Библиотека soteria.ru
Целители душ
Питер Мастерс
Дата публикации: 07.11.15 Просмотров: 4985 Все тексты автора Питер Мастерс
17. Опасность системы публичных приглашений
Целители душ должны быть осведомленными и надежными духовными акушерками. Они будут всеми силами стараться избегать опасной процедуры (в духовном смысле) стимулирования возрождения. В связи с этим, как мы должны рассматривать 150-летнюю практику призыва к принятию решения в конце евангелизационных собраний? Приглашение выйти вперед и признать Христа публично в конце проповеди стало существенной частью богослужения во многих церквях, особенно в США. В Великобритании это практикуется гораздо реже. В начале этой главы автор желает подтвердить свое уважение к проповедникам, которые делают осторожные и ответственные приглашения. Такие братья вероятно недовольны той откровенной манипуляцией, которая практикуется во многих номинальных церквях. Однако есть много причин, из-за которых эта практика должна быть оставлена вообще, даже и при более серьезном подходе. Следующие страницы представляют доказательства, показывающие духовные изъяны и опасности «вынужденных» духовных родов, вызываемых с помощью публичных приглашений.
1. Приглашения не встречаются в Библии
Наиболее существенное предостережение — тот факт, что приглашение является человеческим методом. Нигде в Библии Бог не повелевает, чтобы его слуги делали что-нибудь даже отдаленно похожее. Господь Иисус Христос, наш совершенный пример, никогда не призывал «принимать решения» или делать публичные заявления, практикуемые сегодня, связывая физическое действие к духовному вопросу, не использовали такую систему и апостолы. По этому поводу можно сказать, что ни один вестник Креста не делал ничего подобного в продолжение всей истории христианской церкви, вплоть до девятнадцатого столетия. Попытки проследить систему приглашения ранее этого времени потерпели полный провал. Призыв к принятию решения был абсолютно неведом таким гигантам проповеди и пробуждения как Виклифиты (последователи Виклифа) Реформаторы, Пуритане, братья Весли и Уитфилд. После того, как такая практика стала внедряться, такие известные проповедники, как Сперджен, решительно выступили против.
Те Библейские тексты, которые используются в поддержку метода приглашения, на самом деле не имеют никакого отношения к выходу вперед на общем собрании. Совершенно ясно, что такие стихи, как: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» относятся к свидетельству верующего о Христа в повседневной жизни, а не к публичному акту в конце евангелизационной проповеди. Всякий, кто смотрит объективно на тексты, которыми обычно оправдываются «призывы», должен признать, что эти тексты искусственно лишены своего разумного, непосредственного значения. Многие горячие защитники этой системы искренне признают, что она не встречается в Новом завете, и надо сказать, что это довольно отрезвляющее признание.
2. Приглашение дает ищущему ложную «исполнительную власть» для спасения
Желает ли того проповедник или нет, но призыв выйти к кафедре неизбежно внушает ищущему мысль, что он обладает исполнительной силой для своего собственного спасения. Ему внушается, что он сам может его осуществить, что покаяние доступно для него на предлагаемых им же условиях. Призыв сделать немедленно публичное исповедание, чтобы запечатлеть и зафиксировать становление человека христианином, очевидно, убеждает его что он может решить вопрос о собственном спасении немедленно, и Всемогущий Бог тут же пойдет ему навстречу и ответит сразу.
Но конечно неверно создавать у ищущего такое впечатление, потому что только Бог имеет власть дать покаяние в нужное для Него время. Мы приходим к Нему, как просители, а не как рвачи; как получатели, а не как захватчики. Мы — грешники в руках милосердного и всевластного Бога. Мы должны просить, искать и стучать. Спасение больше похоже на визит к царю, а не на нажим кнопки, для открытия гаражной двери. Имеются важные причины, из-за которых Бог не может ответить ищущему сразу, на что указывают следующие пункты.
3. Пригласительная система не подвергает проверке или сомнению мотивы приходящего
Другое неправильное впечатление, которое дает ищущему пригласительная система — то, что его подход к Богу не может подвергаться сомнению. Не следует никои образом испытывать его искренность и чистосердечие. Но в действительности Бог испытывает мотивы тех, кто приближаются К нему. Господь видит истинное состояние сердца ищущего а также подлинность его покаяния и веры. Он видит, есть ли у ищущего осознание греха, или затронуты только его чувства, и этим объясняется его реакция.
Именно по этой причине большинство христиан свидетельствует, что, когда они искали спасение, им пришлось каяться два или три раз прежде, чем они получили уверенность, что Бог услышал и ответил на их молитву. У них был период самоанализа прежде, чем они узнали, что Бог омыл их грех, потому что Христос не открывает дверь духовного опыта до тех пор, пока Дух Святой не принес обличенному ищущему реальное покаяние и полное упование на искупительную смерть Христа.
Пригласительная система поощряет «дух волюнтаризма» у людей, которые хотя и могут быть вполне искренними, но недостаточно глубоко осознают свою нужду или чувствуют греховность. Но Господь Иисус Христос просеивал и испытывал ищущих, как мы видим на примере Его встречи с богатым юношей, а также с двумя добровольцами в Луки 9, где Он не согласился пойти на их условия.
Пригласительная система заключает в себе мелкое покаяние и неполную веру. Само по себе покаяние не является трудной и сложной задачей, потому что Господь может принять человека, который приходит к Нему только с тремя словами, как умирающий разбойник, который сказал, «помяни меня, Господи». Господь знал, что его покаяние было подлинным. Другой же человек может приходить к Нему с прекрасным набором слов, но с серьезным изъяном в состоянии своего сердца, и такой человек будет стоять в ожидании у двери. Такая же участь ожидает того, кто не готов подчинить себя власти Господа, а также того, кто только частично уповает на благодать, и все еще верит в какой-то степени в свои собственные дела.
Пригласительная система привела в церкви многих людей, которые сами себя убедили в том что они обратились, в то время как на самом деле в их жизни не произошло подчинения власти Христа, они по-прежнему увлечены мирскими соблазнами и не уповают исключительно на благодать. Наша задача состоит в том, чтобы убедить людей прийти ко Христу с искренним сердцем. Грешник должен прийти к всевидящему Богу, Который читает сердце. Он один знает, насколько готова ищущая душа.
4. Пригласительная система дает ложную уверенность
Основываясь на предыдущей предпосылке, пригласительная система дает ищущему полную уверенность, что он пережил обращение, и такая уверенность весьма опасна. Огромное число людей за последние 150 лет было уверено, что они обратились, несмотря на отсутствие очевидных доказательств. Тысячи брошюр и трактатов, выпущенных приверженцами пригласительной системы, дают ту же самую уверенность. Они сообщают читателям, что, поскольку они приняли Христа, Бог уже спас их души, и они — дети Божьи, независимо от того, чувствуют ли они что-нибудь или нет.
Но истина заключается в том, что когда грешник истинно обращен, Бог подтверждает подлинность события. Он дает утешение и уверенность душе, а также совершенно новую жизнь с новыми мотивами, желаниями, характером и силами. Такие перемены весьма очевидны, они свидетельствуют постороннему наблюдателю, что ищущий теперь рожден свыше.
Ложная уверенность является по своей сути самым жестоким актом, потому что поверхностный ищущий часто идет дальше по жизни счастливый и довольный, не зная, что он до сих пор еще не спасен. Ему надо как можно скорее дать понять, что он еще ищущий, но он уже не считает себя таковым. Ведь он выходил к кафедре, чтобы получить спасение, и его духовный наставник утверждал, что с этого момента он стал христианином.
5. Пригласительная система прибавляет физическое действие к духовному событию
Искание и нахождение Бога — вопрос духовный, не вовлекающий в себя никакие физические обряды, церемонии и физические действия. Если мы отвергаем возрождение через крещение, то точно так же должны отвергнуть и прибавление к спасению всякого физического элемента, потому что человеческий разум предрасположен к тому, чтобы в той или иной степени надеяться на свое дела, или получать от этого долю ложного утешения.
Для многих людей ответ на призыв — вопрос трудный и эмоциональный. Часто, по этой причине, это приводит к расслабляющему всплеску эмоций или волне эйфории, которая принимается за контакт с Богом, приток новой жизни, или благословение уверенности.
Кроме этой возможности, пригласительная система предоставляет огромные возможности (сознательно или подсознательно используемые) для эмоциональной манипуляции слушателями. Усиление напряженности легко увеличивается по мере того как приближается момент призыва, и сам призыв практически замещает молитву отвечающего лица. (Сторонники пригласительной системы часто приписывают эту весьма естественную и предсказуемую напряженность Духу Святому, и используют ее в качестве оправдания своей системы). Эта система была первоначально придумана, чтобы ускорить принятие решения для Христа с помощью эмоциональной манипуляции, и те, кто используют ее для лучших целей, все равно играют с огнем. В духовную борьбу ищущего нельзя вмешиваться с физическими действиями, особенно сопряженными с эмоциональной напряженностью.
6. Пригласительная система была первоначально изобретена, чтобы удовлетворить крайнее богословие доброй воли
Из истории известно, что пригласительная всерьез система берет свое начало от евангелиста Чарльза Финнея (1792-1875). Примерно в начале 1830-х он внедрил на своих собраниях так называемые «скамьи для обеспокоенных», расположенные на первых рядах в зале, и начал развивать свою систему. Финней стал практиковать откровенно прагматический подход к приобретению душ. Главным принципом для него являлся вопрос: — Как можно привести к принятию решения возможно большее число людей? Он считал, что если удастся любыми средствами убедить людей принять Христа, они будут спасены.
Финней увидел, что метод публичного приглашения несет в себе огромный эмоциональный потенциал, и он использовать этот метод в полную силу, превратив его в самый важный, главный и решающий фактор в обращении. Много проповедников, которые используют систему Финнея, не согласны с его практикой принятия решений и богословием доброй воли, и они должны серьезно задуматься над фактом, что этот метод был разработан и скроен именно для такого рода практики и богословия.
7. Пригласительная система не учитывает, с какой легкостью могут быть приняты ложные решения
Должны ли посланцы Христа основывать метод призыва на такой изменчивой способности человека как воля? В Иоан. 4:48 Господь учил, что многие делают ложные «решения», потому что их пленяет внешняя физическая сторона духовных событий. Он сказал: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». Воля человека очень легко поддается внешнему влиянию.
Библейский путь состоит в том, чтобы обратиться с убеждением к мыслящему разуму людей, и таким образом побудить грешников обратиться к Спасителю. Пригласительная система, являясь эмоциональной кульминацией проповеди, требует ответа от воли, а не от разума, который есть центр души. Воля не пригодна и не предназначена для осмысленного ответа, и без руководства разумом, она склонна к опрометчивым и необоснованным действиям.
Библия много раз предупреждает о том, с какой легкостью могут приниматься ложные решения. Когда Моисей навел язвы на Египет, фараон принимал «решение» о покаянии несколько раз. В одном случае он сказал Моисею и Аарону: «На этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны». Однако Моисей сказал ему: «Я знаю, что ты и рабы твои еще не убоитесь Господа Бога» (Исход 9:27-31), оказался прав в своей оценке. Позже фараон снова сказал, «Согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами; теперь простите грех мой еще раз и помолитесь Господу Богу вашему, чтобы Он только отвратил от меня сию смерть» (Исход 10:16,17). Но на этот раз Сам Бог отклонил покаяние фараона.
То, что было в сердце фараона, мы также видим в сердце царя Саула, который когда-то выражал покаяние словами: «Согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их; теперь же сними с меня грех мой и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу Богу твоему» (1-я Царств 15:24). Но Самуил, водимый Богом, отвергнул покаяние Саула и отстранил его от царствования над Израилем.
Как мы видим, можно очень легко заставить волю принимать решения, особенно под эмоциональным давлением, но когда такие методы используются в Евангельской проповеди, они производят на свет слушателей с каменистой почвой, где семя прорастает быстро, но не имеет никакого корня.
8. Пригласительная система предполагает недостаток веры в силу Божию
Почему проповедники так сильно стремятся «заключить сделку», подталкивая людей к принятию решений и публичным заявлениям прежде, чем они покинут собрание? Почему они упорно хотят узнать «прямо сейчас» о том, каков духовный результат их проповеди? Для некоторых евангелистов причина в том, что они у них есть «коммерческая» нужда знать статистику успеха, чтобы рекламировать свою работу. Но почему проповедники с более благородными мотивами так сильно стремятся видеть покаяния тут же на месте?
Не потому ли, что в нашем сердце все еще живет вера только в то, что можно увидеть своими глазами? Неужели у нас нет веры в то, что Дух Святой может продолжать Свою работу в сердце грешника и после того, как он покинул евангелизационное собрание? Многие проповедники говорят, что они должны ковать железо, пока горячо, но это предполагает, что обращение — полностью человеческая работа, без участия Духа Божьего.
Возьмем такой пример. Двое верующих пригласили неверующего друга в свою церковь, где проходило превосходное и убедительное евангелизационное служение. Через некоторое время они заметили, что проповедь оказала на их друга сильное влияние, но он не откликнулся на нее видимым образом. В этом же городе была церковь, где проповедник делал публичный призыв, и они сочли, что приглашение приведет их друга к «переломному моменту». В сердцах многих верующих скрывается склонность думать, что мы можем что-то сделать, чтобы ускорить покаяние души. Некоторые просто не могут доверить эту работу Духу Святому.
После того, как мы изложили Евангелие искренне и убедительно и убеждали грешников покаяться и поверить, нужно доверить Духу Святому продолжать Его работу в сердцах слушателей, Мы не должны вторгаться в Его суверенную территорию. Мы не должны делать то, что пытается делать пригласительная система, чтобы вырвать у грешника ответ. Евангелист Буньяна кричал: «Видишь ли ты этот сияющий свет?» Но система приглашения хватает ищущего и проносит его телесно через узкие врата, часто приводя к поддельному опыту спасения.
9. Пригласительная система производит тысячи циничных «экс-христиан»
Одним из следствий системы приглашения стало появление бесчисленных «экс-христиан», или людей, принявших «неудачные решения». Это те люди, которые выходили к кафедре без истинной веры и покаяния. Можно уверенно сказать, что число таких людей значительно больше тех, кто отозвался на призыв искренне, потому что в противном случае многие страны были бы переполнены верующими.
Те, кто «отпадает», неизбежно приносят Евангелию дурную славу. Мы можем встретить людей, которые когда-то отвечали на приглашение, и сегодня говорят: «Я однажды уже был христианином. Я принимал решение для Христа, я каялся, я все это пробовал, и ничего там не нашел». Мы также можем слышать разговор обращенных молодых людей, говорящих с негодованием о своих неверующих родителях, которые в былые годы выходили к кафедре на евангелизационных собраниях. «Вы вырастете из этого! — говорят они, — Это мимолетное увлечение. Мы знаем, что это такое, мы уже прошли через это. Покаяние — не больше чем всплеск эмоций, используемый религиозными деятелями, которые набивают свои карманы, обманывая доверчивых людей».
В прошлых столетиях — еще до внедрения пригласительной системы — проповедь Евангелия часто оказывала серьезное влияние на всю жизнь даже тех людей, кто не был обращен. Людей никогда не заводили в заблуждение принятием эмоциональных решений и не внушали им, что они теперь спасены. Противоположное этому имело место.
«Экс-христиане», порожденные пригласительной системой, имеют совершенно другое отношение к Евангелию. Оно для них не имеет больше никакого отрезвляющего или пробуждающего влияния на их совесть. Они стали циниками, которые «прошли через все это» и пришли к выводу, что покаяние — миф.
Добавьте к этому сотни тысяч, возможно миллионы, номинальных христиан, цепляющихся за ложную уверенность в том, что они обратились, потому что когда-то отвечали на приглашение. Многие присоединились к церквям только для того, чтобы разложить их. Оставаясь в сердце мирскими людьми, они принесли в церкви свои мирские вкусы, и таким образом пригласительная система не только распространила заблуждение, но и внесла «дерево, сено и солому» в церкви, в среду служителей и в семинарии, принося церквям Христовым большой вред. Мы не можем не отметить, что первыми церквями на Западе, попавшими в руки «мирского христианства», были, как правило, именно «пригласительные» церкви. «Дерево, сено и солома» почти всегда прокладывает дорогу к желанию внедрить христианский рок, развлекательного богослужения, плотских трюков и всех других мирских действий, которые господствуют в современном евангельским христианским миром.
Краткий итог
Система приглашения была придумана как форма манипуляции, а не как истинный призыв к разуму и совести, и поэтому неразумно использовать ее как кульминационный момент для евангелизационной проповеди. Проповедовать для погибших душ с просьбой и убеждением — наша большая честь и обязанность, но мы должны делать это так, как делали апостолы, которые убеждали людей покаяться и поверить, и умоляли их придти Богу и обратиться к Нему прося, ища и стуча, чтобы войти в Царство Божие. Такая проповедь очень отличается от приглашения «решиться сегодня вечером принять Христа» и выйти к кафедре, чтобы таким образом записать их в число обращенных.
Только Господь, видящий каждое сердце, может определить искренность ищущего, стыдится ли он греха, отказался ли от самоправедности, верит ли только в Голгофу и желает ли получить примирение и новую жизнь. Если все это так, Бог поможет ему получить достоверные признаки прощения и обращения.
Ответ грешника на призыв Евангелия должен быть запечатлен между ним лично и Богом, поскольку это исключительно личная духовная встреча, не имеющая никакого отношения к публичному акту. Учитывая все это, и уважая наших братьев сотрудников, несущих весть Креста, мы призываем их с очень серьезным сомнением отнестись к практике публичных приглашений.