2. День в христианском общении

«Тебе — наша утренняя песнь хвалы,

Тебе — мы возносим нашу вечернюю молитву,

Твоей славе поклоняемся мы

Всегда и во веки веков».

Амвросий.

Начало дня

«Слово Христово да вселяет в вас обильно» (Кол.3:16). Ветхозаветный день начинается вечером и заканчивается на закате солнца следующего дня. Это — время ожидания. День в Новозаветной Церкви начинается с рассветом и заканчивается с восходом солнца на следующий день. Это — время исполнения ожиданий, время воскресения Господа. Христос родился ночью, свет — в тьме. Когда Христос страдал и умер на Кресте, полдень стал ночью. Но на рассвете Пасхального воскресения Христос победно воскрес.

«До наступления рассвета на небе

Мой Спаситель Христос воскрес,

Он избавил нас от греха и ночи,

и принес нам радость, жизнь и свет.

Аллилуйя».

Этот гимн пели в церкви Реформации. Христос — «Солнце правды», восходящее над ожидающей паствой (Мал.4:2), и любящие Его будут «как солнце, восходящее во всей силе своей»

(Суд.5:31). Раннее утро принадлежит Церкви воскресшего Христа. На рассвете дня она вспоминает то утро, когда смерть и грех были побеждены и человечество обрело новую жизнь и спасение.

Что знаем сегодня мы, уже не боящиеся ночи, о той великой радости, которую испытывали наши праотцы и первые христиане каждое утро при наступлении света? Если бы нам снова предстояло узнать что-то о хвале и молитвах, которые должны возноситься триединому Богу на рассвете дня; о Боге Отце и Создателе, сохранившем нашу жизнь темной ночью и пробудившим нас к новому дню; о Боге Сыне и Спасителе, победившем смерть и ад ради нас и пребывающем среди нас как Победитель;о Боге Святом Духе, изливающем яркий свет Божьего Слова в наши сердца на рассвете дня, прогоняющем темноту и грех и учащем нас правильно молиться, — то тогда мы также начали бы ощущать ту радость, которая приходит, когда кончается ночь, и когда братья, живущие в христианском единстве, собираются рано утром для совместного поклонения Богу, совместного слушания Слова Божьего и для совместной молитвы. Утро не принадлежит человеку, оно принадлежит Церкви триединого Бога, Христианской семье, братству. Существует бесчисленное число старых гимнов, призывающих верующих совместно поклоняться Богу ранним утром. Так, Богемские Братья пели на рассвете дня:

«День рассеял темную ночь,

Дорогие христиане, просыпайтесь и вставайте,

Воздайте славу Богу, нашему Господу.»

* * *

«Снова сияет день широко,

Обратья, вознесем хвалу Господу,

Чья милость и благодать сохранила нас

Темной ночью, когда мы спали».

Мы приносим себя Тебе.

Пусть Твой разум руководит

Нашими сердцами, словами и делами,

Да найдем мы благоволение в Очах Твоих».

Совместная жизнь согласно Слову Божьему начинается с совместного поклонения Богу в начале дня. Семья собирается вместе, чтобы воздать хвалу и благодарность Богу, прочитать тексты из Священного Писания и помолиться. Глубокая утренняя тишина нарушается сначала молитвой, а затем песней братства. После ночной тишины гимны и Божье Слово воспринимаются особенно легко. Более того, Священное Писание говорит нам, что первая мысль и первое слово дня принадлежат Богу: «Господи! рано услышь голос мой, и рано предстану перед Тобою, и буду ожидать»(Пс.5:4). «Рано утром молитва моя предваряет Тебя»(Пс.87:14). «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить. Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано». (Пс.56:8,9). На рассвете дня верующий человек жаждет Бога и стремится к Нему: «Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю» (Пс.119:147). «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс.62:2). В Книге «Премудрости Соломона» (апокриф.) мы читаем: «Знаем, что должны предварять солнце, чтобы возносить тебе благодарность и на рассвете дня мы должны молится тебе», а в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, так говорится о тех, кто изучает Библию: «Сердце свое он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться к Господу, сотворившему его, и будет молиться пред Всевышнем» (39:6). В Библии также говорится об утренних часах, как о времени, когда Бог особенно помогает. О Божьем граде сказано, что «Бог поможет ему с раннего утра»(Пс.45:6). Милосердие Божье «обновляется каждое утро!» (Плач Иер.3:23).

Для христиан начало дня не должно быть отягощено думами и заботами о трудах предстоящего дня. На пороге нового дня стоит Господь, который сотворил его. Тьма и ночные кошмары отступают перед ярким светом Иисуса Христа и побуждением Его Слова. Все беспокойство, все постороннее, все заботы и тревоги отступают перед Ним. Поэтому в начале дня пусть все суетные и пустые разговоры утихнут, пусть первая мысль и первое слово принадлежат Ему — Тому, кому принадлежит вся наша жизнь. «Встань спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»(Еф.5:14).

Священное Писание очень часто напоминает нам, что Божьи люди вставали рано, чтобы искать Бога и выполнять его уставы. Так поступал Авраам, Иаков, Моисей и Иисус Навин (Ср.Бытие 19:27, 22:3; Исход 8:16, 9:13, 24:4; Иисус Навин 3:1, 6:12 и т.д.). В Евангелии, где нет лишних слов, так говорится о самом Иисусе: «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место и там молился»(Мк.1:35). Некоторые люди встают рано из-за беспокойства и волнений, Священное Писание называет это бесполезным: «Напрасно вы рано встаете… едите хлеб печали»(Пс.126:2). Но можно вставать рано ради любви к Богу. Так делали библейские мужи.

Утреннее молитвенное время должно включать чтение Священного Писания, пение гимна и молитву. Для разных групп людей требуются разные формы поклонения. Семья, в которой есть дети, проводит утреннее молитвенное время иначе, чем группа священнослужителей, то это — естественно, т.к. группа теологов не может довольствоваться содержанием молитвенного времени для детей. Но любое совместное молитвенное время должно включать чтение текста Священного Писания, пение Церковных гимнов и общую молитву. Рассмотрим это более подробно.

Секрет Псалтири

В Новом Завете особенно подчеркивается необходимость «назидания себя псалмами» (Еф.5:19): «научайте и вразумляйте друг друга псалмами» (Кол.3:16). Со времен раннехристианской Церкви совместному пению (чтению) псалмов придается особое значение. До сегодняшнего дня во многих церквях псалмами начинается каждое церковное богослужение. Но в наши дни раннехристианская традиция совместного чтения псалмов в значительной мере утрачена, и мы должны найти способ возродить ее. Псалтирь занимает уникальное место в Священном Писании. Это — Слово Божие и, за несколькими исключениями, это и молитва верующих. Как мы должны это понимать? Как само Слово Божие может одновременно являться и молитвой, обращенной к Богу?

Этот вопрос связан с открытием, которое делает каждый, кто начинает произносить псалмы как молитву. Сначала человек произносит псалмы как свою личную молитву, но вскоре он начинает понимать, что некоторые стихи псалмов не могут являться его личными молитвенными прошениями. Вспомним, например псалмы, темой которых является невинность (безгрешность), озлобление, проклятие, а также некоторые псалмы о страданиях Мессии. И тем не менее, эти псалмы молитвы являются словами Священного Писания, которые истинный христианин не может обойти, как нечто устаревшее или как «ранний этап религии». У верующего не может возникать желание придираться к Слову Священного Писания, хотя он и понимает, что не может молиться этими словами. Он может читать и слушать псалмы как молитвы другого человека, он может удивляться, он может негодовать, но он не может ни использовать их в качестве своей молитвы, ни исключить их из Библии.

В подобной ситуации лучше всего поступать так: сначала пользоваться псалмами, обходить то, что кажется необъяснимым, но вновь и вновь возвращаться к тем местам, которые просты и понятны. Однако, именно благодаря этим «непонятным» псалмам мы начинаем проникать в секрет Псалтыри. Тот псалом, который мы не можем произнести как свою молитву, на котором мы «спотыкаемся» и который ужасает нас, подсказывает нам, что Здесь молится Кто-то другой, а не мы; Тот, кто утверждает свою безгрешность, кто призывает Божий суд, кто достиг бесконечных глубин в страданиях, и этот кто-то есть никто иной, как сам Христос. И Он молится не только в этих псалмах, но и во всех остальных псалмах.

Такое понимание признается и провозглашается и в Новом Завете и Церковью. Человек Иисус Христос, которому знакомы бедствия, болезни и страдания, и который тем не менее совершенно безгрешен и праведен, молится в псалмах Псалтыри устами Церкви. Псалтырь — это молитвенная книга Иисуса Христа в самом подлинном значении этого слова. Его молитвы создали Псалтирь, который стал теперь его молитвой на все времена. Понимаем ли мы, как Псалтирь может одновременно представлять собой и молитвы, обращенные к Богу, и Слово самого Бога, т.е. в нем мы находим молящегося Христа? Через Псалтирь Иисус Христос молится в своей Церкви (общине). Его Церковь (община) также молится. Молится и каждый верующий в отдельности. В последнем случае, поскольку в верующем молится сам Христос, он молится не от своего имени, а во имя Иисуса Христа. Он молится, исходя не из естественного желания своего сердца; он молится, исходя из возмужалости, приданной ему Христом он молится, исходя из молитвы Человека Иисуса Христа. При этом дается обетование, что молитва будет услышана Поскольку Христос молится через Псалтирь вместе с отдельным человеком и со всей общиной пред небесным престолом Бога или вернее поскольку христиане, произнося в молитве псалмы, объединяются воедино молитвой Иисуса Христа, их молитва доходит до слуха Божьего. Христос становится их заступником.

Псалтирь — это заступническая молитва Христа за Церковь. Теперь, когда Христос находится вместе с Отцом, новое Христово человечество — Тело Христово на земле — продолжает молиться его молитвой, и так будет до конца времен. Эта молитва принадлежит не отдельному человеку, а всему Телу Христову. Только в едином Христе вся Псалтирь становится реальностью, тем единым целым, которое человек никогда не сможет полностью понять и назвать своим. Вот почему, когда верующие в молитве произносят псалмы, они объединяются в особое братство. Даже если христианин пропускает какой-то стих или псалом в своей молитве, он все равно присутствует в молитве другого члена собратства. Поэтому со всей уверенностью можно сказать, что Псалтирь — молитва истинного Человека Иисуса Христа и Его Тела на земле. В Псалтыри мы учимся молиться, на примере молитвы Христа. Псалтирь — великая школа молитвы.

Во-первых, мы учимся понимать, что такое молитва: это — молитва согласно Слову Божиему на основе обетований. Христианская молитва стоит на прочном фундаменте явленного Слова, она не имеет ничего общего с расплывчатыми эгоистичными и прихотливыми желаниями. Мы молимся на основе молитвы истинного Человека — Иисуса Христа. Именно это имеется в виду в Священном Писании, когда говорится, что Святой Дух молится в нас и за нас, что Христос молится за нас, что мы можем обращаться с молитвой к Богу только во имя Иисуса Христа.

Во-вторых, мы учимся понимать, как надо молиться. Хотя молитвы Псалтыри охватывают очень широкий спектр жизненных ситуаций, который намного превосходит опыт одного человека, человек молится в вере всей молитвой Христа, молитвой Того, кто был истинным Человеком и кто является единственным, испытавшим всю полноту жизненного опыта, присутствующего в молитве.

Итак, можем ли мы произносить в наших молитвах псалмы проклятия? Если исходить из того, что мы, будучи грешниками, выражаем в молитве грешные мысли, призывая к отмщению, то мы не должны это делать. Но если исходить из того, что в нас пребывает Христос, который принял на себя все отмщение Бога вместо нас, подвергшись гневу Божьему вместо нас и ради искупления своих врагов, то мы, находясь во Христе тоже можем молиться, произнося псалмы через Иисуса Христа, исходящими из сердца. С Псалмопевцем называть себя безвинными, благочестивыми и праведными? Нет, не можем, являясь тем, кто мы есть. Мы не можем говорить о наших добродетелях в молитве, исходящей из нашего порочного сердца. Но мы можем и должны говорить о них, если молитва исходит из сердца Иисуса Христа, который был безгрешен и чист, непорочность которого частично перешла и на нас через веру. Поскольку «кровь и праведность Христа» стали «нашим великолепием, нашим великолепным облачением», мы можем и должны молиться псалмами невинности как молитвой Христа за нас и как Его дар нам. Через Него эти псалмы принадлежат и нам.

Но как мы можем молиться, произнося эти псалмы, когда в них говорится о невыразимых страданиях и несчастьях, смысл которых не доходит до нас? Мы можем и должны молиться псалмами страданий и мучений не для того, чтобы прочувствовать на себе то, с чем наши сердца не сталкивались на нашем жизненном пути и не для того, чтобы «причитать» самим. Мы можем это делать, потому что все эти страдания были реальны в Иисусе Христе, потому что Человек Иисус Христос испытал болезни, боль, стыд и претерпел смерть, потому что в его страданиях и смерти вся плоть страдала и умерла. Мы получаем право молиться этими псалмами, благодаря тому, что произошло с нами на Кресте Христа (смерть нашего ветхого человека), а также благодаря тому, что реально происходит и должно происходить в нас после нашего Крещения в смерть нашей плоти. Именно это дает нам право произносить такие молитвы. Через Крест Христа эти псалмы переданы его Телу на земле как молитвы, исходящие из Его сердца. На этом мы закончим рассмотрение данной темы. Наше стремление заключалось лишь в том, чтобы показать объем и глубину Псалтыри как молитвы Христовой. Здесь на земле мы можем познавать ее смысл лишь постепенно.

В-третьих, псалмы учат нас молиться сообща. Молится все тело Христово, и каждый отдельный христианин понимает, что его молитва — это лишь крохотная часть общей молитвы Церкви. Он учится молиться молитвой Тела Христова. Это приподнимает его над его личными заботами, позволяя ему молиться беззаветно. Вполне вероятно, что в ветхозаветных общинах верующих многие псалмы использовались как антифон. Так называемый «параллелизм членов», этот примечательный повтор во второй строке стиха представляет собой не просто литературную форму; он имеет определенное значение для Церкви и теологии.

Было бы полезно уделить изучению этого вопроса больше времени. Прочтите псалом 5, являющийся ярким и точным примером антифона. Разве вы не замечаете, что человек никогда не бывает один, когда он молится? В молитве всегда присутствует второй человек, член собратства, член Тела Христова, сам Иисус Христос, который молится с верующим, чтобы его молитва могла быть истинной. Разве повторы одной и той же мысли, которым в псалме 118 кажется нет конца, не дают нам полное основание предлагать, что каждое в глубину сердца, а это может быть достигнуть только бесконечным повторением? Разве это не указывает на то, что молитва — это не излияния чувств в минуты горя или радости, а непрекращающееся постоянное познавание, принятие и запечатление в человеческом уме Божьей воли в Иисусе Христе? Отингер, расположив псалмы в ином порядке — а именно, согласно семи прошениям Молитвы Господней, — открыл глубокую истину, обнаружив, что весь спектр молитвенных прошений Псалтыри связан не с чем иным, как с краткими прошениями Молитвы Господней. Во всех наших молитвах присутствует только молитва Иисуса Христа. Только она содержит обетование исполнения и освобождает нас от пустословных языческих повторов. Чем более глубоко мы постигаем псалмы и чем чаще мы произносим их, когда молимся, тем проще и богаче становятся наши молитвы.

Чтение Священного Писания

Когда вся семья собирается для поклонения Богу, после молитвы с произнесением псалмов и пения гимна, следует читать Священное Писание. «Занимайся чтением»(1Тим.4:13). Здесь мы также должны преодолеть много вредных предубеждений, чтобы придти к правильному чтению Священного Писания. Почти все мы выросли с пониманием того, что чтение Св.Писания — это всего лишь слышание слова Божия на данный конкретный день. Поэтому для многих чтение Св.Писания заключается лишь в выборе нескольких кратких стихов, формирующих основную мысль дня. Несомненно, подборка стихов из Библии для ежедневного чтения, опубликованная Моравскими Братьями, является настоящим благословением для всех, кто знаком с ней. Это к своему удивлению открыли многие христиане, особенно во время испытаний в церкви. Но несомненно также и то, что эти краткие библейские отрывки не могут заменить чтение всего Св.Писания в целом. Библейский стих на сегодняшний день — это еще не все Священное Писание, которое остается на все времена, вплоть до Последних Дней. Священное Писание — это нечто большее, чем призыв; больше, чем «свет, освещающий сегодняшний день». Это — явленное Богом Слово для всех людей и на все времена. Священное Писание не есть совокупность отдельных отрывков; это — единое целое и именно так оно должно восприниматься.

В целом Священное Писание представляет собой Слово Божье. Только в бесконечности его внутренних связей, в соединении Ветхого и Нового Завета, обетований и их исполнений, жертвенности и закона, закона и Евангелия, жизни и надежды можно постигнуть во всей полноте свидетельство об Иисусе Христе. Вот почему, помимо молитвы с произнесением псалмов, молитвенное время должно включать более продолжительное чтение текстов из Ветхого и Нового Заветов.

Каждое утро и каждый вечер христианская семья должна читать вслух одну главу из Ветхого Завета и хотя бы полглавы из Нового Завета. Когда семья начинает вводить эту практику у себя дома, многим членам семьи даже такой небольшой объем чтения кажется чрезмерным. Они возражают против нового порядка, говоря что невозможно воспринять и удержать так много мыслей и событий, что читать больше, чем можно усвоить, значит проявлять неуважение к Божьему Слову. Мы довольно охотно соглашаемся с этими возражениями и возвращаемся к старому обычаю — читать только отдельные библейские стихи.

Однако здесь таится большая ошибка. Если нам, взрослым христианам действительно трудно понять даже одну главу Ветхого Завета, то нам должно быть стыдно. Что это говорит о нашем знании Св.Писания и о нашем предыдущем чтении его? Если бы нам была знакома суть читаемого, мы могли бы спокойно, без затруднения прослушать целую главу, особенно, если перед нами лежит открытая Библия и мы участвуем в чтении. Конечно же, мы должны признаться, что мы еще мало знакомы со Св. Писанием. Осознание нашего незнания Божьего Слова приводит нас к серьезному пересмотру нашего отношения к чтению Библии, иначе и не может быть. И не должны мы служители церкви быть самыми первыми в этой работе?

Не пытайтесь возразить, что цель молитвенного времени гораздо глубже, чем изучение содержания Св.Писания, что это слишком простая цель, которая достигается отдельно от поклонения. Подобное возражение связано с совершенно ошибочным пониманием «молитвенного собрания». Божье Слово должно быть услышано каждым по-своему в зависимости от меры своего понимания. Ребенок впервые слышит и постигает Библию в семейном кругу. Взрослый христианин постоянно изучает Библию, совершенствуя свои знания; этому процессу нет конца.

Не только молодые христиане, но также и взрослые, жалуются на слишком долгое чтение Св.Писания на молитвенном собрании и на то, что многое в нем они не понимают. На это можно сказать следующее: для зрелого христианина каждое чтение Св. Писания является «слишком длинным», даже самое короткое. Что это значит? Св.Писание — это единое целое, каждое его слово и предложение многосторонне связаны с единым целым настолько, что невозможно иметь в виду это целое, слушая отдельные отрывки. И поэтому совершенно очевидно, что все Св.Писание и, следовательно каждый его отрывок выше нашего понимания. Хорошо бы, чтобы нам постоянно напоминали об этом факте, который снова указывает на самого Иисуса Христа, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения».(Кол.2:3). Поэтому можно сказать, что каждый раз чтение Св.Писание должно быть немного «слишком длинным», потому что это не просто полезная и практичная мудрость, но Божье Слово, открывающееся в Иисусе Христе.

Поскольку Св.Писание является corpus, живым единым целым, семейные молитвенные собрания должны придерживаться так называемого lectiocontinua, т.е. последовательного чтения Св.Писания. Исторические книги, пророки, Евангелия, Послания и Откровение должны читаться как Слово Божье в своем контексте. Слушая их, верующие переносятся в чудесный мир откровений израильского народа с его пророками, судьями, царями и князьями, с его войнами, праздниками, жертвоприношениями и страданиями.

Общение верующих вплетается в события, связанные с Рождеством, крещением, чудесами и учением Христа, с Его страданиями, смертью и воскресением. Верующие участвуют абсолютно во всех событиях, которые произошли на этой земле во имя спасения мира, получая при этом спасение в Иисусе Христе.

Последовательное чтение библейских книг позволяет каждому слушателю оказаться там, где когда-то Бог совершил Свое деяние раз и навсегда ради спасения людей. Мы становимся участниками событий, которые совершились ради нашего спасения. Забыв и потеряв себя, мы тоже переходим Красное Море, бродим в пустыне и, пересекая р. Иордан, входим в обетованную землю. Вместе с Израилем мы испытываем сомнения и неверие; и через наказание и раскаяние мы вновь обретаем Божью помощь и верность. Все это — не просто фантазия, а святая, божественная реальность. Мы вырваны из нашего реального существования и помещены в гущу событий Святой истории Бога на земле. В ней Бог занимался нами, и в ней он по-прежнему занимается нами, нашими нуждами и нашими грехами — наказывая и даруя милость. Не Бог есть зритель и соучастник нашей настоящей жизни, как бы важно это ни было; скорее мы являемся почтительными слушателями и участниками деяний Бога в священной истории — истории Христа на земле. И только потому что мы находимся там (в этой истории), Бог с нами и сегодня.

Здесь мы видим совершенно иной взгляд на вещи. Божье присутствие и Божья помощь должны проявляться не в нашей жизни; Божье присутствие и помощь должны быть показаны нам в жизни Иисуса Христа. Для нас более важно знать, что Бог совершил для Израиля, для Своего Сына Иисуса Христа, чем пытается понять, что Бог намерен сделать для нас сегодня. Тот факт, что Иисус Христос умер, более важен, чем тот, что я умру. Тот факт, что Иисус Христос воскрес из мертвых, является единственным основанием моей надежды на то, что я тоже воскресну в Последний День. Наше спасение находится «вне нас». Я не могу найти спасение в истории моей жизни, я могу найти его только в истории Иисуса Христа. Только тот, кто позволяет найти себя в Иисусе Христе, в его воплощении, его Кресте и Его воскресении, пребывает с Богом, а Бог пребывает с ним.

В свете такого восприятия чтение Св.Писания на молитвенных собраниях становится с каждым днем все более значимым и благотворным. То, что мы называем нашей жизнью, нашими бедами, нашей виной — это отнюдь не является всей реальностью. Там — в Св.Писании — наша жизнь, наши нужды, наша вина и наше спасение. Поскольку Богу было угодно проявить Себя для нас там, то только там мы будем спасены. Только в Священном Писании мы учимся познавать нашу собственную историю.

Бог Авраама, Исаака и Иакова — это Бог и Отец Иисуса Христа и наш Отец. Мы должны учиться заново постигать и изучать Св.Писание, чтобы знать его так, как знали отцы Реформации и наши отцы. Мы не должны жалеть свое время и старания, затраченные на изучение Св.Писания. Мы должны знать Св.Писание, прежде всего, ради нашего спасения. Но помимо этого есть и другие веские причины. Например, как мы можем приобрести чувство уверенности для нашей личной жизни и для нашего участия в церковных делах, если мы не имеем под собой прочного библейского основания? Наш путь определяется не нашим сердцем, но Словом Божьим. Но кто сегодня понимает, что нам необходимы библейские подтверждения? Как часто мы слышим бесконечные доводы, взятые «из жизни» и «из опыта», которые приводятся в поддержку принятия жизненного важных решений, но при этом отсутствуют доводы из Св.Писания. Подобное обоснование решения укажет выход из затруднительной ситуации прямо в противоположном направлении. Поэтому неудивительно, что человек, который пытается поставить под сомнение библейскую мудрость, всегда оказывается человеком, который несерьезно читает Св.Писание, не изучает и не знает его. Тот, кто не учится разбираться в Библии применительно к самому себе, тот не является евангелическим христианином.

Далее, можно задать следующий вопрос: «Как иначе мы можем помочь брату — христианину решить его проблему и рассеять его сомнения, как не с помощью Слова Божия? Все наши собственные слова оказываются несостоятельными. Но тот, кто подобно хорошему «хозяину… выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф.13:52), кто может, исходя из богатства Слова Божия, извлечь из Св.Писания много наставлений, предостережений и утешений, тот, сможет с помощью Божьего Слова изгнать демонов и помочь своему брату. «Притом ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасении…» (2Тим.3:15).

Как мы должны читать Св.Писание? В кругу семьи лучше всего читать вслух по очереди. Вскоре члены семьи начинают понимать, что читать Библию вслух для других не так уж легко. Чем более естественно будет относиться человек к читаемому тексте, тем более его чтение будет соответствовать содержанию.

Во многих случаях легко заметить разницу между опытным христианином и новичком в чтении. Следует принять за правило не отождествлять себя с тем лицом, которое «говорит» в читаемом тексте Библии. Это не я разгневан, а Бог; это не я утешаю, а Бог; это не я наставляю, а Бог в Св.Писании. Конечно, я мог бы изобразить, как Бог гневается, утешает, наставляет, как бы представив себя в описываемой ситуации и читая текст не с монотонным безразличием, а с подлинным волнением и переживаниями. Однако разница между правильным и неправильным чтением Св.Писания заключается в том, что я не должен отождествлять себя с Богом, я просто должен служить Ему. В противном случае мое чтение будет напыщенным, эмоциональным и сентиментальным или же повелительным и властным, т.е. я буду привлекать внимание слушателей к себе, а не к Слову Божьему, что является наихудшим из грехов при чтении Св.Писания.

Для лучшего понимания можно привести аналогичный пример из другой области. Положение, в котором находится человек, читающий Св.Писание вслух, можно сравнить с чтением письма своего друга другим людям. Все ведь не будете читать это письмо так, как если бы вы сами написали его. При чтении письма дистанция между вами и вашим другом сохраняется. Но, с другой стороны, вы не можете читать это письмо другим людям так, если бы оно было вам безразлично. Вы бы читали его с интересом и уважением. Нельзя добиться правильного чтения

вслух Св.Писания путем заучивания каких-то технических приемов. Правильное чтение Св. Писания может быть лучше или хуже в зависимости от духовного настроя ума. Во многих случаях не приукрашенное неторопливое чтение Библии рядовыми христианами, имеющими большой опыт чтения, намного превосходит самое возвышенное чтение священнослужителя.

Последовательное чтение Св.Писания не означает, что верующие забываю о коротких отрывках из Библии. Их можно читать как текст на предстоящую неделю или на предстоящий день в начале молитвенного собрания или в других случаях.

Новая песнь

Вслед за молитвой с произнесением псалмов и чтение Св.Писания должно следовать пение гимна. Гимн — это голос Церкви, восхваляющий Бога, благодарящий Его и молящийся Ему.

«Пойте Господу новую песнь» — призывает нас псалмопевец снова и снова. Каждое утро в семейном кругу поется новый гимн — гимн Христа. Этот гимн поется всей Божьей Церковью на земле и на небесах, призывая нас к единению. Бог уготовил Себе одну великую песнь хвалы на всю вечность, и тот, кто вступает в Божье сообщество, присоединяется к поющим эту песнь. Это — та песнь, которую «все утренние звезды пели вместе и радовались ангелы» (Иов 38:7, совр.перевод). Это победная песнь детей Израиля после перехода Красного моря, Величание Девы Марии после благовещения, песнь Павла и Силы вечером, в тюрьме, песнь поющих на стеклянном море после спасения, «песнь Моисея, раба Божия, песнь Агнца» (Откр.15:3). Это новая песнь небесного братства.

Утром каждого нового дня Церковь на земле возносит Богу эту песнь, и заканчивает день пением этого гимна вечером. Это песнь хвалы триединому Богу и его делам. Эта песнь имеет различное звучание на земле и на небесах. На земле это песнь верующих, на небесах это песнь тех, кто видит Его. На земле эта песнь выражается ненадежными человеческими категориями. На небесах это «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор.12:4), это «новая песнь», которой «никто не мог научиться… кроме сих ста сорока тысяч» (Окр.14:3), песнь под звуки «гуслей Божиих» (Откр.15:2).

Что мы знаем об этой новой песни и гуслях Божьих? Наша новая песнь — это земная песнь, песнь земных странников и путников, которым Слово Божие освещает путь. Наша земная песнь связана со Словом, которой Бог явил в Иисусе Христе. Это бесхитростная песнь земных детей, которые призваны быть Божьими чадами; это — неистовая но достойная песнь благодарности и почитания, постоянно обращенная к Слову, явленному Богом. «Пойте и воспевайте в сердцах ваших Господу» (Эф.5:19). Новая песнь сначала поется в сердце. Иначе ее вообще невозможно спеть. Сердце поет, потому что оно переполнено Христом. Вот почему любое пение в церкви — это духовное исполнение. Подчинение Слову, единение в общине, великая смиренность и дисциплина — таковы непременные условия совместного пения. Если сердце не поет, то звучит не музыка, а ужасная мешанина человеческого самовосхваления. Если пение не для Господа, то это — почитание самого себя или музыки, и тогда новая песнь превращается в гимн поклонения идолам.

«Назидайте самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными» (Эф.5:19). Наша песнь на земле есть речь. Это поется Слово. Почему христиане поют, когда они собираются вместе? Причина проста. Когда они поют вместе, они могут произносить одно и то же Слово одновременно. Говоря другими словами, они объединяются в Слове. При пении гимна все внимание, вся молитва должна быть сосредоточена на Слове. Тот факт, что мы не проговариваем гимн, а поем, говорит о том, что слова речи не могут передать всё, что мы хотим выразить, что содержание нашей песни недоступно человеческим словам. Однако мы не просто напеваем мелодию. Мы поем слова хвалы Богу, слова благодарения, исповедания и молитвы. Музыка полностью подчинена Слову. Она разъясняет Слово в его таинстве.

Поскольку пение гимна целиком связано со Словом, совместное пение верующих, особенно в семейном кругу — это пение в унисон. Слова и музыка сливаются в необычайной гармонии.

Возвышенный тон пения в унисон держится только на словах гимна, ему не требуется музыкальное сопровождение других голосов. «Давайте петь единым голосом сегодня, единодушно вознося Богу хвалу и молитву» — так пели Богемские Братья. «Единодушно, едиными устами славьте Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.15:6). Чистота пения в унисон, неприукрашенная музыкальными приемами; ясность, незатуманенная попытками придать музыке самостоятельность, отделив ее от слов; простота и скромность, человечность и теплота — все это должно быть присуще совместному пению верующих. Справедливости ради надо сказать, что красота такого пения открывается для нашего утонченного слуха постепенно, благодаря терпеливой практике. Принимает ли община такое пение или нет, зависит от ее духовной интуиции. Это пение Слова Господу, исходящее из сердца; это пение в единстве. Следует решительно избегать некоторых моментов, которые разрушают пение в унисон. В пении на богослужении нельзя допускать приукрашивание и дурной вкус. Речь идет, во-первых, об импровизации во второй части, что можно услышать почти повсеместно. При помощи импровизации пытаются создать фон и полноту звучания унисон, что губит и слова и мелодию. Это может быть бас или альт, привлекающий всеобщее внимание к своему потрясающему диапазону; к тому же, как правило, в этом случае гимн поется на октаву ниже. Это может быть солист, поющий полной грудью, голос которого триумфально взлетает в крещендо и тремоло, вытесняя все остальное во славу своих великолепных способностей. Есть и другие, менее опасные «враги» совместного пения: «немузыкальные» люди, которые не умеют петь (кстати, их гораздо меньше, чем нас хотят уверить), а также прихожане, которые не в настроении, не участвуют в пении, нарушая тем самым гармоничное общение верующих.

При всей своей трудности пение в унисон является скорее духовным, чем музыкальным делом. Пение в унисон может звучать только там, где каждый верующий в группе расположен к совместному поклонению и к дисциплине. И хотя такое пение может быть не очень музыкальным, оно приносит нам особую, только с ним связанную радость.

Для овладения навыками пения в унисон следует сначала петь хоралы времен Реформации, затем гимны Богемских братьев и гимны раннехристианской церкви. И тогда само собой придет понимание того, какие гимны из наших сборников подходят для пения в унисон, а какие нет. Любые доктринальные предписания, с которыми мы часто сталкиваемся, исходят от дьявола. В данном вопросе решение может приниматься, только исходя из достоинств конкретного гимна, но мы также не должны идти против традиций. Христианская семья, собираясь вместе, должна стараться петь как можно больше гимнов по памяти. Этого можно добиться, если на каждом семейном молитвенном собрании помимо одного произвольно выбранного гимна будут звучать еще несколько строф, которые можно петь в перерыве между чтением Св.Писания.

Пение в семье должно звучать не только на молитвенных собраниях, но и в определенное время дня или недели. Чем больше мы поем, тем больше получаем радости от пения. Но главное, чем больше любви, дисциплины и радости мы будем вкладывать в наше пение, тем богаче будут благословения для всей жизни христианской общины (группы), получаемые от совместного пения.

В совместном пении звучит голос церкви. Пойте не вы а Церковь, а вы как член Церкви можете принять участие в ее пении. Совместно пение, проводимое правильно, должно расширять наш духовный горизонт, помогать нам ощущать себя и свою небольшую группу верующих частью великой Христианской Церкви на земле, производить в нас удовольствие и готовность присоединяться со своим пением (каким бы оно ни было — хорошим или слабым) к пению Церкви.

Совместные молитвы

Божье Слово, голос Церкви и наши молитвы составляют единое целое. Поговорим о совместной молитве. «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, дано будет им от Отца Моего Небесного»(Мф.18:19). Никакая другая составная часть молитвенного собрания не представляет столько трудностей и проблем, как общая молитва, ибо здесь мы сами должны говорить. Мы услышали Божье Слово, нам было дозволено объединиться в гимне Церкви, а теперь мы должны помолиться Богу все вместе. Наша молитва должна быть выражена своими словами, это — молитва на предстоящий день, это — молитва о нашей работе, о нашей христианской общине (группе), о наших конкретных нуждах и грехах, которые присущи нам всем, о людях, которые находятся на нашем попечении.

Должны ли мы молиться за себя? Не запретно ли желание произнести общую молитву своими устами и своими собственными словами?

Независимо от того, какие могут быть возражения, факт остается фактом; если христиане хотят жить в единении друг с другом согласно Слову Божьему, они могут и должны сообща молиться Богу своими собственными словами. У них общие прошения, общая благодарность, общая заступническая молитва задругих; они должны молиться вместе радостно и уверенно. Надо преодолеть страх и смущение от того, что мы молимся своими словами в присутствии других, когда смиренно и спокойно общая братская молитва возносится Богу одним из нас. Также следует воздерживаться от критических замечаний различного рода, Когда один из братьев возносит общую молитву Богу во имя Иисуса Христа, даже если он говорит нескладно и запинаясь. Общая молитва — это самое что ни на есть естественная потребность в жизни христиан. Как бы ни были благотворны и эффективны наши стремления направленные на то, чтобы наша молитва была чистой и строго библейской, они не должны подавлять молитву, произносимую своими словами, ибо Иисус связывает с ней большое обетование.

Желательно, чтобы общая произвольная молитва (своими словами) в конце семейного молитвенного собрания произносилась главой семьи. Во всяком случае она должна произноситься одним и тем же человеком, которому это поручается. Чтобы уберечь общую молитву от ложной субъективности, кто-то один должен молиться за всех на протяжении длительного периода времени.

Для того, чтобы один человек мог успешно молиться за группу, необходимо чтобы все остальные члены группы помолились за него и за его молитву. Как может человек произнести общую молитву от лица всех, если он не укреплен и не поддержан всеми? Здесь каждое критическое слово должно уступить место ходатайствующей молитве и братской помощи. В противном случае христианская группа может легко и мгновенно распасться!

Общая молитва своими словами — это молитва всей группы, а не того человека, которому поручено помолиться за всех. Поэтому он должен хорошо знать заботы, нужды, радости, прошения и надежды всех членов группы. Он должен быть знаком с их работой и всем тем, что их окружает. Он молится, как брат среди братьев. Требуется большая практика и большое внимание, чтобы не спутать свое сердце с сердцем своих собратьев. Только в этом случае он будет хорошо выполнять свое поручение — молиться за всю христианскую группу. Поэтому желательно, чтобы остальные члены группы помогали ему советами и предложениями, а также сообщали ему свои просьбы об упоминании в молитве своих конкретных нужд и потребностей. Тогда молитва действительно будет общей молитвой всех.

Хотя эта молитва произвольно выражается своими словами, она должна иметь определенный внутренний порядок. Она не должна быть хаотичным изливанием чувств человеческого сердца, она должна быть молитвой внутренне упорядоченного общения. Некоторые нужды упоминаются в молитве каждый день, но возможно каждый раз немного по-разному. Вначале каждодневное прошение об одном и том же может быть несколько однообразным. Но со временем этот индивидуалистический подход к молитве, несомненно, исчезнет. Если есть возможность увеличивать число ежедневных прошений в молитве, то можно попробовать составлять план на неделю. Если же такой возможности нет, то все равно такой план полезен для организации личного молитвенного времени. Связь произвольной молитвы с читаемыми отрывками из Св.Писания может также помочь освободиться от субъективных пристрастий в молитве и придать ей основательность и содержание.

Часто случается, что у человека, которому поручено произнесение общей молитвы, нет должного духовного настроения в данный конкретный момент, и он склонен передать это поручение другому верующему. Однако это нежелательно, т.к. при подобной практике общая молитва будет зависеть от человеческого настроения, что именно тогда, когда человек, чувствуя внутреннюю опустошенность и усталость или ощущая себя недостойным, хочет выполнять свое поручение, он должен научиться понимать, что значит иметь поручение в общине (группе); его братья должны поддержать его и помочь справиться с малодушием и неспособностью молиться. Возможно, именно в этот момент человек постигает истину слов апостола Павла: «Ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26). Все зависит от понимания в общине, от ее помощи и от участия всех в братской молитве.

При определенных обстоятельствах уместно использовать даже в небольших семьях общепринятые молитвы. Однако во многих случаях это становится предлогом для того, чтобы постоянно избегать настоящую молитву, произносимую своими словами. Многообразие церковных форм и мыслей может легко увести нас от нашей собственной молитвы, и хотя молитвы становятся красивыми и глубокими, они не искренни. Хотя церковные молитвенные традиции полезны для нас, т.к. они учат нас, как надо молиться, тем не менее они не могут заменить собой ту молитву, которую я должен сам вознести Богу сегодня. Даже самые безыскусные и невнятно произнесенные, но свои собственные слова молитвы, могут быть лучше, чем хорошо сформулированная молитва.

Нет необходимости подробно говорить о том, что Церковное богослужение отличается от ежедневного богослужения в кругу семьи.

Часто в христианской группе возникает желание собираться вместе, помимо ежедневно молитвенных собраний, для особой молитвы. Здесь нет никаких установленных правил, кроме одного — такие особые собрания следует проводить только в том случае, если этого хотят все и если все могут присутствовать в назначенное время. Любая личная инициатива в этом вопросе может привести в конечном счете к распаду общины. Именно здесь сильные должны проявить свою способность нести бремя слабых, а слабые — свою способность не осуждать сильных. Новый Завет учит нас, что произвольная общая молитва христиан является наиболее естественной формой христианского поклонения и не должна вызывать недоверия. Но если в группе кто-то чувствует недоверие или испытывает неловкость, к нему надо отнестись с терпением. Пусть ничто не делается по принуждению, а только по желанию и в любви.

Общение христиан за столом

Итак, на пороге каждого дня стоит Божье Слово, гимн Церкви и общая молитва. Но лишь после того, как христиане укрепятся хлебом вечной жизни, они получают от Бога хлеб насущный для своей временной (земной) жизни. Воздавая благодарение Богу и прося Его благословений, христианская семья получает хлеб свой насущный из рук Господа. С тех пор, как Иисус Христос воссел за столом со своими учениками, общение за столом всегда благословляется Его присутствием. «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его» (Лк.24:30-31).

В Св.Писании говорится о трех видах христианского nayemh за столом, при котором присутствует Иисус: ежедневное общение за столом, Святое Причастие и, наконец, общение за столом в Царстве Божьем. Во всех этих случаях главным является то, что «открылись у них глаза, и они узнали Его».

Что значит узнать Иисуса Христа в присутствии этих даров?

Во-первых, это значит узнать Его как «дающего эти дары», как Господа и Создателя этого мира наряду с Богом Отцом и Святым Духом. Поэтому христиане за столом молятся словами «Да будет благословенны Твои дары», признавая тем самым вечную божественность Иисуса Христа.

Во-вторых, это значит признать, что все земные дары даются только ради Христа, так как весь этот мир сохраняется только ради Иисуса Христа, ради Его Слова и Его благой вести. Он — истинный хлеб жизни. Он не только даритель даров, но и дар сам, ради которого существуют все земные дары. Бог в Своем терпении продолжает поддерживать нас своими дарами — только потому, что благая весть об Иисусе Христе должна распространяться дальше и найти верующих и потому что наша задача еще не выполнена. Поэтому христиане за столом молятся словами Лютера: «О, Гсоподи Боже, небесный Отец, благослови нас Своими дарами, которые ты по Своей милости даешь нам через Иисуса Христа, Господа нашего», исповедуя тем самым, что Иисус Христос — божественный Посредник и Спаситель.

В-третьих, христианская община верит в то, что когда она молится о присутствии Господа, Господь всегда будет с ними. Они молятся так: «Господи Иисусе, приди, будь нашим гостем», исповедуя тем самым милостивую вездесущность Иисуса Христа. Каждый раз, когда христиане садятся за стол, они проникаются благодарностью к присутствующему среди них живому Господу и Богу, Иисусу Христу. Нельзя сказать, что молясь о присутствии Господа за столом, христиане преследуют цель «освящения» материальных даров. Наоборот, преисполненные великой радостью от получения благих даров в своей физической (материальной) жизни, христиане признают своего Господа истинным дарителем всех даров. Подлинным Даром, истинным Хлебом самой жизни и наконец, Тем, кто призывает их на пир в Царстве Божьем. Вот почему ежедневное общение за столом особенным образом соединяет христиан с их Господом и друг с другом. За столом они узнают своего Господа — Того, кто преломляет хлеб для них, и глаза их веры открываются.

Общение за столом носит праздничный характер. Среди нашей повседневной работы оно служит постоянным напоминанием о том, что Бог отдыхал, завершив Свою работу, о Шаббате как о смысле и цели недели, и о нашем труде. Наша жизнь — это не только труд и работа, это также обновление сил и радость в благости Божьей. Трудимся мы, но Бог питает и поддерживает нас. И это причина, достойная празднования. Человек не должен есть «хлеб печали» (Пс.126:2); он должен «есть с веселием хлеб твой» (Еккл.9:7); «и похвалил я веселие, потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» (Эккл.8:15); но, разумеется, «кто может есть и кто может наслаждаться без Него?» (Экл.2:25). О семидесяти старейшинах Израилевых, которые взошли на гору Синай с Моисеем и Аароном, сказано, что «они видели Бога, и ели, и пили» (Исх.24:11). Бог не приемлет наше непраздничное и невеселое настроение, когда мы едим наш хлеб в печали, в показной торопливой спешке или даже с чувством стыда. Бог призывает нас возрадоваться и отдохнуть посреди нашего рабочего дня, сев за стол со своими братьями.

Общение христиан за столом предлагает определенное обязательство. Мы едим НАШ насущный хлеб, а не каждый ест свой собственный. Мы разделяем хлеб друг с другом. Таким образом, мы связаны друг с другом не только в Духе, но и во всем нашем физическом существе. Один хлеб, который дается всем нам, связывает всех нас вместе прочным заветом. Никто не должен быть голодным, если у другого есть хлеб, и тот, кто нарушает это общение материальной жизни, тот нарушает общение в Духе. «Раздели с голодным хлеб» (Ис.58:7). «Не опечаль души алчущей» (Сирах 4:2), ибо это Господь приходит под видом «алчущего» (Мф.25:37). «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак.2:15,16). Когда мы едим хлеб наш насущный вместе, нам для насыщения достаточно даже самой малой толики. Голод наступает только тогда, когда человек для себя. Таков странный божественный закон. Разве история о том, как Иисус накормил пять тысяч человек двумя рыбами и пятью хлебами (а также и другие библейские истории) не говорит нам о том же?

Общение за столом учит христиан понимать, что они по- прежнему едят тленный хлеб своего земного странствия. Но если они разделяют друг с другом этот хлеб на земле, то они также все вместе будут принимать нетленный хлеб в доме Бога Отца. «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк.14:15).

Повседневный труд

От рассвета до вечера христианский день принадлежит работе. «Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера» (Пс.103:23). В большинстве случаев молитвенное собрание христианской семьи прерывает рабочий день. Моление и работа — это две разные вещи. Работа не должна мешать молитве, а молитва не должна мешать работе. Божья воля была как на то, чтобы человек работал шесть дней, а на седьмой отдыхал и освящал день в Его присутствии, так и на то, чтобы каждый день христианина был как молитвой, так и работой. Молитва имеет право на свое время. Одна, но большая часть дня принадлежит труду. И только там, где и работа и молитва получают то, что им положено, становится ясно, что они неразделимы. Без труда и бремени дневных забот молитва не есть молитва, а без молитвы работа не есть работа. Это знает только Христианин. Единство труда и молитвы становится явным, когда есть четкое разграничение между ними.

Работа погружает человека в мир вещей. Христианин выходит из мира братских отношений и вступает в мир безликих вещей, соприкосновение с которым помогает ему познать объективность, т.к. «неодушевленный» мир — это всего лишь орудие в руках Бога для очищения христиан от эгоцентричности и своекорыстия. Мирская работа может быть сделана только там, где человек забывает о самом себе, где он растворяется в деле, в реальности в задании, в «бездушном» мире. В труде человек приучается ограничиваться только работой, работа для него становится лекарством против лености и нерадивости. Страсть плоти угасает в мире вещей. Но это может произойти только, если христианин прорывается через «бездушность вещей» к «Тебе», т.е. к Богу, который дает ему работу и делает так, что работа становится средством освобождения человека от самого себя. При этом работа не перестает быть работой. Наоборот, тот, кто понимает, что для него делает работа, ищет трудную и тяжелую работу. Борьба с миром вещей по-прежнему продолжается, она ведется постоянно. Но в то же время происходит «откровение»: человек открывает для себя единство молитвы и работы, единство дня. Найти, помимо бездушного мира каждодневной работы, «Тебя», т.е. Бога, означает, как оказал апостол Павел «молиться непрестанно» (1Фесс.5:17). Молитва христианина выходит за рамки отведенного ей времени, «прорастая» в работу. Она пронизывает весь день, но при этом она не мешает работе, а наоборот способствует ей, придавая ей смысл и радость. Таким образом, каждое слово, каждый труд и каждое усилие христианина становится молитвой. Это не означает, что он постоянно отворачивается от работы, которая должна быть выполнена. Это означает, что он пробивается через бездушность вещей к милостивому ТЫ. «И всё, что вы делаете словом или делом, все делаете во имя Господа Иисуса Христа» (Кол.3:17)

Благодаря такой цельности дня — единению молитвы и труда — в нем присутствует порядок и дисциплина. Они должны присутствовать как в утренней молитве, так и в течении всего рабочего дня. Утренняя молитва определяет день. Сожаление о бесцельно потраченном времени, одолевающие нас искушения, лень и вялость в нашей работе, недисциплинированность и беспорядок в наших мыслях и в наших отношениях с другими людьми зачастую являются причиной нашего невнимания во время утренней молитвы. Если наше время укоренено в молитве, оно будет лучше организованно, распределено и использовано. Искушения, которые нам приносит рабочий день, преодолеваются нашим обращением к Богу. Решения, принятия которых требует работа, будут проще и легче, если мы будем принимать их, исходя не из страха перед людьми, а в присутствии Бога. «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол.3:23). Даже нудная механическая работа будет выполняться с большим терпением, если человек будет делать ее, помня о Боге и о Его повелениях. Наша сила и наша энергия, которую мы вкладываем в работу, возрастают, когда мы молимся Богу, прося укрепить нас для совершения нашей повседневной работы.

Полдень и Вечер

Если есть возможность, полдень должен стать для христианской семьи часом отдыха, прерывающим трудовой день. Пол-дня прошло. Семья благодарит Бога и молится о том, чтобы Он сохранил всех до наступления вечера. Она получает свой хлеб насущный и молится словами гимна Реформации:

«О накорми, Отец, твоих детей

Утешь нас, страдающих грешников».

Бог дает пропитание. Мы не можем и не должны требовать наше пропитание как если бы мы имели на него право, ибо мы, являясь бедными грешниками, не заслуживаем его. Пропитание, которое дает нам Бог, становится утешением страждущих, ибо это — знак Его благодати и верности, знак того, что Бог поддерживает и направляет Своих детей. Правда, в Св. Писании сказано: «… если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фесс.3:10)., т.е. «хлеб насущный» мы должны заработать. Но в Св.Писании ничего не сказано о том, что работающий человек должен требовать от Бога свой хлеб. Есть повеление, чтобы мы работали, но хлеб насущный — это милостивый дар Божий. Мы не должны воспринимать, как должное, то, что наша работа дает нам хлеб; это скорее порядок, предусмотренный Богом по Его благодати.

День принадлежит только одному Богу, и в середине дня Божьи люди собираются и принимают Божье приглашение придти и сесть за стол. Полдень — это один из семи молитвенных часов Церкви и Псалтири. В разгаре дня Церковь возносит свой голос триединому Богу, восхваляя Его чудеса и молясь о помощи и скором искуплении. В полдень, когда Иисус был на Кресте и когда завершалась работа по искуплению, померкло небо. И если христианская семья может собираться вместе в этот час на небольшое время, чтобы помолиться и спеть гимн, это не пройдет бесследно.

Рабочий день подходит к концу. Если день был трудным и напряженным, христианин поймет, что имел ввиду Пауль Герхардт, когда он сказал:

«Моя голова, руки и ноги

Радостно приветствуют отдых,

Зная, что их труд окончен.

Сердце мое, ты тоже должно

Успокоиться и освободиться от грешных чувств,

Перестань щемить и печалиться».

Достаточно и одного сегодняшнего дня для укрепления веры, следующий день принесет свои заботы.

И снова христианская семья собирается вместе за вечерним столом на последнее молитвенное собрание. Вместе с учениками из Еммауса они молятся: «…останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру» (Лк.24:29). Замечательно, если семья собирается на вечернее молитвенное правило действительно в конце дня и слова молитвы является последними словами перед ночным отдыхом. Когда опускается ночь, истинный свет Слова Божьего ярче сияет для Церкви. Молитва с произнесением псалмов, пение гимна и общая произвольная молитва завершают день так же, как они начали его.

Следует сказать несколько слов относительно вечерней молитвы. Вечер — наиболее подходящее время для молитвы за других людей. После окончания дневной работы мы молим Бога послать благословение, мир, и защиту всем христианам в мире, нашей общине, пастору нашего прихода, бедным, несчастным и одиноким, больным и умирающим, нашим соседям, нашим родным и близким. Когда, как не в тот час, когда наши руки прекращают работу и мы отдаем себя в руки Бога, мы наиболее глубоко ощущаем Божью силу и Его деяния? Когда, как не в то время, когда мы закончили свой труд, мы более всего готовы к молитве, прося благословение, мир и защиту? Когда мы устали, Бог совершает свою работу. «Не дремлет и не спит Хранящий Израиля» (Пс.120:4).

Вечерняя молитва в кругу семьи должна обязательно включать прошение о прощении за все плохое, сделанное Богу и нашим ближним, а также прошение о прощении для наших братьев за то плохое, что они совершили, и прошение о готовности охотно прощать тех, кто сделал что-то плохое нам. Существует старый монастырский обычай, когда согласно заведенному порядку настоятель монастыря просит прощения у братьев за все свои грехи и проступки, совершенные против них. После того, как братья заверяют настоятеля в своем прощении, они просят его простить их за их грехи и проступки. «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4:26). Любые разногласия, которые принес день, должны «залечиваться» вечером — таково непреложное правило каждой христианской семьи. Христианин не должен ложиться спать с непримирившимся сердцем; это — опасно. Поэтому очень важно отводить особое место вечерней молитве о братском прощении, о примирении и возобновлении братских взаимоотношений.

И, наконец, поражаешься тому, что во всех раннехристианских вечерних молитвах очень часто встречается прошение о том, чтобы Бог сохранил ночью от дьявола, ужасов и от внезапной злой смерти. В те времена люди очень остро ощущали человеческую беспомощность во время сна, родство сна со смертью, дьявольские поползновения соблазнить человека, когда он беззащитен. Поэтому они молились,о том, чтобы Святые ангелы с их святым оружием защитили их и помощи небесного воинства, если сатана одержит верх над ними. Наиболее глубокой и примечательной является старинная церковная молитва, в которой верующие просят «когда во сне наши глаза закрыты, пусть Бог сделает так, чтобы наши сердца бодрствовали». Это молитва о том, чтобы Бог мог пребывать с нами и в нас, даже если мы не осознаем Его присутствие, чтобы Он хранил наши сердца чистыми и святыми, несмотря на все волнения и искушения ночи, чтобы наши сердца всегда бодрствовали и слышали Его призыв и чтобы мы, подобно отроку Самуилу, могли ответить Ему даже ночью: «Говори, Господи; ибо слышит раб Твой» (1Цар.3:9). Даже во сне мы либо в руках Бога либо может творить Свои чудеса для нас, а дьявол может привести нас к погибели. Поэтому мы молимся вечером:

«Когда наши глаза слипаются от сна,

Пусть наши сердца бодрствуют;

Огради нас, Господи, Твоей десницей,

Спаси нас от страшных ужасов греха».

Лютер.

Но как говорится в Псалтыри, «Тебе принадлежат и день, и ночь» (Пс.73:16 в совр.переводе).