Библиотека soteria.ru
Христианская вера
Уэйн Грудем
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 7758 Все тексты автора Уэйн Грудем
18. Что будет, когда вернётся Христос?
На протяжении всей истории Церкви не прекращались дебаты по поводу будущего. Споры касались нюансов возвращения Христа, Тысячелетнего царства, последнего суда, вечного наказания для неверующих и нескончаемого блаженства верующих и жизни с Богом на новом Небе и новой Земле. Исследования этих вопросов (так называемых «последних дней») называются «эсхатологией» (от греч. эсхатос- «последний»).
Возвращение Христа
Иисус пообещал Своим ученикам прийти на Землю во второй раз: «…приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин.14:3). Из этого и других стихов (ср. Деян.1:11; 1 Фес. 4:16; Евр.9:28;2Петр. 3:10;
1 Ин.3:2) вполне ясно то, что Иисус вернётся на Землю, равно как и то, что «никто не знает» (Мк.13:32) точного времени этого события, «ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф.24:44).
Хотя никто не знает времени возвращения Христа, все верующие должны относиться к этому событию так, как Иоанн, когда он услышал от Христа: «Ей, гряду скоро!» Иоанн ответил: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!»
Время возвращения
Хотя в стихах, приведённых выше, совершенно ясно сказано, что о времени возвращения Христа никто не будет знать заранее, другие библейские тексты предполагают, что этому событию будут предшествовать определённые признаки. Следующие стихи описывают эти знамения:
• «И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (Мк.13:10; см. также Мф.24:14).
• «Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни» (Мк.13:19,20).
• «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк.13:22; см. также Мф.24:23, 24).
• «Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мк 13:24, 25; см. также Мф.24:29, 30 и Лк.21:25-27).
• «… Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фес. 2:1, 3,4).
• «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей … так весь Израиль спасется» (Рим.11:25, 26).
Иисус не говорил, что знамения даны для того, чтобы люди думали: раз знаков не было, значит, Христос не вернётся. Скорее знамения будут явлены, чтобы усилить предвкушение Его возвращения: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк.21:28).
Однако упоминание о знамениях рождает два логичных вопроса: «Совершилось ли уже какое-либо из этих знамений?», «Если этого не произошло, может ли Христос вернуться в любое время?». Разные церкви по-разному отвечают на эти вопросы.
Некоторые христиане уверены, что всех этих знамений ещё не было, а потому Христос не может вернуться в любой момент. Однако ещё ученикам Иисус говорил: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк.13:33), Мнение, что Христос не может вернуться внезапно, противоречит заявлению Христа.
Другие убеждены, что Христос вполне может вернуться в любой момент, а в отношении знамений они высказывают три разных точки зрения. 1) Будут два разных возвращения: одно — тайное, а второе — очевидное для всех. Однако библейские тексты, в которых говорится о возвращении, такой взгляд никоим образом не поддерживают (см. обсуждение этого вопроса ниже). 2) Все знамения уже исполнились в истории ранней Церкви, а потому Христос может вернуться когда угодно. Однако некоторые знамения (например великая скорбь, спасение Израиля, появление «человека беззакония», падение звёзд с неба) во времена ранней Церкви не исполнились. 3) Возможно (хотя и маловероятно), что знамения исполнились, а потому Христос может вернуться в любое время.
Ввиду неоднозначности вопроса об исполнении знамений нам представляется, что последняя точка зрения наиболее разумна. Она позволяет нам считать, что знамения, предшествующие возвращению Христа, ожидают нас в будущем, но поскольку мы не уверены в этом наверняка, нам следует быть готовыми, что Он вернётся в любой момент. (При таком отношении готовность к возвращению Христа напоминает использование ремня безопасности в автомобиле: человек не предполагает попасть в аварию, но пристёгивается на тот случай, если столкновение всё же произойдёт.)
События во время пришествия
Большая часть разногласий по поводу возвращения Иисуса касается толкования одного библейского отрывка — Откр.20:1-6. Если говорить конкретно, речь идёт о том тысячелетии, которое Иоанн упоминает в Откр.20:4, 5, говоря, что некоторые люди «ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение». Часто этот тысячелетний период называют латинским словом «миллениум», и относительно его сущности и времени наступления существует три взгляда.
Амилленаризм: тысячелетний период длится сейчас; Иисус вернётся по его окончании
Наиболее упрощённый взгляд на миллениум заключается в том, что Откр.20:1-6 описывает не будущий период, а нынешний век Церкви. Придерживающиеся такого толкования верят, что многие или все ранее упоминаемые знамения случились во время первоапостольской церкви, потому Христос может вернуться в любое время. Имеется в виду следующее: когда Иоанн пишет, что «они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр.20:4), это означает, что почившие христиане в духовном смысле царствуют с Христом (см. Мф.28:18, где Иисус говорит: «дана Мне всякая власть на небе и на земле», и Еф.2:6, где апостол утверждает, что мы посажены «на небесах во Христе Иисусе»). Поскольку события, описываемые в Откр.20, исполняются в Церкви в настоящее время, тысячелетний период, упомянутый в Откр.20:4,5, — это образное выражение. Оно обозначает длительный период времени, а точнее, всё время существования Церкви — от Пятидесятницы до второго пришествия Христа.
Согласно этому взгляду сила сатаны, который в Откр.20:2,3 «скован» и заключен в бездну, «дабы не прельщал уже народы», была серьёзно подорвана во время земного служения Христа (Мф.12:28, 29; Лк.10:18). Тот факт, что апостол Павел мог учить всех язычников «о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян.28:31), свидетельствует, что сатана действительно «скован», так что не может уже «прельщать народы».
Приверженцы таких взглядов называются амилленаристами потому, что отрицают существование будущего тысячелетнего царства, о котором говорится в Откр.20:4, 5, как до, так и после возвращения Христа. Они верят, что по пришествии Христа будет общее воскресение и верующих, и неверующих. Те, кто верит в Иисуса, отправятся на Небеса; тем же, кто не верит, уготован последний суд, после которого они отправятся в место вечного проклятия. Тогда и возникнут новое Небо и новая Земля, которые будут пребывать вечно. В пользу этого взгляда говорит его простота: Христос возвращается, происходит суд -и мы все живём на новом Небе и новой Земле целую вечность.
Постмилленаризм: тысячелетний период наступит постепенно; Иисус вернётся по его окончании
Есть христиане, которые уверены, что Иисус вернётся после тысячелетнего периода, упоминаемого в Откр.20:4, 5. По мере роста Церкви и возрастающего влияния христианского мировоззрения общество будет всё больше и больше функционировать, опираясь на Божьи принципы. Постепенно на Земле воцарится тысячелетие благоденствия и справедливости (оно не обязательно будет продолжаться тысячу лет). Христос не будет физически присутствовать и царствовать на Земле всё это время — скорее христиане будут иметь огромное влияние в обществе, и царство Христа наступит благодаря их деятельности. Придерживающиеся этого толкования основывают свою точку зрения на стихах, в которых говорится, что царство Божье растёт незаметно, но неуклонно — с крохотных размеров до огромных масштабов. Например, они упоминают в этой связи притчу о горчичном семени, которое стало большим деревом (Мф.13:31, 32), и утверждение Иисуса о том, что «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф.13:33). Постмилленаристы также подчёркивают слова Иисуса: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18) и ожидают, что царство Божье будет мощно распространяться по всей Земле, пока повсюду не наступит Тысячелетнее царство.
Согласно этому взгляду Иисус придёт в конце существования этого царства. Потом произойдёт общее воскресение и верующих, и неверующих. Те, кто верит в Иисуса, отправятся на Небеса; тем, кто не верит, уготован последний суд, после которого они отправятся в место вечного проклятия. Тогда и возникнут новое Небо и новая Земля и будут существовать вечно; Христос будет царствовать на Земле в телесной форме. Этот взгляд называется постмилленаристским потому, что второе пришествие Христа и воцарение на Земле случится после будущего «миллениума».
Премилленаризм: тысячелетний период наступит внезапно; Иисус вернётся до его начала
Наконец, некоторые христиане верят, что Иисус вернётся до событий, описываемых в Откр.20:1-10. Поэтому этих верующих называют премилленаристами. Сторонники этого подхода также считают, что до возвращения Иисуса должен наступить период великого страдания — иногда он называется великой скорбью (см. Мф.24:21-31).
Согласно премилленаристскому толкованию событий последних дней Христос вернётся и будет царствовать на Земле на протяжении «миллениума» (необязательно буквальное тысячелетие), о котором идёт речь в Откр.20:4,5. Когда Иисус вернётся, чтобы начать Своё правление, все верующие в Него воскреснут, чтобы царствовать с Ним. Так следует толковать слова в Откр.20:4.
На время миллениума сатана и бесы будут лишены всякого участия в земной жизни, что описывается в Откр.20:1—3:
И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
Поскольку правление Иисуса на Земле будет характеризоваться миром и справедливостью, многие люди обратятся к Нему за спасением. И всё же неверующие останутся, точно так же как были те, кто «усомнился» после того, как видели Иисуса воскресшим (Мф.28:17). Некоторые не поверят в Христа, потому что подлинная вера должна проистекать из изменённого сердца и не может быть насильно насаждена под напором внешних доказательств и несокрушимых аргументов. Несмотря на полное отсутствие влияния сатаны и бесов, некоторые люди всё ещё будут делать зло, демонстрируя тем самым, что причина греха не столько в сатане, сколько в самой человеческой природе.
Согласно воззрениям премилленаристов после окончания Тысячелетнего царства Христа на Земле будет последний суд, и верующие в Иисуса продолжат царствовать с Ним в течение вечности; отвергшие Его будут навечно осуждены.
Такая позиция соответствует естественному прочтению Откр.20:1-6, и многие верующие именно так и понимали этот отрывок со времён ранней Церкви. Кроме того, ветхозаветные тексты — например Ис.65:20 — указывают на время в будущем, которое будет радикально отличаться от нынешнего века, в котором всё ещё присутствуют грех и смерть: «Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем». Другие тексты — Пс.71:8-14; Ис.11:2-9; Зах.14:6-21; 1Кор.15:24; Откр.2:27; 12:5; 19:15 — свидетельствуют о времени, когда царство Криста будет преобладать, но грех и зло не будут окончательно искоренены. Это вполне соответствует описанию будущего тысячелетного правления Христа.
Кроме того, будущее, но не окончательное правление Христа утверждается в Откр.2:26,27, где упоминается царство «жезлом железным» над мятежным народом. Этот вид правления подразумевает премилленарное правление. О нём свидетельствуют и другие новозаветные тексты, в которых утверждается, что верующие в Иисуса будут царствовать с Ним на Земле в будущем (Лк.19:17, 19; 1Кор.6:3; Откр.2:26,27; 3:21).
У одной разновидности премилленаристского взгляда есть много приверженцев в Соединённых Штатах Америки. Некоторые верующие считают, что Христос вернётся до великой «скорби» (лат. трибулацио), упоминаемой в Мф.24:21-31, поэтому такой взгляд называется претрибуляционным премилленаризмом. Те, кто придерживается этого взгляда, верят, что Христос вернётся дважды: сначала втайне — чтобы внезапно забрать («восхитить») христиан из мира, а потом, семь лет спустя, вместе с христианами придёт, чтобы царствовать с ними тысячу лет. На протяжении семи лет отсутствия Христа и христиан на Земле будет период великой скорби, когда подавляющее большинство евреев поверят в Христа как в Мессию и будут проповедовать Благую весть оставшимся на Земле.
Проблема сторонников этой позиции состоит в том, что очень трудно обнаружить в Библии стихи, в которых бы говорилось о тайном возвращении Христа. Все тексты, где упоминается второе пришествие, всегда свидетельствуют о вполне очевидном, публичном явлении (напр. 1 Фес. 4:16): «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде».
Царь-победитель
Не так уж удивительно то, что взгляды христиан на события будущего разнятся. Частично это вызвано предметом обсуждения — ведь то, что произойдёт завтра, от нас по большей части сокрыто. Но независимо от времени возвращения Христа все христиане верят, что окончательная победа Иисуса над сатаной (Откр.20:7-10) случится в будущем. Они уверены, что сатана «будет освобожден из темницы своей» (Откр.20:7), чтобы собрать обольщённых им на битву. В том последнем сражении Иисус окончательно разобьёт сатану и его воинство, после чего сатана будет «ввержен в озеро огненное и серное», где и будет «мучиться день и ночь во веки веков» (Откр.20:10). По окончании той последней битвы Иисус, царь-победитель, совершит Свой суд. А потом будет царствовать во веки веков.
Как Иисус сказал Иоанну, в этом обетовании христиане могут черпать великую надежду, ибо Его слова «верны и истинны» (Откр.22:6). Иисус сказал: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр.22:6). Верующие в Иисуса, независимо от того, как они толкуют Откр.20:1-6, должны вторить Иоанну: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:20).
Вопросы для закрепления и практического применения прочитанного
1. По каким эсхатологическим вопросам все христиане должны иметь единое мнение? Размышление о каком из них приносит вам наибольшую радость?
2. По каким вопросам, касающимся пришествия Христа, мнения верующих расходятся? Как христианам следует относиться к этому разномыслию?
3. Прочтите Откр.22:12. Присоединитесь к молитве Иоанна в Откр.22:20.