Библиотека soteria.ru
Дух Святой и пятидесятничество
Никита Салов-Астахов
Дата публикации: 25.10.15 Просмотров: 4044 Все тексты автора Никита Салов-Астахов
5. Чудеса и языки
Чудеса и языки Церкви первых дней
Первой причиной таких неестественных явлений, как исцеление, воскресение мертвых, говорение языками и др. в Церкви первых дней было то же, что и во времена Ветхого Завета, когда чудеса являлись Божьим подтверждением того или иного посланничества или обетования.
Когда Бог дает обетования Аврааму, что его потомки наследуют Палестину. Авраам верит Богу, но все же задает вопрос: «После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?», т.е. Палестиной? (Быт. 15:1-8). Другими словами, какой признак или знамение подтвердит Твое обетование? И Бог дает это знамение в огне (Быт. 15:17).
Когда Бог призывает Моисея для его миссии, Моисей доверяет Ему, но Бог говорит: «И вот тебе знамение, что Я послал тебя». Тогда Моисей задает другой вопрос: «А если израильтяне не поверят мне, что Ты послал меня, то что я должен делать?» В ответ на этот вопрос Бог дает Моисею власть — от имени Бога творить чудеса перед народом, как свидетельство или подтверждение своего полномочия.
Когда Бог призывает Гедеона для защиты Израиля, Гедеон также убеждается в своем призвании через видимые знамения, которые Бог повторил перед ним трижды.
Все пророки без исключения, получавшие внутреннее внушение от Бога, проявляли все тайное каким-либо видимым для всех образом.
Иисус Христос, как Сын Божий, подтверждал Свое посланничество видимым образом. О том, что Он совершил в Кане, сказано: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Иоан. 2:11).
Таким образом, и посланничество пророков и посланничество Иисуса Христа были подтверждены знамениями чудесами ради немощи человечества: так должно было произойти и с посланничеством Духа Святого. Его появление и начало деятельности сопровождалось чудесами и знамениями до тех пор, пока вся Церковь не убедилась и не усвоила истину, что Он находится среди ее членов, что она является Его храмом, местом Его постоянного пребывания на земле.
Огненные языки, почившие на собравшихся учениках, видимым образом подтвердили им, что они крещены огнем Духа Святого, о чем было предсказано еще Иоанном Крестителем. Знание языков других народов, полученное неестественным путем, возвестило этим народам, что они не пьяны, как некоторые вначале думали, но что они являются посланными к ним Самим Богом, давшим им познание их природных языков (Деян. 3:11-12).
Три тысячи душ из народов, собравшихся в Иерусалиме, поверили их посланничеству и данному им от Бога полномочию в тот же день, приняли их свидетельство и были спасены, обратившись к Пославшему их (Деян. 2:41).
Вот первая и самая главная причина видимого проявления Духа Святого и дара языков. Вторая причина дара языков при сошествии Духа Святого кроется в том, что Бог творит неестественное тогда, когда отсутствуют естественные пути к достижению того или другого.
В прощальной беседе с учениками перед Своим вознесением Иисус Христос дал им поручение быть Его свидетелями » но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Начало их свидетельства совпало с получением Духа Святого, как Руководителя в их работе. День Пятидесятницы был еврейским всенародным праздником. По случаю этого торжества с разных концов тогдашнего мира в Иерусалиме собралась большая масса иудеев. Кроме них прибыли многие прозелиты из разных языческих стран. Из Деяния Апостолов 2:7-12 видно, что собравшиеся говорили приблизительно на 13-16 языках.
Ученики по поручению Господа должны были засвидетельствовать о Нем перед этими массами иностранцев. Но эти свидетели были люди не книжные, как говорит о них Св. Писание, знанием иностранных языков, кроме одного или двух не обладали.
Времени и средств для изучения языков у них не было. А обладая одним или двумя языками, ученики не были в состоянии выполнить возложенной на них Богом миссии свидетельства перед всем миром.
Наступил еще один момент в жизни людей, следующих повелениям Бога, когда за отсутствием естественного, Бог творит неестественное. Силою Духа Святого Он дал знание иностранных языков людям — без школ, без единого урока языковедения.
Чудеса среди народа Израильского имели место в начале Его истории. Через них Бог показал народу Свое всемогущество. В последующие времена народ мог вполне полагаться на Его помощь, вспоминая прошедшие дела. Теперь началась история Церкви, для нее послан Вождь — Дух Святой и Бог через сверхъестественные проявления силы Духа достигает той же цели, какая была достигнута с Израилем в первые дни его истории.
Получив дар знания языков других народов, ученики свидетельствуют перед собравшимися. Слушающие иностранцы, принадлежащие приблизительно к шестнадцати народам говорят: «критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деян. 2:11). Свидетельствовать же о великих делах Божиих перед каким-либо народом можно лишь тогда, когда говорящий вполне владеет языком этого народа. Это обстоятельство говорит нам определенно о том, что ученики Христа получили знание языков этих народов необычным образом при полном отсутствии естественных путей к их изучению.
Второй случай получения языков произошел в Самарии. Он сопровождался следующими обстоятельствами: апостолы Христа, находясь в Иерусалиме, услышали, что самаряне приняли Слово Божие. Чтобы проверить эти слухи и утвердить верующих, они послали туда Петра и Иоанна.
Пришедши в Самарию, посланные собрали верующих и помолились о них, чтобы они получили Святого Духа, ибо до того момента Он еще почивал на них. Они все были крещены лишь водным крещением в Иисуса Христа, но не были крещены Духом в Тело — Церковь (Деян. 8:14-17).
В этом случае ничего не говорится о видимом проявлении Духа Святого, но оно было вне всякого сомнения, иначе они не знали бы, получили Духа Святого или нет. Не знал бы и Симон волхв, предлагавший апостолам деньги, чтобы иметь власть давать Духа другим.
Причины этому следующие: Господь дал повеление Своим ученикам — быть Его свидетелями в Иерусалиме и Самарии. Нам же хорошо известно, что израильтяне с самарянами не сообщались, ибо самаряне были смесью язычников с евреями.
Как иудеям, ученикам Христа возбранялось законом иметь общение с самарянами и принимать их в свое общество. Бог же, не имея лицеприятия, хочет создать теперь один народ, одно Тело — Церковь, одно стадо, одну водимую Духом армию, послав самарянам Духа Святого и те же видимые проявления Его. Тем самым Бог запечатлел принятие самарян. Как же могли ученики отстраняться от них, когда Сам Бог имеет общение с ними? Самаряне получили крещение Духом в то же самое Тело — Церковь, как и евреи.
Третий случай получения языков произошел в Кесарии, населенной язычниками. Он описан в Деяниях Апостолов в 10 главе. Причины и обстоятельства этого явления описаны с определенной ясностью.
Ученики Христа, согласно Его завету, должны быть свидетелями не только среди евреев и самарян, но и до краев земли. Первые два народа получили это свидетельство и стали одним народом.
Теперь наступило время для язычников. Слово Христа и Его планы должны быть исполнены. Но каким образом это должно было совершиться? Ведь евреи не имели с ними никакого общения. Для религиозного еврея язычник уподоблялся нечистому животному.
Чудным образом Бог подготовляет Петра для начала миссии среди язычников. Петр, водимый Духом, приходит первый раз в дом язычника Корнилия. Вместе с Петром, как свидетели, идут и другие верующие братья из евреев. Слушая свидетельство Петра, Корнилий с домом и собранные им друзья, обращаются к Богу и получают Духа Святого.
Почему обращенные язычники и присутствующие евреи узнали о сошествии на новообращенных Духа Святого? На этот вопрос отвечает Св. Писание: «И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал» (Деян. 10:45-46).
Если бы в данном случае не случилось видимого проявления Духа или верующим из язычников дан был бы другой дар, чем евреям, то между теми и другими никогда не было бы полного общения. Евреи никогда не посчитали бы себя едиными во Христе вместе с язычниками.
Совершившимся фактом излияния Духа и одинаковым даром Бог показал, что Он нелицеприятен и что каждый грешник, обратившись к Нему, получает прощение грехов и усыновление. Он показал, что из евреев, самарян и язычников создается теперь один народ, одно Тело — Церковь. Все эти три подразделения соединены, получили одного Духа, крещены Им в одно Тело, получили одинаковый дар. Больше никто не должен считать себя высшим, особенным.
Без видимого проявления Св. Духа и одинакового дара, не только язычники не могли бы быть приняты, но и Петра, посетившего дом Корнилия, верующие из евреев, исключили бы из своей среды.
Когда Петр возвратился из своего миссионерского путешествия и евреи узнали о посещении им язычников, они начали упрекать Петра.
Петру пришлось собрать всех верующих в Иерусалиме и в присутствии сопровождавших его к Корнилию верующих свидетелей, сделать подробный доклад. Он обратил внимание собранных на то, что Бог повел его туда против его желания и убеждения, что после его проповеди обращенные получили того же Духа, как и евреи и тот же дар знания языков других народов.
В заключение своего оправдания перед евреями Петр говорил: «Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: «Видно и язычникам Бог дал покаяние и жизнь» (Деян. 11:1-18).
Через несколько лет вопрос о полном общении с верующими из язычников был поднят снова. Верующие евреи начали отстраняться от братьев по вере из других народов. Они требовали от них обрезания и исполнения закона Моисеева. Был созван первый Церковный собор в Иерусалиме. Петр должен был снова прибегнуть к свидетельству о получении язычниками Духа и дара говорения языками.
В заключение Петр говорит: «и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» (Деян. 15:8-10).
Четвертый случай дара языков произошел в Ефесе. Он описан в Деян.19:1-7. Это место говорит об обстоятельствах и причинах дара.
В Ефесе люди слышали проповедь Аполоса, проповедующего Иоанново крещение. Несколько человек были крещены им. Спустя несколько времени туда прибыл апостол Павел. Встретив крещенных Аполосом, он спросил: «Приняли ли вы Духа Святого уверовав?» Они же сказали ему: «Мы даже не слыхали, есть ли Дух Святой».
После этого ответа Павел открыл им истину о Христе и Духе Святом. Уверовавшие крестились снова и при возложении на них рук апостолом Павлом получили Духа и начали говорить на других языках.
Если бы в данном случае не было видимого проявления Духа Святого и Павел спросил бы их после вторичного крещения о получении Духа, они ответили бы снова незнанием. Когда же эти люди, ничего не слышавшие прежде о Духе Святом, получили знание чужих языков силою Духа, они знали, что имеют Духа определенно.
Таким образом, во всех четырех случаях было положено начало деятельности Святого Духа на земле видимым для всех образом.
Это была Божия печать на истине сошествия Духа Святого во всей полноте на землю.
При этом получили одинаковый дар евреи, самаряне и язычники.
Без этого никогда не было бы единства среди верующих различных народов. Этим Бог доказал, что Он нелицеприятен, что Он любит одинаково всех живущих на земле.
Вот причины и смысл дара языков в первые дни христианской Церкви. Других причин нет, они не отмечены в Св. Писании. Это явление имело определенно лишь временный характер.
Нужны ли языки в наши дни?
На этот вопрос может быть только один определенный ответ: Не нужны! Из всего вышесказанного видно, что этот дар был лишь временным даром и имел определенную цель лишь в первые дни Церкви. Истину о сошествии Духа Святого на землю утверждать нет никакой надобности. Она известна вот уже около двух тысяч лет.
Каждый член Церкви Христовой знает, что он рожден от Духа, крещен Духом, ибо без того и другого нет возможности быть членом Церкви. О том, что во Христе нет ни иудея, ни еллина, давно открыто для всех верующих в Бога. Это было удостоверено, как мы установили, в первые дни Церкви. Каждый верующий знает одинаково Отца, Сына и Духа Святого. Ни один верующий не может сказать, что не знает Духа или не слышал о Нем, ибо каждый крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа.
«Ведь написано в Слове, да и хорошо обладать знанием языков», — говорит лжеучитель наших дней. Мы установили причину получения языков. Что же касается желания говорить на других языках, то в наши дни существуют различные учебные заведения и тысячи частных учителей, преподающих языки. Кто имеет стремление пойти на проповедь среди язычников других народов и племен, может поступить в школу какой-либо деноминации, которая приготовляет миссионеров для различных народов. Там он изучит те языки, которые будут ему нужны на миссионерском поле.
Конечно, было бы гораздо легче получить знание языков без всяких усилий при их изучении. Однако этим могли бы пользоваться массы современных нам Симонов волхвов и подобных проходимцев, желающих получить дары за деньги, чтобы иметь впоследствии прибыль сторицей (Деян. 8:18-23).
Но самое главное в этом вопросе то, что при наличии естественного — требования неестественного Господь называет искушением Бога или грехом против Него. Если же в наши дни Бог хочет послать одного или другого из Своих рабов к какому-либо отдаленному народу с проповедью и нет возможности изучить язык этого народа, Он может дать знание этого языка и в наши дни неестественным путем — в этом нет сомнения. Но можно сомневаться, что в наши дни имеются народы, языка которых невозможно бы было изучить естественным путем.
Обзор 12-ой, 13-ой и 14-ой глав 1-го Послания к Коринфянам
Все основание учения пятидесятников покоится на извращении истинного смысла Св. Писания, относящегося к личности Святого Духа и Его деятельности на земле. Но самым центром этого учения является извращение трех глав 1-го Послания к Коринфянам. В этой главе мы сделаем беглый обзор этих глав в надлежащем свете.
Но прежде всего, необходимо отметить и иметь в виду одну особенность, которая существует во всех лжеучениях. Они, обыкновенно вырывают отдельные места Св. Писания и, не считаясь с предыдущими стихами и главами, строят свои фундаменты. В этом отношении наблюдается полное подражание сатане. Лжеучителя ревностно применяют его тактику.
В беседе с Евой сатана извращает завет Бога, добавляя от себя: «Не ешьте ни от какого дерева в раю». В разговоре с Христом пропускает: «На всех путях твоих» (Лук. 4:10 и Пс. 90:11-12). Нельзя допустить, чтобы сатане в этих случаях изменила память. Не ослабление памяти и не вопиющее невежество — в корне всех лжеучений. За всеми извращениями истины стоял и стоит тот, который сам не устоял в истине от начала. Приступая к обзору трех глав к Коринфянам, сделаем связь с предыдущей, одиннадцатой главой этого послания. При чтении этой главы, мы найдем там сильное увещевание верующих Коринфской церкви, которые без должной святости и благоговения относились к преломлению хлеба. Этот грех особенно отмечен в стихах 18-34.
Покончив с этим вопросом в 11-й главе, Павел подходит дальше к другому больному вопросу в Коринфской церкви. Этим вопросом являлось неправильное отношение Духу Святому и Его дарам, а в связи с этим неправильное отношение одного к другому. Но как опытный духовный хирург, чтобы сразу не убить больного совершенно, а спасти его от болезни, Павел подходит к этому с большой осторожностью.
Как видно, в церкви были многие члены, которые в первые дни сошествия Духа Святого получили дар познания языков и другие дары и теперь превозносились одни над другими своими дарами. Особенно гордились говорящие языками: они смотрели на других членов церкви сверху вниз, считая их ниже себя. Поэтому Павел говорит: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных. Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:1-3). Этими словами апостол напоминает гордецам, что всякий верующий во Христа, член Его Тела — Церкви, имеет того же Духа Святого, хотя не имеет особого видимого дара, ибо только Дух Божий учит повиноваться Иисусу, называть Его своим Господом.
Дальше Павел говорит: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:4-11). В этих словах подчеркивается истина, что у всех членов Церкви один Господин, Которому все служат тем даром, который сообщил Дух Святой. Поэтому ни один из членов Церкви не должен считать себя выше другого только лишь потому, что имеет другое служение, другим даром. Высшим же должен быть лишь Тот, Которому каждый служит по мере полученных способностей от Святого Духа.
Далее Павел пишет: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.
Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1 Кор. 12:12-30) Представленной картиной тела в этом отрывке апостол Павел подчеркивает истину, что все члены без всякого исключения крещены и напоены одним и тем же Духом Божиим, что каждый должен, выполняя свое назначение, служить один другому. Члены церкви, чувствующие себя более сильными, не должны превозноситься над слабыми, но должны помогать таковым и поддерживать их.
Этим апостол говорит гордецам: «Если вы думаете, что вы более достойны, чем другие, которые не обладают даром знания языков, то не превозноситесь, но помогите немощным, поддерживайте таковых.
Покройте их, кажущуюся в ваших глазах неблаговидность, своими достоинствами».
В тридцать первом стихе этой главы и в первых стихах тринадцатой главы Павел переходит к более сильному увещеванию: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 12:31; 13:1).
Эти слова открывают картину внутреннего состояния некоторых членов Церкви в Коринфе. Апостол призывает к ревнованию о дарах больших, т.е., о любви. Как видно она отсутствовала у Коринфян, особенно у говорящих языками. А где нет любви, там гордость, превозношение одного над другим, унижение одним другого.
Вся тринадцатая глава содержит самое строгое увещевание и обличение гордецов. Духовный хирург производит самую главную операцию. Гордость говорящих языками была самой сильной болезнь в Коринфе. Поэтому Павел прежде всего берется за них. Он сравнивает их жизнь со звенящей медью без Духа, Который есть Любовь. После них Павел касается и других членов, обладающих различными дарами.
Сильное и строгое увещевание Павла могло вызвать не раскаяние, но протест в сердцах гордецов. Они могли возразить, что этот дар дан им Богом и как Павел может восставить против него? Может он сам не стоит в истине перед Богом?
Предвидя такой оборот увещевания, Павел, как опытный защитник истины, прибегает к другому средству. Положив руку на больное место, он начинает теперь с успокоительными словами перевязывать рану. На поднявшийся пожар протеста в сердцах больных он льет струю холодной освежающей воды, чтобы, успокоив больного, приступить к дальнейшей, более глубокой операции.
С первого стиха 14-й главы он говорит: «остигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
4 Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание» (1 Кор. 14:1-5).
Поощряя развивать данные от Бога дары, Павел выдвигает в этом месте полезный в церкви дар пророчества на первый план. Ибо дар пророчества или проповеди наших дней является разумным, полезным и необходимым даром для церкви. Этот дар должен существовать до пришествия Господа и восхищения всех верующих в Него.
В это время апостол отодвигает на задний план дар языков, который был дан при известных условиях и с известной целью. Как ненужный больше дар, он должен прекратиться. Языки должны умолкнуть и пророчества прекратиться (глава 13:8), ибо все, что Бог дает с известной целью, прекращалось и прекращается, когда эта цель достигнута.
С языками, данными в первые дни, цель достигнута и они прекратились. Настанет момент, когда умолкнут и прочества, ибо они будут не нужны, когда все члены Церкви увидят Его, как Он есть (2 Пет. 1:19).
Последнее увещевание Павел делает в виде рассуждения с говорящими языками, стремясь воздействовать на их разум, дабы они сами увидели бесполезность этого дара для служения в церкви.
Он определенно утверждает, что от пророчества есть польза и никакой пользы от говорения на незнакомом языке.
После спокойного рассуждения Павел снова прибегает к строгому увещеванию. «Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением? И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях? И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1 Кор. 14:6-12).
В этом строгом увещевании Павел сравнивает говорящих языками с бездушным металлом, издающим звуки без смысла. Это удачное сравнение необходимо для увещеваемых. Если бы в собрании русских людей пришел индеец и на своем языке проповедовал самые глубокие истины, то какая польза для слушающих, не знающих этого языка? Все описанное происходило в Коринфской церкви. К собранию, состоящему из иудеев и еллинов, обращались на языках других народов, что было бесполезным и совершенно неуместным, поэтому Павел увещевает ревновать о тех дарах, которые могут послужить на пользу всем верующим. Дальше он пишет: «А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования. Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: ‘аминь’ при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке. Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор. 14:13-20).
Развивая дальнейшую мысль о бесполезности говорения на других языках в церкви, Павел подчеркивает, что он более всех владеет иностранными языками, но считает лучше говорить на том языке, который знаком для всех верующих.
Павел, как он сам пишет, владел многими языками. Находясь в школе Гамалиила, он мог изучать таковые. Родившись в Тарсе, он знал также, кроме еврейского, греческий и латинский. Некоторые языки он мог получить и неестественным путем. Он был предназначен Богом быть апостолом язычников, говорящих на многих языках.
Однако, это знание не было предметом его гордости и превозношения над другими.
Обращение на иностранных языках к непонимающим людям Павел называет неразумным детством: «Братия, не будьте дети умом», — восклицает апостол.
Дальше он говорит еще об одном смысле дара языков, кроме того смысла. о котором мы уже упоминали: «чрез резчика на камне, который вырезывает печати, вырежь на двух камнях имена сынов Израилевых; и вставь их в золотые гнезда и положи два камня сии на нарамники ефода: это камни на память сынам Израилевым; и будет Аарон носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для памяти» (Ис. 28:11-12).
«Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих» (1 Кор. 14:22).
Еще пророк Исаия предсказывал, что настанет время, в которое к Израилю будут обращаться с проповедью другие народы, на других языках. Теперь настало это время. К народу, призванному Богом — проповедовать всем другим народам о Боге, обращаются с проповедью уверовавшие язычники. И все же этот народ остается глух к голосу Бога, остается непослушным Ему. Данные же сверхъестественным образом языки являлись таким образом знамением для неверующего Израиля. Этими словами Апостол снова подчеркивает временное явление получения языков и их бесполезность в дальнейшем.
Дальнейшее увещевание снова идет в виде рассуждения в следующих словах: «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог. Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» (1 Кор. 14:23-29).
В этих стихах подчеркивается не только бесполезность языков, но есть и предостережение от принесения вреда. Ибо незнающие языков, придя в собрание, могут соблазниться и посчитать говорящих беснующимися! Так же указывается тот порядок, которого должны придерживаться собрания верующих, ибо в первые времена церкви между верующими не существовало в этом отношении порядка. Придя в собрание, каждый говорил то, к чему его побуждало желание. Иногда говорило сразу несколько человек. В некоторых местах еще и в наши дни существует обычай — молиться вслух всем сразу. В собраниях вместо назидательных молитв происходит какой-то гул и шум. Нечто подобное творилось в первые времена и с проповедью.
После первого гонения в Иерусалиме многие, которые в день сошествия Святого Духа получили языки, рассеялись по всей Римской империи. Некоторые прибыли в Коринф. Находясь в этом городе, они продолжали говорить в церкви на языках других народов, В собраниях получалась приблизительно следующая картина.
Представим, что в наше собрание пришел брат из нашего народа, который хорошо владеет нашим языком, и начал говорить с нами на языке другого народа, которого мы не понимаем. Зная, что этот человек владеет нашим языком, мы могли бы посчитать, его не совсем нормальным или же просто порядочным хвастуном, желающим показать свое знание иностранного языка.
Такие личности как раз находились среди верующих в Коринфе.
Они отлично знали общий для Коринфа язык, а в собраниях говорили на иностранных языках. При этом гордились перед теми, которые не понимали их языка, считали их обойденными Духом Святым, не получившими от Него дара познания языков. Видя это ненормальное состояние, Ап. Павел пишет им строгое обличение и увещевание. В конце он говорит, что если уже таковые все же хотят говорить на незнакомых языках, пусть говорят с истолкователями или с переводчиками. Иначе должны молчать (14:27-28).
Вот те места из Св. Писания, извращая которые, пятидесятники строят фундамент для своего лжеучения. Они не хотят вдуматься в то, что в словах Апостола не поощрение, но самое строгое и беспощадное обличение тех, которые говорили языками в те времена.
Апостол определенно подчеркивает бесполезность этого дара для дальнейшего существования Церкви.
Что же касается поощряемого в этом отрывке пророчества или служения словом в виде проповеди, то этот дар, по милости Бога сохранился и до наших дней. Он будет пребывать до дня пришествия Господа, когда он прекратится. Остается лишь одна пламенеющая к Нему вечная любовь (1 Кор. 13:8).
Однако современные пятидесятники снова и снова задают вопросы: «Если этот дар бесполезен и не нужен в церкви, то почему он был дан в те времена?» Ответ на это был в предыдущих главах.
Здесь же мы можем еще раз суммировать все причины.
1. В Иерусалиме, исполнение обетования крещения Церкви огнем Святого Духа. За неимением возможности для учеников — овладеть языками других народов естественным способом, Бог дал сверхъестественное знание.
2. В Самарии и в других местах, как удостоверение Богом истины, что Самаряне и язычники одинаково приняты, как члены церкви, что из всех народов, племен и языков создается один народ. В подтверждение этой истины, Он дал всем одинаковый дар. Без одинакового видимого дара никогда не могло бы быть достигнуто единства всех верующих во Христе.
3. И, вообще, языки явились как знамение для неверующего Израиля, о чем было предсказано одним из древних пророков. Вот настоящий смысл и причины получения языков в первохристианской церкви.
Утверждение пятидесятников о необходимости говорения языками и что Духа Святого имеют только те, которые падают в обморок и произносят бессвязные слова, которые они считают, как дар языков, можно сравнить со следующей картиной.
Представим себе народ Израильский, переживший и испытавший очень много сверхъестественного. Обо всех этих чудесах и явлениях записано на страницах Библии: они переходили море, питались манной, пили воду из скалы, переходили Иордан во время половодья.
Теперь Израиль уже много сот лет находится в Палестине. Вдруг появляются личности, которые со Св. Писанием в руках начинают утверждать, что только тот человек есть истинный израильтянин, кто может, не работая, получать манну, ходить по водам, пить воду из скалы. Те же, которые не могут этого достигнуть, не могут принадлежать к обществу Израильтян.
Представим себе, что подобные люди, собрав вокруг себя группу обманутых и увлеченных ими людей, направляются к Иордану, чтобы испытать свою принадлежность к Израилю. Все вместе выходят в пустыню и ожидают манну. Что могло бы выйти из подобной попытки?
Конечно, гибель в водах, смерть от голода или же посмешище для людей.
Среди Израиля подобных ненормальных фанатиков и обманщиков не было, по крайней мере, мы не читаем о них в Библии и истории Израиля. Но в наши дни в лице пятидесятников таковые появились среди членов видимой церкви. На основании мест Св. Писания, относящимся к прошедшим временам, извращая смысл Слова вообще, они строят свое лукавое лжеучение и стремятся повторить своими силами то, что дано было Богом в дни древние, с известной целью.
Из этой попытки выходит почти непоправимый вред: разрушаются общины, души гибнут духовно, многие гибнут физически, кончая психиатрическими лечебницами. У многих разрушена семейная и личная жизнь. Что получается в конце концов? Посмешище для мира, преткновение для многих и профанация Божественной личности Святого Духа и Слова Божия. Сатана во многих случаях через это заблуждение достигает своей цели.
В своем послании к верующим Апостол Петр предостерегает следующими словами: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» (2 Пет. 2:1-2). Сатана принимает вид ангела света и увлекает многих, отравляя их здравый смысл, помрачает духовный кругозор и отвлекает от Христа. Да сохранит Господь каждую душу, читающую эту книгу, от яда лжеучения.