1. Смирение: слава творения

«Они полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено»

(Откровение 4:11).

Когда Бог творил вселенную, Его единственной целью было сделать Свое творение причастником Своего совершенства и блаженства, с тем чтобы показать в нем славу Своей любви, мудрости и силы. Бог желал открыть Себя в сотворенных существах и через них, передав им столько Своей собственной благости и славы, сколько они могли вместить. Но эта передача не была такой, что творение могло обладать этим в самом себе, определенную жизнь или благость, которую они сами могли подпитывать и ею распоряжаться. Ни в коем случае. Но так как Бог является вечно живущим, вездесущим и вечно действующим, Который содержит все словом Своей силы, и в Котором все находит свое существование, отношение творения к Богу может быть лишь в виде непрекращающейся и абсолютной зависимости. Насколько является истинным то, что Бог однажды сотворил все Своей силой, настолько же истинно то, что Бог той же силой каждое мгновение все и содержит. Творение должно не только оглядываться на начальный момент своего происхождения и начала своего существования, признавая, что оно всем обязано Богу; но его главной заботой, его наивысшей силой и единственным счастьем, сейчас и во всей вечности, является то, чтобы предоставить себя в качестве пустого сосуда, в котором Бог может жить и проявлять Свою силу и благость.

Та жизнь, которую даровал Бог, не вкладывается раз и навсегда, но в каждый момент непрерывно, благодаря непрекращающемуся действию Его могучей силы. Смирение, положение всецелой зависимости от Бога, исходя из самой природы вещей, является первой обязанностью и наибольшей силой творения, а также корнем всякой добродетели.

И поэтому гордость, или отсутствие такого смирения, является корнем любого греха и зла. Когда те ангелы, которые сегодня являются падшими, начали смотреть на себя с самодовольством, это привело их к непослушанию, и они были изгнаны из света небес во тьму внешнюю. То же самое произошло и тогда, когда змей вдохнул яд своей гордости, желание быть как Бог, в сердца наших первых родителей, и они также ниспали со своей высокой позиции во всякое непотребство, в котором живет нынешний человек. На небесах и на земле гордость и самовозвышение являются вратами и рождением, и проклятием ада. (См. примечание 1 в конце этой главы).

Отсюда следует, что ничто иное не может быть нашим искуплением, как восстановление «потерянного смирения», первоначального и единственно правильного отношения творения к своему Богу. Для того и пришел Иисус, чтобы вернуть смирение на землю, сделать нас его причастниками, и благодаря этому спасти нас. На небесах Он смирил Себя, чтобы стать человеком. То смирение, которое мы видим в Нем, пропитывало Его на небесах; оно привело Его сюда, и Он принес его оттуда. Здесь, на земле, «Он смирил Себя, быв послушен даже до смерти». Его смирение сделало Его смерть бесценной, что стало нашим искуплением. И теперь то спасение, которое Иисус дает нам – это не меньше и ничто иное, как передача Его собственной жизни и смерти, Его собственного положения и духа, Его собственного смирения как почвы и корня Его отношения к Богу и Его искупительного труда. Иисус Христос занял место человека и исполнил его судьбу как творения, благодаря собственной жизни и совершенному смирению. Его смирение – это наше спасение. Его спасение – это наше смирение.

И поэтому жизнь спасенных Им святых должна нести на себе отпечаток избавления от греха и полного восстановления его первоначального состояния, когда у человека было правильное отношение к Богу, и он был запечатлен всепоглощающим смирением. Без этого не может быть ни истинного пребывания в Божьем присутствии, ни переживания Его благоволения и силы Его Духа. Без этого невозможна ни пребывающая вера, ни любовь, ни радость, ни сила. Смирение – это единственная почва, на которой коренится благодать, а отсутствие смирения является достаточным объяснением любого недостатка и неудачи. Смирение не является благодатью или силой, но это корень всему, так как оно одно занимает правильное положение перед Богом и позволяет Ему как Богу делать все.

Бог сотворил нас разумными существами, так что чем больше истины мы видим в реальной природе или абсолютной необходимости заповеди, тем с большей готовностью и послушанием мы будем его выполнять. Призыв к смирению слишком мало рассматривается в Церкви, так как его истинная природа и значение понято слишком мало. Это не то, что мы приносим Богу или получаем от Него в подарок, но это попросту чувство собственной незначительности, которая приходит тогда, когда мы видим, что Бог является всем, и при котором мы предоставляем Богу возможность быть всем. Когда творение осознает, что это и есть истинное благородство, и соглашается со всей своей волей, своим разумом и своими привязанностями быть той формой или тем сосудом, в котором жизнь и слава Бога будут действовать и проявлять себя. Такой человек видит, что смирение – это попросту признание своего истинного положения в качестве творения и предоставления Богу Его места.

В жизни искренних христиан, тех, которые стремятся к святости, смирение должно быть главной чертой их праведного характера. Часто говорят, что это не так. Да не будет так, чтобы в учении и примере для Церкви оно не заняло места чрезвычайной важности, которое принадлежит ему по праву. И это, в свою очередь, отдание долга, который образовался из-за пренебрежения этой истиной, которая обладает такой силой и таким влиянием, что делает такими смиренными и ангелов, и самых святых на небесах. Итак, первой и самой большой отличительной чертой Божьего творения, секретом его блаженства является смирение и собственная незначительность, которая дает возможность Богу быть всем.

Я уверен, что многие христиане признают, что их опыт в этом очень похож на мой собственный, а именно: что мы, долгое время, зная Господа, не осознавали, что кротость и смирение сердца должны быть отличительной чертой ученика, как это было у Учителя. И далее, что это смирение не является такой вещью, которая приходит сама по себе, но оно должно быть сделано объектом особого желания и молитвы, и веры, и практики. Если мы будем изучать Слово, то увидим, какие очень определенные и часто повторяющиеся инструкции Иисус давал Своим ученикам на эту тему, а также то, как медленно до них доходило понимание сказанного Им. Давайте же во время своих размышлений признаем, что ничто не является настолько естественным для человека, настолько коварным и скрытым от наших глаз, настолько трудным и опасным, как гордость. Давайте прочувствуем, что ничто иное, кроме решительного и настойчивого ожидания Бога и Христа, не обнаружит, насколько нам не хватает благодати смирения. Давайте исследовать характер Христа до тех пор, пока наши души не наполнятся любовью и восхищением Его смирения. Давайте веровать в то, что, когда мы сокрушены чувством собственной гордости и бессилия самим избавиться от нее, Иисус Христос Сам придет к нам, чтобы дать нам необходимую благодать как часть Своей чудесной жизни внутри нас.

Примечание 1.

«Гордость может низвести наивысших ангелов до бесов, а смирение поднимает падшую плоть и кровь до престола ангелов. Итак, великая цель Бога состоит в том, чтобы поднять новое творение и вывести его из падшего царства ангелов. Ради этой цели ведется война между огнем и гордостью падших ангелов и смирением Агнца Божьего, так чтобы последняя труба могла прозвучать, возглашая великую истину, проходящую через глубины вечности: что зло не может иметь никакого другого начала кроме гордости, и никакого другого конца, кроме смирения. Истина состоит в следующем: гордость должна умереть в тебе, иначе ничто небесное не сможет жить в тебе. Под знаменем этой истины предай себя кроткому и смиренному духу Святого Иисуса. Смирение должно посеять семя, иначе не будет никакого урожая на Небесах. Не смотри на гордость только лишь как на неприличную черту характера, или на смирение только лишь как на приличествующую добродетель: ибо первое – это смерть, а второе – это жизнь; первое – сама суть ада, а второе – естество небес. Сколько гордости в тебе, столько в тебе живет сущности падших ангелов. Сколько у тебя истинного смирения, столько ты имеешь характера Агнца Божьего внутри себя. Если бы ты смог увидеть, что производит в твоей душе каждое проявление гордости, ты бы умолял любого встречного сбросить эту ехидну с тебя, даже ценой потери руки или глаза. Если бы ты смог увидеть, какая сладкая, Божественная, преобразующая сила содержится в смирении, как она нейтрализует яд в твоем естестве и дает место Духу Божьему для жительства в тебе, то ты скорее предпочел бы быть подножием для всего мира, чем пожелал бы малейшую часть от него» – Дух Молитвы, ч.II, стр. 73, издательство Моретон, Кентербери, 1893 г.