Библиотека soteria.ru
Золотые зёрна мудрости
Пётр Шатров
Дата публикации: 14.11.15 Просмотров: 173650 Все тексты автора Пётр Шатров
Благодать
«Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ» (Пс. 83:12).
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).
«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:16-17).
«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:11-14).
«Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 6:24).
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Отк. 22:21).
Благодать — это дары Духа Святого; наитие свыше; помощь, ниспосланная свыше, к исполнению воли Божьей; любовь, милость; благодеяние, благотворение; преимущество, польза; обилие, избыток, довольство (В. Даль).
Благодать есть незаслуженное дарование Господа Иисуса Христа.
Милость, в которой свет нуждается, — это благодать, любовь и мир нашего Господа Иисуса Христа; это — Его великая способность все преобразить и возродить.
Благодать Божия есть любовь Небесного Отца к людям.
Благодать — это дар Божий, содержащий все другие дары, дар Его Сына. Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32).
Благодать — это Бог, ощущаемый и видимый в сердце и сердцем (В Паскаль).
«Благодать» (по-гречески «харизма») означает: дар, незаслуженно проявленная милость, пощада, помилование, амнистия.
Русское слово «благодать» означает дать благо. Высшее благо для человека, которому вынесен смертный приговор, — прощение, освобождение от наказания и смерти. Высшее благо для погибшего грешника — Божье помилование, которое он получает по вере в Иисуса Христа.
Благодать всегда означает некий незаслуженный дар.
Благодать есть присутствие Господа Иисуса Христа в сердце христианина. Самое большое доказательство математической истины может ли сравниться в очевидности с действиями благодати, когда сердце для нее открыто?
Благодать не только отрезает все корни греха — она преображает грешника: из проклятого она делает его благословенным; из нравственной заразы превращает его в праведника божественного милосердия; из чада мрака делает сынам света; из эгоистического любителя удовольствий — человеком, отрекшимся от самого себя и любящим Бога; из раба своих природных наклонностей — ревностным служителем Христовым; из холодного сердца — щедрым восполнителем нужд его ближних.
Благодать для нас то же, что солнце для земли: она нас озаряет, согревает и оживляет.
В чем выражается дарованная во Христе Иисусе благодать? В Нем мы обогатились всем (1 Кор. 1:5). Его благодать одаряет и обогащает Дарованное Господом богатство всеобъемлющее.
«Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Еф. 1:2). Эти понятия означают не отдельные благодеяния, но благоденствие во всей целостности и полноте. Греческое слово «хорис» созвучно «хайрейн» — греческому приветствию с пожеланием благоденствия и счастливой жизни. А «шалом» (мир) является сосредоточением понятия всего того, что подразумевается как «нерушимость, благоденствие и счастье» всему избранному народу и каждому в отдельности человеку. Эти оба понятия стали действительностью в Евангелии, потому что Иисус Христос Своею смертию достиг этого и как воскресший и Сущий в Духе Святом дарует его нам.
Что от благодати — в том мир, радость, любовь, истина (Макарий Египетский).
Благодать разрушает все преграды, созданные гордостью и безумием человека.
Благодать Божия снисходит к нам в самую глубину нашей несостоятельности перед Богом.
Ожидающие благодати Божией познают блаженство в исполнении их надежд здесь, на земле, и в изобилии — на небесах
Благодать Божия восполняет нужды тех, у которых нет средств для их удовлетворения.
Благодать Божия открыта и дарована Богом в Иисусе Христе; в Ветхом Завете она проявлялась как обетование и надежда.
Спасительная благодать Божия является порой неожиданно и быстро проходит. Ею нужно воспользоваться сразу.
В благодати никогда нет недостатка; в тягчайшем испытании Господь говорит апостолу Павлу: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9).
И после согрешения имеется благодать, но это прощающая благодать.
Благодать в духовной жизни человека есть то же, что дыхание в жизни телесной. Человек без дыхания мертв телом; христианин без благодати не христианин (Рим. 8:9), он мертв духом (Еф. 2:1).
Что для корабля опытный кормчий, то благодать Духа Святого для людей в продолжение их плавания по океану духовной жизни, исполненного опасностей.
Как родник, непрестанно источающий чистые ручьи и обильные потоки, никогда не воспрещает желающему в обилии наслаждаться даром чистых вод, так и божественная благодать отверста всем, чтобы каждый наслаждался, сколько хочет (Ефрем Сирин).
Как по Божиим мерам отмеривается мера нашей жизни, так, по мерам жизни, отмеривается и Божия мера даров благодати (Григорий Богослов).
Благодать Христа способна возродить человека и преобразовать его характер.
Где Бог зовет, там действует Его благодать.
Непосредственное откровение Бога о Себе — великий дар благодати Божией.
Благодать Божия сильна очистить от греха и спасти всех кающихся грешников.
Блаженны мы, грешники, потому что сама благодать приходит нам на помощь Если принесем одну каплю слез, она смоет и уничтожит все наши грехи (Ефрем Сирин).
Душа живет, пока Бог пребывает с ней Своей благодатью (Тихон Задонский)
Что чувственный свет нашим глазам, то душе нашей — Божия благодать Когда свет сияет, человек все хорошо видит путь, неровности его, опасности, и бережется их, и отличает белое от черного и одну вещь от другой. Так, когда Божия благодать просвещает душу, душа все хорошо познает и видит чудные дела Божии, Промысл и судьбы Его, распознает добро и зло, добродетель и порок, видит душевную пользу и ищет ее, видит вред и уклоняется он него (Тихон Задонский).
Без благодати Божией ничего благоугодного человек не может сотворить. «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2:13), — говорит апостол. И Христос говорит:
Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). В духовных делах человек без помощи Божией благодати — как иссохшая ветвь, которая не приносит никакого плода Богу, творящему в нас и желание и исполнение добра, подобает всякая хвала и слава, а человеку — стыд и смирение, потому что не только делать, но и хотеть без Бога ничего доброго не можем (Тихон Задонский).
Иисус Христос предлагает нам возможность сделаться совершенными, как совершен Отец Небесный. Но эта возможность заключается не в нашей собственной силе, а в силе Духа Святого, ходатайствующего за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26), в силе тожественной благодати, без которой разум и воля, составляющие все величие человека и долженствующие возвышать его во славу Бога живого, не имеют ни малейшего достоинства.
Благодать готова и ищет, кто бы принял ее с усердием (Иоанн Златоуст).
Благодать не истощается и не оскудевает. Этот источник струится беспрестанно, и от полноты его мы можем исцелить и души и тела наши (Иоанн Златоуст).
Как солнечные лучи светят каждый день и не истощаются, и свет их не уменьшается от излияния на многие предметы, так и сила Духа нисколько не уменьшается от множества приемлющих ее (Иоанн Златоуст).
Благодать подобна источнику, состояние же приступающих к ней является сосудом, определяющим меру, в какой каждый ее вмещает (Иоанн Златоуст)
Как источник не мешает желающему черпать из него, так и сокровище благодати никому не возбраняет стать его причастником (Ефрем Сирин).
Благодать Святого Духа не только преподает людям нравственное и догматическое учение, но и прямо учит их тому, как они должны воспевать Творца (Иоанн Златоуст)
Божия благодать сделала бы нас тверже алмаза и совершенно непобедимыми, если бы мы пожелали (Иоанн Златоуст).
Чем больше познается Христос, тем больше Его благодать ощущается в сердце верного (Тихон Задонский).
Познаем же, христианин, нашу нищету и богатство Божией благодати и смиримся перед Господом нашим, да подаст нам свою благодать; «Потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Смиренное сердце, освобожденное и от любви к миру, и от плотских похотей, способно к восприятию Божией благодати, как пустой сосуд удобен для принятия воды. Вода всегда течет с гор, и Божия благодать снисходит с небесных гор в освобожденное и уничиженное сердце (Тихон Задонский).
Благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается (Иоанн Златоуст).
Все наше утешение и все упование в спасении заключается в содействии нам всемогущей благодати Божией. Она-то и есть надежнейший руководитель, ведущий нас к живому и вечному. Только ее святым огнем попаляется в нас нечистое и скверное и возжигается свет разума и благочестия, свет славы Божией, сиявшей некогда, как полдень, в душе человека, созданного по образу Божию.
Благодать превращает в бесценное сокровище все, чего ни коснется в человеке, ей преданном.
Вверься нежной любви благодати, потому что она — начало всякого стяжания. Пока ты не видишь ее любви, как и младенцы, сосущие молоко, не знают о материнской заботе Будь терпелив, представь себя ее воле, и тогда увидишь ее благодеяния (Ефрем Сирин).
Благодать не только сопутствует тебе в трудах и опасностях, но и содействует и в самых легких, по внешнему впечатлению, делах, и во всем оказывает свою помощь (Иоанн Златоуст).
В ком пребывает благодать, в том она делается как бы естественной и неотъемлемой: будучи единой, она различными образами, как ей угодно, совершенствует человека к его же пользе (Макарий Египетский).
Когда благодать овладевает пажитями сердца, тогда царствует она над всеми членами и помыслами Ибо сердце владеет умом и всеми помыслами и чаяниями души (Макарий Египетский).
Огонь благодати прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила воскресения, действенность бессмертия (Макарий Египетский).
Благодать становится стеной и укреплением для человека и отделяет его от века сего для жизни будущего века (Ефрем Сирин)
Благодать знает, что нам полезно, и наша природа известна ей; знает она меру каждого и дает по этой мере (Ефрем Сирин).
Волны благодати согревают ум и душу Явление благодати приносит усладу, безмолвие и сокрушение (Ефрем Сирин).
Волны благодати и озарения Святого Духа делаются приятными в сердце, и душа вдруг забывает земные и плотские страсти (Ефрем Сирин).
Все духовные сокровища у человека — по благодати Божией (Тихон Задонский).
Благодатью человек из ветхого становится новым (Тихон Задонский).
Даром, одной благодатью, получают верные жизнь (Тихон Задонский).
Благодать Божия нисходит, как тихий дождь, орошает сердце к плодоношению (Тихон Задонский).
Истинно любящий Бога ни на земле, ни на небе ничего не желает, кроме Бога (Тихон Задонский).
Благодать Божия просвещает сердце человеческое, зажигает в нем огонь любви Божией (Тихон Задонский)
Истинное покаяние — от благодати (Тихон Задонский). Действие благодати — радость (Тихон Задонский). Смирение — плод действия благодати (Тихон Задонский).
Просвещенный благодатью считает материальные блага сором (Тихон Задонский).
Только при помощи благодати можем попирать все временные бедствия (епископ Игнатий).
Благодать Святого Духа — это печать, это знамение избрания; она необходима для свободного шествия по воздушному пространству и для получения входа в небесные врата и обители (епископ Игнатий).
Сердце, осененное божественной благодатью, воскресает в духовную жизнь, стяжает духовное ощущение, неизвестное ему в состоянии падения, в котором разумные ощущения человеческого сердца умерщвлены смешением и ощущениями скотоподобными (епископ Игнатий).
Когда благодатное утешение действует при таинственном познании Христа и Его воли, христианин не осуждает ни иудея, ни язычника, ни явного беззаконника, но пламенеет ко всем тихой, непорочной любовью (епископ Игнатий).
Когда благодать действует в человеке, она не показывает чего-либо обычного или чувственного, но тайно учит тому, чего прежде не видел и не воображал никогда (епископ Игнатий).
Действием благодати разрешается слепота ума (епископ Игнатий).
Божия благодать не только спасает грешника, но и облагораживает его, одухотворяет, преображает человека, делает его огнеупорным в духовной борьбе.
Благодать Божия, осенив кающегося, разрушает в нем царство греха, водворяет Царство Божие (епископ Игнатий).
Пред утешением, доставленным божественной благодатью, ничтожны все радости, все наслаждения мира (епископ Игнатий).
Благодать не уничтожает затруднения, но помогает их преодолевать.
Естественно для божественной благодати — воссоединить ум не только с сердцем и душой, но и с телом, давать им одно правильное стремление к Богу (епископ Игнатий).
Благодать могла воцариться лишь чрез дело искупления.
Для того чтобы из праха вызвать человека к существованию, потребовалось лишь могущество Божие; для того чтобы взыскать, вывести человека из жалкого положения, потребовалась благодать.
Во времена Иисуса Навина Бог действовал согласно принципу Своего правосудия, теперь же Он поступает по благодати.
Закон Моисея говорит грешнику: Бог свят, будь и ты святым — и тогда Бог примет тебя. Благодать говорит: сперва приди ко Христу за прощением — и Он сделает тебя святым.
Закон говорит: соблюдай закон — и ты будешь оправдан твоей праведной жизнью. Благодать говорит: прими искупление Христово — и ты получишь благодатную силу для новой, праведной жизни.
Когда не текут потоки страстей, тогда реки вод Божиих веселят душу.
Реки благодати Христовой вливаются в нас для того, чтобы, обогатив нашу душу, излиться на других.
В христианстве все — благодатию и ничего — без благодати. Да печется же каждый из нас обрести для себя благодать!
Спасительна благодать Божия сама по себе, но не спасает нас без нас.
Бог не делает насилия нехотящим, но влечет только желающих.
Земля ничего не производит без дождя, и без земли дождь бесполезен; точно так же и благодать не действует без содействия самого человека, ни воля человека без содействия благодати (Иоанн Златоуст).
Божественная благодать и человеческие усилия должны действовать вместе. Поле приносит плоды только тогда, когда Бог благословляет, а мы трудимся. Бог не трудится за нас, а только помогает нам,
Благодать не уничтожает затруднений, но помогает их преодолеть. Начнем только — и Бог с нами начнет дело нашего спасения.
Как магнит привлекает не все, к чему приближается, а одно только железо, так и Бог ко всем приближается, но привлекает только тех, которые способны и обнаруживают некоторое родство с Ним в смысле согласия своей воли и сочувствия Богу, желающему всем спасения.
Мы только можем быть далеки от благодати Духа Божия, а она не может быть далеко от нас.
Щедро Бог дарует благодать, но не расточает ее напрасно.
Сколько мы, веруя, исполняем заповеди Божий, столько и Дух благодати производит в нас Свои плоды (Марк Подвижник).
Как огонь требует дров, так и благодать — нашего усердия, чтобы она воспламенилась (Иоанн Златоуст).
Кто хочет удерживать в себе благодать Божию, да будет благодарен за благодать, когда она дается, терпелив, когда она отнимается; пусть молится, чтобы возвратилась она; пусть смотрит за собою и смиряется, чтобы не потерять ее.
Человек, исполненный благодати, приобретает так, как бы не имел нужды; теряет так, как бы отдавал излишнее.
Без Божией благодати наши заслуги и наши дарования — красота, сила, ум, красноречие — не имеют перед Богом никакого достоинства. Дарование должно быть освящено благодатью Божией — тогда оно принесет плод для Царства Божия.
Там, где нет Иисуса Христа, — там нет благодати.
Нельзя проповедовать благодать, если мы в то же время не проповедуем Иисуса Христа.
Если мы проповедуем Христа, то мы проповедуем Того, в Ком воплощена благодать.
Для того Бог стал человеком, чтобы снизошел на Него, как Бога, Дух Святой, пребывающий в Том, от Кого не отлучался. И чтобы потом через единение с Ним Божество соединилось с каждым человеком, общающимся с Ним и сочетающим воедино, то есть в волю Божию, все помышления и желания свои Это и есть воскресение души при жизни (Симеон Новый Богослов).
Спаситель видел, что человеческая природа изнемогает под бременем духовной борьбы и уклоняется от нее по слабости Поэтому Он восполняет недостаток ее силой Духа, чтобы утешить душу, удрученную нашей немощью. Он как бы уздой укрепляет ее божественной благодатью, чтобы, восприняв от благодати то, чего не имела по природе, (душа) вышла в борьбу (за бессмертие), пробужденная силой Духа (Иоанн Златоуст).
Когда действует рука Божия, невозможна безуспешность В чем бы то ни было, или, вернее, невозможно не дойти даже до блеска и славы, только бы при этом было и полное стремление с нашей стороны (Иоанн Златоуст).
От благодати и то, чтобы стоять твердо и не колебаться. Но, когда слышишь о благодати, не думай, что будет отвергнута награда за произволение (Иоанн Златоуст).
По мере веры и благодать обитает в душе (Ефрем Сирин).
Божественная благодать, которая в одно мгновение может очистить человека и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение (Макарий Египетский).
Обязанность человека — призвать благодать, чтобы она, придя, просветила его. Обязанность человека — очистив себя, добиваться, чтобы благодать обитала в нем и помогала ему (Ефрем Сирин).
Как же можно привлечь к себе благодать? Делая угодное Богу, во всем повинуясь Ему (Иоанн Златоуст).
Благодать Духа ниспосылается в обилии там, где соединяются целомудрие, честность и другие добродетели (Иоанн Златоуст).
Духовное действие Божией благодати в душе совершается Его премудростью и по таинственному усмотрению, если человек с великим терпением подвизается в продолжение долгих лет (Макарий Египетский).
Благодать требует, чтобы причащающаяся ее душа была благоговейна и благомысленна, чтила благодать и показывала в себе достойные ее плоды (Макарий Египетский)
Блажен человек, всегда старающийся уготовить благодати чистое сердце, чтобы, придя, она нашла благоухание добродетелей и святыню души и обитала в нем во век века (Ефрем Сирин).
Некоторые в такой мере успокаиваются благодатью Божией, в какой могут владеть собою и не уступать победы над собою живущему в них греху (Макарий Египетский).
Для того чтобы благодать Божия спасительно действовала в нас, мы должны быть окрашены и благоприятным нравственным, духовным воздухом. Обстоятельства, среди которых жили святые апостолы перед сошествием и после сошествия на них Духа Святого, ясно показывают нам этот нравственный воздух. «Все они единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян. 1:14). «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога» (Деян. 2:46-47). Молитвенным настроением, усердными молитвами, благоговейными размышлениями и собеседованиями, чистотою помыслов и желаний должны и все мы возгревать живущие в нас дары Божий.
При истинном духовном подвиге благодать Божия насаждается при рождении свыше и начинает исцелять нас от слепоты духа посредством умиления (епископ Игнатий).
Лишь свергнет человек с себя, как оковы, власть тела, — благодать, как бы стесняемая до тех пор плотью, развивается обширно и величественно. Она служит залогом и свидетельством для избранника Божия (епископ Игнатий).
Познание истины — не что иное, как эта самая благодать Она есть истина, которая произошла через Иисуса, по святому Евангелию (Ин, 1:17). И невозможно христианину обрести милость у Бога, если он не познает этой благодати (Симеон Новый Богослов)
Получив свыше дар терпения, внимательно бодрствуй, чтобы сохранить, удержать при себе благодать Божию. Не то грех непременно вкрадется в душу или тело и отгонит от нас благодать Божию (епископ Игнатий).
Ибо как Христос не мог творить знамении и чудес для неверующих, так не может Он помиловать никого из тех, кто хотя и верует в Него, но не познал прежде, что такое благодать Христова (Симеон Новый Богослов).
Если бы все мы приобщились Духа, как следует приобщиться, то узрели бы Небо и свое будущее там состояние (Иоанн Златоуст).
Цветущая Духом благодать бывает только в умертвившем себя греху (Григорий Нисский).
Благодать Божия не только отсекает ветви зла, но исторгает и корни развращенной воли (Иоанн Кассиан Римлянин).
При благодати (человек) преуспевает во всякой добродетели и, просвещенный ею, будет в состоянии познать бесконечность и блаженство будущего века (Ефрем Сирин).
Итак, надлежит знать, что благодать Святого Духа приходит в каждого, верующего во Христа, не за добрые дела, какие он делал прежде (если бы приходила за добрые дела, то не была бы благодать, а уплата задела). Но приходит она от Бога за веру, приходит прежде всяких добрых дел, и уже на ней, как на твердом основании, строятся добрые дела, которые только при помощи благодати и становятся совершенными. Так что дела, которые бывают без благодати Святого Духа, Бог ни во что не вменяет, как бы их совсем не было. Добро уже не добро, если оно не на добром основании создано, но невозможно добру быть созданным на добром основании без благодати Христовой. Если бы это было возможным, Бог не пришел бы на землю сделаться человеком. И блажен человек, который познал, что только с помощью благодати Христовой всякое добро может быть совершенным (Симеон Новый Богослов).
Оживляемая Божией благодатью душа верою видит Бога, верою осязает, слышит Его, говорящего ей, вкушает и обоняет его любовью и старается творить угодные Ему дела. Так подобает кающемуся начать новую жизнь после покаяния и как бы вновь родиться, питаться, расти и приходить в мужа совершенного (Тихон Задонский).
Имеют сыны века сего свое сокровище; имеют и христиане свое сокровище. У сынов века сего это богатство тленное, золото, серебро, а у христиан — Божия благодать. Это сокровище небесное, духовное, пребывающее в сердцах, как написал апостол: «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4:7). Люди, имеющие тленное сокровище, восполняют за счет этого свои нужды и недостатки: не имеют хлеба — купят себе хлеба, не имеют одежды — достают одежду. Так Божия благодать, небесное сокровище, живущая в христианских сердцах, восполняет все их нужды и душевные недостатки (Тихон Задонский).
Человек, любящий Бога, никого не хочет обидеть ни делом, ни словом, но старается всех нелицемерно любить и как себе, так и любому желает всякого добра (Тихон Задонский).
Любящий Бога бережется всякого греха. И как прежде легко было ему грешить, так уже в этом состоянии ему тяжело и в малом согрешить, раздражить Бога и обеспокоить совесть (Тихон Задонский).
«Откуда у Него это? что за премудрость дана Ему» (Мк. 6:2). Так говорили о Господе знавшие Его прежнюю жизнь. То же бывает со всеми, которые истинно последуют Господу. Кто строго держится пути Господня, тот после трудов, когда преодолеет все неправое в себе, изменяется весь, во всем составе: и взор, и походка, и речь, и поведение — все носит печать особенной стройности и достоинства, хотя бы ставший таким прежде был самого низкого происхождения и нисколько не образован. И приходится слышать: «Откуда у него это?». Если же телесное и видимое так преобразуется, то что сказать о внутреннем и душевном, которое непосредственнее и ближе подлежит действию претворяющей благодати и в отношении к которому внешнее служит только выражением и последствием? Как светлы все мысли, точны и определенны! Как верно суждение о сущем и преходящем! Взгляды его на все — выше философских. А намерения и действия? Все чисто, свято отражает небесный свет. Это поистине новый человек! Образования не получил, в академиях лекций не слушал и воспитания никакого не имел, а является благовоспитаннейшим и премудрым. Внимание к себе, молитва и приближение к Богу все переделали благодатью Божией, а как? — никто этого не видит. Оттого и вопрос: «Откуда у него это?» (Феофан Затворник).
Необходим подвиг для христианина. Но не подвиг освобождает его от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа (епископ Игнатий).
Нечистота есть неотъемлемая принадлежность падшего естества, а чистота — дар Божий (епископ Игнатий).
Молитва есть простертая рука для принятия благодати Божией.
Солнце не проникает своим светом в цветок, если его чашечка закрыта; так и благодать не озаряет души, если она не раскрывается в молитве.
Благодать научает молитве (Тихон Задонский).
То внимание, которое вполне соблюдает молитву от развлечений или от посторонних помыслов и мечтаний, есть дар благодати Божией (епископ Игнатий).
Соединение ума с сердцем при молитве совершает Божия благодать в свое время, определенное Богом (епископ Игнатий).
Пользование благодатью влечет за собою жизнь праведную; говорить о благодати и жить в неправде — значит «обращать благодать Бога нашего в повод к распутству» (Иуд. 4).
Нельзя принять благодати в запас, как нельзя насытиться на несколько дней вперед и как нельзя принять в легкие воздуха на неделю вперед. Так и благодати Божией нельзя получить больше нужного на сегодняшний день.
Потеря благодати страшнее всех потерь; нет бедственнее состояния как состояние человека, потерявшего благодать Надобно иметь непрестанную бдительность, чтобы сохранить ее. Она дается нам по милосердию Божию, но к сохранению ее мы должны прилагать все свое тщание.
«Духа не угашайте», — говорит апостол и тем дает видеть, что точно так же, как обыкновенный огонь гаснет, если не подкладывают сгораемого вещества, а еще быстрее погаснет, когда будут лить на него воду, — и в нашем духе огонь благодати непременно будет умаляться с умалением в нас святых помыслов, чистых ощущений, богоугодных намерений и дел, и еще скорее погаснет, когда наполняем душу всем, что противно Духу Святыни.
Без благодати душа подобна иссохшей земле (Тихон Задонский).
Итак, кто не сподобился получить благодать Христову и познать ее умно присущею душе своей, тот тщетно носит имя христианина — он одинаков с неверным (Симеон Новый Богослов).
Не всякий, возмужав, почитает свою мать, — так редкие чтут и благодать, хотя она питала многих. Не всякий помнит о болезнях рождающей и трудах воспитателей. Так же не многие из нас благодарны за дары благодати (Ефрем Сирин).
Говорят: «Почему не на всех простирается действие благодати? Некоторые просветились ею, но много остается и непросвещенных. Разве Бог не хотел или не мог облагодетельствовать всех равно щедро?» И то, и другое неверно: Бог не может не хотеть или не быть в силах делать добро Но Имеющий власть над Вселенной, по преизбытку оказанной нам чести, многое оставил и в нашей власти, и над этим каждый — единственный господин. Мы призваны не к рабству, а к свободе воли. Поэтому справедливо возложить эти обвинения на тех, кто не пришел к вере, а не на Призывающего к ней (Григорий Нисский).
Почему благодать Божия нисходит не на всех? Сначала она испытывает произволение, а потом нисходит. Ибо хотя это и благодать, но изливается она, соизмеряясь с возможностями приемлющих, истекает в зависимости от вместительности представленного сосуда веры (Исидор Пелусиот).
Божественная благодать не дается тем, кто не имеет благого произволения (Иоанн Златоуст).
Кто сам желает и старается приобрести дары благодати, тому и Бог все дарует. А в ком нет этого желания и старания, тому не принесет пользы даже и то, что он имеет, и Бог не сообщает ему даров Своих. Это не значит, что Бог отнимает у него, но что не удостаивает его Своих даров (Иоанн Златоуст)
Когда благодать бывает с нами? Когда мы не оскорбляем этого благодеяния, не пренебрегаем этим даром. Кто же, оскорбляя благодать, может сохранить ее и не лишиться ее? Бог даровал тебе отпущение грехов, как же пребудет с тобою благое настроение или действие Духа, если ты не держишь ее добрыми делами? Причина всех благ в том, чтобы всегда пребывала с нами благодать Духа. Она ведет нас ко всему доброму, а когда удаляется от нас, мы остаемся покинутыми и погибаем. Остается она, когда мы заботимся о небесном; удаляется, когда погружаемся в житейское (Иоанн Златоуст).
Душа, преданная миру, не может иметь Духа. Много нужно усердия с нашей стороны, чтобы Он оставался с нами, устраивал наши дела и сохранял нас (Иоанн Златоуст).
Есть люди, которые так высоко ценят свои заслуги, что все приписывают самим себе, а не Тому, Который сотворил и умудрил, — не Подателю благ. Слово Божие учит их, что нужна Божия помощь даже для того, чтобы пожелать добра, тем более само избрание должного есть нечто божественное, дар Божьего человеколюбия. Ибо дело спасения зависит как от нас, так и от Бога (Григорий Богослов).
Если кто скажет, что благодать Божия, которою оправдываются во Христе Иисусе, Господе нашем, действительна только к отпущению уже содеянных грехов, а не подает сверх того помощи, чтобы не были сделаны иные грехи, такому да будет анафема. Потому что благодать Божия не только дает знание, что надо творить, но еще и вдыхает в нас любовь, чтобы мы могли исполнить то, что познаем (правила Карфагенского собора).
Если кто скажет, что та же благодать Божия о Иисусе Христе, Господе нашем, помогает нам только в том, чтобы не согрешать, поскольку она открывает и являет нам познание грехов, чтобы мы знали, чего должно искать и от чего уклоняться, но что не подается нам любовь и силы к совершению того, что мы познаем как должное, такому да будет анафема. Ибо то и другое есть дар Божий: и знание о том, что подобает творить, и любовь к добру, которое подобает творить (правила Карфагенского собора).
Если кто скажет, что благодать оправдания нам дана ради того, чтобы возможное к исполнению и при свободном произволении мы удобнее исполняли с помощью благодати — так, будто и не приняв благодати Божией, мы, хотя бы и с неудобством, все же могли исполнить божественные заповеди, такому да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: «Без Меня неудобно будет сотворить», но сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5) (правила Карфагенского собора).
Благодать Божий удаляется от христианина не по причине только греха, но и по причине непризнания ее, если кто не признает, что от нее имеет все, что имеет (Симеон Новый Богослов).
Благодать Духа не может излиться на неблагодарного и находящегося во вражде (Иоанн Златоуст).
Ожидающему принять от Бога семя благодати надлежит сперва очистить землю сердца, чтобы павшее на нее семя Духа принесло совершенные и обильные плоды (Макарий Египетский).
Многие по вере именовались сынами благодати, но немногие делаются наследниками ее из-за своего нерадения (Ефрем Сирин).
Многие желают стать сынами благодати, но надо не только желать этого, но и трудиться (Ефрем Сирин).
Когда благодать встречает в сердцах наших нечистые помыслы, она тотчас отступает, не находя себе входа, чтобы вселиться и обитать в нас. И разве только светоносной своей сладостью производит впечатление на сердце, чтобы ощутил человек, что благодать посещала его, но не нашла себе входа; чтобы, таким образом усладившись озарением благодати, взыскал он ее (Ефрем Сирин).
Благодать имеет не много наследников, с которыми вместе может радоваться. Если люди живут беспорядочно, она терпит, если нечестиво — отвращается, впрочем, не заключая своего недра, чтобы мы не умерли. Если она милостива даже к оскорбляющим ее, то почему мы не поймем, что на любящих ее она изливается во всей полноте? (Ефрем Сирин)
Господь не всякому дарует божественную духовную благодать, а только тем, кто в труде, в самоизнурении, с пролитием пота просит ее день и ночь (Нил Синайский).
Как же ты желаешь и молишь Бога сподобить тебя какой-либо духовной благодати без труда и скорби? (Нил Синайский)
Благодать изливается на всех, но те, которые не хотят воспользоваться этим даром, по справедливости должны самим себе приписывать вину за такое ослепление (Иоанн Златоуст).
Если же по небрежению и рассеянности впустишь в себя грех, то благодать отступит от тебя, оставит тебя одиноким, обнаженным. Тогда скорбь сурово наступит на тебя, сотрет тебя печалью, унынием, отчаянием, как сдерживающего дар Божий без должного благоговения (епископ Игнатий).
Душа у нас одна, а членов у тела много, но душа все их хранит, животворит и приводит в действие все члены Однако животворит она те члены, которые способны принимать жизнь, те же, которые по какой-либо причине омертвели, хотя и содержит, но безжизненными и бесчувственными. Так и Дух Христов, пребывая во всех членах Христовых, движет и животворит те из них, которые могут быть причастными жизни, но не те, которые не способны к ней. Таким образом, всякий верный, хотя по вере и причастен усыновлению духовному, может оказаться непросвещенным из-за нерадения или неверия, лишаясь света жизни Иисусовой. И всякий верный, хотя, как член Христов, имеет Духа Христова, может остаться бездейственным, как неспособный к причастию благодати (Григорий Синаит).
Дух Святой пребывает во всех. Но собственную силу Он обнаруживает в тех, кто чист от страстей, а не в тех, у кого душа омрачена духовной нечистотой. Кроме чистоты, им нужно сохранять духовное равновесие. Ибо чист не тот, кто только не нарушает целомудрия, но тот, кто мудрование плоти подчинил духу. Как не на всякой поверхности видно отражение лица, а только на гладких и прозрачных, так и действие Духа отражается не во всякой душе, а только в душах, не имеющих в себе ничего непокорного, развращенного. Снег блестит, но не отражает тех, кто на него смотрит, потому что шероховат; молоко бело, но не имеет отражений, а на гладкой поверхности воды отражается даже темный образ Так и неровность жизни не способна к восприятию Божия действия (Василий Великий).
Душа, лишенная благодати Божией, постоянно находится под управлением греха, который влечет ее не туда, куда она хочет, а туда, куда направляет ее диавол (Иоанн Златоуст).
Как милосердию Божию свойственно открывать для нас, даже и недостойных, сокровища благодати Своей, в ожидании нашего покаяния и исправления, так равно и правосудию Его свойственно отнимать божественные дары, оскорбляемые пренебрежением, и наказывать неблагодарность.
Как человек, не имеющий души, мертв для мира сего, так и тот, кто не имеет благодати Духа Святого, мертв для Бога; и никак невозможно, чтобы он имел жительство на небесах (Симеон Новый Богослов).
Как тело без души мертво и ничего не может делать, так и душа без небесной души — божественного Духа — мертва для Царствия и без Духа Святого не может совершить ничего, угодного Богу (Макарий Египетский).
Как дикая маслина, если не будет привита, остается бесплодной и как бесплодное дерево посекают и бросают в огонь, так и человек, пока не будет привит верой к Духу, продолжает быть тем, чем был прежде. Будучи плотью и кровью, не может наследовать Царствия Божия, как говорит апостол (1 Кор 15:50) (Ириней Лионский).
Как сухая земля, не получая влаги, не приносит плода, так и мы, бывшие прежде иссохшим деревом, никогда не могли бы приносить плодов жизни без благодатного дождя свыше. Потому нам необходима роса Божия, чтобы мы не сгорели и не сделались бесплодными (Ириней Лионский).
Как совершенно здоровый глаз не может видеть без света, так и человек, даже совершенно оправданный, не может праведно жить без помощи свыше — Вечного Света правды (Блаженный Августин).
Как мертвое тело не движется, не чувствует и не способно к действиям, так и душа, лишившаяся благодати Божией, духовно не движется, не чувствует и не способна к действиям Но как тело оживает, начинает действовать, так грешник, когда силой и благодатью Божией оживет, начинает иметь духовное движение, духовно чувствовать, духовно действовать (Тихон Задонский).
Грешить и угождать плоти так же удобно, как плыть по течению реки. Но против греха стоять, умерщвлять и побеждать его нам самим так же неудобно, как плыть против течения без гребцов или паруса. Непременно надо плывущему против быстрины речной иметь или гребцов, или парус с попутным ветром. Так, хотящему стоять против греха, подвизаться и побеждать его и благочестиво жить во Христе Иисусе нужна сила Духа Святого, помогающая, укрепляющая и поощряющая. Потому что от природы всякий человек стремится к угождению своей плоти и воле, самолюбию и всякому греху. И противиться этой склонности и победить ее самому человеку невозможно (Тихон Задонский).
Чем больше мы возрастаем в благодати, тем больше мы помышляем о других и ищем их блага.
Благодать есть талант Домовладыки, Который верного и усердного раба обогащает, а неверного и ленивого осуждает, и отъемлется у него.
Если не явятся свыше небесные облака и благодатные дожди, ни в чем не будет иметь успеха трудящийся земледелец (Макарий Египетский).
Убедим себя, что, хотя бы мы тысячи раз употребляли старание, мы никогда не сможем творить добрых дел, если не будем пользоваться помощью свыше (Иоанн Златоуст).
Как глаз самый зоркий не может видеть, если не озаряется никаким лучом света, так и человек, как бы он ни был по-видимому честен, не в состоянии без благодати проводить добродетельной жизни (Блаженный Августин).
Те из христиан, которые желают быть добродетельными и не стараются о стяжании благодати Святого Духа, находятся в величайшем заблуждении Они сеют на камне, пашут на воде, хотят летать без крыльев, дышать без воздуха
От каждого потребуются плоды добродетелей по мере оказанных ему Богом благодеяний — естественных или дарованных Божией благодатью (Макарий Египетский).
По силе веры, прежде всякой другой добродетели, приходит благодать Божия, как основание всякой добродетели (Симеон Новый Богослов).
С помощью благодати Божией всякая добродетель устанавливается в сердце и бывает действенной (Симеон Новый Богослов).
Всякая добродетель, не от благодати Божией бывающая, вменяется у Бога не в настоящую добродетель, потому что такая добродетель не Божия (Симеон Новый Богослов).
Отпасть от благодати — это значит возвратиться под власть закона.
Божественная благодать открыта всем, чтобы каждый наслаждался, сколько хочет: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37) (Ефрем Сирин).