Откроем Евангелие от Иоанна, первую главу: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Правда, Евангелие от Иоанна начинается не так, как другие Евангелия? Особенно красиво начинается.

Если вы вспомните начало других Евангелий, – Матфея, Луки, Марка – то сразу бросается в глаза, что Евангелие от Иоанна особо начинается. Это как поэма, как песня звучит: « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И так плавно Иоанн когда описывает, что было в начале, но такими словами, необычными. Это не просто повествование, что было в начале и что потом случилось. Это поэма, несмотря на то, что поэзию сложно переводить на другой язык. Возьмите стихотворение, переведите на другой язык. Но вот эта поэма так написана, что сохраняется вот эта песня, песня льется на любом языке. Вы знаете, что здесь Иоанн делает? Во-первых, Иоанн в первой главе делает вступление. В принципе, как многие книги в Библии начинаются вступлением. Во вступлении обычно предвкушается, о чем будет идти речь. То же самое делает Иоанн. В первой главе он попытается заглянуть туда, в свое Евангелие, и сказать, о чем он будет говорить. Но в отличие от других книг, евангелие от Иоанна начинается к тому же и красиво. Очень красиво! Он подбирает слова. Вы чувствуете, что он подбирает слова?

И более того, не просто красиво подбирает слова, а здесь определенный смысл. Для того, чтобы все увидеть, надо посмотреть в Еврейскую Библию. Не обязательно знать еврейский язык. Просто знать одну деталь нужно – что Пятикнижие в Еврейской Библии, в Еврейском Ветхом Завете называется (книги Пятикнижие) называются не так, как в нашей Библии. Пять книг, первых в Библии, в Еврейской Библии, называются по-другому — по первым значимым словам в книге. Книга Бытие у евреев называется «В начале». Вы можете открыть книгу Исход, книгу Левит, книгу Чисел, Второзаконие и вы узнаете, как начинаются каждая из этих книг. Первое, ну не предлог, первое значимое слово – это название книги. И таким образом, если вы посмотрите книга Бытие – это «в начале». Книга Исход — «вот имена», книга Левит – «и воззвал», книга Чисел – «в пустыне», книга Второзаконие – «вот слова». Еще немного, чтобы увидеть всю красоту, что тут Иоанн делает в Евангелии от Иоанна, еще немного нужно сказать. Знаете, в любом языке есть слова, одинаково звучащие, но разные по смыслу. Как в русском языке, в любом языке, так и в еврейском.

Ну, у нас какие это слова?:

• «Лук и лук». Как мы определим, о чем идет речь? По смыслу, контекст читаем, о чем там идет речь, и только из контекста мы понимаем, какой лук.

• «Ключ и ключ». Только из контекста вы поймете, о чем идет речь.

Одинаковый корень, однокоренные слова есть. Да? Вот, сегодня мы несколько таких слов коснемся. Но мы же имеем дело с литературным шедевром, потому нельзя такие вещи упустить из виду. В еврейском языке слово «Слово» и слово «пустыня» — один и тот же корень Слово «говорить» и «пустыня» — корень один. Для еврея, вообще, это характерная особенность еврейского языка. У нас все начинается от существительного , а там все начинается от глагола. Короткое слово – это глагол, а уже с окончанием или суффиксом это уже будет существительное, прилагательное, все от глагола. У нас, наоборот. Так? У нас — дело делать, а у них — наоборот. У них — сначала говорить – короткое слово, а слово – это уже с суффиксом и с окончанием. Так вот, в еврейском языке, слово « говорить» и «пустыня» — однокоренные слова.

Смотрите, что происходит. Помните, мы начали говорить о названиях

Пятикнижия?

• «В начале»;

• «Вот имена»;

• «И воззвал». Что это значит? Начал говорить. Но тут воззвал – названные, если перевести точно на русский язык, то это вот эти люди, которые названные, можно так перевести. И воззвал – начал говорить;

• «В пустыне». А это то же корень со словом связанный.

Вот слова. Таким образом, у нас все сужается. Правда? В начале Слово, что означает и пустыня и говорить, и назвать и имена – это тоже одно. Понимаете, что теперь Иоанн? Теперь послушайте по-еврейски как это звучит: «В начале было Слово, И Слово было у Бога, И Слово называлось , было Бог. Вы слышите, что он делает? Понимаете, что он делает? Если перевести это на еврейский язык, то это получится, ну и переложить на наши названия, он фактически говорить: «Бытие, Исход, Левит, Левит, Исход, Бытие, Второзаконие. Но это имеет смысл. Вы понимаете, что он делает? Он играет Пятикнижием : Бытие, Исход, Левит , к примеру говорю, Числа , Второзаконие. Это шедевр. Те, кто изучают Священное Писание, поражаются, как можно было создать вот такую поэму, которая к тому же имеет смысл, и глубокий смысл. Помимо звучания, которое мы слышим. Что Иоанн делает? Он сообщает нам важную истину, что Господь был в начале Иисус Христос, от начала, все через Него начало быть, что начало быть. Он там еще до Пятикнижия. И Пятикнижие – тоже Он, все это Он. Вот вступление к Евангелию от Иоанна. Но читаем дальше, Он что-то хочет сказать: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Он начинает говорить, но он поднимает темы, которые будут в Евангелии звучать. В Нем была жизнь. В Ком была жизнь? В Иисусе. Помните, Он говорил, Он скажет: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» в 14 главе Евангелие от Иоанна. «Я жизнь». «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков».

Вы знаете, первая половина Евангелия от Иоанна о свете, все о свете. Возьмите дома прочитайте Евангелие от Иоанна, вы увидите, что там о свете идет речь Иоанн не был свет. Он уже развивает эту тему, говорит – «не Иоанн свет, Иоанн только пришел, чтобы засвидетельствовать о свете, Он дарит жизнь и Он — свет». Во второй главе увидите, Иисус совершает первое чудо, затем в третьей главе Иисус беседует с Никодимом.

И знаете, на какую тему Он беседует с Никодимом? О свете, о свете Он говорит с Никодимом. И так дальше будете листать Евангелие от Иоанна, вы увидите, вплоть до двенадцатой главы, все о свете идет речь. Свет и тьма, свет и тьма. Иисус принес свет, но люди больше возлюбили тьму , нежели свет. «Был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» — это вторая часть Евангелия от Иоанна. Фактически, тут все Евангелие от Иоанна : • 1-я часть – Он свет истинный , Который пришел и просвещает всякого, и кто хочет, ходить во свете, кто не хочет, ходит во тьме, как Никодим пришел во тьме.

а 2-я часть Евангелия от Иоанна о том, кто Его принял и кто не принял. Он пришел к своим, и свои Его не приняли. Это после двенадцатой главы. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами

Божиими. Которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» . Еще одна тема – рождение от Бога. А это как? Помните, с кем Иисус говорит на эту тему? С Никодимом говорит, а потом опять 13,14,15,16 главы в Евангелии Он будет о Духе Святом говорить.

« И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». Он начал говорить о Слове, а теперь говорит: « Оно стало плотию».

Вы знаете, на каждом тексте можно остановиться, на каждом слове можно остановиться. Но, сейчас я хотел бы, чтобы мы вместе со Словом, Которое воплотилось и пришло на землю, чтобы мы пришли с Ним на землю и увидели, постарались увидеть, что там будет происходить, когда Иисус стал человеком. Для чего это нужно было и что произошло?

Иоанн продолжает писать: « И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и восклицая говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня».

В 14 стихе поворот происходит. Пока Иоанн говорил о Слове, мы говорили о Христе, Который был до, задолго до Его рождения на земле. А теперь Иоанн говорит: «вы знаете, что это Слово предвечное стало плотию». И что дальше? «И обитало с нами». Еще один раз только к еврейскому языку, вернее к греческому языку, вот это слово «обитало» звучит , как скиния. Однокоренное слово – «обитать» и «скиния». Вообще, вы услышите эту связь, если скинию переведете на русский язык. Это – «обитель». Фактически, «скиния» в переводе – это «обитель». Иногда так и говорят : «это святая обитель». Почему? Потому что, когда Господь повелел израильтянам построить скинию, Он сказал : «Построят Мне скинию, и буду обитать с ними, и буду ходить с ними, буду жить с ними». Одним словом, Иоанн вводит важную тему, о которой хочет поговорить. Я перескочу несколько стихов вперед и прочитаю, чтобы вы увидели эту тему.

«Увидев идущего Иисуса, сказал : Вот Агнец Божий». Это 36 стих. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, что значит: «учитель», — где живешь? Где ты живешь? В 14 стихе Иоанн уже предвкушает эту тему: «Слово стало плотию и обитало». Хотите узнать, где живет? Ученики хотели узнать, где Он живет. Зачем это нужно?

Все евангелисты, Матфей особенно, Иоанн не меньше, пока пишет свое Евангелие, только несколько стихов успел написать, и уже столько из Ветхого Завета поднял.

Скинию увидели, историю вспомнили? Господь на горе Синай устроил торжественное собрание для народа Своего. Моисею говорит: «Моисей, собери весь народ, Я хочу с Моим народом поговорить». А люди перепугались. И в 20 главе книги Исход говорят Моисею: «Мы не хотим, говори ты, а потом нам пересказывай». Бог согласился. Моисей общается с Богом, возвращается с горы Синай, пересказывает им слова, а они смотреть не могут на Моисея. Что произошло? Он не был свет, но он отражал этот свет.

Евреи, когда читают Евангелие от Иоанна, они все это вспоминают, потому что достаточно одного слова: «Слово стало плотию» и скиния собрания. И все это всплывает: «и мы видели славу Его», слышите, «и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его». Потому что естественно, когда ты вспоминаешь скинию собрания – это следующий шаг, который Бог предпринял в ответ на неудавшуюся попытку общения с людьми. Бог говорит: «Давайте поговорим», а люди говорят: «мы боимся». «Ну хорошо, тогда Я снизойду к вам, постройте Мне скинию, обитель, Я буду жить». И Моисей приходит теперь пред лице Божие, и они видят славу Его. Может показаться, что, ну где мы тут видим Моисея? Но смотрите дальше, 17 стих . О чем думает Иоанн? «Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа». Думал Иоанн о Моисее уже, когда писал? Естественно продолжить о Моисее говорить.

«Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Помните Моисея? Это там, о чем просил Моисей Бога?: -«Хочу увидеть Тебя, покажи мне славу Твою». Понимаете, что Иоанн делает? Уже половину книги Исход рассказал. И говорит: «не видел никто Бога». Моисей тоже не видел. Прочитайте книгу Исход и вы убедитесь, что он не видел.

Потом в этой главе описано, как Иоанн дважды засвидетельствовал о Христе – вот Он , Мессия. Кто-то услышал, кто-то не услышал, кто-то обратил внимание, кто-то не обратил внимание. На следующий день написано, опять он видит Иисуса и говорит: «Вот Агнец Божий».

И два ученика Иоанна — это Андрей и Иоанн (автор этого Евангелия) — услышав, что это Мессия, пошли за Иисусом. И когда Иисус оглянулся: « А вам что?». – «хотим знать, где живешь?». Зачем нужно в гости? Зачем им нужно? Что это сделает? Что это дает? Почему Бог так хотел жить в народом Своим? Почему Он приглашал людей в гости? Вы понимаете, они боялись Его. И чтобы снять это напряжение, Он их в гости зовет. Ученики пришли -Андрей и Иоанн – к Иисусу.

Как жаль, что мы не знаем что там происходило, так коротко написано. Что они там видели, что они слышали, о чем говорили? Просто написано, что говорить им: «Пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: «Христос».

Переводом пишет. А знаете почему? Потому что евреям и верующим уже из язычников. Это самое последнее Евангелие. Уже в Церкви много язычников, которые не знают, что такое Мессия. Мессия — это помазанник по-еврейски, Христос – это помазанник по-гречески. Уже второй раз переводит.

« И привел его к Иисусу. Иисус же, взгляну на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень» (Петр). На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот, подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисусу сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Изратлев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: « Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше того. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Что вы видите? Что вы видите? Еще одна история из Ветхого Завета? Когда это было? В книге Бытие вы видите Иакова, который бежит от своего брата. Бездомный, нигде не живет, в поисках счастья, устал, нашел поудобнее камень вместо подушки, покрывало из звезд. Но Господь видел этого человека и Он его любил, так как видел теперь Нафанаила и его любил, так как видел Иоанна и Андрея, и так хотел пригласить их к Себе. Если бы Он не любил всех этих людей, Он бы не пришел на нашу землю. Царь Вселенной! Если бы Он не любил всех нас, Он не пришел бы на эту землю. Вы знаете, что Его ожидает? Иоанн уже сказал: Агнец Божий. А что это значит? Ради чего Он пришел? Мы не хотели Его в гости пригласить, Он нас в гости приглашает. Хотите увидеть, где живет и как живет? А Иисус говорит: больше этого увидите, еще больше увидите. Небо для вас открою – заходите все. Отныне, говорит, не только двери Моего дома, небо для вас открою, и Ангелы будут помогать вам, служить вам.

Вы понимаете, что Иоанн делает в первой главе? То Слово, Которое вызвало к существованию весь наш мир, то предвечное Слово, Которое вдохнуло жизнь в первого человека и наполнило светом Вселенную, было Богом. Этот Бог оставил Свой дом на небе, пришел и поселился с нами, людьми на земле и распахнул Свои двери для людей. Видите, и увидите , где Он живет. Как вам нравится наш Господь, Как вам Его характер?

Сегодня читали утренний страж? Из Евангелие от Иоанна. Утренний стих из Евангелия от Иоанна, 14 глава, первые 3 стиха: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я». Эта та тема, которую. он начинает еще в первой главе, а теперь заканчивается уже Евангелие от Иоанна, идет к концу все. Последняя беседа Иисуса с учениками. И слышите, Он опять к тому же: Я хочу вас пригласить к Себе :«Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте».

Читали примечание к этому стиху сегодня утром? Вот что там написано: «когда Иисус находился во гробе, его ученики вспомнили эти слова, которые мы только что прочитали». Представляете себе? Накануне распятия Иисус говорит: «Не смущайтесь, Я иду вам приготовить место». И куда это Он пошел, приготовить место своим ученикам, последователям? Где Он сейчас находился? Места много. Правда? Там его ученики вспомнили эти слова. Они размышляли над ними и плакали, потому что не могли понять их смысла. Конечно, нельзя понять их смысла. Туда, там место готовит, где Он? Если бы они увидели немного дальше. Сейчас они не могли это понять. Вы представляете, что они переживали? Все их надежды рухнули. А они — то думали, они надеялись, они делили места, кто будет по правую, кто — по левую сторону. Что означали эти слова? Какое место Он нам приготовил? Во гробе? Как они понимали эти слова, когда Он произносил их, и как они теперь их понимают? Все перепуталось. Да, они о местах думали – кому какое место Он приготовил. И они ждали с нетерпением того часа, того дня, когда каждый займет свое место. Ну, Иисус, конечно, самое главное место -на престоле Давидовом, в Иерусалиме.

А сейчас, что сейчас? Как это понимать? Никакая вера и надежда не могли утешить скорбящих учеников. Вместо того, чтобы быть печальными, Иисус, фактически, говорил им: «вы должны радоваться, да не смущается сердце ваше. Не печальтесь. В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место, чтобы потом прийди и взять вас, чтобы и вы были, где Я».

Господь всегда хотел показать людям больше, чем они были способны были увидеть и понять. И, особенно, это понимал Иоанн. Тот Иоанн, который написал Откровение. А Евангелие от Иоанна он пишет после книги Откровение. Вот почему, он уже в первой главе хотел открыть то, что еще не видно было. Господь всегда хотел показать людям больше, чем они могли увидеть.

В пустыне – славу, где нет воды и еды – вселить в них надежу, что они выживут и дойдут до цели. Моисею, который так хотел войти в Ханаан — Ханаан настоящий. Помните, как он умолял Бога?: — Можно, а можно мне тоже войти? Бог говорит: «нельзя». Если бы он знал, почему нельзя, он бы не просил.

Бог всегда хочет дать больше, чем мы можем представить, и о чем можем помышлять, и о чем можем просить. Иакову, который искал счастья на этой земле всякими путями ( честными и нечестными ), Он хотел дать намного больше. Он уже там ему показывал : «Я для тебя готов небо открыть, ангелы тебе будут служить, только оставайся верным». Ученикам, которые хотели Царства на земле — Царство Небесное, обители на небе.

Бог всегда хотел дать больше, чем мы способны взять, и понять, и осмыслить, и увидеть, и представить . Бог всегда дает намного больше, чем мы просим и о чем помышляем. Я иду приготовить место вам, не смущайтесь, даже если там не хватит, Я иду приготовить место. Но там хватит. Наш Спаситель пришел на эту землю, никто его в дом не пригласил. Помните, где Он родился? А Он всех в гости приглашает. И приглашает и сейчас. Кто придет? Интересно, кто придет? «Се. Стою у двери и стучу, если кто услышит и откроет двери, приду и буду вечерять с ним и он со Мною».

Хотите узнать, где Он живет? Хотите побывать у Него в гостях, как когда-то двое учеников – Андрей и Иоанн? Андрей, который , говорят, в Россию принес Евангелие. Иоанн, это тот, который написал это Евангелие. Хотите узнать, где Он живет? Только бы вы захотели. С Его стороны Он все вделал, Он пришел на землю. Еще в Ветхом Завете, чтобы поговорить с людьми, они Его боялись. Он пришел как простой человек второй раз. И вы знаете, они все равно Его боялись. Знаете, почему? Потому что это свет пришел, настоящий свет пришел на землю. И так как, куда бы Он ни приходил , обнаруживалось все плохое. Его жизнь была угрозой для плохих людей. Потому они Его боялись. Иоанн это показывает. Вы увидите в всем Евангелии От Иоанна, как Его люди боятся. Никодим, великий человек, почему ночью пришел? Почему Его распяли? А Он так хотел бы с нами вечерять, так хотел бы с нами говорить. Он готов для нас небо открыть. Готовы мы для Него двери сердца открыть, двери дома открыть, разум открыть? Вот об этом первая глава Евангелия от Иоанна. Она как вопрос звучит. Он готов все сделать. А мы?