III. Христос в пророчествах

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне»

(Иоан. 5:39)

Слово «Писания» в этом тексте относится к Ветхому Завету. Христос говорит, что в Ветхом Завете имеются пророчества, относящиеся к Нему. Следовательно, к этим пророчествам и их исполнению мы должны обращаться, если хотим найти доказательства, что Иисус есть Мессия, Сын Божий, Спаситель человечества, и все остальное, что было предсказано о Нем и кем Он должен быть.

Если мы находим, что эти пророчества исполнились во Христе, мы устанавливаем не только то, что Он есть предсказанный в Ветхом Завете Мессия, но и что эти пророчества о Нем даны Самим Богом. Ибо, если бы они не были даны Богом, никто бы не исполнил никакой части из них, как будет позже доказано в этой главе. Для оценки нашего доказательства мы воспользуемся тем же принципом вероятности, какой показан и использован в предыдущей главе.

В оценке этих пророчеств мы должны ответить на вопрос относительно каждого пророчества: один человек из какого числа людей исполнил это пророчество? Я сознаю, что некоторые будут возражать против этого вопроса, говоря, что эти пророчества были сказаны по отношению ко Христу и никто другой не исполнил или не мог исполнить их. Это, конечно, верно по отношению к массе пророчеств, относящихся ко Христу, но не так уж верно по отношению к каждому пророчеству в отдельности. Было предсказано, например, что Христос родится в Вифлееме; но и другие люди рождались в Вифлееме. Было предсказано, что Христос будет распят; но и другие люди были распяты. Поймите, что я не кощунствую, ставя эти вопросы, а только пытаюсь глядеть на доказательства совершенно беспристрастно, чтобы я мог лучше дать ясное доказательство.

«Интер-Ворсити Христианское Общение» в городском колледже в Пасадине организовало класс христианских доказательств. Одной части этого класса было поручено собрать доказательства об исполнившихся пророчествах относительно Первого пришествия Христа. Студентов просили быть очень консервативными в своих вычислениях вероятностей. Они долго рассуждали о каждом пророчестве, рассматривали разные условия, какие могли повлиять на вероятность исполнения этого пророчества кем-либо. После дискуссии студенты единодушно соглашались относительно вычисления как с точки зрения основательности, так и консервативности. В конце вычислений студенты выражали свои чувства: если бы кто-либо был в состоянии принять участие в дискуссии и помочь установить вычисление, как они сделали, то, конечно, согласился бы, что вычисление было консервативным.

Напечатанные в этой главе вычисления являются объединением вычислений, сделанных в этом классе «Христианских Доказательств, с вычислениями, какие были позже представлены мне двенадцатью другими разными классами студентов колледжа, представляющими более нежели 600 студентов. Однако, мы не делаем больших притязаний на консервативность этих вычислений. Если читатель с нами не соглашается, он может произвести свои собственные, а потом сделать при их помощи соответственные логические выводы.

Мы рассмотрели следующие восемь пророчеств:

1. «И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Это пророчество предсказывает, что Христос родится в Вифлееме. Так как это первое рассматриваемое пророчество, то нет предыдущих ограничений, потому ставим вопрос: один человек из какого числа людей в мире родился в Вифлееме?

Наилучшим вычислением будет то, чтобы попытаться найти среднее число населения Вифлеема, начиная от пророка Михея до настоящего времени, и разделить его на среднее число населения всей земли за этот же самый период времени. Один человек из этого класса был помощником библиотекаря, и ему было поручено достать нужные сведения. На следующем заседании он доложил, что наилучшее определение этого будет равняться 1 из 280,000. Так как вероятное среднее число населения земли будет менее 2 биллионов, а население Вифлеема менее 7,150, то наш ответ выражен в такой форме: один человек из 2.8×195 родился в Вифлееме.

2. «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал. 3:1).

Наш вопрос сводится к следующему: из рожденных в Вифлееме, один человек из какого числа людей имел предтечу приготовить ему путь? Иоанн Креститель, разумеется, был предтечей Христа. Но с тех пор видимо не было существенной разницы между рожденными в Вифлееме и рожденными в других частях мира, то вопрос может иметь всеобщую форму: из какого числа людей во всем мире один человек имел предтечу приготовить ему путь?

Студенты сказали, что это пророчество вероятно относится к специальному посланнику Божию, обязанностью которого было приготовить путь для дела Христова; в таком случае сделано дальнейшее ограничение. Студенты наконец согласились, что 1 из 1,000 будет крайне консервативным. Большинство считало, что это число должно быть увеличено. Мы принимаем его как 1 из 103.

3. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй дочь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

Наш вопрос теперь такой: один человек из какого количества людей, рожденных в Вифлееме и имевших предтечу, вошел в Иерусалим как царь, сидящий на молодом осле, сыне подъяремной? Это представляется настолько ограниченным, что становится почти подобным вопросу: один человек из какого числа людей вошел в Иерусалим как царь, сидящий на молодом осле, сыне подъяремной?

Студенты ответили, что очень трудно сделать определенное вычисление. Они не знали ни одного, кроме Христа, который вошел бы таким способом. Студенты думали, что по крайней мере в наши времена всякий, входящий в Иерусалим в качестве правителя, воспользовался бы более достойным способом передвижения. Они согласились поставить 1 из 104.

4. «Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И Он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня» (Зах. 13:6).

Христос был предан Иудой, одним из Его учеников, казнен, и Его руки были пробиты гвоздями.

Кажется нет отношения этого пророчества к вышерассмотренным. Поэтому можно поставить такой вопрос: один человек из какого числа людей по всему миру был предан другом, и это предательство закончилось нанесением ран в его руки?

Студенты сказали, что случаи предательства друзьями очень редки, а еще реже то, чтобы предательство закончилось нанесением ран в руки. Они согласились на том, что это может быть 1 из 1,000, хотя большинство студентов предпочитало указать гораздо большую цифру. Мы записываем 1 из 103.

5. «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать серебренников» (Зах. 11:12).

Вопрос здесь очень простой: из преданных людей один из какого числа был предан ровно за тридцать серебренников?

Студенты пришли к заключению, что это было бы необычайно редким явлением и поставили вычисление как 1 из 10,000 или 1 из 104.

6. «И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял я тридцать серебренников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах. 11:13).

Это крайне точно. Все тридцать серебренников не должны быть возвращены. Они должны быть брошены в дом Господень и достаться горшечнику. Вы припомните, что Иуда, угрызаемый совестью, пытался возвратить тридцать серебренников, но первосвященник отказался их принять. Тогда Иуда бросил их на пол в храме, пошел и повесился. Первосвященник тогда взял деньги и купил за них землю горшечника для погребения странников. Наш вопрос такой: один человек из какого числа, получивши плату за предательство друга, возвращал деньги, но от него отказались принять, он бросил эти деньги в доме Господнем, и тогда на эти деньги купили землю горшечника?

Студенты сказали, что они сомневаются был ли когда-либо другой подобный случай со всеми подробностями, но согласились ограничить вычисление на 1 из 100,000. Мы пользуемся здесь вычислением 1 из 105.

7. «Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих: как овца веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не открывал уст Своих» (Ис. 53:7).

Один человек из какого числа по исполнении вышеуказанных пророчеств, будучи истязуем и на суде, грозящем ему смертью, будучи невинным, не сказал ни слова в свою защиту?

Опять студенты признались, что они не знают подобного случая ни с кем, кроме Христа. По крайней мере, это необычайно редкое явление, и поставили вычисление как 1 из 10,000 или 1 из 104.

8. «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои» (Пс. 21:17).

Евреи все еще ожидают пришествия Мессии, Христа, и в действительности Он мог придти в любое время после того, как были написаны эти пророчества вплоть до нашего времени или даже еще в будущем. Наш же вопрос в данном случае таков: со времен Давида до нашего времени один человек из скольких был распят?

После изучения всех способов смертной казни во все века и как часто она применялась, студенты согласились, что эта вероятность будет как 1 из 10,000 или 1 из 104.

Если эти вычисления считать верными, то один человек из какого числа людей по всему миру исполнил все эти восемь пророчеств? На вопрос мы отвечаем применением принципа вероятности, другими словами, умножением всех этих вычислений, то есть 1 из 2.8 х 105 х 108 х 104 х 103 х 104 х 105 х 104 х 104. Это даст сумму 1 из 2.8 х 1032, где 32 означают, что тридцать две цифры следуют за 2.8. Мы упростим и сократим эту сумму и назовем только 1 из 1032. Если написать это цифрами, то получится так: 1 из 100,000,000, 000,000,000,000,000,000,000,000.

Таков ответ на вопрос: один человек из какого числа людей исполнил эти восемь пророчеств? Но определенно говоря, мы ищем ответ на вопрос: какая имеется вероятность, чтобы один человек мог найтись со времени написания этих пророчеств до нашего времени и исполнить эти восемь пророчеств? Мы можем ответить на этот вопрос, разделивши 1032 на числа людей, живущих со времени изречения этих пророчеств. Наилучшие нам доступные сведения указывают, что число равняется приблизительно 88 биллионам или 8.8×1010. Для упрощения этого вычисления назовем это число 1011. Разделивши эти два числа, мы найдем, что вероятность, чтобы мог найтись человек, который бы жил, вплоть до нашего времени, и исполнил эти восемь пророчеств равняется 1 из 1021.

Попытаемся представить себе эту вероятность. Если вы пометите одну из десяти бумажек, положите их в шляпу, тщательно перемешаете, и затем попросите человека с завязанными глазами вытянуть помеченную бумажку, вероятность попасть на нее у него равняется 1 из 1021. Предположим, вы берете 1021 серебряных долларов и кладете их на землю. Они покроют всю земную поверхность пластом в 120 ф. толщиною. (Помните, что земля настолько обширна, что если разделить всю земную поверхность на участки по 50 х 150 футов, число их равнялось бы числу секунд в 6,000 лет). Теперь пометьте один из этих серебряных долларов, и тщательно перемешайте всю их массу на земле. Завяжите человеку глаза и скажите ему, что он может ездить везде, где только желает, но обязан найти помеченный доллар и сказать: «вот он». Какая у него имеется вероятность найти его? Такую вероятность имели пророки, чтобы эти написанные ими восемь пророчеств осуществились в жизни какого-либо человека, от их дней до нашего времени, если только они написали эти пророчества по своей мудрости.

Нам приходится соглашаться, что эти пророчества либо даны по вдохновению от Бога, либо пророки написали их по своему соображению, что так быть должно. В таком случае пророки имели только одну вероятность из 1021, чтобы их пророчества осуществились в каком-либо человеке, а между тем все они исполнились во Христе.

Это означает, что исполнение этих восьми пророчеств доказывают, что Бог вдохновил написавших эти пророчества до такой степени определенно, в которой недоставало только 1 из 1021 до абсолютной верности. Иногда мы взвешиваем наши возможности в деловом мире, и говорим: если вложенный капитал имеет девять возможностей из десяти быть выгодным, а только одну возможность оказаться потерей, то делать такой вклад безопасно. Но слышал ли кто о капиталовложении, которое бы имело только одну возможность быть выгодным из 1032 оказаться потерей? В деловом мире не имеют понятия о таком капиталовложении. Но именно такое нам Бог предложил. Принявши Иисуса Христа, как нашего Спасителя, мы знаем на основании только этих восьми пророчеств, в которых недоставало только одного из 1021 для абсолютной верности, что этот вклад принесет чудесные прибыли вечной жизни со Христом. Может ли кто оказаться таким неразумным, чтобы отвергнуть Иисуса Христа и прикрепить свою надежду вечной жизни к такому ничтожному случаю («авось, Бог помилует»), как нахождение помеченного серебряного доллара в громадной массе, покрывающей поверхность всей земли пластом толщиною в 120 футов? Это кажется невозможным, однако, такую возможность избирает человек, отвергающий Христа.

На списке имеются более 300 пророчеств, взятых из Ветхого Завета, относящихся к Первому пришествию Христа. Каждое из них действительно исполнилось в Иисусе Христе. Посмотрим, что случится, когда мы возьмем для рассмотрения более, чем только этих восемь пророчеств.

Предположим, что к рассмотренным нами мы добавим еще другие восемь пророчеств, и допустим, что вероятность их исполнения такая же как исполнение первых восьми, какие мы рассмотрели. Возможность, чтобы один человек исполнил все эти шестнадцать пророчеств равняется 1 из 1032 х 1021 или 1 из 1053.

Попытаемся сделать это наглядным, как делали раньше. Возьмем такое количество серебряных долларов. Если превратить их в твердый шар, получается громадный шар, центром которого будет земля, простирающийся во всех направлениях в 30,000 раз дальше, чем расстояние от земли до солнца. (Если бы во время подписания в Америке Декларации Независимости вышел с земли поезд по направлению к солнцу и мчался со скоростью 60 миль в час день и ночь, то только теперь он достиг бы назначения. Но будем помнить, что воображаемый нами серебряный шар простирается во всех направлениях в 30,000 раз дальше). Если вы вообразите, что один доллар из этой массы помечен, тщательно смешан с целой массой, что человеку завязали глаза и поручили найти этот доллар, вы будете иметь некоторое представление того, как абсолютное исполнение шестнадцати пророчеств относительно Иисуса Христа доказывает, что Он есть Сын Божий, а наша Библия — богодухновенна. Без сомнения, Бог руководил написанием Его Слова.

Чтобы расширить это соображение дальше границ всякого человеческого восприятия, рассмотрим сорок восемь пророчеств, подобных ранее взятым восьми, с их возможностью осуществления. Пользуясь тем же принципом вероятности, какой мы употребляли до сих пор, мы находим что возможность, чтобы кто-либо из людей осуществил эти сорок восемь пророчеств равняется 1 из 10181.

Это страшно громадное число и представляет крайне ничтожную возможность. Попытаемся сделать это наглядным. Серебряный доллар, каким мы пользовались, окажется слишком большой меркой. Мы должны взять самый мельчайший предмет. Насколько нам известно, таким является электрон. Он так мал, что понадобилось бы 2.5×1015 положить один при другом в одну линию и в один только ряд, чтобы занять пространство в 1 дюйм длины. Если бы мы захотели посчитать электроны, находящиеся в этой линии длиной к один дюйм, и считали бы по 250 электронов в минуту, и если бы считали день и ночь без перерыва, то забрало бы у нас времени 19,000,000 лет, чтобы посчитать электроны в линии в один дюйм длиною. Если бы у нас был кубический дюйм электронов и мы взялись сосчитать их, это взяло бы у нас, считая по 250 электронен в минуту, 19,000,000 х 19,000,000 х 19,000,000 лет или 6.9 х 1021 лет.

Сделавши такое вступление, вернемся к нашей возможности 1 из 10181. Предположим, мы берем один из этой массы электронов, делаем на нем метку, тщательно перемешиваем всю массу, завязываем человеку глаза и поручаем ему найти помеченный электрон. Какую человек имеет возможность найти его? Какую громаду представляло бы это количество? Нам даже трудно себе представить.

Расстояние от нашей звездной системы или галактики до ближайшей звездной системы равняется приблизительно 1,500,000 световых лет; то есть такому расстоянию, какое проходит свет в течение 1,500,000 лет, проходя 186,000 миль в секунду. Это расстояние так велико, что если бы каждый человек, мужчины, женщины и дети Соединенных Штатов, общим числом в 180,000,000 душ, имели библиотеку в 65,000 томов, и если бы вы забрали все книги из библиотек, и отправили их в путешествие на 1,500,000 световых лет с поручением ставить по одной букве из этих книг на каждой миле (для примера, если бы предложение началось словом «это», букву «э» поставили бы на первой миле, «т» — на второй миле, «о» — на третьей, пропуск в одну букву оставили бы на четвертой, а следующее слово расставляли бы по милям и таким же образом, как первое слово «это»), то в книгах из всех этих библиотек не хватило бы букв, и понадобились бы еще добавочные книги.

Пространство, согласно некоторым авторитетам, считается не на расстояние в 1,500,000 световых лет, а в 4,000 раз больше, или на 6,000,000,000 световых лет. Вообразим себе, что мы делаем шар из электронов, который бы простирался во всех направлениях на расстояние 6 биллионов световых лет. Употребим ли на это все 10181 электроны? Мы взяли бы небольшую, мало заметную часть этой массы. Твердый шар из электронов, простирающийся во всех направлениях на расстояние 6 биллионов лет, мы бы сделали из 6×1052 раз.

Предположим далее, что мы обладаем таким количеством электронов, 10181, и мы в состоянии делать каждую минуту по 500 гигантских шаров, радиусом в 6 биллионов лет. Если бы мы работали день и ночь, у нас взяло бы 1034 раз по 6 бил. лет для творения, чтобы употребить в дело все вышеупомянутые электроны. Далее один из этих электронов помечен и находится где-то в этой массе, которая тщательно перемешана. Завяжите человеку глаза и попросите его найти помеченный электрон.

Никто никоим образом не смог бы просмотреть всей этой массы электронов, с завязанными глазами или открытыми, и выбрать один электрон, оставим даже в стороне помеченный. (Электрон, в сущности, так мал, что его нельзя увидеть через самый сильный микроскоп).

С такой же уверенностью, что как человек с завязанными глазами не может найти намеченный электрон, так мы знаем, что Библия богодухновенна. Это не просто вероятность. Это доказательство, что Библия написана по вдохновению от Бога, доказательство такое определенное, что вселенная не достаточно обширна, чтобы вместить его.

Некоторые скажут, что наши вычисления вероятности исполнения пророчества слишком велики и числа следовало бы сократить. Попросите кого-либо сделать его собственные вычисления, и если они окажутся меньше тех, какими мы оперировали, мы добавим еще целый ряд пророчеств для вычисления, и эти числа восстановятся, а может и еще будут значительно большими.

Всякий человек, отвергающий Христа как Сына Божия, отвергает факт, доказанный с большей абсолютностью, чем любой другой факт в мире.

Заключение

Каждая из трех вышеприведенных частей содержит иного рода доказательства подлинности Библии. Часть I имеет дело преимущественно с Бытие Глава I, и показывает, как недавние достижения науки доказали, что описание творения Богом этой вселенной является точным, что некоторые из этих доказательств получены лишь благодаря развитию науки последних нескольких лет. Часть II имеет дело с исполнением пророчеств по отношению к некоторым местностям, и воспользовалась событиями недавних лет, во многом дополняя ими исполнения приводимых пророчеств. Доказательства этой главы основана на исторических фактах или недавних событиях, в истинности которых никто не сомневается, будь он христианин или нехристианин. Часть III имеет дело с исполнением пророчеств по отношению к Иисусу Христу, исполнение которых записано в Библии и в некоторой мере в светской истории.

В каждой главе определенность доказательства представлена как вероятие. Если вы хотите знать определенность доказательства в этих трех главах, взятых вместе, вы должны помножить все эти отдельные вероятности доказательства одну на другую. В результате появится громадное число, 1 из 2.50 х 10276, доказательство так подавляющее, что ум человеческий не в состоянии постичь его определенность.

Однако, мы ни в коем случае не исчерпали всех библейских доказательств. Мы только кратко ввели научное доказательство, во всей же Библии имеются ссылки, дающие точные сведения, написанные тысячи лет до того, как наука знала о них что-либо. Мы затронули только несколько пророчеств, относящихся к географическим местам. Их можно было бы цитировать много больше. Изучение всех можно очень расширить, и наше число вероятностей увеличилось бы в громадной степени. Мы не использовали всех видов возможных доказательств. Можно было написать еще несколько глав о таких предметах, как пророчества о еврейском народе; современные события, свидетельствующие об исполнении пророчеств, возвещающих Христово Второе пришествие; доказательства исторической верности Библии, добытые археологическими экспедициями; перемены, совершающиеся в жизни людей, утопавших во грехе, но принявших Христа как своего личного Спасителя, и воистину ставших новыми людьми, и т. д. Когда бы эти вероятности были оценены, их нужно было бы помножить на вероятности уже достигнутые. Таким образом доказательства громоздятся одно на другое в такой степени, что должны быть приняты всяким человеком, задумавшимся над ними серьезно.

Мы показали, что при посредстве недавних раз-витий науки Бытие I совершенно согласуется со всеми требованиями науки. Видимо остается ни малейшего противоречия. Это является необычайно сильным аргументом или доказательством истинности Библии.

Мы показали, что пророчества, записанные в разных местах Ветхого Завета, исполнились в недавнее время, во многих случаях тысячи лет после того, как были написаны, и исполнились с такой точностью, что мы вынуждены верить, что эти пророчества были даны Самим Богом. Ни одно человеческое существо не сделало предсказаний, какие хотя бы в некоторой мере могли бы сравниться с рассмотренными нами и так точно исполнившимися. Промежуток времени от написания этих пророчеств до их исполнения так велик, что и наиболее придирчивый критик не в состоянии утверждать, что предсказания написаны после того, как они исполнились.

С установлением пророческой верности Ветхого Завета, мы изучали его пророчества по отношению ко Христу, и нашли, что Иисус Христос исполнил каждое из них до малейшей подробности. Мы привели числовое доказательство, как это исполнение доказывает, что Иисус Христос был Сын Божий, обещанный Спаситель. Мы не предполагаем, чтобы вес доказательства был в каком-либо случае преувеличен, а во многих случаях он был недооценен. Посему мы считаем, что привели не только очевидность вдохновения Библии, но и доказательства этого вдохновения.

Так как Библия верна, как мы уже доказали, христианин должен серьезно считаться с Библией. Она является для христианина руководителем его ежедневного поведения, и говорит ему о его отношениях к Богу и людям. Он обязан держаться ее учения.

Бог учит нас наиболее определенно, что мы ответственны за приобретение людей для Него. Когда Христос шел с Последней Вечери и переходил через поток Кедрон на пути в Гефсиманский сад, Он молился, говоря: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Иоан. 17:18). Подобно как спасение человечества зависит от завершенного Иисусом Христом подвига, так спасение мира зависит от распространения христианами Евангелия об этом подвиге. Если бы Христос этого не совершил, не было бы спасения миру. Если мы не понесем миру вести об этом спасении, мир погибнет в неведении.

Вечером в день Своего воскресения Христос явился Своим ученикам и сказал им: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас… кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:21. 23). Христос говорит Своим ученикам, что если они пойдут и приобретут человека, он будет спасен; если же они не пойдут и не приобретут его, он погибнет. Ответственность за спасение мужчин и женщин, окружающих нас, возложена на наши плечи.

Опять, вскоре перед Своим вознесением Христос сказал ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф. 28:18-20). Христос в этом Своем последнем повелении Его ученикам подкрепляет Свои первые два повеления, говоря им идти, и также говоря им, что Ему дана всякая власть и что Он пойдет с ними. Почему миссионер должен бояться идти в чужую страну, если Христос со всею Своею властью идет с ним? Это гораздо надежнее, нежели идти под прикрытием всех военных кораблей всего мира. Почему человек должен медлить или бояться говорить о спасении своему спутнику, другу или соседу, когда Христос находится при нем?

Христово наставление приобретать людей для Него было дано ученикам трижды: вскоре перед взятием Его от них на распятие; при первой же встречи с ними по воскресении и затем перед самым вознесением Его. Последние наставления, какие вы даете другу перед разлукой, и первое, что вы говорите ему по возвращении, являются тем, что занимает ваш ум и наиболее важно. Таким же образом то, что Христос сказал ученикам перед смертью Своею; первое, что сказал им по воскресении Своем, и последнее, что сказал им перед Своим вознесением, должно было быть для Него наиболее важным. Особенно это верно потому, что во всех этих случаях Он дал им одно и то же повеление. Их задача приобретать людей. Не можем ли мы, как христиане и как церковь Христова, сознавать, что это стоит превыше всего другого, чего Он желает от нас? Если ваша и моя церковь являются такого рода церквами, какие Христос намеревался иметь, мы должны поставить первой нашей задачей приобретать людей для Христа.

Об этом же самом говорит ап. Павел в 2 Коринф. 5:18-20.

«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом».

Заметьте, что Бог примирил нас с Собою и дал нам служение примирения. Эти две мысли находим в том же стихе, в том же предложении. Мы не можем избирать, мы не имеем права избирать. Бог дал нам служение в тот самый час, когда мы приняли Его. Мы — посланники Христовы. Какая это честь! Было бы честью быть посланником Соединенных Штатов Америки в какой-либо чужой стране, но бесконечно большая честь быть посланником Иисуса Христа. Нам нечего смущаться. когда мы говорим постороннему человеку о Христе. Мы должны чувствовать особенную честь воспользоваться возможностью быть представителями нашего Господа и Спасителя. Посланник обязан передавать послания его родной страны той стране, в которой он находится посланником. Он обязан растолковать эти послания, но не смеет изменять их. Как неверным считался бы посланник, если бы полученное из родной страны послание для передачи официальному лицу той страны, где он является посланником, он отложил на другое время, потому что был слишком занят личными или общественными делами той страны! В таком случае, как неверными должен считать Бог нас, когда мы, имея послание с небес для передачи погибшему человеку на земле, откладываем его на потом лишь только потому, что мы слишком заняты делами мира сего! Нашей первой задачей должно быть исполнение нашего посланничества от Бога; дела мира сего надлежит отлагать на другое время. Апостол Павел также говорит нам, что когда мы говорим человеку о Христе, мы это делаем вместо Христа. Христос хочет сказать этому человеку о его спасении, но Он поручает нам сделать это за Него. В таком случае мы должны идти к тому человеку со всей любовью, с какою Христос пошел бы к нему, с любовью, готовой на смерть за этого человека. Мы не должны сдаваться, если в первый раз наша весть отвержена; мы обязаны продолжать за него молиться. (Христос молился всю ночь). У нас должна быть забота приобресть эту душу для Христа. (Христос плакал о погибших грешниках).

В 2 Кор. 3:23 апостол Павел показывает нам другую картину нашей обязанности ко Христу: «Вы — наше письмо, написанное в сердцах ваших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы — письмо Христово, чрез служение наше, написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца». Мы — письмо Христово, узнаваемое и читаемое всеми людьми. Мы можем дать человеку одно из посланий ап. Павла, и он может прочитать его и отложить в сторону. Оно может утомить его очень скоро. Но христианина читают все люди, постоянно и неутомимо. Большинство людей мира сего познало Христа не чрез чтение Библии, а чрез чтение христианина, ставшего письмом Христовым. Вы никогда не слышали, чтобы кто либо утомился от чтения христианина. Ему может и не нравиться история, написанная жизнью того или другого человека, но он постоянно читает ее — читает его жизнь, его каждое действие, каждое слово. О, как необходимо нам, как христианам, жить такой жизнью, чтобы показать Христа в Его истинном свете, говорить и делать то, что возбудило бы в других людях принять Христа как своего Спасителя!

Будучи мальчиком, я знал человека в нашем округе, который всегда занимал какую-то должность в церкви, но соседи говорили, что Б. П. не живет по-христиански. Они говорили, что он курит, иногда выходит из себя и ругается, и они полагали, что он уезжает в город и напивается. Я не знаю, было ли что-либо из этого правдой. Но я знаю, что большое число молодых людей того округа говорили, что они никогда не пойдут в церковь до тех пока, пока там будет членом Б. -П. Да, он был письмом Христовым, и все, знавшие его, читали его неутомимо, но это письмо ничего не говорило об искупительной благодати Христовой. Вместо привлечения, оно отталкивало людей от Христа. У Б. П. была мать, воистину святая, которую все любили. Однажды она упала, повредила себе бедро и до конца своей жизни оказалась прикованной к кровати. В это время церковь была не в состоянии содержать своего пастора. Каждый любил бабушку П. и многие посещали ее регулярно, члены церкви и не-члены церкви в одинаковой мере. В те три года она усвоила привычку свидетельствовать каждому, кто только посетил ее; прочитать им из Библии, и они уходили с чувством, что были ближе к Богу. Таким образом бабушка П. поддерживала духовную жизнь целого округа и сохранила церковь живою. Может быть, та церковь имела пастора. Да, бабушка П. была письмом Христовым, и какую славную весть все читали в ее жизни! Какое громадное влияние производит истинный святой Божий своею жизнью и свидетельством! Я хотел бы, чтобы все церкви были наполнены ими.

Так как мы знаем, что Библия является Божьим письмом к человеку, каждый человек должен иметь достаточно ума, чтобы прислушаться к ее учению. Когда она представляет определенный план спасения, все люди обязаны принять его, а не создавать свои собственные планы и прикалывать к ним «свои надежды на получение жизни вечной.

Иоанна 5:24 представляет нам Божий план спасения положительно очень просто: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». В Писании снова и снова открывается нам план спасения, но всегда тот же самый — веруй в Господа Иисуса Христа. Мы спасены не потому, что вели праведную жизнь или делали добро. В послании к Ефес. 2:8 и 9 читаем: «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, дабы никто не хвалился».

Небо и ад

Для некоторых это кажется жестоким учением. Они говорят, что Бог есть Богом любви, и как такой, они не верят, чтобы Бог осудил человека в ад, если человек был добрым и честным. Имеется два места, где мы будем проводить вечность, одно место — это нёбо, а другое ад. Христос приготовляет место для нас. Он желает, чтобы мы были с Ним. Ад устроен для диавола и ангелов его. Если человек принимает Христа, он будет проводить вечность с Ним в небесах. Если же человек отвергает Христа и связывается с сатаною, он, конечно, будет разделять его вечную участь в аду. Нет, не обвиняйте Бога в обречении людей на жизнь в аду после того как Он послал Христа в мир и явил Свою великую любовь к грешникам, предавши Христа на крестную смерть за грехи наши! Если вы хотите обвинять кого-то, обвиняйте вашего пастора; может быть, он не сделал всего, что нужно было сделать, чтобы достичь погибающих. Обвиняйте меня, ибо я сознаю, что не сделал всего, что мог. Не хотите ли посмотреть на эту проблему честно и сказать, что вы, своим добровольным желанием, принимаете Христа и небеса или обрекаете себя на муки в аду, отвергая Спасителя? «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23).

Но вы говорите, что тут речь идет о порядочном человека. Конечно ад не должен быть возмездием для него, так как он не сделал ничего такого скверного, чтобы попасть туда. Подумаем об этом всесторонне. Согласно нашим законам, наибольшего наказания заслуживает тот, кто нарушил наиболее важный закон. Не так ли должно быть и у Бога? Нарушающий Его наибольшую заповедь должен считаться наибольшим грешником.

Однажды молодой человек подошел ко Христу г спросил: «Учитель, какая наибольшая заповедь в законе?» Иисус ответил ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22:36,37). Порядочный человек, отвергающий Бога, любит ли Его всем сердцем своим, всею душою своею и всем разумением своим? Разумеется нет. В таком случае он нарушил наибольшую заповедь и стоит перед Богом как наибольший из грешников. Божье отношение к такому человеку описано в Иоан. 3:17-18: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир. чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия». Порядочный человек осужден не за безнравственный поступок, какое-либо преступление или овладевший им порок, а за то, что не верует в Сына Божия и нарушает наибольшую заповедь Божию.

Позвольте мне рассказать вам случай, какой помог мне уразуметь эту истину. Более сорока лет тому назад, вечером, перед моим отъездом в Калифорнийский институт для окончания учения и получения ученой степени, отец, мать и я сидели у стола и читали. Отец нашел что-то интересное и прочитал нам вслух. Насколько я припоминаю, это было следующее: четыре года перед этим в другой части нашей страны находились отец, мать и сын, которому хотелось поступить в колледж, но у него не было денег платить за учение. Отец с матерью обсудили дело и решили так: «наш сын очень хороший мальчик. В школе он всегда хорошо учился, и он должен получить хорошее образование, но на какие средства мы пошлем его в колледж?» Они решили, что имеется только одна возможность: продать половину фермы и иметь деньги. Так и сделали, и отослали сына в колледж. Сын оказался блестящим студентом, и колледж был весьма доволен его ученьем и трудами. В конце четвертого года он заканчивал курс и приготовлялся к выпуску с наилучшими отличиями, наиболее выдающимися за все время существования этого колледжа. В то же время дома отец с матерью советовались и решили, что это не хорошо когда их сын оканчивает высшую школу далеко от дома и при получении им ученой степени нет никого из его родителей. Они продали часть скота, и отец купил себе железнодорожный билет, чтобы в тот торжественный день быть при своем сыне. Но у него не было достаточно денег, чтобы купить себе новый костюм. Отец прибыл на спортивную площадку перед университетом и, увидевши своего сына с группой студентов, кинулся приветствовать его. Сын холодно посмотрел и отстранил его: «Извините, вы обознались. Вы не мой отец, я вас не знаю.»

Прочитавши этот случай, отец повернулся ко мне и сказал: «Петя, и ты так поступишь, когда закончишь колледж?» Этого рассказа я никогда не забуду. Что вы думаете о том молодом человеке? Он оказался наиболее низким и ничтожным, каким только может оказаться сын по отношению к своему отцу. Было бы порядочнее, если бы он где-то украл деньги на свое образование или сделал что угодно другое, но не брал от своих родителей всего, что они с великим ограничением для себя отдавали для него, и затем отказаться от них. Что оставалась делать тому отцу, если он был справедливым человеком? Мог он сказать тому сыну: «Хорошо сынок, все в порядке. Я буду присылать тебе деньги каждый месяц, имущество будет твоим, каким оно всегда считалось?» Нет, тот отец должен был сказать сыну: «Сын, пока ты отказываешься от меня, я должен отказаться от тебя, но я буду ожидать твоего возвращения и признания меня твоим отцом. Тогда я с радостью признаю тебя моим сыном».

С течением времени этот рассказ принял для меня совсем иное значение. На месте неблагодарного сына у. вижу «порядочного» человека, который не нарушил никакого закона своей страны. У него нет худых привычек, его поведение безукоризненно, все смотрят на него с уважением. Затем я гляжу на не христианские страны, и вижу там отсутствие нравственности, невозможны законы чести, ужасное обращение с женами и детьми, и сознаю, что мой «порядочный» человек получил свою порядочность, свой закон чести, свою нравственность, свою предупредительность к членам своей семьи и свою честность — из христианства или от Бога и Христа. Затем я вижу этого «порядочного человека дерзко стоящего перед Богом и заявляющего: «Это мой закон чести, это мой нравственный уровень, это мое правило отношений к семье, это мое чувство честности по отношению к другим. Твоего нет ничего в моей жизни. Я не хочу никакого дела иметь с Христом, как моим Спасителем, ни с Тобою, как Богом». Я удивляюсь, что Бог не отвечает огнем с неба и не уничтожает этого человека. Разумеется, Бог не может принять такого на небо для вечного пребывания с Ним. Сам сатана не сделал ничего худшего.

Если вы, мужчина или женщина, являетесь этим человекам, живушим без Христа, я умоляю вас принять Христа как своего личного Спасителя теперь же. Исповедайте Ему свой грех отвержения Его как своего Создателя, как своего Бога. Взгляните на Христа на кресте как на жертву за ваши и мои грехи. Увидите в этой жертве великую любовь Божию, Который отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Посмотрите на любовь Христову, когда Он отказывается сойти со креста, а молится: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают».

Вы должны принять Христа, как личного Спасителя, или отвергнуть Его, тут среднего положения нет. Вы либо спасенный благодатью Его и ваше имя записано на небесах, где вы проведете вечность, либо погибшим, и проведете всю вечность в аду со всеми, делающими зло и сатаною.

Когда сыны Израилевы начали оставлять Бога и поклоняться идолам, Иисус Навин вышел перед ними и сказал:

«Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам аморреев, в земле которых живете, а я и дом мой будем служить Господу. И отвечал весь народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам! Ибо Господь, Бог наш, Он вывел нас и отцов наших из земли Египетской, из дома рабства, и делал пред глазами нашими великие знамения, и хранил нас на всем пути, по которому мы шли и среди всех народов, чрез которые мы проходили» (И. Нав. 24:15-17).

Не скажете ли вы вместе с Иисусом Навином: «А я и дом мой будем служить Господу»?

«Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься» (Деян. 16:31).

Издание «Сеятеля Истины», Ашфорд, Конн., США, 1966