Библиотека soteria.ru
Комментарии МакАртура — 1-Коринфянам
Джон МакАртур
Дата публикации: 04.09.16 Просмотров: 34393 Все тексты автора Джон МакАртур
Глава 15. Христианская свобода и вольность половой жизни (6:12-20)
«Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и. Господь для тела Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть». А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом). Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (6:12-20).
Свобода во Христе — это истина, которую Павел никогда не уставал подчеркивать. «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства… К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5:1, 13). Он постоянно радовался освобождению «в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:21). Верующие находятся «не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:14). Мы спасены не своими делами, и продолжаем оставаться спасенными не благодаря делам: «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: Не от дел». Умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить (Богу) в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 2:6).
Одна только Божья благодать спасает, и только благодаря ей одной мы остаемся спасенными. Христиане оправданы, они остаются праведными и святыми в глазах Божиих (Рим. 4:22-25). Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их (Тим. 8:33). Христианин не может совершить ни одного такого греха, который не был бы уже покрыт Божьей благодатью. Ни одно обвинение, выдвинутое против верующего, не устоят. Бог — это высший Судия, и Он объявил, что верующие праведны. Выше аппелировать некуда. Это решает дело.
Коринфской церкви много раз приходилось слышать эту истину, пока среди них находился Павел, и они использовали ее как теологическое оправдание греха. Они пренебрегли предостережением: «только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5:13), которое, конечно, слышали от Павла. Когда Павел говорил о христианской свободе, речь всегда шла о свободе от дел праведности — то есть от необходимости заслужить себе спасение самому, добрыми делами, — будь то по закону Моисея, по фарисейским традициям или по любым иным установлениям. Коринфяне извратили эту истину, чтобы оправдать свои грехи. При этом они, возможно, прибегали к тому же аргументу, который предвидел Павел, объясняя учение о благодати римским верующим: «Что же скажем? оставаться ли нам во грехе, чтобы умножилась благодать?» (Рим. 6:1). Они притворялись, что у них есть теологическое оправдание, для того, чтобы жить, как им было угодно.
Может быть, у них и был философский аргумент, которым они оправдывали свой грех; и, скорее всего тот, что подразумевается в 6:13: «Пища для чрева, и чрево для пищи». Большая часть греческой философии рассматривала все физическое, в том числе и человеческое тело, как нечто, в основе своей плохое, а потому и не имеющее никакой ценности. Что было сделано с телом или что было причинено телу — это не имело значения. Пища была пищей, живот -животом, а секс — сексом. Половая жизнь для них была такой же физиологической функцией, как и еда, и должна была употребляться, как употреблялась пища: для утоления аппетита.
Как и многие в наши дни, коринфские христиане рационально объясняли, почему у них такой грешный образ мыс-лей и такие грешные привычки. На это у них ума хватало: подыскивать аргументы, кажущиеся хорошими, для плохих дел. Кроме того, общество, в котором они жили, было отъявленно безнравственным: в этом обществе царили такие обычаи, вроде храмовой проституции, которые фактически прославляли внебрачные половые отношения. Иметь сексуальные отношения с проституткой в Коринфе было столь обычным делом, что для такого поведения было даже особое название: «коринфничать». Многие верующие прежде вели такой безнравственный образ жизни, и для них порвать с их прежними привычками было трудно, а скатиться к ним снова — легко. Так же, как им было трудно отказаться от своей любви к человеческой мудрости, от своей секулярности, гордости, духа разъединения и от привычки подавать друг на друга в суд, им было трудно отказаться и от безнравственности в половой жизни.
В 6:12-20 Павел показывает три негативные стороны греха в половой жизни: во-первых, такой грех вреден для любого, участвующего в нем; во-вторых, он приобретает власть над теми, кто позволяет себе удовольствие заниматься таким грехом, и в-третьих, он извращает намерения, которые имеет Бог относительно тела.
Грех половой жизни вреден
«Все мне позволительно, но не все полезно» (6:12а)
Утверждение «все мне позволительно» было, может быть, распространенной в коринфском либеральном обществе поговоркой. Павел позаимствовал ее — и, заставляя ее показать себя с невыгодной стороны, говорит: «И мне все позволительно, тоже. Каждый грех, который я совершу, мне простится». Но это не значит, что какой-либо грех мог бы быть правильным или хорошим или мог бы привести к чему-либо правильному или хорошему. Грех никогда не может быть ценным или приносящим пользу. Слово «полезно» («сумферо») означает — приносить благо. В том смысле, что верующие свободны и больше не находятся под властью закона — никоим образом — все им позволительно. Но расплата за совершение некоторых поступков ужасно высока, последствия некоторых поступков чрезвычайно неполезны. Грех никогда не приносит выигрыша, а проигрыш он приносит всегда.
Тот конкретный вид греха, который имеет в виду здесь Павел, это — грех в половой жизни. Ни один другой грех не имеет в себе столько хитро спрятанных ловушек, не обладает такой разрушительной силой. Этот грех разбил больше браков, погубил больше семей, вызвал больше болезней и сердечной боли и испортил больше жизней как алкоголь и наркотики, вместе взятые. Этот грех ведет к тому, что люди начинают лгать, воровать, мошенничать, убивать, клеветать, сплетничать, становятся ожесточенными, полными ненависти и непрощения.
Нигде не говорится об опасностях этого греха ярче и убедительнее, чем в Притчах. «Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее» (Прит. 5:3). Истина, лежащая в основе этих стихов, относится к блуднице или к любой женщине, которая пытается соблазнить мужчину. Она относится также и к мужчине, который пытается соблазнить женщину. Суть в том, что половое обольщение крайне соблазнительно и обладает могучей силой. Кажется, что это — что-то милое, приятное и хорошее. Оно не обещает ничего, кроме наслаждения и удовлетворения. Но его последствия «горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый. Ноги ее (чужой жены) нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостижимы, и ты не узнаешь их» (ст. 4-6). Первый признак греха в половой жизни — это обман. Этот грех никогда не дает того, что обещает. Предлагает он большое удовлетворение, но приносит большое разочарование. Он претендует на то, что он-то и дает чувство настоящей жизни, но на самом деле он — путь к смерти. Незаконные половые отношения всегда — «непостижимы». Участвующих и этих отношениях не связывает ничто, кроме временного и безличного удовлетворения физических импульсов. Это -непрочный цемент. Другая трагедия, которую приносит этот грех, в том, что часто люди, состоящие в незаконных половых отношениях, «не знают», что эти отношения не-стабильны, не сознают, — и, возможно, в течение долгого времени, что их отношения не могут не угаснуть однажды.
Так они все глубже и глубже увязают в болоте этих обреченных взаимоотношений, и, чем дольше они остаются в этой западне, тем губительнее и мучительнее оказывается конец этих отношений.
Однако те, кто считает всякий секс в основе своей явлением негативным, так же далеки, от истины, как и те, кто считает, что всякий секс в основе своей явление положительное и позволительное. Бог не против секса. Он Сам создал его и благословил. Когда половая жизнь протекает исключительно в рамках брака, как и задумал Господь, она прекрасна, она обладает утоляющим и стабилизирующим воздействием. «Источник твой да будет благословен — говорит Писание, — и утешайся женою юности твоей… любовью ее услаждающейся постоянно» (5:18-19).
Как же избегнуть половых связей вне брака? Совет Библии прост: не приближайся к тем лицам и к тем местам, которые могли бы вовлечь тебя в беду. «Держи дальше от нее путь. твой, и не подходи близко к двери дома ее» (Прит. 5:8). Когда жена Потифара ежедневно соблазняла Иосифа, он отказался не только «спать с нею», но и «быть с нею» (Быт. 39:10). Когда она попыталась принудить его к прелюбодеянию и сорвала с него одежду, он «оставив одежду свою в руках ее, побежал, и выбежал вон» (ст. 12). Для объяснений и споров было не время — пора было бежать. Когда мы невольно. оказываемся в подобной ситуации, единственное разумное, что мы можем сделать — это выбраться из нее как можно скорее. В страсти нет ничего рационального или разумного, и ситуаций, опасных в половом отношении, надо избегать, а не рассуждать о них.
Незаконные половые отношения приводят к потере здоровья, к потере владений, к потере чести и уважения. Это не значит, что каждый, замешанный в такие отношения, непременно терпит все эти убытки, но это лишения, ожидающие тех, кто упорствует в этом грехе. Злоупотребляющему сексом придется обнаружить, что он здоровье свое отдал «другим», и лета свои — «мучителю», что «насыщались силою» его «чужие», и что он будет «стонать» «после, когда плоть (его) и тело (его) будут истощены» (Прит. 5:9-11). «Краденые воды» половых отношений вне брака «сладки, и утаенный хлеб приятен», но «мертвецы там» (Прит. 9:17-18). Грех в половой жизни — это ситуация, в которой не может быть выигрыша. Он никогда не приносит пользы и всегда приносит вред.
Бог смотрит на половую безнравственность чрезвычайно серьезно. Из-за этого греха в Израиле «в один день погибло… двадцать три тысячи» (1 Кор. 10:8). Давид был человеком по сердцу Бога, через него Бог руководил Израилем и даже писал Писание. Но, согрешив, Давид не был освобожден от последствий своего греха. Он совершил прелюбодеяние с Вирсавией, и она забеременела. Тогда Давид подстроил, чтобы ее муж был убит в бою, и взял Вирсавию себе в жены. «И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа» (2 Цар. 11:27). Устами Своего пророка Нафана Бог сказал Давиду: «Итак, не отступит меч от дома твоего вовеки, … вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего», и «умрет родившийся у тебя сын» (12:10-11, 14). Давид платил за этот грех почти каждый день своей жизни. Несколько его сыновей были мятежниками,, мстили и завидовали, и в основном его семейная жизнь была трагической бойней.
Давид покаялся и был прощен. «Господь снял с тебя грех твой», — сказал ему пророк (2 Цар. 12:13), но Господь не снял с него последствий греха. После этого события царь Давид написал Псалом 50, полный благодарности, но также и глубокого раскаяния, мучительных угрызений совести. Он испытал чудесное и великодушное прощение Божье, но он также и сумел разглядеть ужас своего греха. «Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал» (ст. 6). Божья благодать свободна изливаться на любого, но цена греха велика.
Грех в половой жизни порабощает
«Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (6:12б)
По благодати Христовой Павел был свободен делать, все. что ему было угодно. Но он отказывался позволить чему-либо или кому-либо, — кроме Христа — обладать собою. Он не хотел, чтобы его поработила какая бы то ни было привычка, или какой-нибудь обычай, — не говоря уже о грехе. «Грех не должен над вами господствовать; ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:14).
Ни один грех не обладает такой властью поработить человека, как грех в половой жизни. И, чем больше ему потворствуешь, тем более он тобой овладевает. Часто все начинается с небольших неосторожностей, что ведет ко все большим неосторожностям -ив конце концов — к вопиющему пороку. О том, как может усугубляться грех, повествует первый Псалом: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей» (стих 1). Когда мы охотно общаемся с грешниками, мы скоро начинаем терпеть грех, а затем — и сами им занимаемся. Как и всякие другие грехи, которым не оказывают сопротивления, грехи в половой жизни будут усугубляться и в конце концов испортят и погубят не только людей, непосредственно грешащих, но и многих невинных, связанных с ними.
Для коринфян грехи в половой жизни не были чем-то незнакомым; к несчастью, многие верующие стали к ним возвращаться. Они дали своим собственным плотским желаниям овладеть собою — якобы во имя христианской свободы.
Обращаясь к фессалоникийцам, Павел писал: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в тягости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4:3-5). Контекст указывает, что «сосуд» здесь — синоним тела, а не жены, как считали многие толкователи. Каждый верующий должен правильно владеть своим собственным телом, правильно управлять им. Если мы живем в Духе, мы «духом» умерщвляем «дела плотские» (Рим. 8:13).
Управлять самим собой — это совсем не так легко, как нам порой кажется. Многие люди обманываются представлением о том, что они сохраняют абсолютный контроль над своими мыслями и поступками, просто потому, что они всегда делают то, что хотят. По сути дела, однако, это их желания и страсти диктуют им, что делать, а они соглашаются. Они — не хозяева своих желаний, а их покорные рабы. У таких людей плоть управляет духом.
Павел сам свидетельствует: «я… усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27). Слово «усмирять» буквально означает «ставить синяк под глазом» или «бить по лицу до того» что оно станет синим и черным». Чтобы не дать своему телу поработить его, Павлу пришлось самому поработить свое тело. Иначе он стал бы недостойным спасения, святой жизни, не подходящим для действительно полезного служения Богу.
Грех половой жизни извращает
Грех в половой жизни не только причиняет вред грешникам, не только овладевает ими, но он еще и извращает. И особенно он извращает Божий план и Его намерения о том, каким должно быть тело угодного Ему человека. Тело христианина — для Господа, оно — член Христа, и оно — храм Святого Духа. Тело для Господа. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (6:13-14).
Пища и чрево созданы Богом друг для друга. Их взаимоотношения — чисто биологические. Похоже на то, что коринфяне использовали этот факт для оправдания своей половой безнравственности. Греческий текст буквально гласит: «пища — животу, живот — пище». Возможно, это была популярная в те дни поговорка, превозносившая представление о том, что «секс ничем не отличается от еды: живот был создан для еды, а тело — для секса». Но Павел, приведя эту поговорку, тут же и останавливает коринфян. «Что живот и пища были созданы друг для друга, это правда, — говорит он, — но правда и то, что отношения между животом и пищей — чисто временные. Однажды, когда они исполнят свое предназначение, Бог уничтожит и то, и другое. Этому биологическому процессу в вечности места не будет.
Но с самим телом дело обстоит не так. По замыслу Бога, тела христиан предназначены не только для биологического функционирования. Тело же не для блуда, но для Господа; и Господь для тела. Павел придумал поговорку получше. Тело, по Божьему замыслу, должно быть инструментом Господа: Господь должен использовать тело к Своей славе.
Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Наши тела предназначены не только для того, чтобы служить в этой жизни, но и для служения в жизни будущей. Это будут преобразившиеся тела, воскресшие тела, прославленные тела, небесные тела, но все же это будут наши собственные тела.
Пища и живот связаны только горизонтальными, временными отношениями. Со смертью эти взаимоотношения кончаются. Но наши тела — не только биологические объекты, а нечто гораздо большее. Что касается верующих, их тела обладают также и духовными, вертикальными отношениями. Они принадлежат Богу и они навсегда будут пребывать с Богом. Вот почему Павел говорит: «Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который униженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Фил. 3:20-21). Нам нужно серьезно позаботиться об этом теле, питому что оно воскреснет в славе, чтобы стать инструментом, который понесет наш вечно славный и чистый дух через вечность.
Тела — члены христовы
Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть». А соединяющийся с Господом есть один дух, (с Господом). Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела» (6:15-18)
Тело верующего не только для Господа, теперь и в будущем; оно еще и является частью тела Самого Господа, суть члены Христовы Христос поставлен «выше всего, главою Церкви, Которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф 1:22-23) Мы многие составляем одно тело во Христе (Рим 5) суть живые духовные храмы, в которых живет Христос.
Из этого логически вытекает следующий пункт, который Павел хочет подчеркнуть, для христианина совершить грех прелюбодеяния — значит сделать члены Христа… членами блудницы Это для Павла просто недопустимо, — Да не будет!
Частью интимных отношений является соединение по плоти, союз- мужчина и женщина становятся одной плотью. Это указывает на то, что самое существенное значение фразы одна плоть (см Быт 2:24 и т.д.) — это половой союз. В своих письмах из Скрютейпа К.С.Льюис говорит, что каждый раз, когда мужчина и женщина вступают в половые отношения между ними возникает духовный союз, которым надо вечно наслаждаться — или который приходится вечно терпеть Бог принимает всерьез грех в половой жизни, потому что он портит и разбивает духовные взаимоотношения, — и человеческие, и божественные.
Человек, принадлежащий Христу, есть один дух с Господом Это утверждение исполнено глубокого значения и подразумевает нечто удивительное. Но здесь Павел использует его, чтобы показать, что христианин, совершающий блуд, вовлекает в него и своего Господа. Прелюбодеяние — это грех, достойный порицания, особенно когда совершается верующим Ведь верующий таким образом оскверняет Иисуса Христа, с Которым един (ср. Иоан. 14:18-23; 15:4, 7; 17:20-23) Раз мы едины со Христом, а блудник един с тем, с кем он прелюбодействует, Христос, по рассуждению Павла, помещается в немыслимое положение. Христос лично не может быть запятнан грехом — так же, как луч солнца, освещающий кучу отбросов, сам от этого не становится грязнее. Но репутация Христа из-за такого общения оказывается запятнанной.
Совет Павла относительно греха в половой жизни тот же, что и совет Соломона в книге Притчей: Бегайте блуда. Настоящее время повелительного наклонения, употребленное в греческом подлиннике глагола, указывает, что избегать блуда надо постоянно и продолжать до тех пор, пока опасность не пройдет Когда мы оказываемся в опасности блудодеяния, ни спорить, ни дебатировать, ли объяснять не время; и чего уж совсем не следует делать — это пытаться рассуждать рационально Такую ситуацию не следует рассматривать как брошенный нам духовный вызов, который следует принять, чтоб с честью выйти из испытания. Ее надо рассматривать как духовную ловушку, как капкан, в который надо не попасться. Надо убираться подобру-поздорову, и как можно скорее. Павел не разъясняет, что он имеет в виду, говоря: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела. По-моему, Павел хочет сказать, что, хотя грех в половой жизни — не обязательно наихудший из всех грехов, он — самый уникальный по своему характеру. Он возникает, поднимаясь из глубин тела, и устремлен на личное удовлетворение. Он притягателен, как ни один другой стимул, и, осуществившись, воздействует на тело, как ни один другой грех. Он обладает способностью погубить личность изнутри, как ни один другой грех. Поскольку половая близость — это глубочайшее соединение двух личностей, злоупотребление в половой сфере наносит вред глубочайшему уровню человеческой личности. Это -не психологический анализ, но факт, открытый свыше. Половая безнравственность гораздо губительнее, чем алкоголь, губительнее, чем наркотики, губительнее, чем преступление.
Несколько лет назад ко мне в бюро пришла шестнадцатилетняя девушка — в полном отчаянии. Она совершила столько грехов в половой жизни, что чувствовала себя совершенно обесценившейся. Она не глядела в зеркало месяцами, потому что не могла вынести вида собственного лица; а мне она показалась скорее сорокалетней, чем шестнадцатилетней. Она находилась на пороге самоубийства — не хотела жить больше ни дня. Я был особенно рад тому, что мне удалось привести ее к Иисусу Христу и увидеть, какое преображение Он совершил в ее жизни. Она сказала: «Впервые за многие годы я чувствую себя чистой».
Многие из коринфян нуждались в том, чтобы вновь пережить это очищение.
Тело — это храм Святого Духа
«Hе знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляй Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (6:19-20).
Поскольку мы — христиане, наши тела принадлежат не Павел придает этому стиху разящее жало, оформляя как саркастический вопрос. Наши тела — Господни, члены Христовы и храм Святого Духа, Который был дан Богом, чтобы пребывать в нас. Итак, Павел призывает к чистоте в половой жизни не только из-за того, что грех воздействует на тело, но и потому, что тело, на которое воздействует грех, самому верующему даже и не принадлежит. Если мы поймем, какая реальность стоит за фразой живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, это должно пробудить в нас такое же стремление посвятить себя чистоте, какое могло бы в нас пробудить любое знание божественной истины.
Прелюбодеяние в церковной аудитории по сути ничуть не хуже, чем прелюбодеяние где бы то ни было. Преступление совершается внутри Божьего святилища, когда бы и где бы оно не совершалось верующими. Каждый акт прелюбодеяния, совершенный христианином, совершается в Божьем святилище: в его собственном теле. «Ибо вы храм Бога живого» (2 Кор. 6:16). На тот факт, что христиане — это место пребывания Святого Духа, указывается в Иоан. 7:38-39; 20:22; Деян. 1:8; Рим. 8:9; и 1 Кор. 12:3. Факт, что Бог послал Святого Духа, утверждается в Евангелие от Иоанна 14:16-17; 15:26; и в Деяниях 2:17, 33, 38.
Мы больше не принадлежим себе, потому что мы были куплены дорогою ценою. Мы были «не тленным серебром или золотом искуплены… от суетной жизни, преданной (нам) от отцов, Но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1 Пет. 1:18-19).
Тела христиан — это Божий храм, храм, где следует совершать богослужения. Поэтому главная, высшая цель тела верующего — в том, чтобы прославлять Бога. В таких словах -призыв жить так, чтобы наша жизнь оказывала честь Божественной личности — Тому, Кто один достоин нашего послушания и восхищения.
Мне вспоминается такой случай. Один мой друг как-то раз повел приятеля, приехавшего в гости, в большой католический собор. Гость хотел помолиться перед статуей своего любимого святого. Но, подойдя к этой статуе, он был поражен, не найдя там свечей, а вместо свечей обнаружив объявление, гласящее: «Богослужение отменяется: закрыто на уборку». То же самое происходило и с коринфянами: в них не было чистого места, куда бы мог сойти дух свыше, у них не было места, где ищущие души могли бы помолиться. По сути, и их следовало бы закрыть на уборку. Так дольше не могло продолжаться, говорит им Павел.