6. Учение Иисуса о суде

Когда мне было 12 лет, мне пришлось стоять перед судьей, и я до сих пор помню, как я был напуган. Мои коленки колотились друг о друга, пот градом катился по спине, и у меня было ужасное чувство надвигающегося возмездия. Но я даже не сделал ничего плохого! Меня вызвали в суд только потому, что кто-то украл мой велосипед со стоянки возле бассейна.

Я помню, каким маленьким я себя чувствовал, когда смотрел на судью, возвышавшегося надо мной за высоким деревянным столом. Он был похож на большого орла, сидящего на ветке, готового в любой момент броситься вниз. Возле его правой руки лежал деревянный молоток, и я представлял себе, что он может ударить меня им по голове. Я уверен, что он лежал там не с этой целью, но тем не менее это было ужасно. В общем, это был один из самых драматических моментов в моей жизни.

Многие из нас выросли с представлениями о последнем суде, похожими на мой опыт в суде. Мы думаем о суде с тревогой и страхом, представляя Бога с огромным молотком в ожидании подходящего момента наказать нас за наши грехи. Наверняка вы слышали послания трех ангелов, которые начинаются словами: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его» (Откр. 14:7). Или мы читали торжественное предостережение апостола Павла о том, что«всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, — доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Все это очень настораживает, не так ли?

В этой главе мы рассмотрим радикальное учение Иисуса о суде. Вы можете быть приятно удивлены, когда узнаете, что то, чему Он учил, — на самом деле добрая весть.

День суда

Учение Иисуса ясно указывает на неизбежность дня суда. «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф. 11:21-24). Иисус также провозгласил: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36).

Не очень вдохновляет, верно? Кто может утверждать, что ни разу не произносил праздных слов? Если мы должны понести наказание за каждое праздное слово, тогда все мы должны быть наказаны. Так где же тогда добрая весть?

Добрая весть

Мы начнем наш поиск доброй вести учения Иисуса о суде в Евангелии от Иоанна. Иисус сказал: «Ибо Отец и не судит никого» (Ин. 5:22). Кто же тогда будет судьей на последнем суде? Иисус продолжает: «Но весь суд отдал Сыну» (стих 22).

Первая часть доброй вести в радикальном учении Иисуса о суде заключается в том, что Он является судьей. Как выдумаете, были бы мои ощущения во время суда другими, если бы я лично знал судью, сидевшего за высоким деревянным столом? Наверняка я бы чувствовал себя по-другому, если бы он был моим другом. А представьте, если бы он еще улыбнулся, подмигнул мне и погладил по голове. Конечно, я бы не дрожал, если бы знал, что судья — мой друг, который заботится обо мне и любит меня.

Иисус говорит: «Я бы хотел, чтобы вы знали кое-что важное о суде: Я и есть судья. Именно Я буду выносить приговор». Это добрая весть! Наш Спаситель, Господь Иисус Христос, Который любит нас и отдал Себя ради нас, — Он судья. Отец отдал весь суд Сыну. Мы можем забыть об образе Бога с огромным молотком, желающего расправиться с нами. Если бы Бог хотел наказать нас, Сын Божий оставался бы на небе. Но вместо этого Бог так возлюбил мир, что послал Своего Сына, чтобы спасти нас.

Вторая часть доброй вести радикального учения Иисуса о суде заключена в истории, которую Он рассказал о том времени, когда Сын Человеческий исполнит Свою роль в суде. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: „приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: „Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришлик Тебе?» И Царь скажет им в ответ: „истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: „идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: „Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: „истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:31-46).

Мы должны быть осторожными при истолковании этой истории. Эта притча не учит нас тому, как спастись. Мы уже знаем из третьей главы, что мы спасаемся, когда взираем на Иисуса с верой как на нашего Спасителя и Господа. Но из этой истории мы можем узнать то, что произойдет на последнем суде.

Еще одна добрая весть

История Иисуса об овцах и козлах учит нас тому, что во время суда Он узнает тех, кто принадлежит Ему. Иисус знает, кто они. Это правда, что у тех, кто принадлежит Ему, будут отличительные характеристики, но не эти характеристики станут причиной их спасения. Добрые дела овец — это всего лишь внешнее проявление того, что они принадлежат Иисусу. И на последнем суде Иисус узнает их всех.

Возвращаясь к моему опыту с судьей, представьте себе, как бы я себя чувствовал, если бы судья перепутал меня с молодым клептоманом, который украл мой велосипед? Для меня это было бы катастрофой. К счастью, даже земной судья знал, кто был кем, и я могу заверить вас, что Иисус, праведный небесный Судья, тоже знает, кто есть кто. Иисус узнает тех, кто принадлежит Ему.

Иисус знает тех, кто принадлежит Ему. Я так рад, что Он Тот, Кто будет судьей на последнем суде. Я не хотел бы вас обидеть, но я рад, что не вы будете определять, кто принадлежит Иисусу. Я уверен, что вы также рады, что не я буду определять, кто принадлежит Иисусу, а кто нет. Почему же? Да потому что люди смотрят на внешней вид, а Бог видит сердце.

Представьте, что мы стоим в комнате, в которой находится сто собак. Теперь представьте, что ваша собака — одна из них. Вы сможете узнать ее среди этого множества? Конечно же — да! Но как? Потому что вы знаете свою собаку. Вы знаете, как она выглядит, и ваша собака откликается на ваш зов. Если бы вы позвали свою собаку по имени, что бы произошло? Она бы побежала к вам.

Я так рад, что Он будет руководить судом, а вы? Почему? Потому что люди смотрят на внешний вид, а Бог видит сердце.

Если бы мы увидели женщину, брошенную к ногам Иисуса, мы бы, наверное, поставили ее рядом с козлами. Но Иисус признал избитую, оскорбленную и униженную женщину агнцем Своей паствы. Если бы мы заметили сборщика податей, у которого денег было, по всей видимости, больше, чем нравственных качеств, мы бы сказали Закхею присоединиться к козлам. Но Иисус увидел и в этом низкорослом пройдохе на дереве агнца Своей паствы.

А что бы мы сказали о горе-рыбаке, который отказался от преданности своему Учителю быстрее, чем артисты меняют свои костюмы? Если бы это был один из нас, мы бы точно определили Петра в стадо козлов. Но Иисус увидел в этом вспыльчивом человеке агнца Своего стада. Разве вы не рады, что Иисус определяет тех, кто принадлежат Ему?Имея Иисуса нашим судьей, самым важным для нас будет не то, как много мы сделали, и даже не то, что мы сделали, но то, кому мы принадлежим. Если мы принадлежим Иисусу, наша жизнь принесет плоды этой связи с Господом жизни.

Самая лучшая весть

В радикальном учении Иисуса о суде есть еще одна часть доброй вести, и эта часть самая лучшая из всех. Более того, она звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. Мы находим эту самую лучшую весть о суде в Ин. 5:24. Иисус обращается не только к Своим слушателям в тот субботний день в Иерусалиме, но также к нам: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную».

Вот она, добрая весть! Мы можем знать наверняка, что через Иисуса Христа, нашего Спасителя и Господа, мы имеем жизнь вечную. Но Иисус не закончил, этими словами. «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (стих 24).

Что же это за «слово», которое мы должны слушать для того, чтобы иметь жизнь вечную и не приходить на суд? Может, это какое-то конкретное слово типа «любовь», «прощение» или «мир»? Нет. Это не слово и даже не определенная комбинация слов. Иисус дает ответ в Ин. 6:47: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную».

Слово, которое мы должны слушать, отвечает на вопрос не «что?», а «кто?» И это Слово — Иисус. Мы должны слушать Иисуса и верить в Того, Кто послал Его. Иоанн говорит нам: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога… И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:1-14). Когда мы слушаем Слово, когда мы принимаем Иисуса за Того, Кем Он является, Словом полным благодати и истины, посланным Отцом, а также верим в Того, Кто послал Его, мы имеем жизнь вечную и не приходим на суд, но перешли от смерти в жизнь.

Текст Ин. 5:24 в переводе короля Иакова гласит: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на осуждение не приходит, но перешел от смерти в жизнь». Это то же греческое слово, употребляемое в Ин. 5:22: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну». И это же греческое слово появляется в Ин.5:26, 27: «Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий».

Переводчики, работавшие над текстом перевода короля Иакова, возможно, столкнулись с трудностями при переводе Ин. 5:24, но для того, чтобы быть последовательными, поскольку одно и то же греческое слово мы находим в Ин.5:22, 24 и 27, в каждом из этих текстов оно должно переводиться одинаково. Я считаю, что новый перевод короля Иакова и многие другие переводы можно считать правильными, если они передают слова Иисуса в Ин. 5:24 следующим образом: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».

От смерти в жизнь

Для тех, кто принадлежит Иисусу, результат суда уже известен. Вы уже перешли от смерти в жизнь!

Вы помните свой самый сложный экзамен в школе? Я помню свой. Это было на следующий год после моей встречи с судьей. Мы переехали из одного района Лондона в другой, и я был вынужден поменять школу. Оказалось, что в новой школе уже второй год изучают физику. К моему несчастью, я не изучал физику в предыдущем году, поэтому я отставал от моих одноклассников на целый год. Я понятия не имел, что происходит на уроке. Это все казалось для меня иностранным языком. Вы были когда-нибудь в подобной ситуации? В конце года, когда я сдавал экзамен, я понимал, что у меня могут быть проблемы. Я набрал 37% на последнем экзамене, что, совершенно очевидно, не было проходным балом. Я провалил экзамен! Это была катастрофа!

Теперь представьте себе, что вы снова в школе, и ваш учитель подходит к вам и говорит: «У меня есть хорошая и плохая новости для тебя. На следующей неделе у нас будет очень тяжелый экзамен. Он настолько тяжелый, что только одному человеку удалось сдать его за все время. Это плохая новость». Как бы вы себя чувствовали? Напуганным? Встревоженным? Подавленным? Но учитель продолжает. «Теперь хорошая новость. Я уже сдал этот тест за тебя, и ты получил 5!».

Разве это не хорошая новость? Именно таким будет последний суд для тех, кто принадлежит Иисусу. Его исход уже известен. Мы уже перешли от смерти в жизнь. Нам больше не нужно беспокоиться или бояться. Иисус, наш Спаситель, Который любит нас и отдал Себя за нас, — наш судья. Он узнает всех тех, кто принадлежат Ему, и для них решение суда уже определено. Это, мой друг, самая лучшая весть!

Слишком хорошо, чтобы быть правдой?

Радикальное учение Иисуса о суде кажется слишком простым для тех, кто принадлежит Иисусу. Как может праведный и святой Бог оставить в стороне все наши грехи, достойные осуждения и смерти? Пророк Исайя ответил на этот вопрос за 700 лет до первого пришествия Сына Божьего на землю. Вдохновленный Духом Святым, Исайя написал: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:5,6).

Когда ты принадлежишь Иисусу, решение суда уже очевидно. Это правда, что день суда приближается, и мы все должны будем предстать перед судилищем Христовым. Внимательное изучение пророчеств в книгах Даниила (1) и Откровения (2) открывает нам, что мы уже живем во время суда (3). Но мы не должны беспокоиться или бояться.

Сам Иисус является судьей. Никто не может быть более любящим, более сострадательным, более милостивым судьей, чем Он. Наш Спаситель возлюбил нас настолько, что отдал Свою жизнь для того, чтобы спасти нас. Христос пришел на эту землю, чтобы потом ходатайствовать за нас. Скоро Он вернется во славе, чтобы мы могли быть там, где и Он. Этот же Иисус является и судьей! Отец вверил весь суд в руки Сына, и Иисус знает всех, кто принадлежит Ему. Для них результат суда известен. Нам не нужно терзать себя догадками, что произойдет на суде. Иисус уже сказал нам: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).

Мне нравится обещание Иисуса, записанное в Ин. 10:27,28: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей».

Когда я был молодым пастором, наша семья жила в Аллентауне, штат Пенсильвания. Там я познакомился с Виолеттой Бауман. Она была преданной последовательницей Иисуса. Когда мы подружились, ей было за восемьдесят. Я помню, как я пришел в больницу, чтобы навестить ее. Дни ее жизни были сочтены, но она не боялась. Когда я взял ее за руку, Виолетта посмотрела на меня и сказала: «Пастор, Господь держит меня в Своих ладонях, и никто не похитит меня оттуда». Зная, что она принадлежит Иисусу и что Он есть судья, она могла умереть в мире и уверенности, потому что решение суда о ее вечной участи было ей уже известно.

Итак, пусть грядет день суда и Иисус, праведный судья, займет Свое место. Он назовет всех тех, кто принадлежит Ему. Мы не должны бояться и страшиться. Иисус знает всех, кто принадлежит Ему и слышит Его голос. Для тех, кто принадлежит Ему, исход суда уже предрешен. Это действительно добрая весть!

(1) Иисус считал Даниила истинным пророком Божьим (см. Мф. 24:15).

(2) Апостол Иоанн записал «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре»(Откр. 1:1). Книга обещает благословение тем, кто читает и слышит ее слова (см. стих 3).