Библиотека soteria.ru
Христианская вера
Уэйн Грудем
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 7819 Все тексты автора Уэйн Грудем
17. Что такое Церковь?
Церковь — это сообщество всех истинных верующих во все времена. Таким образом, Церковь состоит из всех мужчин и женщин, которые поверили или поверят в Иисуса. Когда Павел написал, что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25), то он подразумевал всех людей, ради которых умер Христос. Он не имел в виду лишь тех, кто жил после смерти Христа, но и тех, которые надеялись получить у Бога спасение до того, как Христос явился в этот мир. Все истинные верующие, независимо от того, когда они жили, собственно, и являются Церковью.
Иисус сказал, что создаст Свою Церковь (Мф.16:18), привлекая людей к Себе. Этот порядок созидания Церкви является продолжением процесса, который происходил в ветхозаветные времена, ибо и тогда Бог призывал Свой народ поклоняться Ему. Как весь израильский народ во времена Ветхого Завета должен был собираться, чтобы поклониться Богу, так и христиане призваны делать сегодня то же самое.
Церковь невидима, хотя и видна
Поскольку мы не можем видеть духовное состояние людских сердец, истинная Церковь в своей духовной реальности — как сообщество всех истинных верующих — невидима. Только Бог может видеть состояние человеческого сердца. Как утверждает апостол Павел, «познал Господь Своих» (2Тим.2:19). Таким образом, невидимая Церковь -это то, что видит Бог. Но церковь также и видима. Бог видит Церковь невидимую, церковь же видимую знают христиане. В ней, наряду с истинно верующими людьми, могут быть и те, кто верит неискренне или не следует заповедям Иисуса. Но, проводя это различие, мы не должны слишком подозрительно относиться к статусу тех, кто кажется истинным верующим. Мы скорее должны судить об этом «судом любви», считая членами Вселенской Церкви всех тех, кто похож на христианина благодаря вероисповеданию или образу жизни.
Другие образы церкви
В Новом Завете слово «церковь» используется для того, чтобы описать разные группы верующих (Рим.16:4; 1Кор.16:19): Церковь во всём городе (1Кор.1:2; 2Кор.1:1; 1 Фес. 1:1), Церковь в целой области (Деян.9:31) и Церковь по всему миру (Еф.5:25; 1Кор.12:28). Сообщество Божьего народа на любом из этих уровней справедливо зовётся Церковью.
Для описания Церкви используется широкий спектр метафор. Одна из метафор предполагает, что Церковь — это семья, и все члены Церкви имеют такое же отношение друг к другу, как в большом семействе. Вот почему апостол Павел пишет: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою» (1Тим.5:1,2). Взаимоотношения Христа и Церкви также просматриваются в семейных отношениях, в которых Христос является женихом, а Церковь — Его невестой (Еф.5:32; 2Кор.11:2).
Ещё один привычный образ Церкви — это тело. В 1Кор.12 апостол Павел говорит о членах Церкви, как об органах тела. Принадлежащие к Церкви люди выполняют определённые функции, отвечая за некую деятельность так же, как части тела. В Еф.1:22, 23; 4:15, 16 и в Кол.2:19 Церковь называется Телом, главой которого является Христос. Он, будучи залогом существования всего Тела, следит, чтобы каждый орган выполнял присущую ему функцию.
Есть много других метафор: новый храм (1 Петр. 2:4-8), святое священство (1 Петр. 2:5), ветви лозы (Ин.15:5), маслина (Рим.11:17-24) и поле (1Кор.3:6-9). Широкий спектр разнообразных метафор указывает нам на то, что не стоит сосредоточиваться на какой-то одной, поскольку это может привести к однобокому взгляду на Церковь. Ведь каждая из этих метафор раскрывает некую грань сообщества, в которое нас допустил Бог.
Что делает церковь церковью?
Если люди встречаются для того, чтобы обсуждать духовные вопросы, можно ли назвать такое собрание церковью? А если это обсуждение происходит в церковном здании, а не просто в кафе? А что, если наряду с беседой они ещё поют и молятся вместе? А если они во время этих встреч начнут изучать Библию? Какие действия людей делают церковь церковью?
Традиционно многие христианские авторы соглашались, что есть два основных вида деятельности (или «признаки»), которые должны присутствовать в каждой церкви, чтобы её можно было считать церковью. Первый признак — верная библейская проповедь. Эта характеристика касается не столько формы, сколько содержания проповеди. Если в проповеди постоянно излагается ложное учение или затмевается истинное послание спасения по вере, то церковь, в которой звучат такие проповеди, не является истинной церковью.
Второй признак истинной церкви — правильное отправление таинств (крещения и Вечери Господней). Как только организация людей начинает совершать крещение и Вечерю Господню по библейскому образцу, она действует в качестве церкви. Отправление двух вышеупомянутых таинств считается признаком истинной церкви, потому что таинства могут служить средствами контроля за членством в церкви; крещение — как средство принятия людей в церковь, а участием в Вечере прихожане демонстрируют своё отношение к церкви. Именно поэтому многие церковные авторитеты утверждали, что истинными могут считаться лишь те церкви, в которых правильно совершаются таинства.
Но в наши дни существует столько парацерковных организаций (например миссионерские агентства или студенческие организации, в которых разные церкви работают совместно), что не мешало бы добавить ещё один «признак» истинной церкви. Чтобы быть церковью, организация должна стараться функционировать в качестве церкви, а не просто рекомендовать своим участникам присоединиться к поместной церкви.
Истинность церкви может определяться ещё двумя качествами, которые подчёркиваются в Новом Завете. Церковь может быть более или менее «чистой» и более или менее единой. «Чистота» церкви определяется степенью свободы от ложных учений и сомнительных практик, а также степенью соответствия Божьей воле, открытой конкретной поместной общине. Христос трудится на благо Своей Невесты, «чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф.5:25,26). Посему члены церкви должны изо всех сил стремиться к чистоте во всех сферах.
Кроме того, нам следует изо всех сил стремиться к единству -свободе от разделений между истинными христианами. Поступая так, мы действуем согласно молитве Иисуса: «да будут все едино» (Ин.17:21). Это не значит, что должно быть единое всемирное церковное правление, ибо единство выражается иными способами. Однако истинная церковь должна стараться сотрудничать и время от времени объединяться с другими истинными церквями и христианскими группами в различных приемлемых форматах. Церкви, которые склонны пребывать в постоянной конфронтации с большинством других церквей, должны молитвенно решить, каким образом они должны исполнять Христово желание — достигать единства среди верующих.
Чем должна заниматься Церковь
Церковь должна служить Богу, своим членам и миру. Служение Богу происходит посредством поклонения Ему. В Кол.3:16 апостол Павел призывает церковь петь «псалмы, славословия и духовные песни, во благодати воспевая … Господу». Прославление в церкви — это не просто подготовка к чему-то более серьёзному, а исполнение главного предназначения церкви, члены которой созданы для поклонения Богу (Еф.1:12) всей своей жизнью.
Служение Церкви своим членам происходит путём духовного питания таким образом, «чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол.1:28). Как апостол Павел выразил это, одарённые руководители даны Церкви «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:12, 13).
Служение Церкви миру происходит посредством проповеди Радостной вести всем народам — словом и делом. В Мф.28:19 Иисус заповедал ученикам «сделать учениками все народы». Чуть позже ученики получили задание нести весть Евангелия «до края земли» (Деян.1:8). Порядок проповеди ясен: послание должно звучать в слове (посредством благовестил) и в деле (через дела милосердия).
Все церкви должны участвовать в различных служениях слова и дела, включая не только благовестие, но и служение бедным и угнетённым (Гал.2:10; Иак.1:27). И хотя мы знаем о некоем приоритете — заботе о физических потребностях братьев и сестёр по вере (Деян.11:29; 2Кор.8:4; 1 Ин.3:17), — все члены церкви, если появляется возможность, должны «делать добро всем» (Гал.6:10).
Каждая церковь должна стараться исполнять все три предназначения, уготованные ей Богом, — поклоняться, назидать и благовествовать (словом и делом). Каждое из этих предназначений равнозначно, и церквям не следует упирать на одно, пренебрегая при этом другими. С полной уверенностью в Христовом обещании создать Церковь (Мф.16:18) все церкви должны искренне стремиться прославлять Бога, способствовать тому, чтобы их члены достигали духовной зрелости, и проповедовать Евангелие миру словом и делом.
Сила Церкви для исполнения своей миссии
Пообещав создать Церковь, Иисус дал Своим ученикам власть действовать в этом направлении. Покинув Землю, Он послал им Святого Духа, чтобы наделить их силой для «строительства» Церкви (Ин.14:26; Деян.1:8). Святой Дух наделил последователей Иисуса духовными дарами, которые необходимы для служения Церкви, и до сего дня Святой Дух даёт нам силу свершать служение.
Среди духовных даров есть те, которые относятся к естественным (способность учить, проявлять благотворительность, заниматься управлением) и к сверхъестественным (пророчество, исцеление, различение духов). Хотя некоторые подразделяют дары на естественные и чудодейственные, апостол Павел, приводя список даров, такого разделения, похоже, не делает (Рим.12:6-8; 1Кор.7:7; 12:8-10, 28; Еф.4:11). Не говорит он и того, что некоторые чудодейственные дары были даны лишь апостолам, чтобы удостоверить их служение в самом начале, потому что эти дары широко использовались в различных церквях во времена Павла. Однако в 1Кор.13:12 апостол говорит, что более чудесные дары «пройдут» (см. ст. 10), когда мы увидим Христа «лицом к лицу», когда всё «познаем» вполне. Когда вернётся Христос, действие духовных даров закончится, так как в них не будет какой-либо необходимости (1Кор.13:8).
Все духовные дары, утверждает апостол Павел, «производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:11). Они даются «на пользу» (1Кор.12:7) и должны быть использованы «к назиданию» церкви (1Кор.14:26). Духовные дары не только наделяют церковь силой к служению, но и дают миру «предвкушение будущего века». Когда вернётся Христос, Его владычество и правление над всей Землёй будет очевидно и ощущаемо во всей мощи — не только в безгрешной жизни верующих (1 Ин.3:2), но и в их прославленных телах (1Кор.15:53). Работа церкви, которая выражается, например, в обращении неверующих или исцелении больных, даёт всем, кто готов это увидеть, представление о том, что ожидает верующих в будущем. Тем самым церковь выполняет заповедь Христа, Который определил её миссию и даровал силу для исполнения Великого поручения.
Вопросы для закрепления и практического применения прочитанного
1. Чем церковь отличается, например, от группы по изучению Библии или досуга с другими христианами?
2. Почему христиане должны стать членами поместной церкви? Какие опасности таит в себе нежелание присоединиться к церкви?
3. Перечислите несколько видов деятельности, которые церковь обязана выполнять. Назовите конкретные примеры, как Святой Дух благословляет эти дела вашей церкви.