Глава 9. Начало перемены: покаяние

Подсознание

Когда психолог говорит о бессознательном, многие евангелисты сразу делают вывод, что его мирская подготовка в большей степени влияет на его образ мыслей, чем учение Писания. Поскольку Фрейд был первым, кто систематизировал и объяснил, каким образом бессознательные силы воздействуют на поведение, то принято считать, что данная идея относится к области психиатрии, а не богословия. В результате, пока церковь призывает людей делать то, что люди осознают, психотерапевты именугдело с людьми, которые чувствуют, как таинственные силы внутри них мешают им следовать за Богом.

Однако сейчас в церкви растет движение, которое возродило идею о бессознательном, но эта идея сильно отличается от взглядов Фрейда. Евангелисты Новой Эры утверждают, что бессознательное не должно рассматриваться как хранилище опасных побуждений, которые необходимо понимать и держать под контролем. Ударение здесь делается, скорее, на скрытый потенциал человеческой личности, резервуар творческих способностей, которые мы в большей части не осознаем. «Высвобождение бессознательного» означает соприкосновение силы внутренней мысли с творческой реальностью.

На мой взгляд, бессознательное не является ни производной от мирской идеи Фрейда, внедренной в христианское богословие, ни увлекательным, но нераскрытым источником, с которым я могу стать богоподобным. Мое понимание элементов бессознательного в человеческой личности неразрывно с учением Библии о том, что прежде всего наши сердца обманчивы и неимоверно слабы.

Стих Послания к евреям 3:13 призывает нас подходить друг к другу так, чтобы не давать волю чувству, естественному для падшего человека, — ожесточению, которое исходит от обманчивости греха. По-видимому, вполне возможно обманываться по поводу своей греховности настолько, чтобы даже не осознавать своей внутренней испорченности.

Вспомните еще раз метафору об айсберге. Над уровнем воды находятся поступки, убеждения и эмоции. Под водой скрыто множество образов и убеждений, которые мы выбираем и которых мы придерживаемся, но которые мы не хотим ясно определить. Мы живем согласно тем идеям, о которых в целом даже не догадываемся (схема 9.1).

Большинство евангельских семинарий готовит своих студентов к служению, отвечающему проблемам, находящимся над уровнем воды:

• Исследовать Писание и провозглашать истину, учить людей, во что им надо верить.

• Призывать людей поступать в соответствии с Божьими наставлениями.

• Призывать людей быть послушными независимо от тех эмоций, которые они испытывают.

Каждая из этих задач является правомерной, жизненно важной и правильной. Но если не ведется работа с тем, что скрыто под водой, то усилия, потраченные на разрешение «внешних» проблем, лишь усугубляют ситуацию: они ведут к гибельному экстернализму, при котором все внимание уделяется лишь внешнему соответствию текущей обстановке. Характерными чертами такой общины станут давление, стремление осуждать и наказывать, законничество и гордость, а не глубокая и искренняя любовь к Богу и другим людям.

Пасторы и другие христианские руководители, работающие только над теми проблемами, которые видны, порождают либо роботов, либо мятежников по духу. И эти роботы продолжают и дальше идти к разбитым сосудам, не способным держать воду. Те образы, которые дают возможность жить, используя силу своих собственных источников, а также убеждения, которые помогают выработать стратегию жизни (т.е. проблемы, скрытые под водой), остаются нераскрытыми, неосознанными и неизмененными.

Солисты поют ради своей славы, и люди признательны им за их талант, подростки преданно выполняют свои обязанности «в церкви и получают похвалу как благочестивые дети, бизнесмены дают щедрые пожертвования церкви, и пасторы и служители отвечают им огромным уважением, а приход наполняется фарисеями, людьми, которые «снаружи» чисты и духовны, но «внутри» наполнены неосознанной испорченностью.

Мы должны учиться работать со скрытыми проблемами, которые обычно трудно определить, но которые серьезно воздействуют на наш образ жизни. Мы должны понимать, что происходит внутри личности, чтобы определить, как помочь людям бороться с теми факторами, которые мешают им двигаться вперед в сторону зависимости от Бога.

Некоторые христиане соглашаются с важностью бессознательного, но затем складывают все в нехитрую поклажу и предоставляют Святому Духу для исцеления. Они избегают столкновения лицом к лицу с болезненной реальностью всего того, что им непонятно. От этого они чувствуют себя беспомощными и прибегают к защитным образам и убеждениям, выбирая при этом путь зависимости. Исцеление памяти, «другая жизнь» и «второе благословение» объединяет одна общая черта: выбор неправильных направлений, которые потом мучительно осознаются в процессе настоящей перемены. Это уже не ум, который нуждается в обновлении; это, скорее, некие внутренние психологические условия, за которые мы не несем никакой ответственности (мы жертвы), которые должны измениться посредством таинственного действия Святого Духа. Активное покаяние в результате заменяется пассивным отступлением.

Я считаю, что внутри каждого из нас происходят процессы, которые определяют направление выбранного нами пути, а также стратегию, которую мы используем, чтобы защититься от боли личного круга и жить в предвкушении удовольствий. И как только человек замечает эти процессы, у него возникает сильное но опасное стремление исследовать их и выявить до конца. Начинается своего рода битва между «я» и «оно». Я воюю с неким внутренним противником (можно даже сказать — с другой личностью), который сражается со мной за обладание властью. Если я делаю что-то неправильно, в этом виновата сила, от личная от меня самого. Поэтому чувство личной ответственности становится все слабее. Обычная идея психоанализа состоит в том, что эти процессы каким-то образом контролируют меня. Я становлюсь жертвой сил, которые отличны от меня самого.

Фрейд говорил о сознательном «я» — das Ich. Большое значение он придавал также бессознательной части человеческой личности, или «ему» — das Es. В результате такого мышления человеческая личность представляется как часть, за которую я несу ответственность, и другая часть, за которую я не отвечаю.

Да, действительно, мы в одно и то же время жертвы и активные личности. Но я не верю в то, что мы являемся жертвами нашего бессознательного. Разумеется, мы являемся жертвами того, что другие люди делают с нами. Но те образы и убеждения, которые мы развиваем в контексте нашего окружения, представляют из себя сознательное стремление осмыслить мир так, чтобы стала прочнее наша независимость.

Внутри самих себя мы являемся только активными личностями. Чтобы создать образы, которые защищают нас от растерянности, подвергающей ударам наши независимые души, мы совершаем преступный выбор. Мы делаем такой выбор также и для того, чтобы придерживаться убеждений, которые обещают нам удовлетворение без Бога.

Подтверждать существование бессознательного внутри каждого человека — это не значит идти на компромисс с учением Библии об ответственности человека. Вовсе не нужно придерживаться концепции об ответственности, отвергая при этом существование бессознательного в человеке.

Подсознание существует. Просто во всем том, что мы делаем, руководствуясь нашими обманчивыми сердцами, мы не чувствуем его. И мы не хотим осознавать того, во что мы верим на самом деле и в каком направлении мы идем на самом деле. Мы не хотим чувствовать боль взаимоотношений, которая угрожает разрушить нас. Но мы должны смотреть в глаза нашей боли и той стратегии, которую мы используем, чтобы от этой боли убежать. Боль может привести нас к Господу. Неправильную стратегию нужно встретить покаянием и сменой направления.

Поскольку мы упорно стремимся держать под контролем свой мир, чтобы чувствовать себя увереннее, мы не хотим чувствовать отчаянную боль и каяться в нашей греховной стратегии. Именно поэтому никто не видит себя ясно до тех /гор» пока кто-то другой не выявит все его пороки.

Бог дал нам три способа честно взглянуть на себя:

• Слово Божье (Евреям 4:12-13).

• Дух Божий (Псалом 138:23-24).

• Люди Божьи (Евреям 3:13).

И я отвечаю за то, чтобы просить о помощи со стороны этих трех Божьих представителей, чтобы лучше понять тот неправильный путь, который я бессознательно выбираю, а также помогать им, когда они будут говорить мне о том, какой я есть на самом деле.

Что включает в себя бессознательное

Что нужно выявить в первую очередь? Что во мне происходит такого, на что я упорно не хочу обращать внимание? Что именно во мне относится к бессознательному? Я полагаю, что рассмотреть необходимо два главных элемента бессознательного: (1) боль от взаимоотношений и (2) особенности самозащиты при взаимоотношениях .

Боль от взаимоотношений

Когда человек зависит от других людей в надежде получить удовлетворение, которое может дать только Бог, этот процесс для него болезненный. Поскольку никто из нас не стремится вовсе или не стремится в полной мере получить от Бога душевное удовлетворение, все мы в той или иной степени испытываем боль. Мы страдаем от пустоты и испытываем страх от уязвимости.

Но многие люди скажут, что в самом худшем случае они испытывают лишь слабое чувство одиночества или иногда просто им немного грустно. Большинство из нас в большей степени осознает лишь злость, жадность, эгоизм, а не глубокую боль. Почему? Если глубокая пустота засела в сердце каждого человека, который не в полной мере верит в Господа и который не получает от Него полноты жизни, то почему так много людей просто не чувствуют этого?

Носители Божьего образа могут получить то, к чему они стремятся, только двумя способами: либо мы обращаемся к Богу и упорно следуем за Ним, когда жизнь угрожает забрать от нас саму душу, либо мы отвергаем глубину и значимость нашей боли и продолжаем чувствовать себя хорошо, не жертвуя своей независимостью. Никто из нас в полной мере не решается идти по первому пути, и большинство из нас даже не задумывается об этом.

Надо заметить, что для того чтобы сохранить наше стремление к независимости, необходимо свести до минимума разочарования жизни. А самые большие разочарования подстерегают нас в процессе взаимоотношений с людьми. Чем больше мы зависим от людей и чем больше требуем себе, тем в большей степени мы испытываем разочарование от несбывшихся надежд. Поскольку мы не хотим осознавать наши обиды, боль от взаимоотношений уходит в бессознательное. Мы уже ее не осознаем.

Стратегии взаимоотношений

Но боль все равно существует, и мы хотим найти облегчение. Как существа, созданные для взаимоотношений, мы разрабатываем стратегии, с помощью которых держим эту боль вне рамок сознания и, как мы надеемся, обретаем хотя бы частично то удовлетворение, к которому стремимся. Те стратегии, которые мы развиваем, возникают как продукт образов самих себя и окружающего нас мира, а также наших убеждений по поводу того, что можно сделать в той или иной ситуации.

Наши стратегии во многом определяются теми стилями взаимоотношений между личностями, которые помогают нам достигать того, чего мы хотим: с одной стороны, такой дистанции от других людей, которая обеспечивает неуязвимость от дальнейшей боли, и с другой стороны, такого контакта, который позволяет нам общаться с людьми и хорошо себя чувствовать. Такого баланса достичь трудно: можно попробовать его добиться, но куда труднее сделать это без риска пострадать от серьезных моральных травм.

Некоторые люди, стремясь избежать конфликта, покорно идут на уступки. Как-то я спросил одного участника семинара, что бы он сделал, если бы в ответ на его просьбу уделить ему время и поговорить с ним я бы грубо ему ответил: «Нет, у меня нет никакого желания с вами разговаривать. Убирайтесь!». Он улыбнулся и сказал: «Наверное, в глубине души я бы возмутился, но все равно я бы поблагодарил вас и ушел». Другие ответили бы по-другому. Кто-то мог бы проявить в ответ резкость и напористость, не -боясь спровоцировать конфликт. Но нашлись бы и такие, которые в данной ситуации проявили бы спокойствие, мудрость и оказались сильнее.

И хотя при рассмотрении стилей взаимоотношений нужно принимать во внимание наши естественные различия, за каждым из этих методов кроется преследование собственных интересов, стремление защититься от дополнительной боли при взаимоотношениях. И при этом большинство из нас не осознает за своими социальными стратегиями мотивов самозащиты. Почему?

В Притчах 20:5 сказано, что помыслы в сердце человека — глубокие воды. В мелкой воде можно увидеть дно. В глубокой — нет. И отчасти наш самообман заключается в том, что наши мотивы заходят так далеко, что мы их просто перестаем понимать.

Неопределенными остаются не только наши мотивы, но и неповторимые темы или стиль наших взаимодействий. Мы можем видеть себя спокойными, агрессивными или добрыми, но мы редко отдаем себе отчет в том, как мы взаимодействуем с другими людьми и какая цель лежит в основе того или иного поступка. И то, что мы оставляем наше восприятие неясным, говорит о нашем преимуществе как людей неза висимых. Когда мы осознаем стиль межличностных отношений и его истинную мотивацию, мы уже можем им манипулировать, использовать его в своих интересах, изменять. Более того, осознание нашего намерения защититься от дополнительной боли уже само по себе несет боль в той области, которая расположена близко от поверхности нашего осознания. Поэтому греховные и ошибочные стратегии, с помощью которых мы манипулируем людьми, намеренно скрыты из вида.

Та консультация, цель которой состоит в том, чтобы сделать людей зрелыми через отказ от независимости и веру в Господа, должна обращать внимание на все элементы ума, которые заставляют человека стремиться к независимости. Мы должны выявлять ту боль, само существование которой свидетельствует о неэффективности наших неразумных стратегий, выработанных с целью освободиться от нее. После этого библейские консультанты должны не просто наставлять и убеждать; они должны так же выявлять и исследовать. Они должны искать (1) неосознанную боль взаимоотношений, исходящую от несбывшихся ожиданий, и (2) неясные и неосознанные ошибочные стратегии, с помощью которых человек защищается от дальнейшей боли.

Если сокрытие этих двух элементов помогает нам твердо стать на путь независимости, и если путь к здоровью требует зависимости, то мы должны оба эти элемента вывести на поверхность и работать с ними. Но как это сделать? Что мы должны делать с болью и привычной для того или иного человека стратегией? Чтобы найти ответ, нам надо серьезно задуматься над покаянием.

Покаяние

Конечной причиной каждой трагедии является то, что человек не стремится к Богу, и если грех является корнем всех препятствий на пути к познанию Бога, то главным элементом в понимании того, как происходят настоящие перемены, должно стать покаяние, поворот от греха.

Искупительная смерть нашего Господа стала непременным условием борьбы святого Бога против греха. По вере в Христа мы получаем прощение наших грехов и вступаем в близкие отношения с любящим и всемогущим Богом, а также обретаем от Бога цель в жизни. Мы уже можем жить так, как Бог задумал нашу жизнь, обретая взаимоотношения и импульс.

Чтобы вступить в такие взаимоотношения с Богом, необходимо покаяться, полностью изменить весь наш образ мыслей. Мы должны отбросить неразумную идею о том, что в жизни всего можно добиться своими собственными силами, а затем принять ту жизнь, которую дает нам Иисус.

И подобно тому, как невозможно вступить во взаимоотношения с Христом без покаяния, так же невозможно укреплять эти взаимоотношения без дальнейшего покаяния. Грех продолжает оставаться нашей проблемой — побежденным и прощенным врагом, но все-таки не сдавшимся до конца. Мы продолжаем чувствовать в себе тенденцию к независимости, которую очень непросто победить.

Гражданская война, неведомая перед покаянием, вспыхивает после него: плоть и Дух вступают в открытый бой. Плоть (человек, следующий своим собственным идеям о том, как преуспеть в этой жизни) находится в непримиримой вражде с духом (человеком, полностью зависящим в этой жизни от Бога). Труд покаяния заключается в том, чтобы

(1) определить те элементы в жизни человека, в которых защита от боли является высшим приоритетом по сравнению с послушанием Богу, и

(2) заменить манипуляцию самозащиты смиренным послушанием.

Покаяние — это далеко не просто извинение за плохой поступок и обещание не делать этого впредь. Нужно удалить из человека грех, спрятанный в нем глубоко, подобно тому, как хирурги удаляют раковую опухоль. Чтобы понять защитные мотивы ошибочных стратегий, нужно выявить боль взаимоотношений. Цель стратегий делает эти стратегии ошибочными. Если их цель состоит в том, чтобы избежать дополнительной боли взаимоотношений, то необходимо осознать эту боль, чтобы увидеть их защитную функцию. Мужчина теряет всякое терпение и кричит на свою жену. Он может понять, что поступил плохо, и искренне попросить прощения — это пример серьезного, но неполного раскаяния. Если же он открыто переживает ту боль, которая стала причиной его взрыва, то здесь уже более вероятно, что он осознает, что за его поступком стоит мотив самозащиты: «Ты не причинишь мне больше боли; я запугаю тебя, чтобы между нами оставалась дистанция; я спрячу свою боль под маской злости, чтобы ты не могла видеть, насколько я уязвим».

Теперь, осознавая свою боль при взаимоотношениях, а также защитную стратегию, он может каяться в более полной мере. Чувствуя риск, он может предпочесть оставить свой план, чтобы избежать дополнительной боли, и пойти по пути улучшения отношений с женой, заботы о ней. То, что он делает по отношению к своей жене, — делится ли своей болью, выражает ли свой гнев более осторожно, в большей ли степени выражает свою любовь к ней, — будет зависеть от того, какое действие в наибольшей степени противостоит его обычной склонности к самозащите. Благочестивость его поведения может определяться тем, в какой мере оно направлено на благословение его жены, а не на самозащиту. Прошлое обусловлено Духом; недавнее обусловлено плотью.

Чтобы измениться в действительности, должны иметь место два фактора: прощение и участие. Мы должны прощать других людей за то, что они нас так горько обижали. Ценность прощения заключается в том, что мы осознаем, за что нам надо прощать. Если я услышал, что ты нехорошо высказался обо мне, простить тебя, наверное, мне не составит особого труда. Другое дело, если я узнал, что ты изнасиловал мою жену. Искреннее прощение требует полного осознания масштаба обиды и прощения за эту обиду.

Поэтому, прежде чем искренне прощать тех, кто нас обидел, необходимо как можно полнее осознать боль этой обиды. Если мы хотим уметь прощать, нужно смотреть в лицо боли, возникающей при нашем взаимодействии с людьми.

После этого должно иметь место участливое отношение к тем, кто нас обидел, и к тем, кто может нас обидеть. Наше отношение к другим людям не должно характеризоваться самозащитой и изоляцией. Следуя Божьей заповеди подходить с добром к тем, кто проявляет к нам зло, мы не должны иметь никаких помыслов о самозащите, но в нас должно жить только желание служить людям.

Прощение и участливое отношение — два элемента серьезных перемен — являются неизбежным результатом глубокого покаяния. Когда я уже не стремлюсь к самозащите, справедливо видя в этом греховную гордость, то я уже могу прощать тех, кто способствовал развитию во мне чувства самозащиты, а также более активно и участливо отнестись к тем, кто в будущем может меня обидеть. То, что я называю «глубоким покаянием», которое дает мне способность прощать и участливо относиться к людям, требует как выявления моей собственной боли, так и моего стремления к самозащите, а также твердого желания слушаться Бога и доверять Ему.

Многие люди никогда в своей жизни не каялись глубоко, поскольку не хотели откровенно взглянуть на свою боль и самозащиту. Некоторые думают, что, когда мы исследуем ядро нашей невозрожденной сущности, нас ждет приятный сюрприз. Вместо того чтобы раскрывать боль и испорченность, они рассчитывают найти новое творение, которое всегда хочет быть хорошим. Раскрытие внутреннего человека с целью выразить его чистоту — это метод, основанный на неправильном представлении.

При таком подходе покаяние сводится к попыткам поверить во что-то, а затем принять гипотетический взгляд на самого себя, а не к отказу от стремления к самозащите и сознательному выбору послушания.

Ядром возрожденных людей является личность, глубоко испорченная мечтой о счастье через независимость. В любой момент эта личность предпочитает жить вне своих неразумных идей о независимости или, покаявшись и обладая верой, смиренно принимает полную зависимость и стремление делать все, что говорит Бог, чего бы это ни стоило.

Только через покаяние — отвержение манипулирующих взаимоотношений и стремление участливо относиться к другим людям — мы можем радовать Бога и чувствовать Его любовь. Прощение того, кто нас обижает, и стремление делать все, что предусматривает послушание, основаны на покаянии. В результате этого мы глубже осознаем, как нас любит Христос, а Сам Христос, Который трудится через нас, приходит и к другим людям.

На смену защитным образам, посредством которых мы смотрим на себя как на неуклюжих, испорченных, глупых и нежелательных для окружающих людей, постепенно приходят более точные образы, которые, дают нам представление о себе как о любимых детях Божьих. Ложные убеждения по поводу того, как можно найти смысл жизни, вытесняются мудростью, исходящей из знания того, что послушание — единственный путь к радости. Наш рациональный круг становится полным.

И именно с покаяния начинается процесс заполнения нашего рационального круга и, в конце концов, нашего персонального круга также. Первый шаг — это выявление скрытой боли и ошибочной стратегии. Этот процесс продолжается по мере того, как носитель Божьего образа делает то, что может делать только носитель Божьего образа: добровольно движется к намеченной цели. Чтобы понять, что подразумевается иод этим движением, мы теперь перейдем к третьему элементу в нашем определении личности, которая является носителем Божьего образа: способности выбирать.