10. Что такое искупление?

До рождения Иисуса ангел сообщил Иосифу, Его земному отцу, что младенца нужно назвать Иисус, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21). Иисус спас Свой народ — посредством жизни и посредством смерти. Подвиг Иисуса и в жизни, и в смерти, которым Он заработал нам спасение, на богословском языке называют искуплением.

Причина для искупления

В Писании ясно сказано: Христос пришёл, чтобы заслужить нам спасение, из-за Божьей любви (благодати) и справедливости. О Его любви сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). О справедливости говорит апостол Павел, утверждая, что Бог сделал Иисуса «жертвой умилостивления» (Рим.3:25) -то есть жертвой, на которую ложится гнев Божий, чтобы на нас Бог мог смотреть милостиво. Апостол говорит: это сделано, чтобы «показать правду» Божью и чтобы Он оказался «праведным» (Рим.3:25,26). Иначе говоря, Бог «прошел мимо» грехов (не стал наказывать), которые были совершены до прихода Христа; но они должны быть наказаны, если Бог «праведен». Кто-то должен был понести наказание за эти грехи; этим «кто-то» стал Иисус. В жизни и смерти Иисуса мы находим полное выражение Божьей справедливости (грех наказан) и Его непреходящей любви (Бог отдал собственного Сына, чтобы тот понёс наказание).

Необходимость искупления

Хотя Бог совсем не обязан кого-либо спасать, из-за Своей любви Он решил спасти некоторых людей. Когда такое решение было принято, Божья справедливость потребовала, чтобы Христос прожил жизнь, которую Он прожил, и умер смертью, которой умер.

После воскресения Иисус задал риторический вопрос: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк.24:26). Он знал, что у Бога не было иного способа спасти нас, кроме как умереть вместо нас. Иисус должен был пострадать и умереть за грехи. Другие средства (например ветхозаветные жертвоприношения) не имели подлинной ценности, «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр.10:4). Иисус «Своею Кровию … приобрел вечное искупление» (Евр.9:12), уничтожив грех «жертвою Своею» (Евр.9:26).

Суть искупления

И всё же, если бы Христос лишь предложил Себя в жертву, добывая для нас прощение грехов, мы бы получили только частичное спасение. Хотя Его жертва избавила бы нас от чувства вины, мы стали бы как Адам и Ева сразу после творения — свободные от вины, но без опыта послушания длиною в жизнь. А для того, чтобы иметь общение с Богом, мы должны прожить жизнь безупречного послушания.

Таким образом, Христос должен был повиноваться Богу во всём, чтобы заслуги этого послушания могли быть отнесены на наш счёт. Именно об этом говорит апостол Павел: «послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим.5:19). Поэтому он и не полагается на нашу праведность, но уповает лишь на ту, «которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп.3:9). Своей безупречной жизнью Христос стал «нашей праведностью» (1Кор.1:30).

Иисус также прожил жизнь, полную страданий. Он был, по словам пророка Исайи, «презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни» (Ис.53:3). Он прошёл через нападки и искушения сатаны в пустыне (Мф.4:1-11). Он претерпел ужасное «поругание от грешников» (Евр.12:3). Он горевал после смерти близкого друга, Лазаря (Ин.11:35). Через все эти и другие страдания Он привык к «послушанию» (хотя ни разу не ослушался) и «сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр.5:8,9).

По мере того как приближалась развязка, страдания Иисуса усиливались. Он вскользь упомянул ученикам о той агонии, которая мучила Его: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф.26:38). Пригвождённый к кресту, Он страдал от самой мучительной формы смерти, придуманной человеком. Иисус не обязательно испытал большую боль, чем когда-либо испытывали определённые люди, но страдания, выпавшие на Его долю, были неимоверными.

При распятии Христос медленно умирал от удушения, которое происходило под весом Его собственного тела. Растянув, Его пригвоздили к кресту. На руках повисла вся масса тела, в то время как грудная клетка была распялена — вверх и в стороны, — от чего очень сложно было выдохнуть, чтобы потом глотнуть воздуха. Чтобы дышать, приходилось отталкиваться ногами, перенося вес на гвозди в ногах, и одновременно подтягиваться на гвоздях, пробивших запястья, — жгучая боль пронзала нервные окончания в руках и ногах. Спина, исхлёстанная до состояния кровавого месива римскими бичами, с каждым вдохом елозила по грубой, необработанной древесине.

Но боль физическая была несравнима с болью духовной. Иисус был безгрешным. Он ненавидел грех. И всё же добровольно взял на себя все грехи тех, кто однажды будет спасён. «Он понес на Себе грех многих» (Ис.53:12). То, что Он ненавидел всем Своим естеством, было вылито на Него. Апостол Пётр говорит: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петр. 2:24). Бог сделал Его «для нас» «грехом» (2Кор.5:21). Иисус стал «за нас клятвою», чтобы «искупить нас от клятвы закона» (Гал.3:13).

И всё это Иисус переносил в полном одиночестве. «Тогда все ученики, оставив Его, бежали» (Мф.26:56). Бог Отец покинул Его. Иисус возопил «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46) потому, что в тот момент сокровенная связь с Небесным Отцом, которая была неистощим источником внутренней силы и условием величайшей радости в жизни, полной скорбей, была прервана. На пике страданий Он был всеми оставлен.

Гораздо труднее, чем физическую боль, душевные муки и абсолютное одиночество, было вынести тяжесть ярости Божьего гнева. Иисус понёс вину наших грехов, и Бог излил весь гнев и возмездие за все грехи на собственного Сына. Иисус стал объектом невыносимой ненависти к греху и отмщения за грех, которые Бог накапливал с момента отсчета истории человечества. По необходимости Христос добровольно понёс полную меру наказания за грех всего мира на кресте. Благодаря этой смерти Бог удовлетворил Своё чувство справедливости. Христос «уничтожил грех жертвою Своей» (Евр.9:26).

Результат искупления

Христос прожил безупречную, безгрешную жизнь, но умер ужасающей смертью последнего грешника, чтобы «спасти людей Своих от грехов их» (Мф.1:21). Он понёс наказание, которое должно было пасть на нас. Он вынес гнев, который должен был обрушиться на нас. Он преодолел разделение, которое создал наш грех между нами и Богом. Он освободил нас из плена греха. Благодаря заместительному подвигу Христа Бог может избавить «нас от власти тьмы» и ввести «в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол.1:13). Какое бесподобное спасение!

Вопросы для закрепления и практического применения прочитанного

1. Почему Иисус должен был явиться на Землю и прожить безупречную жизнь?

2. По какой причине Иисусу было необходимо умереть? Мог ли Он спасти нас иным способом?

3. Каким образом понимание сути искупления порождает в нас смирение и дарит надежду?