Библиотека soteria.ru
Золотые зёрна мудрости
Пётр Шатров
Дата публикации: 14.11.15 Просмотров: 175306 Все тексты автора Пётр Шатров
Богосозерцание
«Совет же Господень стоит вовек; помышление сердца Его — в род и род» (Пс. 32-11)
«Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!» (Пс. 91:6).
«Как возвышенны для меня помышления Твои; Боже, и как велико число их!» (Пс. 138:17).
«Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число» (Пс. 39:6).
«И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых» (Пс. 88:6).
«Придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими» (Пс. 65:5).
«И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Отк. 15:3).
Живое и постоянное памятование Бога есть видение Бога (епископ Игнатий).
Само размышление о Боге является устранением всякого греха, очищением от всякого лукавства, отчуждением от всякого зла. Такое созерцание является творческим началом всякой добродетели, родительницей чистоты и бесстрастия, дарователем вечной жизни и нескончаемого Царствия (Григорий Палама)
Добрая жизнь располагает к познанию Бога, а богопознание служит отражением жизни (Иоанн Златоуст).
Последуй милости. Когда она вселится в тебя, тогда образуется в тебе святая красота, которою человек уподобляется Богу. Милость, когда ею растворена вся деятельность, совершает в душе постоянное, всегда одинаковое общение со светлой славой Божества, а не по временам. Это духовное соединение есть не запечатленное памятование, возжигаемое в сердце горящей любовью, не имеющее растления, приемлющее силу к единению от пребывания в евангельских заповедях, а не через незаконное нарушение естества и не по законам естества (Исаак Сирии).
Где глубокое смирение, там и обильные слезы. А где слезы, там и посещение Святого Духа; в том, кто попадет под действие Его, является всякая чистота и святость — тогда он видит Бога и Бог взирает на него (Симеон Новый Богослов).
Исполняй заповеди Господа — и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах (епископ Игнатий).
Если хочешь увидеть Святого — стань святым (Иоанн Златоуст).
Созерцание Бога бывает различным. Бог познается не только в блаженном и непостижимом существе Своем, что предоставлено святым Его в будущем веке, но познается также из величия и красоты Его творений, из ежедневного Его Промысла и провидения, из правосудия Его, из чудес, которые Он являет в каждом роде над святыми Своими. Ибо когда мы помыслим о беспредельном Его могуществе, о неусыпном Его оке, которое видит тайны сердечные и от которого ничто не может скрыться, то, объятые сердечным трепетом, удивляемся и поклоняемся Ему. Когда помыслим, что Он знает число дождевых капель, песка морского и звезд небесных, то поражаемся величию естества и премудрости Его. Когда помыслим о неизреченной и неизъяснимой Его премудрости и человеколюбии, о непостижимом долготерпении, переносящем бесчисленные падения грешников, то прославляем Его. Когда помыслим о великой любви Его к нам, по которой Он, будучи Богом, не погнушался для нас, ничего доброго не сделавших, стать человеком, чтобы избавить нас от обольщения, — в нас пробуждается любовь к Нему. Когда помыслим, что Он Сам, побеждая в нас врага нашего диавола, дарует нам жизнь вечную за одно произволение и расположение к добру, то поклоняемся Ему. Есть другие бесчисленные, подобные этим созерцания, через которые Бог становится видимым и постижимым и которые раскроются в нас в зависимости от достоинства жизни и по чистоте сердца. Но никто из тех, в ком еще живут плотские страсти, не будет иметь таких созерцаний (Иоанн Кассиан Римлянин).
Кто видит Бога, тот в этом видении уже все имеет, что состоит в списке благ: бесконечную жизнь, вечное нетление, бессмертное блаженство, нескончаемое царство, истинный свет, духовную сладостную пищу, непрестанную славу, непрестанную радость и всякое другое благо (Григорий Нисский).
Видят ли Бога праведные, когда делают добро? Когда принимаешь странников ради Христа, когда ради Него помогаешь немощным, тогда видишь Его. Когда что бы то ни было делаешь ради Него, тогда Он у тебя перед глазами, и ты созерцаешь Бога. Сказано: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8), и если имеешь любовь, — значит, Бог в тебе. Как же ты можешь видеть Бога? Ты радуешься, делая добро, наслаждаешься, творя дела любви, доволен, исполняя послушание. Любовь есть радость и веселие: она содействует тебе в добрых делах, ты видишь Бога, содействующего тебе, ибо всякий знает того, кто делает одно с ним дело. Любовь невидима плотским оком, но она всегда видима очами душевными. Радуясь о сделанных добрых делах, ты видишь Бога, и не отрицай, что видишь Его. Неужели потому, что не видишь целомудрия, ты не усматриваешь его в делах? Гак, хотя и не видишь Бога чувственными очами, однако видишь Его в любви (Ефрем Сирин).
Припомни святого пророка Илию. Он, говоря с израильским царем Ахавом, произносит такие слова: «Жив Господь, Бог Израилев, перед Которым я стою» (3 Цар. 17:1). То же говорит он и в беседе со старшим царским слугою Авдием: «Жив Господь Саваоф, пред Которым я стою» (3 Цар. 18:15). Может быть, кто-либо спросит: святой пророк Илия, что же ты говоришь? Осмотрись: где ты находишься? Ведь ты стоишь не на небе, а на земле, не перед величием Божиим, а перед величием царя израильского Ахава. Что же говорит пророк? Стою, говорит, перед Богом: «Жив Господь Бог Израилев, перед Которым я стою» — то есть хотя телом я на земле и предстою перед лицом царя земного, но мой ум, мысль моя, сердце мое предстоят Самому Богу, сущему на небесах и почивающему на херувимских престолах. О богомысленный ум, о боголюбивое сердце, о высокая мысль, которая и в присутствии людей ни на пядь не отступает от Бога и Ему предстоит! Жить в присутствии Божием — значит жить в Самом Боге. А живущий в Боге сам становится как бы богом (Димитрий Ростовский).
Помни же, что без целомудрия нельзя увидеть Господа, хотя не всегда это возможно и при целомудрии, потому что может препятствовать что-нибудь другое (Иоанн Златоуст).
Как солнце обнаруживает слабость глаз, так и Бог пришествием Своим обнаруживает немощь души Для одних Он — Свет, а для других — Огонь, смотря по тому, какое вещество и какого достоинства встречается в каждом (Григорий Богослов)
Как свет сияет не для всех в равной мере, но для тех, которые имеют глаза, бодрствуют и могут беспрепятственно наслаждаться появлением солнца, так и «Солнце правды» (Мал 4:2), «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1:9), не всем дает видеть Свою светозарность, но тем, которые живут достойно Света (Василий Великий)
Напрасно рассказывать о свете тому, кто не видел света от рождения, потому что сияние лучей нельзя ощутить посредством слуха Так и по отношению к истинному и умному Свету Божества — каждый должен сам увидеть эту красоту Кто созерцал ее, по некоему божественному дару и вдохновению, тот хранит неизъяснимое изумление в тайне сознания А кто видел ее, тот не чувствует и лишений, которые терпит (Григорий Нисский)
Блаженны те, которые ежечасно приемлют очами ума неизреченный свет Они и каждый день проведут достойно, и проживут все время свое в духовном радовании (Симеон Новый Богослов)
Кто не внимает хранению ума своего, тот не может быть чист сердцем, тот не сподобится зреть Бога (епископ Игнатий)
Напрасно стремится к созерцанию Бога тот, кто не уклоняется от
нечистоты пороков (Иоанн Кассиан Римлянин)
Любящие Господа непременно увидят Его в богослужении, как апостолы, в благочестивых размышлениях и беседах, как путешественники в Еммаус, в делах милосердия и благотворительности, как мироносицы.