Упразднен ли Закон Божьей благодатью?

С помощью греха дьявол уже почти сокрушил наш мир. Мы живем в век восстания против всех и всяческих законов и ограничений. Наше общество потрясаемо прямым и открытым отвержением общественного порядка и прав собственности, включая и право на жизнь. Убийства, ограбления и совершение насилия над личностью стали отличительной чертой жизни в городах и пригородах XX столетия.

Каждый день, читая газету, мы чувствуем, что качество жизни сползло еще на немного вниз. Временами мы искушаемы считать, что хуже быть уже не может, и наше падение вниз уже закончилось ударом о скалистое дно. Однако, на следующий же день нам сообщают об еще более замысловатом по своей жестокости преступлении, слыша о котором, мы только недоверчиво качаем головой. Трудно уразуметь, как американская нация, имеющая такое богатое христианское наследие, смогла столь удалиться от принципов, положенных в ее основании. Даже нехристианские государства не заражены в такой степени преступностью и перехлестывающим через край насилием, как эта, так называемая, христианская страна. За 24 часа в Вашингтоне регистрируется больше преступлений, чем в Москве за целый год. Нет сомнений, что методы регистрации различаются, однако картина все равно тревожная.

Проблема становится еще более серьезной, когда мы осознаем, что беззаконие простирается также и в область религии, оказывая воздействие на миллионы людей, которые никогда не помышляли бы об убийстве или изнасиловании. Отчетливо видно, что подавляющее большинство христиан Америки не выражает сегодня серьезных протестов против нарушения, по крайней мере, одной из заповедей. Как в католическом, так и в протестантском богословии выработана очень коварная доктрина, стремящаяся свести к минимуму авторитет великого морального Закона Божьего. Это привело к тому, что многие стали легко относиться к беззаконию. Грех стал считаться чем-то неизбежным. Фактически, большинство людей уже утратило отвращение ко греху, и он стал обычным явлением, как в жизни молодежи, так и среди тех, кто старше. Взгляните на современные тенденции изменения образа жизни, подтверждающие этот вывод.

Сколько молодых мужчин и женщин живут вместе, не испытывая преимуществ отношений супружества! При этом они и не думают считать это чем-то греховным. Большая часть из тех, кто совершает магазинные кражи, называют себя христианами, а большинство из принадлежащих к христианским церквям полагают, что нет никакого греха ни в чем, что связано с нарушением четвертой заповеди, говорящей о седьмом дне как о дне покоя.

Чем можно объяснить столь парадоксальное состояние тех, кто заявляет о своем великом почтении к Библии и искренней любви ко Христу? Этот вопрос становится еще более уместным, если принять во внимание историческое отношение христианства к закону Десяти заповедей. Практически все крупные христианские церкви официально провозгласили свою поддержку авторитета этого закона. Однако, в его толкование современной церковью вкрались трудноуловимые ошибки, из-за чего ее верность закону Десятисловия пошатнулась. Насколько же серьезно нам следует взглянуть на закон и исследовать его взаимоотношение с Божьей благодатью и самим спасением! Как легко принять популярные клише относительно закона и благодати без исследования библейских фактов, на основании которых мы в конце концов будем судимы! Основываясь на авторитете Писаний, мы должны найти ответы на такие вопросы, как: Что означает «быть под законом»? Упраздняет ли благодать Божья Десять заповедей? Оправдано ли, если христианин, находясь под благодатью, нарушает какую-нибудь из Десяти заповедей? Вот те вопросы, которые мы будем сами себе задавать, занимаясь этим важным исследованием.

Обреченный на смерть

Давайте сметем в сторону весь мусор неразберихи и путаницы, скрывающий истину о том, как спасается человек. Множество людей слышало эмоциональные рассуждения о грехе и спасении, однако, по-прежнему не понимает логики и мотивов того, почему потребовалась кровь жертвы.

Можете ли Вы себе представить весь ужас того, чтобы, стоя перед судьей, услышать как читается Ваш смертный приговор? По-видимому, нет. Но Вы перенесли чувство гнетущей вины и страха, когда Слово Божье сразило Вас определением: «Возмездие за грех — смерть» (Римлянам 6:23). Откуда эти вина и страх? «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23).

Слова эти перед нами, и их значение не может быть понято превратно. Вместо слова «все» можно было бы написать Джон Смит, или Мэри Джоунс, или какое ни есть у Вас имя. Ошеломляющий факт заключается в том, что Вы под смертным приговором! Вы были признаны виновными перед законом, и во всем мире не существует суда высшей инстанции, который мог бы отменить приговор и оправдать Вас. Факт состоит в том, что Вы виновны, виновны в такой же степени, в какой виновен сам грех. Согласно 1 Иоанна 3:4, «грех есть беззаконие», и Вы должны признать себя виновным в нарушении закона. Чей закон Вы нарушили? Апостол Павел тут же дает ответ: «Но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай» (Римлянам 7:7). Вот оно что! Был нарушен великий Десятисловный закон, и это требует смерти нарушителя.

В отчаянии грешник ищет способ оправдаться перед лицом этого нарушенного закона. Как можно отвратить смертный приговор? Может быть, человек может искупить свои грехи, повинуясь Божьим заповедям всю оставшуюся часть жизни? Вновь слышен ответ, выраженный языком, который невозможно воспринять неверно: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Римлянам 3:20).

Послушайте, существует причина, почему невозможно оправдаться делами. Если человек признан виновным в краже и приговорен к десяти годам тюрьмы, он, действительно, может оправдать себя делами. Отбыв время, определенное приговором, человек может удовлетворить требования закона. Он считается полностью оправданным и невиновным, поскольку через исполнение приговора он заработал свое освобождение. Подобным же образом и убийца может быть оправдан через дела, если он отбудет все пятьдесят лет согласно приговору. Но представим, что приговор не пятьдесят лет заключения, а смерть. Может ли в этом случае заключенный оправдаться делами? Никогда! Даже если он проработает и сто лет на тяжелых работах, закон по-прежнему будет требовать смерти. Истина состоит в том, что «без пролития крови не бывает прощения… и Христос, однажды принеся Себя в жертву…» (Евреям 9:22-28).

Вот почему грешник никак не может спасти себя делами. Наказание за грех составляет не десять лет тюрьмы и не пятьдесят лет тяжелых работ. Приговор предусматривает смерть, и закон не может быть удовлетворен чем-либо иным, кроме пролития крови. Неизменяемый закон с его неумолимым приговором так же нерушим, как и престол Божий. Вина прошлого не может быть смыта решением хорошо поступать в будущем. Грешник, в конце концов, вынужден признать, что он должен больше, чем в состоянии заплатить. Закон требует смерти, и он не может удовлетворить его, не поплатившись навеки своей собственной жизнью.

Закон по-прежнему обязывает

Здесь мы подошли к вопросу, вызвавшему путаницу у множества христиан: Если соблюдение закона не может спасти человека, то нужно ли тогда соблюдать закон? По-видимому, и в ранней церкви это был очень насущный вопрос, поскольку в послании к Римлянам 6:1 Павел задает его же: «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?» Иными словами, дает ли нам право благодать не повиноваться закону Божьему? Вот его ответ: «Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Стихи 1,2).   

Поражает то, насколько христиане склонны в наш век, когда нет ничего абсолютного, изобретать свои собственные определения, оправдывающие преступление закона. Библия говорит, что грех есть нарушение Десяти заповедей — того самого закона, который многие современные богословы считают неуместным и старомодным. Не обманывайтесь. Каждое из этих десяти великих нравственных положений сегодня столь же своевременно и необходимо, как и тогда, когда Бог начертил их на нетленных каменных скрижалях. И никогда не происходило ничего такого, что могло бы сейчас сделать их менее обязывающими к исполнению, чем это было тогда, когда их дал Бог. Более того, мы полагаем открыть вам, Что Иисус пришел возвеличить закон и открыть его духовное значение, сделав его таким всесторонним, каким законники-фарисеи не могли его себе и представить. Под очищающим влиянием совершенного послушания, явленного в жизни Христа, мы способны увидеть духовные аспекты соблюдения закона, те, которые невозможно ни распознать, ни воплотить в жизнь вне Его.

Закон Божий — зеркало

А сейчас будем очень внимательными, выясняя также и то, что закон не может сделать. Хотя он и указывает на грех, он не обладает силой спасти от греха. Он не содержит в себе оправдывающей, очищающей благодати. Всего исполнения всех законов не было бы достаточно для спасения и одной души. Почему? По той простой причине, что мы спасены благодатью через веру, даром. «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Римлянам 3:20).

Не преткнитесь в этом важном вопросе. Мы не можем заработать спасение усиленными попытками повиноваться. Ни один грешник не может заслужить Божье расположение и принятие своим послушанием закону. Закон не был создан для спасения или оправдания. Он был дан для того, чтобы указывать нам на нашу нужду в очищении и на величайший источник этого очищения — Иисуса Христа, нашего Господа. Библия говорит о законе как о зеркале, указывающем нам на то, какие мы есть на самом деле: «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иакова 1:23-25).

Для всех очевидно, что зеркало не в состоянии удалить пятно с лица. Глядя целый день в зеркало и даже натирая зеркалом лицо, мы не сможем ничего вычистить. Задача зеркала — выявить пятно и указать нечистому на умывальник, способный обеспечить настоящее очищение. Подобным же образом, закон может только осудить грешника, открыв ему глаза на его истинное состояние и указав на крест как на средство спасения. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефесянам 2:8,9). Павел еще более подчеркивает этот момент в послании к Галатам: «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали… ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Галатам 2:16).

Как раз сейчас наступил момент рассмотреть одно из самых ошибочных утверждений, когда-либо выдвигавшихся в отношении закона. Бессчетное количество искренних христиан приняло точку зрения, предполагающую, что Ветхий завет подразумевает обязательство исполнять дела, а Новый завет позволяет вступить с Богом в отношения, основанные на благодати. Согласно этому искаженному пониманию, во времена Ветхого завета люди спасались делами, а во времена Нового — спасаются благодатью. Это просто не соответствует истине. Библия предлагает только один замечательный, совершенный план спасения каждого человека, и это — план спасения благодатью, через веру. Небо не будет разделено между попавшими туда посредством своих дел и теми, кто вошел туда верой. Каждая искупленная душа будет спасенным по благодати грешником.

Те, кто во времена Ветхого завета наследовал спасение, — это те, кто верил в заслуги крови Иисуса Христа, выражая свою веру принесением в жертву агнцев и их закланием. Верой они взирали в будущее на искупительную смерть Иисуса. Мы же обращены в прошлое; взирая верой на ту же смерть, мы спасаемся точно таким же образом. Будьте совершенно уверены, что весь сонм искупленных на протяжении всей вечности будет петь одну и ту же песнь избавления, возвеличивающую Агнца, закланного от создания мира.

«Новый» закон Христа

Некоторые пытаются избавиться от Десяти заповедей на основании того, что Иисус учредил «новые» заповеди любви. Несомненно, верно то, что Иисус установил два великих закона любви, соединив в них весь закон, но Он не давал основания считать, что они были новыми в смысле времени. Истина состоит в том, что, давая эти «новые» заповеди, Он повторил слова, записанные в Ветхом завете: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» (Второзаконие 6:5). «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:18). Несомненно, что эти глубоко проникающие духовные принципы были забыты законниками времен Христа, для них они были новыми по отношению к их жизни и привычкам. Но Христос не имел намерения заменить ими Десять заповедей. Когда законник спросил Иисуса, какая наибольшая заповедь в законе, он получил ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:37-40).

Заметьте, что эти две заповеди любви просто суммируют «весь закон и пророков». Все Божьи заповеди опираются на эти два принципа любви. Христос объяснял, что любовь есть исполнение закона, как и Павел позднее повторил это в послании к Римлянам 13:10. Если превыше всего для меня Христос, которого я возлюбил всем сердцем, всей душею и всем разумением, то я буду послушен первым четырем заповедям, указывающим на мои обязанности перед Богом. Я не буду произносить Божьего имени напрасно, не буду поклоняться иным богам и т.д. Если я возлюбил ближнего своего, как самого себя, то я буду исполнять последние шесть заповедей, описывающие наши обязанности по отношению к ближним. Я не буду красть у ближнего своего, не буду лжесвидетельствовать против него и т.д. Любовь приведет меня к послушанию, или исполнению всего закона.

Не под законом

Часто при попытке принизить закон Божий произносится следующий аргумент: «Ну, поскольку мы не под законом, а под благодатью, нам больше не нужно соблюдать Десять заповедей». Веский ли это довод? Библия определенно говорит, что мы не под законом, но подразумевает ли это то, что мы свободны от обязанности соблюдать его? В послании к Римлянам 6:14,15 находим ответ: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак».    Как легко мы могли бы предупреждать всякую путаницу, если бы мы принимали в точности то, что говорит Библия. Павел сам поясняет свое утверждение. Заявив, что мы не под законом, а под благодатью, он задает вопрос: «Что же?» Иными словами, «Как нам следует это понимать?» Теперь обратим внимание на его ответ. Предвидя, что некоторые будут истолковывать его слова в том смысле, будто они означают, что, поскольку мы находимся под благодатью, мы можем нарушать закон, он говорит: «Станем ли грешить (нарушать закон), потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак». Избирая самые сильные выражения, Павел ясно определяет, что пребывание под благодатью не дает права нарушать закон. Однако миллионы сегодня понимают это именно таким образом, полностью игнорируя специальное предостережение Павла.

Если пребывание под благодатью не освобождает нас от соблюдения закона, то что же тогда Павел имеет в виду, говоря, что христиане находятся не под законом? Ответ он дает в 3 главе того же послания: «Мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Римлянам 3:19). Здесь Павел ставит знак равенства между нахождением под законом и «виновностью пред Богом». Другими словами, те, кто под законом, виновны в нарушении закона и находятся под его осуждением. Вот почему христиане не под законом. Они не нарушают его — потому они и не виновны и не осуждаются им. Следовательно, они не под законом, а под силой благодати. Позднее в своих рассуждениях Павел указывает, что сила благодати превосходит силу греха. Вот почему он произносит так выразительно: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью». Благодать свергает власть греха, даруя силу к соблюдению закона Божия. Вот в чем состоит действительная причина того, почему мы не повинны и не осуждаемы законом, а также и того, почему Павел утверждает, что мы не будем продолжать грешить.

Представьте, что убийца приговорен к смерти на электрическом стуле. Во время ожидания исполнения приговора этот человек действительно будет находиться под законом в всех смыслах этого слова: под обвинением, под осуждением, под приговором к смерти и т.д. Незадолго до назначенной даты исполнения приговора губернатор штата просматривает дело осужденного и решает помиловать его. В виду смягчающих обстоятельств губернатор использует данную ему власть и посылает ранение о полном прощении заключенного. Теперь он уже не под законом, а под благодатью. Закон больше не осуждает его. Он считается полностью оправданным, во всяком случае, по отношению к обвинениям закона. Он может покинуть тюрьму, и ни один полицейский не вправе наложить на него руки. Но теперь, когда он не под законом, а под благодатью, можем ли мы сказать, что он свободен нарушать закон? Нет, конечно! В действительности, этот прощенный человек будет вдвойне обязан соблюдать закон, поскольку он обрел благодать у губернатора. Движимый благодарностью и любовью, он будет очень трепетно чтить закон того штата, который даровал ему милость. Не это ли говорит Библия о прощенных грешниках? «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Римлянам 3:31). В этом стихе заключено самое полное решение рассматриваемой нами проблемы. Павел спрашивает, не упразднен ли для нас закон ввиду того, что мы имеем веру в спасающую благодать Христа? И сам же отвечает, что, напротив, закон утверждается и укрепляется жизнью спасенного благодатью христианина.

Эта истина настолько проста и очевидна, что она не нуждалась бы в повторении, однако лукавые мудрствования тех, кто противится послушанию, побуждают продвинуться еще немного вперед. Вас когда-нибудь останавливал полицейский за превышение скорости? Обычно при этом испытываешь замешательство, особенно, если знаешь, что виноват. Но представьте, что Вы действительно спешили по какому-то срочному и уважительному делу, и вот Вы стоите и изливаете в уши полицейского свои убедительные объяснения, в то время как он выписывает Вам квитанцию на штраф. Медленно он сгибает квитанцию и рвет ее на части. Затем он говорит: «Хорошо, я прощу Вас на этот раз, но…» Как Вы считаете, что он хочет сказать этим словом «но»? Несомненно, он хочет сказать: «Но советую Вам больше не попадаться мне с превышением скорости». Открывает ли для Вас это прощение (благодать) путь к неповиновению закону? Напротив, оно придает нашему решению больше не нарушать закон элемент неоспоримой настоятельности. Почему же тогда каждому истинному христианину предписывается пытаться искать оправдания тому, чтобы не соблюдать закон Божий? «Если любите Меня, — сказал Иисус, — соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15).

Послушание как свидетельство любви

Кто-то может привести возражение, что после того, как закон исполнил свое предназначение, указав грешнику на очищение через Христа, верующий больше уже не нуждается в нем. Так ли это? Нет, конечно. Христианин всегда будет иметь нужду в сторожевом псе закона, открывающем ему каждое отклонение от истинного пути и вновь указывающем на очищающую жертву Христа. В ходе постепенного возрастания во Христе никогда не наступит момент, когда христианину уже не понадобится это исправительное зеркало.    Закон и благодать не состязаются друг с другом, но трудятся в совершенном сотрудничестве. Закон указывает на грех, а благодать спасает от греха. Закон есть воля Божья, а благодать есть сила исполнить Божью волю. Мы соблюдаем закон не для того, чтобы спастись, но потому, что спасены. Замечательный библейский текст, соединяющий воедино эти два понятия и представляющий их в их истинном взаимоотношении друг с другом — 12 стих 14 главы Откровения: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса». Какое совершенное представление веры и дел! Они соединены в тех, кто назван «святыми».

Подлинная любовь проверяется послушанием. Вот почему послушание так важно в опыте истинно верующего. «Вера без дел мертва» (Иакова 2:20). Ни одному мужчине никогда не удавалось завоевать сердце прекрасной леди одними словами. Если бы не было цветов, проявлений преданности и даров любви, большинство мужчин по-прежнему продолжали бы искать себе спутницу жизни. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного», — сказал Иисус (Матфея 7:21).

Слов и признаний недостаточно. Истинным свидетельством следует признать только послушание. Нынешние наклейки на машинах отражают узость понимания любви. На них написано: «Улыбнись, если любишь Иисуса», или «Посигналь, если любишь Иисуса»; но что об этом сказал Сам Господь? «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15). А это именно то, что большинство людей делать не хочет. Когда любовь не требует ничего, кроме улыбки или помахивания ручкой, тогда она приветствуется, но если она покушается на изменения в образе жизни, большинство ее отвергает. К сожалению, большинство людей сегодня ищет не истину. Они ищут спокойную, легкую, удобную религию, которая позволяла бы им жить так, как им угодно, и при этом давала все же уверенность в спасении. Но, в действительности, не существует истинной религии, способной сделать это для них.

Один из самых сильных библейских текстов на эту тему записан в 1 Иоанна 2:4: «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины». Иоанн мог писать об этом с такой уверенностью, поскольку это одна из наиболее полно раскрытых истин Библии. Иисус говорил о тех, кто говорит «Господи! Господи!», но не исполняет Волю Отца Небесного. Он также описывал многих, которые будут искать войти в Царство, утверждая, что они именем Христа чудеса творили. Но Он будет вынужден с сожалением сказать им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» (Матфея 7:21-23). Видите ли, знать Христа — значит любить Его, а любить Его — значит повиноваться Ему. Законный вывод писателей Библии звучит очень ясно и просто: Если я не послушен Христу, то я не люблю Его. А если я не люблю Господа, то я не познал Его. Иоанн убеждает нас: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоанна 17:3). Мы видим, таким образом, как познание, любовь и послушание тесно взаимоувязаны; они совершенно неразделимы в жизни верного Божьего народа. Возлюбленный Иоанн подытожил это такими словами: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Иоанна 5:3).

Возможно ли соблюсти закон?

Бессчетное число христиан было научено, что, поскольку закон духовен, а мы плотские, ни один из нас в этой жизни не сможет выполнить требования совершенного закона. Так ли это? Был ли закон дан Богом как великий идеал, недостижимая цель, к которой призвана стремиться каждая обратившаяся душа, не имея, однако, надежды когда-либо достигнуть ее? Существует ли какой-то скрытый резерв или тайное значение, заложенное в многочисленных повелениях повиноваться десяти великим правилам, начертанным Богом на камне? Имел ли Бог в виду то, что сказал, и сказал ли Он то, что имел в виду?

Многие считают, что только Христос мог соблюсти этот закон, и только потому, что Он обладал особой силой, которая недоступна для нас. Нет сомнений в том, что Христос есть Тот единственный, Кто прожил, не совершив ни одного акта неповиновения. Причина, побудившая Его прожить совершенную, победоносную жизнь, изложена в послании к Римлянам 8:3,4: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу».

Не пропустите важный момент, состоящий в том, что Иисус пришел, чтобы осудить грех Своей совершенной жизнью во плоти с тем, чтобы «оправдание закона» [«праведность по закону» — англ. перевод] могла быть исполнена в нас. Что это за праведность? Здесь используется греческое слово «дикайма», буквально означающее «справедливое требование» закона. Это может означать только то, что Христос одержал свою совершенную победу для того, чтобы сделать такую же победу доступной для нас. Одолев дьявола, показав, что закону можно повиноваться и будучи во плоти, Христос ныне предлагает нам открыть Ему дорогу в наши сердца, чтобы Он мог поделиться этой победой с нами. Только Его властью и Его силой, воспринятой человеком и постоянно пребывающей в нем, возможно исполнить требования закона. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе», — сказал апостол Павел (Филиппийцам 4:13).Ни одна душа не в состоянии исполнить хоть одну из этих Десяти заповедей одним только человеческим усилием, но все они могут быть исполнены через преобразующую силу Христа. Он вменяет нам Свою праведность для очищения и наделяет нас ей для победоносной жизни. Христос пришел в таком же теле из плоти и крови, как и у нас, и полностью зависел от Своего Отца в том, чтобы показать в Своей жизни ту победу, которая доступна каждой душе, подобным же образом влекомой благодатью Отца.

Судимы согласно закону

А теперь заключительный вопрос на тему о законе: Сколько из Десяти заповедей должен нарушить человек, чтобы стать виновным во грехе? Апостол Иаков говорит: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Иакова 2:10-12).

Каждый в итоге будет судим в соответствии с великим моральным кодексом Божьего закона. Нарушить его — значит быть виновным во грехе. Библия указывает, что Десять заповедей подобны цепи из десяти звеньев. Разорвать одно звено цепи — значит разорвать всю цепь. Так же и по отношению к закону. Представшие перед судом должны будут выдержать испытание на верность Десяти заповедям. Если бы практикующий вор стал искать входа в Царство, он был бы отвергнут. Поэтому Павел и пишет, что воры не наследуют небесного града. Более того, Библия прямо говорит, что в Царстве не будет ни лжецов, ни прелюбодеев, ни идолослужителей, ни завистников. Почему? Потому, что все это запрещено Десятью заповедями, и потому, что судимы они будут по этому закону. Ни один человек, сознательно нарушающий любую из Десяти заповедей, не будет допущен на Небо, поскольку нарушение одной означает нарушение всех.

Кто-то может возразить, что это превращает дела в основу допуска в Царство. Нет. В действительности это делает любовь определяющим фактором. Иисус сказал, что величайшая из всех заповедей — возлюбить Бога превыше всего. Он также сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15). Те, кто допускает любой осознанно совершаемый грех, в действительности признают этим то, что они не возлюбили Господа всем сердцем своим, всей душею своею и всем разумением своим. Так что путь им закрывает именно недостаток любви, а не акт непослушания, об этом недостатке свидетельствующий. Только тогда, когда послушание проистекает из любви, оно становится приемлемым для Бога. Любые действия другого рода есть тщетные человеческие попытки заработать спасение, отрекшись от действенной силы искупительной жертвы Христа.

Искуплен ради чего

Яркую иллюстрацию учения о законе и благодати можно найти в истории, начавшейся на аукционе по продаже рабов, какие когда-то проводились в Новом Орлеане. Два плантатора состязались за покупку старого негра-раба, который все это время не уставал выкрикивать с помоста фразы протеста. В конце концов, один из плантаторов победил и повез раба в своей коляске на ферму. На протяжении всего пути непокорный чернокожий заявлял, что не будет работать на нового хозяина. Когда они прибыли на плантацию, плантатор снял с вновь приобретенного раба кандалы и сказал: «Ты можешь идти. Ты не раб больше. Я купил тебя, чтобы подарить тебе свободу».

Согласно этой истории, старик упал к ногам плантатора и сказал: «Господин, я буду служить тебе вечно».

Подобно этому, мы все содержались в рабстве греха, осуждения и смерти. И тогда Христос заплатил цену выкупа нашей свободы из этого безнадежного рабства. С любовью Он говорит нам, что принести эту жертву Его побудило желание освободить нас. Каким должен быть наш отклик? Каждый искупленный призван пасть перед Ним на колени и сказать: «Господи, я люблю Тебя за то, что Ты для меня сделал. Я буду служить Тебе весь остаток моей жизни».

Поразмышляйте об этом немного. Иисус должен был умереть, поскольку был нарушен закон. Совершенный грех требовал наказания смертью. Если бы закон мог быть упразднен, то и возмездие за грех также могло бы быть отменено: «Где нет закона, нет и преступления» (Римлянам 4:15). Авторитет неизменяемого закона настолько высок, что Сам Бог не мог отменить его, даже ради того, чтобы спасти от смерти Своего собственного Сына.

Существует старая-престарая история двух братьев, служащая почти совершенной иллюстрацией того, как совместно действуют закон и благодать. Старший брат был судьей. Его младший брат предстал пред ним как нарушитель закона. На основе всех свидетельств всем было ясно, что он был виновен. В зале суда царило напряжение. Свершит ли судья в этом случае правосудие? Судья взглянул на своего брата и твердо объявил, что он виновен. Затем он ошеломил суд, наложив максимальный штраф. Но сразу же после этого он покинул свое кресло и, обняв своего брата, сказал: «Я вынужден был это сделать, так как ты виновен. Я знаю, что ты не можешь заплатить штраф, но его вместо тебя заплачу я».

Суть истории заключается в драматизме этой коллизии. Брат был прощен, однако наказание осталось в силе. Кто-то должен был заплатить. И, заплатив максимальный штраф, судья не только не отменил закон, но он неизмеримо возвеличил его. Он показал, что его обязывающие к исполнению требования никогда не могут быть отменены. Точно так же Бог не смог бы, да и не стал бы упразднять закон ради того, чтобы спасти Своего возлюбленного Сына. Поддержать авторитет закона, заплатив максимальную цену, чего-то стоило. Никто никогда не узнает, чего это стоило Сыну Божьему. Насколько же мы должны быть благодарны Ему за то, что Его любовь так же совершенна, как и Его правосудие! Он Сам, телом Своим, понес наказание, удовлетворив этим закон и оправдав грешника.

Разве вы не видите, что не может быть лучшего доказательства нерушимости Десяти заповедей? Во всей Вселенной нет другого такого места, где Бог смог бы привести более убедительные и неопровержимые аргументы в пользу Своего закона. И все же, даже перед лицом этого поразительного откровения, миллионы введенных в заблуждение, слабых и несчастных людей продолжают умалять Божье правление через умаление Его закона. Кажется, что они просто не понимают, что закон есть только отражение Его святости и праведности. Говорить о Его отмене — значит находиться на грани измены Божественному правлению Небес. Посмотрите прямо сейчас на этот святой закон, чтобы получить Божественное откровение о том, какой Бог желает видеть Вашу жизнь. Признайте, что Вы не имеете силы жить в соответствии с этими совершенными нормами. А затем обратите взор на Того Единственного, Кто исполнил этот закон в совершенстве и Кто прямо в эту минуту желает войти в Вашу жизнь Своей животворной силой. Он исполнит Вас праведностью по закону, то есть, согласно справедливым требованиям закона, и вместе с апостолом Павлом Вы сможете сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Галатам 2:20).   

Вводящие в заблуждение подделки сатаны

Предположим, что перед вами поставлена задача суммировать содержание всей Библии в двух словах. Какие слова вы изберете? Я размышлял над этим и полагаю, что слова грех и спасение могут быть самым точным ответом. Ведь сатана, движимый целью ввести человека в грех и украсть у него спасение, появился на сцене человеческой истории в самом начале. И этот момент стал переломным моментом истории людей. Видите ли, у Бога все было основано на послушании. Он наделил человека замечательными дарами — жизнью, праведным характером, владычеством над землею и красивым домом в Едемском саду, и Он обещал навсегда сохранить за человеком все эти благословения, поставив одно условие: повинуйся и живи или не повинуйся и умри.

Мы все, конечно, знаем, что после этого произошло. Адам и Ева поддались уговорам искусителя, и грех впервые проник на эту красивую планету. И с этого момента на земле начало бушевать великое противостояние между Христом и сатаной, истиной и ложью, послушанием и непослушанием. Каждая книга и каждая глава Библии отражают великий Божий план возвратить человека к его первоначальному состоянию послушания — тому, которого он лишился при падении. «И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (От Матфея 1:21). Грех, конечно же, есть непослушание Божьему закону.

Иногда люди спрашивают: «К чему такое беспокойство по поводу внешних действий и дел закона? Разве Бог не заинтересован скорее в измененном сердце, нежели во внешнем поведении?» По истине, эти две вещи неразделимы. С самого начала Бог сделал послушание главной проверкой искренности любви и преданности. Никто не может утверждать, что Бога не заботило поведение наших первых прародителей. И их внешнее поведение указывало на разделение в их сердце. Поэтому Иисус и сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (От Иоанна 14:15).

Средоточием небесной программы спасения людей от нарушения Божьего закона является наделение всех искренне верующих сердец любовью «агапе». Самая последняя книга Библии выделяет как сущность всего тот же основополагающий вопрос — вопрос послушания. Каждая душа получит печать Божью или начертание зверя. Испытанием вновь будет вопрос послушания закону. Согласно книге Откровения, основной характеристикой искупленных будет соблюдение ими Божьих заповедей. Условие, выполняя которое, человек мог оставаться в Едеме, становится и условием возвращения человека в Рай. «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откровение 14:12). «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откровение 12:17). «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откровение 22:14). Глубинной причиной этого условия является то, что Бог должен иметь людей, которым можно доверить дар вечной жизни. Размышляли ли вы когда-нибудь над тем, что те, кто будет преобразован при пришествии Христа, по-прежнему будут сохранять свободу выбора? Но, вместе с тем, Библия заверяет нас, что второй раз несчастья не произойдет. Повторения 6.000-летнего кошмара человеческого горя и смерти не будет. И не потому, что человек будет лишен свободы выбора, а потому, что Бог не возьмет на Небеса никого, кто не предпочтет скорее умереть, чем совершить грех. Ангелы будут уверены, что Небеса — это безопасное место, зная, как много пришлось пережить в этой жизни святым, прежде чем они получили бессмертие. Опасности возвращения мрака греха не будет существовать. И послужит этому опыт испытания планеты Земля.

Вся стратегия сатаны основана на вовлечении человека в грех. Он знает, что ничто нечистое не войдет в Божье Царство, и что грех — это то единственное, что является нечистым в глазах Божиих. Я убежден, что сатана понимал один великий принцип задолго до того, как Апостол Павел записал его в своем послании к Римлянам 6:16: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» Пожалуйста, отметьте, что вы становитесь слугой того, кому повинуетесь. Если вы послушны Богу, то вы — слуга Божий; если же вы перестаете служить Богу, то вы перестаете быть Божьим слугой. План врага состоит в том, чтобы заставить вас быть послушным ему и стать его рабом.

Хочу особо подчеркнуть, что для сатаны нет разницы в том, из каких побуждений вы не повинуетесь Богу, если только вы продолжаете жизнь неповиновения. Вы можете поступать так даже во имя религии, и, кстати говоря, некоторые из самых религиозных людей всех веков так и поступали. Фактически, они могли изобретать самые религиозные мотивы для непослушания. Иисус вновь и вновь говорил о тех, кто в конце времени будет обвинен в столь парадоксальном поведении. Он объявил: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (От Матфея 7:22,23). Иисус точно определил этих кичливых хвастунов как людей очень религиозных. Все, что они делали, делалось во имя Иисуса, и, тем не менее, они были в итоге отвергнуты как недостойные Неба. Почему? В чем заключалась их проблема? В предшествующем стихе Наставник ясно указал на то, что, хотя они и много говорят о Нем, они «не исполняют воли Отца Его Небесного» Исповеданий веры было много, но не было исполнения Божьей воли.

В 15 главе Матфея Иисус выразился еще более определенно, сказав фарисеям: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Стих 9). Насколько же шокирующим для этой аудитории было впервые услышать, что многие из поклоняющихся Ему будут в числе погибших! И как вообще поклонение Богу может быть названо чем-то неправильным, как может оно считаться тщетным и бесполезным? Иисус объяснил, что не может принять его, поскольку они оставили Его заповеди и предпочли им человеческие установления. Как интересно! Очевидно, что Христос считал послушание высшей и наиболее приемлемой формой богопочитания.

Находил ли когда-нибудь кто-либо какое-нибудь приемлемое извинение непослушанию? Нет сомнений, что в прошлом люди выдумали немало того, что казалось добрым в их глазах. Я вспоминаю Саула, которого Бог утвердил первым царем Израиля. Во многих отношениях он был великим и замечательным человеком. Но вы помните, что произошло, когда Бог послал его сразиться с Амаликитянами? Этот народ был столь развращенным, что Бог повелел Саулу полностью их уничтожить. Ничто не должно было быть взято как сувенир или трофей военной кампании. Повеление Божье было четким и конкретным.

Почему же, тогда, Саул решил пощадить часть лучшего, отборного скота? Он объяснил это пророку Самуилу, когда столкнулся с ним, идя домой после битвы, Самуил спросил его: «А что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу? И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу, Богу твоему; прочее же мы истребили» (1 Царств 15:14,15).

Какими бы логичными ни казались эти слова, они полны лукавства и лицемерия. Прежде всего, Саул обвинил «народ» в том, что пощадили животных, стараясь снять с себя ответственность за непослушание. Но отвечать за это должен был он, поскольку именно он получил повеление от Господа. Во-вторых, он постарался подать это так, как будто это было пустяковое дело, поскольку «остальная часть» Божьего повеления была выполнена. Было допущено всего лишь маленькое отклонение, так зачем же поднимать из-за этого шум, и, кроме того, этих животных они пощадили не для себя — они были предназначены для использования в обряде поклонения Богу!

Не упустите смысла, заложенного в подобном объяснении. Саул ослушался Бога для того, чтобы почтить Его! Согласился ли Бог с таким оправданием? Самуил ответил: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа?» (Стих 22). И вновь мы видим, что Бог смотрит на послушание как на высшую форму поклонения Ему. Даже хотя Саул имел, возможно, самые убедительные причины для непослушания, Бог явно отверг их, а, вместе с ними, и Саула как царя Израиля.

Не происходит ли это и сегодня? Оглянитесь вокруг себя в тот момент, когда каждую неделю на планете наступают священные субботние часы, предназначенные для покоя. Бог вписал самую длинную и подробную из Десяти заповедай в самое сердце собственноручно написанного Им нравственного закона. Она изложена настолько ясно, что запутаться невозможно: «А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела» (Исход 20:10). Эти слова понятны даже ребенку. И тем не менее, каждую неделю, когда наступает суббота, миллионы по-прежнему «остаются на своей торговле», то есть, продолжают заниматься своими обычными делами, нарушая четкую и конкретную Божью заповедь.

Кто эти люди, осмеливающиеся игнорировать ясные предписания своего Творца? Многие из них — люди религиозные; в следующий же день они будут в церкви, будут петь гимны, молиться, давать пожертвования и в почтении склонять колена перед Богом, Чью заповедь они нарушают каждую неделю. Возможно, некоторые из них не осознают, что ставят языческую традицию выше заповеди Божьей, но очень многие из них хорошо осведомлены в том, что проявляют непослушание одному из вечных законов Божиих. И именно обращаясь к ним, Иисус сказал с пробуждающей сознание прямотой: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

За много лет евангельского служения я не раз слышал различные оправдания нарушения субботы, приводимые верующими людьми. Многие из них, действительно, выглядят благочестивыми и искренними христианами, заявляющими о своей большой любви ко Христу. Сегодняшняя проблема заключается в том, что получило распространение поверхностное, сентиментальное определение любви. Мы все видели, к примеру, популярные наклейки на автомашинах, с вызовом требующие: «Улыбнись, если любишь Иисуса», или «Посигналь, если любишь Иисуса», или «Помаши ручкой, если любишь Иисуса». Но это не то, о чем говорил Иисус! Он сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». И это по- прежнему справедливо! Это реально. Но мелкая пена многих современных верований отражает что угодно, кроме любви.

Две стратегии сатаны

Как сатана обставил свою программу по введению в грех даже самых, религиозных людей? Прежде чем рассмотреть две самых эффективных его стратегии, нам необходимо ясно осознать, что мы имеем дело с самым великим из когда-либо живших мастеров подделки. Будучи архиобманщиком, он часто использует для достижения своих целей смесь добра и зла. Он не пренебрегает использовать даже Писание, если это может послужить достижению его конечных устремлений.

Сатана не принимал участия в написании Библии, но он подсматривал через плечо ее авторов, запоминая каждое слово. И он часто приводит стихи из Библии, как он проделал это, к примеру, с Иисусом, искушая Его в пустыне. Он, действительно, правильно процитировал автора псалмов, записавшего, что ангелы защитят даже от преткновения о камень. Но заметьте, что он предлагал неверно использовать этот отрывок, побуждая Иисуса самонадеянно броситься с крыла храма, в расчете на то, что ангелы Его спасут.

Хитрый план искажения Писаний составляет основу двух особых способов, используемых сатаной в стремлении заставить христиан нарушить закон Божий. Первый из его аргументов звучит примерно так: Поскольку Библия говорит: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни» (Откровение 22:14), самое важное дело в достижении спасения — это исполнение закона. И если мы просто будем достаточно успешны в этом, будем исполнять каждую его деталь, мы станем достойными вечной жизни. Знакомо звучит, не так ли? Содержится ли истина в этом утверждении? Нет сомнений, что послушание заповедям очень важно. Но не присутствует ли в этом утверждении помимо правды, также, и элемент заблуждения? Факт состоит в том, что никто не в состоянии сделать себя настолько хорошим, чтобы заслужить спасение. Подобное учение представляет собой мерзкое законничество — полную противоположность предлагаемому Богом пути спасения. Оно лежит в основании всех нехристианских религий, и многие последователи Христа были введены им в роковое заблуждение.

Но вы можете спросить, как же такая вера может привести к большему нарушению закона Божьего? Разве она не должна побуждать большее число людей стремиться тщательней соблюдать заповеди, стремясь заработать спасение? В этом случае ответом будет нет. Видите ли, сатана очень хорошо понимает, что со времен Едема положение дел изменилось.

Для Адама послушание достигалось в тысячи раз легче, чем для нас с вами. Он обладал чистой, непавшей, не имеющей наклонности ко греху природой, и все его искушения имели источник вне его. В случае же нашей падшей природы наибольшие искушения приходят изнутри. Но сатана убедил миллионы людей в том, что они могут избежать греха подобно тому, как могли его избежать Адам и Ева, то есть, прилагая больше усилий в послушании Богу. И вот, многие, имея на вооружении лишь человеческие возможности, вступают в борьбу, стремясь достичь большего контроля над своими греховными наклонностями, и падают, и падают в разочаровании. В конце концов, они решают, что победа над грехом невозможна, и что Бог не может требовать невозможного. В результате, они начинают все больше и больше нарушать божественный закон.

Представьте на минуту такую ситуацию: предположим, что вы можете соблюсти все заповеди с этого момента и до конца своей жизни. Иными словами, за оставшуюся часть своей жизни вы не сделаете ни одной ошибки и не совершите ни одного греха. Спасет ли это вас? Нет, конечно, поскольку вы уже совершили грехи в прошлой жизни, до того, как начали реализовывать программу совершенного послушания. И, следовательно, из-за прошлых беззаконий над вами по-прежнему тяготеет смертный приговор. Никакое доброе поведение не может отменить факты вашего прошлого непослушания.

Истина состоит в том, что за всю историю только один человек пришел в этот мир и прожил абсолютно совершенную жизнь, не совершив ни одного греха. Иисус обладает безупречным свидетельством праведных дел. Свидетельства же наших жизней запятнаны и замараны повторяющимися падениями; они никак не могут отвечать Божьему стандарту полного послушания. Никто из нас не может с надеждой предстать пред Богом, имея в свое оправдание лишь список совершенных дел. Мы знаем, что Бог не приемлет ничего, кроме совершенной праведности, то есть, праведного поведения, но никто из нас не обладает таким свидетельством о себе. До тех пор, пока каким-то образом мы не приобретем достоинства этой святой, непорочной жизни Иисуса, пока она не будет нам вменена, у нас не будет даже слабой надежды на спасение. Насколько же мы должны быть благодарны за то, что благодатью Господа Иисуса подобная возможность была нам предоставлена!

Один из самых удивительных текстов Библии может быть найден в Послании к Римлянам 5:10: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его…». Давайте сделаем здесь паузу и рассмотрим первую половину этого стиха, поскольку в ней содержится самая главная весть всей Библии. Здесь говорится о том, что мы стали врагами Богу, когда согрешили. Для того, чтобы мы могли иметь какую-то надежду, требовалось примирение. Для того, чтобы удалить грех, разделяющий нас с Богом, должно было быть совершено искупление. Наш стих говорит, что только смерть Иисуса могла обеспечить это примирение.

Каким образом крест удалил вражду и восстановил отношения между Богом и человеком? Что Иисус понес с собой на крест? Будучи нашим Заместителем, Он принял на Себя вину каждого потомка Адама и Евы. Фактически, Иисус предложил каждому из нас обмен. Он возьмет наше осуждение и смертный приговор, вознесет их Собой на крест и примет наказание за грех, предназначенное нам. Одновременно с принятием на Себя нашего наказания Он покрывает Своей праведностью отвратительные свидетельства наших прошлых беззаконий. Он осуществляет это, вменяя нам достоинство прожитой Им Самим совершенной жизни. Итак, что же мы отдаем Ему и что получаем взамен? Мы отказываемся от нашей смерти, получая вместо нее Его жизнь. В результате, Бог относится к нам так, как будто мы никогда не грешили, а к Иисусу на кресте Он относился так, как будто Он был виновен во всех грехах, когда-либо совершенных человечеством.

Теперь рассмотрим остальную часть стиха Римлянам 5:10. После описания примирения, достигнутого смертью Иисуса, Павел продолжает: «То тем более, примирившись, спасемся жизнью Его». Заметьте, пожалуйста, что для достижения полного спасения мы нуждаемся как в смерти, так и в жизни Иисуса. Прошлые грехи покрыты вмененными нам благами Его искупительной смерти, а будущие победы гарантированы через наделение нас благами Его безгрешной жизни в человеческой плоти.

Мы ничем не можем изменить или улучшить поступки, которые уже свидетельствуют против нас. Они могут быть упразднены только путем перевода на наш счет Его совершенного послушания, которое может быть приписано нам. А каждый из наших будущих поступков может быть изменен, если мы согласимся на наделение Его победоносной жизнью, той, которую Он прожил здесь, имея нашу падшую природу. И здесь мы подошли ко второму варианту сатанинской стратегии, имеющей цель заставить людей согрешать.

Ловушка дешевой благодати

В этом своем хитром нападении великий мастер подделок выдвигает иной аргумент. Он звучит примерно так: «Никто не может быть спасен соблюдением закона. Мы оправдываемся не делами, но благодатью через веру. Мы не под законом, но под благодатью. Соблюдение заповедей не является необходимым, если только мы любим Иисуса». И вновь мы видим, что в том, что он говорит, содержится много истины, но к ней примешано ужасного рода заблуждение. Хотя мы и не можем оправдаться делами, мы, тем не менее, не освобождены от обязанности повиноваться.

Бесчисленное множество людей стало добычей этого дьявольского подвоха. Я становлюсь свидетелем этого в течение всего времени моего евангельского служения. Христиане всех вер и конфессий горячо поддерживают все, что слышат в ходе первых нескольких вечеров евангельской программы, но вот мы доходим до темы закона и благодати. Сразу же наблюдается реакция: «Брат Джо, не надо говорить нам об этом старом законе. Мы спасаемся не делами. Мы под благодатью, а соблюдение заповедей не может нас спасти». Вы видите, в чем проблема? Проявляя крайнее неприятие законничества, эти искренние души заходят слишком далеко, отклоняясь в сторону дешевой благодати и принимая очень противоречивую точку зрения.

Насколько же непросто иметь взвешенное суждение по вопросу веры и дел! Здесь существуют две крайности, и сатане все равно, в какую из них мы скатимся. Это можно сравнить с плаванием в лодке на веслах, когда одно из них называется «вера», а другое — «дела». Если одно из весел перестает работать, лодка начинает просто кружиться на месте. Очень многие люди так и ходят по кругу, поскольку не понимают необходимости равновесия этих двух существенных сторон спасения. Истина состоит в том, что речь-то идет о двух концах одного предмета. Именно поэтому этот вопрос может и не приводить к противоречию. Вера всегда производит добрые дела послушания. Истинное оправдание неизменно ведет к освящению. Библия, действительно, провозглашает, что «вера без дел мертва» (Иакова 2:26).   

Наш великий враг дьявол ловко подделал оба конца красивого учения о праведности через веру. Он превратил «праведность» в законничество, а «веру» — в дешевую подделку, которая даже не стремится к послушанию. Кто-то назвал ее «сентиментальной агапе», поскольку она опошляет понятие любви, сводя его к неопределенному сентиментализму.

Исследуя Писания, я обнаружил, что в них говорится о трех видах веры. Первым из них обладают даже бесы, но апостол Иаков ясно говорит, что подобная вера совершенно ничего не дает. Она представляет собой просто интеллектуальную уступку, согласие разума. Она никого спасти не способна. Второго вида вера проявляет себя в действии, но у этого действия неверные мотивы. Удачной иллюстрацией такой веры служит поведение водителя, который заметил красный сигнал светофора на перекрестке. Он верит в разумность устройства светофора, и его вера срабатывает, — он останавливает машину. Но почему он останавливается? Из страха быть сбитым другим автомобилем? Или из страха, что полицейский наблюдает за ним из-за угла, готовый сделать пробивку в талоне? Такого рода вера также неприемлема для Бога, поскольку она основана на страхе.

К сожалению, многие из называющих себя христианами исповедуют именно такого рода религию — «религию пожарного выхода». Они знают, что в конце пути их ожидает пламя, и они не хотят в него попасть. Поэтому они заставляют себя делать все те добрые дела, которые, по их мнению, обязаны делать добрые люди. Это просто еще одна разновидность законничества, о котором мы уже говорили ранее.

Третий и единственный приемлемый для Бога вид веры описан в послании к Галатам 5:6: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью». Вот оно. Перед нами единственный верный мотив всякого действия послушания в согласии с Божьим законом.

Христианин и грех

Но прежде, чем мы покажем, каким образом мотив любви находится в самой сердцевине условий принятия Богом, давайте обратимся к одним из самых решительных заявлений, когда-либо сделанных богодухновенными авторами Библии. Некоторые сочли бы язык апостола Иоанна явно неумеренным, но вы сами будете судить, когда мы вместе будем читать высказывания этого великого апостола любви. Не забывайте, пожалуйста, что Иоанн — это ученик, который учился на груди у Иисуса. Он, несомненно, был самым пылким и мягкосердечным из двенадцати. Он больше, чем кто-либо другой из авторов Нового завета, написал о любви, но он также и больше других упоминал Божьи заповеди.

Прежде всего, мы прочитаем наиболее простое и сжатое определение греха во всем Священном Писании. Иоанн заявил: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Иоанна 3:4). Пожалуйста, хорошо запомните, что говорится в этом стихе, поскольку остальная часть главы посвящена природе греха, и в ней используется это ясное определение.

Стих звучит очень ясно, но нам необходимо определить в нем слово «закон». О каком законе идет речь? Апостол Павел отвечает на этот вопрос в схожем обсуждении проблемы греха, приводимом в 7 главе его послания к Римлянам. Он задает вопрос: «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» (Стих 7). Здесь смысл слова «закон» не вызовет никаких сомнений. Павел прямо цитирует Десять Заповедей, и при этом он недвусмысленно утверждает, что грех есть нарушение закона. Таким образом, когда мы с вами будем дальше читать 3 главу 1 послания Иоанна, хорошо помните, что слово грех определено в 4 стихе как нарушение Десятисловного нравственного закона. Обсуждение продолжают следующие слова: «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши» (Стих 5). Что явился взять Иисус? Наши грехи. Что есть грех? Нарушение Десяти Заповедей. Следовательно, Он пришел, чтобы спасти нас от нарушения этих Божьих установлений. Он пришел, чтобы сохранить нас от греха.

После этого Иоанн приводит ряд радикальных положений истины, вызывающих смущение у многих христиан. Он говорит: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» (Стих 6). Звучит сильно. Некоторые люди известны своими смелыми проповедями, но я никогда не слышал столь сильных слов ни от одного из современных пророков или проповедников. Возлюбленный Иоанн утверждает: «Всякий, кто продолжает нарушать Десять Заповедей, никогда не знал Иисуса и ничего не знает о Его спасении». Шокирующе? Так оно и есть.

Но подождите, есть продолжение, и оно звучит еще сильнее. Следующий стих: «Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола» (Стихи 7,8). Иоанн смело указывает на различие между ложными и истинными последователями истины.   

Между прочим, в словах «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» заключено большое значение. Они предостерегают нас, что все то, что за ними последует, станет объектом великого обмана и заблуждений. В 3 стихе 24 главы Матфея ученики спросили Христа о признаках Его пришествия, и в 4 стихе Он отвечает; «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Затем Он продолжает, излагая истину о величайшей путанице в отношении учения о «восхищении», которая будет существовать в последнее время. И мы можем ожидать, что подобное же непонимание может существовать в последнее время также и в отношении учения о праведности через веру. Вопрос о грехе окажется запутанным. Учение о послушании и законе окажется неясным и искаженным.

Иоанн убеждает нас внять предостережению о том, что праведный человек не может проявлять сознательное неповиновение Десяти Заповедям. Более того, он говорит, что проявляющий непослушание, в действительности, — слуга дьявола, он не христианин вовсе! И после этого он добавляет слова, о которых спорят многие поколения как профессиональных богословов, так и рядовых христиан: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (Стих 9). Кто в Библии назван семенем жены? Иисус является этим истинным семенем, а потому всякий действительно обращенный человек имеет Христа, пребывающего у него в сердце. Христос — не служитель греха, Он не может разделить жизнь с человеком, сознательно избирающим неповиновение заповедям Божиим. Иоанн не объявляет здесь, что христианин теряет свободу выбора, но он решительно заявляет, что Христос не может оставаться в сердце человека, сознательно совершающего беззаконие.

Давайте проясним этот вопрос о грехе. Странная доктрина проникла в христианскую церковь через учения Августина и Джона Кальвина. Эта ложная система взглядов на христианство проповедует представление, согласно которому мы можем жить в сознательном неповиновении и при этом иметь гарантию спасения. Это просто неверно. И, тем не менее, миллионы людей согласились с этим извращенным пониманием, считая, что оправдание меняет наше положение перед Богом, но не меняет нашего состояния.

Кальвинистская точка зрения заключается в том, что покрывало оправдания обеспечивает нас признанием со стороны Бога даже в том случае, когда мы продолжаем сознательно грешить. Если окончательно поставить точки над i, нас убеждают в том, что в этой жизни искупление спасает нас от последствий греха, но не от самого греха. По сути, провозглашается весть о том, что искупление изменяет скорее не природу христианина по отношению ко греху, а природу греха по отношению к христианину. После принятия Христа грех по какой-то причине перестает быть таким смертоносным, каким он был до этого. Совершая грехи до своего обращения, мы обрекали себя на смерть, но совершая те же грехи после того, как мы были «спасены», мы уже не рискуем отправиться в ад.

Вам понятно то, как эта доктрина стремится изменить сущность греха взамен изменения природы грешника? Разве это не игра в игрушки с религией? Оправдание никогда не покрывает грехи, которые мы продолжаем совершать. Оправдание совершенно преображает наше сердце, и благодаря ему с нами происходит то, что называется обращением, после чего мы начинаем жить новой, преображенной, духовной жизнью. Оправдание не может быть сохранено, если продолжают совершаться сознательные грехи. Оно — не покров для сокрытия продолжающегося беззакония, оно — духовное преобразование, удаляющее как вину, так и власть греха.

Истинная вера всегда производит дела послушания. Помните об этом и никогда не забывайте. Вера без дел мертва. Иисус пришел в этот мир спасти Свой народ от грехов их, но не во грехах их. Библия много говорит о грехе, но никогда ничего хорошего. Вы, например, никогда не прочтете в Писании, что нам следует уменьшить число совершаемых грехов. Никто в ней не увещевает нас уменьшить или снизить наше непослушание.

Грех абсолютно неприемлем для Бога. Мы призваны полностью оставить, отказаться, отбросить всякую привычку, о которой нам известно, что это грех. Иисус сказал: «Иди и впредь не греши» Он не сказал: «Ступай и старайся пореже совершать этот грех»! Иоанн не написал: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы грешили все меньше и меньше». Он сказал: «Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали» (1 Иоанна 2:1).

Возлюбленный Иоанн не выбирал выражений, когда писал свое послание о грехе. Ни один из современных проповедников не высказался об этом радикальнее, чем это сделал он. Он провозгласил: «Кто делает грех, тот от диавола» (1 Иоанна 3:8). Нелепица о том, что Бог может считать нас праведными, тогда как мы продолжаем избирать непослушание, не имеет абсолютно никакого библейского основания. Евангелие есть сила Божия ко спасению, и эта сила способна спасти нас от всех грехов, так же, как и от некоторых. Почему мы должны верить в то, что всесильный Бог мог бы простить нас и оставить после этого во власти греха? Это сделало бы Бога соучастником нашего греха.

Судимы по своим делам

В заключение, давайте обсудим истину о том, что мы будем судимы по своим делам. Я знаю, что для некоторых это может звучать как законничество, однако Библия исключительно ясно освещает этот вопрос. Иоанн написал: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими… И судим был каждый по делам своим» (0ткровение 20:12,13).

Как мы можем привести эти слова в согласие с полученным нами представлением о Божьей любви и милости? Разве идея о том, что суд будет производиться согласно делам, не противоречит библейскому оправданию? Вовсе нет, если учесть то, каким образом эти дела будут рассматриваться. И это самый насущный вопрос — узнать то, каким образом Бог будет оценивать и испытывать действия каждого человека. На основании чего Бог будет принимать их или отвергать? На основании их количества? Если на нашем счету будет достаточное число добрых дел, то будет ли нам дано право на вход? Будем ли мы не допущены, если количество дел окажется недостаточным?    В Своей Нагорной проповеди Иисус дал описание значительной группы людей, которые будут искать войти в Небесное Царство. Мы уже ссылались ранее на этот стих. Иисус говорит: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (От Матфея 7:22,23).

Тщательно взвесьте слова этих людей, вопрошающих Бога в последнюю минуту. Иисус не оспаривает и не отрицает истинность того, о чем они говорят. Они хвалятся множеством совершенных дел. Не было недостатка в количестве. Число совершенных дел было приемлемым, но, очевидно, дела оцениваются не на основании их количества, — ведь этим людям было отказано войти. Еще более мы недоумеваем, когда читаем о том, какого рода дела совершались этой группой людей. Дел не просто было «много», это были «чудесные» дела. Так что, и качество дел также, казалось бы, соответствующее. Возможно, что один из них пожертвовал миллион долларов на строительство синагоги; но, тем не менее, они не были допущены. Ситуация становится все более загадочной. Какой же иной фактор определяет суровый приговор: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие»?

Ответ можно найти в последней книге Библии, и когда мы прочтем ее, все сразу станет на свои места и истина предстанет нам во всей своей ясности. В Откровении 3:15 Бог говорит: «Знаю твои дела». Конечно, Он знает, поскольку Он ведет их записи и будет нашим Судьей. Но давайте продолжим чтение: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откровение 3:15,16).

Вот в чем секрет всего! Мы будем судимы по делам, но не по их числу или характеру! Мы будем судимы по тому, насколько они горячи! Иными словами, все наше послушание должно проистекать из сердца, горящего любовью и посвящением Богу. Все побуждения нашего сердца будут открыты и исследованы всевидящим Божьим оком. Человеческие дела, сколько б их ни было, не будут иметь никакого веса, если их источником не были наполненные пылкой любовью отношения с Иисусом.

Здесь мы подошли к парадоксу в вопросе веры и дел. Дела означают либо все, либо ничего. Они предстают перед Богом как приятное благоухание или как мерзость. Все зависит от наших побуждений, от того, кто предоставил нам силу для совершения всех этих дел. Человеческие попытки спасти самого себя — это ни что иное, как дела плоти, но дела, производимые присутствием Святого Духа, дела любви — это совсем противоположное. Они выступают как подлинные свидетельства истинной веры и любви. Бог не изменил испытания, назначенного человеку еще в Едемском саду. Он по-прежнему требует того же рода послушания. Единственная разница заключается в том, что в Едеме наши святые, непавшие прародители сами по себе обладали силой пребывать в послушании. Мы же, будучи потомками павших Адама и Евы, унаследовали, к сожалению, их измененную, плотскую природу, такую, которая может покориться закону Божьему только благодаря чуду обращения и пребывания «Христа в нас». Вот почему Иисус провозгласил: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (От Иоанна 3:3). Но богатому молодому человеку, спросившему Его: «Что мне делать, чтобы спастись»? Иисус ответил: «Соблюди заповеди» (От Матфея 19:17).

В этих словах Наставника нет никакого противоречия. Никто не может быть спасен, если не переживет новое рождение, также как никто не будет спасен, если будет продолжать жить, сознательно нарушая заповеди. Обе эти вещи действуют как две части одного и того же опыта спасения.

Центральная истина всех этих высказываний состоит в том, что никто не способен на послушание, если он не был обращен, и никто сознательно не откажется от послушания, если он пережил обращение. Не позволяйте никому заверять вас, что дела не играют никакой роли, и что соблюдение заповедей — это законничество. Тщательно исследуйте свое сердце, стараясь определить сокровенные мотивы принесения плодов, украшающих вашу христианскую жизнь. Если следование закону Божьему самопроизвольно вытекает из вашей непрерывной и радостной связи со Христом, тогда, кто бы ни назвал вас законником, его следует считать обвинителем братьев, принимающим самоосуждение. Напротив, ваши дела любви предстанут на суде как сама противоположность законничеству, «ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (К Ефесянам 2:10).