Библиотека soteria.ru
Введение в Библию
Райнер Вагнер
Дата публикации: 10.04.15 Просмотров: 25709 Все тексты автора Райнер Вагнер
12. Книга Руфь
Краткое введение
Автор: |
неизвестен. |
Время: |
в конце периода судей. |
Содержание: |
моавитянка Руфь приходит к народу израильскому. |
Особенность: |
Бог показывает, что Он является не национальным Богом, но Богом всего человечества. |
1. Предварительные замечания
Книга Руфь рассказывает историю исключительной верности и любви. С одной стороны, это верность невестки по отношению к свекрови; с другой стороны, это любовь богатого землевладельца к бедной вдове. Эта история происходит в эпоху судей, т. е. в те годы, когда Израиль пребывал в состоянии анархии и народ постоянно впадал в идолопоклонство.
Книга Руфь подчеркивает нечто противоположное. Она сообщает об отдельных богобоязненных личностях, которые в период судей соблюдали заповеди Божьи и строили свою жизнь согласно закону Божьему.
Особое место в книге занимает моавитянка Руфь, т. е. язычница, которая, в противоположность впадающим в идолопоклонство израильтянам, обращается к Богу Израилеву и становится членом народа Божьего.
В этой книге обращает на себя внимание то, что Бог действует невидимо. Если люди соблюдают закон Божий и живут в соответствии с Его заповедями, Бог может помочь и облегчить жизнь. Здесь на переднем плане люди, оказывающие помощь, однако в действительности помощь приходит от Бога.
Пример: Вооз разрешает Руфи собирать колосья, чтобы получить пропитание на день, исполняя при этом закон (Лев.19:9-10). Благодаря этому поступку Вооза Бог обеспечивает Руфь и Ноеминь «насущным хлебом».
A. Место книги в еврейском богослужении
Книга Руфь относится к «мегилот», куда входят пять книг (Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст и Есфирь), которые читались в храме, а сегодня читаются в синагогах по определенным праздникам. Книга Руфь читается на Праздник жатвы.
Б. Социальное законодательство для вдов
Вдовы у всех народов Древнего Востока являлись неимущими членами общества и полностью зависели от милостыни и даяний других людей. Бог в законе, данном Им Своему народу, заповедал особую заботу о бедных — вдовах, сиротах, нищих (Исх.22:22; Втор.10:18; 27:19; Пс.145:9 и др.). В законе предусмотрено также, чтобы вдовы, сироты, пришельцы (т. е. бедные) не голодали, но могли обеспечить себя пропитанием, собирая колосья на поле (см. выше и ср. также Втор.24:19). Владелец поля обязан был обеспечить беднякам такую возможность. Вооз выполняет этот долг, показывая тем самым свою верность закону Божьему и свою веру в Бога. Но он делает даже больше: он велит своим слугам брать колосья из снопов и оставлять их на поле для Руфи.
B. Родственный брак
Брак с родственником был предусмотрен для бездетных вдов. Чтобы обеспечить потомство умершему мужу, его брат должен был жениться на вдове и иметь от нее детей. Первый сын от этого брака наследует также и землю умершего, и поэтому земля остается во владении этой семьи. Таким образом гарантировалось, что род не вымрет (Втор.25:5-6).
Вооз не был ближайшим родственником и потому не был обязан жениться на Руфи. Он должен был уважить преимущественное право более близкого родственника. Отказ от женитьбы на вдове брата был в то же время и правом, которым, однако, можно было воспользоваться лишь в том случае, если вдова и обязанный жениться на ней родственник приходили к согласию в этом вопросе.
2. Тема книги
Эта книга наглядно показывает, что Бог и в период ВЗ не связан только с определенным народом, но Его милосердие простирается на все человечество.
Моавитянка Руфь хранит верность своей свекрови и, таким образом, приходит к живому Богу и Его народу. Она — как до нее блудница Раав из Иерихона, — будучи язычницей, занимает место в истории спасения. Обе они входят в родословие Иисуса. Во времена отпадения от Бога и всевозрастающего идолопоклонства всегда есть отдельные люди, которые хранят веру в Яхве и соблюдают Его закон. В книге Руфь ясно видно, что Бог благословляет эту верность и может помочь, если Его народ проявляет послушание Его заповедям.
Яхве является Богом также вдов и сирот. Он не покидает их в беде, исполняя Свои обетования (Втор.10:18; Пс.67:6).
3. Период времени
Можно исходить из того, что описанные в книге события происходили примерно в 1100 г. до Р.X. Книга охватывает период времени примерно в 10-12 лет (1:4).
Эта история произошла в период духовного упадка Израиля. 15 эпоху судей Бог иногда наказывал Свой народ также и голодом (ср. Суд.6:4).
Духовный упадок проявляется, например, в том, что свекор Руфи, Елимелех, во время голода покидает обетованную землю и переселяется к язычникам (1:2). Сыновья Елимелеха, Махлон и Хилеон, взяли себе жен из язычниц — Орфу и Руфь, что иудеям, согласно закону Божьему, не разрешалось делать. Что в эпоху судей в Израиле были и духовные личности, видно в книге Руфь на примере Вооза.
4. Авторство
Ни в самой книге Руфь, ни в какой-либо другой части Библии автор не назван. Он остается неизвестным. Талмуд указывает на Самуила.
С уверенностью можно сказать, что книга написана в конце периода судей (1:1). Давид уже должен был быть известной личностью (4:22).
Этот рассказ — не легенда, как утверждают либеральные критики Библии. Израильтяне, обладающие национальной гордостью и всегда считавшие себя избранным народом, не нашли бы никакого смысла в том, чтобы превозносить язычницу Руфь, как это видно в книге.
Историческая достоверность книги подтверждается также и в НЗ.
5. Ключевое слово
Выкуп.
6. Ключевой стих
«…Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (Руфь, 1:16).
7. Деление текста
1. Елимелех и его семья |
1:1-5 |
Бегство на чужбину |
1:1 |
Жизнь на чужбине |
1:2 |
Смерть на чужбине |
1:3-5 |
2. Ноеминь и ее невестки |
1:6-22 |
Разлука с Орфой |
1:6-15 |
Возвращение с Руфью |
1:16-22 |
3. Вооз и Руфь |
2 и 3 |
4. Женитьба |
4:1-17 |
5. Родословная Давида |
4:18-22 |
8. Символика
• Руфь — верная, моавитянка, которая, согласно закону, была исключена из народа Божьего (Втор.23:3), посредством благодати получает доступ к этому народу. В то же время она является примером для всех, кто оставляет свою прежнюю жизнь, чтобы принадлежать Иисусу (ср. Кол.2:9-10).
• Символически можно сказать, что Орфа мирская, ее сердце принадлежит ее стране и ее идолам (ср. 2Тим.4:10).
• Ноеминь — отпавшая и возвратившаяся — символизирует тех, кто оставляет своего Бога, но после тяжелых страданий снова возвращается к Нему.
• Вооз является символом небесного Жениха, Который берет к Себе искупленную.
Вопросы по уроку 12;
1. О чем говорят действия Елимелеха в связи с голодом в Вифлееме?
2. Почему именно книга Руфь читается в день Пятидесятницы в качестве литургической книги?
3. Какую истину открывает книга Руфь о Божьих намерениях в отношении язычников?
4. Что делает вероятным предположение, что Руфь жила в 1100 г. до Р.Х.?
5. Когда примерно было закончено составление книги Руфь? Обоснуйте эту дату.