6. Реформация — трагическая ошибка?

К союзу евангелических христиан и католиков в США

29 марта 1994 г. в Нью-Йорке видные евангелические христиане и католики подписали и опубликовали заявление, которое сразу же вызвало как восторг, так и замешательство. Дэйв Хант, известный эксперт по вопросам религии и автор многочисленных книг, пишет по поводу этого события: «Этот документ ставит Реформацию с ног на голову и причиняет делу Христову неизмеримый вред… я считаю, что по крайней мере за последние тысячу лет ничто не нанесло Евангелию более сокрушительный удар, чем этот документ…» («The Berean Call», Oregon May 1994, S. 1).

В этом заявлении евангелические христиане извиняются за то, что в прошлом евангелизировали католиков в католических странах, и вместе с католиками призывают взаимно признавать друг друга христианами и не заниматься «вербовкой».

Заявление было переведено на испанский, португальский, польский и русский языки, чтобы распространить его в Латинской Америке и Восточной Европе.

«Наивность или ловушка?» — так гласил заголовок одного из сообщений на эту тему, и выяснением этого важного вопроса мы хотим заняться на последующих страницах.

Это заявление, похоже, представляет собой кульминационный момент длившихся на протяжении многих лет переговоров между видными представителями евангелических христиан и католиков. Если евангелические христиане серьезно воспримут этот документ и будут претворять его в жизнь, от чего да сохранит их Бог, то Ватикан и Том Форрест могут уже не беспокоиться об уменьшении числа своих членов в Латинской Америке, на Филиппинах и в странах Восточной Европы.

Вывод Патрика Джонстона («Молитва за мир»), что некоторые страны Латинской Америки могут стать в основном протестантскими, если тенденции последних лет не изменятся, также нужно будет положить под сукно. Тысячи миссионеров должны будут покинуть католические страны и искать себе новые места для труда там, где католики находятся в меньшинстве.

К числу подписавших двадцатипятистраничное заявление принадлежат и такие известные евангелические христиане, как бывший советник президента США Чарлз Колсон, основатель миссионерского общества «Крестовый поход за Христа» Билл Брайт, известный телевизионный проповедник Пэт Робертсон, теолог и писатель Джеймс Паккер, а также писатель Ос Гуннес.

Документ озаглавлен: «Евангелические христиане и католики совместно: христианское миссионерское служение в третьем тысячелетии».

Во вступительной части подписавшиеся представляют себя как евангелических протестантов и римских католиков, которые «через молитву, исследования и обсуждения пришли к единому убеждению, касающемуся христианской веры и миссионерской работы». Они подчеркивают, что заявление не носит официального характера, обязательного для различных обществ, однако имеет намерение «со всей ответственностью обратиться к этим обществам».

Далее следует такое признание: «Мы, евангелические христиане и католики, совместно исповедуем наш грех против единства, которое Христос имел в виду для всех Своих учеников. Один Христос и одна миссия включают многих христиан, особенно православных христиан Востока и тех протестантов, которых обычно не причисляют к евангелическим христианам».

Затем делается интересное обобщение: «В мировом христианстве есть две общности, которые наиболее упорно трудятся на ниве проповеди Евангелия и чьи ряды стремительно растут,- это евангелические христиане и католики. Во многих частях света для взаимоотношений между ними характерны, как правило, более конфронтация, чем сотрудничество, более антипатия, чем любовь, более подозрительность, чем доверие, более пропаганда и невежество, чем уважение к истине. В этом отношении вызывают тревогу страны Латинской Америки. Подобные ситуации все чаще возникают в Восточной Европе, а также нередко встречаются в нашей стране».

На страницах нашей книги невозможно подробно передать и обстоятельно прокомментировать это заявление, однако я хочу попытаться подчеркнуть основные моменты и на них остановиться.

Прежде всего, подписавшие заявление засвидетельствовали, что стремятся как к единству, так и к истине. При этом, как мы увидим, большое различие между евангелическими христианами и католиками не было проигнорировано или, как не имеющее значения, положено под сукно. «Мы отвергаем всякую видимость согласия, приобретенного за счет истины. Наше совместное решение основано на необходимости повиноваться Божественной истине, открытой нам в Слове Божьем — Священном Писании, и вере в обещание, что Святой Дух будет вести нас…»

Общие взгляды

Также заметно стремление обеих сторон к евангелизации, причем создается впечатление, что обе группы имеют одинаковые понятия в том, что касается евангелизации и миссионерской деятельности. «Мы полны решимости разработать возможности совместного служения и свидетельства с тем, чтобы успешно осуществлять миссионерское поручение Христа».

Обе группы видят угрозу со стороны языческих религий и мировоззрений, сознают всеобщий моральный упадок и чувствуют себя обязанными противопоставить этому совместное христианское свидетельство. «Как в прошлые времена, так и сегодня и в будущем миссионерская деятельность христиан, направленная на все человечество, будет встречать сильное противодействие. В некоторых странах миссионеры сталкиваются с набирающими силу религиозными течениями, которые крайне враждебно относятся к христианским ценностям. Тем, кто отстаивает свободу вероисповедания и проповедует Слово Божье, следует обратить особое внимание на ислам, который во многих случаях запрещает свидетельствовать об Иисусе Христе… В то же время в наших так называемых развитых странах широко распространившаяся секуляризация стремительным образом превращается в моральный, интеллектуальный и духовный нигилизм, отрицающий не только Того, Кто есть Истина, но и саму истину…»

Сохраняющиеся фундаментальные различия

Прежде чем рассматривать и другие общие взгляды, назовем непреодоленные до настоящего времени теологические различия, которые признают обе группы:

— Церковь как неотъемлемая часть Евангелия или Церковь как общество, возникшее вследствие Евангелия.

— Церковь как видимое или как невидимое сообщество истинных верующих.

— Абсолютный авторитет Священного Писания или Священное Писание, авторитетно истолковываемое церковью.

— Духовная свобода каждого отдельного христианина или авторитет церкви в вопросах учения.

— Церковь как местная община или как вселенская общность.

— Служение как апостольская преемственность или священство всех верующих.

— Таинства и обряды как символы благодати или как средства благодати.

— Вечеря Господня как евхаристическая жертва или как трапеза воспоминания.

— Память о Марии и святых или почитание Марии и святых.

— Крещение как таинство возрождения или как свидетельство возрождения.

В конце документа участники еще раз возвращаются к последнему пункту: «В контексте евангелизации и «реевангелизации» мы сталкиваемся с главным различием в нашем понимании вопроса о крещении и новом рождении во Христе. Католики признают, что все, кто законным образом крещен, возрождены и находятся в общении со Христом, какими бы несовершенными они ни были. Благодать крещения нужно постоянно обновлять и возрождать посредством покаяния. Для большинства евангелических христиан, но не для всех, крещение как символ возрождения и новой жизни должно следовать за покаянием. У католиков все крещенные являются членами церкви, какой бы бездеятельной ни были их вера и жизнь. У многих евангелических христиан рождение свыше требует крещения как средства введения в общение с возрожденными во Христе».

«Евангелические христиане и католики — братья и сестры во Христе»

После того, как были названы эти фундаментальные различия, перечисляется то общее, что, несмотря на эти различия, должно сделать возможным взаимное признание, общение и совместную работу: «Мы совместно исповедуем, что Иисус Христос есть Господь. Это первое и самое важное исповедание христиан… Мы совместно исповедуем, что оправданы по благодати через веру в Христа. Все те, кто признает Иисуса Христа своим Господом и Спасителем,- братья и сестры во Христе. Евангелические христиане и католики — это братья и сестры во Христе… Есть лишь одна Церковь Христова, потому что Христос един, а Церковь — Его Тело… Мы совместно исповедуем, что христиане должны жить в послушании богодухновенному Писанию, которое является безошибочным Словом Божьим… С полным доверием следуя руководству Духа Святого церковь сформулировала Апостольский символ веры, который, по нашему взаимному убеждению, является точным изложением библейской истины…»

Выводы

Тот факт, что евангелические христиане и католики взаимно признают друг друга братьями во Христе, принадлежащими к одной Церкви, ведет к дальнейшим выводам.

Прежде всего, в декларации подчеркивается совместная борьба за религиозную свободу, за отделение церкви от государства, против абортов, порнографии и т.п.

Однако в одной из последних глав под заголовком «Мы свидетельствуем» следуют положения, дающие представление о тех изменениях на миссионерских полях, которые произойдут, если следовать данной декларации: «Сегодня как в нашей стране, так и во всех других частях мира евангелические христиане и католики стремятся приобретать «обращенных», переманивая их из членов паствы друг у друга. В некоторых случаях это вполне понятно и, возможно, даже неизбежно. Однако во многих случаях такие действия подрывают христианское служение, которое объединяет нас в исполнении Божьего Слова и которому мы посвятили себя, что и подтвердили выше… Необходимо делать различие между евангелизацией и тем, что сегодня называют прозелитизмом, или «воровством овец». Мы осуждаем практику переманивания людей из других общин с целью увеличения своих деноминаций… Как бы мы ни были убеждены в том, что одна община более согласуется с Евангелием, чем другая, мы, евангелические христиане и католики, заявляем, что в наших общинах имеются возможности и средства для роста в христианском ученичестве… Ввиду большого числа нехристиан во всем мире и трудности выполнения нашей общей задачи по евангелизации, теологически неверно и даже неразумно использовать средства одной христианской общины для переманивания к себе активных прихожан другой христианской общины…»

Затем следует резюме, которое мы помещаем полностью, прежде чем в алфавитном порядке приведем подписи, стоящие под этой декларацией.

Резюме

«Прошло почти две тысячи лет после начала и почти пятьсот лет после разделения в век Реформации, а христианская миссия в мире жива и непоколебима. Мы не знаем и не можем знать, что Господин истории приготовил для нас в третьем тысячелетии. Возможно, это будет расцвет мировой миссии и широкое распространение христианства. Но это может быть и путь креста, отмеченный гонениями и явными ограничениями. Возможно, в разных местах и в разное время будет и то, и другое. А может быть, завтрашний день станет днем пришествия нашего Господа. Мы знаем, что Его обещание истинно, и должны совместно трудиться какое-то время. Мы знаем, что должны совместно исповедовать, надеяться, искать, бороться и свидетельствовать, потому что принадлежим не себе, а Тому, Кто искупил нас Своею Кровью на кресте. Мы знаем, что это время — время возможностей, поэтому мы обязаны совместно исполнять свое христианское предназначение, чтобы подготовить мир к пришествию Того, Кому принадлежит Царство, сила и слава во веки веков. Аминь. Д-р Уильям Абрахам (Перкинская теологическая школа) Д-р Элизабет Ахтемайер (Объединенная теологическая семинария) Вильям Бентли Болл Д-р Билл Брайт (Крестовый поход за Христа) Проф. Роберт Дестро (Американский католический университет) Фр. Августин Диноия (Доминиканский дом учебы) Фр. Джозет Р. Фицпатрик (Фордхемский университет) Кис Фаурнир (Американский центр права) Епископ Вильям Фрей (Епископальная школа подготовки служителей им. Троицы) Проф. Мэри Эн Глендон (Гарвардская школа права) Д-р Ос Гинесс (Форум Троицы) Декан Натан Хэтч (Нотр-Дамский университет) Д-р Джеймс Хичкок (Университет Сент-Луиса) Проф. Питер Крифт (Бостонский колледж) Фр. Мэтью Лэмб (Бостонский колледж) Ральф Мартин (Служение обновления) Д-р Ричард Моув (Фуллерская теологическая семинария) Д-р Марк Нолл (Уитон-колледж) Майкл Новак (Американский институт предпринимательства) Джон Кардинал O’Коннор (Нью-Йоркская епархия) Д-р Томас Оден (Дрю университет) Д-р Джеймс Паккер (Правительственный колледж) Пэт Робертсон (Правительственный университет) Д-р Джон Роджерс (Епископальная школа служения им. Троицы) Епископ Карлос А. Севилла (епархия Сан-Франциско) В подготовке этой декларации участвовали: Чарлз Колсон (Тюремное служение) Фр. Жуан Дайз-Вилар (Католическое служение в Испании) Фр. Авери Даллес (Фордхемский университет) Епископ Франциз Георг (Якимская епархия) Д-р Кент Хилл (Восточный Назарянский колледж) Д-р Ричард Ленд (Комитет христианской жизни Южной баптистской конвенции) Д-р Лэрри Луис (Совет домашней миссии Южной баптистской конвенции) Д-р Джес Миранд (Божья ассамблея) Уильям Мёрфи (ректор Бостонской епархии) Фр. Ричард Джон Ньюхауз (Институт религии и общественной жизни) Брайн О’Коннел (Всемирное евангельское общение) Герберт Шлоссберг (Fieldstead Foundation) Архиепископ Франциз Стаффорд (Денверская епархия) Джордж Виджел (Этнический и общественный политический центр) Д-р Джон Уайт (Женевский колледж и Национальная ассоциация евангелистов)

Кто является христианином?

Едва ли возможно на этих страницах коснуться всех деталей этого заявления. Поэтому я хотел бы взять один из его основных пунктов и рассмотреть его в свете Библии.

Удивительно, что евангелические христиане в этом заявлении ясно говорят о том, что в важных вопросах имеется большое различие; так, например, католики, в отличие от евангелических христиан, верят, что католик посредством крещения получает возрождение и становится членом Церкви.

В важнейшем и основном вопросе — каким образом человек становится христианином, или членом Тела Христова — выявляются совершенно противоположные убеждения. Несмотря на это, наши братья евангелические христиане заявляют: «Евангелические христиане и католики — братья и сестры во Христе».

Как это возможно?

Все ли евангелические христиане являются христианами?

Вне всякого сомнения, Чарлз Колсон и Билл Брайт ответили бы на этот вопрос «нет», так как они, как и мы, знают, что название «евангелические христиане» сегодня уже не говорит о качестве. К сожалению, практика свидетельствует, что в евангелических церквах и общинах находятся и номинальные христиане, которые, при всем их теоретическом знании Евангелия, не имеют в себе Божественной жизни.

Того, что кто-то говорит «Господи, Господи…», еще недостаточно, чтобы быть спасенным — это всем нам ясно.

Все ли протестанты являются христианами?

Здесь нам прежде всего необходимо выяснить, что значит быть протестантом и где сегодня еще есть протестанты? Мы считаем протестантами тех, кто принадлежит к евангелической государственной церкви, кто крещен, конфирмирован и знает наизусть Апостольский символ веры.

Но ответ на этот вопрос прост: все мы знаем, что лишь небольшой процент евангелических христиан возрождены в новозаветном смысле этого слова или хотят быть возрожденными. Большая часть протестантов не интересуется христианством. Ни один возрожденный евангелический пастор не станет утверждать, что все внесенные в списки члены евангелической церкви в Германии являются «братьями и сестрами во Христе».

Все ли католики являются христианами?

И здесь начинается нечто удивительное. В то время как мы считаем неверным утверждение, что все евангелические христиане и протестанты являются христианами, Билл Брайт, Чарлз Колсон, Джеймс Паккер и другие братья евангелические христиане утверждают: «Евангелические христиане и католики — братья и сестры во Христе».

Мой вопрос звучит так: на основании каких фактов можно делать такое утверждение?

Достаточно ли для спасения формального исповедания того, что Христос является Господом и Спасителем, или формальной принадлежности к католической церкви?

Можно ли назвать Папу «братом во Христе»?

В качестве примера мы выберем главу и самого известного представителя католической церкви — Папу Иоанна Павла II, провозгласившего «десятилетие евангелизации», которого Билли Грэм, самый известный евангелист нашего времени, характеризует как «величайшего религиозного вождя на земле», «евангелиста, который проповедует Евангелие» (Zit. in A. Cairns: «Bibel im Angriff», IABC, Wuppertal 1989, S. 62).

При этом речь не должна идти о последнем приговоре, вынесение которого в компетенции одного только Бога, так как лишь Он сердцеведец, а мы можем только судить по высказываниям и по плодам.

Мы также обойдем стороной то, что ортодоксальные католики посчитают унижением, если «святого отца» кто-то назовет «братом».

Итак, может ли быть братом тот,

— кто допускает к себе такое обращение, как «святой отец», которое Господь Иисус использует по отношению к Своему Отцу (Ин.17:11);

— кто претендует на то, чтобы быть «представителем Христа на земле» — роль, которая принадлежит Святому Духу (Ин.16:7);

— кто считает себя «главою всей Церкви», тогда как это сказано об Иисусе Христе (Еф.1:22);

— кого называют «учителем всех христиан», что можно сказать о Духе Святом, Который наставляет нас «на всякую истину» (Ин.16:13);

— кого считают «судьею всех верующих», каковым является лишь Иисус Христос (Деян.10:42);

— подчинение которому «необходимо для получения спасения» (Папа Бонифаций VIII);

— кто считается «безгрешным», когда «апостольской властью окончательно решает то, что касается вопросов веры или обрядов» (Первый Ватиканский собор);

— кто в 1986 г. в Ассиси вместе с руководителями двенадцати мировых религий и огнепоклонниками поклонялся «божествам», объясняя участникам, что «достижение мира гораздо дороже всех религиозных различий» (D. Hunt: «Globaler Friede», Verlag C. M. Fli?, Hamburg 1993, S. 161);

— кто вместе со своим хорошим другом Далай Ламой верит, что молитвы колдунов, лекарей и спиритов освобождают «большую духовную энергию», создавая «новый климат мира» (ebd., S. 134);

— кто мусульманского бога Аллаха ставит наравне с Богом Библии…

— Согласно откровению «нашей дорогой госпожи из Фатима», надо ожидать большого несчастья, «которое коренным образом изменит человеческое мышление и его, Папу, в одно мгновение поставит в такую позицию, где он будет играть центральную роль в устранении хаоса и установлении порядка». (ebd., S. 282).

Этот список можно было бы продолжить; и к какому бы результату мы пришли?

Вывод реформаторов и пуритан

Для реформаторов в то время вывод был очевидным, хотя догмат о непогрешимости Папы был принят лишь спустя 350 лет.

Так, Мартин Лютер в своих «Шмалькальденских статьях» в 1537 г. приходит к следующему выводу: «Поэтому, как мы не можем поклоняться дьяволу, так не можем терпеть и его посланника — Папу и признавать его власть. Ложь и убийства с целью погубить душу и тело — вот, в сущности, его папское правление, как я доказал это во многих своих книгах… Поэтому мы не должны целовать его ноги или говорить: «Мой милостивый государь», но должны сказать, как в Захарии 3,2 Ангел говорит дьяволу: «Господь да запретит тебе, сатана»».

«Вестминстерское исповедание» пуритан (1647 г.) также вполне определенно говорит: «Нет другого главы Церкви, кроме Господа Иисуса Христа. Не может римский Папа в каком-нибудь смысле быть главою Церкви, но он есть антихрист, человек греха и сын погибели, который сам себя превозносит выше всего, называемого Богом». («Bekenntnisse der Kirche», Brockhaus, Wuppertal 1985, S. 231).

Также и мужественный проповедник нашего времени д-р Мартин Ллойд-Джонс провозгласил в своей церкви в Вестминстерской часовне почти пророческие слова: «Я призываю вспомнить, что реформаторы не были фанатиками или глупцами. Дух Святой открыл им глаза. Лютер, Кальвин, Нокс — все они увидели это ужасное чудовище, представленное в Библии, и поняли ее предостережения. С опасностью для жизни они противостали Риму… Римско-католическая церковь — это сплошной обман; она означает проституцию самого худшего и дьявольского рода. По сути, она является формой антихриста. Ее необходимо заклеймить и отвергнуть; более того — с ней нужно бороться. Существует лишь одно средство борьбы с ней: основанное на Библии христианство. Христианство, которое проповедует лишь одно: необходимость прийти к Христу,- не может устоять перед Римом. Такое христианство в конце концов увеличит число принадлежащих Риму. Люди, которые проводят евангелизационные кампании и при этом говорят: «Вы римские католики? Тогда возвращайтесь в свою церковь!», отвергают учение Нового Завета. Мы должны предостерегать людей от этой опасности». (M. de Semlyen, a.a.O., S. 183).

«Наивность или обманчивая ловушка?»

Прав ли аргентинский баптистский теолог проф. Даниэль Карро, когда говорит, что этот документ представляет собой или «выражение чрезмерной наивности, или обманчивую ловушку»?

Или, возможно, мы, евангельские христиане, уже отвернулись от библейских понятий о гибельном состоянии человека, о благодати, об оправдании и примирении и, ослепленные желанием одобрения, фактически верим в то, что в католической церкви будет проповедоваться библейское Евангелие?

В таком случае мы действительно наивно спешим прямо в эту обманчивую ловушку.

Во избежание недоразумений необходимо отметить: мы рады тому, что в последние годы многие католики пришли к живой вере в Иисуса Христа через чтение Библии, а также благодаря домашним библейским кружкам и посещениям евангелизационных собраний. Они узнали из Библии, что можно иметь непосредственное общение с Богом и что ни добрые дела, ни человеческие посредники, ни таинство причастия не являются необходимыми предпосылками получения спасения. И они поверили и испытали на себе, что значит оправдание по благодати, через веру в Кровь Христа.

В результате многие из этих католиков оставили католическую церковь, так как считали, что полученные ими через чтение Библии убеждения несовместимы с учением католической церкви.

Другие остались в церкви, чтобы распространять свои убеждения, поскольку смотрят на церковь как на своего рода миссионерское поле.

Есть и такие, которые считают, что их библейские понятия о покаянии и возрождении не противоречат догмам церкви.

В последнее время бывают и такие случаи, когда евангелические христиане оставляют свои церкви и вступают в католическую церковь. Согласно их пониманию, лишь там они нашли предпосылки того, что позволяет им на практике осуществлять свое представление о церкви.

Грегор Даллиард, в прошлом священник, который в 1988 г. был отлучен от церкви, так как объявил небиблейским догмат о Марии и некоторые другие догматы католической церкви, пишет, основываясь на собственном горьком опыте: «Католик не может исповедовать одного лишь Иисуса Христа. Он должен принимать все учения Пап, которые из века в век добавлялись к Библии, и верить им. Каждый римский католик своим членством подтверждает свою веру в то, что для спасения, наряду с учением Иисуса и апостолов, необходимы или по крайней мере должны приниматься во внимание 1752 положения о вере, разработанные Ватиканом. Иисус Христос в Своем Слове возвестил волю Отца, ни о чем не умолчав. Иисус Христос не заслуживает того, чтобы кто-то исповедовал Его устами, а в сердце и на практике поддерживал человеческие постановления и даже учения о бесах — на том основании, что в этой системе можно совершать служение… Помыслим только о том, как Ватикан обращается с Богом и людьми. До Второго Ватиканского собора все некатолики, в том числе верные Библии христиане, предавались Папами анафеме, так как человек может попасть на небо только через римско-католическую церковь и так как всякое другое религиозное убеждение противоречит Ватикану. Это учение подтверждалось во все века на всех соборах. Сегодня все те, кто вчера был проклят, названы братьями. Ватикан с распростертыми объятиями принимает их и прижимает к груди новой экуменической церкви… Как это стало возможным? Второй Ватиканский собор, по сути, утверждает, что в прошлые века Бог римских католиков со своими Папами жестоко ошибался! Это коварная тактика, которую сегодня применяет Ватикан. Чтобы остановить развал своей системы, происходящий вследствие выхода из нее многих членов и присоединения их к свободным церквам или сектам, они льстиво называются друзьями или даже братьями. Тем самым христиане удерживаются от исполнения своего библейского долга, и их позиции ослабляются. Ватикан теперь может надеяться, что друзья и братья не будут противостоять его учениям и представлениям, т.е. конфронтации больше не будет». (G. Dalliard, a.a.O., S. 372).

Если Грегор Даллиард прав, то евангелические христиане с их установкой — «евангелические христиане и католики являются братьями и сестрами во Христе» — попали в обманчивую ловушку. Они содействуют тому, что миллионы католиков, вероятно, не будут уже иметь возможности услышать библейское Евангелие, оставаясь в своем роковом заблуждении и стараясь достичь Божьего благоволения через добрые дела, через единственную спасающую церковь, через использование таинств и ходатайства Марии и святых.

Католицизм несовместим с сущностью новозаветного христианства.

Президент Баптистского союза Мексики Роландо Гютерец-Кортес полностью прав, выражая мнение, что эта декларация «умело блокирует ответственность евангелических христиан за распространение христоцентричной спасительной вести». («idea», Wetzlar, Nr. 25/94, S. 12).

Как я оправдаюсь перед Богом?

Мартин Лютер и другие реформаторы выстрадали этот вопрос. Они ревностно исполняли все предписания церкви, не получая при этом мира с Богом. Не помогали ни участие в таинствах, ни паломничества, пока они не взялись за Священное Писание. При изучении Послания к Римлянам у них открылись глаза, и они не только осознали свое гибельное состояние, но и познали великий дар праведности по благодати: «…Ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру… к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.3:22-28).

Гейдельбергский катехизис приводит ответ реформаторов на вопрос 60: «Каким образом ты оправдываешься перед Богом?» с такой ясностью, что и сегодня, по прошествии более 400 лет, едва ли можно выразиться более ясно и точно: «Исключительно посредством веры в Иисуса Христа. Хотя совесть обвиняет меня в том, что я тяжко согрешил против всех заповедей Божьих и ни одну из них не исполнял и что я склонен ко всякому злу, однако Бог без моих заслуг, только лишь по Своей милости, дарует мне совершенное удовлетворение, праведность и святость Христову, как будто бы я никогда не имел никакого греха и проявлял то послушание, какое проявил за меня Христос — если я верою сердца принимаю Его благодать».

Это Евангелие, эту Благую весть реформаторы с великой радостью и авторитетом проповедовали прежде всего в католической церкви. И они видели, как люди, находящиеся во власти вековых заблуждений, понимали и с благодарностью принимали Евангелие.

Какой же была реакция Рима? Отлучение от церкви, преследования, пытки, костры, массовые убийства во имя Божье по всей Европе.

Как реакция на учение реформаторов, последовал собор в Триенте, где в 1547 г. было осуждено учение Лютера об оправдании. Там были приняты следующие положения, обязательные и для нынешних католиков:

«Кто утверждает, что грешный человек оправдывается исключительно верою, понимая при этом, что ничего другого для достижения благодати оправдания не требуется и что нет необходимости собственными делами приготовиться к этому, да будет анафема». (Neuner-Roos, a.a.O., S. 514). «Кто утверждает, что оправдывающая вера есть не что иное, как упование на Божественное милосердие, которое ради Христа отпускает грехи, или что этого упования достаточно для получения спасения, да будет анафема». (ebd., S. 515).

Решение неизбежно для каждого искреннего христианина; невозможно признавать и то, и другое, так как речь идет об основах веры и о личности Сына Божьего.

Невозможно считать библейским учение о спасении исключительно по благодати и в то же время вместе с церковью отлучать и осуждать того, кто убежден в оправдании грешника на основании его упования на Божественное милосердие ради Христа.

Или я верю церковному учению, что вне католической церкви нет спасения, что я возрожден посредством крещения и что полученная в крещении новая жизнь укрепляется посредством таинств, возрастает посредством добрых дел и сохраняется посредством ходатайств Марии и святых — или я верю вместе с апостолами, что спасение можно обрести исключительно в Личности нашего Господа Иисуса и в совершенном Им деле искупления: «…нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:11-12).

Римская церковь — шедевр сатаны или Царство Сына Божьего?

Всякий серьезный христианин должен принять решение: или открыто признать римский католицизм, или открыто осудить и отвергнуть его.

Даже авторитетные католики признают, что здесь нет нейтральной позиции. Так, кардинал Маннинг сказал: «Римская Церковь является или шедевром сатаны, или Царством Сына Божьего». (M. de Semlyen, a.a.O., S. 213).

И его знаменитый современник кардинал Джон Генри Ньюман со всей определенностью сказал: «Сан священника исторически принадлежит самой сущности римской Церкви. Если он не установлен Богом, тогда он догматически является сущностью антихриста». (ebd., S. 213)

Билли Грэм уже несколько лет назад принял решение: «Я понял: то, во что я верю, по сути является тем же самым, во что верят правоверные католики… Мы отличаемся лишь в некоторых пунктах более поздних церковных традиций». («McCalls Magazine 1978», zit. in «Auf Rom-Kurs?», IABC, Wuppertal 1993, S. 5).

Как логическое следствие этого, при каждой евангелизации он ищет поддержки и сотрудничества католических священников и посылает своих католических слушателей назад в католическую церковь.

Билл Брайт со своей миссией «Крестовый поход за Христа» несколько лет назад тоже принял решение в пользу совместной работы с католической церковью.

Время покажет, насколько евангелические христиане будут придерживаться положений, принятых в США ведущими евангелическими христианами.

Однажды Эммануил Хирш, говоря о кардинале Ньюмане, выразил достойную нашего внимания мысль: «Того, кто однажды согласился с тем, что благочестие выражается в подчинении церковному авторитету, можно заставить делать многое, если не все». (E. Hirsch: «Geschichte der neuern evangelischen Theologie», Bd. 3, Gutersloher Verlagshaus, Gutersloh 1949, S. 310).

Это глубокомысленное замечание служит возможным объяснением развития событий и поведения многих христиан и движений, которые когда-то хорошо начинали.

Союз с харизматиками — уже свершившийся факт и едва ли будет темой дискуссий. Теперь на очереди большая коалиция для евангелизации совместно с католической церковью и тем самым предательство Реформации.

Возможно, в ближайшие годы мы с болью вспомним пророческое слово, более ста лет назад сказанное лондонским проповедником пробуждения Ч. Спердженом: «Вы, протестанты, растрачивающие сегодня вашу свободу, как дешевый товар, будете проклинать тот день, когда снова наденете на себя старые цепи. Папство заковывало в кандалы наших отцов, а мы делаем его нашей национальной религией!» (Iain Murray, a.a.O., S. 116).

Кандалы уже начинают надевать: никакой евангелизации среди католиков и признание римско-католической церкви как такой церкви, в которой будет проповедоваться Евангелие, так как «…евангелические христиане и католики являются братьями».