Библиотека soteria.ru
Христианская вера
Уэйн Грудем
Дата публикации: 28.02.13 Просмотров: 7783 Все тексты автора Уэйн Грудем
7. Человек: какой он?
После того, как Бог сотворил растительный и животный мир, Ему предстояло создать ещё один объект:
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:27, 28).
Бог сотворил человека не потому, что Ему чего-то недоставало. Он не был одинок и Он не нуждался в том, чтобы что-то или кто-то прославлял или поклонялся Ему. Но Бог всё же создал нас, и мы воздаём Ему славу. Устами пророка Бог говорит: «…каждого, кто называется Моим именем … Я сотворил для славы Моей» (Ис.43:7). Хотя этот факт и придаёт значимость нашему бытию, если его не осознать, то он так и останется для нас пустым звуком. Воздавать Богу славу — значит воздавать Ему хвалу и честь, и делать это мы можем различными способами.
Созданные для славы Божьем
Поскольку мы были созданы для Божьей славы, смысл нашего бытия должен заключаться в том, чтобы жить для Его славы. Приношение Ногу славы придаст нашей жизни цель и смысл, наделив радостью, которой все мы жаждем. Воздаяние Богу славы — это часть жизни, о которой Иисус говорил: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10).
Бога мы прославляем тогда, когда наслаждаемся Им. Как говорит Давид: «Полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:11). Полнота радости обретается в познании Бога и наслаждении Им. Когда мы этого достигаем, то воздаём Ему славу, которой Он жаждет и которую мы желаем воздать Ему. В своей хвале мы встречаем Бога, Который веселится о нас «радостью» и торжествует «с ликованием» (Соф.3:17).
Созданные по Божьему образу
Если бы Библия сообщала только то, что мы созданы для Божьей славы, это было бы замечательно, но при этом ничуть не отличало бы нас от остального творения. Ведь даже «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18:2). Однако наша уникальность кроется в том, что мы единственные Его создания, сделанные по «образу Божьему» (Быт.1:27).
Созданные по образу Божьему, мы похожи на Него. Поэтому чем больше мы узнаём о Боге, тем больше мы понимаем себя. И наоборот: чем лучше мы познаём себя, тем лучше мы понимаем Бога. Например, мы существа, обладающие нравственным началом — врождённым чувством различения добра и зла. Это — отражение Божьего идеального чувства добра и зла. Кроме того, мы не только существа, состоящие из плоти и крови, но в нас есть дух, который указывает на подобие Богу, Который также есть дух. Наш дух — это отражение Божьей сущности, и он позволяет нам иметь с Богом непосредственное общение. Или приведём другой пример: способность мыслить и обрабатывать информацию. Это — отражение Божьего знания. Способность к общению с подобными себе, равно как и стремление к сосуществованию, указывает на образец для этого стремления — гармонию бытия Триединства. Отец, Сын и Святой Дух вечно пребывают в идеальном общении.
Божий образ в человеке был частично искажён грехопадением. Хотя в Библии ясно сказано, что человек остаётся «сотворенным по подобию Божию» (Иак.3:9), это подобие, загрязнённое грехом, выглядит совсем не так, как должно. Грех исказил наше нравственное суждение, подавил интеллект, воздвиг барьеры в отношениях с другими людьми.
Божий образ восстанавливается — и это хорошая новость. Бог искупил Своих детей благодаря жизни, смерти и воскресению Иисуса, чтобы они могли «быть подобными образу Сына» Его (Рим.8:29), «Который есть образ Бога невидимого» (Кол.1:15). Апостол утверждает, что христиане обладают новой сущностью, которая «обновляется в познании по образу Создавшего» её (Кол.3:10). Пока мы живём в этом мире, мы «преображаемся» в образ Христа «от славы в славу» (2Кор.3:18).
В конце времён все Божьи дети станут подобными Его Сыну, Иисусу Христу. Ибо «как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор.15:49). Христос есть «образ Бога» (2Кор.4:4) в совершенном смысле. В Иисусе мы видим богоподобие таким, каким оно должно быть. И благодаря Ему мы постепенно преобразимся в Божий образ, являть который мы должны были изначально.
Соответствие образу Божьему налагает на нас ответственность
Будучи существами, созданными по образу Божьему, мы должны стать Его представителями на Земле. Как царь, который устанавливает свои изображения (статуи и картины) по всему царству, чтобы продемонстрировать пределы собственной власти, так и Бог разместил Свои образы по всей Земле. Почему Он и сказал Адаму и Еве: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт.1:28). Став отражением образа Божьего на Земле, человечество указывало на повсеместное владычество Бога. А поскольку «Господня — земля и что наполняет ее» (Пс.23:1), то Бог желает, чтобы Его образ «наполнял землю» (Быт.1:28). Наполняя мир, мы показываем, что Он им управляет, и таким образом воздаём Ему славу, которой Он заслуживает.
Олицетворяя Бога в мире, мы также должны заботиться о Его творении. Когда Бог сказал Адаму и Еве «обладать» землёй и «владычествовать» над всем животным миром (Быт.1:28), Он действовал как царь, который потребовал от вассалов позаботиться о его владениях. Поэтому, хотя мы можем свободно пользоваться всеми благами земного существования, нам следует делать это так, чтобы забота о мироздании и уважение к Творцу были очевидны. Совершенствуя мир, в котором живём, мы приносим Богу заслуженную славу, возвращая Его мирозданию первозданный облик.
Будучи носителями Божьего образа и, таким образом, являясь представителями Царя во Вселенной, мы ответственны за то, чтобы помочь Ему вернуть человечество и творение в то состояние, которое им изначально было предопределено Творцом. У нас есть возможность сотрудничать с Царём, Который «творит все новое» (Откр.21:5).
Итак, у нас есть слово надежды для всех людей независимо от их состояния — мы уважаем всех. Они, как и мы, являются кульминацией Божьего бесконечно мудрого и искусного творчества. И они потенциально могут отражать красоту Иисуса Христа, «образ невидимого Бога» (Кол.1:15), если обратятся к Творцу, отвергнув грех.
Мы несём великую надежду миру, который Бог доверил нам. Мы всей душой желаем увидеть, как мир вернётся к первозданному облику — станет творением без «терний и волчцов» (Быт.3:18). Радостно трудясь для достижения этой цели, мы воздаём Богу славу, ради чего и были сотворены.
Вопросы для закрепления и практического применения прочитанного
1. Для чего мы были созданы? Приведите несколько примеров того, как мы можем выполнить своё предназначение.
2. Что подразумевают слова «созданный по образу Божьему»? Какое влияние эта истина оказывает на наше отношение к самим себе?
3. Какую ответственность несём мы как носители Божьего образа? Каким образом вы и ваша церковь можете осуществлять эту ответственность?