Глава 9

Через неделю я пришел в комнату Олега. «Какая интересная книга, -сказал он с энтузиазмом, — в ней так много мудрости и можно найти немало серьезных духовных уроков».

Я был счастлив, что книга понравилась. «У меня вопрос к тебе, -продолжал Олег. — Поскольку, без сомнения, ты много читал еврейской

литературы, скажи, как ты понимаешь особые пророчества, предсказывающие появление Мессии?»

«Что ж, — ответил я, — здесь нет проблемы. Уверен, что Мессия придет очень скоро. Величайшие из наших раввинов описывали то восхитительное время, когда Он придет. Все евреи соберутся в Иерусалиме и станут великой нацией. Я должен дать тебе книгу нашего великого раввина Маймонида. Много веков назад он предсказал, что возродится величие Израиля, но это будет сопровождаться большой войной. Мессия поможет нам победить в этой войне и заново отстроить Храм. И это пророчество, произнесенное в XII веке, начинает исполняться».

Поскольку Олег слушал очень внимательно, я продолжал: «Ты знаешь, что сегодня государство Израиль существует, и по всем приметам скоро начнется война, поэтому я убежден: осталось не так много времени до пришествия нашего Мессии».

Поразмыслив немного, Олег спросил: «А что ты думаешь по поводу того, где будет рожден Мессия?»

Раздумывая над ответом, я понял, что это тупик. Ответа у меня не было. Я понятия не имел, где предстоит родиться Мессии. Олег открыл Библию и показал мне место из Книги пророка Михея 5:2-5, где говорилось: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных… И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он — мир»..

Было ясно, что этот отрывок определенно говорит о Мессии. «Ты, наверное, читал Евангелие от Матфея, — продолжал Олег. — Там сказано, что Иисус родился именно в Вифлееме, как и предсказано в пророчестве».

«Ну и что из этого? — возразил я. — Сколько людей родились в Вифлееме за последние две тысячи лет? И кто же из них Мессия? Я не спорю, что Иисус был рожден в Вифлееме — это факт, но один этот факт все еще не дает Ему права

называться Мессией. Не нужно показывать мне отрывок из Евангелия от Матфея, где говорится, что через некоторое время после рождения Иисус оказывается в Назарете — я об этом уже читал. Но сколько людей рождались в Вифлееме, а потом переезжали в Назарет?! Кто из них Мессия? А может быть, Мессия еще вообще не родился?». Олег потер рукой. Казалось, что он не знает, как ответить, а потому я продолжал: «Я должен дать тебе еще одну книгу. Ты когда-нибудь слышал о «Мишней Тора»? Это величайшее творение нашего учителя Рамбама. Прочти ее и увидишь, какой учит о Мессии». Я принес Олегу книгу, и мы расстались.

Через три дня он, постучавшись, вошел в мою комнату. «В этой книге немало интересного, — сказал он, — и она во многом перекликается с Новым Заветом».

«Бред!» — подумал я. Рамбам сам сказал в своей книге Морэ- Невухим, чтовсякий, кто прикоснется к Новому Завету, станет предателем! Как может хотя бы одна из его мыслей перекликаться с Новым Заветом? «В новозаветные времена, — объяснил Олег, многие евреи верили, что Мессия окажется великим полководцем, который освободит нацию от римского ига. Ваш раввин, Рамбам, имел такое же представление о Мессии. Но, убежден, он был весьма мудрым человеком. Мне было бы крайне интересно узнать, что он думает об отрывке из 53-й главы Исайи».

«Что там еще, в 53-й главе Исайи?» — раздумывал я. Эту главу мне не довелось читать, да и в иешиве и в синагоге я ее никогда не слышал. Как только Олег ушел, я открыл Библию:

«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его»(стих 3). «О ком говорит Исайя? — недоумевал я. — И почему Олег считает, что это описание Мессии?»

Я продолжал чтение. «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира

нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились… Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (стихи 4, 5, 7).

Я никогда не слышал об этом страдающем слуге прежде, и, прочитав всю главу, был озадачен и полностью сбит с толку. Как мог подобный отрывок быть описанием Мессии — Того, Кто принесет счастье и радость и сделает Израиль великой нацией? И почему Мессии предстоит страдать, если Он придет, чтобы дать нам избавление?

После почти двухнедельных размышлений над этим отрывком я, наконец, подошел к Олегу с вопросом. «Так в чем же здесь проблема? — спросил он. — То, что ты говоришь, правильно, но ты думаешь о Его Втором пришествии. Он действительно вернется на нашу землю снова, чтобы спасти все человечество и построить Свое царство. Этого пришествия мы ожидаем. Христианство не есть религия, уповающая на мертвеца. Наш Мессия жив, но когда он был здесь, на этой земле, он уже взял на Себя наши немощи и понес наши болезни. Он был изъязвлен за наши грехи и мучим за наши беззакония, наказание мира нашего было на Нем, и Его ранами мы исцелились. Да, Он умер за наши грехи, но мы надеемся увидеть Его снова — и на этот раз Он явится во славе и могуществе и обновит нашу землю». «Ну да, — радостно поддержал я, — здесь есть что-то общее. И мы, и вы ожидаем Мессию. Похоже, что у нас одинаковые ожидания. Мне кажется, проблема может быть разрешена очень просто — ведь Он скоро придет, а когда Он придет, мы просто спросим Его, приходил ли Он на землю до этого или нет».

«Интересное предложение, — заметил Олег, — остается только один вопрос — как узнать, что ты будешь спасен Им? Я полагаю, что ты, так же как и я, веришь в праведность Мессии, а если у тебя есть грехи и ты еще не переложил их с себя на Него, то, возвратившись, Он не сможет спасти Тебя от них. Он придет забрать уже однажды спасенных от греха. Как ты представляешь себе искупление своих грехов — тех, которые совершаешь сегодня?»

«Очень просто, — ответил я. — У нас есть писания раввинов и есть Тора, где содержится 613 заповедей. Соблюдай их — и это сделает тебя праведным перед Богом».

Глаза Олега от изумления расширились. «Шестьсот тринадцать? -воскликнул он. — Так много! А как узнать, что исполняешь все? А что если одну нарушишь? Что потом ты должен сделать?»

«Этот парень вгонит меня в гроб, — подумал я, а вслух спросил: — Разве ты не читал «Мишней Тора», которую я давал тебе? Рамбам говорит, что, поскольку у нас больше нет Храма и храмового служения, единственный путь получить прощение — искреннее покаяние».

«Да, я читал об этом, — отозвался Олег. — Но как он мог так легко переступить через свою собственную Тору? Тора строго требует жертвы за каждый грех, большой или малый. Разве он не верил в Тору?»

Я не знал, что сказать. Естественно, я не допускал и мысли, что великийРамбам не верил в Тору. Должен быть какой-то ответ на все эти вопросы, и я задался целью найти его.

Была пятница, поздний вечер, когда я вышел из комнаты Олега. Медленно идя по длинному коридору, я мысленно спросил себя: действительно ли я соблюдаю все 613 заповедей? Фактически уже завтра я собирался нарушить одну заповедь. Я верил в необходимость поддерживать святость субботнего дня, но понимал, что на самом деле это далеко не всегда удавалось мне. По пятницам после обеда в синагоге часто совершалась молитва (минха), которая при заходе солнца сопровождалась служением маарив. Но довольно часто по субботам из-за нехватки раввинов в синагоге вообще не проводилось служение. А когда в университете у меня были какие-либо ответственные мероприятия, например экзамены, я сдавал их в субботу.

После разговора с Олегом я оказался перед дилеммой. Утром мне предстоял экзамен по специальности. Я весьма увлеченно посещал занятия инеделями готовился к этому экзамену, и вот впервые передо мной возник вопрос: должен ли я сдавать этот экзамен в субботу? Как мне поступить?

Следует ли мне добровольно нарушить заповедь, а затем искренне покаяться? В таком подходе было что-то лицемерное.

В ту ночь во мне происходила борьба за завтрашний день. И вдруг пришло решение: если Бог действительно реален и если Он действительно хочет, чтобы я соблюдал Его заповеди, то Он должен сделать что-нибудь, явив мне Свою волю. С этой мыслью я, наконец, уснул.

Утром я отправился на экзамен. Потратив около 45 минут на письменное задание, я подошел к профессору для устного ответа. Взглянув на мою работу, профессор помрачнел. Мне неясна была причина его недовольства, поскольку мы хорошо знали друг друга, а в заданной теме я неплохо ориентировался. «Шульзингер, — сказал он наконец, — я сожалею, но вы ни на один из вопросов не дали правильного ответа. Наверное, что-то не так с вами сегодня, вы больны или что-нибудь еще. Отправляйтесь домой и приходите снова через пять дней, когда, я надеюсь, вам станет лучше».

Это и был ответ. Бог реален! Он слышал, что я сказал Ему в молитве и далмне прямой ответ. «О, нет, -сказал я себе, — больше никаких занятий по субботам. Если Он так реален, Он поможет мне разрешить эту проблему».

И с тех пор я никогда не приходил на занятия и даже на экзамены в субботний день.