Глава 13

Я пытался забыть обнаруженное мною в 9-й главе Книги Даниила, но мое сознание все еще было взбудоражено. Если мои расчеты оказывались верными и это пророчество на самом деле указывало на Христа как на Мессию и предсказывало разрушение Храма, то почему тогда наши великие раввины не открыли этого? Как же Маймонид, Раши или наш великий раввин Шнеур Залман? Почему они не пришли к тому же заключению? И почему в конце концов Талмуд проклинает всякого, кто попытается рассчитать период семидесяти седмин, о котором говорится в главе 9 Книги Даниила? Создавалось впечатление, что раввины, писавшие Талмуд, были достаточно проницательны, чтобы вычислить это время, иначе зачем бы им под страхом проклятия запрещать другим делать то же? Они достаточно хорошо знали Писания, чтобы обнаружить это странное пророчество.

В один из тех тяжелых дней, когда я был подавлен множеством остающихся без ответа вопросов, мне попалась на глаза интересная маленькая книжица, выставленная на продажу в синагоге. Она называлась Юд Бейт Тамуз(«Одиннадцатый день Тамуза», месяца, соответствовавшего июню и июлю), и повествовала о великом раввине Иосифе Ицхаке Шнеерсоне. Я решил купить ее и начал читать уже по пути в университетское общежитие. С каждой страницей раввин Шнеерсон все более заинтересовывал меня. Сталин приговорил его к смерти, но при довольно странных обстоятельствах он неожиданно получил освобождение и разрешение на эмиграцию в США. Это произошло в 1928 году.

В книге сообщалось, что Соединенные Штаты согласны были установить дипломатические отношения с СССР на условии освобождения Шнеерсона из

тюрьмы. Это позволило покинуть СССР не только Шнеерсону, но и многим другим евреям Любавического хасидского движения».

Это таинственное событие сильнейшим образом впечатлило последователей Любавического хасидизма и самого Шнеерсона. Он решил посвятить оставшиеся годы жизни проповеди близкого пришествия Мессии. Вскоре после своего прибытия в США Шнеерсон объявил: «Нам остается начистить пуговицы своих мундиров, чтобы быть в полной готовности выйти навстречу своему Праведному Мессии и приветствовать Его».

Позднее, в 1941 году, когда Гитлер напал на Россию, Шнеерсон заявил из своего дома в США: «Мессия уже здесь. «Вот, он стоит у нас за стеною» (Песни песней 2:9). В горнем мире теперь ликование, Он уже пришел; и здесь, среди нас, Он ждет от всех евреев покаяния».

Незадолго до своей смерти в 1949 году Шнеерсон снова сказал: «Чего ждут люди? Избавление совершается!»

Мне понравилась идея о том, что Мессия появится вскоре. И если этот добрый раввин верил в возможность Его пришествия в 1930- 1940 годах, насколько ближе пришествие должно быть в 1990-м!

Чем больше я думал об этом, тем большее волнение охватывало меня. Если Мессия вот-вот появится, тогда я могу обратиться со всеми своими вопросами, включая 7-ю и 9-ю главы Книги Даниила, к Нему Самому! Мессия, несомненно, знает истину и сумеет объяснить все эти проблемы, тяжким бременем придавившие душу.

Спустя несколько недель мое волнение переросло в настоящую эмоциональную лихорадку, когда в июне 1990 года иешиву посетил один приехавший из Нью-Йорка раввин. Несмотря на очень длинную бороду, он был одет во вполне современный костюм, тогда как наши раввины обычно носили лапсердак. Тем не менее из-под пиджака у него виднелась кайма традиционных ортодоксальный цицит .

Стоя перед нами, раввин произнес приветствие, а затем сказал: «Хочу передать вам нечто от нашего великого раввина Шнеерсона». Зная, что раввин

Иосиф Ицхак Шнеерсон умер в 1949 году, я подумал, что наш гость имеет в виду его зятя и преемника, раввина Менахема Менделя Шнеерсона.

Гость достал письмо раввина Шнеерсона и прочел: «Что же еще могу я сделать, чтобы побудить весь еврейский народ к шумному протесту, способному приблизить пришествие Мессии? А теперь делайте все возможное, чтобы Мессия пришел, немедленно, здесь и сейчас».

Раввин обвел нас взглядом. «Почему раввин Шнеерсон говорит это?» -задал он вопрос. Мы молчали, так как не знали ответа. Тогда наш гость объяснил нам, что происходило внутри хасидского иудаизма в США в течение прошедшего года.

Шнеерсон внимательно изучал «Танию», написанную раввином Шнеуром Залманом в конце XVIII столетия. Согласно Залману, Мессия должен был прийти и спасти верующих евреев в начале второй половины VI тысячелетия (начало XVIII столетия), но к этому времени они не были найдены достойными. Однако поскольку Он не пришел в то время, то Его пришествия определенно следует ожидать перед концом текущего тысячелетия. Исходя из того, что пришествие Его неминуемо, раввин Шнеерсон особым образом занялся исследованием этой возможности.

«Третьего июня 1989 года раввин Менахем Мендель Шнеерсон заметил,

что числовая ценность будущего года формирует акроним еврейских слов «это

1 ‘з будет год чудес»» .

Волнение среди присутствующих нарастало по мере того как воодушевлялся сам раввин: «И этот год, как обнаружил раввин Шнеерсон, фактически в прошлом месяце, 12 мая (1990), имеет числовой эквивалент, равнозначный еврейским словам «Это будет год, когда Я (Бог), покажу вам чудеса»» (см. Мих.7:15).

Сидящий возле меня студент вскочил со своего места. «Равви! — вскричал он. — Что же, раввин Шнеерсон имеет в виду, что Мессия придет в этом году?»

Раввин молча кивнул. Аудитория будто взорвалась. «Ура! Он скоро придет, очень скоро!» — кричали все мы. Это была самая прекрасная новость за

всю мою жизнь. Если я понял раввина правильно, значит, Мессия придет к концу текущего еврейского года, в Рош Хашана, новогодний праздник в конце сентября. До Его пришествия оставалось всего три месяца!