4. Запечатление Святым Духом

Печать заключает в себе двоякую истину: мысль об удостоверении подлинности, а также право на собственность, или гарантию безопасности. В Иоан.6:27 сказано, что Бог положил Свою печать на Христа. Эта печать доказывала, что Христос творил чудеса силой Духа Святого, Который был дан Ему без меры, — то есть это была печать, удостоверяющая подлинность.

В Еф.1:13 сказано, что верующие запечатлены обетованным Святым Духом, то есть обещанным через пророка Иоиля.

Каждый истинный верующий запечатлен Духом Святым. Это запечатление следует за верой, как утверждает проф. Смитон. С точки зрения логики и богословия такая последовательность выглядит правильно, но в действительности то и другое происходит практически в одно и то же время: «И уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом». Вера является необходимым условием и основанием для запечатления. В Еф.1:13 не сказано, что мы запечатлены после того, как уверовали, но уверовав. И в этом смысле прав Кемпбелл Морган, который говорит, что: «Запечатление Духом Святым отождествляется с возрождением». По сути дела, он приравнивает запечатление к крещению Духом Святым, но в его понимании крещение Духом есть то же, что и возрождение.

Моул относит запечатление к событиям, записанным в Деян.8:17 и 10:44. Мак-Нейл говорит, что это то же самое, что и крещение Духом, имея в виду отдельное событие, которое происходит после возрождения, и что Павел в Еф.1:13 имел в виду случай из Деян.19:1-7, который, впрочем, не был ничем обусловлен и являлся даром благодати. Гордон и Кумминг истолковывают значение запечатления подобным же образом. Данные три автора считают, что исполнение, крещение и наделение Духом Святым являются событиями, происходящими после возрождения, и приравнивают их к запечатлению. Джон Оуэн, написавший обширное исследование о Духе Святом, кажется, поддерживает такую же точку зрения, однако его высказывания по данному вопросу носят, как ни странно, довольно двусмысленный характер.

Упомянутые выше переживания действительно являются печатями в том смысле, что через них Бог выражает Свое одобрение и подтверждение. Но если ограничить смысл запечатления только одним этим аспектом или если придать этому аспекту приоритетное значение, то мы далеко уйдем от правильного новозаветного словоупотребления, характерного для тех мест, которые говорят о запечатлении верующих. На самом же деле, все ссылки на запечатление, в том числе и Еф.1:13, в первую очередь содержат мысль о Божьем праве на собственность и о гарантии безопасности для Своего народа, то есть для всех верующих. Так учат Мейер, Элликот, Ходж, Ридл и Смитон. И хотя верно то, что в число Божьих требований входит наша святость (2Тим.2:19), все же мы получаем спасение верой. Если же, согласно взглядам вышеупомянутых авторов, поставить Божье право на собственность в зависимость от исполнения Духом, то это будет значить, что спасение зависит не от возрождения, а от чего-то, последующего за возрождением. Конечно, это весьма прискорбный факт, что не все христиане одинаково исполнены Духом Святым, но еще прискорбнее было бы считать, что те из них, которые не исполнены в такой же большой мере, как другие, будут отвержены в тот день искупления, для которого мы и запечатлены Духом. (Еф.4:30 — русский перевод дает «в день искупления», в то время как следует читать «ко дню искупления»).

Итак, каждый христианин запечатлен Духом Святым и имеет «залог Духа», который есть Сам Дух Святой.

Нам необходимо рассмотреть еще одно место, 2Кор.1:21, 22: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши». Здесь Ходж, Ольсхаузен, Смитон и другие относят все три слова «нас» не только к Павлу и Тимофею, но также и ко всем христианам. Мейер же и Ланге говорят, что Павел делает сознательное различие между «нас с вами» и «нас», приписывая помазание и запечатление только духовным работникам. Правда, они признают, что такое истолкование данного места не отрицает помазания и запечатления для всех верующих, но для обоснования приводят места из Еф.1:13 и 4:30. Да, мы верим, что каждое дитя Божье запечатлено Святым Духом, и Господь узнает нас по этому признаку, когда придет за нами.

Упоминание о печати, как о залоге при оформлении торговых сделок, имело для жителей Ефеса вполне понятное значение, так как Ефес был портовым городом, где производилась обширная торговля лесом, доставлявшимся на кораблях из соседних портов. Покупка осуществлялась следующим образом. Купец выбирал лес и затем ставил на нем свое клеймо, и это служило знаком того, что с этого момента лес принадлежал ему. Нередко случалось так, что купец не сразу забирал с собой купленный лес, а оставлял его в гавани, вместе с другим сплавленным лесом. Однако этот лес был отобран, куплен и проштампован, и в определенное время купец посылал доверенного человека со своим клеймом, этот человек находил проштампованный лес, забирал его и отвозил хозяину. Таким же образом и Дух Святой ставит на наши души отпечаток образа Иисуса Христа уже здесь, на земле, и это является надежным залогом того, что мы навеки составляем Его собственность.