Суд

«Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость» (Пс. 81:2-3).

«Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте» (Пс. 9:9).

«С небес Ты возвестил суд: земля убоялась и утихла» (Пс 75’9). «Господь творит правду и суд всем обиженным» (Пс. 102:6).

«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19).

«Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22).

«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Ин. 3:17-18).

Суд — государственный орган, ведающий разрешением гражданских споров и рассмотрением уголовных дел.

Ожидание второго пришествия Иисуса Христа как Судьи живых и мертвых утверждается христианским Символом веры. Все люди предстанут перед Христом, чтобы дать отчет в своих делах.

Вера в суд Божий — основное начало, никогда не подвергавшееся сомнению. Бог правит миром, и в особенности — людьми. Его Слово определяет право и устанавливает нормы правосудия. Он испытывает сердца с совершенным знанием праведных и виновных (Словарь библ. богословия, с. 1135).

Проповедь Иисуса Христа часто относилась к суду последнего дня. — Тогда все люди должны будут ответить за свои дела (Мф. 25:14-30). Суровый приговор ждет лицемерных книжников (Мк. 12:40); приозерные города, не внявшие проповеди Иисуса Христа (Мф. 11:20-24); род неверный, не обратившийся на голос Его (Мф. 12:39-42); города, не принявшие посланных Его (Мф. 10:14). Их постигнет суд, по сравнению с которым суд над Содомом и Гоморрой — ничто (Мф. 10:15): они будут осуждены на геенну (Мф. 23:33). Эти грозные поучения выявляют главный критерий суда Божия — отношение людей к Евангелию.

Иисусу Христу как Сыну Человеческому дана Отцом власть производить суд в последний день (Ин. 5:26-30). На деле суд осуществляется со времени, когда Отец послал Своего Сына в мир. Он не был послан для суда над миром — но для спасения его (Ин. 3:17). Однако, смотря по отношению каждого к Иисусу Христу, суд совершается немедленно: «Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Ин. 3:18). Следовательно, суд в меньшей степени приговор Божий, чем откровение тайны сердец человеческих. Те, чьи дела злы, предпочитают тьму свету (Ин. 3:19), и Бог оставит в ослеплении тех людей, которые хвалятся своей зоркостью. Что касается других, Иисус Христос пришел «в мир сей, чтобы невидящие видели» (Ин 9:39), чтобы, поступая по правде, они шли к свету (Ин. 3:21). Конечный суд лишь проявит это разделение, которое уже происходит в тайне сердец (Словарь библ. богословия, с. 1137-1138).

Начиная от Деяний апостолов и кончая Откровением Иоанна, все свидетели апостольской проповеди отводят существенное место возвещению суда, которое призывает к обращению. Бог установил день, чтобы праведно судить вселенную, через Иисуса Христа, Которого Он воскресил из мертвых (Деян. 17:31). Суд начнется с дома Божия, прежде чем постигнуть нечестивых (1 Пет. 4:17), и Бог будет судить каждого по делам его, нелицемерно (1 Пет. 1:17). Грозное будущее, перед которым должны трепетать восстающие против Бога (Евр. 10:27-31). Этот суровый суд постигнет блудников и прелюбодеев (Евр. 13:4); всех, кто отказался верить и принял сторону зла (2 Фес. 2:12); постигнет нечестивых и лжеучителей, и даже ангелов согрешивших (2 Пет. 2:4-10); недостойных епископов (1 Тим. 3:6) и вдов, не блюдущих своего вдовства (1 Тим. 5:11).

В этот день гнева откроется праведный суд Божий (Рим. 2:5), которого нельзя избежать (Рим. 2:3), ибо Бог будет судить даже тайные дела людей (Рим. 2:16). Тогда Христос будет Судьей живых и мертвых (2 Тим. 4:1).

Откровение Иоанна рисует страшную картину этого конечного суда (Отк. 20:12), которому предшествует суд над Вавилоном, великим городом врага Бога (Отк. 14:8; 18:2-24); Бог взыщет с Вавилона кровь рабов Своих (Отк. 19:2).

В конце же времен все люди будут подвергнуты огню для испытания ценности дел (1 Кор. 3:13). Каков будет критерий этого испытания? Закон Моисеев для тех, кто под этим законом (Рим. 2:12); закон, написанный в сердцах для тех, кто имеет лишь его (Рим. 2:14); закон свободы для тех, кто принял Евангелие (Иак. 2:12) (Словарь библ. богословия, с. 1139).

Со времени вхождения греха в мир по вине первого человека всем людям вынесен обвинительный приговор (Рим. 5:16,18), и от него не могут избавить никакие личные заслуги. Однако, когда Иисус Христос, Сын Божий, пришедший во плоти, умер за наши грехи, Бог осудил грех во плоти, чтобы избавить нас от ига греха (Рим. 8:3). И ныне открывается правда Божия, не карающая, но оправдывающая и спасающая (Рим. 3:21). Все заслуживают Божиего суда, но все получают оправдание даром, если верят во Христа Иисуса (Рим 3 24) Для верующих нет больше осуждения (Рим. 8:1): Бог оправдывает их — кто же их осудит? (Рим. 8:34)

При ветхом законе служение Моисеево было служением осуждения, а служение служителей Евангелия есть служение оправдания (2 Кор. 3:9) и примирения (2 Кор. 5:19). И это дает нам, христианам, полную уверенность в день суда (Ин. 3:17): любовь к нам уже проявилась во Христе, и нам уже нечего страшиться. Великая угроза суда тяготеет отныне лишь над злым миром. Иисус Христос пришел, чтобы избавить нас от этого суда (Словарь библ. богословия, с. 1140).

Для верующего суд над грехом уже совершился, ибо ему подвергся Христос на кресте. Для неверующего этот страшный судный день еще впереди — после воскресения из мертвых.

Суд и спор — враги Царства Божьего, Царства Христа. Поэтому избери мир, и ты станешь другом Бога.