9. Цели церковной дисциплины

Прежде всего, сделаем разграничение между наказанием и церковным дисциплинированием или епитимией. Наказание предназначено для того, чтобы покарать за неправедные деяния. Цель дисциплинарного взыскания — способствовать духовному очищению сбившегося с праведного пути.

Основной смысл наказания — отмщение за грехи и восстановление справедливости.

Дисциплинарное взыскание призвано способствовать исправлению того, кто не живёт в соответствии с церковными или общественными стандартами. Дисциплинирование на стремится наказать согрешающего, но сделать его восприимчивым к осознанию собственной греховности.

Епитимью накладывают, руководствуясь не чувством жестокости — оно разрушает, но чувством любви, которое пробуждает сознание греховности и вызывает чувство печали, искреннее покаяние и, как результат, очищение. Миссия покарания заблудших верующих не была возложена Богом на церковь. Это — Его дело.

Рим. 12:19 — «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».

Евр. 13:4 — «…блудников и прелюбодеев судит Бог».

Но Бог возложил на Церковь полномочия и ответственность за соблюдение дисциплины. Будучи необходимой частью ученического служения, она всегда предназначена исцелять, помогать и очищать своенравного верующего. Несколько Библейских текстов пояснят нам это.

Вызывать покаяние

Заканчивая своё 2-ое Послание к Фессалоникийцам, апостол Павел говорит о послушании: 2 Фес. 3:14 — «Ежели кто не послушается слова нашего в сём послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его».

Из последней части стиха становится ясно, что епитимья, в виде разрыва отношений, имеет вполне определённую цель. Греческое слово «ентерепо», переведенное как «устыдить», произошло от слова означающего «поворачивать или управлять кем-то или чем-то». С предлогом «еп» оно означает «повернуться» или «повернуть что-либо». Это слово может обозначать и чувство стыда, возникающее при духовном порицании, когда кто-то ведёт себя предосудительно. В определённом контексте «ентерепо» принимает значение «устыдиться» (см. 1 Кор. 4:14). В рассматриваемом отрывке оно выявляет отношение Павла — его стремление вызвать раскаяние, подлинный переворот в характере и поведении человека. По-видимому, это центральный вопрос для Павла и в его Послании к Титу (2:8), где вновь встречается упомянутое слово. Если главной целью порицания (по мнению Павла) было устыдить сошедшего с верного пути, то он удачно использовал глагол «айшуно» или другой, близкий по смыслу, означающий «быть пристыженным». Это не оставляет сомнений в намерениях Павла.

Вот почему мы понимаем, что взыскание, которое апостол рекомендует применить, предназначено вовсе не для того, чтобы унизить или опозорить падшего христианина, а чтобы побудить конкретного брата или сестру совершить некоторую духовную работу и отвернуться от греха.

Восстановление в здравой вере

В 1-ой главе Послания к Титу Павел даёт своему ученику и соработнику на Крите мудрый совет — как вести себя по отношению к распущенным учителям местной церкви. Описав истинный характер и поведение критян (Титу 1:10-12), он рекомендует: Тит. 1:13 — «По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере».

Настоящее время глагола «обличать» указывает, что одного лишь противостояния злу, возможно, не будет достаточно. Павел говорит буквально следующее: «продолжай обличать». Для успеха в трудном деле исправления требуется настойчивость. Слово «строго» или «резко» означает «режь, как ножом». В суровом порицании иногда может возникнуть необходимость, но делать это нужно в духе кротости (Гал. 6:1).

Цель порицания заключается в том, «чтобы они были здравы в вере».

Выражение «здравы», понимаемое как «иметь хорошее здоровье» (3 Иоан. 2), употреблено здесь в переносном смысле и обозначает «здоровую веру». Павел стремился к тому, чтобы недостойные учителя исправились, а их учение стало правильным, устойчивым, крепким («здоровым»). Он не отторгает от церкви «трудных» людей, требуя в то же время от Тита принятия жёстких мер для восстановления их способности совершать церковное служение, не изменяя духу и букве учения Христа.

Поощрять духовное исцеление

В Послании к Евреям (12:4-13) Павел поясняет, к каким благотворным результатам приводит взыскующая Божья любовь. Автор послания раскрывает смысл наказания — оно предназначено для того, чтобы нам «иметь участие в святости Его» (12:10), оно доставляет нам «мирный плод праведности» (12:11).

В стихах 12 и 13 подчёркивается мысль о том, что наказание должно принести духовное исцеление и восстановление (тогда евреи-христиане находились в смятении из-за испытаний, которыми Бог наполнил их жизнь).

Поминая сильных и выносливых верующих (12:1-2), апостол призывает последователей Христа не терять мужество, не опускать рук (что явилось бы нежелательным и вредным результатом наказания). Наоборот, они должны изменить свою жизнь таким образом, «дабы хромающие не совратились, а лучше исправились». Божье наказание не направлено на то, чтобы хромающего от греха сделать калекой, цель Его — восстановление и исцеление.