Библиотека soteria.ru
Люди особой судьбы
Питер Мастерс
Дата публикации: 07.11.15 Просмотров: 4952 Все тексты автора Питер Мастерс
Царь, который сокрушил Наполеона
Царь Александр Павлович
Александр Павлович был по наследству и по праву Императором всея Руси, и царствовал над своей огромной страной с непререкаемой диктаторской властью. И, тем не менее, именно та Россия, которой правил Александр, несмотря на крайне низкий уровень развития, стала ареной битвы за освобождение Европы от железных тисков Наполеона и ускорила его внезапный крах. Но, находясь в расцвете своей царской власти, царь Александр пережил в возрасте тридцати шести лет нечто такое, что смирило и победило его, в результате чего изменился весь дальнейший ход и характер его жизни.
Александр был сыном императора Павла — жестокого тирана, который довел страну до такого хаоса, что большинство людей считали его сумасшедшим. Однако, хотя Александр был и Великим Князем, и наследником престола, он мало общался со своим печально знаменитым отцом. Он был полностью предоставлен учителю шведу, который учил его насмехаться над Христом, как над «евреем, от которого христианская секта взяла свое название». Однажды, когда будущий царь пришел к своему отцу, что случалось очень редко, и склонился на колени перед престолом, император зверски пнул его в лицо ногой. Это был типичный для него припадок неконтролируемой жестокости. По его указанию даже сама княгиня была подвергнута порке.
По мере того, как Павел все больше свирепствовал, он начал бояться за свою жизнь и стал строить мощную крепость в Санкт-Петербурге, где надеялся чувствовать себя в безопасности за стеной 4,5 метра толщины. Но ко времени, когда Александру исполнилось 22 года, стала очевидной неизбежность дворцового переворота и убийства его отца, и поэтому даже самые толстые стены не могли спасти царя от его же собственных придворных. Однажды ночью в 1801 году шестьдесят придворных офицеров ворвались в спальню царя, убили его и заставили личного врача подписать ложное заключение о смерти, а затем провозгласили царем Александра.
Сын начал свое правление, движимый идеалистической мечтой стать великим реформатором страны. Он уволил старых министров и собрал вокруг себя молодых друзей-интеллектуалов, официально образовавших Комитет общественной безопасности. Они ежедневно устраивали заседания для обсуждения таких вопросов, как отмена крепостного права, а также многочисленных проблем, связанных с выводом страны из отсталости к свободе и процветанию. Но у них не хватило практического умения своевременно издавать соответствующие законы, так что после двух лет эти гипотетические дискуссии потеряли смысл, и их затея с позором провалилась.
Способность самого молодого Александра к управлению страной оказалась далеко не соответствующей его мечтам, и он очень быстро упал духом и разочаровался. Устранившись от политических дел, он сосредоточил свое внимание на поисках любовницы. Хотя он был женат на принцессе Елизавете из Бадена, — этот брак был устроен его родителями, когда ему было шестнадцать лет, — он находил забытье от дворцовых неудач в ежедневных визитах к княгине Марии Нарышкиной. В скором времени он совсем отвернулся от своей жены с красивыми волосами и кротким нравом, и почти все свое время проводил с Нарышкиной.
Однако, поскольку он был царем, его супружеская неверность и отсутствие религиозных убеждений никак не влияли на то, что он сохранял абсолютный контроль над русской православной церковью. Поэтому при выборе нового Министра духовных дел он по
своей прихоти назначил друга юности, князя Голицына, богатого молодого человека, известного своим скандальным поведением.
Со временем Александр все больше привыкал к императорской власти, и его самоуверенность и высокомерие стали проявляться все более откровенно. Он часто появлялся на людях в блестящем мундире Главнокомандующего имперской армией, с желанием произвести впечатление незаурядным внешним видом, и проводил много времени, щеголяя своим высоким положением. Когда это надоело, он решил расширить свою зрительскую аудиторию, и занялся дипломатией, которая его очень заинтересовала.
Будучи одним из тех, кто ненавидел амбиции Наполеона — императора Франции и покорителя Европы — молодой царь сумел убедить Австрию и Пруссию в оказании ему помощи для противостояния Наполеону. Стало вполне очевидно, что на смену бессмысленной жестокости прежнего царя в политику пришла утонченная изобретательность Александра. Манипулирование заграничными правящими кругами было его естественным занятием; дело дошло даже до того, что он добился от Британского правительства выплаты пяти миллионов фунтов на борьбу против Франции. Однако, когда дело дошло до практических военных действий, Александр оказался несостоятелен. Мечтая о славе своей армии и о звании освободителя Европы, он не сделал практически ничего для того, чтобы обеспечить свои войска надлежащим вооружением, обучением и дисциплиной. Когда, например, Наполеон двинул свою армию против Австрии, Александр тратил время на визиты к различным королевским особам, делая хвастливые предсказания.
Наконец, наступил 1806 год, когда вооруженные силы России и Франции вступили в поединок. Русскими войсками командовал старый циничный генерал Кутузов, который уже обрек сам себя на поражение. Александр прибыл на поле сражения в начале боевых действий, и принес с собой путаницу и беспорядок. Это была его первая и самая неудачная попытка личного руководства военными действиями. Он даже умудрился отстать от своего штаба, едва избежав унизительного пленения французами. После этого случая он был вынужден бежать с поля битвы, сознавая, что его армия полностью разгромлена.
Александр вернулся в Санкт-Петербург, покрытый позором. Здесь, с уязвленной гордостью и разбитой мечтой о славе, он вдруг увидел уродливые стороны своей жизни: свое высокомерие, аморальность, эгоистическую пустоту своих амбиций. Размышляя об этом, он начал серьезно беспокоиться тем, что недавно случилось с его другом, князем Голицыным. Князь, вскоре после того, как Александр назначил его главой русской православной церкви, начал чувствовать укоры совести о своем распутном образе жизни и стал читать Евангелие, чтобы удовлетворить свой интерес. Читая Евангелие, он понял всю серьезность того, что там написано, и пришел к осознанию себя погибшим и виновным грешником в глазах святого Бога. Затем, после напряженных поисков Бога, он публично заявил о том, что пережил опыт обращения, которое сделало его новым человеком.
Александр был раздражен тем, что произошло с Голицыным. Самый отъявленный хулитель из всех его друзей юности вдруг заговорил о том, что знает живого Спасителя! Однажды Голицын спросил царя: «Читал ли ты когда-нибудь Евангелие?»
«Нет, — ответил царь, — я слышал отрывки из Евангелия в церкви, но я не могу сказать, что я их читал. Мне все было недосуг.»
Но теперь, униженный и осмеянный публично, Александр начал много размышлять о Голицыне и стал тайком читать Библию в своей царской спальне. В скором времени он написал князю Голицыну следующее: «Эта Книга, которую ты дал мне в руки, открыла для меня новый мир.» С этого времени Голицын стал постоянным гостем царского двора, так как Александр начал задумываться о смысле жизни и о вечности. Но эти поиски требовали времени.
А времени у Александра не было. Он получил крепкий удар от Наполеона, и теперь приближался день сведения счетов. Наполеон, после первой схватки с Александром, разгромил прусскую армию и взял Берлин. Александру надо было торопиться. Либо он срочно остановит Наполеона, либо войска Наполеона вскоре окажутся на русской земле. Царь предпринял еще одну спешную попытку сразить льва в Европе. 120000 русских солдат при поддержке около 500 тяжелых орудий двинулись маршем в северную Польшу, и там в течение шести месяцев вели военные действия против французов. Но усилия русских закончились позорным поражением, и Александр был вынужден согласиться на мирные переговоры со своим противником.
Он встретился с Наполеоном в июне 1807 года на специально построенном роскошном корабле. К удивлению всего мира, два непримиримых врага, казалось, стали самыми близкими друзьями, настолько близкими, что они не только договорились о прекращении огня, но даже заключили договор о союзе для совместной борьбы с общими врагами. Конечно же, Александр просто
выигрывал время для переоснащения своей армии и разработки планов будущего нападения.
Между тем, в личной жизни царя случилась трагедия, которая заставила его снова задуматься о существовании Бога и о смысле
жизни. Его малолетняя дочь — второй и единственный оставшийся в живых ребенок, рожденный принцессой Елизаветой, — заболела туберкулезом и умерла. Он изменял своей жене, но теперь общее горе объединило супругов, и Александр, как никогда раньше, начал осознавать, что Некто неизмеримо более великий, чем он, держит ключи жизни и вечности.
Вскоре над его царством снова замаячила тень Наполеона. Французский император решил завершить покорение Австрии, и потребовал от царя, во исполнение условий договора, прислать войска ему на помощь. Ничего не оставалось делать, как мобилизовать армию для помощи французам, но царь схитрил и потратил на это столько времени, что французам пришлось выигрывать войну без русской поддержки. Они уже входили парадным маршем в Вену, а тем временем русские войска, двигаясь черепашьим шагом, все еще пересекали Польшу.
И на этот раз, вернувшись домой, Александр начал в полной секретности создавать громадную армию. Вместе со своими главными военачальниками он планомерно готовился к тому дню, когда ему удастся завлечь французов на русскую землю, и, наконец, разгромить их. Но Наполеон предвидел стратегию русских и начал вторжение задолго до того, как те закончили подготовку своей армии.
Наступил день, когда в С.-Петербург стали поступать известия о том, что мощные колонны французских солдат движутся к северным русским границам. Во дворце переполошились. Приближалась война, но царь на этот раз был в совершенно ином настроении, чем раньше. Теперь это был уже не прежний гордый покоритель Европы, добивающийся собственной славы. Его место занял умудренный человек, хорошо владеющий собой, знающий суровую цену войны и готовый воевать не ради престижа, а ради защиты своего народа. И в то время, как Наполеон подходил все ближе, Александр обратился в молитве к Богу.
Осенью 1812 года французская армия подошла к Бородино, что на подступах к Москве. Здесь разыгралось одно из самых кровопролитных сражений за всю историю войны, в котором генерал Кутузов тщетно пытался остановить интервентов. Много часов подряд гремела артиллерийская канонада, кавалерия и пехота обеих сторон столкнулись в рукопашном бою. «Никогда, — писал французский дипломат, — битва не стоила жизней столь многих генералов и офицеров.» Растерзанные артиллерийским огнем, изрубленные шашками кавалеристов, исколотые штыками пехоты, русские ряды, наконец, уступили французам, и Кутузов дал приказ к отступлению. Наконец-то Наполеон взошел на Воробьевы горы и оттуда увидел освещенную ярким солнцем панораму Москвы с ее великолепными соборами и сверкающими куполами.
А тем временем москвичи лихорадочно покидали свои жилища, забирая с собой все, что можно было унести. Они оставили Наполеону пустой и угрюмый город. Нет, они не сдали Москву, они не просили о пощаде, — они просто ушли из города. В первые же часы наполеоновского вторжения большая часть города была объята пламенем. Предполагают, что пожар либо был зажжен агентами бывшего губернатора князя Растопчина, либо возник случайно.
Тем временем в С.-Петербурге среди знатных семей шла молва о том, что война проиграна и что в этой катастрофе повинен царь. Однако для Александра пожар и потеря Москвы, гордости России, были не только началом победы, но также привели к завершению его искания Бога. Он понимал, что сдача Москвы может привести Наполеона к поражению уже потому, что его армии придется оставаться в России до зимы, и тогда немилосердные морозы закроют ему путь к бегству. Именно так оно и случилось.
Но в духовном отношении для Александра вдруг стало ясно, что данная ситуация представляла собой и его собственное положение перед Богом. Через потерю Москвы, гордости России, страна будет спасена. Точно так же, если он оставит свою собственную гордость и эгоизм, он будет спасен Богом, — как это случилось с князем Голицыным. Он понял, что ему надо умереть для своей прежней жизни. Он должен сложить к ногам Господа свою пышность и самолюбование, чтобы Господь услышал его мольбу о прощении и обращении.
Он вспомнил слова Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Иоан.12:24-25). Он вдруг осознал, что ничем не смог бы ни заслужить, ни удостоиться спасения, и что ему надо просто упасть перед Богом с искренним раскаянием и повергнуть во прах прежний образ жизни и прежние желания, которые им руководили. Он должен прийти к Богу, как погибший и виновный грешник с мольбой о новой жизни и новых духовных способностях, чтобы войти в осознанное общение с Господом.
Впервые в жизни Александр молился так, что Бог его услышал. Впервые в жизни он по-настоящему смирился и раскаялся, испытав на себе правдивость слов Давида: Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс.50:19). Бог услышал его молитву, и с этого момента он уже был человеком, не ищущим Бога, но знающим Спасителя и живущим в общении с Ним.
Наполеон пять недель ожидал официальной сдачи Москвы. Дважды он посылал послов к Александру с предложениями насчет условий мира, но не получил никакого ответа. Затем, когда истощились запасы продовольствия, он решился вывести из Москвы свою армию, обрекая ее едва ли не на полное уничтожение страшными холодами русской зимы. Царь взялся за перо и написал своему большому другу и советнику Голицыну: «Моя вера теперь стала искренней и пылкой. Она растет изо дня в день, и я чувствую такую радость, какой не знал никогда раньше. Вот уже несколько лет я находился в поисках пути. Чтение Писания, которое я знал весьма поверхностно, принесло мне столь великую пользу, что невозможно выразить словами. Молись Всевышнему Отцу, и Господу нашему Иисусу, и Святому Духу… чтобы Они руководили мной и утвердили на этом единственном пути ко спасению.»
Сразу же после поражения Наполеона в России, Александр заключил договор с Пруссией и продолжил преследование Наполеона в южном направлении. Наполеон ответил тем, что спешно собрал пополнение для армии, и Александру понадобилось искусство дипломата для вовлечения в войну других стран, после чего, в результате ряда жестоких сражений, Наполеон был вынужден уйти на свою родную землю.
Александр собрал своих главнокомандующих для рассмотрения возможности либо окружить и уничтожить остатки Наполеоновской армии, либо пойти на захват Парижа, чтобы взять ситуацию под контроль. Генералы не смогли прийти к единому мнению, и пока они спорили, царь незаметно вышел в соседнюю комнату. Он впоследствии писал об этом так: «Я почувствовал в своем сердце непреклонное желание вручить все в руки Божьи. Военный совет еще не закончился. Я покинул его на минуту и зашел в свою комнату. Затем я упал на колени и излил свое сердце перед Господом…»
Царь вернулся к своим генералам и сказал: «Я принял решение — мы немедленно выступаем в поход на Париж.» Париж сдался Александру без боя в марте 1814 года. Царь не стал мстить французам, поскольку он теперь был не только главнокомандующий, но и христианин. Все, чего он пожелал, это отправить Наполеона в ссылку на остров Эльба, а затем предоставить Франции полную свободу действий.
Вернувшись домой к управлению делами своей страны, Александр был, как и его друг, Голицын, новым человеком. Доктор Тарассар — его второй личный врач — считал, что царь слишком много времени проводил в утренней молитве, намного больше, чем доктор считал полезным для его здоровья! С этого времени царь также полностью восстановил отношения с княгиней Елизаветой, и они вдвоем решили отказаться от роскоши и излишеств царской жизни, переменив место жилья на более простое и спокойное. Они также оказали большую поддержку Русскому Библейскому Обществу, основанному князем Голицыным с целью распространения Писания среди бедных.
В течение последних десяти лет царствования Александр основал так называемый «Святой Альянс», который представлял собой систему высшего образования в России, включающую семь крупных университетов; он также создал систему из более 2000 местных школ, учредил 200 гимназий для здравого воспитания молодого поколения, отменил крепостное право в Прибалтийских провинциях, создал государственный зерновой фонд помощи крестьянам, пострадавшим от неурожая, а также значительно сократил финансирование правительственного аппарата, чтобы снизить беднейшим слоям населения налоговое бремя.
Эти реформы казались почти невозможными для России тех времен, и поэтому их внедрение было превосходным свидетельством того, каким большим состраданием и силой воли обладал обратившийся к Богу царь, управлявший отсталой полуварварской страной, где не было ни одного достойного министра, поддерживающего его высокие цели и намерения.
За спиной Александра правительственные чиновники правили несправедливо и жестоко, учреждали личную тайную полицию и практиковали шпионаж для интриг и защиты своих испорченных интересов. Таков был «естественный» и «нормальный» климат в российских правительственных кругах начала девятнадцатого века. Но царь Александр теперь уже не был частью окружающей среды. У него был характер христианина, вера которого исходила из глубины сердца. Поэтому он стал самым добрым и сострадательным царем, которого когда-либо знал российский народ. Он свободно общался с людьми и был хорошо осведомлен о жизни христианских общин в крупных городах России, так, например, он был знаком с семьей евангелических квакеров, проводивших собрания в С.-Петербурге.
Царь-христианин умер в 1825 году, пройдя путь от гордыни и неудач до покаяния и успеха, чем еще раз подтвердились слова Библии: Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (1Петра 5:6).