Библиотека soteria.ru
Все что могу — во славу Его
Освальд Чеймберс
Дата публикации: 25.09.14 Просмотров: 15575 Все тексты автора Освальд Чеймберс
Июль
Кто может быть учеником
«…Если кто приходит ко Мне и не возненавидит… тот не может быть Моим учеником… не может быть Моим учеником… не может быть Моим учеником». (Луки 14:26, 27, 33)
Если любовь к самым близким нам людям встает на пути послушания Иисусу Христу, Христос говорит, что нам нужно, не раздумывая, повиноваться Ему. Учеником может быть только тот, кто страстно предан Учителю, Господу нашему Иисусу Христу. Есть разница между преданностью кому-то или чему-то (принципам, делу). Наш Господь никогда никого к борьбе ни за какое дело не призывал, Он призывал людей быть верными Ему лично. Быть учеником — значит быть преданным «рабом любви» Господа Иисуса. Многие из нас, из тех, кто называет себя христианами, Иисусу Христу не преданы. Ни у одного человека на земле нет этой страстной любви к Господу Иисусу, если ею его не наделил Дух Святой. Мы можем восхищаться Христом, мы можем Его уважать и преклоняться перед Ним, но любить Его мы сами по себе не сможем. Единственный, кто любит Господа Иисуса, — это Дух Святой, и это Он изливает саму любовь Божью в сердца наши. И когда Дух Святой замечает в вас хоть какую-нибудь возможность прославить Христа, Он берет ваше сердце, ваши нервы, все ваше естество и просто озаряет вас преданностью Иисусу Христу так, что вы просто начинаете ею сиять.
Жизнь христианина несет на себе отблеск истинной безыскуственной самобытности. Ученик не похож ни на кого другого. А раз так, то ученика и обвиняют в том самом, в чем обвиняли Иисуса Христа, то есть в непоследовательности. Но с точки зрения Бога, Иисус Христос всегда поступал последовательно, и христианин должен быть последовательным, с точки зрения жизни Сына Божьего в нем, а не с точки зрения высеченных на камне доктрин. Люди любят прятаться в доктринах, и Богу приходится эти доктрины рушить и не оставлять камня на камне от предрассудков, прежде чем люди смогут стать преданными Иисусу Христу.
Где гнездится грех
«…Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами». (Исаии 6:5)
Когда я оказываюсь в присутствии Божьем, я осознаю, что я грешник, не в общем смысле этого слова; я вижу, где конкретно во мне гнездится грех. Человек без проблем может сказать: «Да-да, я знаю, что я грешник», но от Бога такими пустыми словами не отделаешься. Бог обличает конкретно — в том-то и том-то. И такое конкретное обличение всегда и есть признак того, что человек побывал в присутствии Божьем. Просто греха не бывает, грех всегда имеет конкретное проявление. Бог начинает с того, что обличает нас в каких-то конкретных мыслях наших, на которые нам указывает Дух Его Святой. Если мы принимаем это Его обличение, Он ведет нас дальше и показывает нам целые залежи греха в нашей душе. Вот так всегда действует с нами Бог, когда мы сознательно приходим в присутствие Его.
И такое осознание в себе конкретного греха роднит между собой величайшего и наименьшего святого и ужаснейшего и наименьшего грешника. Когда человек стоит еще только на первой ступеньке лестницы, ведущей его куда-то ввысь, он может сказать: «Не знаю, что я сделал не так». Но Дух Святой покажет ему, что именно, что конкретно он сделал не так. На Исаию видение святости Господа оказало воздействие в том, что он увидел нечистоту своих уст. «…И коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6:7). Горящим углем нужно выжигать грех именно там, где он свил себе гнездо.
Что Бог запрещает строго-настрого
«…Не ревнуй до того, чтобы делать зло». (Псалом 36:8)
Ревновать — значит терпеть моральное или духовное банкротство. Но одно дело сказать: «не ревнуй», и совсем другое — научиться действительно не ревновать, избавиться от духа ревности. Легко говорить, что нужно «покориться Господу и надеяться на Него» (Пс. 36:7), пока что-то не растревожит нас самих, пока нас, как и многих других, не одолеют смятение и тоска. Как тогда «покориться Господу»? Если тогда не получается не ревновать, то не получится никогда. Ревновать не нужно ни в тяжкие дни, ни в дни мирные, в общем никогда. И если не ревновать не получится у вас, то не получится и ни у кого другого. Покорность Господу совсем не зависит от внешних обстоятельств, она зависит от ваших отношений с Самим Богом.
Волнения по пустякам всегда кончаются грехом. Нам кажется, что озабоченный вид и хлопотливость подчеркивают нашу мудрость, но они подчеркивают совсем другое — нашу греховность. Волнуемся мы потому, что хотим, чтобы все было по-нашему. Наш Господь не волновался и не беспокоился никогда, потому что Он творил не Свое, а Божье. И если вы дитя Божье, вам ревновать и волноваться просто грех.
Не подбрасывали ли вы дровишек в костер собственной глупости, убеждая себя, что с вашими бедами Бог не справится? Отложите в сторону все свои «предположения» и «упокойтесь под сенью Всемогущего» (Пс. 90:1). Скажите Богу, что вы больше не будете волноваться о том, что до сих пор не давало вам покоя. Все наши волнения, все беспокойство от того, что мы не принимаем в расчет Бога.
Не стройте планов без Бога
«Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит». (Псалом 36:5)
Не стройте никаких планов без Бога. Бог очень хорошо умеет разбивать в пух и прах наши планы, которые мы составляли, не принимая во внимание Его. Мы забредаем туда, куда Бог нас не посылал, и вдруг вспоминаем, что маршрут-то мы выбирали без Бога, то, чего хочется Ему, всерьез не учитывали. А зря, потому что, если все свои планы строить и все свои решения принимать с Богом, в первую очередь интересуясь, что скажет Он, можно напрочь избавиться от тревог и волнений.
В делах «духовных» мы, конечно, Богу оказываем почет и уважение, но в вопросах практических, повседневных, злободневных Бога беспокоить нам кажется лишним. Но если нам кажется, что к Богу нужно приходить только в «воскресном» настроении, мы к Нему вообще никогда и близко не подойдем. Приходить к Богу нужно в том настроении, в каком ты есть.
Не стройте никаких планов с поправкой на зло
Так чтo, Бог действительно хочет, чтобы мы не принимали зло в расчет? «Любовь… не мыслит зла» (1 Кор. 13:4-5), не думает о зле. Любовь знает, что зло существует, но не принимает его в расчет, когда решает, как поступить. Если мы живем без Бога, мы зло в расчет принимаем, мы строим все свои планы с поправкой на зло и исходим из этого во всех своих рассуждениях.
Не стройте никаких планов на черный день
Если вы верите Иисусу Христу, вам и в голову не придет делать запасы на черный день. Христос сказал: «Да не смущается сердце ваше» (Ин. 14:1). Не Бог должен заботиться о том, чтобы ваше сердце не смущалось. Это заповедь — «Да не…» По сто раз в день напоминайте себе об этом, пока не привыкнете ставить всегда и во всем на первое место Бога и всякие планы строить исключительно с учетом Его мнения.
Видение и реальность
«И превратится призрак вод в озеро». (Исаии 35:7)
Прежде чем мы что-то увидим воочию, мы видим его в воображении. И когда в воображении что-то уже есть, а воочию еще нет, вот тогда-то и приходит к нам со своими искушениями сатана, вот тогда-то и хочется нам сказать, что нет смысла стараться. И не становится видение реальностью, и приходится нам пройти долиной уничижения.
Жизнь не бесполезная руда, А из тьмы добытое железо, Что, стерпев очередной удар, Станет и прекрасней и полезней.
Бог посылает нам видение, а потом ведет нас в долину, чтобы привести в соответствующий этому видению вид, перековать нас. И вот в этой-то долине многие из нас падают духом и отказываются от всяких видений. А всякое видение только в том случае становится реальностью, если у нас достаточно терпения. Вы только подумайте, сколько времени в запасе у Бога! Он никогда не торопится. А мы всегда ужасно спешим. Нам что-то открылось яркое и славное — и мы рвемся в бой. Но видение еще не стало реальностью, и Богу нужно провести нас через долину, сквозь огонь и воду, чтобы из нас получилось то, что нужно, чтобы нам прийти туда, где Бог сможет доверить нам уже не видение, а самую настоящую реальность. С самого того мгновения, когда Бог нам что-то открывает, Он не прекращает трудиться, приводя нас к совершенству. А мы снова и снова вырываемся из Его рук и пытаемся сами что-то из себя выковать.
Видение, которое посылает Бог, это не воздушные замки. Бог показывает, каким Он хочет вас сделать. Так дайте Ему положить вас на Свой гончарный круг и крутить на нем, как Ему угодно. И если Бог — это Бог, а вы — это вы, из вас получится именно то, что было явлено в видении. А пока суд да дело, не падайте духом. Если Бог вам что-то открыл, вы можете изо всех сил пытаться удержаться на прежнем уровне, но у вас этого не получится — Бог не даст вам покоя.
Все благородное трудно
«Входите тесными вратами…
потому что тесны врата и узок путь…» (Матфея 7:13-14)
Если мы хотим быть настоящими учениками Христа, нам нужно помнить, что все благородное трудно. Вот и христианская жизнь полна славы и трудностей, но трудности ее нас не пугают и не ломают, а, наоборот, ведут вперед. Так благодарны ли мы Иисусу Христу за Его чудесное спасение настолько, чтобы отдать все, что можем, во славу Его?
Бог спасает людей по Своей безмерной благодати Искуплением Христа, Он «производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13), но нам нужно это спасение «совершать» (Флп. 2:12) в повседневных делах своих. И как только мы начнем, на основании Искупления Его, делать то, что Он нам заповедует, мы обнаружим, что, оказывается, можем исполнять Божьи заповеди. А если у нас ничего не получается, то, может быть, это потому, что мы и не делали ничего? А делали или не делали, становится ясно в трудные минуты. Если мы повинуемся Духу Божьему и претворяем в жизнь то, что Бог вложил в нас Духом Своим, то, когда приходят испытания, мы обнаруживаем, что и мы остаемся самими собой, и Божья благодать нас не покидает.
Слава Богу, что Он посылает нам трудности! Его спасение — это великая радость, но и великий подвиг, великая святыня. Оно испытывает, чего мы стоим. Христос «приводит во славу» (Евр. 2:10) многих «сынов», а Бог с сына спрашивает, как с сына. Божья благодать делает из людей не амеб, а конкретных личностей, которые имеют сильное фамильное сходство с Иисусом Христом. Чтобы действительно быть настоящим учеником Христа всегда и во всем, нужно очень сильно постараться. Без труда благородным не станешь.
Нужно захотеть быть верным
«…Изберите себе ныне, кому служить». (Иисуса Навина 24:15)
Воля — это и есть сам человек. От воли своей я отказаться не могу, я не могу ее не пускать в дело. Мне нужно проявлять послушание решением воли, мне нужно волей своей захотеть принять Духа Божьего. Когда Бог открывает нам истину, дело не в том, что сделает Он, а в том, что сделаем мы. Господь перед нами всеми открывает невиданные горизонты, и самое лучшее, что можно в таких случаях сделать, это вспомнить, что вы сделали в прошлый раз, когда вас коснулся Бог, — когда вы обрели спасение, впервые увидели Христа, впервые поняли какую-то истину. Тогда вам было так легко говорить о верности Богу. Вспомните же эти мгновения сейчас, когда Дух Божий открывает перед вами что-то новое.
Изберите себе ныне, кому служить». Это сознательное обдуманное решение, оно дается нелегко, и, пока вы этого решения не примете, все будет в подвешенном состоянии. Все решается между вами и Богом — не нужно советоваться с плотью и кровью. И с каждым новым предложением, которое вам будет делать Бог, другие люди при принятии решений будут все больше и больше уходить в тень, и это тоже будет нелегко. Бог допускает, что мнение других святых для вас значит много, но тем не менее вы все больше и больше будете ощущать, что никто не понимает вашего очередного решения. И не ваше дело знать, куда вас ведет Бог, единственное, что Он всегда готов открывать вам, это Себя Самого.
Скажите Богу, что вы будете верны Ему. И в то самое мгновение, в которое вы решите быть верными Иисусу Христу, вы станете свидетелем против самого себя. Не нужно совещаться с другими христианами, просто скажите Богу: «Я буду служить Тебе». Нужно захотеть быть верным… и дать другим возможность тоже этого захотеть самим.
Великое испытание
«…Не возможете служить Господу». (Иисуса Навина 24:19)
Полагаетесь ли вы хоть чуть-чуть на кого-то или что-то, кроме Бога? Не осталось ли в вас надежды на какое-то свое прирожденное качество характера, на какие-то обстоятельства? Не надеетесь ли вы хоть в чем-то на самого себя в том новом деле, к которому призывает вас Бог? Вот какими вопросами нужно «испытывать себя». Можно, конечно, сказать: «Я же не могу стать непорочным святым». Не можете, но можете принять решение позволить Христу сделать вас святым.»…Не возможете служить Господу», но можете быть там, где через вас будет изливаться всемогущая сила Божья. Достаточно ли расчищены завалы в ваших отношениях с Богом, чтобы вам ожидать, как Он явит в вас Свою чудную жизнь?
Нет, мы Господу будем служить» (Иис. Н. 24:21). Это не душевный порыв, это сознательное решение, влекущее за собой определенные обязательства. Вы скажете: «Но Бог никогда не мог бы призвать на это меня, я слишком недостоин, не может быть, чтобы речь шла обо мне». О вас, о вас она идет, и чем вы слабее и немощнее — тем лучше. Тому, у кого есть на что положиться, невероятно трудно даже задуматься о том, чтобы сказать: «Я Господу буду служить». Мы говорим: «Если бы я только мог поверить!» А дело-то не в том, чтобы «мог», а в том, чтобы захотел. И неудивительно, что Иисус Христос так сурово осуждает грех неверия.»И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13:58). Если бы мы действительно верили в то, что Бог все говорит всерьез, какими бы мы стали! Так дам ли я Богу стать для меня Тем, Кем Он обещает для меня стать?
Духовные бездельники
«Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего». (Евреям 10:24-25)
Мы все можем стать духовными бездельниками: нам не хочется ввязываться в борьбу, наша единственная цель — чтобы все было спокойно. В 10-й главе Послания к Евреям говорится о том, чтобы мы к чему-то поощряли друг друга и держались вместе. И то, и другое требует инициативы, инициативы в поиске того, что нужно Христу, а не того, что нужно нам. Ничто не может быть дальше от понимания духовности в изложении Иисуса Христа, чем жизнь уединенная, на покое, в глуши.
Наша духовность проходит испытание на прочность тогда, когда мы сталкиваемся с несправедливостью, подлостью, неблагодарностью и суетой. Все это может сделать из нас духовных бездельников. Мы даже в молитве и чтении Библии ищем успокоения, уединения. Мы используем Бога как средство обретения мира и покоя: нам не нужен Иисус Христос, нам нужно, чтобы Он нам что-то дал. И это первый шаг в неправильную сторону. Все, чего нам хочется, — это следствие, а мы из него пытаемся сделать причину.
Справедливым же почитаю… возбуждать вас напоминанием» (2 Пет. 1:13), — сказал Петр. Не очень-то приятно, конечно, если кто-то, у кого полно духовных сил, тебя «возбуждает», толкая в бок. Но если у кого-то полно сил, это еще не значит, что у него полно именно сил духовных: активность плотская прекрасно может маскироваться под активность духовную. Опасность духовной лени заключается в том, что мы не хотим, чтобы нас вообще кто-то расшевеливал, мы хотим слышать только о духовном уединении. Иисус Христос никогда не поддерживает идею духовного отдыха — «Пойдите, возвестите братьям Моим…» (Мф. 28:10).
Настоящий святой
«Чтобы познать Его…» (Филиппийцам 3:10)
Святой Божий должен стремиться не к тому, чтобы реализовать свой потенциал, а к тому, чтобы познать Иисуса Христа. Настоящий святой не верит, что все происходит по воле случая, и не делит свою жизнь на мирскую и духовную. Он смотрит на все обстоятельства, в которых оказывается, как на возможность еще лучше познать Иисуса Христа. Ради этого познания он бесповоротно отрекается от всего. Дух Святой помогает нам познать Иисуса Христа во всем в нашей жизни, и Он снова и снова будет возвращать нас в одно и то же место, пока мы Его не познаем именно там. Если же наша цель будет заключаться в том, чтобы реализовать себя, нашим богом станут дела. Дела могут быть разные: еда, питье, мытье ног ученикам, — но какое бы дело у нас ни стояло на повестке дня, нам нужно во что бы то ни стало стремиться и в нем познать Иисуса Христа. Все, с чем мы сталкиваемся в своей жизни, имеет свое соответствие в жизни Христа. Наш Господь помнил о Своей неразрывной связи с Отцом даже тогда, когда делал дела, кажущиеся другим недостойными Его: «Иисус, зная… что Он от Бога исшел и к Богу отходит… взяв полотенце… начал умывать ноги ученикам» (Ин. 13:3-5).
Цель настоящего святого в том, «чтобы познать Его». Познаю ли я Его там, где я сегодня нахожусь? Если нет, я Его подвожу. Ведь я сегодня там, где я есть, не для того, чтобы познать, на что способен я, а для того, чтобы познать Иисуса. Чаще всего в служении бывает так, что люди понимают: что-то нужно сделать и сделать это нужно именно мне. У настоящего святого такого понимания быть не должно, его цель — в любых обстоятельствах, в которых он окажется, еще лучше познать Иисуса Христа.
Духовное сообщество
«…Доколе все придем… в меру полного возраста Христова». (Ефесянам 4:13)
Бог хочет вернуть весь род людской к тем отношениям с Собой, которые Он людям и предназначал. Именно это Иисус Христос и сделал, принеся Себя в жертву за людей. И когда церковь больше всего начинает интересовать собственная структура, собственная организация, церковь перестает быть духовным сообществом людей. А замысел Иисуса Христа по возвращению рода людского в нормальные отношения с Богом подразумевает, что Христос должен являть Себя как в жизни каждого человека в отдельности, так и в жизни общества. Именно для этого Иисус Христос посылал апостолов и учителей — чтобы воплотить Себя в церкви, в сообществе людей. Мы на земле не для того, чтобы заниматься только своей личной духовной жизнью или наслаждаться духовным покоем, — мы здесь для того, чтобы явить Иисуса Христа так, чтобы созидалось Тело Христово.
А я созидаю Тело Христово или занимаюсь только духовным самосовершенствованием? Самое главное — это кто такой Иисус Христос для меня лично, делаю ли я все для того, «чтобы познать Его» (Флп. 3:10). Исполнить замысел Божий можно только в том случае, если полностью отдаться на Его волю. Как только я начинаю чего-то хотеть для себя лично, мои отношения с Богом нарушаются. И мне будет очень не по себе, когда я пойму, что стремился не к тому, чтобы явить людям Иисуса Христа, а к тому, чтобы явить им то, что Христос сделал для меня.
И цель моя — Сам Бог, не мир в душе
И не благословенья, только Бог.
Так на что я равняюсь — на это или на что-то меньшее?
Цена видения
«В год смерти царя Озии видел я Господа». (Исаия 6:1)
История жизни нашей души с Богом — это часто история «смерти героев». Снова и снова Богу приходится забирать от нас наших друзей, чтобы на их место поставить Себя. Но нам эти расставания даются нелегко — мы слабеем духом, впадаем в отчаяние и уныние. Спросите себя: «Что я сделал в год, когда умер человек, который для меня заменял Бога, — опустил руки? Заболел душой и телом? Или все-таки увидел Господа?»
Увидел ли я Бога, зависит от состояния моего характера. Характер откровения определяется характером человека. Прежде чем я смогу сказать: «…Видел я Господа», в моем характере должно появиться что-то соответственное Богу. Пока я не испытаю рождения свыше и не начну видеть Царствия Божия, я смогу видеть только то, что мне будут показывать мои предрассудки. Мне нужны хирургическая операция извне, с помощью внешних событий, и очищение изнутри. На первом месте у вас должен быть Бог, на втором — Бог и на третьем — Бог, пока вы не станете жить в постоянной неразрывной связи с Ним и никого другого не будете принимать в расчет. «Во всем мире нет никого, кроме Тебя, Боже мой, никого, кроме Тебя».
Не скупитесь, отдавайте все, что вам дорого. Пусть Бог увидит, что вы готовы жить соответственно видению.
Чем отвечать на плевки и удары
«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». (Матфея 5:39)
В этих словах ясно сказано, насколько унизительно быть христианином. Если человек плотской не отвечает ударом на удар, это просто потому, что он трус, если же ударом на удар не отвечает человек духовный, он являет в себе тем самым Сына Божьего. Если вас оскорбляют, вы должны не только не возмущаться, но и использовать это для того, чтобы явить людям Сына Божьего. Духу Христа подражать невозможно, Он или есть или Его нет. И для святого личное оскорбление становится возможностью показать другим, насколько невероятно кроток Господь Иисус.
Нагорная проповедь учит нас делать не то, что мы делать должны. Она нас учит делать то, чего мы никому не должны. Вы не должны идти с кем-то два поприща и обращать к бьющему вас другую щеку, но Христос говорит, что если мы Его ученики, мы всегда будем поступать именно так. Нам не должно и в голову приходить сказать: «Ну все, больше не могу, про меня говорят всякую чепуху и перевирают мои слова». Всякий раз, когда я вспоминаю о своих правах, я причиняю боль Сыну Божьему.А ведь могу наоборот — снять поношение с Христа, приняв удар на себя. Вот что значит «восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» (Кол. 1:24)! Ученик Христа понимает, что в его жизни речь идет о чести его Господа, а не о его собственной чести.
Никогда не ищите совершенства в других, но не прекращайте стремиться к совершенству в себе. Мы всегда ищем справедливости, а Нагорная проповедь учит нас: «Никогда не ищите справедливости для себя, но никогда не прекращайте поступать по справедливости с другими».
Дело духовной чести
«Я должен и Еллинам и варварам». (Римлянам 1:14)
Павел просто никак не мог забыть, чем он обязан Иисусу Христу, и, чтобы это подчеркнуть, он был готов на все. Источник невероятного вдохновения и активности Павла в том, что Он знал: он духовный должник Иисуса Христа. А чувствую ли я себя должником Христа в том, что касается каждой неспасенной души? Честь моей духовной жизни как святого Божьего в том, чтобы исполнить свой долг перед Христом по отношению к этим людям. Каждым мгновением своей жизни, которое хоть чего-то стоит, я обязан Искуплению Иисуса Христа. Так делаю ли я хоть что-нибудь, чтобы Христос мог явить реальность Своего Искупления в жизни других людей? Сделать я это смогу только в том случае, если мне о моем долге будет напоминать Дух Божий.
Мне не нужно стремиться выделиться среди других людей, стать повыше их, я призван быть рабом Господа Иисуса.»…Вы не свои» (1 Кор. 6:19). Павел полностью продался в рабство Иисусу Христу и говорит: «Я задолжал каждому человеку, живущему на земле, Евангелие Христово, и свободен я лишь для того, чтобы быть самым настоящим рабом». Такой станет жизнь человека после того, как он поймет, в чем заключается духовная честь. Перестаньте молиться о себе и живите ради других, как раб Христов. Именно так и можно на деле стать хлебом ломимым и вином изливаемым.
Знайте, что Бог все знает
«…Тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него». (Матфея 7:11)
Христос излагает правила поведения для тех, в ком есть Дух Его. В простых доводах этих слов Он призывает нас не забывать, что Бог абсолютно все держит под Своим контролем, а это для ученика Христа означает: нужно пребывать в состоянии полного доверия и непрестанно просить и искать.
Нужно постоянно помнить, что Бог действительно не покидает и не оставляет детей Своих. И если эта мысль у вас в разуме запечатлелась намертво, то, когда вы столкнетесь с трудностями, вспомнить, что Отец все обо всем знает, будет так же легко, как дышать! Это не будет составлять никакого труда, эта мысль будет появляться сама собой, как только вы попадете в какие-то испытания. Раньше вы обращались то к одному человеку, то к другому, а теперь мысль о том, что Бог все видит и знает, в вашем разуме сидит так прочно, что вы со всеми своими проблемами обращаетесь к Богу. Христос излагает правила поведения для тех, в ком есть Дух Его, и правила эти таковы: Бог — мой Отец, Он меня любит, Он никогда ничего не упустит из Своего внимания, так что мне незачем беспокоиться.
Бывает так, говорит Христос, что Бог по каким-то причинам не может рассеять тьму, но и тогда нужно Ему доверять. Иногда вам будет казаться, что Бог вам совсем не друг, но это не так, что Он совсем не Отец, но и это не так. Помните о том, что Бог видит и знает абсолютно все, и помните об этом все тверже, все сильнее. Ничего даже самого незначительного не может случиться, если нет на то воли Божьей, так что можно Богу полностью довериться. И молитва — это не только прошение, но и такой настрой разума, в атмосфере которого просить становится совершенно естественным делом.»Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7).
Чудо веры
«И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах…» (1-е Коринфянам 2:4)
Образование и ораторский дар у Павла были хоть куда.И он себе не цену набивает, а просто говорит, что, если бы, проповедуя Евангелие, он поражал людей тем, как у него подвешен язык, он скрывал бы от людей силу Божью. Вера во Христа — это чудо, которое может свершиться только благодаря Искуплению, а отнюдь не благодаря ораторскому искусству, уловкам и ухищрениям. Вера приходит исключительно по действию силы Божьей — и этой силе помогать не нужно. Искупление творит чудеса просто через проповедь Евангелия, личность проповедника чудотворной силы иметь не может. И для проповедника истинный пост не в отказе от пищи, а скорее в отказе от красноречия, от выразительности и хорошо поставленной дикции — от всего, что могло бы помешать проповеди Евангелия Божьего. Проповедник — это представитель Бога перед людьми, «…и как бы Сам Бог увещевает через нас…» (2 Кор. 5:20). Его миссия — нести людям Евангелие Божье. И если людям хочется стать лучше только под воздействием моего проповеднического дара, они никогда и близко не подойдут к Иисусу Христу. Все, что льстит мне самому в моей проповеди Евангелия, может довести меня в конце концов до того, что я предам Христа, потому что я буду мешать силе Его Искупления совершать чудеса свои.
«И когда Я вознесен буду… всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32).
Тайна веры
«Он сказал: кто Ты, Господи?» (Деяния 9:6)
Чудом Искупления Савл из Тарса в одну секунду превратился из убежденного и неумолимого фарисея в смиренного и преданного раба Господа Иисуса.
В том, что мы можем объяснить, ничего чудесного нет: то, что мы можем объяснить, подвластно нам. И поэтому для нас естественно искать всему объяснений. А вот быть послушным для человека неестественно, хотя и нельзя сказать, что всякое непослушание — обязательно грех. В послушании как таковом нет никакой добродетели, если в нем нет признания высшего авторитета того, кто ожидает от тебя послушания. Если один человек не повинуется другому, он от этого наоборот может стать свободнее. Если кто-то кому-то говорит: «Ты должен», «Ты обязан», он может сломить дух этого человека и сделать его непригодным для Бога. Послушание может сделать человека рабом, если за послушанием не стоит признание святого Бога Богом. Многие души начинают приближаться к Богу, именно сбрасывая с себя религиозное послушание, потому что у человеческого сердца может быть только один Хозяин — и это не религия, а Иисус Христос. Но горе мне, если, когда я увижу Его, я скажу: «Не буду». Христос никогда ни на чем не станет настаивать, но своими словами я начну подписывать смертный приговор Сыну Божьему в душе моей. И когда я предстану лицом к лицу перед Иисусом Христом и скажу: «Не буду», Он ни на чем настаивать не будет, но я сам откажусь от чудотворной силы Искупления Его, которая может меня возродить. Божьей благодати совершенно все равно, насколько я отвратителен, если я иду ко свету, но горе мне, если я от света отказываюсь (см. Ин. 3:19-21).
Власть над верующим
«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то». (Иоанна 13:13)
Наш Господь никогда не настаивает на Своем авторитете, Он никогда не говорит: «Ты должен». Он предоставляет нам совершенную свободу, и мы настолько свободны, что можем плюнуть Ему в лицо, как некоторые и сделали, настолько свободны, что можем осудить Его на смерть, как некоторые и сделали… и Он не скажет ни слова. Но как только во мне Искуплением Его будет сотворена жизнь Его, я сразу же признаю Его полное право на абсолютную власть над собой. Это власть моральная — «…Достоин Ты…» (Отк. 4:11). И только тот во мне, кто недостоин, отказывается поклониться Тому, Кто один достоин. Если, встречаясь с человеком, который более свят, чем я, я не признаю его достоинств и не повинуюсь тому, что исходит через него, это только подчеркнет, насколько же недостоин я сам. Бог нас как раз и воспитывает через людей, которые немного лучше, чем мы сами (не в смысле познания, а в смысле святости), пока мы не отдаемся во власть Самого Господа, и тогда вся наша жизнь становится олицетворением послушания Ему.
Если бы наш Господь настаивал на безоговорочном послушании Себе, Он превратился бы в надсмотрщика и потерял бы всякий авторитет. Но Он никогда на послушании не настаивает — мы сами беспрекословно повинуемся Ему, как только Он открывается нам. Он без проблем становится Господом, и мы с утра до вечера живем, восхищаясь Им. И от того, насколько я послушен Господу, зависит, что Он мне откроет о моем возрастании в благодати. Нам нужно вытащить из грязи, поднять оплеванное слово «послушание». Послушание возможно только между равными — это отношения между отцом и сыном, а не между хозяином и слугой. «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). «…хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евр. 5:8). Сын повиновался Отцу как Искупитель, не для того, чтобы быть Сыном, а потому, что Он Сыном был.
Без Бога никуда
«…Надеющиеся на Господа… пойдут — и не утомятся». (Исаия 40:31)
От хождения мы голову не потеряем, хождением проверяется, насколько мы можем положиться на свой характер. «Пойти и не утомиться» — высшее проявление силы. А когда в Библии говорится о «хождении», в ней говорится о характере — «И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий» (Ин. 1:36). В Библии нет ничего абстрактного, там все живое и реальное. Бог не говорит: «Будь духовным», Бог говорит: «Ходи предо Мною» (Быт. 17:1).
Когда мы физически или морально нездоровы, нам всегда хочется потрясений, восторгов. В сфере физической это приведет к тому, что мы будем пытаться симулировать действия Духа Святого; в сфере эмоциональной — к тому, что мы запутаемся в своих страстях и будем падать все ниже и ниже; а если нам будет хотеться восторгов в сфере духовной, если захочется парить в вышине, все кончится полным уничтожением всякой духовности.
Реальность Божьего присутствия не зависит от того, где мы находимся, она зависит только от нашей решимости всегда видеть перед собой Господа. Проблемы подступают к нам тогда, когда мы отказываемся исходить во всем из реальности Божьего присутствия. Мы сможем испытать то, о чем говорит псалмопевец, — «…Посему не убоимся, хотя бы…» — когда будем исходить из реальности — не из нашего осознания присутствия Божьего, а из Его реальности. И окажется, что Бог-то все время и был рядом с нами!
В критические моменты нужно просить водительства, но не нужно постоянно приговаривать: «О Господи, проведи меня здесь и вот здесь». Он и так проведет! Если те решения, которые мы принимаем, руководствуясь здравым смыслом, не угодны Ему, Он своего добьется и даст нам это понять, остановит на ложном пути. И тогда нам нужно будет успокоиться и ждать, куда направит нас присутствие Его.
Дверь в Царство
«Блаженны нищие духом». (Матфея 5:3)
Не нужно считать нашего Господа в первую очередь Учителем. Если Иисус всего лишь Учитель, то все, на что Он способен, — это подвергать меня танталовым мукам, ставя передо мной требования, достичь которых мне заведомо не дано. Что толку показывать мне идеал, к которому я не смогу даже приблизиться? Лучше мне о таком идеале вообще не знать, спокойнее будет. Что толку говорить мне, что я должен стать тем, кем мне не стать, — человеком с чистым сердцем, который делает то, чего никому не должен, который полностью предан Богу? Прежде чем учение Иисуса Христа будет иметь для меня какой-то смысл (кроме изложения идеала, приводящего к отчаянию), мне нужно познать Его как Спасителя. И когда я рождаюсь свыше от Духа Божьего, я знаю, что Иисус Христос пришел не только учить: Он пришел сделать меня таким, каким я могу стать по Его учению. Искупление означает, что Иисус Христос может вложить в любого человека тот Дух, который управлял Его собственной жизнью, а все требования, которые предъявляет Бог, подразумевают наличие именно такого Духа. Учение Нагорной проповеди человека плотского приводит к отчаянию — что и требовалось доказать Христу. И пока мы будем самонадеянно считать, что можем жить по учению нашего Господа, пока мы не сломим свое невежество на каком-нибудь препятствии и не будем готовы прийти к Христу нищими и принять Его дары, Бог не будет останавливать нас на ложном пути. «Блаженны нищие духом» — вот первый принцип в Царстве Божьем. Царство Иисуса Христа основано на нищете, а не на богатствах, на осознании полной беспомощности — «Я не могу за это даже и взяться!», а не на благих порывах. И тогда Иисус скажет: «Блаженны вы». Вот когда откроется дверь! Но сколько же нам нужно погубить времени, чтобы поверить, что мы бедны! Однако только осознав свою нищету, мы можем подойти к тому рубежу, за которым творит Иисус Христос.
Освящение
«Ибо воля Божия есть освящение ваше». (1-е Фессалоникийцам 4:3)
Со стороны смерти. В освящении Богу приходится иметь дело с нами и со стороны смерти, и со стороны жизни.(Многие из нас столько времени проводят в месте смерти, что мы приобретаем какой-то замогильный вид.) Перед освящением всегда происходит генеральное сражение, всегда какая-то сила тащит нас прочь от Иисуса Христа и Его «нелепых» требований. И когда Дух Божий начинает нам показывать, что такое освящение, начинается борьба — «…Если кто приходит ко Мне и не возненавидит… и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26).
Дух Божий в процессе освящения будет снимать с меня все, что я на себя напялил, пока я не останусь «самим собой», то есть не приду на место смерти. Готов ли я быть «самим собой» и никем больше — чтобы у меня не было ни друзей, ни отца, ни брата, ни каких-то собственных интересов — готов ли я, просто говоря, на смерть? Это непременное условие освящения. И неудивительно, что Иисус сказал: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Тут-то и начинается битва, тут-то так многие из нас и падают духом. Так отождествить себя со смертью Христа мы отказываемся. «Ведь это так сурово, — говорим мы. — Не может быть, чтобы Он хотел от меня этого». Но наш Господь действительно суров, и Он именно этого от нас и хочет.
Так готов ли я свести себя до уровня просто «себя», совлечь с себя все, что обо мне думают мои друзья, все, что о себе думаю я сам, и предать это простое ничем не прикрытое «я» Богу? Как только я это сделаю, Бог освятит меня во всей полноте, и я ни к чему не буду относиться всерьез, кроме как к Богу.
Если я буду молиться: «Господи, покажи мне, что для меня означает освящение», Он покажет. А означает оно, что я становлюсь единым целым с Христом. Иисус Христос не дарит мне освящения, это Он Сам делается для меня освящением (1 Кор. 1:30).
Освящение
«От Него и вы во Христе Иисусе,
Который сделался для нас… освящением…» (1-е Коринфянам 1:30)
Со стороны жизни. Тайна освящения заключается в том, что все совершенство, все достоинства Иисуса Христа нам передаются не постепенно, а в одно мгновение, в то самое, в которое я верой начинаю понимать, что освящением для меня стал Сам Христос. Освящение значит ни больше, ни меньше, чем то, что святость Христова явным образом становится моей святостью.
Главный и чудный секрет святости заключается не в подражании Христу, а в том, чтобы дать Ему возможность проявить Себя в моей смертной плоти. Освящение — это «Христос в вас» (Кол. 1:27). Мы верой принимаем Его чудесную жизнь как безвозмездный дар Божьей благодати. Так готов ли я к тому, чтобы Бог сделал для меня освящение настолько же реальным, насколько оно реально в Слове Его?
Освящение — это передача человеку святости Иисуса Христа. В каждой освященной душе и через нее проявляются Его терпение, Его любовь, Его святость, Его вера, Его чистота, Его праведность. При освящении мы получаем от Христа не силу на то, чтобы быть святыми, а саму святость, которая была явлена в Нем, а теперь Им явлена во мне. Освящение — это реальная передача, а не подражание. Подражание — это явление другого порядка. В Иисусе Христе верх всякого совершенства, и тайна освящения заключается в том, что все совершенство Иисуса Христа находится в моем распоряжении. Медленно, но верно жизнь моя обретает непередаваемую словами стройность, здравомыслие и святость. «…Силою Божиею… соблюдаемых…» (1 Пет. 1:5).
Мысли и дела
«…Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». (Матфея 5:20)
Ученик Христа отличается не тем, что он творит благие дела, а тем, что у него благие побуждения, потому что он сделался благим по сверхъестественной благодати Божьей. Выше благих дел может быть только благая жизнь. Иисус Христос пришел для того, чтобы дать любому человеку, который того захочет, новую наследственность, которая превзойдет праведность книжников и фарисеев. Иисус говорит: «Если ты Мой ученик, ты должен не только поступать правильно — у тебя должны быть правильные побуждения, правильные мечты, правильными должны быть самые сокровенные твои мысли. Побуждения твои должны быть настолько чисты, чтобы Всемогущему Богу не приходилось в них ничего подвергать осуждению. Но кто может предстать в Вечном Свете Божьем и не быть подвергнутым осуждению? Лишь Сын Божий. И Христос говорит нам, что Своим Искуплением Он может вложить в любого человека Дух Свой и сделать его чистым и по-детски бесхитростным. Чистоты, которой требует от меня Бог, достичь мне можно лишь в том случае, если меня переделать изнутри. И Христос Своим Искуплением именно это и взялся сделать.
Никто не может очиститься соблюдением законов. Иисус Христос не дает нам никаких правил и уставов, Его учение — это истины, которые можно истолковать только тем Духом, который нам дает Он. Спасение, которое дарует Иисус Христос, чудесно тем, что Христос изменяет нашу наследственность. Он изменяет не человеческую природу, Он изменяет то, что ею движет.
А блажен ли я?
«Блаженны…» (Матфея 5:3-11)
Когда мы впервые читаем эти слова Христа, они кажутся чудесно простыми и совсем не страшными и тихо-мирно оседают где-то у нас в подсознании. Заповеди блаженства кажутся, например, просто душеспасительными и красивыми «полезными советами» для тех, кто «не от мира сего» и не может найти себе дела, но в нашем суровом и суетном мире толку мы в них не видим. Но вскоре мы обнаруживаем, что в этих заповедях блаженства скрыта невероятная сила Духа Святого, которая может произвести взрыв огромной мощности. А взрываются заповеди тогда, когда с нами что-то случается. И тогда Дух Святой напоминает нам одну из заповедей, и мы говорим: «Какие слова!», и стоим перед выбором — дать Духу Святому перевернуть все в нашей жизни вверх тормашками или нет, послушаться заповеди или нет. Так действует Дух Божий. Для того чтобы начать жить по букве Нагорной проповеди, нам не нужно рождаться свыше. Буквальное толкование Нагорной проповеди — это детская игра, когда же за толкование берется Дух Божий и применяет слова Господа нашего к нашим конкретным обстоятельствам, начинается тяжкий труд святого.
Учение Христа никак не соизмеряется с нашими привычными взглядами на жизнь и вначале вызывает у нас чувство явного дискомфорта. Нам нужно понемногу учиться делам и словам, которые соответствовали бы заповедям Иисуса Христа в применении к нашим обстоятельствам (это дело Духа Святого). Нагорная проповедь — это не набор правил и уставов. В ней говорится, какой жизнью мы будем жить, когда Дух Святой сможет проявить Себя в нас.
Настоящая чистота
«…Из сердца исходят…» (Матфея 15:19)
Мы начинаем с того, что доверяем своему невежеству и называем это невинностью, доверяем своей невинности и называем это чистотой, а, услышав эти суровые слова Господа нашего, мы поеживаемся и говорим: «Но ведь всего этого ужаса в сердце моем отродясь не бывало». Нас возмущает то, что открывает нам Иисус Христос. Но Иисус Христос или имеет полную власть над сердцем человека, или на Него не стоит обращать никакого внимания. Готов ли я довериться Его проницательности, Его пониманию моего сердца, или считаю, что мне будет лучше в моем невинном невежестве? Если я буду сам объявлять себя невиновным, я скорей всего дойду то того, что однажды очнусь, с содроганием пойму, что Иисус Христос говорил чистую правду, и ужаснусь, увидев, на какое зло я способен. Пока я буду оставаться под покровом невинности,я буду жить в раю для глупцов. Если я еще никогда не проявлял во всей красе своей низости и порочности — причина этого в смеси трусости и «цивилизованности», но, когда я предстану перед Господом в наготе своей, я пойму, что Иисус Христос поставил мне верный диагноз.
Единственное спасение мое — в Искуплении Иисуса Христа. Если я отдамся Ему, все мои порочные и ужасные наклонности могут быть навечно погребены в моем сердце. Чистота во мне сокрыта где-то очень глубоко, и мне ее своими силами не достать, но, когда приходит Дух Святой, Он приносит в самый центр моей сущности тот самый Дух, Который являл Себя в жизни Иисуса Христа, то есть Дух поистине Святой, непорочно чистый.
Как узнать?
«…Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении…» (Иоанна 7:17)
Золотое правило духовного разумения: мы понимаем не разумом, а послушанием. Если человеку нужны научные познания, ему нужно полагаться на пытливость ума, если же ему хочется понять, чему учит Иисус Христос, ему нужно только послушание. Если смысл каких-то вещей для меня сокрыт во мраке, можно не сомневаться, что где-то в чем-то я непослушен. Завесу мрака на пути разума ставит невежество, духовная тьма наступает по причине нежелания быть послушным.
Никто никогда не получает от Бога ни одного слова откровения без того, чтобы сразу же не быть испытанным этим словом. Мы не повинуемся Богу, а потом удивляемся, почему мы не растем духовно. «Если, когда ты придешь к жертвеннику, — говорит Христос, — там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя… не говори Мне больше ни слова, а сначала пойди и разберись с братом» (ср. Мф. 5:23-24). Учение Христа нас застает там, где мы находимся именно в эту минуту. Никакой обман, никакое притворство ни на одну секунду нам не сойдут с рук. Христос нас учит во всем вплоть до мелочей. Дух Божий не дает послаблений духу самооправдания и открывает нам глаза на то, о чем раньше мы бы и не подозревали.
Когда Христос словом Своим что-то вам открывает, не делайте вид, что вы не расслышали. Прикинетесь, что туговаты на ухо, — станете святошами-обманщиками, святошами-лицемерами. Будьте особенно внимательны ко всему тому, на что вы обычно пожимаете плечами, и тогда поймете, почему вы топчетесь на одном и том же месте в духовном смысле. Сначала нужно тронуться с места — и пусть вас считают фанатиками, но вам обязательно нужно сделать то, чего ожидает от вас Бог.
Что после послушания?
«И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону…» (Марка 6:45)
Мы склонны считать, что если Иисус Христос нас к чему-то призывает и мы Его слушаемся, то Он приведет нас к великим успехам. Но нам никогда не стоит выдавать свои мечты об успехе за Божью для нас цель: цель Его может заключаться совсем не в том, что мы считаем успехом. Нам представляется, что Бог нас ведет к какой-то желанной для нас цели, а Он нас туда совсем не ведет, и достижение какой-то промежуточной цели оказывается просто ничего не значащим эпизодом. И оказывается, что целью Бог называет то, что мы называем процессом.
Такой бы мне ни представлялась в моих мечтах цель Божья, цель Божья на самом деле в том, чтобы я прямо сейчас полагался на Него и Его силу. Если я смогу сохранить спокойствие и безмятежность в самой гуще неблагоприятных событий и треволнений, именно в этом и будет состоять конечная цель Божья. Бог не стремится к какому-то конкретному финишу, Его цель — сам процесс, Он хочет, чтобы я видел, как Он идет по волнам там, где не видно берегов. Нет намека ни на какой успех, нет целей, а просто есть абсолютная уверенность, что все в порядке, потому что я вижу, как Христос идет по воде. Бога славит не цель, а процесс.
Бог готовит людей к делам сегодняшним, а не завтрашним. Цели у него тоже сегодняшние, сиюминутные, а не завтрашние, перспективные. К чему приведет наше послушание, не наша забота: как только мы начинаем думать о последствиях, мы начинаем ошибаться. То, что люди называют подготовкой к великим делам, Бог как раз и называет великими делами.
Божья цель в том, чтобы помочь мне увидеть, что Он может прямо сейчас войти в путаницу и неразбериху моей жизни. Если мы ставим какую-то цель в будущем, мы мало внимания обращаем на настоящее, а если поймем, что цель наша — послушание, каждое мгновение станет для нас бесценным.
Что вам видно в облаках?
«Се, грядет с облаками…» (Откровение 1:7)
В Библии облака всегда связаны с Богом. Облака — это те беды, страдания или несчастья, что выпадают на нашу или на чью-то еще долю и будто бы намекают на то, что Бог не всем управляет. Именно с помощью этих облаков Дух Божий учит нас ходить верой. Если бы не было облаков, не было бы у нас и веры. Облака — это пыль от ног Отца нашего (ср. Наум. 1:3). Облака свидетельствуют, что Он никуда не исчез. Как же чудесно знать, что горести, потери и страдания — это облака, которые просто сопровождают Бога! Бог не может приблизиться к нам без облаков: во всем блеске Своего сияния к нам Он не приходит.
Неверно было бы сказать, что Бог хочет испытаниями, нам посылаемыми, нас чему-то научить. Все как раз наоборот — каждым облаком, которое Он нам посылает, Бог хочет нас от чего-то отучить. И посылает Он облако для того, чтобы вера наша становилась все проще, пока наше к Нему отношение не станет отношением ребенка. И останутся Бог и моя душа, а другие люди уйдут в тень. Но пока они уйдут в тень, мне снова и снова придется проходить сквозь облака и тьму. Становятся ли отношения между мною и Богом проще, чем когда-либо раньше?
Между чудными и неисповедимыми делами Господними и нашим познанием Его существует связь, и нам нужно научиться истолковывать тайны жизни в свете своего познания Бога. А если мы не можем взглянуть в лицо самым мрачным, самым черным фактам, ни на иоту не сомневаясь в святости и праведности Божьей, мы еще Бога не знаем.
И устрашились, когда вошли в облако…» (Лк. 9:34). Есть ли в вашем облаке кто-то, «кроме одного Иисуса» (Мк. 9:8)? Если есть, ждите, станет еще темнее. Нужно дойти туда, где бы мы «никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» (Мк. 9:8).
Чему учит крушение иллюзий
«Но Сам Иисус не вверял Себя им… ибо Сам знал, чтo в человеке». (Иоанна 2:24-25)
Если рушатся наши иллюзии, это значит, что мы освобождаемся от ложных представлений. Но, освободившись от ложных представлений, можно стать циником, можно ожесточиться по отношению к другим людям. Если же иллюзии наши рушит Бог, мы начинаем видеть людей такими, какие они есть, но циниками не становимся и не говорим людям язвительных, горьких для них слов. Наоборот, часто причиной жестокости становятся именно наши иллюзии. Мы не воспринимаем друг друга как факт, мы воспринимаем друг друга как продолжение своих идей. Нам представляется, что человек может быть или расчудесным и распрекрасным, или наиподлейшим и наигнуснейшим. Третьего не дано.
И сколько людей страдает от того, что они не хотят расстаться с иллюзиями. А происходит вот что: если мы любим человека и не любим Бога, мы требуем от человека абсолютного совершенства и полной непорочности. Если же этого в нем не находим, мы становимся жестокими и мстительными и требуем от человека того, чего он (или она) дать просто не могут. Есть лишь одно Существо, Которое может утолить бездонную тоску сердца человеческого, и это Существо — Господь наш Иисус Христос. И наш Господь, как нам кажется, уж слишком сурово относится ко всем людям сразу. Но это потому, что Он знает: всякие отношения, основанные не на верности Ему, приведут к краху. Наш Господь не доверял ни одному человеку, но никогда не относился к людям с подозрением или с раздражением. Доверие Господа нашего Богу и тому, что Его благодать могла сделать для любого человека, были настолько совершенны, что Он ни в ком не разочаровывался. И если мы доверяем людям, кончится дело тем, что мы разочаруемся во всех.
Пока вы не станете Ему принадлежать всецело
«…Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». (Иакова 1:4)
Многие из нас в главном смотрятся неплохо, но кое в чем на нас лучше не смотреть. И это вопрос не столько греха, сколько остатков плотской жизни, которые нас и делают неряхами. А неряшливость — оскорбление Духа Святого. И неряшливо нельзя ни есть, ни пить, ни поклоняться Богу.
Правильным должно быть не только наше отношение к Богу, правильным должно быть и внешнее выражение этого отношения. Бог ничего никогда не упускает из внимания, Он каждую мелочь рассматривает очень внимательно. И у Бога достаточно способов снова и снова обращать наше внимание на один и тот же вопрос. Он не устает к нему постоянно возвращаться, пока мы не затвердим урок, потому что Бог делает все на совесть, основательно и качественно. Дело может касаться нашей вспыльчивости, и Бог опять и опять с настойчивостью и терпением будет твердить нам об одном и том же. Он может взяться за нашу страсть к праздным мечтам или за бунтарскую непокорность никому и ничему. Бог берет что-то одно, в чем мы явно сбились с пути, и неустанно твердит нам, как быть должно.
Мы с вами последнее время размышляли на наших занятиях о чудном откровении Искупления Божьего, и сердца наши перед Богом совершенны — мы знаем благодаря чудному действию Его в нас, что в главном мы перед Ним безупречны. «А теперь, — говорит Дух устами святого Иакова, — пусть терпение ваше имеет совершенное действие». Не расслабляйтесь и не говорите: «Ну, на сегодня хватит и этого». Бог будет нам неустанно показывать всякий наш огрех, пока мы не станем принадлежать Ему всецело.
Еще кое-что о путях Его
«И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их». (Матфея 11:1)
Он приходит туда, откуда вам заповедует уйти. Если Бог вас куда-то отправил, а вы остались дома, потому что вас слишком уж заботила судьба близких вам людей, вы своим непослушанием лишили этих людей возможности слышать учение и проповедь Самого Иисуса Христа. Если вы послушались Христа и все доверили Богу, Господь Сам пошел проповедовать в ваш город. Не послушались — помешали Ему. Немедленно прекратите все споры и ни в коем случае не противопоставляйте то, что вы называете «долгом», заповедям Господа вашего. «Я знаю, что Он меня туда отправил, но мой долг был остаться здесь…» Значит, вы не верите, что Христос говорит всерьез.
Он учит там, где нам учить не советует. «Наставник!.. Сделаем три кущи» (Лк. 9:33). Не берем ли мы на себя в жизни других людей роль промысла Божьего? Не слишком ли шумим, растолковывая людям, что Бог к ним и близко подойти не может? Нам нужно держать язык за зубами и не дремать духом. Бог хочет нам показать Сына Своего, Он хочет наши молитвы превратить в восхождение на гору Преображения, но мы Ему этого не позволяем сделать. Когда мы уверены, что знаем, как именно будет действовать Бог, Он никогда именно так поступать как раз и не будет.
Он трудится там, куда нас посылает ждать. «…Вы же оставайтесь… доколе не…» (Лк. 24:49). Ждите Бога — и Он совершит то, что нужно. Только не нужно ждать, насупившись духовно из-за того, что вам не видно впереди ни зги! Не держат ли нас на крючке наши собственные духовные истерики? Если держат, Бога мы ждать не сможем. Ждать — это не значит сидеть сложа руки, ждать — значит учиться делать то, что тебе сказано.
Все эти этапы Его путей мы редко распознаем.