Библиотека soteria.ru
Золотые зёрна мудрости
Пётр Шатров
Дата публикации: 14.11.15 Просмотров: 171671 Все тексты автора Пётр Шатров
Самомнение
«Не поднимайте высоко рога вашего, не говорите жестоковыйно» (Пс. 74:6).
«Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15).
«Богатых в настоящем веке увещавай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения» (1 Тим. 6:17).
Самомнение — преувеличенно высокое мнение о самом себе, своих достоинствах.
Самомнение — слишком высокое мнение о себе человека, самоуверенность, самодовольство, гордость сердца (В. Даль).
Самомнительный — человек, о себе мечтающий, кто зазнался, приписывая себе мнимые достоинства (В. Даль).
Самомнение есть признак неверия.
Самомнение есть ослепление души, не позволяющее ей познавать свою немощь.
Самомнение — мерзость пред Господом. Оно и в начале низринуло человека из рая (Макарий Египетский).
Самомнение — это наша немощь духовная, весьма трудно замечаемая и сознаваемая, более всего в нас противная Богу; оно есть корень и причина всех наших падений и непотребств.
Как святая любовь есть союз совершенства и составляется из полноты добродетелей, так и самомнение есть то греховное состояние, которое составляется из полноты всех разнообразных греховных страстей.
Самомнение есть недуг нашего духа, не замечаемый невнимающими своему спасению, но недуг столь сильный и важный, что он ставит человека в число духов отверженных, враждебных Богу.
Душа, больная самомнением, не может видеть Бога.
Самомнение начинает проявляться в тайном осуждении ближних и в явном расположении поучать их.
Самонадеянность и самомнение всегда соединены с часто не замечаемым презрением к ближним.
Самомнение и гордость, в сущности, состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они — утонченное, труднопонимаемое и трудноотвергаемое идолопоклонство.
Второстепенных людей нетрудно распознать: на них висит бирка «Первый сорт».
Ничто не приводит так скоро к невидимой гибели, как самомнение и самоугодие (Петр Дамасский).
Уничижающего и умоляющего себя Господь делает премудрым. Отпадает от премудрости Божией тот, кто признает себя мудрым (Исаак Сирин).
Возомнивший о себе, что он исполин благодати, никогда не получит благодати. Возомнивший, что он свят, никогда не достигнет святости.
Оставивший попечение о своих грехах и принявший на себя попечение об исправлении других чужд молитвы, возносимой от всего сердца, чужд утешения, доставляемого божественным разумом.
Как часто люди, страдающие манией самоправедности, режут ближнего без ножа, и, если ему больно, стараются сделать еще больней.
Неудивительно, что диавол искушает человека грехом, но удивительно, что прельщает, даже видя добродетели: ибо где не может одолеть слева, там одолевает справа; где не может победить грехом, там побеждает добрыми делами. Кого не может он победить нечистотой, того побеждает чистотой, вложив ему в ум гордость о чистоте.
Притворяется лиса спящей, а бес целомудренным, то есть чистым человеком; первая — чтобы схватить куренка, второй — чтобы погубить душу (Иоанн Лествичник).
Если диавол не может победить кого-либо объедением или пьянством, то побеждает постом, как тех, о ком Евангелие говорит: «Принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6:16).
Если совершаешь молитву и подвиги со смиренномудрием, как недостойный, они будут благоприятны Богу. Если же вспомнишь о другом, спящем или нерадящем, и превознесешься сердцем, то тщетен труд твой.
Если скажут о тебе что-нибудь несправедливо и ты смутишься, то нет в тебе страха Божия.
Если, возгордившись, мы исполнились суетного мнения о себе и высокомерия, то впадем в неизбежный суд диавола.
Пусть кто-нибудь совершит бесчисленные подвиги и сотворит всякую добродетель, но если он станет высоко думать о себе, то он самый жалкий и несчастный человек.
Занятия умственные способны отвлекать человека от смирения и Бога, привлекать к самомнению и поклонению своему «я».
Человеку необходимо опасаться того, чтобы уклониться налево, то есть в прелести греховные, или направо, то есть на излишние, крайне суровые подвиги и не прийти к гордости.
Не считай себя мудрым, иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих (Антоний Великий).
Помни, что менее вредно нерадение, чем самомнение (Нил Синайский).