М.Горький versus Ф.М.Достоевского: гуманизм «гордыни» против христианского смирения.

В этом году в России отмечается знаменательная дата — годовщина со дня смерти великого писателя Федора Михайловича Достоевского. И не только в России, но и во всем мире. В частности, ЮНЕСКО объявило 1991 год годом русской культуры. И, безусловно, во многом благодаря Ф. М. Достоевскому, жизнестроительные идеалы которого стали насущны для всего мира.

На мой взгляд, значимость и влияние писателя-христианина не вполне объяснимы сухим, расхожим терминологическим «понятием «литература». Герои и идеи русского гения далеко шагнули из авторской модели художественного пространства и вошли, проникли в наш катастрофический мир, взрывая изнутри наше сознание, тот роковой образ жизни с его материологически заземленными принципами существования.

В эти дни памяти Ф. М. Достоевского, уместно оглянуться в прошлое и вспомнить, как уже с конца XIX века отношение к великому мыслителю постепенно менялось. Это важно сделать и для того, чтобы знать, как долго и трудно шел писатель к читателю XX века. Мало кто знает, сколько демонических усилий (вплоть до 60х годов) была «употреблено, чтобы навсегда похоронить вместе с телом Ф. М. Достоевского и его христианские идеалы.

Тому назад 110 лет весь Петербург вышел хоронить любимого писателя. Десятки, тысячи людей шли за его гробом, прощаясь с колоссальной духовной опорой нации. Удрученные неожиданной потерей, люди как будто предчувствовали, что настанут другие времена, когда это имя попытаются стереть из памяти народа. «Не прошло 25 ле,т, — пишет В. Распутин в статье «Если по совести». — и у могилы писателя собралось -всего 9 человек. Вот насколько изменилось отношение к этому властителю дум, как тогда называли Достоевского. Думы-то стали другие, и отношение к нему н корне изменилось. Точно тик жг понятия, бывшие нравственностью, одухотворенностью, сойестью к началу XX в… стали терять прежние очертания и живое значение и все больше превращаться в милую ветхость бабушкиных сундуков. Спустя еще десять-пятнадцать лет о них и вспоминать сделалось неприлично».

С первого взгляда трудно с этим согласиться, но исторические факты неумолимы. И как ни странно, безжалостную дескридитацию Достоевского начали не столько политики, сколько писатели, собратья по перу. В 1913 году появляется, эпохальная статья основоположника социалистического реализма Максима Горького «0 Карамазовщине». Статья нацеленная против Достоевского, поражает сегодня идеологическим догматизмом. Спустя некоторое время появляется другая статья:

«Еще о Карамазовщине». Наконец, «Записки о мещанстве». Весь этот букет идеологических памфлетов, лишенных серьезного литературоведческого анализа, положил начало известной многолетней традиции огульного очернительства неугодных, «вредных» обществу писателей. «Именитые» критики — достоевсковеды — Заславский, Переверзев, Ермилов, Кирпотин и др. — вслед за своим учителем, пролетарским писателем М. Горьким, целенаправленно подрывали авторитет Ф. М. Достоевского;

В своих исследованиях они спешили объявить христианские идеи писателя реакционными идеями и религиозные категории (сострадание, человеколюбие, смирение, стыд, терпение), мистикоутопическими ценностями незрелого мировоззрения.

М. Горького раздрожала библейская концепция Ф. М. Достоевского о человеке и его убеждение, что сострадение есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества. По мнению критика, жалость унижает человека. «Страдание необходимо ненавидеть. Больше того, «гуманизм в той форме, как он усвоен нами от Евангелия и Священного Писания, художников наших о русском народе, о жизни, этот гуманизм — плохая вещь». Этот прямой непримиримый диалог с Достоевским пока еще только начинается. Однако ему и не было продолжения. Диалог мало продуктивен с точки зрения М. Горького, поэтому в стратегии критика он сменяется бескомпромис-ным императивом: «Я не знаюболее злого врага жизни, чем Достоевский… Есть что-то подавляюще уродливое и постыдное, что-то близкое злой насмешке в этой проповеди терпения. Это преступная работа, она задерживает правильное развитие прогресса, который должен освободить людей из неволи заблуждения».

Можно только сожалеть и поражаться тому, как такой талантливый писатель не смог ощутить, постичь то духовно-созкдательное начало, которое нес в своем творчестве Ф. М. Достоевский.