Сентябрь

Таинство жертвенности

«Кто верует в Меня, у того… из чрева потекут…» (Иоанна 7:38)

Христос не сказал: «Кто верует в Меня, уразумеет благословение всей полноты Божьей». Он сказал: «Кто верует в Меня, у того из чрева будет вытекать все, что он будет получать». Учение нашего Господа неизменно направлено против того, чтобы дать человеку развернуться. Цель Его вовсе не в том, чтобы человек показал себя во всей красе, цель Его в том, чтобы человек стал точным подобием Его Самого (а уж Сын Божий Самого Себя ни в коем случае не щадил). Если мы веруем во Христа, важно не что приобретаем мы, а что Он пропускает через нас. Бог не превращает нас в прекрасные нетронутые гроздья винограда, Он выжимает из нас все соки. Мы не можем в духовном смысле оценивать свою жизнь с точки зрения успеха, мы ее можем оценивать только с точки зрения того, что пропускает через нас Бог — а это нашему измерению и оценке никак не поддается.

Когда Мария из Вифании разбила сосуд с драгоценными благовониями и возлила их на голову Иисусу, с точки зрения всех присутствовавших, это был ничем не объяснимый поступок, даже ученики назвали это пустой тратой. А Иисус похвалил Марию за ее расточительную верность и сказал, что везде, где будет проповедано Его Евангелие, «сказано будет, в память ее, и о том, чтo она сделала» (Мк. 14:9). Когда наш Господь видит, как кто-то из нас делает то, что сделала Мария, руководствуясь не осмотрительностью, а единственно безграничной верностью Ему, это доставляет Христу невыразимую радость. Бог излил жизнь Сына Своего, чтобы спасти мир, а готовы ли мы излить свою жизнь ради Него?

Кто верует в Меня, у того… из чрева потекут реки воды живой», и этой водой будут постоянно орошаться сотни жизней. Пора «разбить сосуд» своей жизни, прекратить жаждать удовлетворения и начать изливать наружу то, что в нас есть. Наш Господь спрашивает, кто из нас сделает это для Него?

О вреде утоления жажды

«Но он не захотел пить ее и вылил ее во славу Господа». (2-я Царств 23:16)

Что для вас в последнее время было как вода из колодезя Вифлеемского — любовь, дружба, духовное благословение? Тогда, если вы эту воду выпьете для утоления собственной жажды, вы это сделаете с риском для собственной души. Если выпьете — не сможете вылить эту воду во славу Господа. У вас никогда не получится посвятить Богу то, чем вы хотите утолить свою жажду. Если вы утолите эту жажду Божьими благословениями, они вас только разбалуют: их нужно приносить в жертву, «выливать», делать с ними то, что здравый смысл назовет неразумным расточительством.

Так же мне «вылить во славу Господа» свою любовь или духовное благословение? Одним-единственным способом — решиться на это разумом. Люди могут совершать такие поступки, которые просто невозможно принять, если не знаешь Бога, потому что воздать за них — выше человеческих сил. Но как только я скажу: «Я слишком мал и недостоин, чтобы это принять, такие дары вообще не предназначены для человека», я тут же должен буду «вылить во славу Господа» то, что получил, и вылитое мною превратится в реки воды живой, которые широко разольются вокруг. А пока я свой дар не вылью, он будет угрожать любимым мной людям и мне самому, потому что превратится в похоть, ведь мы можем быть похотливы и там, где нет ничего низменного, где все вроде бы «чисто». Любовь должна дойти до точки преобразования, за которой она изливается во славу Господа.

Если вы на всех и все обозлились и замкнулись в себе, это произошло потому, что, когда Бог вам послал благословение, вы его присвоили. А если бы не присвоили, если бы «вылили во славу Господа», вы стали бы самым любезным и обходительным человеком на земле. Если вы всегда только принимаете благословения и никогда не учитесь ничего «выливать во славу Господа», вы ни одному человеку не поможете увидеть то, чего раньше он не видел.

Не свои, а Его!

«…Они были Твои, и Ты дал их Мне». (Иоанна 17:6)

Миссионер — это тот, кому Дух Святой открыл, что значит «Вы не свои» (1 Кор. 6:19). Сказать: «Я не свой» — значит достичь важной вехи на пути к истинному духовному величию. Смысл жизни во всей ее круговерти заключается в сознательной самоотдаче себя другому, и этот другой — Иисус Христос. Дух Святой разъясняет мне, Кто такой Иисус Христос, чтобы сделать меня не музейным экспонатом, а единым целым с моим Господом. Наш Господь никогда не посылал ни одного из учеников Своих, основываясь на том, что Он для них сделал. Христос сказал: «Идите» только после того, как воскрес, и ученики ощутили в силе Духа Святого, Кем же Он на самом деле был.

Если кто приходит ко Мне и не возненавидит… тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). Он может быть хорошим человеком, может вести себя прилично, но не может быть человеком, на котором Иисус начертает слово «Мой». И любые из связей, которые упоминает наш Господь, могут конкурировать с нашей верностью Ему. Я могу решить принадлежать матери, жене или себе самому и в таком случае не смогу быть учеником Христа. Это не значит, что я не получу спасения, но точно значит, что Ему принадлежать я не смогу.

Наш Господь делает ученика Своего Своим достоянием и принимает на Себя всю ответственность за него. «…И будете Мне свидетелями» (Деян. 1:8). В нас входит Дух, который побуждает нас не просто что-то делать для Христа, а быть Ему совершенно угодным во всем. Секрет миссионера в том, что он не свой, а Христов, и Христос осуществляет через него Свои планы.

Так будьте же не свои, а только Его.

Бодрствование миссионера

«…Не могли вы один час бодрствовать со Мною?» (Матфея 26:40)

Христос хочет, чтобы мы «бодрствовали с Ним», — забыв о всех своих убеждениях, просто бодрствовали с Ним. В самом начале мы бодрствуем не с Христом, а для Христа. В наших повседневных делах мы не бодрствуем с Ним, опираясь на библейские откровения. Наш Господь пытается нас подвести к тому, чтобы мы вместе с Ним вошли в какой-то свой Гефсиманский сад, а мы этого не хотим, мы говорим: «Нет, Господи, я не понимаю, зачем нужно проходить через этот ужас». Да и разве мы можем бодрствовать с Тем, Кого понять никак невозможно? Как же мы сможем понять Христа, если решим бодрствовать с Ним в Его Гефсимании, если мы даже не знаем, в чем смысл Его страданий? Мы понятия не имеем, как нужно с Ним бодрствовать, мы привыкли только к тому, чтобы Он бодрствовал с нами.

Ученики любили Иисуса Христа, как могли, изо всех своих сил, но не понимали, что Он собирается совершить. В Гефсиманском саду они заснули с мыслями о собственном горе, и после трех лет самой тесной близости с Иисусом они все, «оставив Его, бежали» (Мф. 26:56). «И исполнились все Духа Святого» (Деян. 2:4), — сказано тоже про них, но между первым и вторым событием случилось чудо — смерть, Воскресение и Вознесение нашего Господа и исполнение учеников Духом Святым. Наш Господь сказал: «…Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян. 1:8), а это значило, что они научились бодрствовать с Ним всю свою оставшуюся жизнь.

Мощные потоки

«…Реки воды живой». (Иоанна 7:38)

Река протекает в таких местах, о которых ее истоку ничего не известно. Христос говорит, что, если мы обрели Его полноту, какими бы ничтожными ни казались нам масштабы нашей жизни, из нас потекут реки, которые будут нести благословения до края земли. Мы к этим рекам не имеем никакого отношения- «…Вот дело Божие, чтобы вы веровали…» (Ин. 6:29). Бог редко дает душе увидеть во всей полноте, насколько через нее Он благословляет другие души.

Река своего обязательно добьется, непременно преодолеет все преграды. Она течет себе мирно и плавно и вдруг натыкается на препятствие; на какое-то время образуется запруда, но вскоре вода находит путь в обход. Бывает, что река может надолго скрыться из виду, а потом снова предстает перед нами, становясь еще шире и величественней. Может быть, вы видите, как Бог кого-то другого использует, а в вашей жизни образовался затор, и от вас нет никакого толку. Продолжайте думать об Истоке, и Бог или поведет вас в обход, или устранит преграду, лежащую на вашем пути. Река Духа Божьего устраняет все преграды. Никогда не нужно пристально смотреть на преграду или трудность. Реке, которая плавно протекает через вас, нет дела до преграды, если вы не будете забывать о ее Истоке. Никогда не давайте встать между вами и Иисусом Христом ничему — ни чувствам, ни воспоминаниям. Ничто не должно отвлекать вашего внимания от единственного великого Истока.

Подумайте о целительных широких реках, которые берут свое начало в душах наших! Бог открывает нашему разуму чудесные истины, и все, что Он открыл, обещает еще большую мощь той реке, которую Он изольет через нас. Если вы верите во Христа, вы откроете в себе мощные потоки благословений для других людей.

Благотворные источники

«…Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды…» (Иоанна 4:14)

Наш Господь говорит здесь не о канале, а о фонтане. Постоянно «исполняйтесь» (Еф. 5:18), и сладость тесной близости со Христом будет изливаться из вас так же обильно, как она вливается в вас. Если вы заметите, что жизнь ваша течет не так, как нужно, — виноваты в этом вы сами: значит, что-то встало на пути потока. Не теряйте связи с Истоком, и… вы получите личные благословения? Нет! Из вас потекут реки воды живой, жизнь, с которой не справится ничто.

Мы должны быть резервуарами, из которых Христос сможет излить реки воды живой, чтобы благословить всех. Некоторые из нас напоминают Мертвое море — в которое много рек впадает, но ни одна не вытекает — тем, что у нас нарушены отношения с Господом Иисусом. Если мы что-то от Него принимаем, из нас обязательно будет что-то изливаться, а если не изливается — значит в наших отношениях с Ним есть какой-то изъян. Стоит ли между вами и Иисусом Христом какое-то препятствие? Мешает ли что-то вашей вере в Него? Если нет, Христос говорит, что из вас потекут реки воды живой. Речь идет не о том, что вы кому-то передадите одно благословение, речь не о том, что вы один раз что-то испытаете, а о том, что через вас будет постоянно протекать целая река. Помните об Истоке, храните как зеницу ока свою веру в Иисуса Христа и свои отношения с Ним, и через вас к другим людям будут течь полноводные реки, воды которых не будут пересыхать и застаиваться.

А не преувеличение ли это — говорить, что из одного верующего потекут целые реки? «Не вижу что-то никаких рек», — скажете вы. Никогда не смотрите на себя, исходя из того, кто вы такой. В истории дела Божьего вы почти всегда обнаружите, что великие дела начинались с людей неприметных, неизвестных и не выдающихся ничем, кроме непреклонной верности Иисусу Христу.

Сделай сам

«…Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия». (2-е Коринфянам 10:4-5)

У нас есть враги, которых нужно беспощадно уничтожать. Освободиться от греха не значит освободиться от человеческой природы. В человеческой природе есть такие стороны, как, например, предрассудки, которые святому приходится уничтожать, просто не обращая на них внимания, и такие, которые нужно уничтожать силой, той Божественной силой, которую нам сообщает Дух Божий. В каких-то случаях нам не нужно бросаться в бой, а нужно просто стоять- и мы увидим спасение Господне. Но всякую теорию или концепцию, которая возводит крепостные валы против познания Божия, нужно решительно уничтожать, опираясь на Божьи силы, а не на плотские усилия или компромиссы (см. 2 Кор. 10:4).

Борьба начинается лишь тогда, когда Бог изменяет наш дух и мы начинаем понимать на практике, что такое освящение. Война идет не с грехом: с грехом воевать мы не сможем никогда, с грехом разобрался Иисус Христос, совершив Искупление. Наша борьба состоит в превращении своей жизни из плотской в духовную, а это никогда легко не дается, и Бог это легким не задумывал. Эта цель достигается только шаг за шагом, когда мы принимаем одно правильное решение за другим. Бог нас не делает святыми в смысле характера нашего, Он делает нас святыми в смысле оправдания, а уж наше дело постепенно и неуклонно, принимая одно правильное решение за другим, превратить свое оправдание в святость характера. А правильным нашим решениям приходится штурмом брать окопы, в которых держит оборону наша плотская жизнь — то самое превозношение против познания Божия. И мы можем или вернуться назад и согласиться на незавидную судьбу в Царстве Божьем, или решительно уничтожить все, что восстает против нас, и позволить Иисусу привести еще одного сына в славу.

Сделай сам

«…И пленяем всякое помышление в послушание Христу». (2-е Коринфянам 10:5)

У нас есть враги, которых нужно безоговорочно подчинять Христу. Вот вам еще одна сторона нелегкой жизни святого Божьего. Павел говорит, что всякие свои планы мы берем в плен, чтобы заставить их подчиняться Христу. А сколько мы видим сегодня вокруг христианского труда, который Христу никогда не был подчинен, а начался просто по чьему-то благому порыву! В жизни нашего Господа каждое начинание было подчинено воле Отца Его. У Него не было даже никаких намеков на порывы Его собственной воли, отличной от воли Отца, — «Сын ничего не может творить Сам от Себя» (Ин. 5:19). А возьмем нас с вами- мы каждое свое живое впечатление и ощущение, каждый порыв сразу же воплощаем в действие вместо того, чтобы его пленить и подчинить Христу.

В наши дни слишком много внимания уделяется делам практическим, а святых, которые всякий свой план пленяют, критикуют все кому не лень. Им говорят, что они несерьезно относятся к Богу или к гибнущим душам. Но настоящая серьезность заключается в послушании Богу, а не в том желании служить Ему, которое рождается в непокоренной Богу человеческой природе. Невероятно, но факт: святые не пленяют всякое свое помышление, а трудятся для Бога, подстегиваемые собственной человеческой природой, которая не одухотворена безоговорочным подчинением Христу.

Мы склонны забывать, что человек к Иисусу Христу прибегает не только за спасением, но и за тем, чтобы получить от Него правильный взгляд на Бога, на мир, на грех и на дьявола, а это будет означать, что человек должен признать свою ответственность за «преобразование себя обновлением ума своего» (см. Рим. 12:2).

Где готовятся миссионеры

«…Когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». (Иоанна 1:48)

Поклонение Богу при любой возможности. Нам представляется, что, когда наступит время тяжких испытаний, мы будем на высоте своего положения, но тяжкие испытания только покажут нам, что у нас внутри, ничего нового они в нас не создадут. «Если меня позовет Бог, я, конечно же, не ударю лицом в грязь». Ударите, если вы не научились не ударять лицом в грязь в будни, без всяких испытаний, если вы не жили пред Богом всерьез все время до того, как испытания пришли. Если вы не делаете того, что у вас стоит прямо перед глазами, и перед глазами оно потому, что вам это обстоятельство посылает Бог, то, когда придет испытание, вы не сможете его выдержать: в испытаниях характер не рождается, а проявляется.

Важный элемент готовности к испытаниям — это наше желание поклоняться Богу наедине, когда никто не видит. Приходит время, когда уже нет никаких «смоковниц», когда все открыто чужим взорам, когда вы оказываетесь на виду и на свету и за вашими поступками наблюдают все кому не лень, — и вот тогда-то вы обнаружите, что вы ничего не стоите, если вы не использовали любую возможность поклоняться Богу у себя дома. Наладьте дело с поклонением Богу в своей личной жизни, и тогда, когда Бог вас куда-то поведет, вы будете готовы ко всему, потому что в жизни, сокрытой от чужих глаз, которой не видел никто, кроме Бога, вы наилучшим образом подготовились к жизни на виду у людей, и в любых испытаниях Бог сможет на вас надеяться.

Но Он же не ожидает от меня, что я буду жить святой жизнью в моих-то обстоятельствах — сейчас мне просто некогда молиться, некогда почитать Библию, мое время еще не пришло. А когда оно придет, я, конечно же, буду ко всему готов». Нет, не будете. Если вы не использовали для поклонения Богу любую возможность, то, когда вы возьметесь за дело, вы не только сами не будете ни на что годны, вы еще будете ужасно мешать тем, кто окажется рядом с вами. «Курс молодого бойца» миссионер проходит в скрытой от людей жизни наедине с Богом.

Где готовятся миссионеры

«Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». (Иоанна 13:14)

Служите другим там, где вас окружают возможности для служения. Это не значит, что нам нужно самим выбирать свое окружение, это значит, что Бог очень продуманно подбирает для нас все, что нас окружает и что нам порой кажется абсолютно случайным. И как мы себя ведем в обстановке, в которой находимся сейчас, много может сказать о том, как мы будем себя вести в другой обстановке.

То, что сделал Иисус, было делом самым низким и недостойным упоминания, и это помогает нам понять, что сделать самое неблагодарное дело по-божески можно только в том случае, если призывать на помощь всю силу Божью. Возьму ли я в руки полотенце, как взял его Он? Полотенца, грязная посуда и грязные сандалии — то, что нам до смерти надоело, быстрее всего прочего может нам показать, чего же мы стоим. Чтобы выполнить самую незначительную обязанность свою так, как следует, нам нужна помощь Самого Всемогущего Бога, ставшего человеком.

Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:15). Оглянитесь на людей, которыми окружает вас Бог, и вам будет нетрудно стать смиреннее, когда вы поймете, что через этих людей Бог показывает вам, кем были для Него вы. «А теперь, — говорит Он, — прояви к этому человеку все то, что Я проявил к тебе».

Конечно же, проявлю, — скажете вы, — стоит мне только отправиться на миссионерский труд». Говорить так — все равно что заниматься подготовкой воинского снаряжения в окопах: вас убьют прямо за этим занятием.

Нам нужно пройти с Богом и «второе поприще» (Мф. 5:41), а некоторые из нас сходят с дистанции уже на первых десяти метрах, потому что Бог зовет нас туда, где не видно ни зги. И мы говорим: «Подожду, пока не подойду поближе к чему-нибудь серьезному». Но если не бежать в нормальном темпе в мелочах, мы ничего не сможем сделать, когда станет действительно трудно.

Духовное смятение

«…Не знаете, чего просите». (Матфея 20:22)

В духовной жизни бывают времена смятения, и если тогда сказать, что смятения быть не должно, легче от этого не становится. И речь совсем не о том, правильно мы поступаем или неправильно, речь о том, что Бог ведет нас путем, которого мы пока не понимаем, и что только пройдя через смятение, мы поймем, чего же хочет Бог.

Завеса дружбы Его (Лк. 11:5-8). Иисус рассказал нам о человеке, которого, судя по всему, мало волновало, что происходит с его другом, и сказал, что нам иногда кажется, что именно так к нам относится Отец наш Небесный. Нам кажется, что так, как Бог, друзья не поступают, но запомним: это не так — придет время, и Бог все объяснит. Нашу дружбу затягивают тучи, и часто даже самой любви, а не дружбе, приходится с болью и слезами ожидать как благословения более полной близости с Богом. Когда Бог, как нам кажется, скрыт от нашего взора какой-то завесой, будем ли мы хранить доверие Ему?

Тень Его Отцовства (Лк. 11:11-13). Христос говорит, что Отец нам иногда будет казаться не родным, бессердечным и безразличным, но нужно помнить, что это не так -«…ибо всякий просящий получает» (Лк. 11:10). Если сейчас на лике Отца вам видна только тень, твердо верьте, что Он в конце концов откроет и объяснит, почему Он допустил то, что выпадает на вашу долю сейчас.

Странная верность Его (Лк. 18:1-8). «Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Найдет ли Он веру, которая всецело полагается на Него, несмотря ни на какое смятение? Непоколебимо стойте в вере и не сомневайтесь, что все, сказанное Христом, истина, даже если вы пока не понимаете, что Он делает. Бог решает более грандиозные вопросы, чем то, о чем вы Его просите.

Что будет после того, как мы покоримся Христу?

«Я… совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить». (Иоанна 17:4)

Покориться Богу нужно не в чем-то внешнем, а внутри, в воле своей — и, если будет сделано это, будет сделано все. Решений такой важности в жизни очень мало, все решает покорность нашей воли. Бог никогда силой не ломает волю человека и никогда человека не упрашивает, Он ждет, пока человек сам не покорит свою волю Его воле. Этот вопрос решается раз и навсегда.

Покорность и покой. «Придите ко Мне… и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Мы покоряем свою волю воле Христовой и обретаем покой только после того, как начинаем понимать, что такое спасение. Во всем, что беспокоит сердце и разум наш, звучит призыв к нашей воле: «Придите ко Мне». И прийти нужно по своей воле.

Покорность и преданность. «…Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Мф. 16:24). Речь идет о покорности моего «я» Христу, когда в центре всего естества моего воцаряется Его покой. «Если ты хочешь быть Моим учеником, отдай Мне все права на самого себя». И тогда вся оставшаяся жизнь будет просто проявлением этой покорности. Как только мы покоримся Христу, нам можно забыть слова «а если вдруг что…» Нам не нужно заботиться о том, что с нами происходит: Христос Сам позаботится обо всем.

Покорность и смерть. «…Другой препояшет тебя»(Ин. 21:18-19). Поняли ли вы, что значит быть осужденным на смерть? Не нужно покоряться Богу в порывах чувств: пройдут чувства — пройдет и покорность. Речь идет о том, что вам нужно соединиться с Христом «подобием смерти Его» (Рим. 6:5), пока вас не перестанет волновать все то, что не волновало Его.

И что же будет после того, как мы покоримся Христу? Вся жизнь после этого станет сплошным ожиданием неразлучного общения с Богом.

Воображение и вдохновение

«…Простоты во Христе». (2-е Коринфянам 11:3)

Простота — это умение видеть все ясно. Святому Божьему не сразу дается способность ясно мыслить, но видеть ясно святой должен без особых усилий. Мыслью в мутную воду не проникнешь: чтобы все стало ясно, нужно просто послушаться Бога. Выдумать можно многое, но в сфере духовной мысли будут нас заводить все дальше и дальше в дебри. Если Бог на чем-то настаивает, повинуйтесь Ему, «плените свое воображение в послушание Христу» (2 Кор. 10:5), и все вам станет ясно, как Божий день. Способность соображать приходит потом, но видим мы не разумом, а как дети, и, когда пытаемся быть мудрыми, не видим вообще ничего (Мф. 11:25).

Самая неприметная в нашей жизни мелочь, которой мы позволим оставаться вне контроля Духа Святого, может замутить нам воду, и тогда думай, сколько хочешь, — ничего не прояснится. Духовная муть рассеивается только послушанием. Как только мы начинаем повиноваться Богу, мы все начинаем прекрасно различать. И это способствует смирению, потому что, когда взор наш мутится, мы уже знаем, что виноват в этом разум наш. И если свою естественную способность что-то видеть мы предаем Духу Святому, она становится способностью воспринимать волю Божью, и вся наша жизнь делается намного проще.

Что нужно отвергать

«…Но, отвергнув скрытные постыдные дела…» (2-е Коринфянам 4:2)

А вы «отвергли скрытные постыдные дела» — то, чему ваше чувство собственного достоинства не дает выйти на свет? Вы их можете легко спрятать. Есть ли у вас в сердце хоть о ком-нибудь хоть одна мысль, которую вам не хотелось бы выставлять на всеобщее обозрение? Отвергайте такую мысль сразу же, как только она появляется, все отвергайте, пока у вас в сердце не останется ни одного скрытного постыдного дела и никакой хитрости. Зависть, ревность, вражда — все это не обязательно возникает от действия греховной природы. Оно может идти прямо от плоти, прямо от тела вашего, которое этому училось всю свою прежнюю жизнь (см. Рим. 6:19 и 1 Пет. 4:1, 2). И нужно постоянно хранить бдительность, чтобы в вашей жизни не всплывало ничто постыдное.

Не прибегая к хитрости…» (2 Кор. 4:2), то есть к принципу «цель оправдывает средства». Здесь есть опасный подвох. Вы знаете, что Бог вам открыл лишь один путь, так что будьте благоразумны, никогда не пытайтесь уловлять души человеческие на других путях — если вы так будете поступать, дождетесь Божьей кары. Может быть, вам кажется, что кто-то другой «прибегает к хитрости»? Берегитесь: на самом деле окажется, что это не так. Бог хочет, чтобы мы смотрели на себя. Никогда не забывайте: ваша цель — все, что могу, во славу Его. Но какие-то дела ваши будут именно проявлением хитрости, направленной совсем не на эту, высшую цель, и такая хитрость будет заглушать в вашей душе те побуждения, которые от Бога. Многие не выдерживают и отступают, потому что боятся посмотреть на все с точки зрения Бога. А духовное «второе дыхание» может открыться тогда, когда человек делает шаг веры чуть дальше, чем он обычно привык делать по своим убеждениям.

Божественная суть жизни по вере

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне». (Матфея 6:6)

Суть всей жизни по вере проста: взирай не на людей, а на Бога. Нужно молиться не для того, чтобы все знали тебя как молитвенника. Найди себе для молитвы такую комнату, чтобы никто не знал, что ты в ней молишься, закрой дверь и втайне поговори с Богом. И да не будет у тебя других желаний, кроме как познать Отца твоего Небесного. Ученик не может жить, как полагается ученику, без регулярной тайной молитвы.

А молясь, не говорите лишнего…» (Мф. 6:7). Бог слышит нас не потому, что мы молимся старательно и усердно, а лишь потому, что мы искуплены Христом. Наше усердие и старательность на Бога никакого впечатления не производят. Молитва — это не просто средство получения чего-то от Бога: так мы молимся, когда только начинаем жить с Богом. Молитва — это стремление к полному слиянию с Ним. Если в нас после рождения свыше начинает отображаться Христос, Он отодвинет в сторону здравый смысл и выйдет на первый план, в корне изменяя наше отношение к тому, о чем мы молимся.

Всякий просящий получает» (Мф. 7:8). Мы молимся пустыми набожными фразами, без всякого участия нашей воли и ничего не желая, а потом жалуемся, что Бог не отвечает на наши молитвы. А на что Ему отвечать, если мы Его ни о чем не спрашивали? «…Чего ни пожелаете, просите» (Ин. 15:7), — сказал Иисус. Просить — значит чего-то хотеть. Когда Христос говорил о молитве, Он говорил о ней по-детски просто. Но здесь мы смотрим на все критически и говорим: «Да, но… Иисус же сказал: «Просите». Оно-то так, но просить у Бога нам нужно того, что достойно того Бога, Которого нам открыл Иисус Христос.

Что хорошего в искушениях

«Вас постигло искушение не иное, как человеческое». (1-е Коринфянам 10:13)

Слово «искушение» в мире стало непопулярно, и мы употребляем его совсем не к месту. А между тем искушение — это не грех: если мы люди, то с искушениями сталкиваемся постоянно. Не подвергаться искушениям — значило бы пасть слишком низко. Однако многие из нас страдают от искушений, от которых страдать просто незачем, а все потому, что мы не даем Богу поднять нас повыше, туда, где мы встретились бы с искушениями рангом повыше.

Таким искушениям извне подвергнется человек, зависит от того, что у него внутри, то есть что он представляет собой как личность. Искушение соответствует натуре того, кто ему подвергается, и выявляет способности этой натуры. У каждого свои собственные искушения, и приходят они в том, к чему человек предрасположен.

Искушение предлагает срезать путь к заветной цели — и не к той цели, о которой я знаю, что она есть зло, а к той, которую я как раз считаю добром. Искушение на какое-то время меня полностью сбивает с толку, и я перестаю различать, что хорошо, а что плохо. Когда мы поддаемся искушению, мы обожествляем свою похоть, и это доказывает, что раньше мы не грешили просто из робости.

Избежать искушений невозможно — без них полноценной жизни не бывает. И не нужно думать, что на вашу долю выпадают такие искушения, какие никому больше не выпадали. То, через что проходите вы, — это участь всего рода человеческого, а не какие-то исключительные испытания, неведомые никому из доселе живших людей. Бог нас не спасает от искушений, Он приходит к нам на помощь в самой гуще испытаний (Евр. 2:18).

Идете ли вы за Христом?

«Но вы пребыли со Мною в напастях Моих». (Луки 22:28)

Иисус Христос действительно пребывает с нами в напастях наших, но вот проходим ли мы вместе с Ним Его напасти, Его искушения? Многие из нас оставляют Христа в тот самый момент, как начинают понимать на собственном опыте, что может сделать Он. Будьте внимательны, когда Бог что-то меняет в вашей жизни, проверяйте, остаетесь ли вы с Иисусом или становитесь на сторону мира, плоти и дьявола. Мы носим Его опознавательные знаки, но идем ли мы рука об руку с Ним?»С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:66).

Искушения Христа продолжались всю Его земную жизнь и будут продолжаться всю жизнь Сына Божьего в нас. Так идем ли мы рука об руку с Иисусом в той жизни, которой живем сейчас?

Нам представляется, что нужно себя ограждать от каких-то обстоятельств, которые допускает в нашей жизни Бог. Ни в коем случае! Бог управляет всем, и, что бы ни случилось, мы должны все принимать как должное, постоянно пребывая с Ним в напастях Его. Это Его искушения, а не наши, это искушения жизни Сына Божьего в нас. Своей жизнью мы отстаиваем честь Иисуса Христа. Так храните ли вы верность Сыну Божьему в тех испытаниях, которым подвергается в вас Его жизнь?

Не отходите ли вы от Иисуса? Перед нами лежит путь через Гефсиманский сад, через городские ворота, «за стан» (Евр. 13:13), мы идем этим путем в одиночку, пока впереди не остается никаких следов, и только слышится голос: «Следуй за Мной».

Божественное правило жизни

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Матфея 5:48)

В этих словах наш Господь увещевает нас быть великодушными в своем поведении по отношению ко всем людям. В духовной жизни ни в коем случае нельзя поступать по естественным своим наклонностям. Эти наклонности есть у каждого — кто-то нам нравится, а кто-то не очень. Но в нашей христианской жизни нам никогда нельзя давать волю этим симпатиям и антипатиям. «…Если же ходим во свете, подобно как Он во свете» (1 Ин. 1:7), Бог даст нам общение с теми людьми, к которым нас не тянет.

Наш Господь приводит нам в пример не хорошего человека и даже не хорошего христианина, а Самого Бога: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Покажите другому то, что вам показал Бог, и Бог предоставит нам достаточно возможностей на деле доказать, совершенны ли мы, как совершен Отец наш Небесный. Быть учеником — значит сознательно разделять Божий интерес к другим людям.»…Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга…» (Ин. 13:34)

]Характер христианина проявляется не в добрых делах, а в его подобии Богу. Если Дух Божий преобразует вас изнутри, вы будете проявлять в своей жизни не человеческие добрые качества, а Божественные. Божья жизнь в нас проявляется именно как жизнь Божья, а не человеческие старания жить праведно. Секрет христианина заключается в том, что в нем по благодати Божьей естественным становится сверхъестественное, и это проявляется в повседневных делах, в мелочах, а не только в моменты общения с Богом. Когда мы сталкиваемся с суетой, мы, к своему удивлению, обнаруживаем, что у нас есть силы сохранять поразительное спокойствие в самой гуще этой суеты.

Предназначение миссионера

«И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе». (Исаии 49:5)

Первое, что происходит после того, как мы начинаем понимать, что Бог избрал нас Себе во Христе Иисусе, — это уничтожение наших предрассудков, разрушение наших узких рамок и наших «патриотизмов». Мы превращаемся в рабов, которые служат целям Божьим. Весь род человеческий был создан, чтобы вечно славить Бога и иметь в Нем вечное блаженство. Грех перевел человечество на другие рельсы, но ни в малейшей степени не изменил цели Божьей, и, когда мы рождаемся свыше, Бог дает нам понять Свою великую цель для рода человеческого, дает понять, что я создан для Бога, Им сотворен. И нет на земле ничего радостнее, чем понять это. Нам нужно учиться доверять этому великому творческому замыслу Божьему. Первое, что сделает Бог, — это пропустит через наше сердце интересы всего мира. Нам откроется любовь Божья, сама суть Бога, а суть Всемогущего Бога сконцентрирована в нескольких словах: «Ибо так возлюбил Бог мир…» (Ин. 3:16)

Нашей душе нужно постоянно быть открытой для творческого замысла Божьего и не подмешивать к этому замыслу свои собственные намерения. Если попытаемся подмешивать, Бог все наши намерения сомнет в одну кучу, как бы больно нам ни было. Бог сотворил миссионера для того, чтобы он был Его слугой, в котором Он прославится. И как только мы поймем, что благодаря спасению, дарованному нам Иисусом Христом, мы стали идеально пригодны для Бога, нам откроется, почему Иисус Христос бывает к нам так безжалостен. От Своих рабов Он требует абсолютной чистоты, потому что вложил в них саму сущность Божью.

Не забывайте Божьего предназначения для жизни вашей!

Учитель миссионера

«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то». (Иоанна 13:13)

Иметь учителя и учиться у него — это не одно и то же. Иметь учителя — значит считать, что кто-то меня знает лучше, чем я знаю себя, что этот кто-то для меня ближе, чем друг, что он может проникнуть в самые глубины моего сердца и утолить самую глубинную его жажду, что он рассеял все мои сомнения и разрешил все трудности и проблемы, мучившие меня. Иметь учителя значит не меньше, чем именно это: «…Один у вас Учитель — Христос» (Мф. 23:8).

Наш Господь никогда мне ничего не навязывает, Он не вынуждает меня делать то, чего хочется Ему. Иногда я действительно желаю, чтобы Бог меня учил и что-то заставлял делать, но Он этого не хочет; когда же на меня находит другое настроение, я желаю, чтобы Он меня оставил в покое, но Он и этого тоже не хочет.

Вы называете Меня Учителем и Господом» — но так ли это? В нашем словарном запасе слова «Учитель» и «Господь» далеко не на первом плане, нам больше нравятся слова «Спаситель», «Святитель», «Целитель». Единственное слово, которое подходит к реальным отношениям между учителем и учеником, — это «любовь», а о любви в том виде, в котором ее являет Бог, мы знаем очень мало. И доказательство тому в нашем использовании слова «послушание». В Библии послушание основано на отношениях равных между собой личностей — Сына и Отца. Наш Господь был не рабом Божьим, а Сыном Его. «…Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию…» (Евр. 5:8) Если нам кажется, что нами кто-то помыкает, — это доказательство того, что у нас нет учителя. Если мы так относимся к Иисусу, мы далеки от тех отношений, которых хочет Он. Он хочет таких отношений с нами, при которых Он был бы Учителем естественно, даже без нашего ведома. Все, что нам нужно знать, — это то, что мы принадлежим Ему, чтобы Ему повиноваться.

Цель миссионера

«…Вот, мы восходим в Иерусалим». (Луки 18:31)

В жизни плотской наши цели меняются по мере того, как мы движемся вперед. В жизни христианской цель нам ставится в самом начале, и начало и конец сходятся в одной точке, в Личности Самого Господа нашего. Мы с Христа начинаем и Христом заканчиваем, «…доколе все придем… в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13), а не в меру нашего представления о том, какой должна быть христианская жизнь. Цель миссионера — исполнять волю Божью, а не просто быть полезным и обращать в веру язычников. Он, конечно, и пользу приносит и язычников обращает в веру, но цель его не в этом, а в том, чтобы исполнять волю Господа.

В жизни нашего Господа Иерусалим был местом, в котором Он достиг высшей точки воли Божьей — смерти на Кресте, и, если мы не взойдем туда с Христом, мы не будем с Ним заодно. Ничто никогда не могло отклонить нашего Господа от Его пути в Иерусалим. Он не пытался побыстрее миновать те селения, в которых Его гнали, или задержаться подольше там, где Его благословляли. Ни благодарность, ни неблагодарность не могли ни на шаг отвести нашего Господа от Его цели — взойти в Иерусалим.

Ученик не выше учителя» (Мф. 10:24). На нашем пути в Иерусалим будет происходить то же самое. Через нас будут явлены дела Божьи, будут благословлены люди, пара человек нам за это будут благодарны, а остальные будут проявлять ужасную неблагодарность, но ничто не должно отклонять нас от нашего маршрута — взойти в свой Иерусалим.

Там распяли Его» (Лк. 23:33). Вот что случилось, когда наш Господь взошел в Иерусалим. Случилось то, что открыло нам дверь ко спасению. Святые распятием не кончают: по благодати Божьей они кончают славой. А до той поры наш девиз: «Я тоже восхожу в Иерусалим».

«Пойди» — подготовка

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». (Матфея 5:23, 24)

Легко представить, что когда-то мы придем к полной готовности, но готовность достигается не вдруг — это постоянный процесс. Успокаиваться на достигнутом опасно. Нужно готовиться и еще раз готовиться.

Молодого христианина идея жертвенности привлекает. С человеческой точки зрения, нас привлекает к Иисусу Христу героизм в нашем понимании, но при ближайшем изучении высказываний Господа наш энтузиазм подвергается серьезному испытанию. «…Пойди прежде примирись с братом твоим». «Пойди» — значит отдай себя на суд Слову Божьему. Одного героизма и жертвенности маловато. Дух Святой замечает в вас то, что никак не сочетается со служением Ему. И эту дисгармонию может заметить только один Бог. Вы что-то от Бога прячете? Если прячете, дайте Богу испытать вас светом Его. Если есть грех, исповедайте его, а не признавайте. Готовы ли вы быть послушны своему Господу и Учителю, с каким бы унижением для вашего права на самого себя это ни было связано?

Никогда не отвергайте обличений. Если для Духа Божьего достаточно важно вам о чем-то напомнить — значит, именно это Он в вас нашел. Вам хотелось бы пожертвовать чем-то великим, а Бог вам говорит о какой-то мелочи, но за ней возвышается главная твердыня упрямства: «Я ни за что не откажусь от своих прав на самого себя» — от тех самых прав, отказа от которых хочет Бог, если вы вообще собираетесь быть учеником Иисуса Христа.

«Иди» — отношения

«…И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». (Матфея 5:41)

Суммировать учение нашего Господа можно так: отношения, которых требует Он, невозможны, если только Он не произведет в нас что-то сверхъестественное. Иисус Христос требует, чтобы в сердце ученика, когда он сталкивается с тиранией и несправедливостью, не было и малейшего следа негодования, даже если это негодование ученик подавляет в сердце своем. Того груза, который возложит Иисус Христос на Своего служителя, не выдержит никакой энтузиазм. Выдержать этот груз ученику под силу лишь в одном-единственном случае — если он будет иметь личные отношения с Христом, которые пройдут Его суровую проверку, пока в них не останется одна-единственная цель: я здесь исключительно для того, чтобы Бог послал меня туда, куда хочет Он. Все другое можно отодвинуть на второй план, но эти отношения с Иисусом Христом — ни в коем случае.

Нагорная проповедь — это не идеал, это изложение того, что произойдет во мне, когда Иисус Христос изменит мой дух и приведет его в соответствие со Своим Духом, ведь исполнить требования Нагорной проповеди может один лишь Иисус Христос.

Если мы хотим быть учениками Христа, нам нужно ими стать сверхъестественным образом. Пока мы ставим себе цель во что бы то ни стало быть учениками, можно быть уверенными, что мы не ученики. «…Я вас избрал» (Ин. 15:16). Так начинается благодать Божья. От этого избрания нам не уйти, мы можем быть послушны или непослушны, но сами «избраться» мы не можем никак. Нас привлекает к себе сверхъестественная благодать Божья, и мы никогда не сможем проследить, где начинается Его действие в нас. Наш Господь создает Себе учеников сверхъестественным образом. Он не опирается ни на какие наши естественные способности. Бог просит нас делать не то, что нам дается легко, — Он просит делать только то, к чему мы идеально приспособлены благодатью Его, и этот путь всегда лежит через крест.

Путь к непорочности

«Итак, если… вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя…» (Матфея 5:23)

Если, придя к жертвеннику, ты вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, — не обнаружишь что-то, копаясь в себе, а «…если… вспомнишь», то есть если тебе об этом напомнит Дух Божий, то «пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:24). Никогда не пренебрегай тем, что найдет в тебе Дух Божий, когда Он выворачивает тебя наизнанку.

Пойди прежде примирись с братом твоим…» Наш Господь дает простой совет: «…Пойди прежде примирись». Иди туда, откуда пришел, туда, куда отправляет тебя обличение, полученное у жертвенника, Отнесись в разуме своем к тому, кто против тебя что-то имеет, и расположи душу свою так, чтобы примириться для тебя стало настолько же естественно, как дышать. Иисус про брата вообще ничего не говорит, Он говорит: «Ты пойди». О твоих правах речь не идет вообще. Святой отличается тем, что может отказаться от своих прав и покориться Господу Иисусу.

И тогда приди и принеси дар твой». Последовательность обозначена четко. Сначала вы полны героизма и жертвенности, потом вас вдруг тормозит Дух Святой, распознающий в вас что-то не то, и вы останавливаетесь перед Его обличением, потом вы повинуетесь Слову Божьему, настраиваясь умом и душой на полную непорочность в отношениях с тем, с кем у вас проблемы, и после всего этого радостно, в простоте сердца, ничем не будучи обременены, вы приносите свой дар Богу.

«Пойду» — отречение

«Господи! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». (Луки 9:57)

Наш Господь жестоко разочаровал этого человека, потому что знал, что в человеке. Мы могли бы сказать: «Что же это Он упустил возможность приобрести верного ученика? Зачем Он окатил его таким холодным душем, от которого бедняга застыл на месте и «отошел с печалью»?!» (Мф. 19:22) Никогда не нужно извиняться за своего Господа. Слова Господа отдаются в нас болью и обижают нас до тех пор, пока в нас не останется чему болеть и обижаться. У Иисуса Христа нет ни капли жалости ко всему тому, что в конечном счете загубит служение человека. Ответы нашего Господа основаны не на прихоти, а на знании того, «что в человеке». Если Дух Божий напоминает вам какое-то из слов Господних, причиняя вам боль, можете быть уверены, что Он хочет в вас не просто что-то разбередить — Он хочет в вас что-то убить.

Луки 9:58. Этими словами Христос не оставляет камня на камне от моего желания служить Иисусу Христу, потому что это приятно мне. Такие мотивы Он отвергает напрочь, и остается только мой Господь, я сам и утраченные надежды.»Пусть приходят или уходят сотни людей — твоей путеводной звездой должны быть отношения со Мной, а Мне негде приклонить голову».

Луки 9:59. Этому человеку не хотелось ни Иисуса разочаровать, ни отца обидеть. Мы тоже ставим трогательную преданность своим родным на место преданности Иисусу Христу, отводя Ему последнее место. Если одна преданность борется с другой, во что бы то ни стало будьте послушны Иисусу Христу.

Луки 9:61. Тот, кто говорит: «Я пойду за Тобою, Господи! Но…» пойти готов всегда, но только никак не может сделать первый шаг. У этого человека была пара отговорок. Но когда тебя призывает Иисус Христос, нет места прощаниям, потому что прощание в той форме, в какой оно часто выступает, по сути своей языческий обряд, а не христианский поступок. Так что как только услышите зов Божий, сразу же трогайтесь в путь и никогда не останавливайтесь.

«Приходи»- безоговорочное единение

«…Одного тебе недостает… приходи, последуй за Мною, взяв крест». (Марка 10:21)

Главной страстью этого человека было желание стать совершенным. Когда он увидел Иисуса Христа, он захотел стать таким, как Он. Но наш Господь, призывая учеников, никогда не ставит на первый план личную святость, на первый план Он ставит полное уничтожение прав человека на самого себя и его полное единение с Собой, то есть такие отношения, в которых нет места никаким другим отношениям. В словах нашего Господа из Евангелия от Луки (Лк. 14:26) ничего не говорится о спасении или освящении, в них говорится о безоговорочном единении с Иисусом Христом. Очень немногие из нас на своем опыте познали, что значит прийти к Иисусу, отрекшись абсолютно от всего.

Иисус, взглянув на него, полюбил его» (Мк. 10:21). Если на тебя взглянет Иисус, твоему сердцу уже никогда не найти покоя в верности кому-то или чему-то другому. Глядел ли когда-нибудь на вас Иисус? Его взгляд изменяет человека и пронзает его насквозь. Если вы в чем-то Богу открыты, в этом «чем-то» на вас взглянул Иисус. Если же вы непреклонны и мстительны, если настаиваете на своем, уверены, что вы правы, а все остальные неправы, — это указывает на то, что у вас в душе много белых пятен, которые так и не были преобразованы Его взглядом.

Одного тебе недостает…» То «одно», чего недостает многим, с точки зрения Иисуса Христа, — это такое единение с Ним, чтобы между человеком и Христом не стояло ничего.

Все, что имеешь, продай…» Мне нужно низвести себя до положения просто человека и никого больше, мне нужно в принципе отречься от всякого рода имущества, и не для того, чтобы душу мою спасти (спасает человека только одно — полная уверенность в Иисусе Христе), а чтобы последовать за Иисусом. «…Приходи, последуй за Мною». И следовать нужно по тому пути, который прошел Он.

Зов Божий и человек

«…Потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1-е Коринфянам 9:16)

Мы склонны забывать о таинственном, сверхъестественном прикосновении Божьем. Если вы можете во всех подробностях рассказать, где и как вас призвал Господь, я сомневаюсь, призвал ли Он вас вообще. Зов Божий так не приходит, он гораздо выше простого порядка вещей. Осознать, что Бог его к чему-то призывает, человек может и внезапно, когда его вдруг как громом поразит, и постепенно, так что он и сам это не сразу заметит. Но как бы ни пришел зов Господень, он приходит со сверхъестественной подоплекой, в нем есть что-то, чего не объяснить словами, его сопровождает какой-то ореол, какое-то сияние. И в любой момент может вдруг прийти понимание этого неподвластного расчетам, сверхъестественного, поразительного зова, который овладевает вашей жизнью: «…Я вас избрал…» (Ин. 15:16). Зов Божий не имеет никакого отношения к спасению и освящению. Вы призваны благовествовать не потому, что вы освящены, призвание на благовестие — это совсем другое. Павел говорит, что это «необходимая обязанность» его.

Если вы заглушаете в своей душе великий сверхъестественный зов Божий, посмотрите внимательнее на то, что с вами происходит, и проверьте: может быть, на первом месте у вас стоит не Бог, а ваши идеи о служении или ваши достоинства. Павел сказал: «…Горе мне, если не благовествую!» Он понял, к чему призывает его Бог, и с силой этого зова для него не могло сравниться ничто.

Если человек призван Богом, не имеет никакого значения, что все складывается против него, — в конечном счете все, что происходит, будет работать на Бога, способствовать достижению Его целей. И если вы с этими целями согласны, Он не только вашу сознательную жизнь, но и все ее глубинные пласты, до которых вам самим не добраться, приведет в состояние гармонии.

Призвание и его последствия

«Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь». (Колоссянам 1:24)

Мы называем Божьим призванием то, на что сами себя посвящаем, но стоит нам только встретиться с Богом лицом к лицу, как от таких «призваний» и следа не остается. Бог пронзает нас ужасной болью, открывая то, о чем мы и не мечтали; и в один лучезарный момент мы ясно видим, что нужно Богу, и говорим: «…Вот я, пошли меня» (Ис. 6:8).

Этот зов не имеет ничего общего с личным освящением, здесь речь идет о том, что мы становимся хлебом ломимым и вином изливаемым. Бог никогда не сможет сделать нас вином, если мы пытаемся выскользнуть из-под Его пальцев, которыми Он давит нас, как гроздья винограда — если бы только Бог Своими пальцами делал из меня хлеб ломимый и вино изливаемое как-то иначе, как-то не так! Нам не нравится, когда Он нас сводит с тем, кого мы недолюбливаем, посылает на нашу долю то, с чем мы, как и предупреждали, смириться не можем, и давит нас всем этим. Не наше дело выбирать мизансцену своего мученичества. Если из нас должно получиться вино, нас нужно давить, — гроздья пить невозможно. Гроздья становятся вином только тогда, когда пройдут через давильню.

Интересно, а как Бог давил вас, что вы Ему не поддались, оказавшись тверже мрамора под пальцами Его и вырвавшись из них? Вы просто еще не созрели, и, если бы Бог за вас взялся всерьез, вино получилось бы ужасно горькое. Быть святым не просто. Это значит, что Бог пронизывает Собой всю плотскую жизнь человека, преломляя ее на Свой лад на служение Себе. Бог должен подогнать нас под Себя, прежде чем мы сможем стать в Его руках хлебом ломимым. Будьте открыты перед Богом и не мешайте Ему делать то, чего хочет Он, — и вы увидите, что Он печет такой хлеб и давит такое вино, которые не могут не пойти на пользу другим Его детям.

Для чего бывают восхождения

«…Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних». (Марка 9:2)

У нас у всех бывали моменты, когда мы восходили на горы высокие, когда видели все так, как видит Бог, и нам не хотелось с этих гор сходить. Но Бог никогда не позволит нам оставаться на вершинах гор. Наша духовная жизнь испытывается тем, есть ли у нас силы сойти в долину. Если силы есть только на то, чтобы подниматься в гору, что-то с нами не так. Быть на вершине горы с Богом — это, конечно, неплохо, но Бог возводит человека на гору лишь для того, чтобы потом он мог сойти к одержимым бесами людям и поднимать их. Мы созданы не для гор, не для зорь и не для воздыханий, — это все не больше, чем моменты вдохновения. Мы созданы для долин, для тех будней, в которых варимся, и именно в них, долинах и буднях, нам нужно показать, чего мы стoим. Духовному себялюбию всегда нужна подпитка, ему снова и снова нужно совершать восхождения на горы. Нам кажется, что мы могли бы говорить, как ангелы, и жить, как ангелы, если бы только нам остаться на вершине. Но такое бывает редко, это исключение из правила, которое в нашей жизни с Богом значит очень много, но нам нужно не позволить своему духовному себялюбию свести все только к таким моментам.

Мы склонны думать, что все с нами происходящее нужно обратить в душеспасительное поучение, а его нужно обратить в нечто большее, чем просто поучение, — в характер. Гора ничему не должна нас научить, она должна нас кем-то сделать. В вопросе «Что от этого толку?» есть опасная ловушка. В делах духовных мы такими прикидками заниматься никогда не должны. Мгновения на вершинах гор бывают редко, и Бог для чего-то нам их посылает.