7. Сердечный разговор

Каков наш дух, таков и язык наш

Жизнь одуванчика в его корнях. Дети обрывают его цветы, но пока существуют корни, он вырастает снова. В детстве одной из моих обязанностей была прополка лужайки перед домом. Отец всегда говорил: «Одуванчики вырывай с корнем».

У человеческой речи и у одуванчиков есть нечто общее — это корни. Те из нас, кто стараясь избавиться от грехов речи, обрывают, так сказать, только вершки и вскоре убеждаются, что корни остались прежними. Недостатки нашей речи коренятся в сердце, ибо язык есть средство духовного выражения. Корни нашей речи — это состояние нашей души. Язык просто выражает то, что происходит внутри нас. Когда мы с женой были ещё женихом и невестой, мы часто проводили время с ещё какой-нибудь парой наших друзей. Однажды, возвращаясь домой с баскетбольного матча, мы услышали позади себя серенаду. Мой друг, сидевший сзади со своей девушкой, был знаменитым баскетболистом, звездой нашей университетской команды. Его подруга была самой красивой девушкой на факультете. И этот атлет вдруг запел сентиментальную арию! Обычно он никогда этого не делал, но в эту минуту его сердце переполнилось любовью и он не мог не запеть.

Все слова человека исходят из его сердца. Слова некоторых людей бывают поверхностными: пустая лесть, проповеди, идущие не от сердца, слова, произносимые только ради соблюдения ритуала, пение гимнов без понимания их смысла. Но и эти слова исходят из сердца — из бесчувственного сердца.

О том, что все слова человека исходят из его сердца, говорил Иисус Христос: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познаётся по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Матф. 12:33-37).

Эти слова были произнесены Христом в тот момент Его миссии, когда фарисеи заявили по поводу совершённых Им чудес: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (ст. 24). Христос ответил им на это, что слова их отражают их злое сердце.

Наши слова до такой степени точно отражают наше духовное состояние, что, согласно Христу, они будут служить основанием для Его суда над нами. Мы будем отвечать за наши речи не потому, что Христос «придирается к словам», а потому, что слова выражают наше истинное духовное состояние.

Апостол Павел писал об этом так: «Как написано: «нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного. Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают, яд аспидов на губах их, уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия пред глазами их» (Рим. 3:10-18).

Обратите внимание: после общего описания духовной ущербности римлян (ст. 10-12) Павел указывает на их язык, как на выражение их внутренней пустоты (ст. 13-14). Роль, которую отводит Павел нашим речам в этих словах, порожает своей важностью. Ничто так не помогает нам выявлять внутреннее зло, как язык.

Грешные речи исходят из грешного сердца. «Гортань их — открытый гроб», — говорит апостол Павел, и эти слова очень образны. Из открытых гробов пахнет смертью. От нашего горла, языка и губ веет нашим внутренним духом.

Мои друзья — врачи объяснили мне как-то, что некоторые болезни сопровождаются ужасным запахом изо рта. То же самое происходит и с грехом. Наш рот выдыхает его, наш язык сеет его, он омертвляет наши губы.

Помню, как я когда-то нагрубил воспитательнице в детском саду. Не помню уже, в чём там было дело, но я сказал ей «заткнись». Затем я встал, вышел из комнаты и отправился домой. Подойдя к дому, я увидел во дворе маму. И тут я замер. Что я скажу ей?

У меня было три выхода: объясниться с воспитательницей, с мамой или вообще убежать из дому, остаться одному в этом жестоком мире. Я выбрал из трёх зол меньшее и вернулся в детский сад. Воспитательница встретила меня у входа, взяла за руку, повела меня в туалет и вымыла мне рот с мылом.

Это был настоящий урок. Но, честно говоря, мне нужно было вымыть не только рот, мне нужно было вымыть сердце. Я был пятилетним ребёнком, но моя душа выглянула из моего рта.

Апостол Иаков называл язык «удилами», «рулём» и «огнём» (Иак. 3:3-6). Все эти предметы — средства, служащие главной цели. Ездок правит лошадьми, кормчий ведёт корабль, огонь рождается от вспышки. Так же и язык наш марширует, словно под барабанный бой, повинуясь ритму наших сердец.

Тот факт, что язык выявляет наше внутреннее «я», может ставить нас в неловкое положение. Он высовывается как краешек белья из-под нарядной юбки. Мы приглажены и прилизаны снаружи; но стоит нам открыть рот, и сразу ясно, кто мы. Некоторые из нас даже не отдают себе в этом отчёта! Если бы мы знали, мы бы попытались как-то предотвратить это. Но, с другой стороны — что мы можем сделать?

Мы можем просто замолчать. «И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным» (Прит. 17:28). Но не можем же мы молчать вечно.

Сдерживать таким способом свой язык — всё равно, что сжимать челюсти, чтобы не есть, если хочешь похудеть. Как временная мера это помогает; но стоит нам разжать их, как мы снова полнеем, если продолжаем питаться как раньше. Чтобы похудеть, недостаточно держать рот закрытым. Необходима внутренняя перемена. То же самое относится и к нашей речи. Молчание — золото, но изменить свою манеру говорить, просто перестав разговаривать, нельзя.

Как-то после вечерней службы ко мне подошёл один из моих прихожан — преуспевающий бизнесмен. Он рассказал о безуспешных попытках совладать со своим языком, об обетах, которые он не смог сдержать, о различных оказавшихся бесполезными уловках, на которые он пускался. В этот вечер мы говорили с этим человеком об истинности библейского утверждения о том, что наша речь есть отражение нашего духовного состояния. Он ушёл, преисполнившись твёрдым желанием проникнуть в истинную суть этой проблемы.

Писание, говоря о человеческом языке, о нашей речи, постоянно подчёркивает, что греховные речи — непосредственное следствие и отражение духовного состояния. Только глубокое исследование состояния нашего сердца может помочь нам изменить нашу речь. Причины словесных грехов трудно чётко различить; но в целом, они порождены такими грехами, как гордыня, гнев и страх.

Гордыня

С духовной точки зрения, грех гордыни — это грех возвеличивания самого себя за счёт величия Бога и Его славы. Гордыня коренится в эгоизме. Бог не приемлет гордыню. Она лишает Бога заслуг в Его делах и дарах. «В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» (Пс. 9:25).

Гордыня оказывает дурное влияние на разные стороны нашей речи. Притчи связывают гордость и высокомерие со «злым путём и коварными устами». Псалом 9 связывает грех гордыни с надменностью, пренебрежением Господом, коварством и’ ложью. Лесть, согласно Псалму 11, связана с притворством. В Псалме 58 сказано: «Слово языка их есть грех уст их; да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят» (ст. 13). Сплетни -тоже результат гордыни. Те, кто сплетничают, «самохвалы и горды» (Рим. 1:29-30). Дух гордыни отождествляется с дерзостью, издевкой, разглашением клеветы (Пс. 72:6-11).

Гордыня порождает ссоры (Притчи 13:10). Соперница Анны, вторая жена Елкана, часто оскорбляла её своими речами, когда выяснилось, что Анна бесплодна. «Соперница её сильно огорчала её, побуждая её к ропоту на то, что Господь заключил чрево её. Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала её, а эта плакала, и не ела» (1 Цар. 1:6-7). Когда же Анна родила Самуила, она вознесла благодарственную молитву Богу, в которой говорила, что слова её соперницы быль порождены гордыней сердца. Она молилась: «Неумножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены» (2:3).

Ветхий Завет часто сравнивает гордыню с безумием. «Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс. 13:1, 52:1). Неразумное сердце порождает клевету, безответственность в высказываниях, несправедливость, ссоры, гневные слова (Прит. 10:18; 18:2; 19:1; 20:3; 29:11). Неудивительно ли, что «уста глупого — близкая погибель»? (10:14).

ГОРДЫНЯ (безумие, глупость); последствия гордыни:

— хвастовство;

— лесть;

— брань;

— богохульство (проклятия);

— ложь;

— насмешки;

— раздор, клевета;

— сплетни;

— ссоры;

— извраэения истины;

— безответственность;

— злорение.

Гнев

Гнев — одна из самых сильных человеческих эмоций. Он может влиять и на личную, и на общественную жизнь. Хотя гнев проявляется по-разному, он часто находит выражение в словах. Нерастраченный гнев порождает ненависть и горечь. Всё это — ядовитые плоды застарелого гнева.

Раздоры, ложь, несогласие и угрозы — всё это проявления внутреннего гнева (Прит. 10:12, 18; 15:18; 24:28-29; 29:22; 30:33). Клевета, ворчливость и жестокие слова исходят из сердца, исполненного гневом (Втор. 1; Чис. 14; Прит. 27:4).

Народ Израиля разгневался на Бога после того, как десять соглядатаев принесли худую молву о земле Ханаанской. Гнев, смешанный со страхом и разочарованием, породил бунтарские речи. Они сказали: «Поставим себе начальника и возвратимся в Египет» (Чис. 14:4). Бунт, и духовный, и словесный, часто бывает порождён гневом. Гнев детей на родителей порождает мятежный дух в их сердцах и бунтарские речи. Вот почему Бог призывал отцов не раздражать их детей (Ефес. 6:4), чтобы не порождать в них наклонность к бунту.

ГНЕВ (горечь, ненависть, бунт); последствия гнева:

— ссора;

— ложь;

— раздор;

— клевета;

— ворчливость;

— жестокие слова;

— бунтарские речи;

— грязные слова.

Гнев и его последствия сопутствуют любым отношениям, требующим подчинения власти. Гнев против этой власти быстро превращается в бунт, в мятеж, и это проявляется в наших речах. И тот, кто наделён властью, должен следить за собой, чтобы не вызвать гнева в подчинённых. «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12:15). Этот стих говорит нам о том, что дух горечи способен породить много зла и грязи. Многие люди оказываются жертвами исполненного горечи сердца.

Страх

Хорошо сказал Франклин Д. Рузвельт: «Нам нечего бояться, кроме самого страха». Страх властен распоряжаться не только нашими словами, но жизнью целых народов, рас и цивилизаций.

Страх проявляется по-разному. Иногда он бывает реакцией на угрозу безопасности или самой жизни человека. Мы боимся многих вещей: потери положения, репутации, уверенности, семьи, друзей, состояния, власти, счастья, наконец, будущего. Все эти страхи влияют на нас и наши поступки. Израильтяне боялись ханаанитов; страх вызвал среди них ропот, бунтарские речи, ложные выводы (обман), и даже породил планы убийства (Чис. 14:9-10). Псалом 30:11-13 связывает клевету со страхом. Первосвященники лжесвидетельствовали против Христа из страха перед Римом и из боязни утратить свою власть, положение и влияние (Матф. 26:59-61).

СТРАХ (неуверенность, вина. ревность, зависть. Нетерпение); последствия страха:

— ссора;

— ложь;

— раздор;

— клевета;

— обман;

— оскорбления;

— лжесвидетельство;

— хитрость;

— богохульство;

— бунтарские речи;

— преувеличение.

Пётр клялся и божился, что Он не знает Христа, потому что боялся, что его опознают, как ученика Иисуса (ст. 73-74). Фарисеи солгали, чтобы сохранить своё положение, из страха, что народ примет Христа как Мессию (Иоан. 8:44-45).

Иногда мы угрожаем людям и оскорбляем их из страха перед ними. Страх быть «пойманным на месте преступления» заставляет нас пускаться на хитрости, даже прямо лгать. Страх утратить дружбу или внимание приводит к лести и преувеличениям.

Бог часто помогает нам расти духовно и повиноваться Ему, посылая нам чувство страха и неуверенности. Такой страх полезен. К несчастью, не все из нас обращаются со своими страхами к Богу. Они пытаются «выжить» своими силами, что чаще всего приводит к отчаянию и краху. Ни для кого не секрет, что эти чувства часто выражаются в наших речах.

Новое сердце

Первая операция по пересадке сердца, сделанная доктором Кристианом Бернардом, принесла надежду многим больным-сердечникам. Физическая пересадка сердца всё ещё представляет большие трудности; но духовное обретение нового сердца уже возможно для нас.

Бог дал царю Саулу «иное сердце» (1 Цар. 10:9), чтобы он мог править. Царь Давид понимал, что Бог способен изменить нас внутренне, когда он молился: «Сердце чистое сотвори во мне. Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12). «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор. 5:17).

Нелегко искоренить словесное зло, порождаемое гордыней, гневом и страхом. С их помощью дьявол пытается морально удушить нас, помешать нашему духовному росту. Но Бог может послать нам истинное смирение вместо гордыни, терпение — вместо гнева и любовь вместо страха. Смирение, терпение и любовь, пребывая в наших сердцах, смогут породить слова, радующие Бога и помогающие нашим ближним.