Библиотека soteria.ru
Жить вместе
Дитрих Бонхоффер
Дата публикации: 24.05.15 Просмотров: 13700 Все тексты автора Дитрих Бонхоффер
Предисловие
Серое апрельское утро. 1945 год. Концентрационный лагерь Флоссенбург. Именно там незадолго до освобождения лагеря союзническими войсками был казнен по особому приказу Генриха Гиммлера Дитрих Бонхоффер. А в пасхальное утро 1953 года баварские пасторы открыли в Флоссенбургской церкви памятную доску:
«Дитрих Бонхоффер, свидетель Иисуса Христа среди братии. Родился 4 февраля 1906 года в Бреславле. Умер 9 апреля 1945 года в Флоссенбурге».
Для многих и многих христиан Германии, Европы, Америки смерть Бонхоффера стала еще одним подтверждением слов Тертуллиана: «Кровь мучеников — семя церкви». Его жизнь и его смерть, его книги и письма — свидетельство о простой и твердой вере человека, который встретился с Иисусом Христом и не испугался последствий этой встречи, обрушившихся на него в миру. (Жизнь в миру он считал обязанностью, данной нам Иисусом Христом). Вся его жизнь — живое свидетельство для той церкви, которой Он служил.
Бонхоффер родился в Бреславле. В семье было семь детей. Вырос же он в Берлине, где его отец — известный врач — занимался психиатрией. Именно от отца, как пишет он в своем последнем письме из тюрьмы, он перенял тот настойчивый реализм, который окрашивает все его произведения и который заставил его обратиться от «словесных украшательств к реальности». Для него христианство не было философской системой, учением, далеко отстоящим от жизни, мистическим переживанием. Христианские убеждения всегда должны проявляться в ответственных действиях, послушании, следовании за Христом. В каждодневных ситуациях — как в личной жизни, так и в жизни общественной. Именно эти убеждения привели его сначала в тюрьму, а затем и на казнь. За шесть лет до того, как оказаться к гестаповских застенках, Бонхоффер писал: «Когда Христос зовет человека, Он зовет его прийти и умереть».
Бонхоффер вырос в берлинском предместье — крепкий спортивный мальчик из дружной счастливой семьи. Он любил играть с соседскими ребятишками, среди которых были дети известного ученого Адольфа фон Гарнака и историка Ганса-Дел-брука.
В шестнадцать лет Бонхоффер уже твердо знал, что хочет изучать богословие. Он провел год в Тюбингене. Получил диплом в 1924 году в Берлине. В Берлине прошли его студенческие годы: в университет ездил на машине с почтенным Гарна-
ком. Его учителями были великие берлинские ученые — Холл, Зиберг, Лейтцман, Лютгерт. Уже к тому времени Бонхоффер стал сторонником нового «церковного богословия», хотя и не слышал еще лекций Карла Барта. Рассказывают, что когда он принимал участие в одном из боннских семинаров Барта, то во время дискуссии процитировал Мартина Лютера: «Проклятие из уст безбожника бывает Богу приятнее «аллелуи», слетающей с уст набожного». «Кто это сказал?» — не без удовольствия спросил Барт. Так они с Бонхоффером и познакомились. Бонхоффер был молодым студентом, хорошо понимал прямолинейный реализм Лютера. Позднее он даст объяснение другому малопонятному высказыванию Лютера: «Смело греши, смело радуйся и веруй во Христа».
В двадцать один год он написал докторскую — догматическое исследование о единстве святых. Его более поздняя диссертация — «Действие и бытие». В ней он четко определил свою позицию и показал значение диалектической теологии. В 1928 году он уже был викарием в Барселоне. В 1929 году вернулся в Берлин. Его взяли преподавателем на богословский факультет и отправили на годичную стажировку в Объединенную богословскую семинарию в Нью-Йорк. О ней он отзывался как об «известной цитадели американского критицизма,., месте, где можно вести свободную дискуссию. Это стало возможно благодаря гражданскому мужеству, столь свойственному американцам и полностью неформальными отношениями в семинарии». Именно там он познакомился с обоими Нейбурами. Бонхоффер был очарован негритянскими спиричуэлами, борьбой чернокожих за свои права. В более поздние годы, когда «стены вознеслись вокруг Германии», он и своих студентов познакомил с негритянской музыкой. Ближайший друг Бонхоффера, Эбер-хард Бетге, который теперь является студенческим пастырем в Берлине и редактором посмертных изданий работ Бонхоффера, пишет: «Мы начали напевать «Низко лети, колесница» еще задвадцать лет до того, как эта песня зазвучала из радиорепродукторов и в концертных залах».
Вернувшись в Берлин, он начал читать лекции по систематическому богословию. Вокруг него тут же собралась группа студентов. Его первая книга «Сотворение мира и грехопадение» возникла из цикла лекций, прочитанных по первым главам Бытия. Кроме того, он служил студенческим пастором в технической школе в Шарлоттенбурге. Народ просто валом валил на его службы.
И вот наступил судьбоносный 1933 год. В феврале Бон-хоффер прочитал лекцию, которую передали по Берлинскому радио. В ней он обвинял немцев в том, что те устремились за сильным «лидером», который неизбежно «заведет их в тупик», ибо не откажется стать идолом для ведомых. Передачу прервали. Когда стало очевидно, что «идол» — Адольф Гитлер — победил, Бонхоффер принял предложение стать пастырем в двух немецких конгрегациях Лондона, ибо он был против «германо-христианского» компромисса с нацистским правительством. В Англии он очень подружился с епископом Беллом из Чичестера и стал одним из главных глашатаев, рассказывавших миру о событиях в немецких церквях.
При помощи Эндрюса, Бонхофферу удалось договориться о встрече с Ганди в Индии. Готовясь к встрече, на которой он собирался поговорить о вопросах пацифизма, он получил весточку из Церкви верных, которая просила его возглавить «нелегальную», «тайную семинарию» по подготовке молодых пасторов в Померании. Бохоффер тут же вернулся назад. В 1935 году приехал в Цингст, а оттуда в Финкенвальд, что недалеко от Сет-тина. Там он и стал жить вместе с двадцатью пятью викариями в на скорую руку построенных домишках. Это была та самая «жизнь вместе», жизнь христианской общины, о которой он писал в книге Gemeinsames Leben (1938), которая и представлена на ваш суд. В тот же самый период он написал Nachfolge,
опубликованную в англии и США под названием «Цена ученичества». В этих двух работах Бонхоффер раскрывает одну из главных своих идей: что такое жить со Христом. Вскоре после того, как он опубликовал еще одну свою небольшую книжку Das Gebetbuch der Bibel (Библейские молитвы: введение к книге Псалмов), в которой провозглашены идеи, описанные в первых двух главах нашей книги, ему запретили писать и публиковать свои труды, а «подпольная» семинария была закрыта Гестапо.
Но к тому времени Бонхоффер уже принимал активнейшее участие в политической жизни своей многострадальной страны, попавшей под пяту диктатора. От Ганса фон Дохнаньи, мужа его сестры Кристель, он узнал кое-что о кризисе в руководстве рейха и секретных планах генерала Бека свергнуть Гитлера. И вот, человек, столь симпатизировавший идеалам пацифизма, прикинул, сколько же «стоит ученичество» и в глубине души решил, что стоять в стороне от людей, составляющих костяк политического и военного сопротивления режиму, будет трусостью и бегством от реальности. Его друг Бетле говорит: «Он не считал, что все должны поступать именно так, как поступает он. Но он не видел путей к отступлению. Нельзя было отступить и при этом остаться безгрешным, праведным и набожным христианином. Грех респектабельной части человечества состоит в бегстве от ответственности. Он чувствовал, что вот-вот впадет в это грех, а потому не мог больше ждать». Но и тогда он поступал в соответствии со своими представлениями об этике. Он считал, что христианин обязан быть гражданином и этого мира, ибо именно в этот мир послал его Бог. В 1939 году Бонхоффер короткое время провел в США. Друзья убеждали его остаться и использовать свое дарование ученого и учителя на службе у экуменической церкви. Но он отказался, сел на один из последних кораблей, повезший его на встречу судьбе.С тех самых пор вся его жизнь была подчинена выполнению заданий, порученных ему Церковью верных и движением сопротивления. Все это время, до самой своей смерти, он в свободное время работал над книгой «Этика», которую считал богословским трудом всей своей жизни. Он разъезжал по стране, выступал перед тайными собраниями верующих. Ему запретили учить, писать, жить в Берлине, но он был курьером между отдельными группами. За это время он написал целые главы своей «Этики»: писал в Бенедиктинском аббатстве в Эттале и в других временных убежищах.
Но вот однажды в апреле 1943 года все это кончилось. Пятого апреля Бонгхоффер, его сестра Кристель и ее муж Ганс фон Дохананьи были арестованы и помещены в военную тюрьму Тегель, где Бонхоффер оставался до 8 октября 1944 года. Во время заключения надзиратели дружелюбно относились к крепкому пастору, тайно отводили его в камеры к отчаявшимся узникам, чтобы Бонхоффер мог послужить им. Они хранили его бумаги, записки, стихи, даже наладили сообщение с членами его семьи и друзьями, оставшимися на свободе.
После провала военного путча 10 июля, Бонхоффера стали переводить из одной тюрьмы в другую: он побывал в гестаповских застенках в Берлине, Бухенвальде, Шонберге и, наконец, Флоссенбурге. Все контакты с миром прервались. Последние недели своей жизни он провел в обществе русских, англичан, французов, итальянцев и немцев. Один из тех, кто был с ним в лагере — английский офицер — вспоминает:
«Мне всегда казалось, что вокруг Бонхоффера разливается счастье и радость, порожденные благодарностью Богу за то, что он просто-напросто жив… Он был один из немногих встретившихся мне людей, для которых Бог был реальностью, всегда был рядом. …В воскресенье 8 пареля 1945 года пастор Бонхоффер провел небольшое богослужение. Он так говорил с нами, что слова его достигали глубины сердца. Он умел найти нуж-ю
ные слова, чтобы рассказать о нашей жизни в заключении, о том, какие мысли и какие решения рождаются у нас в застенках. Он едва успел дочитать последнюю молитву, как вошли двое в штатском. Они сказали: «Бонхоффер, пошли с нами». Для заключенных эти слова имели лишь один смысл — смерть. Мы попрощались с ним. Он отвел меня в сторону: «Это конец, но для меня это начало жизни». На следующий
день его повесили в Флоссенбурге».
В последний день своей жизни он говорил проповедь на слова из Исайи «ранами Его мы исцелились».
Такова была жизнь и смерть Дитриха Бнхоффера. Его можно назвать учителем церкви в высочайшем смысле этого слова. Он — писатель, написавший глубокие богословские труды, которые несмотря ни на что, были близки к жизни и проникнуты жизнью. Он — свидетель, который видел, как следовать за Христом и шел за Ним до конца. Для нас великая честь донести его книгу до читателя, который не может прочесть ее в немецком оригинале.