Глава 18

Несмотря на то, что я принял Иисуса Христа как своего Спасителя и больше не ходил в иешиву, во мне сохранялся определенный страх перед крещением. Я не хотел, чтобы меня называли выкрестом. Тем не менее каждую субботу я приходил в адвентистскую церковь на Ямской, с удовольствием общаясь с христианами. Ближе всех мне был, конечно, Толик.

По субботам Толик посещал свою церковь, а в воскресенье обычно отправлялся в молодежный христианский центр под названием «Новая жизнь», где он выполнял обязанности переводчика. Этот центр открылся в 1990 году как многоконфессиональная евангелическая церковь. Кроме того, он служил базой для американских миссионеров, приезжавших в Советский Союз. Всем им требовались переводчики, которых в то время не хватало.

Меня восхищал свободный английский язык Толика. Мне тоже хотелось научиться говорить по-английски. Годы обучения в школе и университете практически не оставили во мне и следа каких-либо знаний этого языка. Поэтому я обратился за помощью к Толику.

Это нетрудно сделать, — сказал он, — хотя тебя годами учили без толку. То же самое было и со мной. Я теперь говорю по-английски, поскольку имел разговорную практику. Почему бы тебе не пойти в «Новую жизнь» в воскресенье? Там будет целая группа американцев и масса возможностей для общения.

Я с удовольствием согласился. В следующее воскресенье, прибыв вместе с Толиком в центр «Новая жизнь», я сразу же познакомился с большой группой американских старщеклассников и их учителем, Грэгом Грегори. Это были первые американцы, которых я встретил в своей жизни.

—         Май нэйм из Яша, — произнес я единственные доступные мне слова. Американские подростки сразу же окружили меня и стали что-то

наперебой говорить. Я не понимал абсолютно ничего, но всеми силами стремился к общению.

Этот случай вдохновил меня на активное изучение английского. Я стал брать частные уроки и каждое воскресенье вместе с Толиком посещал центр, где происходили богослужения на английском языке с синхронным переводом. Мои разговорные возможности быстро росли, и с каждым разом я все увереннее общался с самыми разными американскими миссионерами. Однако одно обстоятельство немного смущало меня: я встречал среди них баптистов, пятидесятников, пресвитериан и прочих, но ни разу не видел ни одного адвентиста седьмого дня. «Неужели в Америке нет адвентистов? — думал я. -Может быть, адвентистская церковь на Ямской — единственная подобная в мире?»

Я чувствовал себя в этой церкви совершенно на месте, убежденный, что она преподает здравое, основанное на Библии учение. Но как жаль, что это вероучение существует только у нас в Киеве!

В одну из суббот я решил поговорить об этом с пастором.

— Дело в том, — сказал он, — что в мире имеется приблизительно семь миллионов адвентистов, это одна из самых широко распространенных деноминаций. Мы верим в принцип, изложенный в 24-й главе Евангелия от Матфея, стих 14: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».

Бог хочет, чтобы Его Евангелие и Его закон стали известны всем людям в мире. Еще в Ветхом Завете мы находим слова Исайи: «Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:7). И наша Церковь откликается на Божий призыв проповедовать всем, поэтому адвентисты, несущие Благую весть, есть в 200 странах мира — это вторая по широте распространенности в мире деноминация.

— Кстати, — закончил пастор, — к нам в этот вторник приезжает американский проповедник для проведения евангельских встреч в Киеве. Приходи, пожалуйста, и, если захочешь поговорить с ним, я вас познакомлю.

Он протянул мне маленький листок-приглашение, на котором было напечатано: «Пастор Джон Роберт Спенглер приглашает вас в Дом органной музыки для совместного изучения Библии. Давайте будем вместе знакомиться с Иисусом», в назначенный день я направился в Дом органной музыки — бывший великолепный католический храм, построенный еще в XIX веке и с 1927 года являвшийся местом проведения концертов классической музыки. Встречи пастора Спенглера были первыми религиозными собраниями, состоявшимися в этом здании с 1920-х годов.

Спенглер сразу же понравился мне. Спокойный, ясно и логично излагающий библейские истины, он производил впечатление мыслящего человека. Какой радостью для меня было приходить на его проповеди вечер за вечером! Мне нравилось, что он, сопоставляя Ветхий и Новый Заветы, принимает всю Библию, а не только Евангелие как вечное Слово Божье.

И хотя встречи в Доме органной музыки продолжались всего пять вечеров, они побудили меня к более явному и определенному посвящению себя Иисусу. Мне хотелось лично поговорить об этом с пастором Спенглером, и после заключительной встречи я подошел к сцене, где вместе со Спенглером находился и наш пастор. Проповеднику уже нужно было уезжать, и потому я сначала обратился к пастору Юрию с вопросом о возможности беседы со Спенглером в данный момент. Пастор Юрий спросил только, не нужен ли мне переводчик. Я решил попробовать поговорить сам.

— Пастор Спенглер, — обратился я к проповеднику, — я — еврей и недавно пришел к заключению, что Иисус Христос — мой Мессия.

Глаза Спенглера расширились от удивления. По-видимому, он совершенно не ожидал таких слов. Видя, что он полон внимания, я с большей уверенностью продолжал:

— Но есть одно смущающее меня обстоятельство. Когда я пришел к христианству, то увидел много различных церквей, исповедующих Христа как Мессию, и растерялся, не зная, к какой?; из них я должен присоединиться.

— Думаю, к той, которая действительно следует Библии, — прозвучал ответ. Меня он не удовлетворил.

— Я определенно знаю, что не могу присоединиться к католической церкви, которая следует скорее традиции, чем Библии, но как быть состальными деноминациями? Все христианские церкви утверждают, что основываются только на Библии.

Спенглер, вероятно, почувствовал, что со мной нужно, говорить более конкретно, и потому спросил:

— Будучи евреем, пришедшим ко Христу, считаешь ли ты, что Десять Заповедей, включая заповедь о субботе, по-прежнему имеют значение и им следует повиноваться?

-Да, — ответил я, — у Павла в Послании к Евреям я прочитал, что для народа Божьего остается субботство.

— А ты знаешь хотя бы одну христианскую Церковь, которая соблюдает субботу? — последовал вопрос.

— Ну — у…я не очень сведущ в этой проблеме, — сказал я. — Здесь, в Киеве, субботу соблюдают в Церкви христиан адвентистов седьмого дня, но я встречал немало американцев в центре «Новая жизнь», которые также являются христианами, но субботу не празднуют. Мне неизвестно, соблюдает ли какая-то другая Церковь в мире, кроме адвентистской, субботу.

— Адвентистская Церковь существует не только в Киеве, — улыбнулся Спенглер. — Это всемирная Церковь, которая везде, во всех странах почитает заповеди Божьи и празднует субботний день. Лично я ничего не слышал о какой-либо еще христианской Церкви, которая была бы привержена этим принципам. Эта Церковь проповедует всем нациям, включая и евреев, а значит, ее проповедь и для тебя. Я вижу, что ты веришь в эти принципы, и потому мне больше нечего сказать тебе.

В тот вечер Дом органной музыки я покидал, буквально захлестнутый впечатлениями. Существует всемирная Церковь, верящая во Христа как Мессию и в то же время почитающая Десять Заповедей, в том числе и заповедь о субботе!

У выхода я дождался пастора Юрия Григорьевича и вместе с ним направился к станции метро. Я был страшно напряжен и взволнован, но, взяв себя в руки, произнес, стараясь говорить самым обычным тоном:

— Юрий Григорьевич, как я могу стать членом Церкви христиан адвентистов седьмого дня?

Мой вопрос явно пришелся по душе пастору, и он с готовностью ответил: «Продолжай посещать наши богослужения. Твое решение — очень серьезное дело, и ты должен знать, куда собираешься пойти. Если ты будешь после каждого богослужения оставаться, чтобы знакомиться с доктринами нашей Церкви, то, изучив их, сможешь принять крещение. Ближайшее крещение состоится 22 июня».

Я решил, что 22 июня 1991 года станет особым днем моей жизни. Ничто не должно помешать мне креститься.