Библиотека soteria.ru
Введение в Библию
Райнер Вагнер
Дата публикации: 10.04.15 Просмотров: 25709 Все тексты автора Райнер Вагнер
21. Книга Иов
Краткое введение
Автор: |
не установлен. |
Время: |
вероятно, период патриархов (до 1500 г. до Р.X.). |
Содержание: |
история страданий благочестивого Иова, их духовный смысл и неверная оценка этих страданий друзьями Иова. |
1. Предварительные замечания
Книгой Иов начинаются в ВЗ учительные книги. В некоторых новых переводах Библии они также названы поэтическими книгами. К их числу принадлежат книги от Иова до Песни песней Соломона.
Название книги
Название является также именем главного героя книги: Иов.
Это имя происходит от еврейского корня аиав — «ненавидеть», «нападать» или «вражда».
Иов был ненавидим сатаной и испытывал нападки с его стороны.
Место книги Иов во времена Иисуса
Во времена Иисуса книга Иов принадлежала к кетубим («писания»), Правда, к кетубим принадлежали и такие исторические, написанные после пленения, книги, как Книга пророка Даниила (она считалась поэтической книгой, а не, как у нас, пророческой), Ездры,Неемии и Паралипоменон (неясно, действительно ли книги Паралипоменон были полностью написаны после пленения; см. урок 17, раздел 4).
Кроме того, к кетубим причислялись книги мегилот — «свитки». Некоторые знатоки ВЗ считают древнее деление более разумным, чем наше сегодняшнее.
Экскурс. По мнению известнейшего в настоящее время немецкого знатока ВЗ Клауса Вестермана, еврейское деление лучше и разумнее нашего традиционного деления Ветхого Завета.
Вестерман считает, что ветхозаветные учительные книги в Библии занимают особое место. Для них, хотя новозаветные послания тоже названы учительными книгами, в НЗ нет параллелей по содержанию.
По мнению Вестермана, Тора, будучи основополагающим трудом, имеет свое соответствие в четырех Евангелиях.
Деление небиим (ветхозаветные пророки) на небиим ришоним (ветхозаветные исторические книги) и небиим ахароним (ветхозаветные пророки) соответствует, по мнению Вестермана, новозаветному делению на дела апостолов (Деяния апостолов) и послания апостолов (новозаветные послания).
Книги мудрости, как еще называют ветхозаветные учительные книги, не имеют новозаветного эквивалента.
Тора в ВЗ (основополагающие дела) — Евангелия в НЗ.
Небиим ришоним (история Израиля) — Деяния апостолов.
Небиим ахароним (пророки) — послания апостолов.
Литература мудрости — без аналога в НЗ.
Высокая оценка книги
Книга Иов, в силу ее душепопечительского тона и содержания, с давних времен пользовалась большим уважением. Лютер писал о пей: «Язык этой книги так пленителен и прекрасен, как ни в одной другой книге Священного Писания».
Поэт Теннисон называл ее «самой величественной поэмой как древней, так и современной литературы».
2. Тема книги
Главной темой книги является вопрос о смысле страданий.
Этот, поднимаемый также и в Псалмах (особенно Пс.72), вопрос часто становится нелегким искушением. Почему благочестивый человек должен страдать, а нечестивый остается без наказания, хотя и заслужил его?
Теологические ответы
• В книге Иов однозначно показано, что страдания не всегда являются наказанием. (В период ВЗ в древневосточных культурных кругах такое мнение являлось общепринятым.) Они могут иметь очистительный характер (мнение Елифаза) или быть испытанием (содержание пролога и эпилога). В НЗ эта мысль продолжена Петром (1Пет.1:6-7).
• Книга показывает, что смысл страданий — в очищении и воспитании. Но это, в конечном счете, не окончательный ответ. Окончательный ответ невозможно найти в рамках нашего разума, он ощущается сердцем: «Теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов, 42:5).
• Наши страдания происходят под влиянием невидимого мира.
• Не Бог посылает страдание, а сатана, правда, по Божьему допущению и в установленных Богом границах. Если в ВЗ вопрос часто стоял так: «Как может человек быть благочестивым, если он страдает?» — а понимание страдания как Божьего наказания неизбежно вело к выводу о грехе, то в НЗ этот вопрос звучит иначе: «Как может человек преобразиться в образ Иисуса без страданий?» (Ответ: это невозможно! Ср. Рим.8:17; Флп.3:10 и др.). Лютер отсутствие испытаний и страданий рассматривает как признак неправильного отношения к Иисусу. Он считает, что человек без страданий не может быть «бельмом на глазу дьявола» и потому не может принадлежать Царству Божьему.
ПОМНИ: страдание, которое в НЗ имеется в виду в вышеприведенном контексте, является страданием христианина за Христа.
Принцип ВЗ: Бог благословляет земными благами благочестивого человека, который в послушании служит Ему (ср. Втор.28). Протест Иова и его борьбу с Богом следует рассматривать с этих позиций.
3. Иов и его время
Историчность личности Иова
Либеральная теология это оспаривает. Она видит в нем лишь поэтический образ. Однако Писание свидетельствует о нем как об исторической личности: книга описывает историческое событие, называет места и имена; Иезекииль упоминает Иова наряду со своим современником Даниилом и праотцом Ноем (Иез.14:14); Иаков приводит его в качестве примера как терпеливого человека (Иак.5:11).
Время написания
Хотя мы и не можем определить точное время написания книги, однако есть много признаков, что книга Иов является древнейшей книгой Библии, возможно, даже самой древней в мире сохранившейся книгой. По крайней мере, предание об Иове уходит во времена патриархов.
В пользу этого имеется ряд свидетельств в самом тексте.
Названия земель Уц и Вуз (Иов, 1:1; 32:6) ведут в селения двух потомков Нахора (Быт.22:21).
Названия местностей и собственные имена:
|
Книга Иов |
Бытие |
Уц |
1:1 |
10:23 |
Сава (Шева) |
1:15 |
10:28 |
Халдея |
1:17 |
11:31 |
Елифаз |
2:11 |
36:15 |
Шуах[3] |
2:11 |
25:2 |
Богатством Иов напоминает Авраама (Быт.13:2), его долголетие (Иов, 42:16) обычно для патриархов.
Так как в книге не упомянуты исход из Египта и израильский народ, она, скорее всего, была написана до Моисея.
Имя Яхве упоминается лишь в главе 12 (ст. 9). Обычно употребляется имя Элохим. Это имя было хорошо знакомо патриархам (ср. Быт.17:1; Исх.6:3).
Денежная монета — кесита (Иов, 42:11) — упоминается в истории Иакова (Быт.33:19).
Иов несет за свою семью первосвященническое служение (Иов, 1:5), что после исхода израильтян было разрешено только семье Аарона. Роберт Ли считает: «Елифаз был потомком старшего сына Исава, которого тоже звали Елифаз и у которого был сын по имени Феман (Быт.36:10-11)».
Письмо на камне указывает на то, что папирус еще не был в ходу (Иов, 19:24).
Имя Иов во II, дохристианском, тысячелетии было обычным западносемитским именем. Оно встречается в египетском тексте о князе из местности около Дамаска. В текстах Амарны (XIV в. до Р.X.) упоминается князь Иов из Пеллы.
Все указывает на то, что Иов, будучи современником патриархов, жил в начале II тысячелетия до Р.X. Он принадлежал к числу богобоязненных людей периода патриархов. Некоторых из них Библия называет по имени, например, священника и царя Салима — Мелхиседека.
4. Авторство
Так как книга не называет автора, вопрос этот является спорным. Предположения простираются от времен патриархов до времени после вавилонского пленения. В зависимости от этого, книга была написана либо современником Иова, либо же позднее устное предание об Иове было облечено в поэтическую форму. За исключением обрамляющих стихов, книга написана в стихотворной форме.
Некоторые толкователи, например, Роберт Ли, предполагают, отчасти на основании речи Елиуя, поданной от первого лица (32:16), что автором является Елиуй. Правда, и Ли считает, что обрамляющие стихи (гл. 1-2; 42:7 и далее) могли быть написаны другим автором.
Еврейское предание, как и Талмуд, считает, что автором был Моисей.
Есть также мнение, что книга восходит к устно передаваемой действительной истории, которая была записана много позже. Эти исследователи относят книгу к периоду расцвета еврейской поэзии при Давиде и Соломоне (Псалмы, Екклесиаст, Песнь песней).
Другие специалисты относят книгу к эпохе Езекии (VIII век). Это время древнееврейского классицизма (Амос, Осия, Михей, Исаия).
Так как в книге встречается слово «сатана», ее часто относят к периоду после изгнания. Считается, что это слово языческого (персидского) происхождения (ср. Зах.3:1-3; 1Пар.21:1).
В пользу авторства Иова говорят подробности в длинных диалогах, которые дают повод считать автора очевидцем. После своего восстановления Иов жил еще 140 лет, и у него было достаточно времени, чтобы в поэтической форме описать свои переживания.
5. Подлинность книги и основные пункты библейской критики
Мы уже установили, что Иов является исторической личностью. Несмотря на это, либеральные теологи ставят этот факт под сомнение. Пункты библейской критики следующие:
• Книга Иов является сказанием. К этому сказанию позже были сделаны добавления, например, речь Елиуя (гл. 32-37).
• Книга Иов опирается на египетские источники.
Критики считают, что евреи не могли написать диалоги на тему справедливости Бога. (При этом они упускают из виду, что вопрос о Божьем всемогуществе и Его справедливости перед лицом страданий встречается также в Пс.72 и в других местах Писания.) Но в египетской литературе эта проблематика и подобные диалоги были обычным явлением.
Критики едины в том, что книга Иов основана на языческой легенде.
Ставится под сомнение также и единство книги. Особенно оспариваются речи Елиуя (гл. 32-37) и гл. 27-28.
Следует заметить, что данная критика основана лишь на гипотезах отдельных теологов.
Для нас подлинность книги однозначно подтверждается свидетельствами Иез.14:14 и Иак.5:11.
6. Ключевое слово
Страдания.
7. Ключевой стих
«…Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?..» (Иов, 2:10).
8. Содержание и структура
На одном из небесных собраний благочестивый Иов был обвинен сатаной в том, что он верен Богу, потому что у него все хорошо. Бог позволяет сатане испытать стойкость и веру Иова посредством страданий.
Но и после того как Иов в первых четырех испытаниях потерял детей и все имущество, он остается верным Богу.
На следующем небесном собрании сатана утверждает, что Иов верен Богу лишь до того времени, пока испытания не коснутся его здоровья и жизни. Бог позволяет сатане коснуться здоровья Иова (но не жизни). Теперь Иов, потеряв все, сидит, покрытый язвами, на пепелище своего сожженного дома. Его жена побуждает его к самоубийству и к хуле на Бога. Но он остается верным Богу.
Три его друга — Елифаз феманитянин, Вилдад савхеянин и Софар наамитянин — узнали о постигших его несчастьях. Они идут к нему, чтобы «сетовать с ним и утешать его» (2:11). Вероятно, молодой Елиуй, сын Варахиилов, вузитянин, сопровождает их. Увидев Иова, они в скорби раздирают свои одежды, плачут и сидят с Иовом молча семь дней.
После этого Иов начинает изливать свою скорбь, проклиная день своего рождения. И тогда начинается диалог, во время которого каждый из друзей Иова хочет объяснить причину его страданий. В конечном итоге друзья заключают, что Иов в чем-то виноват, иначе ему не пришлось бы так страдать. Они мыслят по схеме «благополучие связано с делами», что было обычным для Древнего Востока: если человек делает добро, то ему будет хорошо, так как Бог благословляет его. Если человек творит зло, то ему будет плохо, так как Бог отвращается от него и наказывает его.
Елифаз в своей речи предстает защитником строгой ортодоксальности.
Будучи моралистом, он считает, что Иов должен раскаяться и возвратиться к Богу. Основанием его догматики служит ночное видение (4:12-21).
Вилдад представляет религиозную философию. Его аргументация состоит в следующем: Бог справедлив, и у Него есть причина не отвечать на молитву грешного Иова. Основанием его учения является предание (8:8-10).
Софар является самым жестким обвинителем. Он высокомерно мнит, что знает пути Божьи. Он утверждает, что Иов наказан меньше, чем заслужил.
Елиуй — самый молодой критик. Он видит в страдании тот смысл, что благочестивый человек тем самым еще больше очищается и просвещается. Он резко упрекает Иова за его обвинение Бога.
После тягостной дискуссии Бог открывается Иову, представляя его глазам доказательства Своего могущества. Сначала Бог является, отвечая Иову «из бури» (Иов, 38:1). После этого Он показывает Иову, насколько тот мал. Иова не было во время творения. На 70 вопросов, которые Бог ставит перед ним о живой и неживой природе, Иов не находит ответов. Он может лишь с удивлением созерцать творение, но объяснить его он не в силах. Точно так он не в состоянии объяснить смысл путей Божьих, проявленных в его, Иова, жизни. После этого Иов смиряется перед Господом.
Затем Бог кладет предел страданиям Иова, вдвойне возмещая его утрату. Он дарует ему семерых сыновей и трех дочерей. Иов живет еще 140 лет и умирает, «насыщенный днями».
9. Деление текста
Между обрамляющими действиями (гл. 1-2 и 42:7-17) помещены две жалобы Иова и пять больших диалогов.
Обрамляющее действие |
гл. |
Небесная и земная подоплека страданий Иова |
1-2 |
Благочестивость Иова |
1:1-5 |
Сцена на небесах |
1:6-12 |
Первое из четырех испытаний |
1:13-22 |
Вторая сцена на небесах |
2:1-6 |
Страдания Иова |
2:7-10 |
Приход трех друзей |
2:11-13 |
1. Основная часть |
|
Первая жалоба Иова |
3 |
Три диалога между Иовом и его друзьями |
4-14 |
Первая речь Елифаза |
4-5 |
Ответ Иова |
6-7 |
Первая речь Вилдада |
8 |
Ответ Иова |
9-10 |
Первая речь Софара |
11 |
Ответ Иова |
12-14 |
Три диалога между Иовом и его друзьями |
15-21 |
Вторая речь Елифаза |
15 |
Ответ Иова |
16-17 |
Вторая речь Вилдада |
18 |
Ответ Иова |
19 |
Вторая речь Софара |
20 |
Ответ Иова |
21 |
Диалоги с Елифазом и Вилдадом |
22-26 |
Третья речь Елифаза |
22 |
Ответ Иова |
23-24 |
Третья речь Вилдада |
25 |
Ответ Иова |
26 |
Две речи Иова |
27-31 |
Заключительная речь Иова |
27-28 |
Монолог Иова |
29-31 |
2. Основная часть |
|
Четыре речи Елиуя |
32-37 |
Первая речь Елиуя |
32-33 |
Вторая речь Елиуя |
34 |
Третья речь Елиуя |
35 |
Четвертая речь Елиуя |
36-37 |
3. Основная часть |
|
Диалог с Богом |
38:1 -42:6 |
Господь говорит из бури |
38 |
Господь показывает Свою мудрость |
|
на примере животного мира |
39:1-32 |
Иов смиряется перед Господом |
39:33-35 |
Господь продолжает говорить |
40-41 |
Иов отрекается от своих речей и раскаивается |
42:1-6 |
Заключение |
|
Господь оправдывает Иова перед его друзьями |
42:7-9 |
Обрамляющее действие: новое счастье Иова |
42:10-17 |
10. Символика
• Христологические символы:
Христос как посредник (9:32-33; 33:23);
Христос как избавитель (19:25).
• Другие символы:
друзья Иова как символ законничества и необоснованных обвинений;
Иов как символ страдальца.
Вопросы по уроку 21:
1. Что означает имя Иов?
2. К какой группе библейских Писаний евреи причисляют книгу Иов?
Почему Клаус Вестерман считает еврейское деление Библии более разумным, чем христианское?
Как соотносятся отдельные группы Писаний ВЗ и НЗ?
Какая новозаветная литературная форма соответствует ветхозаветной литературе мудрости?
3. Вокруг какого вопроса вращаются действия и диалоги книги Иов?
4. В какое время жил Иов? Что свидетельствует в пользу этого предположения?
5. Почему Иов должен был перенести описанные в книге страдания?
6. Кто были друзья Иова?
7. Какие аргументы приводили друзья Иова?
8. Опишите действия (события, поступки) в книге Иов.