Библиотека soteria.ru
Беседы на книгу Бытия
Иоанн Златоуст
Дата публикации: 26.10.12 Просмотров: 10065 Все тексты автора Иоанн Златоуст
Беседa XXXIX
Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог [1] (Быт. XVII, 1).
1. Видели вы, возлюбленные, как в божественном Писании ничего не говорится без пользы? Видели, как много пользы получили мы вчера, беседуя об Агари и ея бегстве? Мы узнали великую кротость праотца, высоту его целомудрия, уважение, какое он оказывал Сарре, считая всего драгоценнее согласие с нею. Мы видели, как Бог, по неизреченному человеколюбию Своему, желая почтить праведника, не только возвратил Агарь, блуждавшую в пустыне и бежавшую от страха пред своей госпожой, но и даровал ему (Аврааму) потомство в Измаиле, доставляя таким образом праведнику великое утешение, и даруя ему награду за терпение. А когда родился Измаил, то божественное Писание, желая указать нам возраст праотца, означило и самое число лет его, сказав: Аврам же бе лет осмидесяти шести, егда роди Исмаила (Быт. XVI, 16). Разсмотрим же теперь это и последующия изречения (Св. Писания), и мы опять увидим, как велико было терпение праведника, и как велико и неизреченно человеколюбие Господа. Мы увидим это ясно, если опять обратим внимание на лета жизни праотца и на то, как всеблагий Бог благоустроял его судьбу, постоянно подвергая Своего раба испытаниям, и тем обнаруживая любовь к Богу в душе его. Господь, конечно, Сам ясно провидел добродетель Своего раба, благообразие его души, и вполне знал цену этому маргариту; но хотел явить его всем его современникам, чтобы и в последующие роды добродетель праведника привлекала желающих к ревности и подражанию ему. Потому-то Бог постепенно раскрывает богатство души праведника, для того, чтобы и мы научились никогда потерять веры в обетования Божия, и не унывать в случае медленности (их исполнения); а как скоро обещает Господь всяческих, то больше уповали бы на невидимое, чем на видимое и на то, что у нас в руках, и были уверены, что обетования Божии никогда не останутся без исполнения, хотя бы даже в течение долгаго времени происходило, по-видимому, противное им; не смущались оттого духом, но помнили благопромыслительную и всемогущую силу Обещавшаго, и знали, что когда Он восхощет привести в исполнение Свои судьбы, то все Ему покоряется и повинуется. Как Господь и Создатель естества, Он может даровать нам и то, что выше естества. Итак, смотря на свои немощи, не будем испытывать дел Божиих, и не будем колебаться в мыслях, разсматривая естественный порядок (вещей); но как благоразумные рабы, зная безпредельное всемогущество нашего Господа, будем веровать Его обетованиям, возвысимся над естественною нашею немощию, чтобы и обещанное получить, и Его благоволением насладиться, и всеми силами будем оказывать Ему подобающее почитание. В том-то и состоит истинное с нашей стороны богопочитание, когда мы уповаем на Его всемогущество, хотя бы видимое для плотских очей и казалось противным (Его обетованиям). Что же ты удивляешься, если (я сказал, что) самое великое богопочитание в том именно состоит, чтобы не сомневаться (в Его обетованиях)? И подобные нам люди, когда обещают что-нибудь из этих временных и тленных вещей, и мы не сомневаемся, а смело верим их обещанию, считают это за большую для себя честь, т. е. что мы не сомневаемся, а верим их обещаниям. Если же так бывает у людей, которые и изменяются часто, и, по немощам, не всегда могут исполнять свои намерения, то не гораздо ли больше должны мы веровать в обетования Божии, хотя бы и не скоро они исполнились? Я сказал теперь это не без цели, а для того, чтобы, приступая к началу нынешняго чтения, видеть, как человеколюбивый Бог, желая соделать праотца для всех досточтимым, столько лет медлит (в исполнении своих обетований), и праведник не скорбит, не унывает от замедления, не отчаивается, но питаясь благими надеждами, во всем обнаруживает свою боголюбивую душу. Мы ясно увидим всю добродетель праотца, когда узнаем, сколько прошло между тем времени. Это показывает нам блаженный Моисей, вдохновляемый Святым Духом. Что же он говорит? Когда (Авраам) внял повелению Божию, и, востав, устремился из Харрана в землю ханаанскую, тогда ему было семьдесят пять лет (Быт. XII, 4). И как только вступил он в землю ханаанскую, (Бог) обещал всю эту землю дать ему и семени его, и так размножить (его потомство), что оно будет безчисленно, как песок и звезды. Между тем после этого обетования многое случилось с праведником: удаление, по причине голода, в Египет, похищение Сарры, и вслед затем (открывшееся) промышление (о нем) Божие, потом, по возвращении (из Египта), оскорбление Сарры от царя герарскаго, и немедленное заступление от Бога. Праведник, видя все эти события после даннаго обетования (Божия), не смущался духом, не испытывал, для чего, получив такия обетования, он каждый день подвергается столь многим и столь великим искушениям, и столько времени остается безчадным; но, как муж благочестивый, не дерзая дела Божии подвергать суду своего немощнаго разума, был спокоен и с утешением принимал все угодное Богу.
2. Спустя девять лет [2] получил (Авраам) Измаила от рабыни, и думал, что на нем-то исполнятся обетования. Бе бо, говорит Писание о праотце, лет осьмидесяти шести, егда роди Исмаила (Быт. XVI, 16). Между тем Бог еще тринадцать лет испытывает терпение праведника, и только тогда исполняет Свое обетование. Он хорошо знал, что, как золото, очищаемое чрез долгое время в горниле, добродетель праведника явится (в искушении) чище и светлее. Когда же, говорится, Аврааму было девяносто девять лет, явился опять ему Бог [3] (Быт. XVII, 1). Для чего Он медлил столько времени? Для того, чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и безпредельное всемогущество Божие. Когда уже изнемогла природа и стала неспособною к деторождению, потому что тело (Авраама) уже увяло и изсохло от старости, — тогда только, открывая вполне всю добродетель праведника, и являя Свою силу, (Бог) исполняет Свои обетования. Необходимо впрочем выслушать самыя слова, сказанныя Богом Аврааму: когда ему было девяносто девять лет, явися ему Бог [4] и рече ему. Когда ты слышишь, что Бог явился, не предполагай тут ничего земного, и не думай, (что можно) видеть телесными глазами божественное и безтелесное естество, но разсуждай обо всем благочестиво. Явися ему Бог, то есть, его сподобил откровения, и видя его достойным Своего промышления, являет ему особенное снисхождение, и вступает с ним в беседу: Аз есмь Бог твой: благоугождай предо Мною и буди непорочен; и положу завет Мой между Мною и между тобою, и умножу тя зело. И паде Аврам на лицы своем (ст. 1 и 2). Велико благочестие праведника, необычайно и благоволение к нему всеблагаго Бога! Говорит: Аз есмь Бог твой. Как бы так сказал: Аз есмь, до настоящаго времени многоразлично устроявший судьбу твою, Аз есмь, воззвавший тебя из дома твоего и приведший сюда; Аз есмь, поборавший по тебе и возвеличивший тебя над всеми наветниками твоими. И не сказал просто: Аз есмь Бог; но — Аз есмь Бог твой. Примечай великую благость; смотри, как и этим прибавлением выражает Он Свое благоволение к праведнику. Бог всей вселенной, Содетель всяческих, Творец неба и земли, говорит: Аз есмь Бог твой. Великая почесть праведнику! Так обыкновенно говорят и пророки. Как теперь Сам Он, общий всех Господь, позволяет рабу называть Себя Богом своим, и после, как увидим, Он говорит: Аз есмь Бог Авраамов, Исааков, Иаковлев, — так и пророки нередко говорили: Боже,Боже, — не ограничивая собою только господства Его, а показывая свою неизмеримую любовь. Но когда это делают люди, ничего нет удивительнаго; а когда сам Бог так делает в отношении к людям, это необычайно и чудно. Впрочем не будем удивляться, возлюбленные, а послушаем пророка, который говорит: лучше един день творяй волю Господню [5] нежели тьмы грешников (Сир. XVI, 3), также блаженнаго Павла, который говорит: приидоша в милотех и в козиих кожах лишени, скорбяще, озлоблени, ихже не бе достоин мир (Евр. XI, 37). Таким образом пророк выражает, что один, творящий волю Божию, лучше безчисленнаго множества беззаконных; а блаженный Павел, учитель вселенной, вспомнив о всех праведниках, проводящих свою жизнь в скорбях и во всякой тесноте, говорит: ихже не бе достоин мир. Целому миру он противопоставил этих гонимых и скорбящих, чтобы показать величие добродетели. Потому-то и Содетель всех говорит праотцу: Аз Бог твой; благоугождай предо мною и буди непорочен. Я не презрю подвигов столь великой твоей добродетели, но положу завет Мой между Мною и между тобою, и умножу тя. Не просто (говорит) умножу, но умножу зело, показывая необычайное размножение. Что прежде выразил Он словами: якоже песок и звезды, тоже и теперь означает словом: зело. А признательный и благочестивый раб, видя столь великое снисхождение к себе от Бога и такое попечение Его о своем служителе, изумляясь и помышляя о собственном немощном естестве, о благости Божией и безконечной силе, паде, говорит Писание, на лицы своем, выражая таким образом свою признательность. Не только не возгордился и не вознесся мыслию от оказаннаго ему благоволения, но еще более смирил себя: паде , сказано, на лицы. Такова признательная душа: чем больше пользуется приближением к Богу, тем больше обнаруживает благоговения к нему: паде на лицы своем. И когда праведник, после того (даннаго ему) дерзновения, смотря на себя и на немощь человеческой природы, не дерзал даже восклонить главы, а преклонившись долу, выражал тем свое глубокое благоговение, — смотри опять, какое неизреченное милосердие являет всеблагой Бог. Рече ему Бог, глаголя: се Аз, и завет Мой с тобою, и будеши отец множества языков; и не наречется к тому имя твое Аврам, но будет имя твое Авраам, как отца многих языков положил тя. И возращу тя [6] и положу тя в народ, и царие из тебя изыдут (ст. 3 — 6).
3. Заметь, возлюбленный, как и теперь (Бог) все ясно предрекает праведнику, и чтобы дать ему еще большее удостоверение, прилагает к имени его новую букву, и говорит: будеши отец множества языков, не наречется (ктому) имя твое Аврам, но Авраам, яко отца многим языков положих тя. Прежнее имя его (Аврам) выражало переселение (слово Аврам на еврейском языке значит: переселенец, как это изъясняют сведущие в том языке); и так как он должен был выйти из своей земли в ханаанскую, то родители и дали ему такое имя. Может быть, кто-нибудь скажет: ведь родители его были неверные; откуда же у них могло быть такое предведение, что они в самом имени (его) выразили то, что имело быть спустя долгое время? И это есть дело промыслительной премудрости Божией, которая часто чрез неверных устрояет такие случаи. Подобное много раз случалось, как мы можем видеть, и с другими; вот и сейчас приходит нам на память наименование Ноя. И ему не просто и не случайно родители дали такое имя, а предзнаменовали в нем чрез пять есть лет имеющий быть потоп. А что отец Ноя не потому дал такое имя своему сыну, что был добродетелен, послушай Писания, которое говорит ясно: Ной един обретеся праведен, совершен в роде своем (Быт. VI, 9). Не умолчало бы Писание и не сказало бы, что Ной один был праведен, если бы и Ламех отец его был ревнителем добродетели этого праведника. Между тем, намереваясь дать своему сыну имя, (Ламех) говорит: и наречется имя ему Ное; сей упокоит нас от дел наших и от печалей рук наших и от земли, юже прокля Господь Бог (Быт. V, 29). Скажи, пожалуй, откуда у него (у Ламеха) такое знание о том, что должно было случиться чрез несколько поколений? Наречется, говорит он, имя ему Ное; сей упокоит нас. Ной на еврейском языке означает покой. Итак, поелику (Ной) один только мог спастись во время потопа, покрывшаго вселенную, и должен был положить начало бытию последующих (после потопа) родов, то он (Ламех) и говорит: сей упокоит нас, упокоением называя потоп. Действительно, потоп, покрывши водами всю землю, отягченную грехами тогдашних людей и носившую на себе всякую скверну, и пресекши всякое зло беззаконных людей, очистил землю, которая сделалась нечистою от злобы своих жителей, и их самих чрез наказание упокоил: смерть бо, говорит Писание, мужу покой (Иов. III, 23). Теперь видишь ли, как нередко и чрез неверных предзнаменуется будущее по устроению Божию)? Таким же образом и этому праотцу (Аврааму) родители дали имя, заранее предзнаменуя то, что он будет пресельником, и перешедши реку [7], пойдет в чужую землю. Итак, говорит Бог Аврааму, если имя, данное тебе родителями, предзнаменовало твое переселение оттуда сюда [8], то прими прибавление (к этому имени) буквы, в предзнаменование того, что ты будешь отцем многих народов. Заметь, какая точность в словах. Не сказал: всех языков, а только многих. Так как были и иные народы, которым надлежало быть изгнанными оттуда [9], чтобы семя праведника получило свое наследие, то Бог и говорит: отца многих языков положих тя. Зная величие твоей добродетели, Я сделаю тебя наставником многих народов, и возращу тя, и умножу тя [10] зело зело, и положу тя в народы, и царие из тебе изыдут. Не пройдем, возлюбленные, без внимания этих слов. Если мы подумаем о возрасте праотца, — о том, что он услышал это в последней старости, то удивимся вере праведника и безпредельной силе человеколюбца Бога, который от человека, так сказать, уже умершаго, ослабевшаго телом и каждый день ожидающаго своей кончины, предрекает такое умножение семени, что из него произойдут даже народы; и не только это предрекает, но что и царие из тебе изыдут. Видишь ли, как постепенно возвышаются обетования? Возращу тя, говорит, зело зело. Не без причины повторяет (Бог) это слово, а для того, чтобы показать праведнику необычайное множество (потомства). Затем, чрез приложение буквы, на самом имени праотца, как бы на каком столпе, начертав неизгладимое знамение (своего) обетования, Бог говорит далее праотцу: и поставлю завет Мой между тобою [11], и между семенем твоим по тебе, в роды их, в завет вечен, да буду тебе Бог (ст. 7). Не только о тебе, говорит, покажу великое попечение, но и о семени твоем после твоей смерти. Смотри, как (Бог) ободряет дух праведника, обещая ему, что будет иметь великое промышление и о семени его. В чем же сила завета? Да буду, говорит, тебе Бог и семени твоему по тебе. Это будет величайшее из всех благ для тебя и для семени твоего. И дам тебе и семени твоему по тебе землю, в ней же обитаеши, всю землю ханааню, во одержание вечное, и буду их [12] Бог (ст. 8). За твою добродетель и потомки твои будут пользоваться Моим промышлением, и дам им землю ханааню в одержание вечное и буду их Бог. Что значит: и буду их Бог? Это значит, что покажу о них великое попечение и промышление, во всем буду являть им Свою помощь; только ты мой соблюдеши — ты и семя твое по тебе в роды их (ст. 9). Ничего другого не требую от вас, кроме послушания и благодарности; а Я все, что обещал, исполню.
4. Но, желая усвоить Себе потомков (Авраама) и сделать их Своим народом, Бог не хотел, чтобы с течением времени, когда они размножатся, они смешались с теми народами, землю которых должны были наследовать; затем, так как впоследствии, по Его предречению, они должны были еще подвергнуться рабству в Египте, то, чтобы и там они не смешались с египтянами, Бог в качестве знамения заповедует праведнику обрезание и говорит: сей завет, его же соблюдеши между Мною и вами, и между семенем твоим по тебе в роды их [13]: обрежется от вас всяк мужеск пол; обрежете плоть крайнюю вашу (ст. 10, 11). Потом, вразумляя их и всех нас о том, для чего дал такую заповедь, — именно для того, чтобы это было знаком избраннаго народа Его, Он говорит: и будет в знамение завета между Мною и вами (ст. 11). Далее назначает и время, когда должно совершать (обрезание). Младенец, говорит, осьми дней обрежется вам, и домочадец, и купленный (ст. 12), словом — все вообще, живущие с вами, примут это знамение. И всякий, кто не обрежется в назначенный день, погубитсяза то, что разорил завет Мой, преступил заповедь (ст. 14).
Заметь премудрость Господа, как Он, предвидя в будущем развращение сердец их[14], полагает на них как бы некую узду, дает им такое знамение — обрезание, чтобы обуздать неукротимыя страсти их и не допустить их до смешения с языческими народами. Он знал их похотливость и то, что они не воздержатся от животных стремлений, не смотря ни на какия внушения; поэтому, давая им всегдашнее напоминание в знамении обрезания, Он полагает на них это знамение, как бы некоторыя узы, назначает им меру и пределы, которых они не должны были преступать, оставаясь всегда в кругу своего племени, и не позволяя себе никакого смешения с другими народами, и таким образом сохраняя чистым семя своего праотца (Авраама), чтобы и обетования Божий могли на них исполниться. И как иной честный и скромный человек, имея невоздержную рабу, обуздывает ее тем, что дает ей ограничительное правило никогда не выходить за ворота своего Бога и не показываться проходящим, а часто еще и ноги ея заключает в узы, чтобы хотя таким образом можно было удержать ея неумеренность, — так и человеколюбец Господь полагает на плоть знамение обрезания, как узы на ноги, чтобы постоянно имея при себе такое напоминание, они (евреи) не нуждались уже в наставлении от других. Но неразумные и безчувственные иудеи хотят и ныне, вовсе безвременно, хранить обрезание, и обнаруживают (тем) в себе детский смысл. Для чего, в самом деле, скажи мне, хотят они ныне обрезываться? Тогда [15] они получили эту заповедь, чтобы не смешиваться с другими нечестивыми народами, а ныне, когда по благодати Божией все (народы) приводятся к свету истины, какая польза в обрезании? Разве отсечение плоти способствует сколько-нибудь свободе души [16]? Не слышали ли они (евреи), как ясно Бог сказал: и будет в знамение завета, как бы показывая тем, что (только) по великому своему неразумию они имели нужду в таком знамении? Подобное часто бывает и в делах человеческих. Когда мы не доверяем кому-нибудь, то стараемся получить от него какой-либо знак в виде залога; так и Бог всяческих, зная легкомыслие их (евреев), восхотел потребовать от них этого знамения — не с тем, чтобы оно осталось навсегда, но чтобы, с окончанием тогдашняго завета, было отменено и употребление этого знамения. Как между людьми, требующими друга от друга какого-либо знака или залога, этот знак тотчас уничтожается, как скоро кончится между ними предпринятое дело, так точно и здесь. Так как это знамение введено было между вами [17] только для того, чтобы народ, происшедший от патриарха, очевидным образом отличался от других (народов), то, как скоро из тех народов, ради которых вы приняли такой знак, одни уже совершенно изчезли, а часть других обратилась к свету истины, следовало уже и вам не носить (на себе) свидетельства своего неразумия, но отменить его и возвратить себе прежнее достоинство. Разсуди, что ведь чудный тот (муж), говорю о праотце, еще прежде, чем получил заповедь об обрезании (а он был уже девяноста девяти лет, когда дана была эта заповедь), был угоден Богу, и тысячекратно прославлен Господом. И только тогда уже, когда приблизилось время исполнения обетований Божиих, когда надлежало родиться Исааку, и роду его размножиться, а самому праотцу преставиться от этой жизни, только тогда он получает заповедь обрезания, и сам обрезывается уже в такой старости, чтобы сделанное праотцем послужило как бы законом и правилом для всех его потомков.
5. А чтобы вы лучше убедились, возлюбленные, что обрезание нисколько не способствует к добродетели душевной, можно разсмотреть самыя обстоятельства дела. Для чего (Бог) говорит: осьми дней младенец обрежется? Я думаю, что человеколюбец Бога определил такое время с двоякою целию: во-первых, чтобы в незрелом возрасте легче можно было переносить болезнь обрезания; а во-вторых, чтоб из самаго дела могли они (евреи) видеть, что (обрезание) само по себе нисколько не приносит пользы душе, а назначено быть только как знамение. В самом деле, какую пользу (от обрезания) может получить для души несовершеннолетнее дитя, неразумеющее того, что (с ним) делается, неимеющее и смысла? Ведь совершенство души составляет собственно то, что делается по свободному произволению, то есть, когда сама душа избирает добро и убегает зла. Так, совершенство души состоит в том, чтобы не только не желать большаго, но и то, что есть, раздавать неимущим; совершенство души — не прилепляться к настоящему, напротив — презирать его и постоянно помышлять о будущем. А иметь знак на теле — какое тут совершенство? Но неразумные и безсмысленные иудеи, еще сидящие в сени, когда уже явилась истина, еще приседящие свету светильника, когда уже возсияло солнце правды и всюду простирает лучи (своего) света, еще питающиеся млеком, когда уже (настало) время крепкой пищи, не хотят и блаженнаго Павла слушать, который велегласно говорит: и знамение прият обрезания, печать правды веры, яже в необрезании (Рим. IV, 11). Смотри, как он (апостол) учит нас здесь и тому и другому, — и тому, что обрезание принял он (Авраам), как знамение, и тому, что, еще не будучи обрезан, он показал уже правду от веры. Чтобы иудей не дерзнул сказать: не обрезание ли доставило ему (Аврааму) оправдание? — для того блаженный (апостол), воспитанный у ног Гамалиила и тщательно наставленный в законе, говорит: не думайте, безстыдные иудеи, чтобы обрезание само по себе послужило ему к оправданию; еще не будучи обрезан, а показав только в себе веру, ,он уже был оправдан: верова Авраам Богу, и вменися ему в правду (Быт. XV, 6). Итак, уже после того, как он получил оправдание по вере своей в Бога, он принимает знамение обрезания; и сперва (Бог) прилагает к имени его букву, а потом заповедует обрезание, и тем показывает, что только за великую добродетель Он избирает и приближает к Себе праведника, а ради него — и его потомков. И как люди, приобретающие рабов, часто переменяют и имена и одежду их, и все делают для того, чтоб отличить их от других рабов, чтобы по всему видно было, кто ими владеет, так и Бог всяческих, желая отличить его (Авраама) от других людей, чрез приложение буквы назнаменовал, что он будет отцем многих народов, а чрез обрезание — что народ его будет избранный, и что имеющее произойти от него потомство будет отделено от прочих народов. Но если и они [18], по слепоте своей, еще хотят соблюдать обрезание плоти, не слушая слов Павла: аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует (Гал. V, 2), — для того ведь явился Господь, чтобы все это уничтожить и для того весь закон исполнил, чтобы на будущее время отменить соблюдение закона, почему и восклицал блаженный Павел: иже законом оправдаетеся, от благодати отпадосте (Гал. V, 4), — то мы с своей стороны послушаем блаженнаго Павла, и примем нерукотворное обрезание. О немже бо, говорит он, и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезати Христове; и далее, чтобы точнее показать нам, в чем состоит такое обрезание, он присовокупляет: спогребшеся ему крещением (Кол. II, 11, 12). Как их (иудеев) знамение обрезания отделяло от прочих народов, и показывало в них народ избранный Богом, таким же образом и у нас обрезание крещения [19] составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных. О немже бо, говорит (апостол), и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечети тела греховнаго плоти. Как там обрезание совершается в отложение плоти, так здесь крещение — в отложение грехов. Итак, совлекшись однажды греховной плоти и приняв чистую одежду, пребудем, возлюбленные, в чистоте; побеждая страсти плотския, усвоим себе добродетель; находясь под благодатию, поревнуем тому, кто жил под законом, или даже прежде самаго закона, чтобы, направив нашу жизнь по его стопам, удостоиться принятия в его лоно и достигнуть вечных благ, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
[1] Hni/ka de e0ge/neto o9 1Abram e0nnenh/konta e0nne/a e0tw~n, w1fqh au0tw~ o9 Qeoj. В таком виде чтение начальных слов XVII гл. не встречается в списках; обыкновенно и без каких-либо отступлений они читаются таким образом: e0ge/neto de/ 0Abram e0tw~n e0nnenh/konta e0nne/a kai w1fqh Ku/rioj tw~ 0Abram = бысть же Авраму лет девятьдесять девять, и явися Господь Авраму. Почерпнул ли приведенное чтение святитель из какого-либо списка, остающагося теперь неизвестным, или оно представляет собственную, не буквальную передачу библейских слов, с уверенностью нельзя сказать; последнее однако вероятнее, так как эти же начальныя слова XVII гл. переданы у святителя во 2 отд. этой беседы в другой несколько форме речи; см. прим. [4]. Не смотря однако на эти разности в способе выражения, содержание библейских слов остается по существу одним и тем же.
[2] Разумеется, после того, как даны были Аврааму обетования о потомстве.
[3] Здесь начальныя слова XVII гл. переданы у святителя в том же виде, как и в заголовке беседы.
[4] Злат. Genome/nw| au0tw~| e0tw1n e0nnenhkontaenne/a, w1fqh au0tw~| o9 Qeoj Назад к прим. [1].
[5] Злат.: Krei=sson ei0=j poiw~n to qe/lhma Kuri/ou, h1 muri/oi para/nomoi — более согласно с Синайским сп., чем с Ватиканским.
[6] Следующия затем по обычному чтению греч. сп. слова: sfo/dra sfo/dra = зело зело не читаются здесь, а далее, в 3 отд. этой беседы, читаются.
[7] Евфрат.
[8] т. е. из земли отечественной в землю ханаанскую.
[9] т. е. из земли ханаанской.
[10] Злат.: kai plhqunw~ se согласно с 59 сп. у Holmes; в Лукиан. и др. сп., как в евр. тексте эти слова не читаются.
[11] — kai sth/sw thn diaqh/khn mou= a0na me/son sou= с опущением слов: a0na me/son e0mou= kai = между Мною и, читаемых в Алекс., Лукиан. и др. сп. и евр. тексте; опущение здесь произошло, вероятно, оттого, что читались два предложения, оканчивавшияся одним и тем же местоимением mou= или e0mou= = «меня», «мой».
[12] Злат.: kai e1somai au0tw~n Qeo/j согласно с некот. греч. сп.; в Лукиан. и многих других вместо этого ближе к евр. т. читается: kai e1somai au0toi=j ei0j Qeon = и буду им Бог.
[13] Злат.: ei0j taj geneaj au0tw~n согласно с Алекс. сп.; в Лукиан., как и в евр. т., этих слов нет здесь.
[14] Т. е. евреев — потомков Авраама.
[15] Т. е. в ветхом завете.
[16] Т. е. от страстей.
[17] Святый Златоуст говорит, обращаясь к иудеям.
[18] Т. е. иудеи настоящаго времени.
[19] Т. е. обрезание духовное, или крещение, заступившее место обрезания.