Глава 7

Я открыл книгу и прочел на титульном листе:

Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа

Перевернув следующую страницу и взглянув на содержание, я задумался -с чего же начать… Евангелие от Матфея не представлялось чем-то таким, во что мне хотелось бы вникнуть, потому что слово «евангелие» у меня ассоциировалось с православной литургией. Пропустив все четыре Евангелия, я увидел книгу под названием «Деяния Апостолов». Мне определенно не хотелось ничего знать о деяниях этих предателей! Мне уже достаточно было

известно. Затем следовал целый ряд посланий Павла, этого архипредателя10. «Да он немало написал писем», — думал я, перелистывая послания к Римлянам, Коринфянам, Галатам, Ефесянам… Что такого важного в этих письмах, что христиане включили их в Библию? Создавалось впечатление, что они прямо-таки поклонялись этому Павлу. Я не мог удержаться от воспоминаний о 54-х томах ленинских трудов.

Продолжая перелистывать страницы, я вдруг наткнулся на название, которое остановило меня: Послание к Евреям. К евреям? Как это может быть? Что вообще могли христиане сказать моему народу? Разве они не все сказали своими крестовыми походами? Меня озадачило, что христианский Новый Завет содержит письмо к евреям. Искушение узнать, о чем Павел писал евреям, было слишком велико, и я принялся читать.

Первые три главы, посвященные Христу, показались мне навязчивым призывом верить в Него. Неужели они действительно думают, что я вот так возьму и поверю? Почему я должен верить, полностью полагаясь на их слова?

Особенно раздражающими показались мне слова из 3-й главы (стихи 7-9): «Почему, как говорит Дух Святой, «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, вдень искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дела Мои сорок лет»».

«Вот это да! — подумал я. — Они пытаются использовать исход и события в пустыне против меня. Конечно, у евреев были проблемы с повиновением Богу в пустыне, но у этих христиан нет никакого права утверждать, что тот же самый голос Бога теперь просит меня верить во Христа, и что, сопротивляясь этому призыву, я ожесточаю свое сердце, подобно евреям на пороге обетованной земли!» Меня крайне раздражало, что Павел пытается сравнивать неверие израильтян в пустыне с моим отказом поверить во Христа как в Мессию. Я не видел никакой связи между этими вещами и негодовал на такую параллель. Однако, несмотря на свой гнев, я продолжал читать Послание к Евреям и нашел 4-ю главу скорее озадачивающей, чем раздражающей. Стих 4 особенно привлек мое внимание: «Ибо негде сказано о седьмом дне так: «и почил Бог в день

седьмой от всех дел Своих»». Это совершенно сбило меня с толку. Как в христианском письме могут использоваться аргументы, основанные на субботе? Дальше — больше: Павел не только цитировал Тору (см. Быт 2:2; Исх. 20:11), но в стихе 9 писал: «Посему для народа Божия еще остается субботство». И, конечно, я знал, что народ Божий — это евреи.

Изумленный, я не мог разрешить эту новую загадку. Либо Послание к Евреям противоречило всему Новому Завету, либо Христос и Новый Завет не запрещали празднование субботы.

Я помнил слова раввина от том, что христианские миссионеры, вручающие Новый Завет евреям, желают, чтобы евреи отреклись от своей веры и перестали быть евреями. Но как эта книга могла заставлять меня отречься от моего еврейства, если в Послании к Евреям она говорила, что «народ Божий» должен соблюдать субботу? Но еще более непонятным оказалось то, что Павел сказал в конце 4-й главы: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего» (стих 14). А это как могло быть? Если бы Сам Христос, думал я, услышал, что Павел называет Его еврейским Первосвященником, то Он, наверное бы, не обрадовался! Я думал, что Христос был врагом евреев и подобный титул явился бы для Него большим оскорблением. И потом — что имел в виду Павел, говоря «будем твердо держаться исповедания нашего»? Ведь он был еврей и писал евреям, а разве нашим исповеданием не является иудаизм? В таком случае как следует понимать слова раввина о том, что Павел был самым величайшим предателем еврейской веры? Если бы он пытался отвратить меня от еврейства, то зачем советовал продолжать соблюдать субботу и держаться моего исповедания?

Чем дальше я читал Послание к Евреям, тем больше удивлялся. На страницах этого послания Павел продолжал все теснее связывать Христа с иудейским храмовым служением. В моем сознании это были несовместимые вещи. Как мог Иисус Христос выполнять так много ролей в храмовом служении? Как Он, враг евреев, мог быть их Первосвященником? Казалось, что

все эти беспокойные вопросы и идеи не стыкуются между собой, и где найти на них ответы, я не знал.