Библиотека soteria.ru
Победившие время
Алексей Опарин
Дата публикации: 07.08.14 Просмотров: 12123 Все тексты автора Алексей Опарин
9. Покаяние царского министра
Журнал «Благая весть» издавался с 1913 по 1919 год. В 1913 году было издано пять номеров, затем журнал издавался 12 раз в год, вплоть до 1919 года, когда было издано только пять номеров, после чего вследствие острого бумажного кризиса в стране издание журнала было остановлено. Журнал «Благая весть» имел следующую структуру. В первой общей части печатались проповеди на различные библейские темы. Второй раздел назывался «Братский листок», где печатались письма членов церкви, их опыты с Богом, рассказывалось о жизни тех или иных церквей. Третий раздел «Семья и здоровье» содержал статьи, посвященные вопросам семейных отношений, профилактике заболеваний, воспитанию детей. Четвертый раздел — «Друг детей» — содержал поучительные рассказы и истории для детского возраста. Помимо этого практически в каждом номере печатались стихи и афоризмы, некоторые из них приведены в одном из Приложений к данной книге. С 1913 по 1916 г. к журналу «Благая весть» выходило приложение под названием «Вестник христианина», издававшийся также 12 раз в год. Он вмещал в себя уроки субботней школы, молитвенные чтения, проповеди и отчеты из жизни различных общин. Периодически издавались специальные миссионерские или, как они тогда назывались, Пророческие номера, тираж которых составлял до 50 000 экземпляров. Один из таких номеров полностью помещен ниже в данной книге. Вначале журнал «Благая весть» издавался в Петрограде (1913), а с 1914 года — в Москве. Его издательство находилось по адресу: Москва, 4-я Мещанская улица, д. № 21, а печатался он тоже в Москве, на ул. Пятницкой, д. № 13, в типографии «Восточная печать». Стоимость годовой подписки с пересылкой составляла в 1918 году 6 рублей, в 1919 г. — 10 руб. (за первое полугодие). Все это время бессменным его редактором оставался Иван Александрович Львов. Необыкновенной особенностью истории этого журнала было то, что он бесперебойно выходил всю Первую мировую и Гражданскую войны. Это было поистине особое Божье вмешательство. Страна, залитая кровью, голод, разруха, крушение всего жизненного уклада, брат идет войной на брата, стоят заводы, люди в ужасе бегут, сами не зная куда, а журнал — особая Божья «Благая весть» — продолжает выходить. Причем почти каждый раз при сдаче номера в печать не было никакой гарантии того, что он выйдет, да и что вообще останутся живы те, кто его сдает. А ситуация в стране тем временем стала приобретать поистине кризисный характер, но в отличие от 1905 года этот кризис был существенно осложнен войной, которую вела Россия с Германией, Австро-Венгрией и их союзниками. Характеризуя события начала 1917 года, министр внутренних дел А. Д. Протопопов (1866-1918) писал: «всюду было будто бы начальство, которое распоряжалось, и этого начальства было много, но общей воли, плана, системы не было и быть не могло при общей розни среди исполнительной власти и при отсутствии законодательной работы и действительного контроля за работой министров». Слабость и полная государственная бездарность Николая II, не так заметная в мирное время, в военный период проявившись во всей полноте, дала вакуум власти в стране. Вертикаль как гражданского, так и военного правления трещала по швам, каждый делал то, что считал целесообразным. И все это происходило на фоне в основном неудачных военных действий. При этом к концу 1916 года в армию было мобилизовано почти 13 миллионов человек, которых оторвали от привычного уклада жизни, поместили в сырые окопы с очень плохим снабжением, а главное, заставляли воевать за совершенно непонятные цели. В армии нарастало озлобление. К тому же страну потряс экономический кризис, обусловленный потерей Россией в войне 15 губерний с неубранным урожаем, неблагоприятными погодными условиями и полной несостоятельностью мер, применяемых правительством. В результате урожай в 1916 году оказался ниже на 40 % обычного. На фоне этого заседавшая Государственная Дума постоянно подогревала недовольство людей против и так нелюбимого ими правительства и императорской семьи, авторитет которой падал на глазах. Причем в этом ведущую роль играла жена Николая II Александра Федоровна, окружившая себя различными гадателями и оккультистами, которых вскоре затмила страшная и зловещая фигура Григория Распутина, этого поистине исчадия ада, всецело контролировавшего не только императрицу и императора, но и всю власть в стране, назначая в пьяном чаду министров (!) и отдавая приказы военным (!). Так, именно по фактическому приказу Распутина было сделано наступление русской армии под Барановичами, стоившее стране десятков тысяч убитых. В конце февраля по стране прокатились серии крупных забастовок, а также волнений в войсках. Солдаты открыто стали ходить по улицам Петрограда и громить полицейские участки.
Петроград, 27-го февраля
Войска с народом. На сторону революционного народа одними из первых перешли следующие воинские части: Волынский, Преображенский, Литовский, Кексгольмский и саперные полки.
На стороне революционного народа около 25 000 воинских чинов.
Революционная армия в Гос. Думе. Около 2 часов дня сильные отряды революционной армии, сопровождаемые вооруженным народом, подошли к зданию Гос. Думы. Навстречу революционной армии вышли члены Гос. Думы — Н. С. Чхеидзе, А. Ф. Керенский, А. И. Скобелев и мн. др. Появление депутатов, а особенно наиболее популярных в народных массах, было встречено громким ура. С речами к войскам выступали Чхеидзе, Керенский, Скобелев.
Лица, руководившие восставшими солдатами, сняв караул у Таврического дворца, приняли охрану Гос. Думы на себя, заняли почту и телеграф в здании Гос. Думы и поставили часовых у телефонных аппаратов.
ОБРАЗОВАНИЕ СОВЕТА РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ
Одновременно с образованием Исполнительного Комитета Гос. Думы образовался Совет Рабочих и Солдатских Депутатов. Председателем Совета был избран в первом заседании Совета член Гос. Думы Н. С. Чхеидзе, а товарищем председателя члены Гос. Думы А. Ф. Керенский и М. И. Скобелев.
27-го февраля Совет Рабочих и Солдатских Депутатов обратился к населению России и Петрограда со следующим воззванием:
К НАСЕЛЕНИЮ ПЕТРОГРАДА И РОССИИ ОТ СОВЕТА РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ
«Старая власть довела страну до полного развала, а народ до голодания. Терпеть дальше стало невозможно. Население Петрограда вышло на улицу, чтобы заявить о своем недовольстве. Его встретили залпами. Вместо хлеба царское правительство дало народу свинец.
Но солдаты не захотели идти против народа и восстали против правительства. Вместе с народом они захватили оружие, военные склады и ряд важных правительственных учреждений.
Борьба еще продолжается, она должна быть доведена до конца. Старая власть должна быть окончательно низвергнута и уступить место народному правлению. В этом спасение России.
Для успешного завершения борьбы в интересах демократии народ должен создать свою собственную властную организацию.
Вчера, 27 февраля, в столице образовался Совет Рабочих Депутатов — из выборных представителей заводов и фабрик, восставших воинских частей, а также демократических и социалистических партий и групп.
Совет Рабочих Депутатов, заседающий в Государственной Думе, ставит своей основной задачей организацию народных сил и борьбу за окончательное упрочение политической свободы и народного правления в России.
Совет назначил районных комиссаров для установления народной власти в районах Петрограда.
Приглашаем все население столицы немедленно сплотиться вокруг Совета, образовать местные комитеты в районах и взять в свои руки управление всеми местными делами.
Все вместе общими силами будем бороться за полное устранение старого правительства и созыв учредительного собрания, избранного на основе всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права».
Официальное признание Временного Правительства Англией и Францией. Французский и английский послы официально заявили Председателю Государственной Думы М. В. Род-зянко, что правительства Франции и Англии вступают в деловые сношения с Временным Исполнительным Комитетом Государственной Думы, выразителем истинной воли народа и единственным законным Временным Правительством России.
ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ПРЕСТОЛА ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II
Переданный командующим флотом Балтийского моря вице-адмиралом Непениным по юзограмме текст манифеста:
«В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать новое тяжкое испытание России.
Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны.
Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требует доведения войны во что бы то ни стало до победного конца.
Жестокий враг напрягает последние силы и уже близок миг, когда доблестная армия наша, совместно со славными союзниками нашими, сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России сочли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и в согласии с Гос. Думой признали Мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с Себя Верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном Нашим, Мы передаем наследие Наше брату Нашему Великому Князю Михаилу Александровичу благословляя его на вступление на Престол Государства Российского.
Заповедуем брату Нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу горячо любимой Родине.
Призываем всех верных Сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед ним — повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь Ему вместе с представителями народа вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России.
НИКОЛАЙ.
2-го марта, 15 часов, 1917 год. Город Псков.
Подробности отречения Николая II. Об обстоятельствах, при которых произошло отречение от престола государя в пользу своего брата Михаила, сообщают следующие подробности:
В Псков прибыл один из членов исполнительного комитета Гос. Думы и один из министров Временного Правительства. Беседа, с государем происходила в присутствии командующего северным флотом ген. Н. В. Рузского, бывшего министра императорского двора гр. Фредерикса и обер-егермейстера Нарышкина.
Представитель Временного Правительства, обращаясь к царю, сообщил подробности всего того, что произошло в Петрограде в последние дни, и советовал царю не посылать с фронта эшелонов в Петроград, так как все прибывающие в Петроград войска присоединяются к восстанию.
— Временное Правительство, — закончил министр, — уже отдало распоряжение, чтобы все посланные в Петроград эшелоны были возвращены обратно.
— Что же мне делать? — тихо спросил царь.
— Отречься от Престола, — ответил представитель Временного Правительства.
После краткой беседы царь заявил:
— Мне было бы очень тяжело расстаться со своим сыном. Поэтому я отрекусь от Престола в пользу брата моего Михаила. Я подпишу отречение за себя и за сына.
Царю тут же был дан для подписи заготовленный заранее акт отречения, и царь подписал его.
Петроград.
РАДИОТЕЛЕГРАММА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
3-го марта из радиотелеграфного отделения отправлена радиодепеша следующего содержания:
«Всем, всем, всем. 28-го февраля вечером председатель Гос. Думы получил Высочайший указ об отсрочке заседаний до апреля. В тот же день утром нижние чины Волынского и Литовского полков вышли на улицу и устроили ряд демонстраций в пользу Гос. Думы. К вечеру того же дня волнение в войсках и населении приняло крайне тревожные размеры.
Члены Гос. Думы, собравшись на частное совещание, поручили Совету старейшин немедленно выработать меры для восстановления порядка. Совет старейшин избрал для этой цели, а также для сношений с организациями и лицами Временный Комитет из 12 членов, которому и передал выпавшую из рук правительства власть.
После продолжительного обсуждения Временный Комитет во главе с председателем Думы Родзянко решил принять на себя функции исполнительной власти. В ближайшие дни волнения перебросились из столицы на окрестности и опасность приняла угрожающие размеры. С целью предупреждения полной анархии временное правительство взяло на себя восстановление нормальной связи между нижними чинами и офицерами.
В короткий срок, при единодушном настроении всей армии в пользу переворота, Комитету и сгруппировавшемуся вокруг него Петроградскому гарнизону удалось мало-помалу приостановить уличные эксцессы и восстановить порядок в столице. Ряд общественных зданий, однако же, пострадал от господствовавшей одно время анархии. Количество человеческих жертв, по счастью, оказалось не столь значительно, как можно было опасаться.
Серьезное осложнение создалось подъемом общественного настроения и энергичной деятельностью левых политических организаций. Временному Комитету, однако, удалось вступить в сношения с наиболее влиятельным из них — Советом Рабочих Депутатов, избранным в кратчайшее время Петроградскими фабриками и заводами.
Рабочее население Петрограда проявило политическое благоразумие и, поняв опасность, грозившую столице и стране, в ночь на 2-е марта сговорилось с Временным Комитетом Думы как относительно предполагаемого направления реформ и политической деятельности последнего, так и относительно собственной поддержки будущего правительства в пределах объявленных им политических намерений.Вечером 2-го марта после продолжительного обсуждения в тысячной аудитории рабочих проекты, выработанные обеими сторонами, получили одобрение громадным большинством всех против 15 голосов. Соглашение это обещает окончательно остановить печальные явления на улицах столицы, резко осуждаемые в выпущенном Советом Рабочих Депутатов воззвании.
Из ряда городов получаются сообщения о присоединении их к действиям Временного Комитета Гос. Думы и о создании подобных же временных органов власти. В Царском Селе все войска примкнули к движению. Попытки послать против столицы воинские части из местностей, близких к Петрограду, кончились полнейшей неудачей, так как посылаемые войска немедленно переходили на сторону Гос. Думы.
Восстановив некоторый порядок и убедившись в прочности достигнутого успеха, Временный Комитет постановил организовать Временное Правительство в составе: председателя совета министров и морского министра внутренних дел князя Львова, военного и морского министра Гучкова, министра иностранных дел Милюкова, министра финансов Терещенко, министра юстиции социалистического депутата Керенского, министра земледелия Шингарева, министра путей сообщения Некрасова и обер-прокурора синода Львова.
Послы английский, французский и итальянский признали народное правительство, спасшее страну от тяжелой разрухи и восстановившие веру в боевую способность страны и армии.
В числе задач ближайшей действительности выпущенное 3-го марта правительственное воззвание упоминает: общую амнистию, свободу собраний, союзов, совести и печати, — подготовку к созыву учредительного собрания для выработки формы правления и конституции страны, отмену национальных и религиозных ограничений, неудаление из Петрограда перешедших на сторону движения воинских частей, сохранение за нижними чинами, при соблюдении ими строгой воинской дисциплины в строю и во время военных поручений, общих гражданских прав. Энтузиазм населения по поводу совершающегося дает полную уверенность не только в сохранении, но и в громадном увеличении силы национального сопротивления. К тому же приходят и выпущенные комитетом Государственной Думы заявления, в которых постоянно упоминается о твердом решении народного представительства и национального правительства сделать все усилия и принести все жертвы для достижения решительной победы над врагом.
Радиограмма составлена П. Н. Милюковым и разослана от имени Временного Правительства». «6 марта последовал указ
Временного правительства об амнистии так называемых политических и религиозных преступников. Сотни тысяч граждан России были освобождены из темниц и мест ссылок в Сибири… В то время нашим освобожденным собратьям казалось, что они все это видят, как во сне». Томившиеся в тюрьмах и на каторге, в местах с нечеловеческими условиями и в окружении самых отъявленных преступников, закованные в кандалы служители Евангелия получили теперь долгожданную свободу. Вот как один из них, пастор Лабренц, томившийся в кандалах за проповедь Евангелия в страшной Петропавловской крепости, описывает в присланных им в журнал «Благая весть» своих дневниках тот день, когда двери тюрьмы открылись.
«Страдальцы за веру, освобожденные из каторги
Никому слово «свобода» так не дорого, как людям, испытавшим горечь рабства. Жутко становится тому, кто хоть мало-мальски знает, что такое тюрьма, где, кроме четырех голых стен, да маленького окошечка у потолка, ничего нет. Сколько бессонных ночей, сколько бесконечных дум и душевных волнений приходится здесь испытать. Чаша не сладкая…
Помимо трудностей заключения, выпадают на долю заключенного целый ряд ядовитых оскорблений и унижений. Непрерывной пыткой являются кандалы. Они постоянно, при каждом шаге и движении своим лязгом и звоном напоминают несправедливо нанесенную обиду и, словно червяк, подтачивают здоровье человека.
Кормили очень плохо. Заключенный никогда не бывал сытым, а жил всегда впроголодь. Хорошо тому, кто пользовался приношениями своих родных. Но в некоторых тюрьмах не разрешались приношения и поневоле нужно было довольствоваться скудной тюремной пищею. Вдобавок в камерах от дыма махорки и испарения грязных тел был невозможный воздух.
При таком положении заключенные болели зимою цингою и умирали по 3-4 человека в день.
Лучшим утешителем для верующего являлась его вера. Искренно верующий, хотя и страдал, но никогда не унывал и не роптал, терпеливо все переносил. Если же становилось слишком тяжело, то в молитве он находил обильное утешение и подкрепление.
В подобных обстоятельствах прожил я 11 месяцев в Петроградской Пересыльной Тюрьме. В ноябре 1915 года, человек 25 каторжан и много других арестованных отправили этапным порядком в Нижегородскую губернскую тюрьму. После разных мытарств мы, наконец, прибыли в Нижний. В этой тюрьме сидело нас девятнадцать верующих, в том числе мы, трое адвентистов.
Нижегородская община очень много сделала для нас, заключенных. Они добились иметь с нами свидания, и это было для нас большою радостью. В одну субботу они пришли, незадолго до захода солнца, расположились на лугу перед моим окном и запели из Псалмов христианина. Никогда я этого не забуду. Слушал не только я, вся камера притихла, внимательно прислушиваясь к звукам, полным мира и утешения. Они кончили петь и ушли, но в камере было по-прежнему тихо и заключенные ходили молча, с задумчивыми лицами; песня затронула их…
Первого марта, 1917 года, сидел я, как обыкновенно, в своей маленькой одиночной камере, в которую меня еще раньше посадили. Настали сумерки, читать больше нельзя было, и я, от нечего делать, стал вычислять, сколько мне еще осталось сидеть; высчитал годы, месяцы, недели, дни и даже часы и минуты. Вдруг слышу торопливые шаги, приближающиеся к моей камере; я насторожился. Железную дверь поспешно открывают, и входит сильно взволнованный помощник начальника. «Знаете ли вы имена всех заключенных сектантов?» — обращается он ко мне, подавая листок бумаги и карандаш. «Напишите их всех, только поскорее». Я их, конечно, хорошо знал и написал, не забыв в том числе и себя. Помощник схватил бумажку и быстро вышел, сильно хлопнув тяжелою дверью. Это поставило меня в тупик и так же взволновало. Напрасно ломал я себе голову, шагая большими шагами по камере и стараясь выяснить себе причину волнения помощника; я никак не мог понять, почему он волновался и для чего ему нужен был список, как вдруг, словно молния, осенила меня мысль: свобода! При этой мысли у меня даже захватило дыхание, но я тотчас же ее отвергнул, как нелепую фантазию.
Но моя душа будто предчувствовала, что приближается что-то важное, особое, что сейчас узнаю причину волнений помощника. Двери опять открываются, входят несколько людей тюремной администрации, говоря мне: «Выходите, вы свободны!» Я стоял не двигаясь и смотрел широко раскрытыми глазами на вошедших, не зная, верить ли своим ушам. Они должны были повторить свои слова, только тогда невероятная радость охватила меня. Наскоро собрав свои вещи, я чуть не бегом выбежал из камеры. Внизу, в конторе, уже находились мои друзья. У всех лица были бледны, все были взволнованы. «Неужели свобода?!» — спрашивали они меня. «Нет, мы раньше не поверим, пока не выйдем из тюрьмы», — говорили другие. Трудно было верить такому
большому счастью, многим предстояли еще долгие годы каторги и вдруг неожиданно свобода!!!…
Когда же нас выпустили на тюремный двор и мы услышали гул толпы, увидели в первый раз за несколько лет над собою огромное темно-синее небо, с ярко горевшими бесчисленными звездами, то окончательно убедились, что мы свободны. Скорей теперь к воротам, за ними друзья, за ними воля и новая жизнь!!!… Наше появление вызвало бурную радость, и несмолкаемое «ура» потрясло воздух. Радость соединила сердца чужих людей.
Мы ходили как во сне. Все казалось чудной сказкой или сном, от которого утром пробудимся к печальной действительности. Первую ночь мало кто из нас спал, тысяча дум мелькали и роились в нашем уме, радостно волнуя наши сердца.
Да, было о чем подумать… несколько часов тому назад мы сидели еще в каземате; впереди темная, неприветливая будущность, а теперь — среди искренних друзей, свободные люди… Недавно думалось словами пророка Исайи: «Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен?» — «Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена…» Такой ответ дал теперь действительно Сам Господь, освободив из заточения и из ссылки многих страдальцев за веру».
На их места в страшные камеры попадали теперь те, которые еще совсем недавно писали страшные указы, имеющие цель уничтожить всех не согласных с государственной церковью. Оказался тогда, после Февральской революции 1917 года, в тюрьме и последний царский министр внутренних дел Протопопов, так нещадно проводивший все указы против «сектантов». Теперь же, оказавшись на нарах, он стал изучать Священное Писание, неоднократно говоря о своем теперешнем положении: «Это перст Божий»… «21 марта были отменены все национальные и религиозные ограничения, а в середине апреля был опубликован Закон о «Союзах и собраниях», на основании которого за каждым гражданином России было признано право созывать собрания и основывать союзы и общества без всякого на то разрешения. 14 июля было опубликовано Постановление правительства относительно перехода из одного вероисповедания в другое… Мы не могли желать лучших законов, чем только что упомянутые Постановления Временного Правительства. Теперь только оставалось использовать для блага дела данные нам преимущества». Вскоре следуютдругие, еще более благоприятные для проповеди Евангелия законы.
«Постановления Временного Правительства о свободе совести
(Вестник Временного Правительства № 109, от 20-го июля 1917 г.) В изменение, дополнение и отмену подлежащих узаконений, постановить:
1. Каждому гражданину Российского государства обеспечивается свобода совести. Посему пользование гражданскими и политическими правами не зависит от принадлежности к вероисповеданию и никто не может быть преследуем и ограничиваем в каких бы то ни было правах за убеждения в делах веры.
2. Принадлежность к вероисповеданию малолетних, не достигших 9-летнего возраста, определяется их родителями. При отсутствии соглашения родителей малолетние принадлежат к вероисповеданию отца. При раздельном жительстве родителей, дети принадлежат к вероисповеданию родителя, при котором они находятся.
3. В случае смерти или неизвестности родителей и невозможности установить принадлежность к вероисповеданию малолетних, не достигших 9-летнего возраста, принадлежность к вероисповеданию малолетних определяется их усыновителями или опекунами.
4. Для перехода достигших 14-летнего возраста из одного вероисповедания в другое или признания себя не принадлежащим ни к какой вере не требуется ни разрешения, ни заявления какой-либо власти. Правовые же отношения, вытекающие из принадлежности к данному исповеданию, прекращаются письменным или устным заявлением оставляющего это исповедание местному судье.
5. Поступившее в порядке, указанном в предшествующей (4) статье, заявление местным судьею немедленно сообщается приходу или религиозной общине, к которым принадлежало оставившее их лицо. О лицах, признающих себя не принадлежащими ни к какой вере, сообщается подлежащему органу местного самоуправления.
6. Малолетние, не достигшие 9-летнего возраста, могут быть переводимы в другое вероисповедание при переходе в таковое обоих родителей или оставшегося в живых родителя. При переходе же одного из родителей в другое вероисповедание и отсутствии между родителями согласия малолетние, не достигшие 9-летнего возраста, сохраняют принадлежность к прежнему исповеданию.
7. Малолетние в возрасте свыше 9-ти лет не могут быть переводимы в другое исповедание без их согласия.
8. Акты гражданского состояния лиц, не принадлежащих ни к какому вероисповеданию, ведутся органами местного самоуправления по правилам, содержащимся в статьях 39-51 раздела II именного высочайшего указа 17-го октября 1906 г. о порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях, входящих в состав последователей старообрядческих согласий и отделившихся от православия сектантов. («Собр. узак.», 1728).
9. Действие настоящих правил не распространяется на изувер-ные учения, указанные в статье 96 уголовного уложения (св. зак., т. XV, изд. 1909 г.).
10. Настоящее постановление (ст. ст. 1-9) ввести в действие до обнародования его правительствующим сенатом.
Подписали: Заместитель министра-председателя Н. Некрасов. За управляющего министерством вн. дел, товарищ министра Салтыков.
14-го июля 1917 г.»1
И ведомая Богом адвентистская церковь прекрасно использовала эти преимущества в то небольшое время свободы, которое было отпущено ей перед куда более страшными событиями, неумолимо надвигающимися на страну и церковь.