — ответил он, — это аккумулятор. Он разрядился!» Я остановил машину, забежал в гараж, взял аккумуляторные кабели, сел за руль и снова подъехал к его автомобилю. Через несколько минут мы подключили кабели, и его автомобиль завелся.

Когда я прощался с ним, он сказал: «Я очень благодарен за помощь. Я даже не собирался просить тебя помочь, потому что знаю, что сегодня суббота». Я был благодарен ему за откровенность. Если бы он попросил меня помочь в ремонте ванной комнаты, я бы предложил перенести это мероприятие. Но у него случилась неприятность. Он нуждался в помощи, и я был рад предложить руку помощи, потому что суббота — это время благословения. Это не только возможность получить благословение, но также возможность распространить это благословение на окружающих. Поэтому благословляйте кого-нибудь каждую субботу. Навещайте людей в больнице. Пригласите кого-то, кому одиноко, на прогулку вместе с вашей семьей. Разделите с кем-нибудь свой обед и делайте это с осознанием того, что вы переживаете истинный смысл субботы. Это время благословения, как учил Иисус.

Свержение традиций

Иисус учил, что суббота — это не только возможность для благословения, но также время для исцеления. Читая Евангелия, мы видим, что Иисус преднамеренно исцелял людей в субботний день. Он знал, что Его действия вызовут сопротивление со стороны религиозных лидеров и они обвинят Его в нарушении субботы. И хотя Иисус мог дождаться следующего дня, Он не мог позволить, чтобы истина о субботе продолжала искажаться человеческими традициями. Он хотел, чтобы люди знали, что суббота — это день благословения и исцеления.

Человек у купальни Вифезда

Апостол Иоанн описывает историю исцеления в субботу: «После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды; ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний» (Ин. 5:1-9).

Почему Иисус попросил человека взять свою постель? Можете себе представить, какой запах исходил от его постели? Я, наверное, сказал бы: «Встань и иди. Забудь о своей постели». Но Иисус сказал: «Встань, возьми постель твою и ходи». Все-таки, как вы думаете, почему Иисус дал такое повеление? Ответ мы находим в Ин. 5:9: «Было же это в день субботний». Иисус сознательно привлек внимание окружающих к исцелению. Он знал, что религиозные лидеры будут критиковать Его, и критика последовала незамедлительно: «Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели» (стих 10). Они совершенно упустили возможность прославить имя Господа. Этот человек был парализован 38 лет, а теперь был исцелен, но религиозные лидеры не обратили на это никакого внимания. Все, что они увидели, — это нарушение их предписаний о субботе.

Иисус совершил это чудо, несмотря на их сопротивление. Он исцелил парализованного в субботу, несмотря на критику в Свой адрес. Почему?

Потому что суббота — это время для исцеления. Иисус не мог допустить искаженного представления о субботе. Бог даровал субботу как благословение, а не как бремя.

Скорченная женщина

Давайте рассмотрим второе чудо, которое Иисус намеренно совершил в субботу. История записана в Л к. 13:10-17.

«В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И, когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его».

Из этого примера Иисуса мы видим, что в субботу можно не только творить добро, но и исцелять. Более того, суббота — это время, когда следует исцелять. Нет лучшей возможности получить исцеление, чем в субботу. В этом радикальное учение Иисуса о субботе.

Человек с иссохшей рукой

В очередную субботу Иисус вошел в синагогу и заметил человека, у которого была иссохшая рука. Эта история записана в Евангелии от Марка. Если вы читаете между строк, то может показаться, что это все было подстроено. Религиозные лидеры посадили этого человека посреди собрания в качестве ловушки для Иисуса. «И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его» (Мк. 3:2-6).

Не понимая истинного значения субботы, религиозные лидеры были настолько поглощены своими человеческими правилами, что они составили заговор против Сына Божьего, чтобы сначала уличить Его в нарушении их искаженного видения субботы, а затем убить Его за это. Неудивительно, что Иисус «скорбел об ожесточении сердец их».

Какая трагедия! Но трагедия может случиться и в том случае, если мы упустим истинное значение субботы. Мы можем попасть в ловушку, соблюдая субботу только потому, что «это правильно», просто чтобы исполнить предписание закона. Или же мы можем вообще забыть о субботе, доверившись человеческому мнению о том, что суббота для нас больше не обязательна.

Радикальное учение Иисуса о субботе понятно. Суббота является временем благословения и исцеления. Тогда почему так много людей, даже христиан, забыли о дне, который Бог заповедал «помнить»? Мы находим ответ в словах Иисуса о лживой деятельности сатаны: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он — лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Ложь в саду

Какую ложь рассказал сатана нашим прародителям в Едемском саду? Их было по крайней мере две. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: „не ешьте ни от какого дерева в раю?» И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете» (Быт. 3:1 -4).

Итак, первая ложь: «Нет, не умрете». Мы рассмотрим эту ложь детальней в другой главе, когда будем говорить о радикальном учении Иисуса о смерти. Но в Быт. 3:5 мы находим и вторую ложь: «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

А заметили ли вы вторую ложь сатаны? «Вы будете, как боги». Пророк Исайя говорит, что это же необузданное желание было причиной падения сатаны. Он хотел быть подобным Богу. Исайя дал следующее вдохновенное свидетельство: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: „взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»» (Ис. 14:12-14).

Сатана искушал первую семью обещанием, что они станут, как боги. Он хотел убедить их, что они могут получить божественную силу и власть. Поэтому неудивительно, что заповедь, которую он всеми силами пытается искоренить из нашей памяти, — это заповедь, которая указывает на Бога как на нашего Творца. Суббота — это еженедельное напоминание о том, что мы не боги. Мы не создали сами себя. Мы также не результат случайного совпадения. Послушайте снова призыв нашего Создателя: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11).

Дар Создателя

Суббота — это великий дар из рук нашего Создателя. Иисус не отменил субботу. Напротив, Он исполнил ее. Он — Господин субботы. И Он не говорил Своим последователям забыть о ней. Ни одно слово в Писании не указывает на то, что Иисус призвал Своих учеников прекратить соблюдение субботы. Наоборот, радикальное учение Иисуса напоминает нам, что суббота — это время благословения и исцеления. Последователям Иисуса необходима суббота! Это драгоценный дар от нашего Создателя и Спасителя, напоминающий нам о том, кто мы есть и кто есть Он.Вы нуждаетесь в благословении и исцелении в своей жизни сегодня? Нет лучшего времени получить благословение, чем в субботний день. И нет лучшего времени получить исцеление, чем в субботу, потому что суббота — это день, назначенный Богом для благословения и исцеления.

Поэтому для нас так важно собираться каждую субботу на богослужение. Да, мы можем поклоняться Богу самостоятельно. Мы можем отправиться в горы или в пустыню и там провести время наедине с Ним, размышляя над тем, кто есть мы и Кто есть Он, и иногда это полезно и необходимо. Но нам также важно собираться в субботний день вместе, чтобы получить благословение и исцеление как собрание верующих.

— Мы можем получить благословение, когда мы собираемся вместе.

— Мы можем получить благословение, когда мы носим бремена друг друга.

— Мы можем получить исцеление от наших стрессов и волнений, когда мы возлагаем все переживания и заботы на Бога, потому что Он заботится о нас.

— Мы можем получить исцеление от чувства одиночества и отчуждения, собираясь вместе во имя Иисуса.

— Мы можем получить исцеление наших эмоций и тела, когда мы приходим с верой и просим об исполнении Божественных обетовании.

Да, суббота — это время благословения и исцеления. Наш Создатель повелел нам помнить день субботний, потому что Он нас любит. Он хочет благословить и исцелить нас. В этом радикальное учение Иисуса.