Библиотека soteria.ru
Золотые зёрна мудрости
Пётр Шатров
Дата публикации: 14.11.15 Просмотров: 173697 Все тексты автора Пётр Шатров
Сокрушение
«Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19).
«Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19).
«Он исцеляет сокрушенных сердцем, и врачует скорби их» (Пс. 146:3).
«Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2).
«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15).
Сокрушение — сильное огорчение, печаль. Сокрушаться — сильно огорчаться, печалиться.
Великая цель Божиих действий в отношении к нам состоит в умалении нашего «я». Как врач, так и Бог взывает: покажи мне рану твою и исцелю тебя. Он хочет видеть твое обращение и тогда излечить тебя (Ефрем Сирии).
Только через сокрушение в человеке побеждается своеволие и развивается глубокое смирение и покорность воле Божией, без чего немыслимо появление в сердце любви — «агапе».
Прекрасно сердечное сокрушение, оно врачует человеческие души (Ефрем Сирии).
Внутренний надрыв обычно происходит только после многих лет срывов, разочарований и скорбей.
Тот, кто возмущается, обижается, негодует на критику, мстителен, обидчив, остро переживает невнимание к себе окружающих, не был еще внутренне сокрушен.
Когда человек уверен в себе, полагается на свое плотское существо, он не может верить в Бога и полностью полагаться на Него.
Несокрушенный человек полон самим собой, своими намерениями, планами, суждениями.
Человек не может увидеть своих грехов, пока не разлучится с ними разлукой, исполненной труда, горести и сокрушения (Исайя).
Возлюбленные, каясь и сокрушаясь, рассмотрите ваши грехи; сознайте тягчайшую вину своей совести, откройте очи сердца к уразумению вашего пристрастия. Чем больше мы согрешили, тем более мы должны оплакивать грех (Киприан Карфагенский).
Как огонь с водою, так, думаю, невозможно совместить наслаждение (земными благами) с сокрушением, потому что они противоположны и взаимно исключают друг друга (Иоанн Златоуст).
Велик огонь греха, но угасает от немногих слез, потому что слеза гасит пожар греховный (Иоанн Златоуст).
Не говори только: «Я согрешил», но и старайся избавиться от греха; не говори только, но и сокрушайся. Если ты сокрушаешься, то прилагаешь старание; если не стараешься, то и не сокрушаешься (Иоанн Златоуст).
Плачь и стенай, когда согрешишь, но не о том, что будешь наказан, так как это ничего не значит, но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который так кроток, так любит тебя, так заботится о твоем спасении, что и Сына предал за тебя (Иоанн Златоуст).
Кто любит Христа, как должно любить, тот сам не потерпит остаться без наказания, хотя бы Христос и простил его, ибо одно оскорбление Его составляет уже величайшее наказание (Иоанн Златоуст).
Без сердечного сокрушения невозможно освободиться от пороков. А сердце приводится в сокрушение трояким воздержанием: от сна, от пищи и от телесного покоя (Нил Синайский).
Устное исповедание без сердечного сокрушения не приносит пользы (Тихон Задонский).
Умиленное сокрушение есть некий божественный огонь, расплавляющий горы и камни, превращающий их в луга и сады (Симеон Новый Богослов).
Сокрушение открывает путь к благодати (Тихон Задонский).