Глава 8. Неразумные мыслители: люди обладают способностью думать

Консультанты должны понимать, что клиенты, которым они стараются помочь, несут в себе Божий образ. Никакой другой факт не является более важным и необходимым для правильного понимания людей.

В предыдущей главе я развил идею о том, что носители Божьего образа являются существами, созданными для взаимоотношений в том виде, каким является и сам Бог. Бог состоит из трех личностей, которые находятся в непрерывном взаимоотношении друг с другом, а Сам Бог находится во взаимоотношениях со Своим творением. Мы были созданы способными получать глубокое удовлетворение от Его любви и отвечать на Его любовь любовью к Нему и к другим людям.

Я также предположил, что Бог, как личность, еще и целеустремленное существо. Следовательно, Он разрабатывает план и следует ему. Подобно Ему, мы также являемся целеустремленными существами, которые ради достижения своих целей вырабатывают определенные стратегии.

В этом смысле мы похожи на Бога. Он является личностью (целеустремленной и стремящейся к взаимоотношениям), и мы тоже. Но необходимо помнить, что мы отличаемся от Него в самом главном. Он — всемогущее, абсолютно самодостаточное и независимое существо; мы — ограниченны и зависимы от Бога во всем, что необходимо для поддержания жизни как физической, так и духовной. Мы просто не обладаем необходимыми источниками или способностью брать эти источники где-то еще, чтобы вступать во взаимоотношения любви или выполнять многозначительные планы.

Мы абсолютно зависимы. Мы зависим от кого-то .вне нас самих, который дает нам любовь и смысл жизни. И поскольку мы созданы для того, чем сами не обладаем (взаимоотношения и импульс), наша природа стремится к той жизни, для которой мы предназначены. Поэтому мы стремимся к любви и цели в жизни.

Когда консультант беседует со своим клиентом, он должен знать, что имеет дело с носителем Божьего образа, личностью, которая не может по-настоящему быть живой и счастливой, если не знает Бога и не участвует в осуществлении Божьих планов. Каждая «личная проблема (никакая жизненная проблема не связана напрямую с какими-то органическими нарушениями) имеет свои изначальные корни — отсутствие взаимоотношений с Богом и приоритеты, отличные от Бога.

Если это так, то консультация должна быть направлена прежде всего на восстановление нарушенных взаимоотношений с Богом, для чего человека надо привести к такому покаянию, которое в свою очередь ведет к радости общения с Богом и решимости служить Ему. Но в большинстве случаев теории консультации предлагают такие перемены, в которых вообще не затрагиваются вопросы ‘покаяния и послушания.» А те немногие теории, которые имеют дело с такими сторонами, сводят покаяние к решению совмещать поведение человека со стандартами Библии. Редко какие подходы к консультации предлагают глубокое покаяние, которое имеет прямое отношение к невидимым и превратным ценностям обманчивого сердца.

Сторонники гештальт-терапии, первичной терапии и многие другие считают, что реальные перемены в человеке происходят тогда, когда он в полной мере переживают внутри себя боль. «Самовосприятие», «депрессия» и «реконтекстуализированное воспоминание» рассматриваются в качестве методов терапии.

Психодинамическая терапия определяет проблему как отрицание конфликта, который надо в полной мере осознать и через который надо пройти, смотря фактам в лицо, а не убегать от составляющих этого конфликта. Путь к переменам лежит «внутри», и сами перемены происходят в момент, когда защита достигает такой точки, после которой человек освобождается от неконтролируемых эффектов отвергнутого конфликта.

Сторонники экзистенциальной психологии считают, что необходимо что-то понимать и улавливать уже в настоящий момент. Ключ к решению проблемы — «осознание». Для мирского человека это может быть осознание того, что происходит между двумя людьми во время их взаимодействия. Для христианина это может быть осознание реальности Христа либо через переживание «второго благословения», либо когда до человека вдруг доходит, что значит «почитать себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе».

Другая группа специалистов, призванная помогать людям, рассматривает в качестве пути к переменам новый образ мышления. Сторонники «позитивного мышления», «мышления о возможностях», «позитивного ментального подхода», «библейского склада ума» и «самоутверждения» утверждают, что для роста личности главным является контроль над мышлением. Главная идея так называемого движения «Новая Эра» состоит в том, что мы все подобны Богу, поэтому можем менять мир, имея к этому желание, твердо веря в себя и смело идя вперед и осуществляя свои мечты. При таком подходе грех не рассматривается в качестве важной проблемы или же вообще сводится к недостатку веры в самого себя. Дорогой же к миру, радости и процветанию считается использование потенциала человека в качестве божественных сил.

Ни один из этих подходов не рассматривает покаяние в качестве главного аспекта в процессе перемен. Однако есть такие подходы, которые говорят о грехе как о корне всех человеческих проблем и находятся очень близко к выделению вопросов покаяния и послушания в качестве главных. Но очень часто сторонники этих взглядов считают грех не более чем плохим поведением. Покаяние рассматривается всего лишь как решение изменить поведение, а послушание становится желанием совершать хорошие поступки. Такие усилия похвальны и необходимы, но они не имеют ничего общего с решением глубоких проблем злого и обманчивого сердца.

При этих подходах можно претендовать на определенные успехи, порой даже просто впечатляющие. Они могут заставить человека измениться. Однако здесь встает вопрос: какого рода перемены возникают при таком подходе? Освобождения от симптомов, чувства счастья, улучшения отношений в семье или же более развитого чувства ответственности можно достичь с помощью различных стратегий консультации, но достойны ли такие перемены носителя Божьего образа, который создан для взаимоотношений и импульса?»

Библейская консультация, как я полагаю, должна формировать человека для особых перемен в нем. Освобождение от депрессии, чувство счастья, хорошие отношения в семье и поведение, соответствующее требованиям Библии, могут быть теми переменами, которые достойны носителя Божьего образа, но они не определяют самого носителя. Носители Божьего образа должны меняться так, чтобы у них возникала более глубокая радость в Господе и более сострадательное и активное участие в жизни других людей. Радость в Боге и активная помощь другим людям словом, сочувствием, дружбой — вот в чем состоят перемены!

Если нам надо понять сложность и трудность перемен, мы должны понимать и конечный результат этого процесса. Позвольте мне кратко описать, как выглядят изменившиеся и продолжающие меняться носители Божьего образа. После этого мы уже можем задавать вопросы о процессах, которые ведут к таким переменам, и судить об эффекте этих перемен.

Здоровые люди

Здоровые люди испытывают глубокую радость от общения с Богом, что выражено внезапным взрывом восторга, за которым следует длительный период спокойной преданности Ему. Их жизнь неразрывно связана с Ним. Они знают, что в глубине души чувствуют Его прикосновение.

Это прикосновение позволяет им накапливать в себе все больше и больше сил для активного участия в жизни других людей. Они не боятся открыто войти в жизнь других людей, не требуя при этом никакой защиты или поддержки, потому что им не грозит боль разочарования и конфликта, которые неизбежно возникают при активном участии в жизни падших людей. Эта неизбежная боль не заставляет их вновь прятаться за стену некоего соответствия («Я сделаю то, чего от меня ждут») или духовного отступления («Ну что же, будет молиться об этом»). Зрелые христиане не отступают, они все настойчивее идут вперед.

Здоровые люди прекрасно понимают, насколько важно не торопиться и быть осмотрительными, когда имеешь дело с теми людьми, с которыми возникают конфликты. Они знают, что их усилия помочь другим людям никогда не будут абсолютно своевременными или всесторонне осмотрительными. Но они все равно идут вперед. Их стилем жизни является активная помощь людям. Само их присутствие заставляет некоторых людей почувствовать в себе желание жить более благопристойно.

Другое дело, что здоровые люди испытывают мало радости. Жизнь для них подобна минорной мелодии, в которой есть, однако, предчувствие того дня, когда Ведущий Музыкант вдруг заиграет торжественный мажорный гимн. Здоровые люди грустят, потому что знают, что все вокруг них происходит не так, как нужно, но в то же время их разочарование этим миром не перерастает в злость. Они ждут лучшего дня, уверенные в том, что он придет.

Здоровые люди не боятся оказаться растерянными. Они не претендуют ни на какую независимость и власть, и поэтому терпимо относятся к неопределенности, если вообще не приветствуют ее. Растерянность усиливает их уязвимость по отношению к тем людям, которые не склонны теряться и могли бы вести их за собой. Они легко вступают в присущую им зависимость, рассматривая веру как призыв идти вперед при отсутствии определенности.

Они борются — и иногда проигрывают. Они в большей степени чувствуют искушения, чем менее здоровые люди, — и иногда поддаются им. Но они знают, что значит каяться искренне, всей душой, что значит отворачиваться от тех идолов, к которым они стремились в поисках удовлетворения, и что значит обратиться к Богу жизни, в Котором только и можно обрести истинные взаимоотношения и импульс.

Здоровые люди не свободны от общих симптомов эмоциональных расстройств, но эти симптомы не властвуют над ними, по крайней мере долгое время. Иногда они чувствуют сильное одиночество и невыносимую боль — и в такие минуты кажется, что, если они теснее соприкоснутся с реальной жизнью, им станет лучше. Но они идут дальше своей дорогой, зная о том, что удовлетворяющая близость заменит им одиночество, а явное удовольствие заменит им боль. Их пути взаимодействия с Богом и другими людьми так же отличны друг от друга, как снежные хлопья. Но все они обладают одним общим признаком: возрастающая способность быть открытыми для Бога и участвовать в жизни других людей.

И я думаю, что такая перемена достойна носителя Божьего образа. Даже сейчас, когда я пишу об этом, я чувствую в себе все больше желания жить именно такой жизнью. Я желаю не просто освободиться от болезненных воспоминаний и подавляющих эмоций. Я не просто хочу понять, каким образом во мне сформировались силы. Я не просто хочу изменить свои особенности поведения и освободиться от тревожащих меня симптомов. Я хочу общения — общения с Богом и другими людьми. Я жажду этого, как жаждет воды лань.

Однако того, что мне необходимо в первую очередь, этого, судя по всему, и не хватает. Многие люди могут выражать свои чувства и получать наслаждение от определенных удовольствий этой жизни. Но очень мало людей получают радость от глубоких взаимоотношений с Богом или другими людьми.

В чем проблема? Что необходимо сделать, чтобы прийти самим и привести других людей — тех, кто стремится именно к тому, что Бог дает в изобилии, — к источнику всего того, чего мы желаем? Как нам прийти к Нему?

Поверхностный взгляд на грех

Проблема заключается в грехе, а противодействие ему — покаяние, вера и послушание. Но, сказав это, мы обнаруживаем, что попытки понять эту проблему и методы ее решения только начинаются. Чтобы понять, почему жаждущие носители Божьего образа проходят мимо холодного потока живой воды и ищут удовлетворения в сухом песке пустыни, мы должны понять безумие греха. И мы должны задуматься об этом как следует.

Вероятно, самым большим препятствием для понимания того, что из себя представляет библейская консультация, является слабый и поверхностный взгляд на грех. Позвольте мне привести отрывок из книги Ричарда Ловлейса «Динамика духовной жизни». Отрывок довольно большой, но он стоит того, чтобы его рассмотреть.

«За последние два столетия понимание греха в церкви наряду с пониманием Бога в значительной степени претерпело изменение. Реформаторы понимали, что падшая человеческая природа обусловлена присутствием первоначального греха, силой, способной властвовать над человеком и обусловливающей его преступные действия. Они считали, что человек обладает свободой выбора делать то, что ему нравится, но без обновляющего труда Святого Духа он никогда не будет стремиться к Богу и служить Ему. Без благодати даже самые лучшие его поступки будут основаны на неверии, и даже его достоинства будут обращены против Бога…

И хотя со стороны может показаться, что большинство людей являются растерянными искателями истины, наивно уважающими Бога, …реальная жизнь показывает, что, если ими не движет Святой Дух, у них развивается естественное отвращение к настоящему Богу, бесконтрольное желание нарушать Его законы, и каждый раз, когда они вообще только о Нем задумываются, они склонны только осуждать Его. Они находятся в нравственной вражде с Богом, Который открывается людям в Библии. Поскольку Его цель расходится с целью людей буквально во всем, они ненавидят Его больше, чем все остальные ограниченные существа на земле, и прекрасное тому доказательство — то, как они поступили с Его Сыном. Как правило, они не осознают эту вражду, она не видна за пеленой их неверия…

В ХVIII и XIX веках этот глубокий анализ греха был отвергнут растущим рационалистическим движением, сторонники которого, из-за своего смутного представления о Боге, стали давать такое определение добродетели, которое не имеет никакого отношения к вере в Бога. Они стали говорить о врожденной добродетели человека. В то же самое время церковь перестала понимать, что такое грех, как и перестала осознавать Бога. И постепенно грех получил такое определение, при котором его можно было объяснить чисто рационально: грех — это осознанное и добро вольное нарушение общепринятых законов… [выделено мной].

В конце XIX столетия, когда церковь совсем утратила всякое представление о бессознательных мотивах, кроющихся за чисто видимыми действиями, Зигт мунд Фрейд вновь раскрыл этот фактор и облек его в форму тщательно разработанной и глубокой светской мифологии. Одним из последствий этого существенного сдвига стало то, что в XX веке роль пасторов зачастую стала сводиться к роли законнических моралистов, в то время как более глубокие аспекты исцеления душ стали задачей психотерапии, даже среди евангельских христиан.

Но структура греха в человеческой личности гораздо сложнее самих по себе действий и помыслов сознательного непослушания в прямом смысле этого слова. Если смотреть с точки зрения Библии, то грех нельзя ограничить отдельными инстанциями или характерными чертами плохих поступков; грех — это нечто такое, что сродни психологическому термину комплекс’, органическое сочетание компульсивных подходов, убеждений и поступков, неразрывно связанных с отходом от Бога. Грех зарождается во время затемнения человеческого рассудка и сердца, когда человек отворачивается от истины о Боге и верит в ложь о Нем, а следовательно, и в ложь обо всем Его творении. Греховные мысли, слова и поступки исходят из этого затемненного сердца автоматически и импульсивно, подобно воде, вытекающей из загрязненного фонтана.

И человеческое сердце становится резервуаром бессознательных и беспорядочных мотиваций и отве тов, о которых невозрожденные люди, если они предоставлены сами себе, просто не догадываются, потому что «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иеремия 17:9)… Просмотрев Послание к римлянам (1:18-23), мы можем определить механизм, с помощью которого формируется этот бессознательный резервуар темноты, как подавление травматического материала, в первую очередь истины о Боге и о нашем состоянии… Их темнота — это всегда добровольная темнота, хотя они и не осознают, что подавляют истину [выделено мной]».

Несколько идей напрашивается после прочтения этого отрывка.

1. Грех — это не просто плохое поведение.

2. Определение греха как просто «осознанное и добро вольное нарушение общепринятых законов» — упрощенный подход к очень сложной и страшной реальности греха.

3. Чтобы понять грех, мы должны внимательно рассматривать убеждения и мотивы, которые скрываются за действиями.

4. Убеждения, которые скрываются за действиями, а также мотивации, которые исходят из этих убеждений, как правило, носят бессознательный и преступный характер (духовная слепота желанна, а потому предпочтительнее).

5. Если духовно слепые люди должны осознать свою греховность, необходим просветительский и возрождающий труд Святого Духа.

6. Если мы не поймем, что грех является корнем бессознательных убеждений и мотивов, и не определим, как нам обнаружить эти глубокие силы, спрятанные в каждой личности, и как с ними бороться, церковь и дальше будет выполнять роль чисто номинального регулятора, тогда как психотерапевты, независимо от того, основаны ли их теории на учении Библии или нет, будут и в дальнейшем лучше церкви помогать людям восстанавливать свои силы. И в этом кроется большая трагедия.

Вероятно, главная ошибка евангельских церквей заключается сегодня в недостаточном понимании греха, как это утверждает Ловлейс. Многие пасторы смотрят на грех, как на айсберг, и проповедуют такой взгляд другим людям. Они беспокоятся только о том, что видно над поверхностью воды. Подобно наивному капитану, который ведет свое судно в обход макушки айсберга, не понимая, что скрытая под водой основная часть ледяной горы может пропороть его судно, христианские учителя слишком часто довольствуются тем, что их ученики исходят из церковного определения греха, которое толкует его как неправильное поведение.

При таком подходе к греху очень сложно справиться со многими греховными убеждениями и непонятными мотивами. Результатом этого становятся внешнее приспособленчество, которое маскируется под духовное здоровье, внутренняя пустота и развращенность, которые не дают человеку радоваться Богу и принимать активное участие в жизни других людей. Апостол Павел говорит, что настоящая перемена в нас требует не только отказа от греховного поведения. Настоящая перемена требует, чтобы мы полностью осознали, насколько затемнен наш разум, и поняли, что значит дать Святому Духу обновлять наш ум так, как об этом написано в Послании к римлянам (12:1-2):

«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».

Обновление ума — это не просто запоминание Писания и размышление над истиной Библии, хотя и то, и другое — хорошее и нужное дело. Это не просто «мысли о жизни» и стремление помнить о том, что Бог говорит в Своем Слове, хотя это тоже необходимо.

Обновленный ум вовсе не означает некий ум, наполненный веселыми клише о радости жизни или о нашей возможности превратить трагедию в триумф.

Настоящая перемена — это перемена внутри самого человека, в котором обманчивое сердце, полное мотивов, скрытых даже от самого этого человека, и затемненный ум, скрывающий идеи, которых мы даже не осознаем, должны быть выявлены и сопоставлены с Божьей истиной.

Если грех действительно подразумевает подсознательные убеждения и мотивы, которые отвергают истину о жизни Христа и уводят нас от Него к другим якобы источникам жизни (неправильным путям, ведущим к смерти, но кажущимся правильными), то мы должны обратить серьезное внимание на то, как мы думаем, о чем мы думаем и как наш ум может обновиться.

В этом состоит главный смысл второго элемента личности как Божьего образа: способности думать.

Рациональный круг

Как носители Божьего образа мы похожи на Бога. Мы вовсе не похожи на Него в смысле независимости, но, как и Он, мы обладаем способностью наблюдать за окружающим нас миром, формировать свои образы и убеждения, направлять нашу жизнь согласно нашим знаниям, подчинять наше понимание оценкам и переменам. Одним словом, мы способны думать.

Давайте с помощью круга представим эту нашу способность (схема 8.1).

Сотворив человека, Бог наделил его способностью думать. До грехопадения все убеждения и помыслы Адама были правильными. Он воспринимал самого себя, будучи зависимым, совершенно правильно. Он понимал, что жизнь — в Боге и что послушание является основой взаимоотношений между творением и Творцом.

Адам не был глуп. Ему было ясно, что сам по себе он не обладает теми источниками, которые необходимы для жизни; он нуждался в Боге, и он знал это. У него не было никаких помыслов о независимости и вере только в самого себя.

Правильно понимая основную структуру жизни, Адам мог правильно и объективно думать обо всем. Его сознание не было ни затемненным, ни глупым. Теперь пусть прерывистый круг отразит тот уровень, до которого мышление человека может быть точным (схема 8.2).

Никто не может понимать абсолютно все. По этой причине Адам совершил безрассудный поступок: он поддался предложению сатаны найти лучшую жизнь в отличие от той, что давал Бог, провозгласив свою независимость от Бога. Он отказался от зависимости, думая, что, отделившись от Бога, он сможет найти лучшую жизнь.

Восстав против Бога, человек стал глупым, поскольку он отверг необходимую основу всякого ясного мышления (жизнь только в Боге, а не в самом человеке) и поверил в ложь, которая неотъемлема от иной мысли: лучшую жизнь можно найти через независимое самовыражение и самоопределение.

Та ложь, в которую поверил Адам, оказалась настолько неотъемлемой от взгляда человека на жизнь, что, когда он в нее поверил, он тем самым поверг и самого себя, и всех своих потомков в нравственную тьму. Человек восстал против Бога, поверив, что послушание не является для него обязательным условием жизни. Как потомки Адама мы уже естественным образом думаем, что можем заполнить свои персональные круги собственными усилиями с помощью своих собственных источников. Но это неправда. Полного удовлетворения нельзя получить без взаимоотношений с Богом и послушания Ему. И все же мы считаем, что можем без Него обойтись.

Мы стремимся к независимости и всем своим существом идем против Бога. Мы находимся во вражде с Ним. Мы ненавидим Его, потому что Он требует от нас того, что, по нашему глупому разумению, лишит нас жизни: подчинения, веры и послушания.

Поскольку само наше мышление извращено ложью о том, что мы можем найти жизнь и без Бога, наши убеждения о моральных ценностях тоже неверны. Мы можем с точностью сказать, что в физическом мире два плюс два будет четыре, но, когда мы попробуем обрисовать нравственный мир, мы обнаружим свою полную умственную несостоятельность. Мы глупы и слепы. И наш рациональный круг оказывается пустым (схема 8.3).

Наше глупое мышление, предположит кто-то, имеет свойство самокорректироваться. Когда мы понимаем, что наши идеи о поисках счастья неверны, мы должны перейти к другому плану с такой же простотой, с какой меняем прачечную, когда понимаем, что качество работы первой прачечной не соответствует тому, что о ней говорилось в рекламе. И мы способны проявить гибкость — в рамках своей ограниченности. Мы переходим к любому альтернативному плану, который кажется действенным, если только он не вынуждает нас идти на компромисс с нашим стремлением к самоопределению.

Когда жена отказывается вступать в интимные отношения со своим мужем, презирая его за то, что он «ни о чем другом думать не может», желание мужа вступить в интимные отношения с другой, более покладистой женщиной может показаться очень привлекательным. И движение в этом направлении подтверждает мудрость этого плана. Вполне предсказуемы результаты такого действия: хорошие чувства, которые дают полное удовлетворение, выходящее далеко за рамки простого сексуального наслаждения, развод и повторный брак могут закрепить эти хорошие чувства на долгий период.

Смысл такой идеи в том, что, поскольку грех дает удовольствие на какой-то период времени (иногда даже на долгий период), те, кто хочет жить независимо, могут получить такое удовольствие, от которого человек чувствует глубокое удовлетворение. И вот здесь-то кроется ловушка; козырная карта сатаны. Действительно, может показаться, что независимость ведет к жизни. Кажется, что ложь сатаны эффективнее Божьей истины. Часто удовлетворение ощущается быстрее, если следовать злу, а не Библии. В 11-й главе Послания к евреям мы видим, как святые жили по вере и многие умерли, так и не увидав плодов своей веры.

Чем дольше мы идем по пути независимости, тем прочнее мы увязаем в грязи наших извращенных мыслей. Слабые мысли о пустоте иногда проникают в наше сознание, но мы их тут же отвергаем как признаки незрелости, невроза, недостатка успеха. Потоки отчаяния стекают в реки терапии, таблеток, поисков приключений, наркотиков, новых форм удовольствий, веселий, отрешения от жизни, медитаций или самоубийств. Наша глупость остается непобедимой; мы по-прежнему ищем жизни и не ищем при этом Бога, не стремимся подчиниться Ему.

Каким-то образом эта наша глупость открывает путь к мудрости. Ибо христиане, живя сначала жизнью неверующих людей, постепенно в этой своей жизни меняются. Грязь лжи (независимость значит жизнь) вычищается из самых сокровенных глубин личности. Наше понимание жизни постепенно исправляется и становится все ближе и ближе к истине (Иисус Христос — это жизнь). Перемена зависит от обновления нашего ума.

Образы и убеждения

Чтобы понять, что имел в виду Павел, когда говорил, что мы должны «преобразоваться обновлением ума нашего», мы сначала должны определить, что именно в нашем уме необходимо обновить. Что конкретно происходит в человеческом сознании?

На первый взгляд может показаться, что Библия не может помочь ответить на этот вопрос. Павел никогда не описывал подробно, из каких «частей» состоит наша личность. Он нигде не говорил об особенностях человеческой психологии. Вместо этого он уделял большое внимание личности — ожиданиям, мыслям, выбору, чувствам, которые испытывает личность, находясь во взаимоотношениях с Богом и подчиняясь Ему.

Но Павел говорил о тех внутренних процессах, которые в совокупности составляют то, что он сам назвал «внутренним человеком» (Ефесянам 3:16). «Внешний человек», т.е. видимый всеми окружающими человек, поступки которого можно наблюдать невооруженным глазом, является проявлением внутреннего человека (сердце, сознание, душа и т.д.). Павел ясно говорит, что внешние перемены без внутренних не имеют никакого смысла. Необходимо менять что-то внутри человека.

Подобным образом наш Господь обращается с едкой критикой к внешне религиозным людям, которые внутри самих себя извратили Божью истину (Матфея 23:25-28). Те люди, которые ведут себя внешне очень пристойно, но при этом ничего не делают с невидимыми грехами внутри самих себя, в первую очередь достойны осуждения.

Смысл этой истины в том, что если не уделить главное внимание внутреннему обновлению, то все внешние улучшения окажутся простым лицемерием. В переменах отчаянно нуждается нечто такое, что скрыто в самом центре моего Я. Но что это такое на самом деле?

Ожидания человеческого сердца, как я думаю, изменить невозможно. И даже если бы такая возможность нам представилась, мы оказались бы еще дальше от того, какими нас задумал Бог. Наши ожидания правомерны. Их необходимо чувствовать и выражать, чтобы мы могли лучше познавать Бога, как Того, Кто дает человеческой душе удовлетворение и любовь в полной мере. Проблема определенно не в наших ожиданиях.

В том отрывке Послания к римлянам, который я уже процитировал, Павел утверждает, что обновление должно происходить с нашим умом. Мы строим свою жизнь в соответствии с нашим пониманием того, кто мы такие и что представляет собой наша жизнь. Когда мы понимаем это неправильно, мы, безумные, идем по дороге, ведущей к смерти.

Как разумные существа мы способны наблюдать за окружающим нас миром и за самими собой, а также по-своему воспринимать все то, что мы видим. Это восприятие постепенно перерастает в образы реальности, т.е. в умственные представления того, что мы думаем об этой реальности.

Но мы не просто формируем образы реальности, дающие нам устойчивую структуру, в которой мы живем, но с помощью слов символизируем наблюдаемое нами таким образом, который позволяет нам вырабатывать концепции того, как устроен наблюдаемый нами мир. Спустя какое-то время наши мысли по поводу всего того, что происходит вокруг нас, превращаются в убеждения. Наши убеждения руководят нами в наших подходах к тому миру, который мы себе представляем. Давайте назовем наши убеждения R-1 одной частью рационального круга и наши образы R-2 вторым элементом нашей способности рассуждать.

Поскольку мы обладаем греховной природой, каждое наше правомерное ожидание неизбежно связано с грехом. Наши ожидания никогда не будут чистыми до тех пор, пока мы не окажемся на небесах. Наши ожидания ведут нас в том направлении, которое может оказаться неправомерным и греховным. То возрождение, о котором говорит Писание, вовсе не подразумевает сокращения наших естественных ожиданий, но оно постепенно очищает их для того, чтобы мы могли все сильнее и сильнее стремиться к Богу. Когда я говорю об образах, я говорю о совершенно отличном от того, что имеют в виду мыслители — положительные конфессионалисты и сторонники познавательной терапии. Эти люди рассматривают воображение как инструмент для раскрытия божественного потенциала, заложенного внутри нас, чтобы виртуально создать все то, чего мы желаем. Поверь в это, вообрази это — и это будет. На мой взгляд, падшие носители Божьего образа используют свою способность строить образы для того, чтобы иногда усиливать свои греховные стремления к независимости.

Таким образом, убеждения и поступки являются двумя операциями рационального круга. Будучи падшими носителями Божьего образа, мы пытаемся найти удовлетворение нашим стремлениям, не признавая власти Бога и не слушаясь Его. Поэтому мы истолковываем наш мир таким образом, который подкрепляет наше стремление к вере в самих себя. И эти убеждения и образы, которые мы развиваем, не привнесены в нас этим миром. Мы активно выбираем определенные способы восприятия и идеи (в тех рамках, которые определены нашим окружением), которые позволяют нам идти дальше по пути независимости. И это именно те образы и убеждения, которые необходимо осознать, в которых необходимо покаяться и которые необходимо изменить.

Обновление ума — это сдвиг от образов и убеждений, которые ведут нас к независимости, к образам и убеждениям, которые требуют зависимости.

Чтобы лучше понять, как падший человек выбирает те образы и убеждения, которые способствуют его неразумному решению добиваться успеха, не следуя Богу, нам нужно подумать, как работает при этом разум.

Образы

Когда ребенок наблюдает окружающий его мир, в уме у него возникают картинки этого мира. Слепой ребенок тоже «видит» свой мир посредством других чувств. Именно эта способность воспроизводить реальность в сознании позволяет нам не просто реагировать на сиюминутную стимуляцию. Мы учимся реагировать не на то, что происходит в мире, а на наши картинки этого мира.

Иногда эти картинки регистрируются сильнее обычного, оставляя в нашем сознании глубокий след. Когда наши переживания проникают глубоко в нас — а именно в наши стремления к любви и разного рода ценностям, картинки таких переживаний забыть нелегко.

Если эти глубоко проникшие картинки постоянно извлекаются посредством определенного рода переживаний, тема этих картинок становится образом, довольно устойчивым изображением реальности. Например, когда ребенок видит, как его отец сердится в ответ на его неуклюжесть, у него может появиться образ обладающих властью людей как людей, все время склонных сердиться, а также образ себя самого как безнадежно глупого.

Конечно, образы других людей и себя самого могут быть и более приятными. Благородный, сильный отец может способствовать созданию образа обладающих властью людей как людей снисходительных и заслуживающих доверия, а также образа себя самого как компетентного человека.

И хотя образы могут быть приятные или неприятные, всегда останется главный образ нас самих, который носит довольно болезненный характер. Подумайте, почему так происходит.

Никакой родитель, родственник или пастор не может полностью удовлетворять требованиям жаждущего носителя Божьего образа. Мы были задуманы для Бога; никто другой нас не создавал. И в то же время в поисках того удовлетворения, которого мы жаждем, все мы превращаемся в простых смертных. Никто не ищет Бога.

Поэтому каждый ребенок в определенной степени смотрит на мир как на разочарование, при этом сам испытывает разочарование. Все мы чувствуем боль без полноты, которая исходит только от Бога.

Боль является мотивирующим фактором. Мы хотим от нее избавиться. И если мы верим, что причина нашего разочарования лежит в этом неприветливом мире, значит, мы сдаемся на милость этого мира — беспомощные, беззащитные, не способные положиться на свои силы, чтобы изменить существующее положение к лучшему.

Но если все дело в нас самих, если мы сами являемся причиной нашего разочарования, тогда есть надежда. Если мы начинаем думать, что все плохое вокруг происходит по вполне определенной причине, тогда мы клюем на обман, заключающийся в иллюзии того, что мы можем заставить этот мир дать нам, что мы хотим, — либо спрятав наш недостаток за стеной того, что может представлять ценность, либо исправив этот дефект. И теперь я могу что-то делать, делать что-то такое, что в той или иной степени находится под моим контролем. Жизнь находится в моих руках.

В первую очередь надо отбросить осознание того, что меня не любят по той причине, которую я не могу ни изменить, ни устранить. Ничто так не приводит в чувство зависимости, как ужасное осознание моей собственной беспомощности и неспособности манипулировать тем, кто меня принимает. Выходит, что у меня совершенно нет представления о том, как на самом деле проходит жизнь. Я живу в растерянности, которая заставляет меня признать мою зависимость.

Но именно этого упорно не хочет признавать падший человек. Чтобы отвергнуть факт своей растерянности, я не должен смотреть на себя как на субъект причин, которых я не могу контролировать. Поэтому я предпочитаю представлять свой собственный образ, который позволяет мне думать, что я могу что-то в этом мире менять. Этот образ может быть болезненным (глупый, тупой, урод), но он защищает меня от большей боли, которую я испытываю, осознавая свою беспомощность.

Даже болезненный образ самого себя дает основу для подхода к жизни. Если я смотрю на себя как на неуклюжего человека и в своих жизненных неурядицах могу винить только себя, то у меня есть направление, в котором надо идти, чтобы достичь некоего удовлетворения. Вероятно, я могу посмотреть, к чему у меня есть способности, и одновременно начать избегать те области, в которых моя несостоятельность проглядывает ярче всего. Бывают случаи, когда человек, не способный прижиться в обществе, становится видным ученым.

Главная идея здесь: мы предпочитаем болезненный образ о самих себе (исходя из того, что нам дает наше окружение), чтобы избежать более мучительной боли от признания собственной беспомощности. Образы играют роль защиты, помогая нам игнорировать реальную угрозу растерянности и обеспечивая такой порядок, который дает нам надежду, что с помощью своих действий мы можем менять жизнь.

Таким образом, человек избегает зависимости, пути к настоящей жизни; он предпочитает независимость, нежно любимый путь к смерти. Необходимо менять те образы, которые дают нам надежду на жизнь через независимость. Необходимо раскаяться в той силе, которая скрывается за образом, — решением найти жизнь без Бога. И когда мы отвергаем стремление жить только своими силами, этот защитный образ исчезает.

Убеждения

Наша способность соединять слова в предложения, которые выражают наши мысли, дает нам возможность определять, в каком именно направлении мы можем идти, когда мы смотрим на жизнь. Мы формируем убеждения о том, как живет наш мир, как мы можем в нашем мире действовать, чтобы насладиться тем удовлетворением, которого жаждут наши сердца.

Ребенок, чье неумение безотказно провоцирует его отца сердиться, научился смотреть на себя как на неуклюжего человека, живущего в том мире, в котором неуклюжесть отвергается. Эти взгляды на самого себя и на мир составляют его первоначальные образы.

Его задача теперь состоит в том, чтобы выработать стратегию, с помощью которой неуклюжий ребенок, живущий в мире, отвергающем неуклюжесть, мог бы быть счастливым. Поскольку он по своей греховной природе стремится к независимости как пути к жизни, он должен выработать стратегию, в которой он обладает полным контролем.

Как и с образами, окружение человека ограничивает выбор стратегий, которые можно было бы использовать. Наверное, у этого неуклюжего мальчика есть мать, которая остро осознает свое общественное положение. (Данный пример несколько упрощен специально для иллюстрации.) Поэтому она может высоко ценить учтивость и вежливость своих детей, особенно в присутствии людей, занимающих «важное» общественное положение.

Этот мальчик видит теплую улыбку своей мамы всякий раз, когда говорит: «Благодарю вас, мадам» и «Приятно было с вами познакомиться, сэр». И его искаженные взгляды на самого себя и окружающих могут перейти к некой идее, чтобы, в конце концов, он мог обрести то, чего ему так сильно хочется. Вероятно, общительность может послужить ему дорогой к высокой оценке со стороны окружающих. Если он слишком неуклюж и не может донести до стола банку с краской, не пролив ее, то, может быть, он может произвести на людей приятное впечатление, используя хорошо подобранные слова. Несколько приятных переживаний в этой области могут укрепить в нем ошибочную уверенность в том, что общительность — путь к жизни.

В зависимости от определяющих факторов (возможностей или природных талантов) этот ребенок может стать метрдотелем в фешенебельном ресторане, преуспевающим торговцем, ловким политиком или горячо любимым пастором, о котором его прихожане могут сказать, что он заботится о людях. Мотивом его поступков он сам или окружающие, скорее всего, назовут любовь к людям, помноженную на способность находить с людьми общий язык. Его способность добиваться хорошего расположения окружающих через общение могут даже отнести к духовному дару.

Однако за его образом жизни кроется греховное и неразумное убеждение: общительность — путь к жизни. Реальная перемена от нездоровой личности, живущей ради себя самого, к здоровой личности, которая любит Бога и живет ради Него, требует изменения и этих убеждений. Необходимо определить, для чего человек выбирает этот путь — Стремление жить активной жизнью без Бога. Его твердая вера в себя самого неразрывна с абсолютным отсутствием веры в Бога. И единственное лечение здесь — покаяние.

Образы и убеждения — способности рационального круга падших людей выстраивать иллюзию о том, что нам не нужен Бог. Нам нравится думать, что нет никакой растерянности, которая убеждает нас в том, что мы беспомощны; мы предпочитаем объяснять свои неудачи теми обстоятельствами, которые мы можем ликвидировать или исправить. Мы не беспомощные люди, говорит гордое человечество; есть такие вещи, которые мы можем делать и которые, как мы считаем, ведут к жизни. Сатана обещает жизнь, если мы возьмем все в свои собственные руки. Бог обещает жизнь, если мы признаем свою греховность, примем Христа как Спасителя и согласимся с тем, что без Христа нас ждет безнадежная потерянность в жизни. Обновление ума подразумевает отказ от тех образов, которые удерживают нас от этой растерянности, а также переход на путь к реальной жизни.

Жертвы или представители?

Часто в процессе консультации, для того чтобы лучше понять те факторы, которые сформировали защитные образы и убеждения консультируемого, полезно разобраться в том, :какое у него было прошлое. Такое исследование может прояснить специфические особенности его образов и убеждений. Как только разговор заходит о прошлом, многие склоняются к тому, чтобы всю ответственность за настоящее свое поведение возложить на родителей. И тогда к ним можно подходить не как к ответственным представителям, которым нужно наставление в том, чтобы они жили зрелой и достойной верующего человека жизнью, а как к беспомощным жертвам, которым нужно понять, что их сковывает, и освободиться от этих оков прошлого.

Поскольку образы и убеждения принимают первоначальную форму через неизбежные разочарования детства, определение специфики этих разочарований часто помогает людям более ясно осознать те образы и убеждения, с помощью которых они формировались как личности. Когда разговор идет о прошлом, консультанты должны открыто признать, что все мы является жертвами своих родителей. Девочка, к которой пристает с домоганиями ее собственный отец, является жертвой своего грешного и извращенного отца. Каждый из нас в той или иной степени жертва несовершенных родителей.

Но что более важно, так это то, что мы являемся и представителями, ответственными носителями Божьего образа, упрямо не желающими обратиться к Богу в поисках жизни, которую не удалось получить от родителей. Образы, которые мы формируем, представляют из себя не просто неизбежные отпечатки того, как с нами обращались родители; мы выбираем их для того, чтобы они дали нам основу нашей жизни в этом мире с помощью своих собственных сил. Убеждения, которые мы принимаем, — не просто отражение тех идей, которым нас учили; это еще и стремление выработать стратегию, для того чтобы по возможности избежать боли и обрести то удовлетворение, которое можно найти в существующих условиях.

Перемены зависят от обновления нашего ума, а не от перемен наших обстоятельств в прошлом или настоящем. Исцеление памяти о прошлой травме или изменение существующей ситуации не имеет ничего , общего с решением реальной проблемы. Бороться необходимо прямо сейчас прежде всего с защитными об-разами и убеждениями, которых мы придерживаемся, а не с теми образами, с помощью которых наши родители сделали нас жертвами. И поскольку эти образы и убеждения являются частью нашего стремления жить без Бога, исцеление главным образом подразумевает раскаяние в глупой идее о том, что жизнь существует без Бога, а также перестройку жизни согласно Божьей истине.

Понимая, в чем мы стали жертвами, мы учимся прощать. Понимая, как мы реагируем на то, что произошло с нами, мы начинаем понимать, в чем нам надо каяться.

Позвольте мне теперь обобщить все то, о чем я говорил в этой главе.

1. Мы не просто личности, которые стремятся к тому, чего этот мир без Бога никогда дать не сможет, но мы еще и разумные существа, которые формируют идеи о том, кто мы такие и как мы можем найти ту полноту, которую мы хотим найти.

2. Как разумные существа мы развиваем такие образы самих себя и окружающего нас мира, которые представляют наше понимание того, что происходит на самом деле, а также формулируем убеждения, которые среди прочих других направляют нас в наших поисках взаимоотношений и импульса.

3. Поскольку мы — грешные существа, мы утратили мудрость и обрели глупость. С помощью своей способности рассуждать мы развили фикцию о том, что жизнь может протекать без Бога. а. Те образы, которые мы упорно выбираем, помогают нам отгородиться от реальности (или растерянности и беспомощности перед ней), которая требует от нас необходимости подчиниться и верить. Иными словами, наши образы самих себя и окружающего нас мира защищают нас от растерянности и поэтому дают нам иллюзию независимости в жизни. б. Убеждения развиваются в рамках нашего пони мания мира (т.е. образов). Главные убеждения подразумевают взгляды на то, каким образом подобные нам люди могут найти удовлетворение в том мире, какой мы постигаем. Убеждения относительно пути к удовлетворению предполагают направления конкретных действий и, таким образом, питают неправомерную надежду.

4. Жизнь в зависимости от того, что могут дать другие люди, ведет к существенным разочарованиям. Пустота болезненна. И если бы мы честно посмотрели в глаза реальности такого разочарования, мы бы уже в меньшей степени стремились жить без Бога или в конце концов вообще отказались бы от такого пути. Но падший человек упрям; его мечты о независимости так просто его не покидают. Чтобы поддержать свои неразумные мечты, он дол жен в значительной степени отвергнуть реальность пустоты личности. И поэтому мы стремимся утолить нашу боль и свести до минимума разочарование от того, что люди не находят ничего, что при носит им глубокое удовлетворение. Мы выборочно игнорируем те стороны реальности, которые показывают глупость нашего стремления к независимости.

5. Глухая защита от наших разочарований и бессилия занимает свое место в рациональном круге. Мы придерживаемся (а) образов, которые «объясняют» наше разочарование («Я действительно всего лишь некрасивый ребенок с прыщавым лицом —неудивительно, что я никому не нравлюсь») и (б) убеждений, которые дают нам надежду на перемены, если… («Если бы я мог найти нечто такое, что я делаю действительно хорошо, я был бы удовлетворен жизнью»).

6. Пока мы не признаем греховность нашего стремления к независимости и глупость осуществлений ложных надежд (которые являются не чем иным, как идолопоклонством), мы не сможем решить реальную проблему человеческой личности. Чтобы прийти к Богу, необходимо признать свою зависимость. Следовательно, необходимо выявить те образы и убеждения, которые дают чувство независимости, и отказаться от них.

Чтобы завершить этот разговор, остается рассмотреть две темы рационального круга, и речь об этом пойдет уже в следующей главе:

• Осознаем ли мы все те нужды, с которыми необходимо иметь дело, или же важные мотивы наше го поведения погребены в «подсознательной» части нашего ума? Является ли учение о подсознании библейской концепцией?

• Если главная проблема, стоящая за всеми видимыми, — это грех, то всяческие важные перемены должны подразумевать покаяние. Поскольку покаяние часто упрощенно ассоциируется лишь с извинением за плохой поступок, необходимо на покаяние смотреть более глубоко. Если грех понимается не просто как видимая часть айсберга, то необходимо развивать и более глубокое понимание покаяния, а это затрагивает скрытые в нашем сердце грехи.