4. Путь развития: от текста к проповеди

Объяснительная проповедь состоит из идей, почерпнутых из Священного Писания и имеющих отношение к жизни. Поэтому для того, чтобы проповедь была эффективной, проповедник должен иметь дело с тремя разными мирами.

Путем изучения он приобретает познание Библии. Поскольку Бог пожелал в историческое время открыть себя людям и странам, местоположение которых можно найти на карте, и поскольку Он воспользовался для этого человеческим языком и грамматикой тех людей, которые жили в определенных культурных условиях, как и мы теперь, проповедник должен понять, что означало откровение Божье для тех людей, которым оно первоначально было предназначено.

Проповедник также должен быть хорошо знаком с особенностями своего времени, так как каждое поколение вносит свои собственные особенности в историю и культуру и говорит на своем собственном языке. Служитель Евангелия может, стоя за кафедрой, произнести правильную проповедь, с богословской точки зрения построенную по всем научным правилам, однако она может оказаться мертвой и бессильной, если она не затрагивает насущных проблем и вопросов, волнующих слушателей. Такие проповеди, произнесенные «стальным» голосом на устарелом и непонятном языке, хотя и затрагивающие великие библейские концепции, никогда не тронут слушателей, поскольку они ощущают, что речь идет о Боге, принадлежащем далекому прошлому. Проповедник должен дать ответы не только на вопросы, которые задавали наши отцы, но и на вопросы, задаваемые нашими детьми. Мужчины или женщины, желающие говорить от имени Бога, должны быть хорошо знакомыми с вопросами, волнующими их поколение, и отвечать на них на основании вечных Божьих истин.

Третья сфера, с которой проповедник имеет дело — это его собственный мир. Церковь всегда расположена в каком-то конкретном месте. Глубокие библейские поучения так же, как этические и философские вопросы, задаваемые людьми в наше время, будут различными для жителей деревни, представителей среднего класса и

58 Изложение проповеди

жителей многолюдных городов. Конечно, проповедник не может говорить со всем человечеством, он всегда говорит определенной группе слушателей. Дар «пастырь — учитель» означает, что две функции должны быть соединены вместе, так как в противном случае не относящаяся к делу проповедь может оставить у слушателей отрицательное впечатление о Боге. Как-то один смущенный верующий выразился следующим образом: «Беда в том, что Бог, как наш пастор: мы не видим его на протяжении недели и мы не понимаем его в воскресенье». Дж. М. Рей имел ввиду то же самое, когда писал: «Проповедь — это очень важная часть попечения о душах, и такая забота о душах включает в себя полное понимание тех, кто слушает проповедь». Способный пастырь знает свое стадо.

В следующих стадиях проповедник старается соединить вместе древний мир, современный мир и мир, в котором он живет, готовясь к проповеди. Делая это, проповедник не должен пытаться приспособить Библию к современным слушателям, извлекая примеры из древней истории. Современные мужчины и женщины находятся в таком же отношении к Богу, как и их предшественники, о которых говорится в Библии, и они слушают голос Божий, обращенный сегодня к ним. «Господь, Бог наш, поставил завет с нами на Хориве». Эти слова произнесли те, с кем Бог заключил завет во второй раз, и которые жили несколько десятилетий после того, как Израилю был дан Закон. «Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве. Не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы» (Втор. 5:2-3). Верующие люди, взирая назад, на события, отдаленные от них во времени и в пространстве, переживают их как современную реальность. Слово Божье, сказанное на Синае, продолжает обращаться и к нынешнему поколению и притом оно затрагивает не только отношения современных людей к Богу, но и отношения людей между собой.

Объяснение Писания таким образом, чтобы современный Бог говорил с нами там, где мы живем, требует от проповедника, чтобы он изучал своих слушателей так же хорошо, как и Библию. Это также означает, что нужно поставить ряд соответствующих вопросов и найти на них ответы для того, чтобы идея толкования и ее план могли быть превращены в проповедь.

Стадия 4: Три вопроса, относящихся к

развитию идеи толкования.

Глава 4 59

Проведенное изучение текста Писания может показаться подобным намокшим кукурузным хлопьям, лежащим в миске. Что же нужно сделать для того, чтобы извлечь из идеи «хрустящие хлопья» и составить из них живую и действенную проповедь? Чтобы найти ответ на этот практический вопрос, проповедник должен быть знаком с тем, как развивается мысль.

Когда кто-то делает заявление, оно может развиться в четырех направлениях. Оно может быть сформулировано по-новому, оно может быть объяснено, доказано или применено к жизни. И больше ничего. Знание этих простых фактов открывает путь к развитию проповеди.

Излагая идею по-новому, автор или проповедник просто передает ее другими словами, чтобы сделать ее более ясной, или чтобы воздействовать на слушателей. Повторение часто встречается в еврейской поэзии. «Буду петь Господу во всю жизнь мою», — возвещает псалмопевец в Пс. 103:33 и затем повторяет ту же мысль иными словами: «…буду петь Богу моему, доколе семь». Апостол Павел, возмущенный лжеучителями, заменившими Евангелие законничеством, также использует различные варианты одного и того же слова для усиления своего обвинения в их адрес. «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:8- 9). Пророк Иеремия, публично высказывая осуждение Вавилону, шесть раз повторяет ту же самую мысль иными словами:

«Меч на Халдеев, говорит Господь, и на жителей Вавилона,

и на князей его, и на мудрых его; меч

на обаятелей, и они обезумеют, меч на

воинов его, и они оробеют; меч на коней

его, и на колесницы его и на все разноплеменные

народы среди него, и они будут как женщины;

меч на сокровища его, и они будут расхищены;

засуха на воды его, и они иссякнут; ибо это

земля истуканов, и они обезумеют от

идольских страшилищ». (Иер. 50:35-38)

Несмотря на то что повторение занимает много места и времени как в написании текста, так и в ее устном выражении, для проповедника, старающегося расширить объяснительные мысли в проповедь, это не особенно важно. Три другие формы развития проповеди, сущность которых заключается в трех аналитических вопросах, являются более трудными.

60 Изложение проповеди

Что это значит?

Один из вопросов, связанных с развитием идеи толькования, относится к объяснению: Что это значит? Нуждается ли данная концепция или какая-то ее часть в объяснении? Этот вопрос можно поставить в нескольких плоскостях. Во-первых, если он относится к Библии, он звучит следующим образом: «Дает ли автор в данном тексте то объяснение, которое мне кажется верным?» Когда Павел писал послание своим друзьям в Коринфе, он объяснил, каким образом различные дары, получаемые отдельными членами церкви, должны способствовать единству в церкви, а не разделению. Он делает такое заключение в 1 Кор. 12:11-12: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос». В предыдущих и последующих стихах Павел объясняет эту концепцию, или прямо говоря о различных духовных дарах, или сравнивая их с отдельными членами человеческого тела. Такое сравнение помогает лучше объяснить ту истину, что церковь, как и человеческое тело, состоит из многих отдельных членов, и каждый из них вносит что-то полезное для жизни и благополучия всех членов. Проповедник, желающий говорить на основании этого текста из Послания к Коринфянам, должен сознавать тот факт, что Павел расширяет свою мысль посредством объяснения и, что это объяснение может послужить основой проповеди.

Во-вторых, вопрос: «Что это значит?» может также относиться и к слушателям. Он принимает несколько форм. Если я просто изложил мою идею, могут ли слушатели задать вопрос: «Что он имеет в виду?» Есть ли в этом тексте такие элементы, которые должны быть объяснены слушателям? Когда Павел говорит в 8 главе Первого Послания к Коринфянам об идоложертвенном, его читатели также хорошо знали, что такое капище, как наши современники знают, что такое гастроном. С другой стороны, современники Апостола Павла не поняли бы, что такое гастроном. Вот почему внимательный проповедник сознает, что прежде, чем говорить что-либо об идоложертвенном, он должен объяснить, что это такое. Текст может быть неправильно понят и даже неправильно применен к жизни слушателями проповеди, если они не будут знать тех условий, в которых возникла проблема, о которой идет речь в данном тексте Священного Писания. А поэтому слушатели должны узнать о том психологическом, эмоциональном и духовном напряжении, которое связано с употреблением в пищу того, что приносилось в жертву языческим богам. Важно отметить и то, что говоря о «немощных в вере», Павел имел в виду не тех верующих, которые легко впадают в грех. Напротив, он имел в виду тех, кто был чересчур осторожен и не понимал сущности идолослужения, в частности то, что «идол есть ничто», и что идолы

Глава 4 61

являются плодом суеверных воображений. В современных церквях многие, считающие себя сильными, были бы по определению Павла немощными. Вот почему для правильного понимания того, что Павел советует своим читателям, наши современники нуждаются в детальном объяснении всего того, что связано с идолослужением.

В 1 Кор. 12:13 Апостол пишет: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело. Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». Здесь снова Павел имеет ввиду, что его читатели знают, что означает крещение Духом Святым. Упоминание о «крещении Духом Святым» в наше время может заставить некоторых слушателей почувствовать беспокойство и в недоумении задавать вопросы: «Что это значит?» «Означает ли это то, что речь идет о переживании, которому пятидесятники придают особое значение, и имеет ли это отношение к говорению на иных языках?» «Что по этому вопросу думают те, кто принадлежит к моей церкви?» Проповедник просто не может игнорировать такую реакцию слушателей. Он должен предвидеть все эти вопросы и уже во время подготовки к проповеди найти объяснение тому, что означает крещение Духом Святым, хотя Павел этого и не делает.

Одним из самых важных элементов проповеди является ее ясность. Наполеон всегда отдавал три приказания тем, кого он посылал с каким- то сообщением: «Говори понятно! Говори понятно! Говори понятно!» Ясность достигается нелегко. Когда человек готовится к тому, чтобы стать проповедником, он вероятно проведет три или четыре года в семинарии. В то время, как учеба помогает ему стать богословом, она иногда мешает ему стать хорошим проповедником. Богословский лексикон, абстрактное мышление, религиозные вопросы становятся частью его интеллектуального багажа, что мешает проповеднику говорить понятно для простых людей. Если сам проповедник придет в больницу, в телевизионную студию, типографию, раздевалку или в местную автомастерскую, для того, чтобы понять все происходящее там, он должен постоянно спрашивать: «Что вы имеете в виду?» Специалист во всех других областях редко заботится о том, чтобы его понимали те, кто не принадлежит к его профессиональному кругу, однако проповедники являются исключением. По отношению к религии никто из людей не может быть «посторонним», и понимание того, что говорит Бог — это вопрос жизни и смерти. Вот почему проповедник должен предчувствовать, что именно не знают его слушатели, и объяснять им это.

Итак вопрос: «Что это значит?» относится как к тексту, так и к людям. Если проповедник может вообразить себе смелого человека, который в самой середине проповеди в недоумении задает именно этот вопрос, то он будет знать, что именно нужно сказать в своей проповеди.

62 Изложение проповеди

Истинно ли это?

Другой вопрос, связанный с развитием идеи толкования, относится к достоверности сказанного или написанного. После того, как мы поймем или нам покажется, что мы поняли, что именно означает данное заявление, мы часто спрашиваем: Истинно ли это? Могу ли я, действительно, верить этому? Мы всегда требуем доказательств. Первой реакцией тех, кто относится к Библии серьезно, часто бывает пренебрежение этим вопросом и предположение, что эту идею нужно принимать за истину, поскольку она вытекает из Библии. Однако психологическое восприятие редко ограничивается одним авторитетом Священного Писания, оно также ищет смысл, доказательства и примеры.

Даже движимые Духом Святым авторы Священного Писания указывали на достоверность излагаемых ими истин не только на основании Ветхого Завета, но и приводили доказательства из обыденной жизни. Когда Апостол Павел хотел доказать коринфянам, что имеет право на получение финансовой поддержки за свое служение, он сослался и на Закон Моисея, и на практический, жизненный опыт. Свою мысль он излагает в форме целого ряда риторических вопросов:

«Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: «не загрождай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1 Кор. 9:6-12).

Сначала Павел ссылается на логику жизненного опыта. В конце концов, если воины, садовники, пастухи, сельскохозяйственные рабочие получают плату за свой труд, то почему не могут получать ее Апостолы и учителя? Затем Павел переходит к всеобщему принципу, изложенному в Законе Моисеевом на примере молотящего вола. Работающий, будь то человек или животное, должен быть вознагражден за свой труд.

Используя этот вопрос, связанный с развитием идеи толкования, проповедник должен постараться определить, как сам библейский автор доказывает то, что он говорит. Апостолы использовали все логические доказательства, доступные им, для того, чтобы слушатели могли согласиться с ними. Когда Петр говорил проповедь в день Пятидесятницы, он приводил как жизненные доказательства, так и

Глава 4 63

тексты из Писания, чтобы убедить слушателей в том, «что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2:36). Чудеса, творимые Иисусом, Его распятие и воскресение, гроб Давида, чудо Пятидесятницы, — все эти достоверные события являются вескими доказательствами Петра. Иоиль и Давид почитались еврейским обществом как Богодухновенные пророки, и цитаты из их писаний были свидетельством человеческого опыта. В посланиях и в устных проповедях Апостолы отождествляли самих себя со своими слушателями или читателями с тем, чтобы доказать истинность своих идей.

Когда Павел выступал перед интеллектуалами в Ареопаге, он говорил на тему естественной теологии, основываясь на факте сотворения мира и вытекающих из этого последствиях. Хотя он изложил четыре библейских концепции, он нигде не привел прямых цитат из Ветхого Завета, поскольку его слушатели были язычниками и не верили Библии. Вместо этого он полагает основание своему доказательству, ссылаясь на их же идолов и на творчество их поэтов-философов, а также на факты повседневной жизни. Приводя выдержки из произведений греческих поэтов и философов, Павел, конечно же, не становился на сторону афинской философии или афинских философов. Его основные и второстепенные утверждения были основаны на авторитете Ветхого Завета. Цитируя языческие литературные источники, Павел делает более понятным для своих слушателей содержание библейских откровений.

В то время, как от проповедника требуется, чтобы он понял то, как библейский автор доказывает истинность своей мысли, от него также требуется, чтобы он боролся с возникающим сомнением слушателей: «А истинно ли это? Могу ли я, в действительности, этому поверить?» Эти вопросы возникают часто. В прошлые времена проповедник, по- видимому, мог сослаться на чувство виновности, испытываемое, хотя бы отчасти, его слушателями. Сегодня же он может только принимать во внимание эти вопросы и сомнения. Наша система образования, а также средства массовой информации постоянно сеют чувство такого скептицизма. Реклама породила поколение сомневающихся людей, которые относятся к различным догматическим заявлениям и к объявлениям, сделанным в духе энтузиазма, так же, как к любым заявлениям уличного торговца.

Проповедник таким образом должен придерживаться принципа, что данное заявление является истинным не потому, что оно помещено в Библии, а потому, что оно истинно. То, что данная мысль изложена в книге с кожанным переплетом, еще не означает, что ока заслуживает доверия. В отличие от этого Библия говорит о реальности, существующей во вселенной, созданной и управляемой Богом. А поэтому мы вправе ожидать, что доказательства истинности Священного Писания находятся в мире, окружающем нас. Это не означает того, что мы доказываем истинность Библии изучением

64 Изложение проповедуй

социологии, астрономии или археологии, истинность Библии видна и через эти второстепенные источники.

Каким же образом проповедник должен справиться с вопросом: «Истинно ли это?» Представьте себе, что вы уверенно провозглашаете в наше время в церкви категоричное заявление Апостола Павла: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Большинство слушателей с недоумением произнесут: г: «Истинно ли это? Как можно поверить этому?» Что можно сказать о том случае, когда неизвестный водитель на огромной скорости сбил мать троих детей, оставив мужа вдовцом, а детей сиротами? Что можно сказать о тех благочестивых родителях, у которых четырехлетний сын заболел белокровием? Что в этом хорошего? Что «доброго» в том, что молодой миссионер утонул в бурных водах реки, протекающей в джунглях, так и не успев засвидетельствовать о Боге ни одному туземцу? Имея дело с этим стихом, и не объяснить всего того, что связано с подобными трудными вопросами — это значит полностью потерять внимание слушателей.

Дональд Грей Барнхаус столкнулся с вопросом достоверности, когда работал над Иоан. 14:12: : «…и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду». Он прибегнул к методу аналогии для доказательства своего объяснения:

«На борту американской подводной лодки, находившейся в Тихом океане в водах, контролируемых вражеским флотом, у одного из матросов случился острый приступ аппендицита. Ближащий хирург был за тысячи километров. Фармацевт Мейт Уэллер Лайпс, находившийся я также на борту подводной лодки, установил, что у матроса температура поднялась до 42° С. Единственная надежда на спасение — это операция. Лайпс предложил: «Я видел, как доктор делает такую операцию. Я думаю, я смог бы сделать ее. Что вы скажете?» Матрос согласился. Пациента уложили на стол в кают-компании под ярким освещением. Фармацевт и помогавшие ему офицеры оделись в вывернутые наизнанку пижамы и одели марлевые повязки на свои лица. Команда лодки сделала все необходимое для того, чтобы удерживать судно в стабильном положении, кок вскипятил воду для стерилизации. Фильтр от чайника служил в качестве антисептического конуса. Скальпель с обломанной ручкой служил основным операционным инструментом. Антисептиком служил спирт, слитый и с торпеды. Согнутые ложки служили зажимами. После того, как фармацевт сделал разрез, понадобилось 20 минут, чтобы найти аппендикс. Через два с половиной часа, когда ( был наложен последний шов, испарилась последняя капля эфира. А через тринадцать дней матрос снова приступил к исполнению своих обязанностей. По общему

Глава 4 65

изнанию, это была поистине более блестящая операция, чем те, которые делаются опытными хирургами в полностью орудованных операционных комнатах современных больниц.

На примере такого случая можно легко понять значение слов Христа: «… и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду». Для Христа, Который есть истинный Бог, оживление и приведение погибших душ от смерти к жизни — это великий труд, но когда Он делает то же самое через нас — это еще больший труд».

Синдилен Джонс убеждал людей обратиться к вере всего одним предложением: «Вы можете попробовать пересечь Атлантический океан на бумажном караблике, — затем он добавлял, — с таким же успехом вы можете достичь неба своими добрыми делами».

К.С. Льюис встретился с необходимостью доказательства в вопросе, который задают вдумчивые люди относительно Евангелия:

«Вот другой предмет, который приводил меня в затруднение. Разве не является ужасно несправедливым то, что эта новая жизнь принадлежит только тем людям, которые слышали о Христе и были способны поверить в Него? Однако истина заключается в том, что Бог ничего не говорит нам о Своих намерениях относительно других людей. Мы знаем то, что человек не может спастись без Христа, но мы не знаем того, что только те, кто знает Его, могут спастись через Него. Но между тем, если вы беспокоитесь о тех, кто находится вне, самое безрассудное, что вы можете сделать — это самому оставаться вне. Христиане — это тело Христа, организм, через который Он трудится. Всякий, кто присоединяется к этому телу, делает Его более действенным. Если вы хотите помочь тем, кто находится вне, вы должны внести и свой маленький вклад в тело Христа, Который только Один может им помочь. Отсечь пальцы человеку — это неразумный путь сделать его более способным исполнять свою работу».

Согласны ли вы полностью с Льюисом или нет, но он поднимает классический вопрос, рассматривает его и обращает его против тех, кто задает его.

Дж. Уоллес Гамилтон, говоря о Божественном провидении, хорошо сознает серьезные вопросы, которые возникают тогда, когда нам говорят, что каждый момент нашей жизни проходит в соответствии с Божественным предопределением, и цитирует неизвестного поэта, который в сомнении говорит:

«О, где же море, взывали рыбы,

Проплывая водами Антлантического океана, —

Мы слышали о море и об океанском течении,

И тоскуем, и желаем узреть его голубые воды».

66 Изложение проповеди

«Вокруг нас много маленьких рыбок, ищущих море; люди живут, движутся и существуют в океане Божественного провидения, но не могут видеть из-за воды самого океана. Это происходит, возможно, потому, что мы называем его другим словом. Древние евреи, от которых пришла к нам Библия, были религиозными людьми. Они мыслили в религиозных рамках, говорили религиозным языком и видели во всем непосредственное действие Самого Бога. Если шел дождь, то это значило, что Бог его послал. Когда урожай был хорошим, то это потому, что так сделал Бог. Но это не является ни нашим языком, ни нашим образом мышления. Мы рассуждаем в рамках закона — химического, естественного закона. Когда идет дождь, мы знаем, что это происходит оттого, что конденсируются водяные пары. В случае хорошего урожая мы объясняем это воздействием удобрений и климатических условий и погоды. В нашем образе мышления происходят странные вещи. В мире, который не может и мгновения просуществовать без Бога, мы настраиваем свои умы так, что в них не остается места для Него. Так много наших желаний исполняется кажущимся естественным образом и безликими силами, что мы потеряли ощущение присутствия великого Провидца и не замечаем Его провидения. Некоторые из нас, выросшие в сельской местности, а потом переехавшие в город, знают, как легко потерять привычку быть благодарным за пищу, и это отчасти потому, что пища поступает к нам не прямо с поля, а из магазина. Один ньюйоркский доктор сказал: «Если вы спросите у ребенка, откуда берется молоко, он и не подумает ответить вам: «от коровы», но скажет, «из бутылки».

Просто спросить: «Истинно ли это? Верю ли я в это, и верят ли мои слушатели?» — не означает получить немедленный ответ. Однако не принимать во внимание этих фундаментальных вопросов — это значит говорить только к тем, кто уже полностью уверен. Хуже того, поскольку мы не хотим ни на мгновение очутиться на «скользкой дуге» вопросительного знака, мы можем превратиться в «мелких уличных торговцев, продающих» проповеди, которым они не верят сами. Община имеет право ожидать от нас по крайней мере понимания нами проблем прежде, чем мы предложим решения. Проповедник должен работать над идеями и составлять планы толкования проповедей, но одновременно честно ставить перед собой вопрос: «Примут ли слушатели это заявление за истину? И если нет, то почему?» Проповеднику советую записать все возникающие специфические вопросы и, если возможно, те мысли, которые могут привести к нахождению ответа на них. Вскоре он обнаружит многое, над чем он и его слушатели должны будут задуматься в процессе развития проповеди.

Глава 4 67

Какая от этого польза?

Третий вопрос, связанный с развитием идеи толкования, относится к области практического применения библейских истин. Хотя объяснение истины, изложенной в данном месте Священного Писания, очень важно само по себе, задача проповедника не будет выполненной до тех пор, пока он не укажет на связь между этим местом Писания и жизнью его слушателей. В конечном итоге мужчины и женщины, сидящие на скамейках в церкви, надеются, что проповедник ответит на вопрос: Ну и что из этого? Что изменяется от этого? Какая польза? Все верующие должны задавать эти вопросы, поскольку они призваны подчиняться Богу в свете библейских откровений. Мортимер Адлер подразделяет все книги на теоретические и на практические. Теоретические книги можно понять и затем положить их на полку. А вот практические книги нужно не только читать, но и пользоваться ими. Рассуждая подобным образом, Библию нужно назвать интенсивно практической книгой, поскольку она написана не только для того, чтобы ей повиновались, но также и для того, чтобы ев понимали.

Многие проповедники не придают принципу практического применения того внимания, которое он заслуживает. Нет книг, посвященных исключительно или, хотя бы, в основном, этой сложной проблеме. В результате этого многие члены церкви, слушавшие всю свою жизнь истинные библейские проповеди, на практике ведут себя, как еретики. Наши вероучения утверждают главные доктрины веры и напоминают нам, во что христианин должен верить. К сожалению, наши вероучения не говорят нам, как наша вера должна проявляться в нашем поведении. Это является частью обязанности, стоящей перед проповедником, и он должен уделить этому должное внимание.

Основой правильного практического применения является верное толкование. Мы не можем сделать заключение о том, какое отношение имеет к нам данное место Священного Писания до тех пор, пока не поймем, что оно значит. А чтобы достичь этого, мы должны «сесть» перед библейским автором и постараться понять, что он хотел сказать своим непосредственным читателям. И только после того, как мы поймем, что означает мысль, выраженная его терминами и в его время, мы сможем установить, как мысль автора может повлиять на нашу современную жизнь.

Чтобы правильно применить к жизни данный текст из Писания, мы должны сначала определить условия, в которых это откровение было дано, а потом найти то, в чем современные мужчины или женщины похожи на непосредственных читателей этого откровения или в чем они отличаются от них. Чем ближе современный человек находится к библейскому человеку, тем более прямо к нему относится данное откровение. Когда Иаков писал следующие слова к рассеянным по всему тогдашнему миру иудеям, верующим во Христа: «Итак, братия мои

68 Изложение проповеди

возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:19-20) — то этот совет относился не только к ним, но и ко всем верующим, живущим в любое время и в любых условиях, поскольку все верующие находятся в том же самом отношении с Богом и Его Словом.

Однако, когда общность между XX веком и библейским отрывком не столь близкая, правильные практические выводы сделать труднее. Проповедник в таком случае должен обратить особое внимание не только на общее между современными людьми и их библейскими прототипами, но и на то, что их отличает. Так например, многие поучения Апостола Павла, предназначенные для верующих рабов, живших в 1 веке, относились как непосредственно к ним, так и к тем, кто жил в более поздние исторические времена. Многие принципы, относящиеся ко взаимоотношению рабов с их хозяевами, применимы и ко взаимоотношению современных рабочих и начальников, однако, если не учитывать того, что рабочие не являются рабами своих начальников, можно допустить большую ошибку, применяя эти поучения к нашему времени. Так например, отказ от членства в какой-нибудь рабочей организации на основании того, что «рабы» должны «покоряться» своим «господам» (Еф. 6:5) означал бы игнорирование различия между рабами и рабочими.

Неправильное применение текстов из Ветхого Завета к жизни современных слушателей умножает проблемы. В самом деле, история полна примеров неправильного применения на практике писаний Ветхого Завета. Одним примером неправильного подхода к Ветхому Завету является учение Роршаха. Аллегорическое толкование Ветхого Завета через нахождение скрытого смысла на самом деле сводилось не к нахождению этого смысла в самом Писании, а к нахождению его в собственном разуме. Другим примером неправильного подхода к Ветхому Завету является метод рассматривания Ветхозаветных Писаний только в качестве примера или иллюстрации, к новозаветным доктринам. В данном случае то, что проповедуется, исходит не из богословия Ветхого Завета и не из того, что хотел сказать ветхозаветный автор, но сам проповедник «вкладывает» свою собственную теологию в ветхозаветное Священное Писание. Проповедник, в таком случае, стоя перед задачей истолкования или применения, обращается не к самому тексту из Ветхого Завета, а к другому, из Нового, или к тому учению, которого придерживается он сам и его слушатели.

Как же следует искать ответ на вопросы, относящиеся к развитию идеи толкования: «Ну и что из того? Что меняется от этого? Какая от этого польза?» Во-первых, применение должно вытекать из богословской цели, стоявшей перед библейским автором. Джон Брайт дает следующий совет для определения цели автора: «. . . проповедник

Глава 4 69

должен понять не только то, что сказано в тексте, но и то, что вызывало необходимость сказать то, что сказано. Труд проповедника поэтому нельзя считать оконченным до тех пор, пока не будет понят теологический замысел автора. И пока это не будет сделано, он не может истолковать текст. Он может допустить огромную ошибку, излагая совершенно иные мысли, чем те, что были у автора».

Мы не сможем понять данный текст или найти ему применение, причем независимо от того, взят ли он из Ветхого или из Нового Заветов, если не проведем исследование контекста, в котором он находится. Так например, попытка сделать анализ какого-то абзаца или главы из книги Екклесиаста без учета содержания всей книги может привести ко многим неверным идеям и оказаться вредной для современных слушателей. Только после того, как мы поймем, о чем говорится в обширном тексте, мы найдем ключ к пониманию меньших текстов и поймем, почему они написаны.

Ниже приведено несколько вопросов, могущих помочь найти

богословскую цель автора:

1. Содержатся ли в тексте какие-нибудь указания на то, с какой целью он написан, или даны какие-нибудь комментарии или истолкования относительно изложенных в нем событий? В книге Руфь, например, материал, изложенный в 4:11-21, рассказывает о счастливом окончании всей ранее изложенной истории, имевшей печальное начало, и показывает, что Бог по Своей милости управлял судьбой всех действующих лиц. Руфь является примером действия Божьего провидения, а вся книга посвящена теме Божьего любящего водительства, которое особенно заметно в конце этой истории и подразумевается во всей остальной части книги и особенно в семи просьбах о благословении и в том, как Бог ответил на каждую из них. Божьи действия переплетаются с обычными повседневными событиями настолько тесно, что на первый взгляд Божьи действия можно вообще не заметить. Только если мы присмотримся повнимательнее, мы обнаружим Его постоянное присутствие и Его участие в восполнении повседневных нужд простых людей.

2. Даны ли какие-нибудь теологические оценки в исследуемом тексте? Такие замечания как: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17:6 и 21:25), дважды повторенные, указывают на то, почему такие отвратительные события включены в описание израильской истории. Повествование о согрешении Давида с Вирсавией и об убийстве Урии может показаться простым описанием случившегося факта, если мы не обратим внимания на слова, сказанные в 2 Цар. 11:27: «И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа».

70 Изложение проповеди

3. Повествовательные тексты в Библии представляют особую трудность. Кроме обычных вопросов мы должны ставить еще и следующие: «Приведена ли эта история в качестве примера или в качестве предупреждения? И если да, то что это значит? Является ли это событие обычным или исключительным? Чем оно ограничивается ?»

4. Что хотел передать автор послания читателям своего времени, а потом и читателям последующих поколений, о которых он знал, что они будут читать его?

5. Почему Дух Святой нашел нужным включить этот текст в Священное Писание?

Следующие вопросы нужно ставить в том случае, если нынешнее поколение находится в иных обстоятельствах, чем те, кому первоначально было дано откровение.

1. В каких условиях находились слушатели или читатели, которым первоначально было дано Слово Божье? Какие общие черты имеют современные мужчины и женщины с теми людьми, которые жили тогда? Так например. Второзаконие было произнесено Моисеем для тех, кто находился вдали от берега реки Иордан, т.е. ко второму поколению израильтян, вышедших из Египта. Все они верили в Иегову и были участниками Божественного завета, заключенного с ними Богом. Бог заключил этот завет и изложил подробно благословения и проклятия за их послушание или непослушание. Все они пришли с Моисеем из пустыни и ожидали, когда войдут в землю обетованную, которую Бог некогда обещал Аврааму.

Христиане нашего времени не могут быть прямо отождествлены с народом израильским. Церковь не является ни теократией, ни отдельной нацией. Мы, однако, верим в Иегову и являемся в этом веке народом Божьим, избранным по Его благодати, чтобы быть свидетелями миру. В дополнение к этому мы, как и они, имеем откровение от Бога и Он ожидает, что мы будем послушны Ему.

2. В чем мы можем уподобиться библейским мужчинам и женщинам в том отношении, как они слушали Слово Божье и внимали ему или же упорствовали в своем непослушании? Хотя мы и не можем уподобиться израильтянам входившим в обетованную землю, или Давиду управляющим Израильским царством в Иерусалиме, или древним израильтянам находившимся под законом, мы все же имеем много общего с ними, как люди. Мы можем уподобиться им в нашей интеллектуальной, эмоциональной, психологической или духовной реакции по отношению к Богу и нашим ближним.

Было бы хорошо, если бы мы запомнили слова Дж. Даниэля Баумана: «Мы во многом похожи на тех, кто жил в древние времена. Только в поверхностном мышлении, в рациональных верованиях и

Глава 4 71

умственных настроениях мы отличаемся от них. В основном же в наших сердцах мы подобны им. Мы находимся в таком же положении перед Богом, как и все предыдущие поколения. Мы испытали на своем опыте вину Давида, сомнения Фомы, отречение Петра, отпадение Димаса и даже, возможно, поцелуй предателя Иуды. Несмотря на разделяющие нас столетия нас объединяет реальность и двусмысленность природы человеческой души». Хотя это и несколько упрощенно, но мы можем включить и самих себя в те случаи, когда Бог обращался к мужчинам и женщинам, и обнаружить в себе ту реакцию, которую проявляли они по отношению к Богу и своим ближним, будь то на индивидуальной основе или на групповой. Тот же самый Бог, Который никогда не изменяется, говорит к нам сегодня, в наших условиях, и принципы, с которыми Он обращается к нам, остаются теми же самыми, что и в любые другие исторические периоды.

3. Что мы можем еще узнать о Божьих отношениях с Его народом через дополнительные откровения? Очень часто в первых главах библейские авторы говорят как-то таинственно, кажущееся иррациональным и непонятным, однако, в последующих главах становится понятным, и это имеет особенно важное значение. Поскольку Библия является цельной и единой книгой, отдельные места не могут быть объяснены и применены к жизни без всего остального, сказанного Богом.

4. Если я понимаю вечную истину или важный принцип, какое специфическое, практическое применение можно найти этому в моей жизни и в моей общине? Как это должно затрагивать идеи, чувства, взгляды или действия? Живу ли я сам в послушании этой истине? Намерен ли я это осуществить? Какие преграды могут помешать слушателям поступить так, как они должны были бы? Что могло бы помочь им отозваться так, как этого хочет Бог?

Обычно проповедник начинает свое исследование, остановившись на одном месте Священного Писания, и его практическое применение вытекает или непосредственно из этого текста, или из его смысла. Но если он должен сказать проповедь на тему какой-то конкретной нужды, возникшей в его церкви, он должен сначала избрать соответствующие тексты Писания. Установив значение этих отдельных текстов, он определяет тему проповеди. И если Библия дает непосредственные ответы на вопросы, связанные с этой темой, из соответствующих мест должны быть извлечены и конкретные практические приложения. Однако, найти такие практические приложения намного труднее в тех случаях, когда мы имеем дело с проблемами, о которых Библия нам ничего не говорит. Поскольку Иисус Христос является Управителем человеческой истории, христиане должны рассматривать текущие политические и этические проблемы с Божественной точки зрения. Мы понимаем, что Дух Святой имеет Свое собственное отношение к таким

72 Изложение проповеди

вещам, как аборты; пробирочное зачатие; образ жизни при нехватке энергетических ресурсов; проблемы голода в мире; применение современной технологии; правительственные благотворительные программы. Однако Библия не говорит, да и не может говорить непосредственно по поводу всех политических и моральных вопросов и не может указать, как нужно голосовать, чему или кому нужно верить, и как нужно поступать в тех или иных конкретных ситуациях. Все это можно решить только косвенным путем, основываясь на анализе событий и на теологических принципах, изложенных в Библии. От того, как будет поставлен вопрос, и чему придается главное значение, будет зависеть тот или иной результат. Несколько вопросов могут помочь нам проверить истинность наших заключений:

1. Правильно ли понял я все факты и верно ли сформулировал я вопросы, относящиеся к данной проблеме? Можно ли эти вопросы сформулировать по-другому так, чтобы можно было учесть другие обстоятельства?

2. Учел ли я все теологические принципы, которые относятся к данному вопросу? Какое значение я придаю каждому из этих принципов?

3. Вытекает ли теология, которую я считаю истинно библейской, из дисциплинированного толкования Библии, из правильного объяснения отдельных мест Писания? Стремление подтвердить те или иные теологические принципы текстами Писания таит в себе особую опасность. Такая практика ищет поддержку каким-то доктринам или этическим принципам, вырывая места Священного Писания из их контекста или толкуя их вопреки мысли автора.

Александр Миллер предлагает нам полезный совет в области морального и политического решения: «Правильные христианские решения принимаются как на основе веры, так и на основе фактов. Они ценны только тогда, когда вера правильно применяется, а факты правильно оцениваются». Поскольку наш анализ фактов и наше толкование веры могут быть различными, верующие расходятся во мнениях по различным этическим и политическим вопросам. Тем не менее, до тех пор, пока мы не рассмотрим фактов в свете нашей веры, никакие решения, которые мы принимаем, не могут с точностью называться христианскими.

Таким образом, три вопроса, относящихся к развитию идеи толкования, пронизывают все мышление проповедника и помогают ему решить, что он должен сказать в своей проповеди, основанной на данном месте Писания. Вопросы строятся друг на друге. Мы не можем подвергать сомнению ценности идей, которых не понимаем. То, что мы не понимаем, или чему мы не верим, не может произвести положительные перемены в нашей жизни. Хотя проповедник может иметь дело со всеми тремя вопросами в своей проповеди, обычно один

Глава 4 73

из них имеет особое значение и предопределяет форму проповеди. Все эти исследования приводят проповедника к его идее толкования, с которой он будет иметь дело на следующей стадии подготовки к проповеди.

Стадия 5:Учитывая знание и опыт ваших

слушателей, обдумать идею

толкования и изложить ее наиболее

точным и легко запоминающимся

предложением.

К настоящему моменту проповедник уже знает, в каком направлении будет развиваться его проповедь, и какие вопросы он должен затронуть, объясняя данное место Священного Писания. Главная идея должна теперь быть изложена как с учетом того, что говорит Библия, так и с учетом значения текста для слушателей. Составители реклам хорошо знают, что идеи редко воспринимаются людьми как идеи, но зато они часто воспринимаются как призывы. Хотя человеческие призывы в рекламе обычно подобны мыльным пузырям, проповедник не должен пренебрегать тем, какое влияние на слушателей может оказать хорошо изложенная идея. То, что мы думаем, является наиболее важным в нашей жизни, более важным, чем социальное положение, которое мы занимаем, более важным, чем наш доход, более важным, чем то, где мы живем, более важным, чем то, что другие люди думают о нас. Если идеи Библии предлагаются проповедником легко запоминающимися фразами, то слушатели проповеди быстрее поймут Божьи мысли, будут жить, любить и принимать решения, основываясь на библейских принципах.

В тех случаях, когда в основу данной идеи положены универсальные принципы, верные по отношению к любому человеку и в любое время, изложение идеи проповеди может быть идентичным изложению идеи толкования. Примером этому может послужить вступление, данное Иисусом к притче о неразумном богаче. «Смотрите, берегитесь любостяжания, — предостерегает Он, — ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лук. 12:15). Это предостережение относится ко всем людям, живущим в различных условиях и желающим накопить все больше и больше того, чего им уже и так достаточно. Эта идея не нуждается в видоизменении. Когда мудрец говорит в Притчах: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает

74 Изложение проповеди

ярость» (15:1) — его слова понятны всем людям. Аввакум говорит: «… праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4). Говоря это, пророк выражает самую важную истину Священного Писания, фундаментальный принцип христианского опыта. Эту идею нужно только объяснить, а не перефразировать.

Другие идеи толкования могут развиваться в идеи проповеди посредством придания им более конкретного и личного характера. Так например, в 1 Фес. 1:2-6 можно найти следующую концепцию: Павел благодарил Бога за фессалоникийских верующих, поскольку они показали плоды своей веры, надежды и любви и имеют все доказательства того, что избраны Богом. Идея проповеди должна быть более простой и конкретной: Мы можем благодарить Бога за других верующих вследствие того, что от делают для Бога, и что Бог сделал для них.

Идею толкования 1 Тим. 4:12-16 можно сформулировать так: Павел увещевает Тимофея, чтобы он завоевал уважение к своей молодости тем, что служит примером для других в своем поведении и в своих побуждениях, а также своей прилежностью в общественном служении Словом. Тема проповеди может быть сформулирована так: Молодежь может завоевать уважение к себе, уделяя внимание своей жизни и учению. А если эта проповедь будет сказана перед студентами- проповедниками, ее идея может быть сформулирована еще более конкретно: Вы можете завоевать уважение к своему служению, уделяя особое внимание к себе и к своему учению!

Иногда гомилетическая идея проповеди будет более современной и менее связанной с избранным текстом. Излагая Рим. 1:1-17, Джеймс Роуз так сформулировал идею проповеди: «Если Евангелие занимает самую важную позицию в церкви, то оно становится непреодолимой силой в мире». Идея проповеди, основанная на Рим. 2:1-29, может быть выражена так: Те, кто старается использовать закон в качестве лестницы, ведущей на небо, попадут в ад. В Рим. 6:1-14 Павел отвечает на очевидные возражения против доктрины оправдания верой, что будто бы такая доктрина поощряет людей к греху. Павел на это отвечает: Мы должны понять то, что через наше соединение с Христом в Его смерти и воскресении мы умерли для закона греха и ожили для праведности и святости. Но более запоминающейся формулировкой этой же концепции может быть следующая фраза: Вы не можете жить так как вы жили раньше, поскольку вы теперь не то, что вы были раньше.

В своих рассуждениях об идоложертвенном (1 Кор. 8) Павел призывает коринфян действовать, исходя из чувства любви, а не из своих познаний. Современный проповедник может сформулировать этот принцип так: В незначительных моральных вопросах будьте гибкими, исходя из чувства любви. Суть урока, который можно извлечь из притчи о Добром Самарянине можно сформулировать так: Вашим

Глава 4 75

ближним является всякий, чью нужду вы видите и чью нужду вы можете удовлетворить. Идея проповеди в Иак. 1:1-16 будет звучать очень строго: Ваше отношение к искушениям — это вопрос жизни и смерти. Проповедь на основании 3 гл. Евангелия от Иоанна может прозвучать в виде убеждения: Даже самый наилучший из нас должен родиться свыше.

Язык, которым выражается гомилетическая идея проповеди, должен быть интересным и привлекательным, но не сенсационным. Выразительна ли она? Захватит ли она умы слушателей? Могу ли я ее легко запомнить? Стоит ли ее запоминать? Понятен ли ее язык для современных слушателей? Хотя в этом отношении играют роль и личные вкусы, но все же стоит задавать эти вопросы.

Поскольку гомилетическая идея проповеди может быть сформулирована только после интенсивного изучения текста и детального анализа слушателей, нахождение этой идеи и формулирование ее является наиболее трудным шагом в подготовке к проповеди. Когда идея проповеди восходит в голове проповедника, как «сияющая луна на безоблачном небе», он знает, что имеет весть для своих слушателей.

76 Изложение проповеди

Новые концепции

Перефразирование

Три вопроса, относящихся к развитию идеи толкования

Идея проповеди

Определения

Три вопроса, относящихся к развитию идеи толкования:

1. Что это значит? Нахождение объяснения.

2. Истинно ли это? Верю ли я этому? Нахождение доказательств.

3.Нуй что с того? Какая от этого польза? Нахождение включенного значения и практического применения.

Идея проповеди — изложение библейской концепции в такой форме, чтобы она отражала сказанное в Библии и имела прямое отношение к состоянию общины.

Перефразирование — изложение сущности идеи другими словами с целью сделать ее яснее или впечатлить слушателей.

Глава 4 77

Упражнения

Найдите тему и дополнение в следующих упражнениях. К тому же определите, на какой функциональный вопрос отвечает автор.

1. Причина, по которой вы не можете научить старую собаку новым трюкам, заключается не в том, что она не способна им научиться, а в том, что она удовлетворяется своим мастерством и думает, что новым трюкам должны учиться только щенки. А кроме того, она занята мыслью, как выплатить долги за свою собачью будку.

Джон В. Гарднер

Тема:_____________________________________________________

Дополнение:_________________________________________________________________________________________________________

Функциональный вопрос:____________________________________

2. Мощный голос Божий предупреждает о суде, но тот же самый голос выражает Его сострадание к тем, кто приходит к Нему Его путем. Мы должны слушать этот голос с такой же степенью восхищения, с какой мы восхищаемся энергией воды. Истину, высказанную Им, не нам судить или исправлять; мы должны слушать, воспринимать, понимать и преклоняться .

Эдит Шэффер

Тема:_____________________________________________________

Дополнение:_________________________________________________________________________________________________________

Функциональный вопрос:____________________________________

3. Самое лучшее, что игрок в гольф может сделать этой зимой, чтобы улучшить свою игру в гольф — это смотреть в зеркало. Большое зеркало — это ценное учебное пособие. С его помощью он может достигнуть ценных результатов в частности в начальной позиции и в забивании мяча в лунку.

Нью-Йорк Тайме

Тема:_____________________________________________________

Дополнение:_________________________________________________________________________________________________________

Функциональный вопрос:____________________________________

4. Один китайчонок, желая научиться вырезать различные вещи из нефрита, поступил в ученики к старому талантливому мастеру. Старик дал в руки мальчику камень и приказал ему крепко держать его в руках. Затем он начал рассуждать на философские темы о мужчинах, женщинах, солнце и тому подобном. После того, как прошел целый час, он взял камень и отпустил мальчика домой. То же

78 Изложение проповеди

самое повторялось в течение последующих недель. Мальчик недоумевал, когда же его учитель начнет говорить ему о нефрите, но проявлял терпение и не прерывал своего почтенного учителя. Но однажды, когда учитель снова дал ему камень в руки, мальчик сразу же закричал: «Это не нефрит!»

Тема:_____________________________________________________

Дополнение:_________________________________________________________________________________________________________

Функциональный вопрос:____________________________________

5. Рудольф Фелнер напоминает своим студентам в университете Карнеги — Меллон: «Мелодия существует только в вашей памяти, ибо в любой данный момент вы слышите только одну ноту гармонии». Музыка — это искусство, имеющее собирательный характер. Звуки меняются во времени, и значение каждого последующего звука определяется предыдущими. Это искусство не для тех, у кого слабая память.

Уильям Мейер

Тема:_____________________________________________________

Дополнение:_________________________________________________________________________________________________________

Функциональный вопрос:____________________________________

6. В наше время труд потерял многие традиционные особенности, то же относится и к игре. Игра постепенно превратилась в организованный спорт, а спорт стал все больше напоминать труд своими напряженными тренировками и упражнениями, в которых участвуют не только спортсмены, но и их трениры (деятельность их была всегда трудом), а также целые отрасли экономики. И в заключение следует подчеркнуть тот парадокс, что те виды спорта, которые раньше были только работой (охота и рыбная ловля) сегодня приобрели особенности игры.

Спорт и общество

Тема:_____________________________________________________

Дополнение:_________________________________________________________________________________________________________

Функциональный вопрос:____________________________________

(Ответы в приложении 1)

Стадии в развитии

объяснительной проповеди

1. Выбор текста в Священном Писании

2. Изучение текста

3. Определение идеи толкования

4. Анализ идеи толкования

5. Формулирование гомилетической идеи проповеди

6. Определение цели проповеди, стр. 82