Глава 5

Читать Книгу Даниила было почти так же интересно, как какой-нибудь увлекательный исторический роман — огромный истукан с золотой головой, три еврея, брошенные в раскаленную печь и оставшиеся живыми, помешавшийся царь, евший траву, таинственные письмена на стене дворца и Даниил, уцелевший в глубоком рву рядом с голодными львами.

Однако все эти впечатляющие истории особенно не задевали меня, пока я не добрался до главы 7, где Даниил описывает свой необычный сон. В этом сне он стоит на берегу моря и наблюдает, как из воды выходят четыре странных зверя. Первый — это лев с орлиными крыльями, но крылья у него неожиданно вырывают. Затем появляется медведь с тремя клыками в пасти, а за ним — барс с четырьмя головами и четырьмя крыльями на спине. Но это еще не самое страшное. Неожиданно ужаснейший зверь выходит из морской пучины. Я чувствовал, будто стою там же, вместе с Даниилом, когда читал об этом ужасном звере в стихах 7 и 8:

«И вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» «Ну и ну! Как странно!» — подумал я. Особенно озадачило меня описание маленького рога. Что это такое? Затем, когда я прочел стих 25, то нашел какие-то намеки на объяснение этого маленького рога: «И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон…»

«Любопытно», — подумал я. Маленький рог будет иметь какое-то отношение к святым Всевышнего. Конечно, «святые Всевышнего» — это евреи.

Кого еще мог назвать Танах «святыми Всевышнего», как не евреев? Я был уверен, что эти тексты описывают антисемитизм, но кто был вдохновителем его, кто этот маленький рог? Ответа я не знал.

День за днем в голове у меня неотступно вертелся вопрос: «Кто этот маленький рог? Кто преследовал евреев, пытаясь изменить их праздничные времена и закон?» Для меня это были насущные вопросы, потому что я сам пострадал от антисемитизма. С того времени мне удалось немало прочитать о его истории в России. Я часто задумывался, как может мой народ избавиться от него, но единственное, что приходило в голову, — это эмиграция в Израиль. Для меня стало настоящим открытием то, что Книга Даниила словно предсказала появление антисемитизма. Интересным было и то, что таинственный маленький рог вышел из ужасного четвертого зверя, который, как я понял из дальнейшего, представлял собой Римскую империю. Иосиф Флавий, Фейхтвангер и другие писатели сообщали, что римляне были первыми, кто упорно преследовал евреев. Но кто должен был прийти после римлян? Кто тот, кто продолжает преследовать евреев — «святых Всевышнего»? Чем больше я размышлял над этим вопросом, тем важнее становилось для меня найти ответ на него. Мне казалось: сумей я определить, кто этот маленький рог, можно было бы выявить корни современного антисемитизма.

Неотступно размышляя об этих проблемах, я продолжал посещать занятия в иешиве. Однако вопросы о 7-й главе Книги Даниила и о маленьком роге я держал при себе и просто слушал то, что говорилось на лекциях. Наступило время празднования Пасхи, по-еврейски Песах, наиболее священные дни во всем еврейском календаре, и раввин прочел нам лекцию о Песахе. Он объяснил историю первой Пасхи, которую евреи праздновали в Египте, в ночь своего избавления.

«Невидимый Бог явил Свое всемогущество египтянам, — говорил раввин, -Он наказывал их, но главная цель Его была не в этом. Бог стремился убедить евреев в том, что, будучи невидимым, Он присутствует с ними. Несколько поколений израильтян наблюдали, как египтяне служат своим богам, имевшим

самые разные обличья, такие, как жаба, овца или вол, и многие из евреев также принимали участие в этом идолослужении.

Агнец, которого они должны были съесть в ту пасхальную ночь, фактически символизировал египетские божества. И Бог хотел показать, что Он не присутствует ни в каком образе и что этот агнец — просто мясо и ничто иное. Мы должны помнить об этом, когда будем участвовать в пасхальном Седере9 и вспоминать чудеса невидимого Творца».

Слова раввина произвели на меня большое впечатление. «Каждый еврей, -продолжал он, — должен смотреть на себя так, будто это он лично участвовал в исходе из Египта. Евреем является тот, кто отождествляет себя с историческим опытом своего народа. Это можно было бы описать как своего рода внутреннюю конверсию, внутреннее духовное переживание избавляющей силы Божьей, достигающей нас посредством священного ритуала Седер. Тот, кто не разделяет этого опыта, может формально оставаться евреем, но он находится за пределами общины во всяком духовном смысле». Я сознавал важность и торжественность святого дня и хотел приобщиться к глубокомысленному и серьезному переживанию Пасхи.

Через две недели после празднования Песах в православное пасхальное воскресенье я очутился в центре Киева, и внимание мое привлекла огромная толпа у Владимирского собора. Многие люди, толпившиеся у храма, были пьяны. Заплетающимися языками они выговаривали друг другу традиционное «Христос воскресе!» и получали такой же ответ «Воистину воскре-се!» Эта картина произвела на меня удручающее впечатление.

Неожиданно мне пришла мысль о маленьком роге, который попытается изменить праздничные времена и Закон. Почему они празднуют языческий праздник, называемый ими Пасхой вместо Песах? В конце концов я знал, что все апостолы Христа были евреями. Раввин называл их предателями, но вначале все они были иудеями, включая Павла. Так вот, если все основатели христианской церкви были евреями, почему христиане празднуют языческий

ритуал Пасхи вместо священного служения Пасхи? И почему они соблюдают языческое воскресенье вместо субботы?

В одной из многочисленных исторических книг я прочел интересное письмо, написанное во II веке епископом Антиохийским. Он призывал христиан полностью порвать с евреями, изгнать всех евреев, принявших Христа, из церквей и отказаться от соблюдения еврейских обычаев, что, вероятно, и повлекло за собой замену субботы воскресеньем.

Чем больше я размышлял об этих вопросах, тем прочнее укреплялся в мысли, что христиане полностью изменили все священные дни, установленные в Танахе. Я знал, что Танах, или Ветхий Завет, как называют его христиане, является частью христианской Библии. Предполагая, что христианам известно, о чем там написано, я не мог понять, почему они не следуют ему.

«Кто изначально внес эти перемены?» — спрашивал я себя. Может быть, тот же, кто создавал христианскую Церковь. И, конечно, каждому известно, что создал ее человек по имени Иисус Христос. А если это был Он, то, должно быть, Он же научил людей изменить праздничные дни и закон! Я сразу подумал о памятном тексте из 7-й главы Книги Даниила. Не есть ли это ключ к разрешению волнующей меня тайны о маленьком роге и страшном звере? В течение четверти часа, стоя у собора св. Владимира и наблюдая за происходящим, я боролся с этими шокирующими мыслями. «Возмечтает отменить у них праздничные времена и закон», — проносилось в моем сознании. И Его последователи празднуют языческую Пасху вместо Песаха. Они соблюдают языческое воскресенье вместо субботы. И, конечно, поскольку Он изменил закон, Он же стоит и за всеми преследованиями евреев и антисемитизмом, потому что пророчество говорит: «Будет угнетать святых Всевышнего». Моя теория, казалось, вполне соответствует истории, потому что истребление евреев во время крестовых походов было организовано католической Церковью, а погромами в России мы были обязаны православию. Раввин в иешиве говорил нам, что папа римский активно поддерживал даже геноцид, проводимый гитлеровцами.

Я не сомневался в таком истолковании пророчества Даниила о маленьком роге. Взволнованный, я с облегчением чувствовал, что наконец проник в эту запутанную тайну. Более того, мучительный вопрос об антисемитизме получил свое разрешение. Теперь мне стало ясно, что делать. Необходимо всему миру сказать о том, что маленький рог — это ложный Мессия, Иисус Христос! А самое важное — я должен сказать евреям, что их главным врагом был не Гитлер, а Иисус Христос.