Глава 12

Как-то вечером, вскоре после посещения церкви христиан адвентистов седьмого дня, я зашел в комнату Толика в общежитии. Входя, я случайно услышал, как он быстро прошептал находившемуся вместе с ним в комнате юноше: «Этот парень иудей, он учится при синагоге и интересуется нами, но, пожалуйста, не произноси в его присутствии имя Иисуса Христа». Мне понравилась такая деликатность в отношении моих религиозных чувств.

Скоро выяснилось, что Сергей тоже адвентист. Он задавал много вопросов о синагоге и еврейских традициях. Я захватил с собой «Танию» (сборник речей) раввина Шнеура Залмана. Эту книгу я купил после своего первого посещения синагоги в Киеве. Заинтересованный особенностями иудаизма, Сергей увлеченно рассматривал книгу и задавал вопросы по ее содержанию. Я был рад поделиться с ним некоторыми глубокими философскими мыслями о Божестве, почерпнутыми мною из этой книги. Он слушал очень внимательно, и это окрыляло меня.

После того как Сергей ушел, я обратился к Толику со словами: «Можно задать тебе один откровенный вопрос?»

«Конечно», — ответил он.

«Ты действительно на все сто процентов уверен в том, что Христос, Которому ты поклоняешься, есть настоящий Бог?»

«Да, я верю, что это именно так. По крайней мере, пророчества Ветхого Завета предсказали Его появление».

Он взял Библию и, открыв ее, прочитал уже знакомое мне место из Книги Михея 5:2: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».

«Ну что ж, — подумал я, припоминая нашу дискуссию с Олегом, — эти христианские аргументы мне знакомы — их нетрудно будет опровергнуть».

«Да, — сказал я Толику, — я согласен, что этот текст доказывает, что местом рождения Мессии будет Вифлеем, но разве там говорится, что именно Иисус Христос будет Мессией? Сколько младенцев уже родилось в Вифлееме и сколько их еще родится! Я верю, что когда-то один из них и окажется Мессией!

«Что ж, это логично, — отозвался Толик, — но в Ветхом Завете есть множество других пророчеств о Христе. Например, у Исайи в 53-й главе: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, чтоОн был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».

«Мне всегда было интересно узнать иудейскую точку зрения на эти тексты», — добавил он.

Я указал Толику на 44-ю главу Исайи, из которой выводил, что этот раб есть Израиль, или Иаков.

«Это пишет тот же Исайя, — сказал я, — но здесь словом «раб Мой» называется Израиль, а не Мессия. Речь в 53-й главе идет о еврейской нации, так много пострадавшей от преследований христиан. Сколько евреев приняли мученическую смерть в средние века в результате погромов!» Поскольку Толик слушал не перебивая, я решился на последний откровенный шаг: «Кстати, — сказал я, — эти преследования были предсказаны в Библии, и тебе сейчас придется узнать кое-что очень интересное об Иисусе Христе». Взяв Библию Толика, я открыл Книгу Даниила 7:25 и прочел: «И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничныевремена и закон».

«Кто этот маленький рог? — спросил я. — Кто угнетает святых Всевышнего и отменяет у них праздничные времена и закон, которому, как ты веришь, нужно повиноваться? Посмотри на христианскую церковь. Кто, кроме вас, адвентистов, верит в святость субботы?

Ты математик, и, надеюсь, согласишься, что если «А» равно «В», а «С» равно «В», то это означает, что «С» и «А» — одинаковые величины. Так что если Христос есть родоначальник христианской церкви, со всем ее ложным почитанием воскресного дня, а «маленький рог», как сказано, попытается подменить субботу воскресеньем, то кто же, по твоему, Христос? Не есть ли Он «маленький рог» из 7-й главы Книги Даниила?»

Толик и на это ничего не сказал, поэтому я продолжал: «Думаю, что вы, адвентисты, хорошие люди, но в вашей теологии есть большая неувязка. Нельзя верить в субботу и в то же время в Иисуса Христа, подменившего субботу воскресеньем!»

Внимательно глядя на Толика, я недоумевал, почему он хранит молчание. Я не мог понять, почему он не возражает мне, особенно когда я говорю о христианской церкви. Наконец он заговорил, и то, что он сказал, потрясло меня еще больше, чем его молчание.

«Яша, — сказал он, — адвентисты седьмого дня согласны почти со всем, что ты сейчас сказал».

Потрясенный, я не верил своим ушам.

«Мы считаем, — продолжал он, — что христианская церковь отступила от библейских принципов. Мы признаем перенесение святости субботнего дня на воскресенье деянием церкви, не имеющим библейского основания. Но с чем я не могу согласиться, так это с твоим взглядом на Христа, когда ты называешь Его «маленьким рогом» из Книги Даниила. Да, христиане действительно веками жестоко проявляли свою ненависть к евреям. Верно и то, что государственная церковь преследовала евреев в России и в Европе, но ты не можешь обвинять Христа в том, что Он положил этому начало. Христос любит каждого человека на земле».

Он взял свою Библию и раскрыл ее на Евангелии от Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16)

«Видишь, что тут сказано? — Толик показал мне текст. — Христос не хочет, чтобы кто-либо погибал. Даже если это еврей. Ты знаешь, что Он Сам на земле был евреем, и Он любит всех — всех без исключения. Как было Ему не любить Свой народ?»

«Да, — возразил я, — есть некоторые консервативные иудейские раввины, которые верят в то, что Христос был хорошим Учителем, но Его апостолы попытались обожествить Его и изменить все еврейские обычаи».

«Не согласен с тобой, — отозвался Толик, — ты, кстати, знаешь, что апостолы соблюдали субботу? Посмотри Деяния 13:14, там сказано: «Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели». Посмотри дальше стихи 42 и 44: «При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу», «в следующую субботу почти весь город собрался слушать Слово Божие». В Македонской колонии, в Филиппах, где большую часть населения составляли неиудеи, апостолы также встречались с верующими в субботу: «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом…» (Деян. 16:13)

«Заметь, — сказал Толик, — апостолы не только ходили к иудеям в синагогу по субботам, но приглашали туда и язычников в этот день. Павел никогда не пытался перенести день богослужения с субботы на воскресенье». Это было для меня ударом. Я сразу вспомнил свое потрясающее открытие в Послании к Евреям, 4:9, где говорилось, что для народа Божьего еще остается субботство. Но теперь я услышал, что Павел сам проповедовал в субботу на богослужении язычникам! Это было нечто неожиданное. Я почувствовал, как теряют силу мои аргументы, основанные на 7-й главе Книги Даниила.

«Думаю, — сказал Толик, будто прочтя мои мысли, — что ты увидишь свою ошибку в идентификации «маленького рога», когда прочтешь Книгу Даниила внимательнее. Ты найдешь объяснение в 9-й главе».

Медленно направляясь в свою комнату, я пытался представить себе, что же ждет меня в 9-й главе Книги Даниила. Выходит, Толик согласился с большей

частью сказанного мною… Как странно: получается, что он, христианин, лучше разбирается в Ветхом Завете чем я, еврей.

Приблизившись к двери своей комнаты, я обрадовался столь редко царящей внутри тишине: обычно оттуда неслись грохочущие ритмы и высокочастотные пассы любимой моим соседом музыки.

Оказавшись в комнате без посторонних, я решил взглянуть на 9-ю главу Книги Даниила. Пробегая глазами текст, я искал разгадку волновавшего меня вопроса. В содержании главы, казалось, выделялись тексты 24-26: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых.

Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.

И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения».

«Семьдесят недель», — подумал я. Очень интересный момент. Семьдесят недель равны 490 дням. Мне живо вспомнилась лекция в иешиве, когда приехавший из Израиля раввин рассказал нам, что израильтяне должны были блуждать в пустыне 40 лет, расплачиваясь за свой 40-дневный ропот у самой границы Ханаана: за каждый день восстания пришлось расплачиваться годом странствий. Мне также известен был высказанный в Книге Иезекеииля принцип: «День за год Я определил тебе» (Иез. 4:6). Этот принцип, «день за год», упоминался и в не которых других местах Священных Писаний, потому я не сомневался, что Даниил здесь скорее всего имеет в виду годы, а не буквально дни.

Особое недоразумение при исследовании этого отрывка вызвали слова о том, что Мессия будет «предан смерти». Это было действительно новое понятие. Мне никогда и в голову не приходило, что Мессии предстоит умереть. Как такое может быть? Я знал только то, что писал раввин Рамбам о приходе Мессии и восстановлении Храма. Но почему Мессия должен быть предан смерти?

А вот и самая пугающая фраза во всей 9-й главе: «А город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет…»

О чем здесь идет речь? Неужели должно произойти еще одно разрушение Храма после его восстановления, а, может быть, это однажды уже произошло в прошлом? Я сразу же осознал, что единственным путем ответа на этот вопрос будет подсчет периода семидесяти седмин: каким годом он окончится. Даже при самом поверхностном чтении отрывка было несложно приблизительно представить, какой это срок — семьдесят седмин.

Но неожиданно жуткая мысль шевельнулась в моем сознании: «Прокляты кости того, кто возьмется рассчитывать время конца!» Так раввин в иешиве произнес проклятие Талмуда в тот день, когда сжигал врученные нам в Бабьем Яру книги Нового Завета. В последовавшей затем неистовой лекции он перечислил отдельные ветхозаветные отрывки, которые используют христиане для обращения евреев. Глава 9 Книги Даниила была одним из них.

«Строжайшим образом запрещается высчитывать эти семьдесят недель, -объявил раввин. — Страшное проклятие падет на всякого, кто попытается делать подсчеты семидесяти недельного периода».

Я знал, что проклятие «сокрушенных костей» — самое ужасное из тех, которые можно получить. Подобное проклятие описывалось в первых двух текстах 37-й главы Книги пророка Иезекииля, где пророк видел долину, усеянную сухими костями. Эти кости были прокляты — вот почему они раздробленные лежали в высохшей долине.

Поскольку мне не хотелось, чтобы мое будущее являло собой сухие раздробленные кости, я закрыл Ветхий Завет и попытался забыть о всяких расчетах.

Но избавиться от мыслей было не так-то легко. Что может скрываться в этой запрещенной главе?

Однажды ночью, возвращаясь в поезде домой, я не мог уснуть. Неотступная мысль сверлила мой мозг: «Должен ли я вычислить этот период? Должен ли я сделать это?» Я боялся сказать «да», догадываясь, что полученная дата приведет меня ко дням Христа. Ворочаясь с боку на бок, я наконец забылся беспокойным сном. Внезапно почудилось, что кто-то произносит слова из Евангелия от Марка: «Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников» (Мк. 14:41).

Голос повторял эти слова снова и снова, и непосильным бременем они ложились на мою душу. «Сын Человеческий, Сын Человеческий, Сын Человеческий…», казалось, выстукивали колеса поезда.

Я резко поднялся и сел на постели. Что это за странное переживание, в чем его смысл? У меня снова возникло впечатление, что нужно рассчитать семидесятинедельный период, но страх не позволял этого сделать. Я знал: единственное, чего мне недостает, чтобы произвести расчет, это даты появления декрета о восстановлении Иерусалимского храма.

Спустя несколько недель, снова вернувшись в Киев, я пришел в библиотеку иешивы. Вопрос о периоде в семьдесят седмин все еще ждал ответа. Сделав вид, что сосредоточенно перелистываю книги на своем столе, я как бы невзначай обернулся к сидевшему сзади Хаиму: «Когда, по-твоему, Ездра получил разрешение восстанавливать Иерусалим?»

«Где-то в 460 или 450 году до н.э.», — ответил он. «Вот оно», — сказал я себе. Быстро прибавив к этой дате 483 пророческих «дня» (или 69 «недель), я получил 30 или же 35 год н. э. Было ясно — расчеты указывают на время земной жизни Иисуса Христа. Эти цифры каждому известны! Но все это означало, что

Даниил предсказал разрушение Храма и указал на Христа как на Мессию. Невозможно! Такой ответ был для меня неприемлем!