Библиотека soteria.ru
Между Сциллой и Харибдой
Алексей Опарин, Михаил Зозулин
Дата публикации: 07.08.14 Просмотров: 6856 Все тексты автора Алексей Опарин, Михаил Зозулин
2. Каковы восемь правил услышанной молитвы? Учение о молитве
«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован»
(Притчи 28:13)
I. Учение Библии о молитве
1. Определение молитвы
Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!» (Пс. 18:15). Итак, молитва — это разговор человека с Богом, это беседа человеческого сердца с Господом как Другом и Спасителем.
2. Молитвы, изменившие историю
Когда говорят о молитве, то у многих людей возникает снисходительная улыбка. Порой современные образованные люди молодого и среднего возраста считают молитву уделом бабушек или суеверных людей. Многие стесняются сказать, что они молятся, боясь показаться странными в глазах общества. Другие воспринимают молитву просто как один из видов психотерапии, считая, что через нее люди успокаивают себя. Однако история нам сохранила удивительные, документально подтвержденные примеры того, как молитва меняла ход всемирной истории, более того — даже законы природы. Рассмотрим некоторые примеры таких молитв, чтобы убедиться, что молитва — это не психотерапия, не суеверие, а реальный путь к престолу Бога, могущего для Своих детей сделать самое невозможное с человеческой точки зрения.
• Молитва Иисуса Навина
«Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь [Бог] Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: „стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (И. Нав. 10:12-14).Как видим, произошло событие, действительно не имеющее аналогов во всемирной истории. Многие сегодня считают, что принять это событие могут только глубоко (если не фанатично) верующие люди. Для всех же остальных оно является явной сказкой. Однако это не так. Битва в Аиалонской долине с чудесной остановкой солнца, описанная в книге Иисуса Навина, является такой же реальной и исторически задокументированной, как Бородинская или Сталинградская битва. Более того, она зарегистрирована в истории не рукой летописца или камерой военного корреспондента, а астрономическими звездными часами. Но обо всем по порядку. Остановка солнца — событие, безусловно, неординарное, и поэтому если Библия права в своем сообщении, то у других народов Земли должны были сохраниться воспоминания об этом необыкновенном дне. И эти воспоминания есть! Мы приведем лишь некоторые из них.
• Египет.
Древнегреческий историк V века до х. э. Геродот, путешествуя по Египту, узнал от жрецов, которые показали ему древние летописи, о небывалом долгом дне, бывшем за 1000 лет до него. Вот как это он сам описывает: «В это время, рассказывали жрецы, солнце четыре раза восходило не на своем обычном месте: именно, дважды восходило там, где теперь заходит, и дважды заходило там, где теперь восходит. И от этого не произошло в Египте никакой перемены в смысле плодородия почвы и растений, режима реки, болезней или людской смертности».
• Индия.
В своей обширной работе «Ключ к хронологии индусов» доктор Ч. Хамильтон приводит жизнеописание Кришны, в котором сказано, что во время, соответствующее современному летоисчислению, около XV в. до х. э., «солнце замедлило свое движение и не заходило, заслушавшись благочестивым пением Akroon’a, восхваляющего добродетели Кришны, во время путешествия последнего в Биндреблы. Когда же он прибыл туда в целости и сохранности, солнце зашло с опозданием около двенадцати часов».
• Доколумбовая Америка.
Лорд Кингсборд, на протяжении долгого времени изучавший быт индейцев Мексики, установил, что в сказаниях этих племен (в частности, летопись Куаухтитлан) упоминается, что в год семи кроликов, бывший около XV в. до х. э. (соответственно современной хронологии) был необычайно долгий день. Эти данные были подтверждены и И. Великовским.
• Финляндия и Япония.
Доктор Иммануил Великовский, исследуя сказания многих народов земли от финнов до жителей Японии, установил, что у многих из них есть упоминания о двойном дне.
• Древний Китай. В период правления императора Яо (Yao) летописи зафиксировали весьма долгий день.
• Древний Рим.
В работе знаменитого римского историка Иосифа Флавия, жившего в I в. х. э., есть прямое свидетельство о небывалом дне, имевшем место при Иисусе Навине. «Иисус действительно со всем своим войском поспешил к ним на выручку, совершал переходы в продолжение целого дня и целой ночи, напал на врагов врасплох рано утром, обратил их в бегство и преследовал их по ложбине, носящей название Вифоры. Тут-то он убедился в том, что Господь Бог помогает ему, потому что началась сильная гроза с громом, молнией и необычайно крупным градом. Вдобавок и день продолжался до того, чтобы наступление ночи не помешало полной победе евреев. Наконец Иисус настиг четырех царей в пещере Маккед, где они искали убежища, и перебил их всех. А что день тогда действительно удлинился сверх обыкновения, это засвидетельствовано в священных книгах, лежащих в храме».
• Данные астрономии и долгий день Иисуса Навина.
Не только древние хроники оставили нам доказательство о необычном двойном дне. Само небо и звезды, в прямом смысле этого слова, говорят в пользу того, что во времена Навина в XV в. до х. э. был необычайный день. Этим вопросом занимался также американский профессор Тоттен, который пришел к следующим выводам. Оказывается, что не больше чем однажды солнце, луна и земля находились в положении, подобно описанному в книге Иисуса Навина. Работая над своими вычислениями, охватывающими время от наших дней до времени Иисуса Навина, профессор находит, что невозможно не прийти к заключению, что целые сутки в двадцать четыре часа были прибавлены к мировой истории.
Исследования проф. Тоттена были дополнены в Англии, в Королевской обсерватории в Гринвиче (признанном мировом центре астрономии), доктором Е. Моундерсом (Maunders), который определил время дня, когда это чудесное явление имело место, обнаружив точное место, на котором Иисус Навин должен был тогда находиться. Но это еще не все. Нужно обратить внимание на построение библейского текста: «стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день». Выводы Тоттена говорят, что, хотя к мировой истории как-то прибавилось точно двадцать четыре часа, однако ко времени Иисуса Навина может быть отнесено только двадцать три часа и двадцать минут, как и сказано в Писании: «почти целый день». Следовательно, для требуемых астрономическими вычислениями упомянутых двадцати четырех часов не хватает еще сорока минут. Тут мы опять имеем образец точности священных страниц Библии. В 4-й книге Царств, гл. 20, ст. 8-11, мы читаем, что по просьбе царя Езекии Господь дал знамение через пророка Исайю — тень на солнечных часах возвратилась назад на десять ступеней. «Десять ступеней» равняются как раз сорока минутам. Эти-то сорок минут и пополняют, согласно Тоттену, таинственно наросшие в истории нашей планеты двадцать четыре часа. Тоттен в завершение своего исследования пишет: «Абсолютно достоверен тот факт, что человечество никогда не уклонялось от точного недельного исчисления дней и что суббота нашего времени дошла до нас от Адама, через Потоп, миновала долгий день Иисуса Навина и Ахазовы ступени (солнечные часы) и прошла через гробницу Господню без единого пропуска. Ни единый день не утерян, и все представляет собой непрерывную цепь свидетельства, которую не смогут нарушить никакие ухищрения человека или дьявола».
Другое свидетельство правоты Иисуса Навина (И. Нав. 10:13) может быть основано на астрономических данных. Выходит так, что один полный день отсутствует в наших астрономических вычислениях. В различных случаях Сэр Эдвин Балле, британский астроном, профессор Пикеринг из обсерватории Гарварда, Моундерс из Гринвича и Тоттен Ейл относят этот факт ко времени Иисуса Навина. Если мы игнорируем календарные изменения и имеем дело только с хронологией, основанной на солнечном движении, и возвращаемся к самым ранним располагаемым отчетам, и разыскиваем календарь времен Иисуса, то день сражения Иисуса Навина был вторник. Теперь примем во внимание, что, если мы будем вычислять в обратном направлении ко времени Иисуса Навина от текущего современного дня, день сражения будет — среда. День месяца — тот же самый, но это — различный день недели. Другими словами, если мы рассчитываем от первого зарегистрированного солнцестояния в древних египетских отчетах, день — вторник, но если мы рассчитываем назад от современного солнцестояния, день — среда. Эти факты получили широкое распространение в конце 1960-х, после того, как Мария Кэтрин Брайен издала статью в Evening Star, Штат Индиана. Согласно статье, компьютерные вычисления позиции солнца, луны и планет не сходились должным образом. Эти вычисления были необходимы, и должны были быть точны, чтобы расположить орбиты спутников (ретрансляционных телецентров) и космических полетов с человеком. Однако, когда длинный день Иисуса Навина и отступление солнца назад на десять ступеней во дни Езекии (4 Цар. 20:9-11) были приняты во внимание, все вычисления совпали совершенно. Сегодня даже атеистически настроенные ученые пришли к выводу, что событие, описанное в И. Нав. 10:12-14, не противоречит законам физики и астрономии.
Да, не все мы еще можем объяснить с точки зрения законов природы в чудесном событии, которое произошло 3500 лет назад. Хотя сегодня существует несколько весьма аргументированных научных объяснений, которые обсуждаются в мире науки. В указанной работе П. Джеймса и Н. Торп, а также приведенных англоязычных авторов подробно анализируются физико-астрономо-математические аспекты этого вопроса. Учитывая их сложность в восприятии для широкого круга читателей, мы особо заинтересовавшихся адресуем к указанным научным трудам, здесь же приведем лишь одну из схем. Во времена Иисуса Навина «достаточно крупная комета (или другое блуждающее небесное тело), пролетевшее около Земли, могла вызвать сбои (своим гравитационным полем) во вращении планеты и падение камней на скло-нах горы Вифорон». Доказано, что замедление вращения земли вплоть до нулевой точки может произойти менее, чем за сутки, не принеся никакой катастрофы для землян.
Как видим, даже ученые, порой очень далекие от Бога, вынуждены признать, что такой необыкновенный день действительно был. Да, некоторые из них не хотят в этом видеть особый промысел Божьего чуда, пытаясь все объяснить чисто наукой. Кстати, даже в академической литературе, издаваемой еще в советское время, вместо высмеивания и примитивизма в рассказе о двойном дне, которое практиковалось в 60-70-е годы, в начале 80-х годов прошлого столетия уже пишется о том, что вопрос, имело ли это событие место в истории, является сегодня дискуссионным. Так, даже при Ю. В. Андропове советские ученые уже не могли называть остановку солнца сказкой, хотя и писать правду не могли еще тоже. Поэтому и ограничились промежуточным понятием: дискуссионный вопрос. Итак, двойной день в истории земли был. Был вопреки всем существующим законам, превосходя человеческое разумение. Это событие показало и показывает до сих пор всему миру, Кто является Верховным Законодателем природы и истории.
• Молитва Езекии
Библия описывает, как однажды во дни царя Езекии к стенам Иерусалима подступило несметное войско Ассирии. Книга Царств очень живо и досконально подробно передает события того времени, когда судьба иудейского народа висела на волоске. Когда казалось, что его ждет такая же лютая и беспощадная расправа, которой ассирийцы подвергали своих противников. «И послал царь Ассирийский Тартана и Рабсариса и Рабсака из Лахиса к царю Езекии с большим войском в Иерусалим. И пошли, и пришли к Иерусалиму; и пошли, и пришли, и стали у водопровода верхнего пруда, который на дороге поля белильничьего. И звали они царя. И вышел к ним Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель. И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь? А если вы скажете мне: „на Господа Бога нашего мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: „пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме»?» (4 Цар. 18:17-19,22). Послы Сенаххириба обращались и к народу Иудеи, говоря: «Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя… Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима, Ены и Иввы? Спасли ли они Самарию от руки моей? Кто из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей?» (4 Цар. 18:31,33-35).
В своей непомерной гордыне царь ассирийский бросил вызов Самому Богу. Езекия же и весь народ склонились в молитве к Господу. «Приклони, Господи, ухо Твое и услышь [меня]; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить [Тебя,] Бога живого! И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один» (4 Цар. 19:16, 19). И Бог дал ответ: «И послал Исайя, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал. Вот слово, которое изрек Господь о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима. За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты» (4 Цар. 19:20-21, 28). И ответ на молитву был поистине чудом. «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии» (4 Цар. 19:35-36). Итак, согласно Библии, войско Сеннахериба было уничтожено, что называется, без единого выстрела, а сам царь бежал в Ниневию. Это библейское утверждение на протяжении долгого времени не принималось в научных кругах. Это сообщение называли сказкой, не имеющей никакого подтверждения. Особенно яростно высмеивалось оно в бывшем СССР, где на протяжении долгих лет шла беспощадная борьба со всем, что было связано с Богом и Библией. Признать же факт внезапного необъяснимого разгрома армии Сеннахириба было нельзя, во-первых, потому что, признав это, пришлось бы признать, что в Библии описываются реальные исторические события, а во-вторых, признав это сообщение, очень трудно было бы отрицать прямое вмешательство Бога в ход всемирной истории и силу молитвы. Но время шло, и наука обогатилась многочисленными находками и материалами поданному вопросу. И все они настолько точно согласовывались с Библией, что даже еще в монографиях, изданных в советское время, в период безраздельного господства атеизма, пришлось признать факт внезапной гибели армии Сеннахериба под Иерусалимом. Прежде чем мы приведем высказывания из этих работ, мы процитируем сообщения двух древних историков, также рассказывающих об этом событии.
Вот что пишет римский историк I века Иосиф Флавий: «Царь ассирийский прислал Езекии письмо, в котором называл его безумцем, если он думает избегнуть подчинения ему, который покорил в своей власти много великих народов. При этом Сеннахериб грозил окончательно загубить его, если он попадется ему в руки и если добровольно не откроет пред его войском ворот Иерусалима и не впустит его в город… Вернувшись из похода против египтян в Иерусалим, он соединил там свое войско с ратью, бывшею под начальством Рабсака (и подвергшеюся опасности совершенно погибнуть от чумы). Дело в том, что Господь Бог наслал на это войско чуму, от которой в первую же ночь после его возвращения погибло сто восемьдесят пять тысяч человек вместе со своими военачальниками и таксиархами. Это бедствие повергло царя в неописуемый ужас, и он, испугавшись за все войско, бежал с остатками его в свое царство в город Ниневию».
Греческий историк V в. до х. э. Геродот пишет об этом событии следующее: «пошел войной на Египет с сильным войском Санахариб, царь арабов и ассирийцев… Когда они прибыли в Пелусий, то ночью на вражеский стан напали стаи полевых мышей и изгрызли их колчаны, луки и рукоятки, так что на следующий день врагам пришлось безоружными бежать и множество врагов пало». В древности мышь была символом чумы.
А теперь комментарии к походу Сеннахериба на Иудею историков XX века. «Войска Сеннахериба двинулись на Иерусалим и осадили его со всех сторон. Иудейский царь Езекия попал в Иерусалиме в капкан, из которого не было выхода. Жители города голодали… но… В это время в ассирийской армии вспыхнула чума… Осада Иерусалима снята». «Сеннахериб потребовал еще и сдачи Иерусалима, подчеркнув, что ни один из других народов, покоренных ассирийцами, не спасли их божества. Но этот город не пал — вдруг ассирийцы стали отступать на свои земли. Таинственный мор скосил их войска».
Даже «ассирийский царь Сеннахериб сам косвенно признает в одной из своих надписей, что он не завоевал Иерусалим… Конечно, он не указывает причин, по которым ему пришлось снять осаду… Библия изображает его отступление как чудо… Ученые пытались разгадать, что, собственно, кроется за этим чудом… Сеннахериб вынужден был снять осаду Иерусалима, поскольку его армию поразила какая-то страшная эпидемия. Это… подтверждает факт, что английский археолог Стречей обнаружил в районе города Лахиса массовую могилу, в которой находилось две тысячи мужских скелетов». Заметим, что все вышеприведенные цитаты взяты из работ историков, которые в своих произведениях открыто выступали против Библии.
В этой связи хочется привести еще одну цитату из книги, которая, по мнению профессора Н. Я. Мерперта, являлась тенденциозным атеистическим сочинением. Это работа проф. И. А. Крывелева «Раскопки в библейских странах». Так, даже в ней указано следующее: «В военной биографии „царя Вселенной» были и менее блестящие эпизоды. О том, как его войско потерпело страшное бедствие, приписываемое Библией вмешательству „ангела Господня», ассирийский царь не сообщает ни в росписи стен своего дворца, ни в клинописных реляциях на цилиндрах. Мы имеем здесь возможность при помощи Библии дополнить историю некоторыми данными, о которых ее могущественный царь застенчиво умолчал… Около 690 г. до н. э. Сеннахериб предпринял поход на Иерусалим. Он осадил столицу Иудеи, но вскоре получил сведения о том, что эфиопско-египетский фараон Та-харка собирается двинуться на него с юга. Ассирийский царь решил предупредить это нападение и устремился в сторону Египта… И вот здесь-то его ждала катастрофа… Видимо, здесь имела место сильнейшая вспышка какой-то эпидемии — может быть, чумы. Во всяком случае из библейского сообщения подтверждается, что Сеннахериб потерпел сокрушительное поражение и что в результате этого Иерусалим, а вместе с ним и вся Иудея, на время вздохнули свободно».Так даже Б политически заангажированных работах советского времени был признан факт полного молниеносного разгрома огромной армии ассирийцев. Крупнейший востоковед XX века академик Б. А. Тураев о походе Сеннахериба на Иудею пишет: «…мор в собственном лагере заставил его уйти,., отказавшись от грандиозных замыслов…». «Действительность показала, что Исайя был прав. Сеннахериб похоронил свою славу под стенами Иерусалима. Иудея была не только пощажена, но и прославлена». Такого страшного разгрома Ассирия не помнила уже давно, тем более, что поражение войска было совершено без участия вражеских стрел и копий. В этом походе гордый царь вместе со своим несметным войском бросил вызов Самому Богу. Бросил его открыто перед лицом всех народов своей империи и близлежащих стран. Поэтому страшное поражение ассирийцев показало всему миру, кто является Истинным Богом. И поэтому неслучайно «тогда многие приносили дары Господу в Иерусалим и дорогие вещи Езекии, царю Иудейскому. И он возвеличился после сего в глазах всех народов» (2 Пар. 32:23).
• Молитва Илии
«И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1). Эти слова молитвы-пророчества были сказаны пророком Илией, когда израильский народ, забыв Истинного Бога, предался страшному культу хананейского бога Ваала, которому приносили в жертву детей. И вот, чтобы как-то остановить эту моральную деградацию своего народа, Илия произносит эти слова молитвы.
Но в словах Илии народ и приспешники Ваала услышали нечто большее, чем просто предрекание проклятия на свою землю в виде отсутствия росы и дождя. Они увидели в них вызов, брошенный их религиозной политике, в основе которой лежало внедрение и распространение культа Ваала. Они увидели в них вызов, брошенный Богом через Илию их Ваалу. «Ибо Балу (Ваал) был в первую очередь богом дождя, оплодотворяющего землю, и росы, столь важной в засушливом климате Сирии, богом бури и грома, грозы; недаром его называли Скачущим на облаке. Гром — это голос Балу, а молния — его оружие, и это оружие нередко воспринималось как извивающееся копье. Жил он на горе Цапану… Балу изображали в виде зрелого мужчины — воина. На
голове у него остроконечный шлем с бычьими рогами, из-под которого на грудь падают длинные завитые на концах волосы. В правой руке он держит палицу, которой, по-видимому, производит гром, а в левой — извивающееся копье с пламенем на одном конце и острием на другом, и это острие бог вонзает в землю. Сам он стоит над горами и волнами и это подчеркивает его „вышнее» положение». Таким образом, перед лицом царя и всего народа был брошен открытый вызов могуществу Ваала. Ибо если он действительно великий бог, как то проповедовала Иезавель, то слова Илии останутся лишь словами, и Ваал — бог дождя и росы — будет продолжать благословлять ими израильский народ, который так ревностно начал служить ему. Предсказание Илии стало сбываться незамедлительно. Реки и ручьи начали пересыхать, а небо приобрело тот голубовато-выцветший цвет, который не обещает дождя. С каждым днем ситуация все более утяжелялась. Именно днем, и это не будет преувеличением, ибо жаркий климат тех мест требует для своих обитателей постоянно большого количества воды. Известия об этой небывалой засухе сохранились и во внебиблейских источниках, в частности у финикийского историка Менандра, который называет ее необыкновенно жестокой. Это было настоящей экологической катастрофой!3 Три года и шесть месяцев без дождя страшно опустошили страну, вызвав голодомор, которого еще не знал за свою историю израильский народ. И только спустя три года вновь по молитве Илии засуха кончилась, и пошел дождь. «Много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5:16-18).
Таким образом, мы видим, как молитвы реально меняли ход истории, показывая тем самым реальность Господа.
3. Форма молитвы
В различных языческих религиях для совершения молитвы нужны были особые знания эзотерического характера, владение определенной техникой (к примеру, впадения в транс), в то время как в Библии молитва являет пример общения с Богом, разговора с Ним как с лучшим Другом, Отцом. А в разговоре с друзьями, родителями мы разве придерживаемся какой-то жесткой формы, обряда? Нет, мы говорим то, что у нас на сердце, что волнует или радует нас. Потому герои Библии никогда не молились заученными молитвами, молитвами формы, с помощью каких-либо требников и молитвенников. Ибо в них могут содержаться замечательные молитвы, но это молитвы других людей, а Бог хочет, чтобы мы общались с Ним лично.
• И потому герои Библии задают Богу и вопросы, когда это волнует их.
«Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор» (Авв. 1:2-3), — взывает к Богу пророк Аввакум.
• За грехи Бог производит суд над Содомом, прежде выведя из него патриарха Лота, указывая ему через ангелов, куда идти, чтобы спастись. «Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, — он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя]. И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Си-гор» (Быт. 19:18-22). Бог слышит и такую молитву, нисходя к нашей слабости.
• Бог слышит нашу молитву-мольбу. «В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исайя, сын Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь. И отворотился [Езекия] ли-цем своим к стене и молился Господу, говоря: „О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. Исайя еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень; и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего» (4 Цар. 20:1-6).
• За свою гордыню вавилонский царь Навуходоносор был поражен тяжелым недугом, лишившим его возможности говорить. Но Богу нужны не красота наших слов, а искреннее раскаяние и потому, когда царь раскаялся и обратил в небо взор молитвы,
Господь услышал его и дал ему исцеление. «По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды» (Дан. 4:31).
Как видим, герои Библии говорят о том, что у них на сердце, они обращаются к Господу, как к Отцу, не по бумажке, не по молитвеннику, а всем сердцем. Молитва же «Отче наш» дана нам Христом просто как общий образец, пример молитвы, а не как какое-то заклинание, которое надо читать определенное количество раз. Молитва это не магический обряд, когда определенным словам и их последовательности приписывается определенная сила, молитва — это наш разговор с Господом.
4. В каком положении должно молиться?
Библия также не указывает нам строго определенной позы во время молитвы. Ибо вновь подчеркнем, что молитва это не обряд или ритуал, для которого необходимо выполнить определенные внешние условия, а это общение человека с Богом. А искреннее общение, конечно же, немыслимо с понятиями пустой формы или обряда. И потому герои Библии молились:
• На коленях. «Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить» (Мк. 1:40).
• Стоя. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11:25).
• Сидя. «И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» (Мф. 20:30).
• Ниц. «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).
• Лежа. «В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исайя, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь. Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря: „о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно» (Ис. 38:1-3).
5. Где надо молиться?
Библия дает нам различные примеры, где молились патриархи, апостолы, наконец Христос. Это было:
• В уединенных местах. «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?» (Лк. 9:16).
• В своей комнате. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6).
•В храме, «…и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13).
• Перед народом у гроба Лазаря. «Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Ин. 11:41-44).
• На корабле. «Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа, Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись. Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала. Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего. Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы. Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть. Тогда все ободрились и также приняли пищу» (Деян. 27:30-36).
• Перед казнью. «Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! Приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян. 7:55-60). В последние минуты своей жизни христианин Стефан молится за своих убийц.
Итак, можно молиться везде: дома, в церкви, на работе, на улице, в транспорте, сообразно предоставляющимся условиям. Ибо главное — не форма, поза, продолжительность или место, а искренность.
6. Как долго надо молиться?
Бог на страницах Библии не регламентирует время продолжительности молитвы, давая по этому поводу несколько конкретных советов и примеров.
• Молитва не должна быть многословной. «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:7-8).
• Краткая молитва, про себя. «В месяце Нисане, в двадцатый год царя Артаксеркса, было перед ним вино. И я взял вино и подал царю, и, казалось, не был печален перед ним. Но царь сказал мне: отчего лице у тебя печально; ты не болен, этого нет, а верно печаль на сердце? Я сильно испугался и сказал царю: да живет царь во веки! Как не быть печальным лицу моему, когда город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнем! И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному и сказал царю: если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицем твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его» (Неем. 2:1-5). Представим себе эту ситуацию. Неемия, царский приближенный, наливает царю вина, и тому вдруг кажется, что Неемия печален. Не задумал ли он отравить его? Можно себе представить, что пережил в этот момент Неемия, понимая, что на Востоке за один подозрительный взгляд цари лишали жизни своих подданных. И вот в этот момент Неемия взывает про себя к Господу. Сколько длилась его молитва? Секунду, две-три, но Господь услышал его, увидел его искренность и помог самым чудесным образом.
• Краткая молитва вслух. «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:23-24). Этот человек был отцом ребенка, одержимого нечистым духом, он ухватился за Христа, понимая, что только Тот сможет дать долгожданное исцеление. У него не было сил для долгой молитвы или для ее красивого обрамления, он воскликнул то, что у него было на сердце, и Господь услышал его.
• Продолжительная общественная молитва при посвящении храма во дни Соломона (3 Цар. 8:15-61).Таким образом, вновь подчеркнем, что главное — не продолжительность или красота молитвы, а ее искренность.
7. Виды молитвы
Священное Писание выделяет несколько видов молитв: ходатайственная, благодарственная, прошение. Рассмотрим каждую из них.
• Ходатайственная
Это молитва за других людей, страну.
«…но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:32), — говорит Христос, обращаясь к Петру.
«…и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (Иер. 29:7).
• Благодарственная
Это молитва благодарности Господу за то, что Он сделал и делает для нас, за здоровье, прожитый день, устройство на работу, отдых, наконец, за Его любовь, за Голгофскую жертву.
«Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (Лк. 17:15-16).
«Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне» (Фил. 1:3-5).
• Молитва-прошение
К Господу мы можем обратиться со своими нуждами и прошениями, но особенно важно, чтобы в наших прошениях превалировало то, что нам необходимо в первую очередь для нашей духовной жизни. При этом Господь говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). И Библия нам дает примеры этого. «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру» (Лк. 17:5).
Мы можем обратиться к Нему с прошением по поводу нашей нужды или болезни, как слепой Вартимей воззвал ко Христу. «Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел
его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге» (Мк. 10:46-52).
А какие молитвы преобладают у нас с Вами? Не бывает ли так порой, что мы у Бога что-то просим только за себя, или в лучшем случае только за близких, оставаясь равнодушными к другим людям, их нуждам, своей стране, городу, к проповеди Вечного Евангелия, дарующего людям спасение. А умеем ли мы благодарить Бога или только умеем что-то просить у Него?
8. Надо ли молиться перед образом?
Бог сам ответил на этот вопрос на страницах Библии. «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину» (Втор. 4:15-16).
Вторая заповедь Закона Божьего также четко говорит. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4-6). Это, как видим, относится не только к языческим идолам, ибо, во-первых, четко говорится, что нельзя делать никакого изображения, а во-вторых, Бог подчеркивает, что когда Он общался с ними, то никакого Свого Образа Он им не явил и чтобы они не создавали его.
9. Правила услышанной молитвы
Некоторые люди часто говорят о том, что Бог не слышит их молитв. Другие задают вопросы, а что необходимо, чтобы моя молитва была услышана Господом. Священное Писание дает нам несколько конкретных секретов для успешной молитвы.
• Верить
«Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:6-7); «Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Мк. 11:24).• Исповедать грех
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9);
«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притчи 28:13).
• Изгнать грех и впустить Христа
«…и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20); «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:20-21).
• Быть послушным
«…и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин. 3:22).
• Надо бодрствовать в молитве
«…бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41).
• Надеяться
«Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему» (Пс. 36:7).
• Быть постоянным в молитве
«И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11:5-13).
• Принести все ко Христу и ожидать ответа «Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе
молюсь. Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать» (Пс. 5:3-4).
Христос обещает нам дать Свой покой. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30).
10. Правила неуслышанной молитвы
Священное Писание говорит нам также о том, когда наша молитва будет оставаться не услышанной Богом.
• Если лицемерна
«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:5-6).
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» (Мф. 23:14); «…и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним; сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его» (Пс. 77:36-37).
• Если исполнена тщеславия
«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:5).
• Если исполнена осознанием собственной праведности
«Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18:11-12).
• Если не исходит из сердца
«И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13).
• Если не соблюдают заповеди
«Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость» (Притчи 28:9); «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:8-9).«…они опять обратились к беззакониям праотцев своих, которые отреклись слушаться слов Моих и пошли вослед чужих богов, служа им. Дом Израиля и дом Иуды нарушили завет Мой, который Я заключил с отцами их. Посему так говорит Господь: вот, Я наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда воззовут ко Мне, не услышу их» (Иер. 11:10-11).
Как видим, Господь четко говорит, что надо соблюдать не веру отцов или традицию, а то, что говорит Он и Его Закон.
• Если преследует только материальные цели
«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:31-33).
• Если хотят «купить» у Бога прощение
«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1:11-18); «Для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне» (Иер. 6:20).
• Если просят для вожделений
«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3).
• Если как форма, обряд
«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф. 6:7). Во дни Христа фарисеи, как и средневековая церковь, полагали, что чем больше возносить молитв и чем они будут длиннее, тем Бог скорее их услышит, но Христос четко сказал, что не принимает этого.
11. Какая будет твоя последняя молитва?
Священное Писание четко говорит нам, что в момент Второго Пришествия Христа все люди на земле будут разделены на две группы, молящиеся при этом двумя видами молитв. Те, которые отвергли Христа, Его закон, попирали библейское учение, заменяя его своими преданиями и постановлениями, будут взывать: «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:15-17). А те, кто доверил свои жизни Христу, следовал Его закону, стремился исполнять Его заповеди, а не учения людей, будут, молясь, говорить: «И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 25:9).
Какая будет наша с Вами, читатель, в тот день молитва? Молитва-ужас, отчаяние, просящая пасть на наши головы камням, или молитва-радость от встречи со своим Богом и Спасителем? Это будет зависеть от того, какой молитвой мы молимся уже сегодня, насколько молитва стала неотъемлемой частью нашей жизни, насколько точно мы следуем библейскому учению о молитве.
II. Трудные вопросы
«И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13:20-21).
Это единственное место в Библии, где говориться о том, что при прикосновении к костям пророка произошло воскресение мертвого. Ссылаясь на этот текст, многие пытаются на основании его аргументировать поклонение и молитвы святым мощам. Но говорит ли этот текст об этом?
Первое. Библия не только не одобряет, какие бы то ни было паломничества к святым мощам, но, напротив, предостерегает от совершения этого, говоря что соделавший это, если не пройдет специального очищения, — погибнет.
«Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней: он должен очистить себя сею [водою]
Б третий день и Б седьмой день, и будет чист; если же он не очистит себя Б третий и седьмой день, то не будет чист; всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа: истребится человек тот из среды Израиля. Вот закон: если человек умрет в шатре, то всякий, кто придет в шатер, и все, что в шатре, нечисто будет семь дней; всякий открытый сосуд, который не обвязан и не покрыт, нечист. Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней» (Числ. 19:11-16, см. также Втор. 21:2-9).
Почему же тогда произошло чудо воскресения при прикосновении умершего к костям Елисея?
Исследуя этот стих, необходимо отметить обстоятельства, в ходе которых произошло воскресение воина. А это было время, когда полчища моавитян вторглись в Израиль, население которого бежало перед захватчиками. И потому, воскресив через Елисея погибшего воина, Господь показал Своему народу, что Он по-прежнему среди него и, если бы они обратились к Нему, победа была бы за ними.
Второе. Нигде не говорится о том, что население и воины поклонялись костям Елисея и специально положили останки своего товарища на его кости.
Третье. Нигде ни в Библии, ни в истории еврейского народа мы не читаем о том, что после этого случая, а он явно был хорошо известен, раз попал в Библию и о нем могли все читать, к останкам Елисея были какие-либо паломничества за исцелениями.
Четвертое. Нигде мы больше не встречаем упоминания о том, что с этими останками были связаны новые, какие-либо чудеса исцеления.
«…и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей [Господу] о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Числ. 21:5-9).
Основываясь на этом тексте, ряд богословов утверждает, что, следовательно, можно создавать священные статуи и молиться им, обращаясь через них к Богу. Однако что символизировал медный змей и почему было повелено изготовить его? Вот что об этом говорит сама Библия. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14-15).
Итак, медный змей был символом грядущего Мессии, Христа. Но почему в качестве этого символа был избран именно медный змей? Как медный змей, сделанный по подобию ядовитых, был вознесен для исцеления людей, так и тот, Который явился в «подобии плоти греховной» (Рим. 8:3), стал их Избавителем. Евреи прекрасно понимали, что сам по себе медный змей не исцеляет, а только взор веры, обращенный к Богу, может даровать исцеление и жизнь. И потому никакого поклонения медному змею не было.
Когда же народ отошел от истинного Бога и впал в язычество, он начал сразу молиться перед медным змеем, в ответ на что благочестивый царь Езекия сразу же уничтожил его. «В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского. Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии. И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (4 Цар. 18:1-4).
«…и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов» (Исх. 25:18-20).
Основываясь на этом тексте, некоторые утверждают, что это является основанием для постановки статуй и икон в христианских храмах. Но так ли это? Вначале необходимо вспомнить, что ветхозаветная скиния состояла из трех отделений: Внешнего двоpa, Святого и Святого Святых. Херувимы были поставлены над ковчегом завета, который располагался во Святом Святых.
Кто же имел право входить во Святое Святых и видеть лица херувимов? Библия четко на это отвечает, что это мог быть только один-единственный человек — первосвященник, «ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое Святых». При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа» (Евр. 9:2-3, 7).
И причем он сам туда тоже входил только один раз в год на праздник Йом-Кипур, Судный День, когда происходило очищение народа от грехов! «…и сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге [откровения], дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке. И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году» (Лев. 16:2, 34). Причем нигде в Библии даже нет намека на то, что он молился этим херувимам или оказывал им какое-либо поклонение. Напротив, Вторая заповедь Божьего Закона запрещала поклонение каким-либо изображениям.
Таким образом, херувимам не только не молились, но их вообще никто из людей не видел, за исключением одного только первосвященника, и то только один раз в год.
III. Постскриптум
Итак, к каким же последствиям привело извращение библейского понятия о молитве?
1. Молитва превратилась в форму, определенный обряд
Вместо стучащего сердца, взывающего к Богу, появились стучащие четки, хладнокровно, как счеты, регистрирующие бесконечные цепочки однообразных молитв, будто бы их положенное число в силах избавить человека от грехов.
2. Появление неотвеченных молитв
В силу того, что люди сознательно стали нарушать волю Божью, попирая Его Закон, их молитвы стали мерзостью в глазах Господа, Который уже не отвечает им на их молитвы.
3. Появление молитв-проклятий
Наделение людей правом отпущения грехов привело к тому, что священство стало это использовать в своих, порой весьма корыстных целях, совершая для устрашения людей особые молитвы-проклятия, молитвы-анафемы, напоминающие более магические заклинания, призывающие на голову людей различные несчастья и бедствия. Эти молитвы-проклятия, как мы видели выше, могли обрушиться как на отдельного человека, так и на целое государство, целые народы. И вместо любви к Богу, люди стали испытывать чувство страха и подсознательной ненависти к Нему, которое в период революций страшным образом вырывалось наружу.
4. Молитвы за деньги
Выделение особого класса священников и наделение их правом отпускать грехи привело к появлению молитв за деньги. Совершил грех — заплати деньги в церковь, и тогда твоя молитва будет услышана. Или еще проще: заплати священнику, и он сам помолится за тебя. К сожалению, сегодня во многих храмах висят самые настоящие прейскуранты цен за различные виды молитв. Молитва за здравие — 60 гривен, за упокой — 45, молитва за детей — 30 гривен и т. д. Можем ли мы себе представить Христа, Который подходящему к Нему народу говорил, сколько будет стоить та или иная Его молитва за них, а сколько будет стоить исцеление.
5. Молитвы за умерших
Тонко играя на самих ранимых струнах человеческой души, средневековая церковь внедрила молитвы за умерших. Более того, она разработала специальные таксы, уплатив которые, человек получал заверение, что его близкий будет избавлен от мук на том свете. Была установлена и особая стоимость молитв священников за избавляемые из чистилища души.
6. Молитвы не Богу
Учение средневековой церкви, что можно и должно молиться не только Богу, но и многочисленному сонму святых, привело к тому, что в некоторых церквях Богу стали молиться меньше всего, а Его место заняли дева Мария или Николай Угодник. Бога изображали страшным и жестоким, беспощадным к людям, только и наблюдающим, когда они согрешат, чтобы излить на них Свои суды. При этом в отношении Бога к людям провозглашали сугубо человеческое понимание того, как надо уладить трудное дело. А именно: когда согрешишь, обратись к друзьям Бога — святым, и они за тебя уладят дело, особенно если ты принесешь им пожертвования, передав их через священников.
7. Ненужность молитвы для прихожан
Формирование понятий мирян и духовенства привело к тому, что мирянам (прихожанам) четко внедрялась мысль, что клир (священство) — это посредники между ними и Богом, что Бог особо относится к клиру и его молитвы услышит намного быстрее. И потому проще и надежнее молиться не самому, а доверить это священникам. Таким образом, пусть и не официально, молитва для мирян становилась практически лишней, ибо зачем молиться, если священник это сделает лучше, красивее и Господь ему ответит намного быстрее, чем мне. К сожалению, в сознании очень многих людей это укоренилось и практикуется до сих пор и они предпочитают пойти в церковь, заплатить деньги за то, чтобы за их прощение и нужду молился священник, а не они сами. Стало распространяться учение о том, что грехи людей должны отмаливать священники и монахи в монастырях. Что это и есть их основная духовная функция, а миряне на то и миряне, чтобы жить по-мирски, оставляя заботу о своей духовной участи в руках церкви и священников. Недаром в средневековье церковь, открыто призывая к крестовым походам, провозглашала: «Идите, воюйте, мы ваши грехи отмолим». Так, папа «Урбан объявил законным убивать отлученных лиц, если только это будет делаться из ревности к церкви».
«На шестом заседании предложен был вопрос о крестовом походе. Урбан взошел на кафедру на площади рынка и обратился к собравшемуся народу с речью… „Идите вперед, и Бог будет с вами! Обратите на врагов христианского имени оружие, которое вы обагрили взаимным побоищем. Искупите послушанием грехи ваши, — ваше хищничество, ваши поджоги, ваше кровопролитие. Пусть знаменитое племя франков покажет свою доблесть в деле, где смерть есть обеспечение блаженства. Почтите радостью умереть за Христа там, где Христос умер за вас. Не думайте о родственниках или доме, вы обязаны Богу высшею любовью; для христианина всякое место есть изгнание, всякое место есть дом и отечество». При этом он указал на легкость искупления грехов, которое теперь было предложено, на облегчение всякой епитимий в пользу тех, которые возьмут крест. Они будут приняты под покровительство церкви; их личность и их собственность будут уважаться под страхом отлучения. Что касается его самого, то он, подобно Моисею, будет поднимать свои руки в молитве за них, когда они будут сражаться с амаликитянами. Речь… была прерываема восторженным криком от всего собрата: „Так хочет Бог!», каковые слова впоследствии сделались „боевым криком крестоносцев»…
Дух религиозного увлечения охватил все классы, но с ним связывались и многие другие побуждения. Жизнь войны и приключения, которыми и без того увлекались западные народы, теперь была провозглашена священною и религиозною; даже духовенство могло без смущения совести сражаться против врагов веры. Перед воображением, уже и без того возбужденным романтическими легендами о Карле Великом и его вельможах, рисовались сказочный блеск и богатства Востока. Вместе с тем, тут давалось полное прощение грехов, делалась отмена всякой епитимий; Бог, по выражению одного писателя того времени, давал новый способ для очищения грехов. Для крестьянина тут представлялась возможность оставить свою тяжелую жизнь, взяться за оружие, отказаться от службы своему феодальному господину и присоединиться под знамя всякого вождя, к какому только он хочет. Для разбойника, пирата, лишенного всех прав — тут давалась амнистия всех преступлений, и он получал право „вновь вступить в общество»; для должника являлась возможность избегнуть своих обязательств, для монаха представлялась возможность избавиться от тесных пределов и от монотонных обязанностей своего монастыря; тем, кто были неспособны принять участие в подвигах войны, давалось уверение, что смерть во время этого святого похода сделает их участниками славы и блаженства мучеников».
Так прерывалась и, к сожалению, для многих людей прерывается и сегодня их собственная живая связь с Богом, достигаемая посредством личной молитвы.
8. Молитва как способ власти над людьми
История последних двух тысячелетий являет страшные примеры того, как извращение библейского учения о молитве привело к тому, что определенные власть имущие духовные классы стали использовать молитвы как способ власти над людьми. Не будешь повиноваться матери-церкви, за тебя перестанут молиться и ты погибнешь для вечности, мало будешь жертвовать на храм — не выкупишь своих близких из чистилища и твои молитвы будут безответны. И примеры упомянутых выше крестовых походов хорошо показывают это.
«Но кто получили особенную выгоду от крестовых походов — так это папы. Благодаря этим предприятиям, папы получили такой контроль над западным христианским миром, которого иначе тщетно пришлось бы добиваться им. Они держали в своих руках кормило движений, занимавших всю Европу, и их власть возросла еще более, когда во время второго крестового похода пример принятия креста давали сами государи. Дух времени дал смелость папам предлагать, чтобы в крестовом походе принимали участие императоры и короли, и так как отказ был бы постыдным, то, когда давалось обещание в этом, папа был вправе требовать исполнения его, когда только это ему казалось удобным. Тут не могло быть никаких извинений на основании неудобства; ведь что такое интерес какого-нибудь государя или его владений по сравнению с общим делом христианского мира? На Востоке папы расширили свою власть, основав там латинскую церковь, причем они притязали и на главенство над территориями, отнятыми у неверных. И в то время, как на Западе священная война давала им постоянно предлог для отправления легатов с целью вмешательства в дела каждой страны, они вместе с тем, благодаря ей, сильно увеличивали свое богатство. Приношения, которые сначала были свободным пожертвованием на святое дело, превратились в постоянную дань, которая особенно вымогаема была у монахов и духовенства, и когда она приняла форму сообразно с определенной пропорцией доходов, то папы были, таким образом, в состоянии разузнавать объем и контролировать распоряжение всею собственностью, какая принадлежала церковным или монастырским учреждениям».
Многих людей сегодня гнетет груз прошлого, другие отмечают, что не могут победить пагубные привычки, третьи, что не уверены в Божьем прощении и что для них уже все кончено. Но, как же у Бога получить прощение, обретя радость, мир и покой в сердце. Эти темы станут исследованием нашей следующей главы.